Исследовательский проект на тему:
«Влияние молодёжных субкультур на изменения английского языка»
Оглавление
Введение
Глава 1. Субкультуры XXI века
1.1. Понятие субкультуры. История возникновения и развития субкультур
1.2. Характерные черты субкультур
1.3. Имиджевые субкультуры
1.3.1. Стимпанк (steampunk)
1.3.2. Киберготы
1.3.4. Мода Лолита
1.3.5. Visual Kei
1.3.6. Fruits (стиль харадзюку)
1.4. Музыкальные субкультуры
1.4.1. Рокеры
1.4.2. Панк (punk)
1.4.3. Готика
1.5. Политические и мировоззренческие субкультуры
1.5.1. Скинхеды («бритоголовые»)
1.5.2. Инди
1.5.3. Яппи (Yuppie)
1.5.4. Эмо
Глава 2. Стимпанк как субкультура, ставшая отдельным направлением в современной культуре, литературе, искусстве, дизайне и кинематографе
Глава 3. Сленг как отражение влияния субкультур на современный английский язык
Глава 4. Сценарий тематического урока английского языка для учащихся 10-11 классов на тему: «Субкультуры XXI века и их влияние на современный английский язык»
Приложение 1. Презентация тематического урока-семинара по субкультурам ХХI века.
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с понятием «субкультура». Что такое субкультура и почему многие подростки становятся представителями тех или иных субкультур? Какие существуют виды субкультур, как эти субкультуры появились и как развиваются?
Данная работа посвящена интересной теме «Влияние субкультур на современный английский язык».
Актуальность моей работы заключается в том, что она позволит старшеклассникам познакомиться с историей и разновидностями субкультур и их влиянием на современный английский язык.
Объектом исследования являются современные субкультуры.
Предмет исследования - влияние субкультуры на современный английский язык.
Цель:
Определить причину возникновения и развития субкультур и их влияние на современный английский язык. Для реализации поставленной цели, мной были выдвинуты следующие задачи:
Теоретические:
1.Собрать и проанализировать информацию,
2. Анализ и синтез полученных данных.
Эмпирические:
1. Провести анкетирование и интервьюирование старшеклассников и преподавателей английского языка.
2. Создать сценарий и подготовить презентацию для тематического урока-семинара по страноведению.
В исследовании были использованы следующие методы:
- Анкетирование с целью сбора дополнительной информации по теме исследования.
- Интервьюирование (формализованное интервью) с целью получения мнения специалиста по данной теме.
- Обобщение данных в ходе работы с информацией
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с понятием «субкультура». Что же это такое и почему многие подростки становятся частью тех или иных субкультур? Какие существуют виды субкультур? Как субкультуры влияют на подростков?
Впервые в 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры.
Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Субкультура – это “под” культура. Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур.
Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых) или профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.). В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, иногда социальные институты.
С понятием субкультуры иногда путают понятие хобби — увлечения человека каким-либо занятием. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом (неформальное) субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому жанру, фильму, книге, сериалу и т.д.), но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов.)
Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер. Это вызвано как происхождением субкультур, так и стремлением противопоставить ее основной субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.
Для того чтобы выявить специфику влияния субкультуры на развитие личности подростка, необходимо рассмотреть различные виды современных молодежных неформальных движений. Ведь каждое из направлений подростковых группировок проявляет свои, отличные от других, особенности поведения.
Современные субкультуры можно разделить на 3 основные группы:
· имиджевые субкультуры;
· музыкальные субкультуры;
· мировозренческие субкультуры.
Представьте себе на секунду мир, где техника вышла на удивительно новый уровень, мир погряз в выхлопных газах и фабричных выбросах, и добавьте к этой картине нотку декаданса и людей, облаченных в костюмы прошлых столетий. Да-да, все это называется steampunk. Все шире эта субкультура проникает в музыку, дизайн, графику и т.д.
Современные поклонники стимпанка используют в одежде и декоре его элементы. В одежде это, в основном, карманные часы, очки-гогглы, зонты. Отчасти в моде стимпанка присутствуют детали стилей готик-лолиты, готического аристократа и викторианства. Многие проводят параллель между стимпанком и нео-викторианством, в коем эстетика викторианства тесно переплетается с современными технологиями. Для более глубокого понимания атмосферы можете ознакомиться с фильмами «Опочтарение», «Дикий, дикий Вест», «Хранители времени».
К имиджевым субкультурам относятся и киберготы. Атрибуты киберготической субкультуры весьма своеобразны, особенно в одежде, где чёрный цвет сочетается с яркими аксессуарами кислотных оттенков. Особое внимание уделяется невообразимым причёскам самых разных цветов – от бирюзового до оранжевого. Весьма популярны дреды, из которых сооружаются сложные конструкции (кибер-локи). Одеяние кибер-гота немыслимо без сварочных очков, респираторов, металлической фурнитуры и прочих «запчастей». Нередко присутствуют и элементы милитари-стиля, часто используются знаки радиоактивной и биологической опасности. Обилие пирсинга и татуировок в самых необычных местах также приветствуется.
Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода. Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода.
