«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
9 кл—10 кл
13.02.2019
Влияние физических упражнений на здоровье подростков современной школы. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления государственной политики в области образования. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Большие нагрузки в школьной программе пагубно влияют на здоровье школьников
0004e703-02352187.doc
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ
ПОДРОСТКА».
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава I. Теоретическая.
1. Введение___________________________________________14 стр.
Глава I. Основная часть.
1. Эксперементальноопытническая______________________47 стр.
2. Ход работы________________________________________ 727 стр.
Глава III. Заключительная часть.
1. Выводы___________________________________________2829 стр.
2. Рекомендации______________________________________2930 стр.
3.
Литература________________________________________31 стр. 1
I : Теоретическая часть.
Глава
Введение:
Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали,
ей посвящали трактаты. Многие великие люди говорили о положительном
влиянии движения. Французский врач СимонАндре Тиссо (XVIII век)
утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все
лечебные средства не могут заменить действие движения».
Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления
государственной политики в области образования. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей
при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до
100 лет и более.
Данные медицинских осмотров, проводимых на учащихся школы
показывают понижение зрения более чем у 20 % старшеклассников,
нарушение пищеварения на 7 % увеличивается к старшему школьному
возрасту, нарушения осанки у 26% учеников.
Данные медицинского осмотра
30.00%
20.00%
10.00%
0.00%
20.00%
7.00%
26.00%
Строка 1
1
2
3
Снижение зрения Нарушение пищеварения Нарушение осанки
2
При изучении научной литературы, в которой говорится о сокращении
числа здоровых детей в 45 раз за период обучения в школе, о том, что лишь
68% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50%
выпускников имеют морфологическую патологию, 42% выпускников
хронические заболевания. Здоровье выпускников школ
50,00%
42,00%
Строка 1
50,00%
45,00%
40,00%
35,00%
30,00%
25,00%
20,00%
15,00%
10,00%
5,00%
0,00%
8,00%
1
2
3
Здоровые С м орфологической С хроническим и
выпускники патологией заболеваниям и
Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие
дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ
жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства
школьников ухудшается зрение, деятельность сердечнососудистой и
дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается
сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к
ухудшению состояния их здоровья.
Налицо деградация молодого поколения страны, что самым
неблагоприятным образом сказывается на безопасности государства, его
обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве,
интеллектуальном потенциале. Поэтому мы считаем необходимым,
пропагандировать среди подростков значение здорового образа жизни в
3
целом и значение физических упражнений в частности.
Как же сохранить своё здоровье,
работоспособности, профессионального долголетия?
добиться
высокой
Наиболее
оправданный
путь
увеличения
адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности
к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности –
регулярные занятия физическими упражнениями.
Актуальность выбранной нами темы также заключается и в том, что, к
сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных
наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами
вызывающей
малоподвижного образа
преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти
(гиподинамии),
жизни
неизбежным в этих случаях развитием склероза сосудов, а у некоторых
сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от
производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны,
страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным
заболеваниям внутренних органов.
Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и
алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Мы решили провести исследование среди учеников старшей школы в
возрасте 1516 лет, а точнее среди своих одноклассников учеников 10
класса.
Тема: «Влияние физических упражнений на показатели физического
развития подростка».
Цель работы: Изучить индивидуальное физическое развитие подростков
10 класса.
Задачи:
1. Формировать у учащихся жизненной позиции на здоровый
образ жизни.
4
2.Разработать рекомендации по улучшению физического здоровья.
Глава
Эксперементальноопытническая работа:
II : Основная часть. Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека.
Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства
организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости,
взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по
возрастной смене фаз и периодов развития.
Для оценки физического развития используют результаты измерений
человека, которые принято именовать атропометрическими. Фиксируются:
рост, (длина), вес (масса) тела, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), данные
динамометрии кистей и др. Это позволяет дать оценку индивидуального
развития учащихся, их соответствие возрастным нормам.
1. Выполнение антропометрических измерений:
1. Масса тела. Измерения проводились в утреннее время. Исследуемые
находятся без верхней одежды и обуви. Масса тела определяется с
помощью медицинских (электронных) весов.
