План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
· Изучить разнообразные формы работы:
Этапы:
1 этап (диагностический)
2 этап (прогностический)
3 этап (практический)
4 этап (обобщающий)
5 этап (внедренческий)
Литература:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
|
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год |
|||
этапы |
Содержание работы |
Форма работы |
Практические результаты |
|
1 этап |
Сентябрь |
Диагностика |
Проведение диагностики и заполнение индивидуальных карт воспитанников |
Сообщение на Педсовете: «Анализ результатов диагностики» (Аналит. справка) |
2 этап |
|
Ознакомление с темой |
Изучить литературу: 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. |
Консультация для родителей(папка-передвижка |
3 этап |
Октябрь |
Работа с детьми Отгадывание детьми загадок. |
Досуг «Вечер загадок». |
Материал на блог |
|
Ноябрь |
Театрализованная постановка. |
Инсценирование русской народной сказки «Теремок». |
Сообщение на сайте МКДОУ Материал на блог |
|
Февраль |
Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. |
Развлечение «Широкая Масленица» |
Материал на блог |
|
Март |
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. |
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». |
Материал на блог |
|
Апрель |
Знакомство с закличками, потешками о солнце. |
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» |
Материал на блог |
|
Октябрь-апрель |
ППРС группы Пополнение группы играми и атрибутами
|
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
|
Сообщение на сайт ДОО
|
|
Январь |
Работа с родителями Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. |
«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Материал на блог |
|
Апрель |
Совместное творчество детей и родителей. |
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» |
Рекомендации родителям |
4 этап |
Март |
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». |
|
Папка-передвижка для родителей Презентация мероприятия на сайт ДОУ |
|
Май |
Открытый показ нод во второй младшей группе. |
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» |
Материал на блог |
5 этап |
Май |
Проведение мониторинга |
Подведение итогов работы по теме самообразования
Подготовка материала «Опыт работы» с методической разработкой по теме самообразования.
|
Анализ результата мониторинга Публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах. Представление материала на педагогическом совете. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.