Мода Лолита – японская субкультура, основанная на стиле времён Викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи Рококо. В некоторые подстили были добавлены элементы готической моды. "Лолита"- одна из самых популярных субкультур Японии, оставившая след в моде, музыке и культуре. Костюм "Лолиты", как правило, состоит из юбки или платья длиной до колена, головного убора, блузы и высокой обуви на каблуках (или же ботинок на платформе).
Точного времени появления стиля не известно. Вполне вероятно, что это движение появилось в конце 1970-х, когда известные лейблы Pink House, Milk и Angelic Pretty начали продавать одежду, ставшую праобразом будущего стиля. В 1990-х годах, стиль "Лолита" стал популяризироваться, благодаря группе Malice Mizer, точнее ее гитаристу и одному из лидеров Мана и другим музыкальным группам, использующим в своей творческой деятельности стиль Visual kei. Сегодня "Лолита" является одной из самых востребованных субкультур в Японии.
Visual Kei (яп. Видзюару кэй) — субкультура, возникшая на базе японского в 1980-е. «Visual kei» означает, буквально, «визуальный стиль». Так начали именовать себя музыканты из Японии, использовавшие необычную атрибутику, основной целью которой было шокировать зрителя визуально: накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Таким образом, музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл.
История Харадзюку началась в конце Второй мировой войны. Американские солдаты и их семьи начали занимать область, на которой сейчас находится Харадзюку. И молодые японцы в этой области стали приобщиться к западной культуре, то это место стало её символом.
Фрутс - это стиль, сочетаемый все самое несочетаемое, как бы это странно не звучало. Стиль зародился в Харадзюку, благодаря местному журналу моды с названием "FRUITS!". Стиль сочетает в себе часто самодельные фенечки, вещи от мировых брендов, скомбинированные с вещами из секонд-хенда...
К представителям самых ранних музыкальных субкультур относят рокеров. Рокеры появились как субкультура в 50-х – начале 60-х годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.
Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi’s», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «LewisLeathers» или военные ботинки и футболки. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур. Рокеры, пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке.
Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.
К ранним музыкальным субкультурам можно отнести панков (англ. punk). Субкультура панков возникла в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, и ее характерными особенностями являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике.
Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком или гелем, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Панки носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль»: Куртка-косуха, тяжёлые ботинки Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары: напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам. Им присущ активный, агрессивный протест – вызывающие поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. Панки, группы которых жестко регламентированы, всячески подчеркивают свою асоциальность. Излюбленная музыка (панк-рок) отличается не только громкостью, неритмичностью и диссонансами, но и неприятными для слуха звуками – скрежетом, визгом и т. п. Тексты песен изобилуют нецензурной бранью.
Одной из самых ярких современных субкультур, являются готическая субкультура. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.
Это культура, несущая в себе красоту трагедии. В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Готов следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, игры в вампиров (не мертвых и не живых).
Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
Готам присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида
Характерный внешний вид готов:
– чёрная или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда;
– чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);
– высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь;
– чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда;
– чёрные повязки на руках (запястьях);
– шипованный ошейник;
– контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;
– серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики:
перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т.д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей – различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на множестве готов в виде украшений.
Стрейт-эджеры - философское ответвление, появившееся на основе панк субкультуры, выступающее за здоровый образ жизни. Аббревиатура и символ стрейт-эджеров – sXe. Изначально знак «Х» рисовали на внешней стороне ладони несовершеннолетним посетителям клубов, чтобы им не продавали алкоголь и сигареты. При наличии креста бармен не имел права наливать подростку спиртное. Позже стрейт-эджеры сделали этот знак своим символом – «мы сами отказываемся от алкоголя, сигарет и наркотиков, которые предлагает нам общество». Один крест может быть заменен тремя — ХХХ — символом трех НЕ: НЕ пить, НЕ курить, НЕ принимать наркотики.
Для стрейт-эджеров главным в идеологии духовное развитие, которое должно начаться с отказа от всех земных страстей. Смысл этого движения «в ощущении полного контроля над собой – это главная цель sXe.»7 Они отрицают употребление наркотических средств (в том числе алкоголя и сигарет) , и в целом – за здоровый образ жизни, отрицают любые виды дискриминации , выступают против беспорядочных половых связей – за устойчивые отношения с одним партнером. Они против порнографии, против невежества, против увлечения нарядами, пластических операций, против жестокости к любым живым существам, выступают за здоровое питание. Многие из них – вегетарианцы, иногда веганы (крайне строгая форма вегетарианства).
Инди – молодежная субкультура, провозгласившая свою независимость от высокой моды, потребностей людей. Главным для стиля инди считается самовыражение, творческая независимость. Инди-кидс — романтики, стремящиеся к естественной самореализации. Для них характерно позитивное восприятие мира, однако во главу угла ставится именно естественное восприятие. Принцип: «Веселись, если тебе весело. Грусти, если тебе грустно». Фактически, инди-кидс одеваются так, как им нравится, не следуя каким-то единичным стереотипам. Однако характерные признаки субкультуры все же существуют. Это узкие джинсы, кеды, футболки небольшого размера, рубашки. Цвета в одежде, цвет волос, прически — все это ограничено лишь воображением инди-кидс.
Яппи (англ. Yuppie, Young Urban Professional - молодой городской профессионал) - молодые люди, которые ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к "яппи" - успешность.