2. Рост. При измерении роста испытуемый стоит на платформе
ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками,
ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
3. Жизненная ёмкость лёгких. Измерение жизненной ёмкости лёгких
производится с помощью воздушного спирометра. Обследуемый
предварительно делает вдох, затем выдох. Ещё один раз глубоко
вдохнув, он берёт наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает
воздух в трубку до отказа.
2. Функциональные пробы:
1. Проба с приседанием. Вначале необходимо измерить пульс в покое,
затем выполнить 20 приседаний за 30 с и определить время
восстановления пульса.
2.
Проба с максимальной задержкой дыхания. Характеризует
5 устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). Она
проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба
Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генче). В обоих
вариантах оценивается продолжительность задержки дыхания и
показатель реакции сердечно — сосудистой системы (ПР).
3. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). До проведения
пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и
полученное значение привести к минуте (умножить на 2). В положении
сидя спокойно выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, затем
снова глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при
этом рот закрыть, а нос зажать пальцами или носовым зажимом). Время
После
задержки дыхания регистрируется по секундомеру.
возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный
результат привести к минуте (результат умножить на Рассчитать
показатель реакции (ПР) сердечно — сосудистой системы на задержку
дыхания по формуле:
ПР = Частота пульса после пробы
Частота пульса до пробы
Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен
превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие
значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции
сердечнососудистой системы на недостаток кислорода.
4. Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи). До проведения
пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и
полученное значение привести к минуте (умножить на 2). Спокойно
выполнить три относительно глубоких вдоха — выдоха, после чего на
выдохе задержать дыхание, надев на нос зажим или зажав его
пальцами. 6
У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на
выдохе в среднем составляет 12 — 13 сек., у взрослых 25 — 30 с, у
спортсменов 40 — 60 с и больше. После возобновления дыхания
подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте
(результат умножить на 2). Рассчитать показатель реакции сердечно —
сосудистой системы по приведенной выше формуле. Показатель
реакции сердечно — сосудистой системы не должен превышать
значения, равного 1,2. Если получаются более высокие значения, то
это свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно —
сосудистой системы на недостаток кислорода.
5.
Индекс Скибинского.
Характеризует функциональные
возможности системы дыхания, устойчивости организма к гипоксии.
Сначала измерить пульс на лучевой артерии в покое, в положении сидя.
Затем выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, далее снова
глубокий вдох, после чего задержать дыхание на максимально
возможное время. Время задержки дыхания фиксируется. Далее
определяется жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
Индекс Скибинского(ИС) вычисляется по формуле:
ЖЕЛ Х
ИС = , где ЖЕЛ жизненная емкость легких (мл);
ЧСС t время задержки дыхания (с);
ЧСС частота сердечных сокращений в
покое в положении сидя (уд/мин).
6. Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье).
Предназначена для оценки работоспособности сердца в процессе
выполнения стандартной физической нагрузки. Сесть и побыть в таком
положении в течение 3 — 5 мин, затем определить число ударов пульса
за 10 с и умножить на 6 — пульс за 1 мин (Р); в течение 30 с выполнить 30 приседаний, вновь сесть и подсчитать пульс за первые (Pt) и
последние (Р2) 10 с первой минуты восстановления (показатели
умножить на 6). Расчет индекса Руффье (ИР) производят по формуле:
7
Р0+ Р1+Р2 200
ИР =
10
7. Экспресс — тест Л.Н.Бачериковой (1988). Тест выполняется из
упора присев. По команде быстро встать и выполнить хлопок над
головой. Затем возвратиться в исходное положение. Упражнение
выполняется в максимальном темпе в течение 30 с. Фиксируется
количество приседаний (КП). При выполнении теста необходимо
полностью выпрямлять туловище, ноги в коленях и не делать
подскоков. По окончании теста подсчитать пульс за 10 с. Результат
умножить на 6, т.е. определить частоту сердечных сокращений за 1
мин. Провести расчеты комплексной оценки (КО) физической
работоспособности по формуле:
КО = ЧСС : КП.
Ход работы:
1.
