Оздоровительная аэробика - это комплекс систем физического совершенствования человека в которую входят гимнастические, танцевальные и другие упражнения, которые выполняются под музыку поточным или серийно-поточным способом. У занимающихся активно работают различные группы мышц. Существует множество различных систем в аэробике, которые объединяют в себе возможности эффективно развивать координацию движений, а также способность развивать силу выносливости, тренировать сердце. [5]
«Влияние хипхоп аэробики на координацию девочек 89 лет»
Содержание
Содержание..................................................................................................................1
Введение.......................................................................................................................2
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................................5
ГЛАВА II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ....................23
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................................30
ВЫВОДЫ:.....................................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:................................................................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................................46ВВЕДЕНИЕ.
Оздоровительная аэробика это комплекс систем физического
совершенствования человека в которую входят гимнастические, танцевальные и
другие упражнения, которые выполняются под музыку поточным или серийно
поточным способом. У занимающихся активно работают различные группы
мышц. Существует множество различных систем в аэробике, которые
объединяют в себе возможности эффективно развивать координацию движений,
а также способность развивать силу выносливости, тренировать сердце. [5]
Хипхоп аэробика это вид танцевальной аэробики, основу техники
которой составляют: прыжки и подскоки, шаги танцевальной аэробики,
элементы брейкданса и малой акробатики. К элементам хипхопаэробики
относятся шаговые движения, однако они исполняются в довольно динамичном
режиме (зачастую с подскоками). Иногда выполняются соединительные
танцевальные движения (замирания, игровые моменты, флеши, свифт, перебои
ритма и т. д). Возможно выполнение танцевальных элементов брейка.
Доминирующее движение хипхопа подскоки и подпрыгивания, которые также
носят название ньюджексвинг. В ходе тренировки задействованы крупные
мышечные группы, совершенствуется осанка, вырабатываются грациозность и
координация движений, повышается эмоциональный фон. Благодаря этому хип
хоп так популярен не только среди молодежи, но и среди детей. [13]
Танцевальное направление хипхоп относится к детскому фитнесу. В
различных видах хипхопа используется ряд схожих серий шагов и движений
которые выполняются по отдельности или в комбинации. В стилизованном виде
они соединившись с хореографией классической аэробики применяются на
занятиях детским фитнесом. [7]В настоящее время детский фитнес очень популярен. Такие занятия
проводятся как в спортивных клубах, так и в школах танцев и детских
развивающих студиях. Детский фитнес — это спортивные занятия, включающие
в себя элементы гимнастики, хореографии, аэробики, йоги и даже восточных
единоборств.
Актуальность. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению
числа детей, занимающихся хипхоп аэробикой. Этот современный стиль танца
чрезвычайно привлекателен своей зрелищностью и эмоциональностью и уже
несколько лет находится на пике самых модных видов координационной
аэробики. Упражнения на координацию являются хорошим средством
вестибулярного и двигательного
тренировки зрительного,
анализатора. Особое внимание в программе на координацию уделяют
слухового,
воспитанию и совершенствованию баланса. Всё это помогает избежать как
бытовых травм, так и травм в процессе оздоровительной тренировки. Кроме
того, следует отметить, что дети для которых выполнение сложных в
координационном плане движений становится проблемой, со временем
предпочитают всё более простые гимнастические формы движений, что
впоследствии из проблемы физиологической становится психологической. Этим
объясняется особое внимание специалистов к разрешению специальной
программы для детей с учётом их возрастных особенностей.
Цель работы. Определение влияния программы хипхоп аэробики на
развитие координационных способностей детей 89 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что при занятиях разработанной
программы хипхоп аэробики развитие координационных способностей
происходит более эффективно, чем при занятии классической аэробикой.
Объект исследования. физическое развитие детей 89 лет, занимающиеся
хипхоп аэробикой.
3Предметом исследования. является влияние занятий хипхоп аэробикой
на развитие координационных способностей занимающихся.
Научная новизна: результат проведения исследования определяется
различием во влиянии классической аэробики и разработки программ на
исследуемые качества.
Практическая значимость разработка программ может использоваться
инструкторами аэробики для развития координации у занимающихся.
4ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Первые системы аэробики и их эволюция.
Термин "аэробика" предложил известный американский врач Кеннет
Купер, определив её как различные виды двигательной активности, имеющие
оздоровительную направленность. В конце 60х годов Купер руководил
исследовательской работой по аэробной тренировке военновоздушных сил
США. В 1963 году была издана книга «Аэробика», в которой содержались
основы этой тренировки, уже адаптированные для широкого круга читателей.
[10]
Сам термин "аэробный" берет начало в физиологии. Он определяет
химические и энергетические процессы, которые обеспечивают работу мышц.
При возбуждении мышц обмен веществ являет собой сложную систему
химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более
простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией
веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода,
то есть в аэробных условиях.
При аэробных процессах вырабатывается гораздо больше энергии, чем
при других реакциях. При аэробных процессах основными продуктами распада
являются углекислый газ и вода, поэтому они легко удаляются из организма
через дыхание и пот.
К аэробике можно отнести такие виды двигательной активности как
ходьбу, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипед и другие.
Всё это явилось поводом называть термином "аэробика" различные
программы, выполняемые под музыку и имеющие танцевальную направленность.
Это направление оздоровительных занятий имеет огромную популярность во
всем мире.[37]В аэробике существует множество различных систем, которые объединяет
силы,
возможность эффективного развития выносливости,
гибкости,
координации движений. В общей сложности, специалисты насчитывают около
200 различных видов аэробики. Именно разнообразие постоянное обновление
высокий
логически выстроенных,
эмоциональный фон занятий позволяет на протяжении уже двух десятилетий
научнообоснованных программ,
удерживать этому виду оздоровительной тренировки высокий рейтинг, а также
использовать её в системе подготовки спортсменов различных специализаций.
Классическая (базовая) аэробика
Это наиболее распространённый,
устоявшийся вид аэробики,
представляющий собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений,
разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное
сопровождение 120160 ударов (акцентов) в минуту поточным или серийно
поточным методом. Упражнения выполняются на месте и с продвижением в
различных направлениях. Основной физиологической направленностью данного
вида аэробики является развитие выносливости, повышения функциональных
возможностей кардиореспираторной системы. Выделяют аэробику с низким
(lowimpact), средним (miximpact) и высоким (highimpact) уровнем нагрузки. В
аэробику низкой интенсивности входят довольно простые по координации шаги
и соединения, этот уровень рекомендуется для начинающих. Базовая аэробика
высокой интенсивности содержит большое количество беговых упражнений,
скачков и подскоков. Повышаются координационная сложность и темп
выполнения движений, удлиняются комбинации. Следует отметить, что занятия,
проведённые на низком и высоком уровне нагрузки, в рамках тех понятий, как
это принято в аэробике, не всегда дают представление о нагрузке на
кардищреспираторную систему. Программа низкоинтенсивной аэробики,
построенная на движениях с большей амплитудой, может быть не менее
«нагрузочной», чем высокоинтенсивная программа.
6Степаэробика
Этот вид аэробики появился в начале 90х годов и быстро завоевал
популярность. Особенностью его является использование специальной степ
платформы, которая позволяет выполнять различные шаги и подскоки на ней и
через неё в различных направлениях, использовать её для выполнения
упражнений для брюшного пресса, спины и т.д. Ярусное устройство платформы
позволяет регулировать её высоту, а, следовательно, и физическую нагрузку.
Подъём и спуск с платформы по интенсивности можно приравнять к бегу со
скоростью 12 км/час. В основе этого вида аэробики лежит базовая хореография,
что не исключает, однако, возможность проведения танцевальных стилей и
прочих смешанных видов.
Аэробика с элементами единоборств
К этим видам аэробики относятся боксаэробика, кикбоксингаэробика,
каратэбика, саньдаробика и т.д. Благодаря скоростной работе мышц, высокой
интенсивности занятий, корректно и быстро происходит тонизация мышц,
развивается выносливость, ловкость, быстрота реакции, снимается излишняя
агрессивность, психическая напряжённость.
В занятии применяются специальные перчатки, груши, макивары и т.п.