Атрибуты
§ Уважающий себя яппи носит строгий костюм -шерстяной и очень дорогой, потому что его одежда - это его витрина. Настоящий яппи, кроме того, придерживается консервативных цветов - это касается и рубашек.
§ Яппи обладает мобильным телефоном (смартфоном) последней модели, самым дорогим ноутбуком и прочими новинками IT-индустрии.
§ Несомненным атрибутом яппи является быстрый и, конечно же, дорогой автомобиль.
§ Живёт яппи в дорогой квартире (например, лофт или пентхаус), обставленной эксклюзивной мебелью; обычно один, без семьи.
Мировоззрение яппи
Часто внешними проявлениями мировоззрения "яппи" выступают цинизм, прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям, аполитичность. Самая любимая тема яппи - нехватка времени. Публично обсуждать свои болезни и проблемы в кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным.
Самым знаменитым современным потомком гота является эмо. Быть счастливым в эмо-культуре – это настоящий грех, потому что эмо – люди чувствительные, и их жизнь должна состоять из постоянной боли и страданий.
Для эмо-культуры характерна эстетизация (придание красивой формы) смерти и саморазрушительное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу, переносице.
В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки – на мальчиков. Эмо культура идеально подходит для людей депрессивных, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически.
Пропаганда эмоциональности в субкультуре эмо упростилась до плаксивости, считается, что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность, эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе, не может участвовать в политической деятельности, идеологически «бесхребетен», физически слаб. Кроме того, эмоциональная неустойчивость, характерная для эмо-культуры, тормозит процесс взросления и формирования самоконтроля.
Характерный внешний вид эмо:
— Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет.
— Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда «эмо» изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже.
Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего «эмо».
Обувь. Кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками.
Одежда. Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп. Плотно сидящие олимпийки, никаких мешковатых вещей. Свитера в ромбик с V-образным вырезом. Полосатые и клетчатые вещи.
Основные цвета для «эмо» – черный, белый, красный и розовый.
Аксессуары. Эмо носят сумки через плечо часто с изображениями героев Тима Бертона и другими персонажами мультфильмов. Ремни с клепками, лучше всего белые, цепи. Очень важной частью образа являются очки в толстой роговой или хотя бы просто темной оправе. И, конечно же, значки. В клеточку, со звездами, с сердечками или просто сообщающие тем, кто еще не догадался, что их носитель не кто иной, как «эмо». Их можно крепить куда угодно – на сумку, на джинсы и даже на обувь.
Cтимпанк – steampunk - стал отдельной субкультурой, его эстетика берет свое начало в литературе, собственно стимпанк как художественный жанр обязан своему возникновению, благодаря литературе, жанру фэнтези. Сегодня направление стимпанк активно используется в моде, дизайне, музыке.
Стимпанк, так же известный как паропанк, – один из видов фантастики, основным отличительным знаком которого являются паровые механизмы различной степени сложности.
Название этого направления произошло от двух английских слов: steam – пар и punk – бунтарь, или же альтернатива, в зависимости от трактовки. Первая используется, когда суть произведения составляет борьба низших слоёв общества за существование в трущобах или же их бунты; вторая применяется, если главная цель - показать альтернативную версию истории, например: пираты всё так же бороздят море, но не на обыкновенных деревянных посудинах, а на высокотехнологичных, сверхбыстрых металлических пароходах, напичканных самым разнообразным оружием.
Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году[1]. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.
Чтобы почувствовать стиль и атмосферу стимпанка, приведем цитату Пола Ди Филиппо из его книги «Стимпанк»[2]:
«Мерцающий свет газовых рожков, шипящих по стенам уютного увешанного картинами кабинета, озарял этот механизм по всей его длине, придавая ему зыбкий маслянистый блеск. За пышными гардинами больших окон царствовал насыщенный холерой лондонский туман: густые клубы раскручивались и расползались наподобие византийских заговоров. Тоскливый бесприютный перестук копыт упряжки лошадей, влекущих последний омнибус линии Уимблдон – Мертон – Тутинг, доносился в кабинет едва-едва, усиливая ощущение приятной уединенности от всего мира».
Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна, чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку».
Хотя первым произведением настоящего стимпанка (не пародии на киберпанк) является роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992)[3], настоящим образцом истинного стимпанка считаются комиксы «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура и Кевина О’Нила и их экранизированная версия. В них описывается альтернативная Англия 1898 года, в которой знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна противостоят традиционным злодеям вроде профессора Мориарти, который перешел в комикс из произведений сэра Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Есть и иная вариация на тему стимпанка – Дикий Запад и его покорение. Примером является сериал и фильм «Дикий Дикий Уэст» о стрелке Джиме Уэсте и учёном Артемиусе Гордоне, которые разбираются с плохими парнями по просьбе президента. Однако вестерны в сочетании со стимпанком менее популярны, чем викторианский стиль.