Для оценки и характеристики физического развития были
сформированы две группы детей из числа учеников одного класса (10
класс) основной медицинской группы, т. е. здоровые дети, по результатам
медицинского осмотра. В первой группе исследовались дети, ведущие
активный образ жизни (посещают спортивные секции, активно участвуют в
школьных и районных соревнованиях), а во второй группе дети, ведущие
малоподвижный образ жизни.
I группа: II группа:
1.
Гаврюшенко Олег 1. Григорьев Юрий
2.
Мананников Александр 2. Флигерт Сергей 3.
Семес Анастасия 3. Седач Анастасия
2. Оценка физического развития учеников 10 класса по следующим
показателям: рост, вес, сила мышц кисти, жизненная ёмкость лёгких.
8
1 таблица: Показатели учеников
I группы
№
п/п
Ф.И.
испытуемого
Год
рожд.
Вес
(кг)
Рост
(см)
1. Гаврюшенко
1998
Олег
2. Мананников
1998
Александр
3. Семес
Анастасия
1997
61
62
55
170
174
165
Сила кисти (кг) ЖЁЛ
(мл)
Правая
рука
30
Левая
рука
28
3200
46
23
44
20
6200
4300
2 таблица: Показатели учеников
II группы
№
п/п
Ф.И.
испытуемого
Год
рожд.
Вес
(кг)
Рост
(см)
1. Григорьев
Юрий
2. Флигерт
Сергей
3. Седач
Анастасия
1998
1997
1997
61
57
52
175
176
163
Сила кисти (кг) ЖЁЛ
(мл)
Правая
рука
32
Левая
рука
32
3500
52
30
50
28
3800
2400
Антропометрические данные
1. Антропометрическим данные, которые мы получили в ходе
исследования, позволяют нам рассчитать и сравнить рост ученика в данном
возрасте со средним ростом детей в возрасте 16 лет. Сделать это можно по
формуле: для мальчиков среднего телосложения
Рост=6 х Возраст + 77;
для девочек среднего телосложения
Рост=6 х Возраст + 76.
Для определения весоростового показателя, который характеризует
соотношение веса и роста, необходимо вес (кг) разделить на квадрат роста
9
(м). Эта методика нахождения индекса Кетле (ИК). В ней используются
следующие формулы:
Рост (м) х Рост (м)= Квадрат роста; ИК = вес (кг) : квадрат роста (м).
I группа учащихся:
Гаврюшенко Олег, 15 лет:
Фактический рост – 170 см. Средний рост 165 см. Фактический рост
ученика превышает средний рост на 5 см, что на 3% больше нормы. Это не
является нарушением, но говорит о том, что ученик занимается в секции
спортивных игр. Вес соответствует норме.
Мананников Александр, 15 лет
Фактический рост – 174 см, средний рост – 167 см. Фактический рост
ученика превышает средний рост на 7 см, что на 4,2% больше нормы. Это
не является нарушением, но говорит о том, что юноша занимается
физической культурой. Вес соответствует норме.
Семес Анастасия, 16 лет
Фактический рост – 168 см, средний рост – 172 см. Фактический рост
меньше среднего на 4 см, что является нормой. Девочка занимается
гимнастикой. Вес соответствует норме.
II группа учеников:
Флигерт Сергей, 16 лет
Фактический рост – 176 см, средний рост – 173 см. Фактический рост ученика превышает средний рост на 3 см, что на 2% больше нормы. Этот
ростовой показатель является нормой. Недостаток веса.
Седач Анастасия, 16 лет
Фактический рост – 163 см, средний рост – 172 см. Фактический рост
меньше среднего на 9 см, что 5,3% меньше нормы и является нарушением
характеризующим замедление ростового показателя организма. Девочка
ведёт малоподвижный образ жизни. Недостаток веса.
Григорьев Юрий, 15 лет
10
Фактический рост – 175 см, средний рост – 166 см. Фактический рост
больше среднего на 9 см, что на 5,4% больше нормы. Превышение
фактического роста над средним характеризуется наследственными
факторами (высокие родители). Недостаток веса.
