Влияние этнокультурного компонента на воспитание младших школьников
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
14.06.2019
Актуальность данной работы заключается в раскрытии особенностей воспитания младших школьников, применяя этнокультурный компонент. Для нас, как многонациональной страны, эта тема важна. В ней раскрыты примеры приобщения подрастающего поколения к другим, не пожожим на них, культурам. Это учит их быть толерантными по отношению к другим людям.
ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА
НА ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
А.Н.Радищев,
М.В.Ломоносов,
Проблема воспитания в духе народности,
которая волновала умы прогрессивных деятелей мировой
науки и педагогики (Я.А.Коменский,
культуры,
И.Г.Песталоцци,
Д.И.Менделеев,
Н.И.Пирогов,
В.Г.Белинский,
Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский и др.), в
настоящее время становится социальнопедагогической
проблемой в нашей многонациональной стране. В основе
этнокультурного образования лежит позитивное
восприятие школьниками своего исторического прошлого,
раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через
осмысление собственных национальных корней и
возрождения лучших национальных традиций. [1,11]
Этнокультурные воспитательные традиции
народа представляют собой систему ценностей, традиций,
отношений, которые являются составной частью культуры.
Поэтому главная задача этнокультурного образования –
сплочение этнически разноаспектного и мозаичного
образования в единое образовательное, воспитательное
пространство, объединяемое общими ценностями высокой
духовной культуры, основанной на принципах гуманизма,
толерантности и культуры мира.
У детей необходимо сформировать осознание
того, что они живут в многонациональном обществе, где
каждая народность имеет свои язык, веру, уклад, обычаи,
менталитет, где все народности равны и где нет «своих» и
«чужих». Умение сосуществовать в многонациональной
среде, толерантное восприятие такого социума возможно ее
Республика
татарского,
Башкортостан
сочетанием культур
марийского,
является
неповторимым «лоскутным одеялом», характеризующимся
неповторимым
русского,
башкирского,
чувашского,
удмуртского и других народов, которые составляют
населения. Через знакомство с
основу
фольклорными произведениями дети
разных
национальностей приобщаются к культуре других народов.
Ребята приходят к выводу, что культура этносов имеет
одинаковое жизненное содержание,
одинаковые
ценностные и нравственные ориентиры, но в то же время
культурное наследие любого народа посвоему красиво,
самобытно, неповторимо, к нему нужно относиться очень
бережно.
лишь в том случае, если эти установки прививать ребенку с
малых лет.
Исследуя проблему учета этнокультурного
компонента в структуре и содержании начального
образования, можно выделить следующие рекомендации:
отражать максимально развернуто в учебных
планах работу, включающую введение этнокультурного
компонента в содержание образования;
привлекать к работе семью, воспитателей
дополнительного образования;
знакомить ребенка со своей семьей, с
Родиной, со своей культурой;
знакомить детей с культурами других
народов.
Необходимо так строить педагогический
процесс, чтобы при реализации самостоятельной или
групповой деятельности дети увидели все разнообразие
существующею мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно,
эффективно знакомить школьников с культурой народов
через фольклор, их музыку, песни и танцы, обычаи и
обряды, традиции, декоративноприкладное искусство,
национальную одежду и другое.
Образование должно исходить из идеи, что все
школьники, независимо от этнической принадлежности и
других культурологических характеристик, должны иметь
равные возможности получать полноценное образование,
уважение и внимание, а также социальное развитие в
соответствии со своими потребностями. Оно признает
уникальность каждой культурной группы в школе и
признает те из них, которые носят социальный характер, и
отвергает авторитарность, навязывание ценностей.
Школа призвана сформировать у учащихся
новые мировоззрения. Но пока еще школьные программы
недостаточно учитывают региональные местные
национальные особенности детей, не используют богатый
потенциал народной педагогики.
Учет национальных и индивидуальных
особенностей учащихся предполагает знание национальных
традиций и специфики их влияния на формирование
нравственности.
Поликультурная школа должна
способствовать социализации детей, независимо от их
национальности, расы, вероисповедания, социального
положения в родной национальной, межнациональной и
мировой культурах. Поэтому, организуя воспитательную
работу с учащимися, учителя не могут не учитывать,
традиций, обычаев тех или иных народов. [1, 15]
Использованная литература: 1. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная
школа / К.Ш.Ахияров, Мин. образ. РФ; Южно
Уральский НЦ РАО; науч. Совет по педагогике и
психологии и др. — Уфа: БГПУ, 2000. 328 с.
2. Голошумова Г. С. Этнокультурное образование
младших школьников / Г.С.Голошумова, Н. Г.
Свинина // Начальная школа. 2003. №8. – с.22
27.
3. Куц В. А. Воспитание и фольклор: возвращение к
истокам / В. А. Куц, А. А. Замостьянов // Народное
образование. 2005. №1. – с.227 235.
Влияние этнокультурного компонента на воспитание младших школьников
Влияние этнокультурного компонента на воспитание младших школьников
Влияние этнокультурного компонента на воспитание младших школьников
Влияние этнокультурного компонента на воспитание младших школьников