Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6»
«Влияние шумового загрязнения на здоровье обучающихся и педагогов»
Черепенина Анна Валерьевна,
учитель биологии МОУ «Сланцевская СОШ №6»
Сланцы
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
1. Шум и его значение.................................................................................... 3
2.Методы исследования и результаты.......................................................... 4
2.1 Уровни шумового загрязнения ............................................................ 4
2.2 Социологический опрос обучающихся и педагогов........................... 6
3.Выводы......................................................................................................... 7
Заключение..................................................................................................... 8
Список литературы........................................................................................ 9
Приложения.................................................................................................. 10
Введение
Мною была проведена работа по выявлению уровня шума в своей образовательной организации.
Данную разработку можно провести в своей школе и полученные данные использовать на классных часах, внеурочных занятиях. Также можно сделать буклеты или плакаты, о сохранении здоровья от шумовых загрязнений.
Каждый день мы подвергаемся шумовым загрязнениям как внешним, так и внутренним. В ходе эволюции мы приспособились к ним, и не замечаем, их воздействие. В настоящее время проводится много исследований для определения влияния шума на организм человека. Данная проблема легла в основу моей работы.
Цель исследования: определить уровень шумового загрязнения в школе, а так же его влияние на работоспособность обучающихся и педагогов.
Задачи:
1) Измерить уровня шума в разное время и в разных местах школы.
2) Провести социологический опрос среди обучающихся и педагогов школы по проблеме шума.
3) Выработать рекомендации для профилактики по снижению уровня шума в образовательной организации.
1. Шум и его значение
Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество). Звуки, слившиеся в нестройное, громкое звучание принято считать шумом.[4]
Так, что же является шумовым загрязнением? - Раздражающие звуковые колебания, антропогенного характера, нарушающие жизнедеятельность человека и живых организмов.
Школа является одним из мест, которое каждый день подвергается шумовым загрязнением. «Школьный шум», относится к внутренним загрязнениям, которые отрицательно сказываются на работоспособности учеников и учителей, а также являются причиной множества нервных расстройств.
От повышения уровня шума увеличивается состояние дискомфорта: на переменах, на уроках, в столовой. Понижается уровень шума лишь после шестого урока, когда поток учеников становится меньше.
2.Методы исследования и результаты
Объект исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6».
Методы исследования: эксперимент, сравнение, анализ.
Практическая значимость: полученные результаты исследования дают возможность применения их на таких уроках, как ОБЖ, физика, биология, а также во время внеклассной работы, на классных часах.
Оборудование: шумомер DT-85А, частота 31,5Гц-8КГц диапазон 40-130дБ. (Приложение № 1)
2.1Уровни шумового загрязнения
Замеры шумового загрязнения проводились в декабре 2018 года. Место исследования: МОУ «Сланцевская СОШ №6». Были сделаны три замера с разницей в неделю, и выявлен средний показатель уровня шума во время уроков и перемен. Шумомер был установлен на расстоянии 35-50см от места измерения. Исследования проводились в учебном кабинете, спортивном зале, столовой и коридоре. После получения результатов, были выявлены места с наибольшим шумовым загрязнением. Полученные данные представлены в таблице №1.
Таблица№1
№ |
Место исследования |
Уровень шума, дБ |
Среднее значение |
||
1-е измерение. Дата 12.12.2018 |
2-е измерение. Дата 19.12.2018 |
3-е измерение. Дата 26.12.2018 |
|||
1. |
Учебный кабинет. Урок |
|
|
|
|
1. Опрос учащихся |
58 дБ |
62 дБ |
60 дБ |
60 дБ |
|
1. Самостоятельная работа |
40 дБ |
42 дБ |
51 дБ |
44 дБ |
|
1. Объяснение учителя |
68 дБ |
64 дБ |
66 дБ |
66 дБ |
|
3. |
Спортивный зал |
|
|
|
|
1. Упражнения, разминка |
80 дБ |
81 дБ |
79 дБ |
80 дБ |
|
1. Подвижные, спортивные игры |
83 дБ |
82 дБ |
79 дБ |
81 дБ |
|
6 |
Перемена 3этаж коридор |
77 дБ |
76 дБ |
79 дБ |
77 дБ |
7. |
Столовая |
81 дБ |
79 дБ |
80 дБ |
80 дБ |
Средние показатели данной таблицы теперь сравниваем с уровнями максимально допустимого звука, которые определены Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». (Приложение №2)
2.2 Социологический опрос обучающихся и педагогов
В ходе данной работы был также составлен и проведен соцопрос среди учителей и учащихся 7- 9 классов. Всего было опрошено – 56 человек, из них 13 учителей и 43 учащихся.
Учащиеся:
1. Мешает ли Вам посторонний шум на уроках? Да – 36%, Нет – 64%
2. Чувствуете ли Вы дискомфорт на переменах из-за шума? Да – 33%, Нет – 67%
3. Замечаете ли Вы ухудшение в самочувствии в течение дня? Да – 31%, Нет – 69%
4. Как воспринимается материал на уроке во время шума? Нормально – 33% Плохо – 67%
5. Как вы чувствуете себя после шумного урока? Нормально – 68% Болит голова – 13% Плохо – 19%
Учителя:
1. Мешает ли Вам посторонний шум на уроках? Да – 81%, Нет – 19%
2. Чувствуете ли Вы дискомфорт на переменах из-за шума?
Да – 88%, Нет – 12%
3. Замечаете ли Вы ухудшение в самочувствии в течение дня?
Да – 74%, Нет – 26%
4. Как воспринимается материал на уроке во время шума? Нормально – 11% Плохо – 89%
5. Как вы чувствуете себя после шумного урока? Нормально – 17% Болит голова – 54% Плохо – 29%
3.Выводы
Полученные результаты, которые мы получили измерением шумомера и после проведения соцопроса, показывают:
1. «Школьный шум» в разных местах измерения может достигать значительной величины 60-80 Дб.
2. Превышающий уровень шума - в столовой, спортивном зале и в коридоре на перемене. В учебном кабинете незначительное превышение при объяснении учителя, а в остальном в пределах нормы.
3. Максимальные значения наблюдаются на уроке физкультуры и переменах, что связано с активным передвижением обучающихся.
4. Показатели нормы или близкие к ней соблюдаются учащимися в сидячем положении на уроке.
5. Более половины учителей отметили, что посторонний шум мешает проводить урок. Также во время перемены чувствуют дискомфорт от громких звуков, что сказывается на неудовлетворительном самочувствии учителей как в течение рабочего дня, так и после.
6. Ответы учащихся же, наоборот, показывают, что им нравятся громкие звуки на переменах, уроке и на их здоровье это не влияет, это обусловлено тем, что чаще они сами являются источниками громких звуков. Только 33% чувствуют дискомфорт, и соответственно это сказывается на их самочувствии. Однако большинство ответили, что на усвоение материала шум все-таки влияет.
Заключение
В ходе данного исследования была поднята проблема внутреннего шума в школе. И, как показали результаты, проблема актуальна, но обучающиеся не осознают, насколько это серьезно. Уровень звука не соответствует норме на переменах и активных играх, что сказывается отрицательно на их слухе и самочувствии. Необходимо проинформировать обучающихся о данной проблеме, например, через внеклассные мероприятия. Полученные знания могут помочь учащимся не создавать лишних звуков на уроках, тем самым усваивать лучше материал и отдыхать на переменах в более тихих местах.
Рекомендации:
1. Проинформировать учителей и учащихся об установлении программы шумомер на телефон для измерения звуков.
2. Провести мероприятия, посвященные шумовым загрязнением или «Неделю без шума», квест по проблеме и т.д.
3. Поделиться информацией о звуках, которые оказывают благоприятное воздействие на организм человека (журчанье воды, пение птиц, спокойная музыка и т.д)
Список литературы
Нормативные документы
Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Книги, научные статьи из книг
1. Аничин В., Павлов В. Профилактика вредного влияния шума на слух. - М.: Знание, 2000г.
2. Голублина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Форум, 2008
3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., . Сидорин А.П., Учебник "Экология", 9 класс, 1995 г.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
5. Человек и природа: Шумовое загрязнение окружающей среды. – М.: Мир, 2005 г.
Интернет-источники
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шум
2. https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=409
Приложение 1
шумомер DT-85А
Приложение 2
Допустимые уровни звукового давления в помещениях общественных зданий
№пп |
Вид трудовой деятельности, рабочее место |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука (в дБА) |
Максимальные уровни звука LАмакс, дБА |
1 |
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, конференцзалы, читальные залы библиотек |
40 |
55 |
2 |
Площадки отдыха детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений |
45 |
60 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.