Ростовые и весовые показатели учеников I и II групп
100,00%
100,00%
100,00%
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
67,00%
33,00%
Столбец A
Столбец B
Рост Вес
Ростовые показатели в первой группе учеников превышают норму в связи
с тем, что ученики регулярно занимаются физической культурой. Весовой
показатель в норме. Регулярные занятия физическими упражнениями
способствует развитию и укреплению костномышечной системы. Во второй группе ростовые показатели колеблются от низких
показателей до нормы. У всех учеников второй группы недостаток веса.
Тренировка благоприятно отражается не только на мышцах. Укрепляется и
весь опорнодвигательный аппарат, прочнее становятся кости, связки,
сухожилия. Систематические занятия физическими упражнениями заметно
влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному
развитию в юношеском возрасте, а в зрелом и пожилом возрасте позволяют
стройность.
надолго
сохранить
красоту
и
Обычно человек, не занимающийся физическим трудом и спортом,
11
сутулится, его голова наклонена вперед, спина горбится, поясница
чрезмерно прогнута, грудь впалая.
2. Измерения жизненной ёмкости лёгких, которые произведены в ходе
исследования помогут определить функциональные возможности внешнего
дыхания и рассчитать жизненный индекс, который характеризует развитие
дыхательной системы. Расчёт производится по формуле:
ЖИ = ЖЁЛ (мл) : вес тела (кг);
(ЖЕЛ (должная) : ЖЕЛ (фактическая)) х 100% .
I группа учащихся.
Гаврюшенко Олег
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
Должная ЖЕЛ – 4300 мл, фактическая ЖЕЛ – 4500 мл, что составляет
на 5% больше должной и является нормой. Данные % свидетельствуют о
хороших функциональных возможностях внешнего дыхания.
При расчёте жизненного индекса (ЖИ) можно узнать о том, как развита
дыхательная система организма. У данного ученика ЖИ составляет 62,2
мл/кг. Нормой является 50 мл/кг, т.е. дыхательная система развита хорошо. Мананников Александр
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
Должная ЖЕЛ – 4518 мл, фактическая ЖЕЛ – 6100 мл, что на 35%
дольше, чем должная величина и не является нормой. Данные %
свидетельствуют о высоком функциональном состоянии лёгких. Такие
высокие данные можно объяснить тем, что ученик занимается лёгкой
атлетикой беговыми видами, что связанно с развитием такого качества, как
выносливость.
При расчёте жизненного индекса (ЖИ) можно узнать о том, как развита
дыхательная система организма. У данного ученика ЖИ составляет 98,3
мл/кг, что является высоким показателем и характеризует хорошо
развитую систему дыхания.
12
Семес Анастасия
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
Должная ЖЕЛ – 2900 мл, фактическая ЖЕЛ – 4200 мл, что на 44%
больше должной и указывают на высокое функциональное состояние
лёгких.
При расчёте жизненного индекса (ЖИ) можно узнать о том, как развита
дыхательная система организма. У данного ученика ЖИ составляет 73
мл/кг. Нормой является 50 мл/кг. Высокие показатели жизненного индекса
говорят о хорошо развитой дыхательной системе.
Показатели жизненной ёмкости лёгких учеников I группы превышают
должную жизненную ёмкость лёгких от 4% до 44% такие данные говорят о
хороших показателях внешнего дыхания и отлично развитой дыхательной
системы.
II группа учащихся.
Флигерт Сергей Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
Должная ЖЕЛ – 4600 мл, фактическая ЖЕЛ – 3700 мл, что составляет
%
80% от должной и является отклонением от нормы. Данные
свидетельствуют о неудовлетворительных функциональных возможностях
внешнего дыхания. Такие данные могут сказать о том, что ученик имеет
вредную привычку – курение. Эта вредная привычка неудовлетворительно
отражается на функциональных возможностях внешнего дыхания.
При расчёте жизненного индекса (ЖИ) можно узнать о том, как развита
дыхательная система организма. У данного ученика ЖИ составляет 50
мл/кг. Нормой является 50 мл/кг.
Седач Анастасия
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
Должная ЖЕЛ – 2700 мл, фактическая ЖЕЛ –2200 мл, что составляет
13
81% от должной и не является нормой. Данные % свидетельствуют о
неудовлетворительных функциональных возможностях внешнего дыхания.
