Влияние игры на речевые навыки дошкольников
Оценка 4.9

Влияние игры на речевые навыки дошкольников

Оценка 4.9
Памятки
docx
17.10.2023
Влияние игры на речевые навыки дошкольников
Функции игры для речи дошкольников
Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников.docx

 Влияние игры на развитие речевых качеств дошкольников

Общение, как известно, первый вид социальной активности. Сначала возникает через викарное научение (прямое подражание), а затем через вербальное научение (словесные инструкции). Тем самым приобретается основной жизненный опыт ребенка.

 Онтогенетическое развитие общения у детей дошкольного возраста проходит пять основных этапов:

1. От рождения до 2-3 месяцев – контактное общение, служащее средством удовлетворения потребностей. Средствами общения выступают мимика и жестикуляция.

 2. От 2-3 до 8-10 месяцев - познавательное общение (начальный этап), связан с появлением потребностей в новых впечатлениях.

 3. От 8-10 до 1,5 лет - вербально - невербальное общение, обслуживающее когнитивные потребности. Средства общения язык.

 4. От 1,5 до 3 лет – зарождается деловое и игровое общение, связанное с предметной и игровой деятельностью.

 5. Возраст от 3 до 6-7 лет - деловое и личностное общение. Становление произвольности в выборе средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игр

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. 

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения.

Поэтому в ДОУ большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. 

Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы:

1.Словесные (рассказ, беседа, составление рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений).

2.Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, разыгрывание театрализованных сценок).

3.Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций , театрализация с участием детей).

4.Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно - ролевые, здоровьесберегающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры).

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении  происходит в игре. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительный процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют эти игры развивающими.

Они используются логопедами в практике при:

  • исследовании словаря и словообразовательных процессов;
  • исследовании грамматического строя речи;
  • исследовании связной речи (картинки с фабульным развитием);
  • исследовании звукопроизношения;
  • исследовании понимания логико-грамматических отношений и т.д.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы.

Среди дидактических игр преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки, два яблока …). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машинки (легковую, грузовую) и т.д.). Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственных расположением, формой.

В лото ребенок должен по картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких картинках. Тематики лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Сказки». Логопедическое лото-мозаики помогает закрепить правильное произношение звуков. В процессе игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру может проводить взрослый (педагог, логопед, один из родителей) с группой детей и индивидуально. Во время игры ведущий обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться красиво, правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей.

В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков.

Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки:

– дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»;

– игры-инсценировки помогают разговорить ребенка при обследовании, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т.д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы логопеда и отработает (автоматизировать) звуки.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками).

Для детей 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. И логопед может провести консультацию с родителями, воспитателями о помощи таких игр в развитии ребенка. Ведь в них воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве, это поможет при исследовании логико-грамматических отношений (поставь предмет за, перед – кеглей; правый верхний угол и т.д.).

Во время логопедического обследования эти развивающие игры помогут, играя выявить речевые нарушения у детей с ОНР.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания [10].

Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, отличаются воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь (логопед может положить в мешочек игрушки с различными звуками (на определенный звук) дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка), старшие – составляют описательный рассказ, классифицируют предметы по заданным признакам.

Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов которые делятся на части.

Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.

В настоящее время популярны пазлы (от англ. – игра на выдержку), где картинки разделены на множество частей (от 32 до 250). Автор – английский гравер Д. Спилсбари.

Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми.

С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление.

Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения («что было бы, если бы …? была все время весна? не было воды? и т.д.) разработанные А. И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение.

Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры лучше начать с создания игрового образа, по окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой ребенка, подчеркнув, как интересно или было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто выиграл.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть и являются составной частью занятия, а в раннем возрасте – основной формой организации учебного процесса.

 


 

Влияние игры на развитие речевых качеств дошкольников

Влияние игры на развитие речевых качеств дошкольников

Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы: 1

Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы: 1

Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственных расположением, формой

Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственных расположением, формой

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения

Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения («что было бы, если бы …? была все время весна? не было воды? и т

Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения («что было бы, если бы …? была все время весна? не было воды? и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023