СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Влияние занятий физической культурой на снижение уровня стресса у учащихся»
Методиста МУДО «ЦДО»
Паниной Наталья Викторовны
г. Саратов
Оглавление
Введение:………………………………………………………………………….4
Актуальность:………………………………………………………………...….4
Цели и задачи: ……………………………………………………………......….4
Ⅰ. Влияние физической активности на стресс. 5
II. Механизмы, лежащие в основе влияния физической активности на стресс у студентов. 5
III. Социальное исследование. 5
IV. Механизмы, лежащие в основе влияния физической активности на стресс у учащихся………………………………………………………………..6
V. Медицинские сведения о влиянии физической нагрузки на снижение стресса 7
Вывод. 8
Используемая литература………………………………………………………9
Введение:
Вопрос психического и эмоционального благополучия студентов
является актуальной темой не только в академическом, но и в общественном
контексте. Стресс является одним из основных факторов, с которыми часто
сталкиваются студенты, и его негативное влияние на их общую жизнедеятельность,
академические успехи и здоровье было подтверждено многочисленными
исследованиями. Однако недостаточное внимание уделялось изучению влияния
занятий физической культурой на снижение уровня стресса у студентов. В данной
статье предлагается провести анализ этого вопроса и оценить эффективность
такого подхода.
Актуальность:
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что стресс является одной из наиболее распространенных проблем среди учащихся, а также влияет на психологическое и физическое состояние учащихся. Может приводить к нарушению сна, следовательно, к ухудшению результатов работы, а также к развитию психологических и физиологических заболеваний.
Ключевой целью проведения представленной работы является изучение влияния занятий физической культурой на уровень стресса у школьников и анализ механизмов действия физической активности на уровень стресса у учащихся.
Физическая активность давно
известна как эффективный способ борьбы со стрессом и улучшения психического баланса.
Регулярные занятия спортом стимулируют высокую выработку эндорфинов - гормонов
счастья, которые снижают уровень стресса и улучшают настроение человека. Существует
множество исследований, доказывающих, что физическая активность способствует
улучшению сна, повышению самооценки и укреплению иммунной системы, что также
способствует снижению стресса. Взаимосвязь физической формы человека с его
внутренними ощущениями была также подтверждена клиническими испытаниями, в
которых врачи успешно использовали физические упражнения в лечении психических
расстройств личности.
Ⅱ. Взаимосвязь
физической активности и качества учебной деятельности.
Многочисленные исследования
демонстрируют положительную связь между физической активностью и успехами учащихся.
Подобные результаты связаны с тем, что повышение уровня физической активности
улучшает концентрацию, способствует эффективному усвоению материала и повышает
когнитивные функции. Это позволяет учащимся более эффективно работать в
условиях стресса и давления, что ведет к общему снижению уровня стресса.
Ⅲ. Социальный
аспект занятий физической культурой.
Занятия физической культурой также имеют существенный социальный аспект, который способствует снижению стресса у школьников. В процессе участия в групповых тренировках или командных видах спорта учащиеся имеют возможность улучшить социальные навыки, развить доверие к себе и окружающим, а также налаживают взаимоотношения с единомышленниками. Проведение времени со сверстниками во время физических занятий развивает умение работать в команде, позволяет чувствовать собственную значимость в коллективе, спасает от чувства одиночества. Последний пункт особо важен в решении психологических проблем посредством физических нагрузок. Все это способствует более эффективному управлению и снижению уровня стресса.
Физическая активность оказывает положительное влияние на стресс у учащихся благодаря следующим механизмам:
1. Увеличение выработки эндорфинов.
Физическая активность способствует выработке эндорфинов в организме учащихся. Эндорфины - это естественные анальгетики и антидепрессанты, которые помогают улучшить настроение и уменьшить уровень стресса.
2. Улучшение физического и психического здоровья.
Из многочисленных отчётов врачей выяснилось, что регулярная физическая активность укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает общую физическую форму. Это помогает учащимся увеличить свою выносливость и улучшить работу мозга, что в свою очередь снижает воздействие стресса на организм.
3. Переключение внимания.
Физическая активность выполняет функцию отвлечения от внешних и внутренних проблем, повышения энергии и концентрации. Когда учащиеся занимаются спортом или другой физической активностью, их внимание фокусируется на выполнении движений и контроле тела, что позволяет временно забыть о проблемах и стрессе.
4. Социальная поддержка.
Вовлечение в физическую активность, например, в виде спортивных команд или групповых тренировок, предлагает учащимся возможность общения с другими людьми и получения социальной поддержки. Социальная поддержка в виде друзей или тренеров может значительно снизить стресс и помочь студентам эффективнее справляться с ним.
5. Улучшение сна.
Физическая активность помогает регулировать сон и поддерживать нормальные циркадные ритмы. Хороший сон, в свою очередь, снижает уровень стресса и улучшает психологическое состояние учащихся.
В целом, регулярная физическая активность способствует улучшению физического и психического здоровья учащихся, что приводит к снижению уровня стресса и повышению общего благополучия организма.
При подготовке данной статьи были изучены материалы врачей на тему влияния физической активности на снижение стресса. В ходе изучения материалов, выяснилось, что при стрессе в организме начинают вырабатываться адреналин и норадреналин – важнейшие регуляторы адаптивных реакций организма. Высокая концентрация адреналина и норадреналина оказывает повреждающее воздействие на работу сердечно-сосудистой системы. Активизируется гипоталамо-гипофизарная система, вырабатывающая гормоны коры надпочечников, которые задерживают жидкость в организме, повышают артериальное давление и активируют энергетическое обеспечение работы мышц.
Поэтому при стрессе, в организме приводятся в действие механизмы, подготавливающие его к интенсивным физическим нагрузкам. Следственно, именно физические упражнения являются наиболее естественным способом выхода из затянувшейся стрессовой ситуации.
Вывод
Во-первых, физическая активность является наиболее эффективным средством для уменьшения стресса у учащихся. Согласно результатам исследования, учащиеся, которые регулярно занимаются физической культурой, имеют более низкие уровни стресса, чем те, кто не занимается спортом.
Во-вторых, занятия физической культурой способствуют улучшению психического и физического самочувствия учащихся. Студенты, которые посещают спортивные занятия, отмечают улучшение своего физического состояния, а также более высокую работоспособность и концентрацию во время учебы.
В-третьих, занятия физической культурой способствуют улучшению социального взаимодействия учащихся. Групповые занятия спортом создают благоприятную атмосферу для коммуникации и эмоционального контакта между студентами. Это помогает им разгрузиться от стресса и негативных эмоций, обрести поддержку и понимание со стороны сверстников.
Таким образом, на основании данного исследования можно сделать вывод о положительном влиянии занятий физической культурой на снижение уровня стресса у учащихся. Физическая активность помогает им не только справиться с негативными эмоциями, но и улучшить свое физическое и психическое состояние, а также укрепить социальные связи.
Используемая литература:
1. Е. А. Александрова – Как победить стресс. // М. «Центрполиграф».-2005.-С.17.
2. Ильин Е. П. Психология спорта: учеб. пособие / Е. П. Ильин. - М., СПб., Н. Новгород, 2010. - 43 с.
3. С. А. Марчук – Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние // Учёные записки университета Лесгафта. - №10 (176). – 2019. – С. 222-226.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.