При расчёте жизненного индекса (ЖИ) можно узнать о том, как развита
дыхательная система организма. У данного ученика ЖИ составляет 46,1
мл/кг. Нормой является 50 мл/кг. Дыхательная система развита плохо так,
как ученица ведёт малоподвижный образ жизни, физической культурой не
занимается.
Григорьев Юрий
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
Должная ЖЕЛ – 4570 мл, фактическая ЖЕЛ – 3500 мл, что составляет
76,5% от должной и не является нормой. Данные % свидетельствуют о
неудовлетворительных функциональных возможностях внешнего дыхания.
При расчёте жизненного индекса (ЖИ) можно узнать о том, как развита дыхательная система организма. У данного ученика ЖИ составляет 60
мл/кг. Нормой является 50 мл/кг. Эти данные говорят о хороших
показателях дыхательной системы.
Показатели жизненной ёмкости лёгких ниже должных величин более чем
на 20%, что говорит о неудовлетворительных возможностях внешнего
дыхания. Хотя дыхательная система развита у 2 учеников (67%) хорошо и у
1 ученика дыхательная система развита плохо (33%).
Показатели развития дыхательной системы в группах
145,00%
135,00%
100,00%
104,00%
100,00%
80,00%
80,00%
76,50%
160,00%
140,00%
120,00%
100,00%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
ГаврюшенкоО. МананниковА. Сем ес А. Флигерт С. Седач А. Григорьев Ю.
14
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в
кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость лёгких,
улучшается подвижность грудной клетки.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями
увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что
имеет большое значение для вентиляции лёгких. Подтверждение
вышесказанного мы можем видеть наглядно на диаграмме, где показано,
что в первой группе у обучающихся развитие дыхательной системы
превышает средние показатели от 4% до 45%, а во второй группе мы
наблюдаем противоположные результаты, которые показывают низкий
уровень развития дыхательной системы на 20% и более % от среднего
показателя. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями
увеличиваются
в
объёме,
дыхание
становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для
вентиляции лёгких.
Показатели функционального состояния.
Показатели функционального состояния помогут оценить эффективность
занятий физическими упражнениями. Эти пробы дают важную информацию
о деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем.
I группа.
Гаврюшенко Олег
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 84 уд/мин. После выполнения приседаний пульс
восстановился через 3 минуты и составил 84 уд/мин., что говорит о
хорошей реакции сердечнососудистой системы и дыхательной системы на
нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
15
пульс в покое – 80 уд/мин.;
задержка дыхания – 65 сек.;
пульс после задержки дыхания – 86 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,07, что является
нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток
кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
пульс в покое – 72 уд/мин.;
задержка дыхания на выдохе – 24 сек.;
пульс после задержки дыхания – 82 уд/мин. Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,13, что
является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на
недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Индекс Скибинского:
пульс в покое – 80 уд/мин.;
задержка дыхания (максимальное время) – 70 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС
и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания
и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В
результате вычислений ИС=3325, что говорит о хорошей реакции
кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Мананников Александр
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 76 уд/мин. После выполнения приседаний пульс
восстановился через 3 минуты и составил 76 уд/мин., что говорит о
хорошей реакции сердечнососудистой системы и дыхательной системы на
нагрузку.
16
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
пульс в покое – 86 уд/мин.;
задержка дыхания – 112 сек.;
пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,06, что является
нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток
кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи): пульс в покое – 86 уд/мин.;
задержка дыхания на выдохе – 43 сек.;
пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,06, что
является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на
недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Индекс Скибинского:
пульс в покое – 76 уд/мин.;
задержка дыхания (максимальное время) – 115 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и
результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и
устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В
результате вычислений ИС=9230, что говорит об очень хорошем состоянии
кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Семес Анастасия
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 72 уд/мин. После выполнения приседаний пульс
восстановился через 3 минуты и составил 72 уд/мин., что говорит о
хорошей реакции сердечнососудистой системы и дыхательной системы на
17
нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
пульс в покое – 80 уд/мин.;
задержка дыхания – 63 сек.;
пульс после задержки дыхания – 84 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,05, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток
кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
пульс в покое – 82 уд/мин.;
задержка дыхания на выдохе – 21 сек.;
пульс после задержки дыхания – 88 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,07, что
является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на
недостаток кислорода.
