Влияние стресса на жизнь школьника

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Влияние стресса на жизнь школьника.doc

Влияние стресса на жизнь школьника

Введение.

 

«По мнению одного целителя, «большинство людей умирает от отравления адреналином». В нашей терминологии это значит, что у большинства людей присутствует излишние беспокойство первого контура и территориальная воинственность второго контура. Люди в буквальном смысле сражаются за выживание, что, несмотря на утверждения Дарвина, не свойственно ни одному животному. Большинство животных большую часть времени просто играет, решает проблемы выживания, когда в этом возникает необходимость, и умирает, если они не решены; но только люди сражаются сознательно, поэтому Игра Жизни вызывает у них беспокойство и депрессию».

Роберт Антон Уилсон

 

 

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фунда­ментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам при­спосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастани­ем числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликт­ных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматри­вал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психоло­гическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно слож­ная и чувствительная психика человека способна серьезно модифи­цировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмо­циональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрес­совыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диаг­ноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на произ­водстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья».

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники за­частую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содер­жание, из-за чего у людей может складываться неправильное, иска­женное представление об этом явлении.

Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлящим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены  в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность. Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности (В этом проявляется актуальность работы.) Я выбрала для изучения  данную тему, так как сама часто подвергаюсь стрессовым воздействиям. У меня довольно часто возникает чувство усталости и тревоги. Поэтому я захотела выяснить, как можно оградить себя от стрессовых воздействий. В своей работе я  описала,  как стрессовые ситуации влияют на здоровье человека, выяснила, что вызывает стресс. Особое внимание уделяется изучению тревожности, как одной из причин школьного стресса. Объектом своего изучения  я взяла учащихся 8 и 9 классов школы N***  проследила, как меняется их уровень тревожности, а также выяснила, как связана успеваемость учащихся с тревожностью. Из научной литературы я нашла много рекомендаций по снятию стрессовых воздействий. В ходе проведения эксперимента я выяснила, как помогает аутогенная тренировка  и специальные дыхательные упражнения для снятия чувства тревожности и напряжения.

Цель работы: Изучить особенности проявления тревожности учащихся 8,9 классов, как одной из причин школьного стресса.

Задачи:

1  Выяснить, какие причины вызывают стресс у учащихся 8, 9 классов и как

меняется уровень самооценки личной тревожности среди учащихся этих классов.

2. Теоретическое исследование о значении стресса в жизни человека и о его признаках.

3. Апробация комплексов упражнений по снятию тревожности и напряжения, составленных в ходе изучения соответствующей  литературы.

Методы решения целей и задач: метод исследования, метод анализа и обобщения, метод описания.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

Глава I. Стресс и его природа.

1.1. Общее понятие  стресса.

 

Вряд ли были на свете люди, которые прожили свою жизнь без стрессов. Этот термин, получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление в XVII веке. Английским ученым Роббером Гуком, который использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Основоположником учения о стрессе является выдающийся канадский ученый Ганс Селье. В 1936 году Селье опубликовал результаты первых наблюдений за лабораторными крысами, заложившие фундамент учения о стрессе. Он вводил крысам гормоны яичников, в результате этого у них наблюдалось разрастание коры надпочечников, угнетение и повреждение вилочковой железы и появление язв желудка. Те изменения, которые произошли в организме, были результатом реакции на внешние раздражения.  Селье  назвал эти изменения стрессом. В английском языке стресс означает напряжение. Причиной возникновения стресса могут являться болезненные переживания, которые происходят в нашей жизни, любое неприятное событие, тяжелое испытание или утрата, либо события, несущие радость. Любое значительное изменение в обыденном течении жизни может вызвать стресс. Но почему любые изменения в нашей жизни вызывают стресс?  В первую очередь потому, что они часто нарушают привычный и удобный нам порядок жизни, предлагая взамен новые, неизвестные ситуации. Перемены  разрушают старые связи, оставляя меньше времени на общение с привычными людьми, сокращает время, которое человек посвящает отдыху. Даже факторы внешней среды – жара, влажность, беспорядок, шум, толпа, - увеличивают чувство внутреннего напряжения и поэтому способствуют возникновению стресса.  Даже такие,  безобидные на первый взгляд вещи, как соблюдение диеты или изменение распорядка дня, тоже могут вызвать стрессовое состояние. С доисторических времен, когда  пещерные люди жили под постоянной угрозой нападения, человеческое тело приобрело свойство реагировать на любое напряжение. Древний человек, сталкиваясь с опасностью, должен был отреагировать мгновенно: напасть или убежать. На отвлеченные размышления времени у него не было. Это так называемый первобытный, физиологический стресс. Рассмотрим, под какие виды стресса может попасть современный человек:

1.      Существует физический и эмоциональный стресс. Если организм человека попадает под  воздействие внешних факторов,  и они вызывают ожоги, отравления, травмы, заболевания, то проявляется физический стресс. Эмоциональный стресс наблюдается тогда, когда на организм  действуют психические факторы, вызывающие сильные эмоции. Этот стресс распространен повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает необщительный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую, с незнакомыми.  Вот несколько простых примеров влияния  эмоционального стресса на состояние человека. Перед выступающими на трибунах, участниками важных совещаний принято ставить воду и стакан. Это связано с тем, что при стрессе уменьшается секреция слюны, и люди, испытывающие волнение во время выступления, часто ощущают, что у них пересохло во рту. При  этом проявляются неконтролируемые сокращения мышц пищевода, когда могут возникнуть трудности с глотанием. Вода, как правило, помогает в этом случае.

2.       « Культурный»  стресс – он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать.  Чаще всего такой стресс встречается в работе  подчиненных при общении с начальством, а  также может возникнуть при общении учителя и ученика.

3.       Информационный стресс. Он возникает, когда у человека идет информационная перегрузка, человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп.

4.      Стресс бездеятельности. Он возникает в том случае, когда человеку, привыкшему активно работать, оказывается, нечего делать, им овладевает скука [8 с.55].

 

 При  постоянных стрессах  у человека наблюдается выделение гормона  норадреналина  в кровь, а это вызывает хронический спазм капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи, образующий барьер на стенках желудка, без которого соляная кислота разъедает слизистую оболочку, что приводит к образованию язвы желудка. Стрессы, вызывают многие недомогания и болезни: головную боль, мигрень, хронические боли в спине, язвы, астму, колиты, гипертонию и некоторые болезни сердца.  Рост сердечно-сосудистых заболеваний и возникновение язвенной болезни в современном обществе  связано с возросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессовых воздействий, которым подвергается  человек в наше время. Стресс снижает  способность иммунной системы противостоять болезням и уменьшает эффективность работы внутренних органов. Люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции.   Во время стресса мы склонны чаще курить, пить крепкий чай или кофе, употреблять алкоголь, стремясь взбодриться и преодолеть стрессовое состояние. Все эти вещества далеко не лучшим образом влияют на наш организм, и последствия этих воздействий также можно считать результатом стресса.

 

 

1.2. «Школьный» стресс.

По данным института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия жизни детей. Известно, что в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Одна из главных причин его возникновения - проблемы с адаптацией у детей. Поступление в первый класс, переход в среднюю школу (5 класс), «профилизация» в старшей школе или переход из одной школы в другую в связи с переездом приводят к серьезным проблемам: ребенок лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам.

Функция начальной школы – не только развить индивидуальные способности детей, научить необходимому, но помочь им адаптироваться. Адаптированный ребенок болеет гораздо реже. Специалисты по детскому здоровью отмечают, что в российских школах часто оказываются дети, просто не получившие элементарных навыков общения. Ситуация, когда ребенок из богатой семьи почти не общается со своими сверстниками, так как родители считают это «вредным», не так уже редка. Поэтому при выборе школы необходимо обращать внимание на социализацию маленьких детей в дошкольном отделении и начальной школе. Такая социализация ребенка в коллективе с самого раннего возраста – очень важный фактор сохранения его здоровья в последующих классах» [7].

Однако даже адаптировавшийся к коллективу учащийся не всегда готов заниматься в режиме «нон-стоп». Непродуманная структура учебных курсов, острая нехватка времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы и другие факторы тоже ведут к стрессу и болезням. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. Еще один деструктивный фактор – «школьное соревнование», следствием которого становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в унизительное «вымаливание» хорошей оценки. Учащиеся нередко становятся «заложниками» таких явлений, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или субъективности его личных представлений о критериях оценивания.

Некоторые склонны полагать, что на здоровье ребенка в школе влияет сопутствующее медицинское сопровождение. Однако это лишь верхушка айсберга. Корни проблем здоровья ребенка редко бывают исключительно медицинскими. Если дети перегружены, они заболевают быстрее. Некоторые школы (в основном частные) применяют специальные методики, развивающие память, внимание, мышление, воображение, предметно-речевые навыки (слушание, говорение, чтение, письмо).