Фитбол
В процессе занятия этим видом аэробики используют специальный
пластиковый мяч диаметром от 35 до 65 см. Это способствует тщательной
проработке отдельных мышечных групп, хорошо воспитывает чувство
равновесия, способствует улучшению осанки, совершенствованию межмышечной
регуляции и вносит некоторый игровой момент в занятия.
Аэробика со скакалкой
Основным содержанием аэробики со скакалкой являются различного рода
скачки, подскоки, прыжки, выполняемые индивидуально, в парах и группой.
Используются в процессе и простейшие акробатические элементы. Специфика
7упражнений определяется также применением различной длины предмета –
короткой, длинной, двух длинных скакалок.
Бодишейпинг, бодистайлинг, таргеттонинг, TLB, TLS– синонимы
процесса оздоровительной тренировки с ярко выраженной силовой
направленностью, но учитывающие основные закономерности построения урока
аэробики: под музыку, поточным методом и т.п. В этих видах аэробики широко
используются гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры различной
конструкции.
Пампаэробика
Аэробика со штангой – вид, появившийся совсем недавно. Тренировочный
эффект при занятиях пампаэробикой очень высок, однако они доступны лишь в
достаточной мере подготовленным занимающимся.[12]
1.2 Аэробика танцевальной направленности.
Аэробика танцевальной направленности оздоровительная аэробика,
аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на
основе базовых шагов. Непременным условием и ярко выраженной чертой
аэробики танцевального направления является использование соответствующей
музыки. Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна, но
необходимо отметить, что при освоении комплексов имеются трудости
координационного характера. Развитие этого направления в аэробике очень
перспективно. К танцевальным видам аэробики относятся джазаэробика, фанк,
хипхоп, латина, афроробика и множество других видов, которые объединяет
использование различных танцевальных движений под музыку,
соответствующую тому или иному танцу. Следует отметить, что в основе
большинства упомянутых танцевальных форм аэробики лежит своеобразная
джазовая техника движений. Движения как бы выходят из разных центров,
8различные части тела двигаются независимо друг от друга. Европейский способ
танца, а также выполнение общеразвивающих гимнастических упражнений
требует удержание туловища выпрямленным, закрепощённым. Эти
характерные черты присущи и базовой аэробике, а также аэробике,
использующей элементы классического танца – бодибалет.
1.3 Хипхоп как вид оздоровительной аэробики.
Хипхоп культура возникла в НьюЙорке среди латиноамериканской и
афроамериканской молодежи в конце 1960х годов. Этот стиль, имеющий много
общего с рэпом, музыкой scratch и искусством граффити, соединил в себе
движения breakdancing и bodypopping, и получил международное признание в
1970х годах. В 1980ые годы новый стиль хипхоп появляется в видеоклипах
рэписполнителей, при этом он отличается от стилей breakdancing, с их
акробатическими движениями, своим особым вниманием на движения ног и
стоп. Вслед за этим появление house музыки привнесло уже в хипхоп целый ряд
изменений и сделало этот стиль более свободным.
Старая школа/ Новая школа, общая историческая справка.
Стили старой школы хипхопа, такие как locking, popping и breakdancing
или Bboying, зародились на улицах и в клубах США в 1970х годах на основе
импровизаций шагов и движений. Для старой школы музыки хипхоп была
характерна высокая ударность, сочетающаяся с движениями в стиле брейк
данса. Музыкальные клипы таких исполнителей как BobbyBrown, BellBivDevoe,
Heavy D и M.C. Hammer подтвердили, что возникла новая волна танцевальной
культуры, и молодые танцоры готовы исследовать и открывать для себя эти
новые формы. В ходе постоянного творческого поиска новых вариантов
возникали и возникают все новые движения и различные смешанные стили
старой школы. Такие актуальные направления, культуры и дисциплины, как
9MartialArts, Reggae и SoulTrain, также повлияли и нашли свое отражение в
стилях хипхопа новой школы, получившей свое развитие в конце 1980ых годов.
Движения были очень простыми, использовались такие популярные в этот
период шаги как Runningman, RogerRabbit и Robocop. Это были движения,
которые мог повторить каждый, в отличие от стилей старой школы. Но, тем не
менее, сейчас новая школа куда более развита и усложнена. Многие танцоры
«перекроили» popping или electricboogie и привнесли свои собственные
движения. В настоящее время и в фанке, и в хипхопе очень много
индивидуальных стилей, но корнями эти направления уходят в старую и новую
школы хипхопа. Множество факторов стало причиной смешения музыкальных
стилей и танцевальных движений, которые впоследствии стали ассоциироваться
с тем или иным хореографом, изза всего этого невозможно дать однозначные
определения стилям фанка и хипхопа.
1.4 Общая характеристика хипхоп стилей.
Locking и popping, или ticking, зародились в ЛосАнджелесе. Стиль
Popping был создан группой уличных танцоров ElectricBoogaloo. Locking был
создан группой TheLockers. Как locking, так и popping существовали задолго до
появления breaking. Во времена breaking bboys стали вставлять в свои танцы
элементы popping и locking. В наши дни так называемыйbreakdance включает в
себя элементы breaking, locking и electricboogie или popping.
LOCKING ( Локинг )
Locking (первоначально Campbellocking) возник в конце 1960х годов, был
создан Доном Кэмпбеллом. Это смесь фанка и уличных танцев, и изначально его
танцевали под традиционную музыку фанк Джеймса Брауна. Название основано
на идее фиксации, означающей переход от быстрого движения к некоторой
позиции, в которой происходит «замирание» на короткое время, затем движение
10продолжается с той же скоростью, которая была раньше. Основывается на
быстрых и четких движениях кистей и рук, сочетаемых с более плавными
(расслабленными) движениями бедер и ног. Движения в основном размашистые,
часто очень ритмичные и тесно связанные с музыкой. Locking включает
довольно много акробатики и движений, требующих физической подготовки,
таких как приземление на колени и в шпагат. Эти движения часто требуют
защиты колен. Другие важные черты стиля – волны руками, акцентирование,
ходьба на месте, захватывание и вращение кепки или шляпы. Дон Кэмпбелл
создал оригинальные фиксированные, «замороженные» позы, добавляя свой
уникальный ритм и такие движения как точки и хлопки ладонями. Это повлекло
за собой возникновение целого движения танцевальных Locking групп в начале
1970х годов. Например, знаменитой группы Кэмпбелла «TheLockers». Еще один
«локер», GreggeryCampbell, Jr. Pope, а также другие заложили основы locking и
стиля одежды. «Локеров» отличает цветная одежда с лентами, подтяжками,
брюки по колено, шляпы и перчатки. Lockingориентирован на представление,
частое взаимодействие с аудиторией с помощью улыбок, «дай пять!» и др.
Некоторые движения достаточно комичны.
POPPING ( Поппинг )
Для того чтобы понять, что представляют собой движения в стиле
popping, вообразите поток энергии, проходящий через тело, заставляющий
двигаться его волнами. Этот стиль очень сложен с точки зрения технического
исполнения, т. к. он требует умения выполнять изолированные движения
различными частями тела, великолепного знания тела, а также хорошего чувства
ритма и умения использовать темп музыки под счет. Движения в этом стили
требуют постоянного мышечного сокращения в такт музыки для создания
эффекта тряски/ движения резкими толчками – стиль bouncy.
ELECTRIC BOOGIE ( Электро буги )
11Electricboogie – это разновидность стиля popping (ticking); основное
различие заключается в том, что в стиле popping имитируются мягкие волны, а в
стиле electricboogie волны более резкие, толчками с добавлением мелких
волнообразных движений; движения выполняются с большой скоростью и более
сложные, чем традиционные движения в стиле popping. Для стиля характерны
такие движения как Robot и другие более плавные и контролируемые движения
близкие к пантомиме. Вместо того чтобы резко приобретать и терять контроль
над телом как в стиле locking, или же устанавливать полный мышечный
контроль как в движении Robot, энергия проходит через тело, включая и
сокращая локти, запястья, шею, бедра и через все остальные конечности и части
тела, встречающиеся на пути. Electricboogalo скорее похоже на пантомиму в том
смысле, что происходит имитация живого электрического шнура или реки,
покрытой волнами или рябью, но все же в этом стиле необходим и контроль
Robot.