Индекс Скибинского:
пульс в покое – 76уд/мин.;
задержка дыхания (максимальное время) – 73 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и
результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и
устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В
результате вычислений ИС=4034, что говорит об очень хорошей реакции
кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
II группа
Флигерт Сергей
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 108 уд/мин. После выполнения приседаний пульс
18
восстановился через 3 минуты и составил 108 уд/мин., что говорит о
хорошей реакции сердечнососудистой системы и дыхательной системы на
нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
пульс в покое – 72 уд/мин.; задержка дыхания – 87 сек.;
пульс после задержки дыхания – 86 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,19, что является
нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток
кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
пульс в покое – 64 уд/мин.;
задержка дыхания на выдохе – 28сек.;
пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,4, что не
является нормой и говорит о неблагоприятной реакции сердечно
сосудистой системы на недостаток кислорода.
Индекс Скибинского:
пульс в покое – 106 уд/мин.;
задержка дыхания (максимальное время) –76 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и
результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и
устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В
результате вычислений ИС=2652, что говорит о хорошей реакции
кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Седач Анастасия
Проба с приседаниями:
19
Пульс в покое – 84 уд/мин. После выполнения приседаний пульс не
восстановился и через 5 минут составил 96 уд/мин, что говорит о
неудовлетворительной реакции сердечнососудистой системы и дыхательной системы на пробу с приседанием.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
пульс в покое – 90 уд/мин.;
задержка дыхания – 52 сек.;
пульс после задержки дыхания – 96 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,04, что является
нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток
кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
пульс в покое – 94 уд/мин.;
задержка дыхания на выдохе – 18 сек.;
пульс после задержки дыхания – 72 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,3, что не
является нормой и указывает на неблагоприятную реакцию сердечно
сосудистой системы на недостаток кислорода.
Индекс Скибинского:
пульс в покое – 90 уд/мин.;
задержка дыхания (максимальное время) – 32 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и
результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и
устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В
результате вычислений ИС=853, что говорит о неудовлетворительном
состоянии кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Григорьев Юрий
20
Проба с приседаниями: Пульс в покое – 114 уд/мин. После выполнения приседаний пульс
восстановился через 3 минуты и составил 138 уд/мин., через 4 минуты пульс
108 уд/мин, что говорит об удовлетворительной реакции сердечно
сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
пульс в покое – 92 уд/мин.;
задержка дыхания – 95 сек.;
пульс после задержки дыхания – 112 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,26, что не
является нормой и свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно
сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
пульс в покое – 104 уд/мин.;
задержка дыхания на выдохе – 30 сек.;
пульс после задержки дыхания – 132 уд/мин. нососудистой системы на
задержку дыхания на выдохе. ПР=1,24, что
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно
сосудистой системы не является нормой и свидетельствует о
неблагоприятной реакции сердечнососудистой системы на недостаток
кислорода.
Индекс Скибинского:
пульс в покое – 92 уд/мин.;
задержка дыхания (максимальное время) – 83 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и
результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и
устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В
результате вычислений ИС=2661, что говорит о хорошей реакции
21 кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Реакция кардиореспираторной системы на устойчивость к гипоксии
100,00%
100,00%
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
67,00%
Столбец A
33,00%
I группа учащихся II группа учащихся
Чтобы оценить эффективность влияния физических упражнений на
организм подростка мы воспользовались простыми,
доступными
функциональными пробами с регистрацией и анализом частоты сердечных
сокращений. Это нам дало важную информацию о деятельности
кардиореспираторной системы. Произведя расчёты, мы определили, что
учащиеся I первой группы имеют высокие функциональные возможности
сердечнососудистой и дыхательной систем.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота
сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс
сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы
кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме
того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в
спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в
кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и
сосуды, но и стимулирует кровотворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность
организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная
ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, 22
полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них,
скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных
заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями
увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что
имеет большое значение для вентиляции лёгких.
Такие возможности организма
развиты учениками в процессе
систематических занятий физическими упражнениями, чего нельзя сказать
об учащихся из второй группы.