В то же время далеко не только стресс становится причиной болезней школьников. Часто за это «ответственны» хирургическая и ортопедическая патология (нарушение осанки, плоскостопие), а также ЛОР-патология и глазные болезни. Довольно часты вегето-сосудистая дистония, неврологические нарушения, аллергические заболевания, эндокринные нарушения. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала до окончания обучения. Считается, что 64% случаев сколиоза формируется из-за неудобной школьной мебели.

В развитии школьного стресса играет также  сложность учебных программ, дополнительные внешкольные нагрузки. Школьная учеба – это постоянные контрольные работы, опросы, итоговые мониторинги и т.д. И главные школьные испытания – экзамены, которые проводятся как минимум дважды: в 9-м и 11- классах. Известно, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором,  а экзамены часто накладываются на проблемы, связанные с подростковым возрастом. В этот период все обыденные школьные трудности ощущаются учащимся особенно остро. Из-за острой  нехватки времени, сопровождающая школьную жизнь с первого до последнего года учебы, является причиной школьного стресса.

 

 

1.3. Тревожность, как одна из причин школьного стресса.

 Одним из проявлений школьных стрессов является наличие тревожности  у учащихся.

Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания в общении и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка к этому переживанию.

Существует два вида тревожности у школьников: а) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; б) скрытая – в разной степени не осознаваемая.

Выделены три формы открытой тревожности.

1.      Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы.

2.      Регулируемая тревожность, при которой возможно самостоятельно вырабатывать достаточно эффективные способы устранения тревожности.

3.      Культивируемая тревожность – в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

Формы скрытой тревожности встречаются в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается намного реже, чем открытая. При этом у учащихся не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным спокойствием. Это так называемое «неадекватное спокойствие». Вторая форма скрытой тревожности – «уход от ситуации» встречается достаточно редко.

Наиболее распространенными являются агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги).                  

Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах. Спецификой этого типа является ярко выраженное чувство опасности, своеобразная смесь агрессии и тревоги. Тревожно-зависимый тип встречается в подростковом и юношеском возрастах. Он характеризуется повышенной чувствительностью к самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая-либо одна значительная фигура. Зависимость наиболее тесно связана с тревожностью, поскольку актуализируемое в этом случае чувство беспомощности, невозможности справиться с ситуацией, незащищенности порождает у человека потребность в помощи, поддержке со стороны других людей, чувство зависимости от них. С этим связано и то, что эта «маска» тревожности наиболее часто встречается в переходные периоды- 6-7, 13-14 лет.

 

1.4. Последствия стресса.

 Первые симптомы повышенного нервного напряжения у ребенка должны стать  сигналом к немедленным действиям. Если не предпринимать никаких мер и оставить ребенка один на один со стрессом, он может стать хроническим, а здоровье сильно пошатнется. Последствия стресса, полученного в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, нередко ломая его судьбу, не давая возможности устроить личную жизнь, успешно продвигаться по службе, иметь хороших друзей.  Во всех этих несчастьях виноваты пустяковые, на  взрослый взгляд, события и ситуации в жизни ребенка, для которого они стали сильным душевным потрясением. А взрослые этого не заметили. И прошли мимо или, наоборот, посмеялись, а может быть, отругали. Это лишь усиливает переживания, ведь именно в семье дети интуитивно или сознательно ищут успокоения и понимания. А если вместо сочувствия ребенок получает окрики, оказывается в одиночестве и не знает, как справиться со своим горем? Для него горе безысходно, поэтому душевное одиночество может привести к самым страшным мыслям и поступкам: уходу из школы, из дома, и даже суициду.

Тики и заикания. Неврозы и невротические реакции - это самые явные последствия перенесенного стресса. Их трудно не заметить, но часто родители обращают внимание на навязчивые движения ребенка и другие отклонения от нормы, только когда они становятся слишком явными и некрасивыми. При этом мало кто задумывается о причинах этих явлений. Обращаясь к невропатологу, некоторые мамы с удовольствием «кормят» своих детей успокаивающими таблетками, вместо того, чтобы приласкать и ободрить ребенка, поговорить с ним и выяснить, что его беспокоит или чем он напуган.

Лекарства приносят лишь временное облегчение, а причина останется. Единственный реальный способ избавиться от последствий стресса - прекратить его воздействие. Схема проста: убрать негативное воздействие и помочь забыть о нем, то есть, отвлечь ребенка. Пусть он больше рисует, поет и танцует. Творческие занятия - отличные способ психотерапии.