Второй крупный вид стимпанка – фэнтези-стимпанк – предполагает, как можно догадаться из названия, помещение технологий стимпанка в классическое фэнтези с магами и гномами. Бывает, что сюжет подобных произведений строится на конкуренции магии и науки, борьбе учёных и магов за влияние и авторитет или же, в противовес этому, слияние их в одно целое – алхимию. Так или иначе, данные факты никак не мешают захватывающим приключениям происходить, а необычным ситуациям случаться. Хотя фэнтези-стимпанк не так знаменит, как традиционный, он также представлен некоторым количеством довольно известных произведений, такими как компьютерные игры «Арканум», серия «Thief» и «Fable 3», фильмы «Ван Хельсинг» и «Эдвард Руки-Ножницы», романы «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга, «Вокзал Потерянных Снов» и другие романы Чайны Мьевиля о мире Бас-Лаг, некоторые аниме. Уже классикой жанра признан роман Дианы У.Джонс «Ходячий замок», по которому знаменитый мультипликатор современности Хаяо Миядзаки создал анимационный фильм, ставший обладателем «Золотого льва» - высшей награды Венецианского кинофестиваля.
Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. Для женщин это различные корсеты, шляпки, аккуратные сапожки, ленты, жилетки. Для мужчин – выделяющиеся металлические заклёпки на разных предметах одежды, крупные застёжки на ботинках, кожаные рабочие перчатки, цилиндры. Также распространены карманные часы, гогглы, зонты.
Гогглы – стилизованные очки, напоминающие очки первых авиаторов, декорированные под кожу, медь и другие элементы стимпарка.
Современные вещи - флэшки, телефоны и даже компьютеры декорируются под наполненные шестерёнками, заклёпками латунные механизмы. «Люди «остимпанкели» всё, от компьютеров, столов, телефонов, часов и гитар до машин, мотоциклов и целых домов... Массивность бронзы и меди, стекло и полированное дерево, резьба и гравировка и детали ради деталей»[4].
Регулярно в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света. Летом 2010 года в Avondale Estates (штат Джорджия, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010.
В мае-июне 2008 года мультимедийный художник и скульптор Пол Сэнт-Джордж выставил на открытом воздухе интерактивные видеоинсталляции в виде телектроскопов, оформленных в викторианском стиле, которые устанавливали видеосвязь между Лондоном и Бруклином (Нью-Йорк). Эвелин Крит, промоутер и участник арт-группы Brass Goggles организовала транс-атлантическую встречу стимпанк-энтузиастов из обоих городов, незадолго до стимпанк-тематического мероприятия фестиваля White Mischief (англ.) по мотивам «Вокруг света за 80 дней».
С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде (англ.) состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства. На выставке демонстрировались работы 18 стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли переделанные предметы обихода. Выставка оказалась успешной, собрав более 80000 посетителей.
Ряд стимпанк-проектов реализуется и в России. К примеру, 7—10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России».
25 июля 2015 года в парке Александрия Петергофа состоялся первый в России крупный фестиваль стимпанка «Александрийский пленэр», включавший демонстрацию моды и объектов псевдовикторианского стиля.
В 2016 и 2017 годах под Смоленском проводился фестиваль стимпанк культуры «Паноптикум».
Фестивали косплея - популярного хобби, заключающегося в переодевании в костюмы и обыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги – проводятся ежегодно в Тольятти.
Эстетика и специфика стимпанка нашла отражение и в современном английском языке, привнеся в него новые выражения. Рассмотрим более подробно в следующей главе, как сленг – специфические выражения, свойственные той или иной молодежной субкультуре, влияют на английский язык.
Одной из отличительных особенностей молодежной субкультуры является особый, понятный только посвященным язык. Создание и обогащение этого языка происходит по тем же принципам, что и развитие сленга и касается, прежде всего, лексического уровня языка.
Множество неологизмов, созданных в недрах субкультур, вошло в разговорный английский язык. Было бы неправильным считать, что язык субкультуры обогащался только за счет неологизмов, рожденных представителями того или иного течения. Сленг субкультур активно вбирал в себя общий молодежный сленг, арго музыкантов, просторечные выражения, и из этого сплава рождался красочный, метафоричный и выразительный язык. Чаще всего этот язык можно было услышать в песнях культовых групп, так как каждой субкультуре соответствовало, как правило, музыкальное течение. Новые музыкальные направления рождали целую шоу-индустрию: фильмы, книги, журналы, телеканалы, которые активно использовали этот язык, несли его в массы.
Если провести тематическую классификацию лексического состава субкультурного сленга, то можно выделить следующие группы:
Названия субкультур
В эту группу входят лексические единицы –названия субкультур: hippi, punk, emo, rocker, grunge, а также названия группировок внутри самой субкультуры. Они являются либо неологизмами, новоизобретенными словами, койне, либо словами, уже существовавшими в языке, но приобретшими новую семантику. К первой группе относится слова hippi, которое образовалось из hepi или hip, что означает «знающий, ведающий».
Вторую группу составляют лексические единицы punk, rock, Goths, emo, grunge.
Слово rock, обозначающее «скала», стало обозначать жесткое и аритмичное направление в западной музыке, но обозначение исполнителя и поклонника такой музыки имеет несколько иное значение. По иронии судьбы именно «моды» – основные противники рокеров – придумали презрительную, с их точки зрения, кличку “rocker” (иначе «дуболом») [4]. Но то, что рассматривалось ими с отвращением, было с восторгом принято той рабочей молодежью, которая заслушивалась тяжелым и грубым рок-н-роллом.
Основным значением grunge было «отвратительный, низкопробный», впоследствии этим термином стали обозначать направление в роке, в жанре которого играла культовая группа «Нирвана».
Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока считалось ругательством, означало «подонок, негодяй» или использовалось как эмоциональное нецензурное выражение. Например, в США начала XX века заключенных – просто людей, вовлеченных в преступную деятельность. Позже это слово стало употребляться в значении «грязь, гнилье, отбросы». А в связи с рок-музыкой впервые было упомянуто в 1970 г. в рецензии газеты Chicago Tribune, охарактеризовавшей музыку группы The Fugs как «панковский рок». Среди рокеров и панков можно обнаружить deathrockers, horro-punks, получивших название от музыки, которую слушали.
В структуре племени готов выделяют babybat – это молодые готы, слушающие Мэрилин Мэнсона и HIM, bat caver –фанаты музыки, которую играли в клубе Batcave, elder goths – готы, стоявшие у истоков возникновения готик-культуры, romantigoth – готы, которые одеваются в викторианском стиле, читают и пишут стихи, mallgoth – оскорбительный термин для молодых, ubergoth – готы, которые всегда прекрасно одеты, plastic Goths – те, у кого нет времени, чтобы постоянно выглядеть как готы. Plastic Goths принимают только модную строну субкультуры или практикуют стиль только по выходным дням. Помимо этого готы активно используют обидные прозвища для поклонников псевдоготических, по их мнению, групп: mansonite, spooky kids –фанаты Мэрилина Мэнсона, NINny–слушатели группы Nine Inch Nails (NIN). В общем сленге слово ninny означает «идиот».
Представители городских племен старались выделиться стилем одежды, особой атрибутикой, которую придумывали сами или заимствовали у этнических групп или религиозных общин. Соответственно и названия этих отличительных признаков либо создавались новые, либо расширялись значения прежних слов. Например, важнейший символ хиппи – фенечка – thing. Первоначально так называли любую мелкую безделушку, и только спустя какое-то время слово стало обозначать плетеный браслет на запястье. Особым знаком, выражающим ценности хиппи, является pacific, представляющий собой круг с отпечатком голубиной лапки – этим символом хиппи украшали одежду и аксессуары. В интерпретации хиппи пацифизм означал «абсолютное ненасилие».
Готы позаимствовали свой символ ankhу древних Египтян, и слово, которое прежде было известно только узкому кругу египтологов, теперь вошло в лексикон молодежи всего мира. Кроме того, у готов есть свой кодекс – Goth Code, а также критерии, по которым готы оцениваются на соответствие субкультуре – goth points, а процесс поиска других готов или путь к готик - местам называется spot the goth.
Среди названий одежды можно найти такие слова, как slicker – кеды, традиционная обувь панков. Прежде это слово в американском сленге означало «длинное пальто» [5].
Большое разнообразие в язык фэшн-индустрии внесли готы, обозначая каждый вид ботинок, культовой обуви готов, разными лексическими единицами:
Combat boots (армейские ботинки),
Fetish boots (ботинки и сапоги с экстремально высокими голенищами),
Designer boots (ботинки с вычурным дизайном). Причем готы придумали даже слово, обозначающее процесс переодевания в гота, – gothing up
Лексика стимпанк в прочно вошла в разговорный английский язык, приведем фразы из кинофильмов и ТВ-программ:
Sorry about your steampunk, Artie. |
Сочувствую насчет твоего стимпанка, Арти. |
I just hope we put in enough steampunk, whatever that is. |
Я надеюсь, что мы добавили достаточно стимпанка, чем бы это ни было. |
I've incorporated a few of his ideas, albeit it in a fashion more suitable to my beloved steampunk motif. |
Я разработал парочку его идей, хотя это и больше походит на мой любимый мотивчик стимпанка. |
Well, I may not be a cool steampunk, glitter-rock vampire with, like, tats and guyliner, but you know what? |
Ладно, я, может, и не крутой стимпанк, блестящий рок-вампир с татуировками и подводкой, но знаешь? |
Gaslamp. A private steampunk society.
|
Лига газового фонаря, частное сообщество любителей стимпанка. стимпанк - жанр фантастики |
I must admit, I am quite taken with steampunk. |
Должна признать, что меня немного захватывает весь этот стимпанк |
Kind of says "steampunk," doesn't it?
|
Он так и кричит "стимпанк", верно? |
Учащимся 10-11 классов гимназии №35 г.Тольятти, изучающим английский язык, было предложено ответить на вопросы анкеты, посвященной исследованию осведомленности подростков о молодежных субкультурах и их влиянии на английский язык. В опросе приняли участие 50 человек.
Анкета для опроса учащихся 10-11 классов, изучающих английский язык
1 Какие молодежные субкультуры вы знаете или что-либо слышали о них?
готы |
панки |
стимпанк |
эмо |
скинхеды |
хиппи |
яппи |
другие |
Наиболее известной для подростков субкультурой оказалась субкультуры готов и панков, их отметили 45 человек. О субкультуре хиппи слышали 42 человека, о скинхедах и эмо - 32 человека, о субкультуре стимпанк только 10 человек. Субкультура яппи практически неизвестна подросткам и не распространена в России.
2. Встречали ли вы в Тольятти представителей молодежных субкультур и укажите каких?
Да ____________ |
нет |
затрудняюсь ответить |
Старшеклассники встречали в Тольятти только представителей субкультуры готов и увлеченных культурой стимпанка на фестивале косплея[5] Animation Zone |Анимация Косплей Игры.
2. Как вы думаете, что привлекает молодых людей в молодежных субкультурах?
Большинство опрошенных старшеклассников считают, что молодых людей в молодежных субкультурах привлекает возможность реализовать желание выделиться из общей массы, заявить о себе, привлечь к себе внимание.
4.Считаете ли вы себя представителем какой-либо субкультуры?
Да |
Нет |
Большинство опрошенных не считаются себя представителей како-либо субкультуры.
5.Знаком ли вам термин стимпанк/паропанк?
Да ____________ |
нет |
затрудняюсь ответить |
Только 10 из 50 человек знаком стимпанк, его отличительные черты, ребята смотрели анимационные фильмы или читали книги, посвященные стилистике стимпанка.
6.Как часто вы встречались с этим направлением?
Часто |
Время от времени |
Редко |
Никогда |
Наиболее популярный ответ имеющих преддставление о стимпанке – время от времени.
7.Занимаетесь ли вы каким-либо творчеством на эту тему (арт, музыка, литература, костюмы)
Никто из опрошенных не занимается творчеством на тему стимпанка.
8.Как вы относитесь к стимпанк-сообществу?
Нейтральное отношение в целом, интересно быть зрителем на фестивале косплея и стимпанка.
9.Каковы, по-вашему, отличительные признаки стимпанка?
Викторианская эпоха |
Дикий Запад |
Паровые двигатели |
Романтизм |
Гогглы(очки) |
Шумные заводы и клубы дыма |
Пираты |
Романтика прошлого |
Альтернативная история |
Ваш вариант |
Больше половины опрошенных, представляющих что такое стимпанк, назвали отличительными признаками гогглы, костюмы и паровые механизмы. Меньшее количество назвало викторианскую эпоху, альтернативную историю, романтику прошлого. Двое человек назвала пиратов.
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства тех, кто не вникает в суть стимпанка, его смыслом и главными атрибутами видятся внешние проявления, вроде пара и викторианских костюмов. Однако есть и те, для кого стимпанк, по всей видимости, представляет несколько больший интерес, и для них очевидно, что главное в стимпанке – его внутренняя составляющая, романтика прошлого, ощущение альтернативной истории, возможности и идеи для собственного творчества.
Поскольку в результате исследования была выявлена минимальная осведомленность учащихся о молодежных субкультурах в целом, и о стимпанке в частности, я предложила разработать методические материалы для проведения урока английского языка, посвященного теме молодежных субкультур, познакомив старшеклассников с лексикой по этой теме и более подробно остановиться на субкультуре стимпанк, представляющей наибольший культурный интерес.
1. Вступление
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с понятием «субкультура». Что такое субкультура и почему многие подростки становятся представителями тех или иных субкультур? Какие существуют виды субкультур, как эти субкультуры появились и как развиваются?
Сегодняшний урок посвящен интересной теме «Субкультуры 21 века. Влияние субкультур на современный английский язык». Мы поговорим на английском языке об истории возникновения и характерных чертах современных субкультур, познакомимся с субкультурой стимпанк, как отдельным направлением в современной культуре России, Европы и Америки.
Цель урока
Цель урока - познакомиться с историей и разновидностями субкультур и их влиянием на современный английский язык, расширить лексический запас старшеклассников и развить навыки аудирования.
Конспект урока
Подготовка:
1. Основная лексика урока – представлена раздаточным материалом.
2. Презентация урока в электронном виде с комментариями на английском языке.
Лексика урока
1. Hippies - хиппи
2. Punks - панки
3. Skinheads - скинхеды
4. neo-hippy – новые хиппи
5. Ideology - идеология
6. segments of the society – сегменты общества
7. enlarge - увеличивать
8. promotional - рекламный
9. distinguished - выдающийся
10. separate – выделяться, отделяться
11. steam-powered machinery – паровая техника
12. industrialized Western civilization - промышленно развитая западная цивилизация
13. mainstream use – основное использование
14. alternate history – альтернативная история
15. speculative - умозрительный
16. hybrid genre – гибридный жанр
17. amalgamation - укрупнение
18. modern sensibilities – современные чувства
19. principles of mechanics – принципы механики
20. steam engines – паровые двигатели
21. development - развитие
22. primitive - примитивный
23. riveted metal - клепаный металл
24. copper pipes – медные трубы
25. entourage - антураж
26. chimneys - дымоходы
27. murky sky – темное небо
28. urban slums – городские трущобы
29. rifles - винтовки
30. cane - трость
31. prosthetics - протезы
32. cylinders - цилиндры
33. crinolines - кринолины
34. bonnet - капот
Текст презентации:
Youth Subcultures nowadays
The matter of our lesson could be enormous, that’s why I determined a very concrete problem – can youth subcultures be dangerous for the dominate culture and why?
First of all I would like to give a definition of any subculture. Subcultures are the groupings, that have interests different from those of the mainstream culture. In the broadest sense, a subculture is any group within a large complex culture, who have interests that vary from those of the mainstream culture. But in a most specific sense, a subculture is a group with a distinct style and identity. Different subcultures have their own believes, value systems, fashion and favorite music. A particular cultural grouping is a way for young people to express their individuality.