BREAKDANCING/ BBOYING( Брейкдансинг/ бибоинг)
Breaking или bboying, также известный как Breakdancing, это стиль танца,
развивавшийся как часть хипхоп культуры среди афро и латиноамериканской
молодежи в Южном Бронксе в конце 1970х годов. Танцуется под музыку хип
хопа и другие музыкальные жанры, которые зачастую микшируются для
добавления музыкальных пауз. Основу breaking составляют четыре базовых
элемента. Первый – Toprock, термин, характеризующий танец в вертикальной
позиции, передвижения и различные виды шагов по полу. Второй элемент –
Downrock, который определяет работу ног на полу. Третий элемент – Freeze
(фиксированная, «замороженная» поза), позы, которые брейкеры вставляют в
танец, чтобы подчеркнуть определенные биты или закончить выступление.
Четвертый элемент – PowerMoves, это акробатические движения, вращения на
различных частях тела. Термин breakdancing, хотя и широко используется, не
приветствуется представителями хипхоп культуры, т. к. он создан средствами
12массовой информации для описания breaking или bboying на улице.
Большинство представителей хипхоп культуры определяют данный стиль как
bboying.
FUNK ( Фанк )
Funk (Фанк ) зародился на западном побережье США, где он развился в
конце 60ых годов под влиянием Soul и Disco, а также ранней R’n’B и хипхоп
музыки.
Для этого танцевального стиля характерна сложная хореография, схожая
с танцами, представленными в коммерческих видеоклипах. В этот стиль входят
как резкие, так и плавные движения, элементы popping и locking, а также яркая
экспрессия.
UPROCK ( Апрок )
Uprock – это эмоциональный уличный танец, использующий ритмы музыки
Soul и Funk. Танец состоит из шаркающих движений ног, поворотов, вращений,
движений во фристайле, резких неожиданных движений тела (jerks) и
характерных жестов рук (burns). Говорят, что для того чтобы танцевать в этом
стиле, нужны дисциплина, терпение, сердце, душа и знания.
STREETDANCE (Стритдэнс)
Streetdance – физически сложный и включающий в себя танцевальные
движения со всего мира стиль. Различные танцевальные стили смешаны с
влияниями различных культур и мелодиями Funk. Streetdanceвключаетвсебя
locking, popping, street style и funk.Streetdance – этосинтезразличныхстилейхип
хопа.
TUTTING/ TETRIS ( Таттинг/ Тетрис)
Tutting или Tetris – это танцевальный стиль, в котором нашли отражение
угловатые позы, свойственные искусству древнего Египта. Если попытаться дать
определение этому стилю, то можно сказать, что это то, как танцевал
Тутанхамон. Стиль стремительно развивается, но все же ему присущи некоторые
13непреложные правила. Наиболее существенной стилистической чертой является
движение конечностей до образования угла в 90°. Это основная поза, не
меняющаяся в большей части танца, другие аспекты танца постоянно меняются.
Танцоры используют ограниченное количество статических героических поз, но
в настоящее время они стали создавать более сложные геометрические рисунки,
включая взаимодействие различных конечностей.
BATTLES ( Батл )
Battles – это свободный стиль, в котором танцоры ведут друг другом
«бесконтактную борьбу». Они образуют круг и по очереди демонстрируют друг
другу мастерство в лучшем владении стилем, в способности выполнять более
сложные комбинации или более трудные движения.
LIQUID DANCING ( Ликуиддэнсинг )
Liquiddancing (или liquiding) – это разновидность танцажеста, в котором
иногда используется пантомима. В самом названии присутствует слово
«жидкий», что отражает текучесть движений тела, рук и ног. Основной акцент
делается на движении рук и ног, но более опытные танцоры способны
задействовать в движении все тело. Этот стиль близок к locking и popping.
BOOGALOO ( Бугало )
Это стиль, при котором задействуются все части тела, а также
используются как угловатые, так и плавные движения, перетекающие одни в
другие. В качестве переходов часто используются вращения бедрами, коленями
и головой.
RAGGA ( Рагга )
Этот танцевальный стиль зародился (в конце 70х годов) из уличных
танцев чернокожего населения Ямайки и Карибов, использующих музыку,
уходящую корнями в классическую Reggae, в которую внедрились элементы
хипхопа. Этот стиль представляет собой симбиоз движений из хипхопа,
африканских танцев и латины, с присущей ей чувственностью. Исполнение
14движений в этом стиле требует хорошей физической подготовки, т. к.
задействованы почти все мышцы, и наиболее активно – мышцы нижней части
тела. Для правильного исполнения движений необходимо хорошее владение
техникой.
HOUSE DANCE ( Хаус дэнс )
House – это группа танцевальных стилей, главным образом исполняемых
под музыку house, зародившихся в клубах Чикаго в конце 70х – начале 80х
годов. Основные стили включают Footwork, Jacking и Lofting. Аналогично хип
хопу, он был создан афро и латиноамериканцами, и часто носит
импровизационный характер. В нем особый акцент делается на быструю и
сложную работу ног в сочетании с плавными движениями корпуса. Housedance
включает в себя движения из многих других стилей, таких как capoeira, tap, jazz,
bebop и salsa. Он включает в себя разнообразные техники и подстили:
переступания, виды шагов, проходов и скольжений. Одним из основных
элементов в стиле house является jacking и волнообразные движения корпуса
(«кач»). Эти движения повторяются и ускоряются в соответствии с битом в
музыке. Кроме шагов, переступаний и скольжений стали использоваться
движения из других стилей, таких как vogue, waacking и hustle.
LYRICAL ( Лирикал )
Этот стиль сочетает в себе элементы балета, модерна и джаза.
Исполняется под популярную музыку с вокалом или инструментальную музыку.
Название стиля происходит от слова «лирика», потому что танцоры используют
слова песни или инструментальную музыку, которые заставляют делать
определенные движения и выражать их. Целью стиля является выражение
музыки с помощью жестов, мимики, движений.
1.4 Физиологическая основа координационных способностей.
15Каждое координированное движение выполняется посредством
приложения мышечной силы. Его осуществляют мышцы, несущие различную
функцию. [22]
Агонисты. Это мышцы, главным образом отвечающие за движения.
Антагонисты. Так как движение совершается в двух противоположных
направлениях (сгибаниеразгибание, приведениеотведение) , то для движения
вокруг какойлибо одной оси необходимо не менее двух мышц располагающихся
на противоположных сторонах . Антагонизм мышц обеспечивает плавность
движений. Мышцы которые помогают друг другу в работе называют
синергистами. Большую часть силы, необходимой для любого движения,
производят агонисты. Мышцы сокращаются и притягивают кости друг к другу.
В этом им помогают синергисты которые иногда учувствуют в "настройке"
направления движения. Антагонисты выполняют защитную функцию. Например,
плавное сгибание в локтевом суставе осуществляется благодаря сокращению
плечевой и двуглавой мышцы (агонисты), а также расслаблению трехглавой
мышцы плеча (антагонистов). Плечелучевая мышца (синергист) помогает
первым осуществлять сгибательное движение в локтевом суставе.
В зависимости от характера движений и функциональной комбинации
мышц, участвующих в нем, одни и те же мышцы могут выступать, то как
синергисты, то как антагонисты. Кроме того противостоящее действие между
агонистами и антагонистами обеспечивает мышечный тонус.
Выполнение четких и целенаправленных движений невозможно без
непрерывного поступления в центральную нервную систему (ЦНС) сигналов о
функциональном состоянии мышц, положении отдельных звеньев и всего тела в
пространстве.
которая
обеспечивается информацией от сенсорных систем и называется сенсорной
Каждое движение нуждается в коррекции,
коррекцией. Помимо двигательной сенсорной системы, в управлении
16движениями важную роль играют зрительная и вестибулярная сенсорная
системы.
Таким образом, вся внутренняя механика движений обеспечивается на
уровне синергии. За счет импульсов, поступающих от зрительных и слуховых
проприорецепторов, и от вестибулярного аппарата осуществляется восприятие
пространства. Н.А Бернштейн назвал этот уровень "уровнем пространственного
поля" . Он обеспечивается двумя парами центров. Первая пара подкорковые.