Самые распространенные последствия стресса - тики и заикания. Их нельзя «вылечить» строгим требованием: «Прекрати моргать правым глазом, это некрасиво!». Более того, любое напоминание о нервном тике еще больше усиливает его. Лучше всего просто не обращать внимания. Нервный тик - это проявление стресса, невербальное сообщение о том, что ребенка что-то тревожит и беспокоит. Он не может сказать об этом, а сообщает вот в такой невротической форме. Если родители научатся слушать и понимать своего ребенка, это поможет ему избавиться от нервного тика и даже заикания, если оно началось недавно и еще не стало постоянным.

Продолжительные тики и заикания так просто не проходят. Они уже сформировались, а стресс перешел в хроническую форму. То есть, даже если будет устранена причина острого нервного возбуждения, у ребенка останется фон, на котором будут развиваться дальнейшие стрессы. Задача взрослых - постоянно поддерживать в нем душевное равновесие. Поэтому психотерапия должна быть длительной.

Соматические заболевания. Частые простуды, бесконечные насморки, аденоиды, прогрессирующая близорукость - это самые «безобидные» последствия стресса, в котором постоянно пребывает ребенок, или который был слишком сильным для него. Окружение ребенка теплом и заботой, любовью и лаской, помогут подростку разобраться в его проблемах, внушение ему уверенности и создание спокойной атмосферы в семье. Тогда все болезни пройдут. Но не ждите мгновенного чуда. Стресс очень быстро подрывает иммунитет, восстанавливать который приходится длительное время. Более серьезные последствия стресса - гастриты, язвы, аллергические заболевания, в том числе нейродермит и бронхиальная астма. Что бы  ни говорили о наследственности, именно стрессовая ситуация, которая произошла в жизни вашего ребенка, сыграла роль пускового механизма: ведь рвется именно там, где тонко.

Генетическую предрасположенность к той или иной болезни можно найти практически у любого ребенка - мамы, папы, бабушки и дедушки, дяди и тети, наверняка, страдали какими-либо хроническими заболеваниями. Но заболевают ими далеко не все дети, а чаще всего как раз те из них, кто постоянно подвергается стрессу и не имеет сил и возможностей сопротивляться ему. Сниженный иммунитет может открыть «ворота» самым тяжелым наследственным болезням.

Деструктивное поведение у подростков. Ребенок становится «неузнаваемым» - грубит, лжет, возвращается поздно домой, не обращает внимания на просьбы и требования родителей и учителей, проявляет жестокость и агрессию или, наоборот, уходит в себя, становится безучастным и безынициативным, уходит «в себя» или в Интернет, целыми днями пребывая в виртуальной реальности. Все это говорит о длительном воздействии стресса, а последнее еще больше усиливает ощущение одиночества у подростка.

В самый серьезный кризисный период, когда ребенку исполняется 13-14 лет, стрессы неминуемы. Они связаны с гормональной перестройкой организма и поиском себя как личности. Отсюда стремление броско одеваться, ярко краситься, делать экстравагантные прически, слушать громкую музыку, тусоваться на дискотеках, нравится представителям противоположного пола. Резкие суждения и нарочитая грубость - это тоже желание выделиться и заявить о себе, сломать стереотипы «предков», чтобы показать, «какой есть я». Во всем этом проступает желание быть понятым, а не отвергнутым. Если родители не принимают, а ругают и наказывают своего ребенка за его мысли и поступки, он теряет веру в себя и может наделать еще больше глупостей. Ведь еще одна важная особенность подросткового возраста - познание негативных и трагических сторон жизни, которые раньше вообще не интересовали и не касались ребенка. Грубо сказанное слово или увиденная сцена насилия и жестокости способны разжечь огонь в душе подростка, как маленькая спичка разжигает большой костер. Так, телевидение, перенасыщенное сценами насилия, подсказывает подростку, как нужно действовать в той или иной ситуации, когда тебя не понимают. Способы расслабления диктует им телевизионная и журнальная реклама. Те дети, которые потеряли контакт с родителями, воспринимают эту информацию, как руководство к действию. И один стресс порождает другой, последствием чего становится заниженная самооценка и стремление делать все назло - становиться «плохим», грубым и неуправляемым.

Социальная дезадаптация. Это самое тяжелое последствие стресса, которое берет начало из детства. Результат сильного и постоянного нервного напряжения, которое переживает ребенок, сказывается на всей его последующей жизни, проявляется в неумении создать семью и вообще найти свое место в жизни. Психологи, работающие с несчастными людьми, которые не могут найти приличную работу, наладить отношения с женой, не имеют друзей, слышат такие душераздирающие истории об их «золотом» детстве, что становится удивительно: как родители не понимают, что именно они делают своих детей несчастными.

