Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Змеиногорская средняя школа №3»
Змеиногорского района Алтайского края
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ
Консультация для родителей, тема: «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.
На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.
Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Итак, обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребенка, причем условие положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка.
Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным.
В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.
В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Влияние семейного воспитания на
дошкольников с нарушением слуха
С каждым годом число дошкольников с отклонениями в развитии в нашей стране увеличивается.
Среди них значительную часть составляют дети с нарушением слуха, которые имеют полноценный слух и интеллект.
Проблема влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха всегда была актуальной. В связи с тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, не всегда выполняет роли базовой структуры, обеспечивающий максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению во многих семьях не только не созданы условия для развития детей, но и напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей - психиатров приблизительно в середине XIX в.
Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.
Нарушения слуха - это потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой.
Существует различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха:
Наследственность. Нарушение слуха с такой этиологией могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, нервной, эндокринной системы). Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает, если один из родителей страдает наследственной формы глухоты. Если оба родителя страдают наследственной формы глухоты, то вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает на 50 %. Среди всех наследственных нарушений слухового восприятия врожденные дефекты слуха составляют 90%.
Факторы эндогенного и экзогенного воздействия на органы слуха плода. Это такие факторы, как заболевание матери во время беременности инфекционными болезнями (краснуха, грипп), курение, принятие спиртных напитков во время беременности;
Воздействие на органы слуха на разных этапах развития. Это заболевания внутреннего уха и слухового нерва, отклонения, возникающие до, во время или после родов, воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп и т.д), травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций, врожденные анатомические дефекты головы и шеи.
У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности. Это закономерность может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала. Также, на начальных этапах обучения для ребенка с нарушением слуха характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что он опирается только на впечатления, возникающая от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов.
Воспитание в семье - это наша жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям, которые очень сложны, изменчивы и противоречивы. Поэтому достижение указанных целей в каждой семье обеспечивается своим стилем воспитания. Стиль жизни семьи как разновидность особенных признаков, свойственных только данной семье, является той средой, которую осваивает ребенок с младенчества. Формирование культуры поведения, духовно-нравственные ценности у ребенка определяются семьей. С младенчества ребенок учится вести себя за столом, в ванной комнате, действовать с предметами, игрушками - так приобретается сложный жизненный опыт.
Одновременно закладывается фундамент для будущих жизненных игр. Воспитывает ребенка та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает на него положительное нравственно влияние, которая гармонично развивает его умственные и физические способности. И система средств, и все воспитательные воздействия, и организация всей воспитывающей среды должны быть так построены, чтобы побуждали ребенка к самовоспитанию, к самостоятельному стремлению трудиться, совершенствоваться.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе.
Дети с пониженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижения в дальнейшей жизни.
В то же время встречается и завышенная самооценка. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят и за любые, даже мелкие достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают редко, система требования очень мягкая.
Особенности детско-родительских отношений часто являются причиной возникновения другого искажения в развитии личности ребенка, тесно связанного с самооценкой - застенчивости. Она связана с тем, что у некоторых родителей отношение к ребенку зависит от уровня его возможностей и достижений. Ребенку в таких семьях не дарована безусловная любовь. Чтобы быть любимым, ценным, желанным, он должен демонстрировать требуемые достижения.
Таким образом, семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Дошкольное детство, детей с нарушениями слуха, также как и у здоровых детей является первым этапом становления личности, в частности периодом формирования основ личностной культуры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям. Формирование базиса личностной культуры связано с ориентированием в предметном мире, явлениях природы.
Для дошкольника главным является уклад жизни семьи - именно она определяет социальную ситуацию, в которой развивается ребенок. Потому что, судьба любого человека во многом зависит от его развития и воспитания дошкольные годы, когда он практически ничего не знает о мире, когда в его голове и сердце содержится лишь то, что вложили туда родители и воспитатели.
Для родителей нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций. Также провоцирует негативное отношение таких детей к родным и оказывает деформирующее влияние на развитие личности ребенка с нарушением слуха. Взаимное непонимание в социальных контактах становится причиной появлении значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности и инертности. Дальнейшее следствие: возникновение социальной изоляции, тяжелое переживание дискриминации.
Суть воспитания состоит в его направленности на создание оптимальных условий для развития способностей детей в позитивном направлении. Развитие детей происходит благодаря тому, что в процессе деятельности и общения они овладевают человеческими знаниями и опытом. Поэтому, важно, чтобы в основе стратегий воспитания семейного воспитания детей с нарушениями слуха, а также особенностей межличностных отношений между родителями и детьми лежало педагогические установки родителей. Ведь именно они находятся в ряду регуляторов родительского поведения, а их влияние на специфику воспитания ребенка, с нарушением слуха бесспорно. Они источник воспитательных стратегий в семье. Педагогические установки родителей - это их готовность к воспитанию ребенка с нарушениями и реагированию на особенности его поведения и развития. Безусловно, формирование и развитие личности, социализация ребёнка - сложный процесс, в основе которого лежит всестороннее гармоничное развитие ребёнка, формирование его эмоциональной сферы. Но, тем не менее, важной задачей родителей ребенка с нарушением слуха остается помощь своему чаду в познание мира. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей - помочь им поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.
Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.
В заключение хотелось бы раздать вам памятки с рекомендациями.
Да, дети - это цветы жизни! Они звездочки, которые ярко светят над нашей головой. Не секрет, жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных, тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие: грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми, которое ведет к увеличению числа «трудно воспитываемых» детей, скорее всего с низким видом самооценки.
Любить своего ребенка, каким бы он не был, не смотря не на что.
Стараться всесторонне его развивать с раннего возраста.
Теплое отношение своему ребенку.
Давать ощущение того, что он любимый, единственный.
Быть терпеливым при общении с ребенком с нарушением слуха.
Отказаться от желания устно рассказать ребенку-дошкольнику, что-либо новое, занимательное. Для этой очень важной и нужной цели использовать действия с предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по мере развития речи - написанный текст.
Обращаться к ребёнку словесной речью и не принимать от него никаких мимических сообщений, всячески побуждать его к высказываниям разговорного типа.
Использовать ситуацию и интерес ребенка к предмету, к его названию для того, чтобы лишний раз употребить устное слово. Интерес повышает его восприимчивость. Ситуация облегчает догадку, что очень важно для развития навыка чтения с губ.
Давая негативную оценку действиям ребенка, быть осторожным в своих действиях, мимике, жестах. Потому что, почувствовав недовольство, негативизму с вашей стороны ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивают уверенность в себе, в своих силах, способностях.
Показывать, мимикой, жестом, действиями, что он «молодец», старается, что вы всегда готовы прийти к нему на помощь, а иногда и поощрять.
Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Оценка личности ребенка блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности и неадекватную заниженную самооценку.
Развивать навык чтения с губ, используя слова и фразы разговорной речи.
Создать такие условия для жизни ребенка, в которых ему будет комфортно. Лишь в этом случае он сможет нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
Поддерживать стремление ребёнка к общению со слышащими.
. В отношение любого ребенка недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным.
Соблюдение родителями вышеперечисленных рекомендаций обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.