Вторая пара это области передних центральных извилин коры обоих
полушарий головного мозга, обеспечивающих точность движений, меткость.
Уровень пространственного поля у человека является ведущим при выполнении
множества движений, включая действия с предметами (гантелями, метолом или
фитнесмячом, эспандерами, скакалкой и др.), которые сводятся к перемещению
тела по отношению к предмету или предмета в пространстве. [22]
Следующий уровень действия "предметный" . Этот уровень связан с
деятельностью коры головного мозга. На его уровне совершается большинство
смысловых задач.
Кора больших полушарий головного мозга не только является органом
восприятия раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды,
управления сложными двигательными актами, но и обучаемостью, накоплением
жизненного опыта. Если в спинном мозге следы прошедшего потока импульсов
сохраняются несколько секунд, в стволе мозга и подкорковых узлах несколько
часов, то в коре больших полушарий они могут оставаться всю жизнь. Кора
больших полушарий имеет важное биологическое значение как орган хранения
информации.
1.5 Возрастные особенности развития координационных способностей
у детей 89 лет.
17В учебнике Матвеева теория и методика можно найти следующие
факторы влияющие на проявления координационных способностей.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда
факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2)
деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности
двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей
(скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и
решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е.
запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и
навыков) и др. [8]
Координационные способности, которые характеризуются точностью
управления силовыми, пространственными и временными параметрами и
обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических
звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от
рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
По мнению авторов способность детей к овладению новыми неизвестными
ранее двигательными навыками, тесно связана с особенностями возрастного
развития. Новые условные связи тем быстрее формируются, чем меньше возраст
детей. [11]
Именно поэтому возраст 810 лет характеризуется как период, в котором
дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями.
Центральная нервная система является одним из основных регуляторных
механизмов всех жизненных процессов в организме ребенка, в том числе его
поведения и движений. Младший школьный возраст характеризуется
значительным развитием ЦНС. К восьмилетнему возрасту завершается в
основном дифференцирование нервной ткани коры больших полушарий
головного мозга. Нервные клетки во всех слоях коры приобретают характерную
развитую форму и становятся похожими на клетки коры взрослого человека.
18Совершенствование ЦНС у школьников младшего возраста выражается в
развитии и усилении процессов торможения в коре головного мозга. Кора
больших полушарий приобретает более выраженное регулирующее и
задерживающее значение в поведении ребенка. Школьник с 8 лет начинает в
гораздо большей степени, чем дошкольник, контролировать, осмысливать и
продумывать свои действия и поступки. [34]
Объективным показателем функциональной зрелости мышечных синапсов
является повышение скорости передачи возбуждения с нерва на мышцу,
увеличение скорости сократительного акта. Структурные и функциональные
перестройки двигательного аппарата приводят к появлению новых форм
движений.
Таким образом по мнению многих авторов возраст ребенка 810 лет
характеризуется более гармоничным развитием движений. Основной чертой
этого периода является переход от свободных движений к организованным
выученным движениям.
Многие вопросы теории и методики развития координационных
способностей представляют предмет неослабевающих научных поисков и
дискуссий. Накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по
вопросам, связанным с координацией движений, но достичь единства взглядов
по многим из них не удается. Вместе с тем существуют положения по проблеме
координационного совершенствования, которые можно рассматривать, как
общепринятые и не вызывающие сомнений. К ним, в частности, относятся
утверждения о том, что для развития координационных способностей младший
школьный возраст является наиболее благоприятным, в силу своих
физиологических, морфологических и психологических особенностей.
Физиологическая готовность двигательной функции ребенка может быть
реализована только при условии целенаправленных педагогических воздействий.
Ускоряя и совершенствуя процесс развития координации движений, следует
19помнить что это должен быть не хаотичный набор движений, а правильно
организованный педагогический процесс. [9]
Хипхоп аэробика является прекрасным средством воспитания
координационных способностей, в силу составляющих ее компонентов.
Специально подобранные движения, музыкальное сопровождение занятий,
словесные воздействия преподавателя, условия, в которых проводятся занятия
комплексное и эффективное средство обучения детей данного возраста.
1.6 Сущность и значение координационных способностей в
управлении движениями.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие
двигательной функций и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф.
Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность умения
изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно
управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно
большей ловкостью. [27]
Координационные способности человека выполняют в управлении его
движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение
разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной
поставленной задачи.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется
четырьмя основными причинами:
1.
Хорошо развитые координационные способности являются
необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим
упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники,
а так же на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно адекватное
разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше
20плотности вариативности процессов управления движениями, к увеличению
двигательного опыта.
2. Только сформированные координационные способности необходимое
условие формирования прикладных умений у детей к жизни, труду.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование
энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как
точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения
мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз
расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимы для развития
координационных способностей гарантия того, что можно избежать
монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в
спортивной деятельности.
1.7 Методы развития координации движений в аэробике.
Проблема, связанная с развитием координационных способностей в
оздоровительной тренировки состоит в том, что обычно люди с хорошей
координацией тяготеют к координационным видам аэробики (классическая,
фанк, джаз, степ и др.) Люди для которых выполнение сложных в
координационном плане движений, представляют собой проблему предпочитают
тренировку на кардио и силовых тренажерах, сайклинг, простые гимнастические
формы движений. Проблема физиологическая становится проблемой
психологической. В этом случае для новичков координационная нагрузка на
занятиях традиционной аэробикой не должна быть чрезмерной, а адекватной
подготовленности людей. Преподаватель должен уметь обучать, разложить
движения на простейшие элементы, хорошо владеть методикой составления и
21проведения танцевальных комбинаций, а также помнить, что он выполняет
движения для других, а не для себя. [41]
Важным методом в повышении способности к оценке и регуляции
динамических и пространственновременных параметров движений, ориентации
в пространстве является широкое варьирование различных элементов
хореографии:
выполнение шагов с различной амплитудой;
использование модификаций;
выполнение движений в различных плоскостях;
выполнение элементов в различном темпе и ритме.
22ГЛАВА II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели и задачи исследования.
Определение влияния программы хипхоп аэробики на развитие
координационных способностей детей 89 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования и
структурировать программы хипхоп аэробики.
2. Разработать программу тренировок с учётом возрастных особенностей
занимающихся.
3. Провести эксперимент с целью выявления влияния занятий хипхоп
аэробикой на развитие координации занимающихся.
2.2. Методы исследования
В теории физического воспитания, как в большинстве других дисциплин,
проводятся исследования двух типов: опытные, включающие постановку
эксперимента или непосредственное изучение явлений в естественных условиях,
и собственно, теоретические.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
1. Метод анализа и обобщения литературных данных и поиск в Интернете
по проблеме исследования;
2. Анализ видеопрограмм;
3. Метод педагогического наблюдения;
4. Метод тестирования;
5. Метод педагогического эксперимента;6. Методы математической статистики.
2.2.1. Метод анализа и обобщения литературных данных и поиск в
Интернете по проблеме исследования.
Анализ литературных источников позволил изучить состояние проблемы
исследования.Сопоставление литературных данных позволило сформулировать
цель, задачи и гипотезу исследования. Всего было изучено свыше 50работ, среди
которых 6 на иностранном языке. Это позволило конкретизировать цель
исследования и сформировать рабочую гипотезу и определить задачи
исследования.
2.2.2. Анализ видеопрограмм по проблеме исследования.
1) Завьялцева Маргарита "Hiphopnewstyle.Начальный уровень." Кошелев.А,
2009 год.
2) Смирнов Сергей "R’n’B. Основной курс." Абрамчик Л. 2014 год.
3) Смирнов Сергей "R’n’B. Продвинутый курс" Абрамчик Л. 2014 год.
4) Лейла Барак"Танцыулиц.Хипхоп с ЛэйейБарак."Лейла Барак. 2010 год.
5) Эдгар Гаспаров"Hiphop для начинающих." Вяльцев И. 2013 год.
