Влияние семьи на социализацию детей.

  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • pptx
  • 21.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная проблема педагогической теории и практики-проблема личности и ее развития. Семья -это первый основополагающий этап в жизни ребенка, в течение которого формируется личностная сфера человека.
Иконка файла материала Доклад на тему «Влияние семьи на социализацию.pptx

Доклад на тему «Влияние семьи на социализацию детей»

Выполнила: Горобец Анастасия

Одна из сложных и главных проблем педагогической теории и практики - проблема личности и ее развития. Формирование и социализация. Эта проблема имеет различные аспекты, поэтому ее рассматривают многие науки: философия, социология, физиология, анатомия, психология и другие.  

Семья - первый коллектив, который дает ребенку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения.

Объяснения, поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и непозволительного.

10%

10%

40%

40%

социализируются

Попадают в тюрьму

Становятся алкоголиками и наркоманами

кончают жизнь самоубийством

Роль семьи в жизни ребенка

Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции.

Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно. Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.
К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Стили семейного воспитания

1.При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

2.При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".


Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

3.При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Сочетание безразличного родительского отношения и отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Заключение

Ранний возраст - самый ответственный период в жизни человека, когда формируются самые фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период формируются такие ключевые качества, как познавательная активность, уверенность в мире, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Семья на всех этапах жизни человека - один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир. Таким образом, можно сказать, что семья- это первый и основополагающий этап в жизни ребенка, в течение которого формируется личностная сфера человека.

Посмотрите также