Семья, которая должна быть тихой гаванью для ребенка, нередко становится бушующим морем, в котором он плавает даже без спасательного круга. Я имею в виду плохие взаимоотношения родителей, скандалы, крики и даже драки, которые наблюдает маленький ребенок. Такая обстановка с раннего возраста является для малыша стрессовой, и не стоит ожидать, что он вырастет здоровым физически и психически. Неокрепшая нервная система не в состоянии бороться с подобными стрессами; поэтому ребенок не сможет сопротивляться другим стрессовым ситуациям, которые его ждут в детском саду, в школе, а потом и во взрослой жизни [5 с.10].

.                                                                                       Приложение 1

 

Упражнения для снятия стресса и напряжения.

 

1. Упражнения.

 а) Погуляйте несколько минут на свежем воздухе. Это снимет напряжение и вернет вам энергию.

б) Походите вверх и вниз по лестнице в течение 5-10 минут.

в) Прыжки и бег по комнате в течение нескольких минут улучшат работу вашего сердца.

г) Расслабьтесь, медленно и спокойно делайте круговые движения головой, от плеча к плечу.

2.  Для снятия напряжения вы можете использовать смех.

3. Думайте о хорошем.

а) Перестаньте думать о стрессовых ситуациях, которые угнетают вас и вспомните положительные моменты своей жизни.

б) Напишите на листе бумаги то, чем вы гордитесь и что вас радует в жизни.

в) Составьте список того, что вас огорчает или беспокоит. Выберите хотя бы что-то одно и постарайтесь изменить это.

4. Если вы ненавидите какого-то человека, то напишите ему письмо, в котором выразите свои чувства. Не забудьте потом разорвать письмо.

 5. Вы можете с кем-то поговорить  о своих проблемах

6. Смена обстановки поможет вам снять напряжение.

7. Довольно эффективным является громкий крик.

8. Посидите молча 5-15 минут.

9. Спокойная музыка нередко помогает устранить усталость.

10. Сделайте себе массаж.

а) Наклоните голову вперед так, чтобы подбородок почти коснулся груди. Шею вытяните, но не напрягайте. Расслабьте мышцы шеи. Помассируйте шею сзади, потирая участок шеи от головы до плеч.

б) Массируйте уши и виски легкими круговыми движениями.

в) Обхватите голову руками, приложив ладонь к уху. Делайте руками круговые движения.

11. Почитайте книгу или посмотрите телевизор.

12. Постепенно расслабьте все мышцы:

а) Сядьте поудобней.

б) Глубоко вдохните.

в) Начните со ступней, напрягите мышцы и почувствуйте это напряжение. Затем расслабьте мышцы и почувствуйте это. Продолжайте выполнять упражнение для всех частей тела.

13. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1) Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох

2) Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3) Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4) Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Анкета №1: « Об актуальности выбранной темы»

 

1.  Актуальна тема стресса в школе?

-да

-нет

-не знаю

2.  Часто ли бывают стрессы в школьной жизни? Если да, то в каких ситуациях?

-да

-нет

-не знаю

-иногда

 

 

 

 

 

 

 

Анкета №2  « По выявлению изменения уровня тревожности среди учащихся 7, 9 классов»

1.  Часто ли вы испытываете чувство тревоги? (да, нет, иногда)

2.  Вы испытываете волнение по поводу учебных неудач? (да, нет, иногда)

3.   Часто ли у вас появляется чувство усталости? (да, нет, иногда)

4.  Скучаете ли в школе? (да, нет, иногда)

5. Как вы осваиваете учебную программу? (успешно, удовлетворительно, неудовлетворительно)

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Бланк: « Моя рабочая неделя»

 

Признак проявления тревожности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1.Волнение по поводу учебных неудач

 

 

 

 

 

 

2.Страх перед контрольными работами

 

 

 

 

 

 

3.  Болезненная реакция

а) на замечания преподавателя

б) насмешки одноклассников

 

 

 

 

 

 

4 Неуверенность в своих учебных способностях

 

 

 

 

 

 

5Невротические реакции:

а)рассеянность

б)раздражительность

в)головные боли

 

 

 

 

 

 

Пояснение к бланку.

В каждой графе учащиеся ставили знак «+», если по их мнению у них проявлялся данный признак тревожности в течение  дня и знак «-»   если эти признаки отсутствовали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Аутогенная тренировка (3-5 минут)

 

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле « Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им просто проплывать  подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я, спокоен». Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: « Левая рука тяжелая». Снова повторите мысленно: « Я, спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!» Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий выдох и вдох.

 

 

 

 

Ритмичное четырехфазное дыхание.

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладоням  вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение « горячей монетки»)

Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой вертикальные волны прямыми руками.

Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Дышите,  таким образом,  не более 2-3 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru