ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 14.docx

ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ

В период раннего возраста на успешность адаптации ребенка к детскому саду оказывает влияние множество различных факторов, среди которых наиболее важную роль играет характер его привязанности к матери и близким взрослым. Многочисленные зарубежные и отечественные психологические исследования, посвященные изучению специфики взаимоотношений ребенка с родителями (М. Ainsworth, J. Bowlby, A. Freud, Н. Н. Авдеева, А. И. Захаров), убедительно доказывают, что полноценное развитие привязанности имеет принципиальное значение в формировании личности ребенка, способствуя становлению чувства безопасности и доверия к миру, оказывая позитивное влияние на построение малышом образа себя, развитие любознательности и самостоятельности, а также предопределяя качество установления человеком эмоционально-личностных связей на протяжении всей последующей жизни. Результаты данных исследований дают основание признать неправомерность предлагаемого сторонниками рефлексологического подхода (Н. М. Аксариной) «социального закаливания», раннего разлучения малыша с матерью и расширения круга ее заместителей. Такие дети, действительно, легко адаптируются к условиям дошкольного учреждения, быстро устанавливая контакты с новыми людьми. Однако отсутствие глубоких привязанностей обедняет их эмоциональный мир, препятствует развитию социальных чувств, уверенности в себе. Формирование на первом году жизни «надежной» привязанности младенца к матери, проявляющееся в его явно выраженном стремлении к взаимодействию с ней в сочетании с негативными реакциями на ее кратковременное отлучение, «становится основой становления у него устойчивого внутреннего образа матери, позволяющего ребенку в последующем спокойно расставаться с ней» [1, с. 263]. В благоприятных условиях малыш, имеющий «надежную» привязанность к матери, к концу второго – на третьем году жизни оказывается способным спокойно переживать ее отлучение в течение двух-трех часов, а при включении ограниченного круга новых взрослых в сложившуюся у него иерархическую систему привязанностей – до четырехпяти часов. Во втором полугодии третьего года жизни ребенок может посещать дошкольное учреждение с 9–12-часовым графиком работы, хотя более приемлемым вариантом для детей раннего возраста следует признать группы кратковременного пребывания. Малыш двух-трех лет, имеющий «ненадежную» (симбиотическую, двойственную и особенно невротическую) привязанность к членам своей семьи, не сможет безболезненно адаптироваться к детскому саду. Процесс вхождения такого ребенка в новые условия окажется длительным и нанесет значительный ущерб развитию его эмоционально-личностной сферы. Вместе с тем, специалисты дошкольного учреждения могут привлечь родителей к совместному с детьми посещению групп кратковременного пребывания, а также оказать содействие в нормализации семейных отношений, обеспечивая возможность последующего (в возрасте старше трех лет) постепенного сепарирования ребенка от матери. Тяжело адаптируются к детскому саду и малыши, которые длительное время находились с няней (или родной бабушкой) и «надежно» привязались к ней как заместителю матери, а затем, перед поступлением в учреждение, оказались резко разлученными с ней. «Потеряв» близкого ему взрослого, ребенок начинает крайне болезненно реагировать на любые жизненные перемены и не может приспособиться к новым условиям. Между тем, педагогически грамотный гувернер, не пытающийся заменить собою мать, напротив, может обеспечить как должную подготовку ребенка, так и необходимую коррекцию семейных взаимоотношений. Процесс адаптации малыша, имеющего как «надежный», так «ненадежный» тип привязанности, могут осложнить и близкие взрослые. Некоторые матери, а порою и бабушки, сами оказываются внутренне не готовыми к разлуке с ребенком. Отдавая его в детский сад, они выражают чрезмерное беспокойство и даже проявляют неосознанную ревность к педагогам-» разлучникам». Поэтому сотрудникам дошкольных учреждений, принимающих малышей, чрезвычайно важно изучать характер наличествующих привязанностей каждого ребенка, что позволяет спрогнозировать степень сложности его адаптации к новым условиям. Однако однозначной зависимости здесь не существует, поскольку на процесс адаптации могут оказать влияние и другие факторы. Для того чтобы изучить особенности каждого ребенка и его семьи, спрогнозировать степень трудности протекания адаптационного процесса, педагоги и психологии дошкольных учреждений используют различные формы и методы работы. Наиболее часто применяется анкетирование родителей. Но если фактическая информация о семье (состав, бытовые условия) оказывается достоверной, то ответы на вопросы, касающиеся поведения ребенка, зачастую могут не соответствовать действительности вследствие как преднамеренного искажения информации, так и субъективности мнения респондентов. К примеру, отрицательный ответ на вопрос «Умеет ли ребенок играть самостоятельно?» может быть обусловлен завышенными по отношению к возрасту малыша родительскими ожиданиями или недовольством членов семьи тем, что он настойчиво стремится привлечь их внимание к своим действиям, использует большое количество предметов, создавая в комнате беспорядок [2]. Поэтому более точную информацию о ребенке позволяет получить беседа, проводимая в располагающей к доверию обстановке. К примеру, Г. Г. Зубова считает целесообразным приглашать родителей вместе с малышом в кабинет психолога, в котором работают два специалиста. Один из них беседует со взрослыми, выясняет причины, побудившие их обратиться к услугам детского сада, ожидания и опасения, знакомит с особенностями осуществляемой в учреждении адаптационной работы, уточняет возможности и намерения членов семьи в организации первого месяца пребывания малыша в ДОУ, дает советы по его подготовке к предстоящей адаптации. В это время второй психолог (педагог) наблюдает, как проявляет себя ребенок в новой для него ситуации: прижимается к матери или подходит к игрушкам, однообразно манипулирует предметами или разворачивает сюжетную игру, отказывается от общения с незнакомым человеком или, напротив, охотно откликается на его предложения. Некоторые авторы (Н. Д. Ватутина, К. Л. Печора) рекомендуют педагогам посещать семьи своих будущих воспитанников. Во время визита педагог может пронаблюдать за реакцией ребенка на незнакомого ему взрослого, оценить характер (направленность, способы) его взаимодействия с членами семьи, проанализировать рациональность подбора и размещения игрушек. В свободной беседе с родителями можно выяснить предпочтения малыша (с какими игрушками он преимущественно действует, как относится к книгам, какие блюда любит, а от каких отказывается), а также узнать, как ласково называют его дома, какие способы поощрения и наказания используются близкими взрослыми, каким образом лучше успокоить ребенка, как его отвлечь. Можно предложить членам семьи на несколько минут оставить малыша в комнате вдвоем с воспитателем, чтобы посмотреть, как он отреагирует на их уход. В. Г. Алямовская предлагает не ограничиваться однократным посещением, а закреплять за каждой семьей куратора, который сопровождает процесс подготовки ребенка к детскому саду: осуществляет согласование режима дня и методики проведения режимных процессов, общеукрепляющих мероприятий, подготовки, соответствующей требованиям учреждения одежды. Однако индивидуальные формы работы с семьями, используемые на этапе, предшествующем поступлению ребенка в детский сад, оказываются весьма затратными. Кроме того, они не позволяют прояснить, как будет вести себя малыш в группе сверстников. Поэтому большую эффективность имеют многократные (не менее трех-четырех) совместные посещения дошкольного учреждения детьми и родителями продолжительностью от 20–30 минут до 1–1,5 часа, организуемые в рамках заседаний специализированных семейных клубов или функционирования прогулочных (адаптационных) групп. Первые встречи могут предусматривать проведение развлечений, включающих тематически объединенные игры и упражнения, позволяющие взрослым познакомиться друг с другом, детям – взаимодействовать с родителями в новом социальном и предметном окружении, а педагогам – проанализировать поведение малышей с точки зрения предстоящей адаптации к пребыванию в группе детского сада. При посещении прогулочных групп семейным парам предоставляется возможность действовать по своему желанию, не выходя за пределы участка [3, с. 65]. При последующих встречах на фоне самостоятельной или совместной с педагогами деятельности детей организуются групповые беседы с родителями, проводятся индивидуальные консультации. В дальнейшем, по мере освоения детьми нового пространства, беседы со взрослыми могут осуществляться в другой части зала или участка, а затем и в смежном помещении. Досконально планируя каждую встречу и предусматривая дифференциацию работы в зависимости от особенностей ее участников, педагоги не только получают необходимую им информацию о ребенке и его семье, но и постепенно обогащают коммуникативный опыт малышей, формируют позитивное отношение к взаимодействию с разными взрослыми и сверстниками. В то же время сотрудники детского сада устанавливают тесный контакт с семьями будущих воспитанников, убеждая взрослых в необходимости осуществления целенаправленной подготовки малышей к поступлению в учреждение, ориентированной на минимизацию остроты жизненных изменений. Предварительная согласованность с распорядком детского сада времени ночного и дневного сна ребенка в семье, режима питания и видов блюд и т. д. окажет позитивное влияние на течение адаптации. Желательно обеспечить малышу возможность привыкнуть к той одежде и обуви, в которой ему предстоит находиться в детском саду. Сближая ряд моментов семейной жизни ребенка с условиями учреждения, родители вместе с тем словесно настраивают его на предстоящие жизненные перемены, формируя у малыша положительное отношение к детскому саду, желание поскорее там оказаться, неоднократно и подробно объясняют, что воспитанники делают, к примеру, после прогулки, куда складывают свои вещи, кто им помогает раздеваться. При этом педагог предупреждает родителей о том, что недопустимо упоминать о детском саде с целью заставить малыша выполнить какое-либо действие («Бери ложку – в садике все ребята сами едят»), высказывать в его присутствии свои опасения («Как же он там без меня?»). Устные рекомендации педагогов дополняют предлагаемые памятки (на бумажных или электронных носителях) с практическими советами на тему: «Готовимся в детский сад». Литература 1. Газизова, Ф.С. Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ / Ф. С. Газизова, А. Р. Ермолаева Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2019. – № 16– С. 262–264URL: https://moluch.ru/archive/254/58145/ (дата обращения: 19.10.2022). 2. Казакова, Е.А. Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания / Е. А. Казакова Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 7– С. 157– 159. – URL: https://moluch.ru/archive/245/56503/ (дата обращения: 05.10.2022). 3. Смага, А.А. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами детского фольклора / А. А. Смага, Н. Б. Васильева Текст: непосредственный // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 2. – С. 52–66 URL: https://elibrary.ru/ip_restricted.asp (дата обращения: 11.10.2022).