Малоподвижный образ жизни отражается на функционировании многих
систем организма школьника, особенно сердечно
и
сосудистой
дыхательной.
глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в
При длительном сидении дыхание становится менее
нижних
что ведёт к снижению работоспособности всего организма и
конечностях,
особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается
координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же
сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционн
ым
формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с
заболеваниям”, создаются предпосылки к
этим дальнейшего развития
недостаточности сердечно
сосудистой системы. Всё вышесказанное отражается в диаграмме и
показывает нам в процентном соотношении слабые функциональные
возможности кардиреспираторной системы на недостаток кислорода. Показатели физической работоспособности
Использованные в исследовании пробы: проба Руффье, экспресстест
23
Л.Н.Бачерниковой дали возможность оценить работоспособность в
процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
I группа
Гаврюшенко Олег
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
пульс в покое (в положении сидя) – 76 уд/мин;
пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 92 уд/мин.
При расчёте
хорошей
работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической
индекс Руффье = 10, что говорит о
нагрузки.
Экспресстест Л.Н.Бачерниковой:
количество приседаний за 30 сек. – 27 раз;
пульс по окончании приседаний – 120 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресстесту = 4,4.
Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.
Мананников Александр
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
пульс в покое (в положении сидя) – 72 уд/мин;
пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 126 уд/мин.;
пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 78 уд/мин.
При расчёте
хорошей
работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической
индекс Руффье = 7,6, что говорит о
нагрузки.
Экспресстест Л.Н.Бачерниковой: количество приседаний за 30 сек. – 30раз;
пульс по окончании приседаний – 126 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресстесту = 4,2.
Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.
24
Семес Анастасия
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
пульс в покое (в положении сидя) – 66 уд/мин;
пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 96 уд/мин.;
пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 78 уд/мин.
При расчёте
индекс Руффье = 4, что говорит об отличной
работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической
нагрузки.
Экспресстест Л.Н.Бачерниковой:
количество приседаний за 30 сек. – 26 раз;
пульс по окончании приседаний – 114 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресстесту = 4,3.
Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.
II группа
Флигерт Сергей
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
пульс в покое (в положении сидя) – 84 уд/мин;
пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 90 уд/мин.
При расчёте
индекс Руффье = 10, что говорит о
хорошей
работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической
нагрузки.
Экспресстест Л.Н.Бачерниковой: количество приседаний за 30 сек. – 24 раз;
пульс по окончании приседаний – 132 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресстесту = 45,5.
Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.
Седач Анастасия
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
25
пульс в покое (в положении сидя) – 78 уд/мин;
пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 96 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 10,6, что говорит об удовлетворительной
работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической
нагрузки.
Экспресстест Л.Н.Бачерниковой:
количество приседаний за 30 сек. – 20 раз;
пульс по окончании приседаний – 120 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресстесту = 6.
Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.
Григорьев Юрий
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
пульс в покое (в положении сидя) – 96 уд/мин;
пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 108 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 13,6, что говорит об удовлетворительной
работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической
нагрузки.
Экспресстест Л.Н.Бачерниковой:
количество приседаний за 30 сек. – 26 раз; пульс по окончании приседаний – 138 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресстесту = 5,3.
Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.
Проведение пробы и экспресстеста показали следующие результаты,
которые мы рассмотрим на диаграмме.
26
Оценка уровня физической работоспособности
100,00%
67,00%
Столбец A
100,00%
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Высокий уровень Средний уровень
I группа II группа
В первой группе поддерживается высокий уровень работоспособности
и такой результат можно объяснить следующим образом.
При систематических занятиях физической культурой и спортом
происходит непрерывное совершенствование органов и систем организ
ма человека, том числе проходит тренировка всех систем: дыхательной,
сердечнососудистой, костномышечной. Регулярные занятия физическими
упражнениями помогают переносить нагрузки и поддерживать высокую
работоспособность.
В этом главным образом и заключается
положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно,
что физ. нагрузки были систематическими, разнообразными и не
вызывали переутомления.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких
функций
сила, подвижность и уравновешенность нервных
нервной
системы
как
процессов. Даже
напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
27
Занятие
упражнениями также вызывает положительные эмоции,
физическими
бодрость,
создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему
человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к
регулярным занятиям ими.
Во второй группе учащихся физическая работоспособность средняя и
это тоже объяснимо, так как ученики второй группы ведут малоподвижный
образ жизни. Они не умеют переносить физические нагрузки. Наступает
быстрая утомляемость: сердечнососудистой, дыхательной и мышечной
систем, которые быстро реагируют на недостаток кислорода в организме.
Такие проблемы не дают ученикам хорошо учиться, усваивать учебный
материал, а в дальнейшем скажутся и на профессиональной деятельности.
III
. Заключительная часть.
1. Выводы:
Для исследования были привлечены ученики 10 класса в возрасте 15 – 16
лет в количестве 6 человек, что составило 100% детей отнесённых к
специальной медицинской группы и 67% от общего числа учеников 10
класса. Ученики были разделены на две подгруппы. В первой группе исследовались ученики, активно занимающиеся физической культурой и
во второй группе исследовались ученики, ведущие
спортом,
малоподвижный образ жизни. При определении уровня физического
антропометрические данные,
развития учеников использовались:
результаты функциональных (простейших и доступных) проб.
Полученные данные доказывают положительное влияние физических
упражнений на все органы и системы организма. Систематические занятия
28
физической культурой и спортом
помогают ученику развиваться
гармонично, сохранять высокую работоспособность.
Нами доказано, что ученики, регулярно занимающиеся физическими
упражнениями из I группы имеют хорошо развитую дыхательную и
сердечнососудистую системы, хорошо развитый костномышечный
аппарат, имеют высокую работоспособность.
Положительное влияние физических упражнений поможет в дальнейшей
жизни, в том числе быть успешными в профессиональной деятельности.
Чего нельзя сказать об учениках второй группы.
Малоподвижный образ жизни ведёт к тому, что уже сейчас у них плохо
развита дыхательная система,
сердечнососудистая система
удовлетворительно реагирует на недостаток кислорода, а при выполнении
стандартной физической нагрузки уровень работоспособности средний.
Такие показатели в подростковом возрасте говорят о том, что ученикам
необходимо обратить внимание на своё физическое развитие и здоровье.
Изменить свой образ жизни на активный, начать выполнять утреннюю зарядку и заниматься в спортивных секциях или сменить пассивный отдых
на активный отдых.
2. Рекомендации:
1. Выводы, полученные в ходе исследования представить ученикам и
родителям, для ознакомления и изучения.
2. Ученикам второй группы настоятельно
советовать занятия в
спортивных секциях или занятия физическими упражнениями
самостоятельно.
3. Рекомендовать ежедневное выполнение утренней зарядки, пеших или
велосипедных прогулок.
29
4. Выйти с предложением на Совет старшеклассников о создании клуба
здоровья для пропаганды здорового образа жизни и активных видов
отдыха среди учеников школы и жителей села. Глава
IV
. Литература.
30
Список литературы:
1. Ашихмина Т.Я., «Школьный экологический мониторинг», издательство
«Агар», 2000 г. 360 с.
2. Блинова Н.Г., «Практикум по психофизиологической диагностике»,
г.Москва: гуманитарный исследовательский центр «Владос», 2000 г., 178 с.
3. Казин Э.М., «Основы индивидуального здоровья человека», г. Москва:
гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г., 190 с.
3. Кузнецов В.С., «Коррекция состояния здоровья школьников средствами
физической культуры», г. Москва: УЦ «Перспектива», 2012 г., 175 с.
4. Копылов Ю.А., «Физическое воспитание младшего школьника в семье»,
г. Москва: издательский центр «ВентанаГраф», 2003 г. 25 с.
5. Лебедева Н.Т., «Школа и здоровье учащихся», г. Минск: издательство «Университет», 1998 г. – 260 с.
6. Макарова О.С., «Игра, спорт, диалог», г. Москва: издательство
«Школьная пресса», 2002 г. – 200 с.
7. Явловецкий В.С., «Физическое воспитание подростков с ослабленным
здоровьем», г. Киев: издательство «Здоровье», 1987 г. 136 с.
31
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.