Now I’d like to say about the most important and well-known youth subcultures.
Different Subcultures
¬ Hippies
¬ Punks
¬ Skinheads
HIPPIES
Hippy subculture went through 3 phases. The first phase was in 60’s- 80’s. It had great influence on young people and was one of the most popular subcultures. The 2’nd phase was in 80’s – 90’s. There were few hippies because of the popularity of other subcultures (skinheads, punks, goths and etc.). But during the 3’rd phase (the middle of 90’s) hippies became more numerous. Neo-hippy has long hair, wears jeans, jeans’ jacket or loose overall, some rings in ear or nose, bracelets made of glass beads and a tiny leather bag on the neck. He listens to Rock music.
Neo-hippy differs from the classical hippy. The main difference is in ideology. Classical hippy thinks that the world is beautiful and you should do nothing to improve it and make sure just not to spoil it. Neo-hippy is interested in global and problematic matters such as self-knowledge, natural science and etc. Neo-hippy is not a lazy young man that does drugs; he or she is a serious man.
PUNKS
In English dictionary the word ‘punk’ means something worthless and useless.
The ideology of punks is quite simple: “Say “NO” to everything”. They are politically indifferent. They only want to express their individuality in a shocking way – brightly colored hair, metal chains. They always wear dirty clothes and never wash themselves. They use vulgar language. Usually punks are drugs consumers.
Punk-Rock music is very loud and aggressive.
But what makes punks be so aggressive? Generally punks are people with low self-respect and intelligence. Also drugs make their minds change. They are dissatisfied with their place in society. They behave aggressive to show that they don’t want to be treated only as weak segments of the society.
Nowadays punks tend to disappear. If that weren’t so, punks would be a great problem to the society. But now, I think, they are not so dangerous to the society. They only oppose the traditional world in which they have been settled as fiasco elements.
SKINHEADS
Skinhead subculture is a daughter subculture of Punks. But Punks tend to disappear and Skinheads are becoming more popular every day. Skinheads are always bolded, they wear black clothes and heavy boots (Grinders, Dr.Martin, Bulldog). Skinheads’ ideology is to beat all foreigners living in any country.
They always say something like “Russia for Russians”, “England for English”, “Germany for German”.
The music, skins listen to, is Trash-Metal with racist words. This music trend is called “OI”. In Russia there are such bands as “Metal Corrosion”, “Kolovrat”, “Drugly Cat” and some others.
The main trouble about skins in Russia is that lots of them are extremely aggressive and violent. For example, remember a terrible accident in Zaritsino.
Skinheads consider themselves to be real patriots. But none of them is eager to join our army. They prefer to demonstrate their power to people who can’t answer them. They are mostly non-educated people. That’s why they are rather easy to be ruled by their leaders. Willing to enlarge their number skinheads produce promotional films such as “Romper-Stomper”, “American X-Story”, that idealize racism.
And their music is really aggressive. Also an important thing about them is that they never do drugs (as punks do).
Very often skins are football fans. They form fan organizations such as "Wild Butchers", "Red Blue Terror", “Clockwork Oranges" and some other. I think, Skinhead subculture is a great social problem.
Subculturies of punks and skinheads can be very aggressive.
The reasons of their aggression we distinguished and proved by different facts. If our society can do nothing to prevent the appearing of aggressive subcultures, it should produce ways to live together and never let their aggression be a real disaster to the whole world.
To prevent aggression, people should follow very simple and well-known moral prescriptions: be tolerant to people around you, be kind, understanding and broad-minded, respect other individualities, be liberal to different opinions and friendly to your environment.
And now I would like to talk about subculture, which has already become a separate direction in modern culture, is reflected in literature, art, design, film and music. It's about steampunk.
STEAMPUNK
Steampunk is a sub-genre of science fiction that typically features steam-powered machinery, especially in a setting inspired by industrialized Western civilization during the 19th century.
Therefore, steampunk works are often set in an alternate history of the 19th century's British Victorian era or American "Wild West", in a post-apocalyptic future during which steam power has regained mainstream use, or in a fantasy world that similarly employs steam power. Steampunk may also, though not necessarily, incorporate additional elements from the genres of fantasy, horror, historical fiction, alternate history, or other branches of speculative fiction, making it often a hybrid genre.
Because of the popularity of steampunk, there is a growing movement towards establishing steampunk as a culture and lifestyle. Some fans of the genre adopt a steampunk aesthetic through fashion, home decor, music, and film. This may be described as neo-Victorianism, which is the amalgamation of Victorian aesthetic principles with modern sensibilities and technologies.
It was suggested that because steampunk was inclusive of and encorporated ideas from various other subcultures such as goth, neo-Victorian, and cyberpunk as well as a growing number of fandoms, it was fast becoming a super-culture rather than a mere subculture.
Though many works which are thought to be steampunk were published in 1960-s and 1970-s, this term was invented by writer Kevin Jeter in the end of 1980-s. He was trying to fing general term for such works as «The Anubis Gates» (Tim Powers, 1983), «Gomunculus» (James Blaylock, 1986), and his own works «Morlock Night» (1979) and «Infernal Devices» (1987). In all these works, the world is on the level of technology of XIX century, and storytelling style imitated Victorian fiction, such as HG Wells' novel "The Time Machine.“
Some specific elements of the steampunk world can be considered:
Technology, based on the principles of mechanics and steam engines which have reached high degrees of development: the locomotives, steam-driven civil and warships (ocean liners and dreadnoughts), steam carriages, airships, primitive airplanes, robots and other mechanisms, made of riveted metal, copper pipes and wood.
Gas and partly candle lighting of streets and houses. Urban entourage: chimneys of red brick, murky sky dirty-gray color, smog, cobbled streets, street gas lamps, stores, shops, theaters and urban slums. Accordingly, the total gloomy atmosphere.
Also it is common to have some kind of prosthetics - lost body parts or structures are replaced with mechanical additions.
Clothing and accessories Victorian England:
· Aristocrats wear cylinders and coats, pants and shirts with lace.
· Ladies are in corsets and crinolines with bonnet on their head and stockings with garters on the feet.
· Smoking pipes is common, as well as a pocket watch on a chain, canes, etc.
So what is steampunk? Steampunk is a genre PLUS style PLUS philosophy.
There are steampunk games (Bioshock 2), graphic novels (League of Distinguished Gentlemen), films (Sherlock Holmes) and TV series (Vault 13). Even steampunk music and performances.
For me, this is actually the intersection of technology and romance.
1. Дик Хэбдидж. Субкультура: значение стиля. Пер. Сорокоумовский Иван. – http://samlib.ru/s/sorokoumowskij_i/123345.shtml
2. Субкультура - https://ru.wikipedia.org/wiki/Субкультура
3. Невский Б., Попов М. Стимпанк: что это такое? // Мир фантастики, 2006 г.
4. Пол Ди Филиппо. Стимпанк. Пер. с англ., The Steampunk Trilogy. Сборник, 1995 год.
5. Топ-10 книг жанра стимпанк. - https://fofoi.ru/top-10-knig-zhanra-stimpank/
6. «What is Steampunk?» http://www.steampunk.com/what-is-steampunk/
Приложение 2. Анкета для старшеклассников.
Анкета для опроса учащихся 10-11 классов, изучающих английский язык
1.Какие молодежные субкультуры вы знаете или что-либо слышали о них?
готы |
панки |
стимпанк |
эмо |
скинхеды |
хиппи |
яппи |
другие |
Наиболее известной для подростков субкультурой оказалась субкультуры готов и панков, их отметили 45 человек. О субкультуре хиппи слышали 42 человека, о скинхедах и эмо - 32 человека, о субкультуре стимпанк только 10 человек. Субкультура яппи практически неизвестна подросткам и не распространена в России.
2. Встречали ли вы в Тольятти представителей молодежных субкультур и укажите каких?
Да ____________ |
нет |
затрудняюсь ответить |
Старшеклассники встречали в Тольятти только представителей субкультуры готов и увлеченных культурой стимпанка на фестивале косплея[6] Animation Zone |Анимация Косплей Игры.
2.Как вы думаете, что привлекает молодых людей в молодежных субкультурах?
Большинство опрошенных старшеклассников считают, что молодых людей в молодежных субкультурах привлекает возможность реализовать желание выделиться из общей массы, заявить о себе, привлечь к себе внимание.
3.Считаете ли вы себя представителем какой-либо субкультуры?
Да |
Нет |
Большинство опрошенных не считаются себя представителей како-либо субкультуры.
4.Знаком ли вам термин стимпанк/паропанк?
Да ____________ |
нет |
затрудняюсь ответить |
Только 10 из 50 человек знаком стимпанк, его отличительные черты, ребята смотрели анимационные фильмы или читали книги, посвященные стилистике стимпанка.
5.Как часто вы встречались с этим направлением?
Часто |
Время от времени |
Редко |
Никогда |
Наиболее популярный ответ имеющих преддставление о стимпанке – время от времени.
6.Занимаетесь ли вы каким-либо творчеством на эту тему (арт, музыка, литература, костюмы)
Никто из опрошенных не занимается творчеством на тему стимпанка.
7.Как вы относитесь к стимпанк-сообществу?
Нейтральное отношение в целом, интересно быть зрителем на фестивале косплея и стимпанка.
8.Каковы, по-вашему, отличительные признаки стимпанка?
Викторианская эпоха |
Дикий Запад |
Паровые двигатели |
Романтизм |
Гогглы(очки) |
Шумные заводы и клубы дыма |
Пираты |
Романтика прошлого |
Альтернативная история |
Ваш вариант |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Невский Б., Попов М. Стимпанк: что это такое? // Мир фантастики, 2006 г.
[2] Пол Ди Филиппо. Стимпанк. Пер. с англ., The Steampunk Trilogy. Сборник, 1995 год.
[3] Топ-10 книг жанра стимпанк. - https://fofoi.ru/top-10-knig-zhanra-stimpank/
[4] Jrrl «What is Steampunk?» http://www.steampunk.com/what-is-steampunk/
[5] Коспле́й (от англ. costume play — «костюмированная игра») — переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако в конце 1980-ых начал распространятся за пределами Японии, и сейчас такое понятие как «косплей» известно по всему миру.
[6] Коспле́й (от англ. costume play — «костюмированная игра») — переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако в конце 1980-ых начал распространятся за пределами Японии, и сейчас такое понятие как «косплей» известно по всему миру.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.