6) Эдгар Гаспаров"Hiphop для продвинутых."Вяльцев И. 2013 год.
2.2.3 Метод педагогического наблюдения.
Педагогическое наблюдение (посещение конвенций, уроков, мастер
классов, воркшопов и т.д.WorldClass 2015, фитэкспо 2015, Мастер класс
преподавателя по хипхопу Тарасовой Полины, OpenCuphiphop,) проводилось с
24целью изучения интересующих вопросов на практике: содержание занятий хип
хоп аэробикой , особенности и закономерности их проведения.
252.2.4 Метод тестирования.
Контрольные испытания проводились для определения уровня развития
специфических координационных способностей. Исследования проводились на
двух группах: экспериментальная и контрольная. Тесты проводились 2 раза в
начале исследования и в конце.
Тест №1:
Для определения степени координированности занимающихся была
предложена связка базовых шагов в стиле хипхоп.
И.п Стойка ноги врозь, руки вниз.
1 Прыжок ноги скрестно правая впереди, руки вперед скрестно правой.
2 И.п
3 Правая вперед на пятку с поворотом направо, левая рука вверх ,правая
рука внизу.
4 Правой на шаг назад с наклоном вперед прогнувшись, руки вниз.
5 Приставляя левую, выпрямиться, руки вперед скрестно левой, наклон
головы вправо.
6 Правой на шаг в сторону, полуприсед с полунаклоном вперед, согнуть
руки в стороны, предплечья к низу.
7 Приставляя левую, хлопок в ладоши перед собой.
8 Прыжок с поворотом направо на 360 градусов.
Оценка результатов проводилась по 5 бальной шкале следующим образом:
5б Занимающийся выполнил упражнение после первого просмотра без
ошибок.4б Занимающийся выполнил упражнение с первого раза с небольшими
погрешностями.
3б Занимающийся повторил связку без ошибок либо с небольшими
погрешностями со второго раза.
2б Занимающийся повторил связку без ошибок либо с небольшими
погрешностями с третьего раза
1б Занимающийся не смог выполнить задание.
Тест № 2:
Данное задание предлагалось выполнить 3 раза подряд.
И.п о.с
12 Бросок мяча вверх.
34 Сед ноги врозь с ловлей мяча.
56 Бросок мяча вверх,
78 Встать, поймав мяч.
Ключ к тесту:
5 баллов Занимающийся выполнил задание без погрешностей.
4 балла Занимающийся выполнил задание с недочетами, не соблюдая
темп выполнения задания.
3 балла Занимающийся выполнил задание с потерей мяча.
2 балла Занимающийся выполнил задание 1 или 2 раза.
1 балл Задание не было выполнено.
Тест № 3:
Равновесие на правой, левую согнуть вперёд, руки в стороны. Равновесие
выполнялось на носках. Учитывается время удержания в секундах.
Ключ к тесту:
5б 5 и более.
274б 4 секунды.
3б 3 секунды.
2б 2 секунды.
1б испытуемый не смог выполнить задание.
2.2.5. Метод педагогического эксперимента.
Организация педагогического эксперимента осуществлялась для
доказательства рабочей гипотезы. Педагогический эксперимент проводился на
базе фитнес клуба "Гармония" г.Москвы. В эксперименте участвовали 20
человек в возрасте 89 лет.
2.2.6 Методы математической статистики
Результаты исследования были обработаны методом математической
статистики .При выборе методов использовался ряд пособий и руководств.
Программа статической обработки экспериментальных данных заключалась в
определении оценок средних арифметических величин (x), и оценке
достоверности по непараметрическому критерию Стьюдента (t). Для
определения средней арифметической использовалась следующая формула:
где:
x– параметры, которые были получены в результате тестирования;
N – число наблюдаемых;
∑– знак суммирования.
Для определения достоверности использовалась формула поt
критерию Стьюдента:
28,
где М1 средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности
(группы), М2 средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности
(группы), m1 средняя ошибка первой средней арифметической, m2 средняя
ошибка второй средней арифметической.
2.2.7 Организация исследования.
Исследование проходило в 3 этапа.
На первом этапе анализировалась научнометодическая литература,
касающаяся вопросов использования хипхоп аэробики для развития
координационных способностей девочек 89 лет. Так же были проведены
тестирования в начале эксперимента, для того чтобы выявить разницу в
результатах до занятий и после.
На втором этапе была сформирована цель и задачи исследования
,подобраны методы исследования.
На третьем этапе было проведено повторное тестирование. Полученные
данные были проанализированы с помощью методов математической статистики
на предмет выявления реального уровня влияния на развитие координационных
способностей. Разработан и проведен эксперимент, результаты которого
позволили на четвертом этапе обобщить и описать полученные данные, сделать
выводы и практические рекомендации.
29ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Результаты анализа научнометодической литературы и интернет
источников.
Изучение литературных данных – неотъемлемая часть любого научного
исследования. Изучение и анализ литературных источников (книги, статьи,
учебнометодические пособия, вебсайты) проводились с целью ознакомления с
состоянием исследуемой проблемы в литературе. Анализу подвергались
литературные данные, рассматривающие содержание и структуру занятий
оздоровительной аэробикой, хипхоп аэробикой, танцевальной аэробикой;
влияние занятий на координацию движений детей; анализировались
существующие технологии занятий хипхоп аэробикой.
3.2 Структура занятия хипхоп аэробикой.
Занятия хипхоп проводятся в виде урока, на котором решаются три
основных типа педагогических задач (воспитательные, оздоровительные и
образовательные). Объем средств (содержание и виды движений), используемых
в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятия
и контингента занимающихся.
Структура построения занятия по аэробике при общей
продолжительности 60 минут включает подготовительную,
основную и заключительную части. В подготовительной части урока (510
мин.) решаются следующие задачи:
1. постепенное повышение частоты сердечных сокращений;
2. увеличение температуры тела;
3.подготовка опорнодвигательного аппарата к последующей нагрузке и
усиление притока крови к мышцам;4. увеличение подвижности в суставах.
Основная часть урока (3045 мин.) включает несколько комплексов
упражнений:
комплекс аэробных упражнений на базе хипхоп элементов с
постепенным увеличением координационной сложности движений, вовлечением
в работу все большего количества мышечных групп,
короткий комплекс движений («заминка»), направленный на постепенный
переход от высокоинтенсивных движений к упражнениям силового характера с
низким темпом и значительной напряженностью;
комплекс силовых упражнений, продолжительностью 1015 минут, для
мышц туловища, плечевого пояса, ног, способствующие укреплению мышечного
корсета. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела
и с дополнительными отягощениями.
Задачами основной части урока являются:
1. увеличение частоты сердечных сокращений до уровня «целевой
зоны»;
2.повышение функциональных возможностей разных систем организма
(сердечнососудистой, дыхательной, мышечной);
3. повышение расхода калорий при выполнении специальных упражнений.
В заключительной части занятия используются упражнения,
способствующие:
1. постепенному снижению обменных процессов в организме;
2. понижающие частоту сердечных сокращений до уровня близкого к норме.
Для проведения исследования был проведен анализ уроков ведущих
преподавателей по хипхопу, мастерклассов, а также семинаров по различным
направлениям хипхопа. На основании проведенного исследования в таблице №
1 представлены структура и содержание учебнотренировочного занятия.
Длительность тренировочного занятия составляла один час. Занятие имело
31трехчастную структуру:
заключительную (заминка) части.
подготовительную
(разминка),
основную,
Разминка. Цель разминки общая разминка всего тела, развитие
включение
двигательнокоординационных способностей,
музыкальности,
базовых элементов в формате урока по хипхопу.
Основная часть заключалась в отработке техники стилей: raggadancehall,
vogue, house, jazzfunk, hiphop/newstyle. А именно базовых шагов и манеру
исполнения движений. А так же акцент занятия был направлен на развитее
координации. Упражнения и танцевальные связки координационно усложнялись
с течением занятий.
В заключительной части занятия давались упражнения на растяжку на
основные мышечные группы.
3.3. Технология экспериментальной работы
В основу экспериментальной методики формирования координационных
способностей положена программа музыкального и пластического развития
детей А.И Бурениной, основанная на движениях под музыку, направленная на
развитее музыкального слуха, ритма и двигательных способностей. Программа
носит вариативный характер и позволяет акцентировать внимание на развитие
двигательных навыков у детей, в частности координации, что и являлось главной
идеей нашего экспериментального исследования. Для нашей группы была
разработана методика занятий с направленным воспитанием координационных
способностей.
Основные отличия методики занятий с детьми 89 лет заключались в
следующем:
321. В подготовительную часть занятия включались базовые движения хип
хопа, общеразвивающие упражнения и движения других современных
танцевальных стилей.
2. Задачи первой половины основной части решались с помощью игрового
и соревновательного методов. Использовались специальные двигательные
задания, подвижные игры. Все это создавало благоприятный эмоциональный фон
для развития координационных способностей.
3. В конце основной части занятия разучивался комплекс из 34
танцевальных упражнений на развитие координации.
4. В своем исследовании мы придерживались основных принципов
обучения а) постепенности в усложнении задач, б) разнообразия выполняемых
движений и вариативности темпа которые являлись необходимыми условиями
для развития координации.
5. После каждого занятия давались задания на дом с проверкой их на
следующих занятиях.
6. Основные методы организации занимающихся поточный и
фронтальный. Основные методы метод упражнений (стандартноповторный и
вариативный) и игровой.
Основу для ритмических композиций составляли несложные
общеразвивающие упражнения, позволяющие выразить средствами движений и
музыкального произведения различные по характеру эмоциональные состояния.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не
только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и
опытом эмоционально телесного выражения.(П.Ф. Лесгафт).
Для развития координации у детей в упражнениях рук и ног мы учитывали
нарастание сложности. Сначала выполнялись упражнения, в которых как бы
изолированно тренируются руки или ноги или туловище, а затем постепенно
вводились упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.
33Сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем
из трех и более звеньев ( например, из исходного положения стоя, руки вверх
наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и,
наконец такие упражнения, в которых смена направлений движения частей тела
( например, правая рука в сторону вверх , в сторонувниз ; то же выполняет
левая рука; или; правая в сторону, левая в сторону, праваявверх, леваявверх и
т.п.).
На первом этапе разучивания упражнений на координацию
осуществлялось овладение их пространственными ориентировками изменение
положения отдельных частей тела должно происходить под контролем зрения
ребенка.
На втором этапе детям давалось доступное их опыту и пониманию
словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к
частям тела самого ребенка.
И только на третьем этапе, когда дети были способны определять
направление по отношению к предметам, к другим людям формировались
представления о направлении движения по словесному описанию до его
выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок мы
осуществляли следующую последовательность отбора общеразвивающих
упражнений.
1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в
максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с
вытягиванием рук вперед).
2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх,
в стороны, назад со сгибанием, вращением в суставах в каком либо одном
направлении).
3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной
плоскости.
344. Движения ног вперед, в стороны, назад.
5. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку
( например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади
стоящему).
7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися
требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки
( например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить
прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же в другую сторону;
затем выполнить в ускоренном темпе).
Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем
пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений проводятся в
определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок
упражнения давались в следующем порядке:
1. Упражнения которые проводятся в сопровождении слова воспитателя.
При этом указания команды и паузы выдерживаются в определенном ритме,
акцентирование.
2. Упражнения, которые проводятся в сопровождении музыки.
3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с
четким ритмическим рисунком.
4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда
дается для начала упражнения.
Развитие ловкости непосредственно было связано с совершенствованием
координационных способностей, пространственных и временных ориентировок,
так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную
деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих
упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию,
сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро
неожиданно.
35Из общеразвивающих упреждений наибольшее влияние на развитие
ловкости оказали следующие упражнения:
1. В которых есть быстрая смена позы.
2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей.
3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.) Упражнения на
ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в
выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений.
Поэтому в работе с детьми использовались лишь некоторые упражнения.
Координационная способность, ловкость движений невозможны без
развития функции равновесия, которая определяется положением центра
тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр
тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от
силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует
статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить
равновесие. Еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.
На функцию равновесия наибольшее влияние оказали следующие
общеразвивающие упражнения:
1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног;
приседание на носки с прямой спиной.
2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с
опорой на другую ногу (поочередно).
3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же с закрытыми
глазами; то же с задержкой на одной ноге.
4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него;
стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же в другую сторону; то же
повернуться два раза и т.д.)
5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться;
стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).
36По экспериментальной методики занятия осуществлялись по двум
уровням сложности. Первый этап экспериментальной работы условно можно
назвать тренинговым. Он предполагал освоение детьми координационных
движений под руководством педагога. Главная задача данного уровня
приобретение детьми базы двигательных действий, сформированность навыков
точного и правильного исполнения движений. Педагог в процессе наблюдений
определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и
подбирает соответствующей данной группе упражнения, которые разучиваются
в группе на занятиях в подготовительной части урока и индивидуально после
занятий и на прогулке, подключая к помощи воспитателя, родителей. Процесс
освоения упражнений на координацию занимает 12 месяца. На первом этапе мы
ориентировались на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в
дошкольном возрасте. Показ упражнений проводился в зеркальном отражении,
поскольку дети повторяли движения автоматически. Степень сложности
упражнений определялась по зоне ближайшего развития ребенка , что позволяло
проектировать следующую ступеньку в развитии координационных
способностей каждого ребенка. В процессе совместного исполнения мы ставили
задачу дать детям почувствовать свои возможности и закрепить в сознании базу
выполнения упражнений на координацию. Важно, чтобы педагог не делал
никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на
том, что у них чтото не получается, и тогда постепенно сложные элементы
упражнений осваиваются быстрее.
Второй этап экспериментальной программы осуществлялся, после того
как дети приобрели некоторый опыт выполнения упражнений, способствует
развитию у них умений самостоятельно выполнять выученные ранее
упражнения, объединяя их с музыкой, при увеличении их сложности,
интенсивности выполнения или объединения их в игровые сюжеты. Происходит
он постепенно, как бы незаметно от занимающихся. Педагог время от времени
37прекращает показ в процессе занятий на этапе второго уровня сложности у
детей тренируются произвольное внимание, память, воля. На этом этапе
использовались следующие приемы:
показ исполнения комплексов детьми (выбор ведущих вместо педагога
по очереди и по желанию);
показ упражнений условными жестами, только по рассказу;
провокации, то есть нарочные ошибки педагогапри показе с целью
активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и
исправили ошибку.
Таким образом,
формирование координационных способностей
осуществлялось по двум уровням сложности: тренинг, исполнение по показу
простых в исполнении упражнений, без тщательной их отработки и подведение
детей к самостоятельности, выразительности выполнения движений под музыку,
приобретению способности быстро адаптироваться к увеличению сложности,
интенсивности упражнений и ритма музыкального произведения.
На втором этапе экспериментальной работы обучение проводилось по
принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных
движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение,
добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно
это способствует развитию способности контролировать движения своего тела.
Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять
их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения
становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально
ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом,
координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат
ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений,
способствует освоению элементов различных танцевальных стилей.
383.4 Результаты тестирования.
Для определения влияния упражнений различной направленности на
отдельные двигательнокоординационные способности детей 89 лет, нами были
проведены контрольные испытания с помощью упражнений для оценки уровня
двигательно координационных способностей.
По результатам проведения тестирования до и после эксперимента были
получены следующие результаты, которые показаны ниже в гистограммах и
таблицах.
Таблица 1. Показатели двигательной подготовленности и физического
развития детей 89 лет до педагогического эксперимента.
Показатели
Занимающиеся
X балл
ЭК
16,75
8,9
7,02
Различия %
Ткритерий
1,47
1,02
1,05
11,14
9,71
11,14
КГ
23,15
10,6
9,03
Тест
Тест
Тест
№1
№2
№3
Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности и физического
развития детей 89 лет после эксперимента.
39Показатели
Занимающиеся
X балл
ЭК
28,5
22,52
18,35
Различия %
Ткритерий
25,3
4,1
24,1
3,83
0,84
3,41
КГ
22,4
23,5
13,93
Тест
Тест
Тест
№1
№2
№3
Рисунок 1. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной
групп.
40ВЫВОДЫ:
1. Проанализировав литературные и видео источники, мы сделали вывод,
что хорошо развитые координационные способности являются необходимыми
предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям детей 89
лет. Они влияют на темп и способ выполнения детьми двигательных действий,
способствуют большей плотности и вариативности процессов управления
движениями, к увеличению двигательного опыта.
2. С целью проверки эффективности экспериментальной методики
использования средств хипхоп аэробики для воспитания координационных
способностей у детей 89 лет был проведен сравнительный эксперимент,
результаты которого позволили констатировать положительные изменения в
уровне развития исследуемых способностей у детей в экспериментальной
группе. Различие между приростами результатов контрольных упражнений
экспериментальной и контрольных групп достоверны с уровнем значимости 5%.
Следовательно экспериментальная методика формирования координационных
способностей в процессе занятий хипхоп аэробикой обеспечивает лучшие
условия для развития умений управлять своими движениями, то есть
действовать целенаправленно, продуктивно, экономично и её можно успешно
применять в танцевальных школах и фитнес клубов.
3.Также, кроме достижения основных целей и задач в конце эксперимента
мы заметили, что у детей, занимающихся хипхоп аэробикой,повысились
адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной
двигательной активности,
сопровождение, стимул научиться танцевать, быть здоровым и бодрым).
положительным эмоциям
(музыкальноеСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вайнбаум Я. С. Дозирование физической нагрузки школьников / Я. С.
Вайнбаум // М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев //М. :
Физкультура и спорт, 1977. – 43 с.
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для
институтов физ. культуры / Л. П. Матвеев // М., 1991
4. Одинцова И. Б. Аэробика и фитнес. Современные методики / И. Б.
Одинцова // М.: Эксмо, 2003. – 160 с.
5. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. – М.: Советский спорт, 1988.
6. Лисицкая Т.С Аэробика. Том 1. Теория и методика. 2002
7. Лисицкая Т.С Аэробика. Том 2. Частные методики. 2002.
8. Лисицкая Т.С. Ритм. Пластика. – М.: ФиС, 1987.
9. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФиС, 1984.
10. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. 2000
11. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: вчера, сегодня, завтра. – М.:
2001.
12. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Хореография в аэробике. – М.: 2001.
14. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.:
Просвещение, 1991.
15. Аэробика. Теория и методика проведения занятий/Под ред.
Мякинченко Е.Б. и Шестакова М.П. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
16. Мякинченко Е. Б., Ивлев М. П., Шестаков М. П. Методология
управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной
аэробике // Теория и практика физической культуры, № 5, 1997. – С. 39 – 43.
17. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.
Н. Селуянов // М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 169 с.18. Селуянов В. Н., Мякинченко Е. Б. Основы теории оздоровительной
физической культуры: Учебное пособие для инструкторов оздоровительной
физической культуры. – М.: РГАФК, 1994. – 35 с.
19. Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных
занятий», Крючек Е. С., СПетербург, 1999 г.
20. « Физкультура и спорт», Новиков С. М., Москва, 2003 г.
21. « Фитнес и ваше здоровье», Антонова Л.В., Москва 2008 г.
22. Алексеева Е.П. «Аэробика». Москва, 1996 г.
23. Гуревич М.М. «Как быть здоровым». Москва, 1992 г.
24. Лисицкая Т.С. «Хипхоп и фанк в аэробике». Москва, 2001 г.
25. Крючек Е.С. «Аэробика». Москва, 2001 г
26. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнес – Киев:
Олимпийская литература, 2000. – 367 с.
27. Андреева, И.Г. Особенности организации простого точностного
движения у детей 7 лет.
28. Антропова, М. В. Двигательные возможности и связь с физическим
развитием детей школьного возраста / М. В. Антропова
29. Сболобан, В. Н. Развитие и совершенствование пространственной
ориентировки у школьников 8 16ти лет на занятиях акробатикой : автореф. дис.
. канд. пед. наук/В. Н. Болобан. М., 1971. 18 с.
30. Брагина, Н. Н. Функциональная асимметрия человека / Н. Н. Брагина,
Т. А. Доброхотова. М. : Медицина, 1981. 287 с.
31. Виксне, 3. А. Общая и спортивная физиология детей и подростков / 3.
А. Виксне. Рига : б. и., 1989. 82 с.
32. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С.
Вильчковский. Киев : Здоровье, 1983. 208 с.
33. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и
практика физической культуры. №1, 2000. – 24 с.
4334. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных
способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. с. 714.
35. Анисимов В.В. Дидактический материал по физическому воспитанию
учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений. Москва
199246 с.
36. Глушак Н.М. Исследование эффективности танцевальных упражнений
в физическом воспитании школьников: Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата пед. наук. Минск: ГИФК 1993 25с.
37. Извекова Е.К. Каминская. Физическое развитие и физическая
подготовленность детей младшего школьного возраста. Пути оптимизации
процесса физического воспитания населения: сборник научных статей. Алма
Ата 1986100105с.
38. Капланский В.Е. Развитие координационных способностей. Физическая
культура в школе. 1990 №10.
39. Коджаскиров Ю.Г. Функциональная музыка. Физическая культура в
школе. 1989.
40. Крамина С.С Движение, музыка,ритм. Советская женщина 1984.
41. Новая аэробика. Изд 2ое Перевод с английского С. Шенкамана
Москва Физкультура и спорт 1979.
42. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста.
Москва Культура и спорт 1969 31 с.
43. Физическое воспитание детей дошкольного возраста Под редакцией
Колбтяковской И.Ю Москва Педагогика 1978 158 с.
44. Фомин Н.А. Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной
активности Москва Физкультура и спорт 1991 223 с.
45. Aerobic Dance Exercise Instructor Manual. Editor Naneene Van
Gelder //ACE. San Diego, California, 1991. 389 p.
4446. Champion N., Hurst G. Aerobics Instructors. Handbook. //FISAF.
Kandaroo Press. 1999. 133 p.
47. Eiknoff J., Thorland W., Ansorg C. Selected physiological effects of
aerobic dancing among young adult women //J. Sports Med. and Phys. Fitness. 1983.
V. 23. № 3. Р. 273280.
48. Fonda J. Fonda`s Fitness – Buch: Ichfuhlemich gut. Frankfurt: Fischer,
1983. 300 s.
49. Kerr A. Aerobic dance: A consumer quide //J. phys. educ., Recreat. and
dance. 1984. № 2. Р. 2829.
50. Paul C. Aerobic training /C. Paul //Aachen:Meyer und Meyer, 1997. 67
р.
51. Shephard R., Bouhard C. Associations between health behaviors and health
related fitness. //Brit. Journ. Sports Med., 30. 1996 – P. 94101
52. http://www.aerobika.chat.ru
53. http://www.wordclass.ru
54. http://www.fitness.ru
45ПРИЛОЖЕНИЕ.
Таблица №1. Комплекс базовых движений по хипхопу.
Содержание
Дозировка
Методические указания
Подготовительная часть
Bounce (кач)
32 счета
(30``)
Bounce
со
сменой
направления (диагональ)
Смурф
wop
Баттерфляй
Чарли стоун
Халом шейк
30``
30``
30``
30``
30``
30``
Широкая
стоп,
небольшой наклон корпуса вперед.
постановка
Акцент всегда вниз,
работают
Широкая постановка стоп, наклон
колени
корпуса в диагональ, акцент вниз.
Широкая
стоп,
выведение правовой руки в левую
постановка
сторону через сопротивление. И
также в др. сторону.
Работа происходит только в области
локтевого сустава,
движение
совершается предплечьями по
полукругу, начиная с пр. стороны
заканчивая на лев.стороне.
Быстрое сведение и разведение
коленей к центру и из центра,
попеременно меняя центр тяжести с
пр. ноги на лев.
Движение начинается с разведения
пяток в стороны и заканчивается
шагом пр. ноги со сведением пяток
в центр.
Работает только верхний плечевой
пояс. Движение совершается как накаждый счет, так и на 3 счета,
акцент будет попадать на плечо,
которое будет выведено вверх.
47Tonywop
Manasteria
Slaid
Robocop
Баскетбол
Шам рок
Skait
Runningman
Backjump
Альф
30``
30``
30``
30``
30``
30``
30``
30``
30``
30``
48
Шаг пятки в стороны, см. чарли
стоун.
Движение таза по полукругу через
назад, колено вовнутрь.
Перемещение из пр. стороны в
левую сторону, за счет большого
шага пр. ногой в пр. сторону, а
лев.скользит по полу за пр. ногой.
Шаг пр. ногой вперед, стопу не
отрывая от пола увести назад, затем
лев.нога сменяет правую и делает
такое же движение.
Широкая постановка стоп, корпус
наклонить вперед. Имитация игры с
баскетбольным мячом.
Шаг пр.
ногой в сторону,
развернуться лицом в лев.сторону,
приставить пр. ногу к лев. И
приподняться на носки. Также с
лев.ноги.
Пр. колено вверх, опустить вниз и
сделать глайд (всей поверхностью
стопы сделать движение в пр.
сторону)
Пр. колено вверх, при касании носка
стопы пола увести лев.ногу назад.
Имитация бега на месте.
Движение от колена (кик вперед пр.
одновременно прыжок
ногой,
лев.ногой назад.)
Оттолкнуться
пр.
ногой,лев.нога в
выпрыгнуть вверх,
диагональ, корпус наклонить к лев.
ноге.
Движение похоже наальф, только
движение совершается из центра и
выбрасыванием ноги в сторону.
Руки работают из стороны в
стороны.
Движение
wop,
движение предплечьями, только
напоминает
акцент будет приходить в центр.
Можно менять уровни (уйти вниз в
присед)
Небольшой прыжок из пр. стороны в
левую с одновременным движением
предплечья, в конечной точке
предплечье параллельно полу.
Спантч боб
30``
Benetton
Reebok
30``
30`
49Таблица №2. Структура занятия хипхоп аэробикой.
10`
При выполнении базовых элементов
raggadancehallhiphop
обращать внимание на
необходимо
технику
исполнения движений стиля,
то есть на осанку: спина должна быть
прямая,
присутствует небольшойгиперлордоз в
поясничном отделе позвоночника.
Посадка низкая, широкая постановка
стоп. Движения чаще выполняются
«приземисто», акцент на грудную
клетку и таз. Выполнять каждый
элемент 32 счета (1 квадрат), следить
за тем, чтобы темп движения совпадал
с темпом музыки.
Основная часть
Базовыеэлементыragga
dancehall, hiphop.
•
Вилли баунс
•
•
Вакидип
Getready
Overthehead – рука
•
над головой
Overthewool рука
•
внизу
Хуллахуп – прыжок
•
и бедро
•
•
Summerbounce
Saidstep
Хилл энд тол
•
10) Баттерфляй
11) Идипшенваин
12) Дёртиваин
13) Сан лайт
14) Панк рок
15) Баддаденс
16) Бэквейв( бэкит ап)
17) Кат дем оф
18)Свэгит оф (с отрывом
ноги)
19) Багл
20) Чаплин
21) Налинга22) Sweep23) Увайтглайт
24) Джейоу джи
25) Гив де моран
51Базовые элементы vouge
10`
Хореографическая
комбинация 32 счета.
30 мин.
Акцент на грациозность, позы и
движения кистей и рук. Движения
требуют контроля и баланса.
Цель воспитание двигательно
координационных
способностей,
отработка базовых шагов хипхоп, raga
,dancehall.
Удержание 20
для
сек
каждого
упражнения.
Заключительная часть
Stretching
(статический )
1) Поза младенца
2) Поза кошки
3) Выпад правой ногой
вперед
4) Выпад левой н. вперед
5) Поза лягушки
6) Поза лебедя (пр. н.,лев.
н.)
7) Баланс (передняя
поверхность бедра,пр. н.,
лев. н.)
8) Стретч на мышцы
груди, большие пальцы
направить
раскрыть
назад,
грудную
клетку.
9) Стретч на бицепс,
большие
направить вверх.
пальцы
5210)Дельтовидные мышцы.
Пр. рука в сторону, плечо
опустить, локоть ближе к
грудной клетке. Тоже
самое лев.р.
11) Трицепс. Пр. р. вверх,
кисть между лопаток.
Тоже с лев.р.
Таблица №3. Результаты тестирований до начала эксперимента.
Фамилия Имя
Фаминкова Анна
АндриасянАнаида
Суркова Галина
Макленкова Ксения
Дашкевич Анастасия
Салярова Екатерина
Соловьева Надежда
Архипова Екатерина
Александрова Елена
Шкарина Юлия
Михайлова Надежда
Евасова Анна
Мурзина Кристина
Анисимова Анастасия
Морозова Елена
Макеева Лариса
Николаева Валентина
Тихомирова Ирина
Матвеева Диана
Малютина Наташа
Тест № 1
1
2
2
2
3
2
3
2
2
3
3
2
4
3
2
3
1
2
2
2
Тест №2
2
1
2
3
2
2
3
2
4
3
2
2
3
3
2
2
3
3
2
3
Тест № 3
3
3
2
1
2
3
4
3
2
1
3
3
2
3
3
3
2
2
3
2
Таблица4. Результаты тестирований после эксперимента.
Фамилия Имя
Фаминкова Анна
Тест № 1
3
53
Тест №2
3
Тест № 3
4АндриасянАнаида
Суркова Галина
Макленкова Ксения
Дашкевич Анастасия
Салярова Екатерина
Соловьева Надежда
Архипова Екатерина
Александрова Елена
Шкарина Юлия
Михайлова Надежда
Евасова Анна
Мурзина Кристина
Анисимова Анастасия
Морозова Елена
Макеева Лариса
Николаева Валентина
Тихомирова Ирина
Матвеева Диана
Малютина Наташа
4
3
4
5
4
5
3
3
4
4
3
4
4
3
4
3
4
3
4
3
3
4
4
3
5
4
4
4
3
3
4
4
4
4
4
5
3
4
4
3
3
4
4
5
4
3
3
4
4
3
5
4
5
3
3
3
2
54Практические рекомендации
1.
При включении в танцевальный урок стилей из новой и старой
школы хипхопа требуется уделять внимание технике базовых элементов
конкретно взятого стиля.
2.
При выполнении танцевальной связки дети должны четко слышать
музыку, музыкальные акценты, т. е. между ними должна присутствовать некая
музыкальная синхронность.
3.
Каждая тренировка должна начинаться с разминки общей и
специальной. Общая разминка – это легкий бег и элементы изоляции верхнего
плечевого корпуса и таза. Специальная разминка – это базовые шаги любого
стиля, который включен в танцевальную связку занятия. Специальную разминку
можно менять, каждый раз изучая новые шаги и элементы других стилей, тем
самым развивая координацию детей.
4.
Соблюдение технологических составляющих организации занятий:
предварительная подготовка детей к занятиям ритмикой, поэтапное разучивание
движений, четкий показ воспитателя с согласованными комментариями, учет
принципов систематичности и последовательности, учета индивидуально
психологических особенностей личности, способствовали лучшей ориентации
детей в окружающем пространстве, повышению двигательной активности.
Во время занятий хипхоп аэробикой с детьми необходимо:
постоянно следить за состоянием детей на занятиях;
дозировку физической нагрузки, а также характер двигательных
упражнений согласовывать с предписаниями врача;
проверять вместе с медицинским персоналом по внешнему виду детей и
изменениями ЧСС нагрузку на занятиях;
прислушиваться внимательно к жалобам детей;
следить за гигиеническими условиями проведения занятий.5.
С целью эффективного формирования координационных
способностей у детей 89 лет необходимо:
использовать интенсивные методы обучения;
увеличить время занятий движениями, т.е. активизировать двигательную
активность детей использую по возможности музыку.
6.
Обеспечить психологический комфорт детей и педагогов в процессе
выполнения движений под музыку.
7.
Выбирать оптимальные формы, методов организации, варьировать
интенсивность нагрузки в процессе занятия.
56