Альпинизм - вид спорта высокой психологической напряженность. Как вид деятельности, проходящий в экстремальной среде, альпинизм характеризуется повышенным риском. Сложная структура альпинистской деятельности предъявляет высокие требования к уровню функциональной готовности, которая наряду с другими компонентами включает в себя и психическую готовность.
Очень важен психологический настрой в группе, замечено, что в группе с хорошим климатом происходит взаиморегуляция – усиление положительных качеств группы, использование достоинств каждого её участника и компенсация недостатков участников. Личная и групповая надёжности дополняют друг друга.
«ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ АЛЬПИНИСТОВ
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА НАДЕЖНОСТЬ
ВОСХОДИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................
Глава I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................
I.1. Психологические особенности личности альпинистов.......................................
I.2. Надежность восходительской деятельности альпинистов ..................................
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ .......................................................................................
.
II.1. Цель исследования ...................................................................................
II.2. Задачи исследования ..............................................................................................
II.3. Методы исследования ............................................................................................
II.3.1. Анализ научнометодической литературы .......................................
II.3.2. Метод опроса
................................................................................................
II.3.3. Методы психодиагностики .....................................................................
II.3.4. Метод экспертных оценок ...........................................................................
II.3.5. Методы математической статистики ..................................................
II.4. Организация исследования ..................................................................................
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ...............................................................................................................
III.1. Индивидуальнопсихологических особенностей личности
альпинистов........................................................................................................................
3
5
5
10
14
14
14
14
14
15
15
15
17
17
19
19
222
25
29
30
31
36
III.2. Анализ индивидуальнопсихологических особенностей личности
альпинистовразличной квалификации
....................................................................III.3. Влияние индивидуально
психологических особенностей личности альпинистов высокой
квалификации на надежность восходительской
деятельности.......................................................................................................................
ВЫВОДЫ ............................................................................................................................
.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
...................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .........................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................................................................................
.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Альпинизм вид спорта высокой психологической напряженность. Как вид
деятельности, проходящий в экстремальной среде, альпинизм характеризуется
повышенным риском. Сложная структура альпинистской деятельности предъявляет
высокие требования к уровню функциональной готовности, которая наряду с другими
компонентами включает в себя и психическую готовность.
Очень важен психологический настрой в группе, замечено, что в группе с
хорошим климатом происходит взаиморегуляция – усиление положительных
качеств группы, использование достоинств каждого её участника и компенсация
недостатков участников. Личная и групповая надёжности дополняют друг друга.
Надежная деятельность связана с индивидуальнопсихологическими
особенностями спортсменов. Это изучено в альпинизме недостаточно.
Объект исследованияНадежность деятельности альпинистов высокой квалификации при совершении
3
восхождений.
Предмет исследования
Влияние индивидуальнопсихологических особенностей личности на надежность
деятельности альпинистов высокой квалификации в горах.
Гипотеза исследования
Надежность деятельности альпинистов высокой квалификации
в условиях
индивидуальнопсихологических свойств личности
восхождений, зависит от
восходителей.
Научная новизна
Выявлен профиль индивидуальнопсихологических особенностей личности
присущий надежным и ненадежным альпинистам.
На основании его данных даны методические рекомендации по работе с
спортсменами высокой квалификации.
Практическая значимость
Практическая значимость исследования заключается в выявлении
профиля надежных и ненадежных спортсменов высокой квалификации,
разработке практических рекомендаций по формированию надежности
деятельности альпинистов высокой квалификации.Глава I.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
I.1. Психологические особенности личности альпинистов
К психологическим характеристикам личности относят:
направленность;
способности;
темперамент;
характер.
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, которые
направляют деятельность в определенные рамки, не зависящие от конкретной ситуации.
Направленность личности альпиниста характеризуется его интересами,
склонностями, убеждениями, идеалами, то есть совокупностью качеств, опережающих
мировоззрение человека.
Способности альпиниста – это свойства, определяющие его пригодность к
альпинисткой деятельности, к обучению. С одной стороны в список этих способностей
входят многие качества, присущие многим спортсменам или просто развитым людям.
Конечно, некоторую роль играют антропометрические данные – иногда с большим
размахом рук некоторые маршруты проходить проще. Но определяющими являются все
же специальные способности, которые, как правило, представляют собой комплекс:
интеллект + конституция + психика. Хотя в некоторых случаях можно выявить и
достаточно выраженные достоинства или недостатки.
Наряду с индивидуальными психофизическими способностями, в альпинизме имеют
значение организаторские способности, лидерские. Потому что от рядового участника
квалифицированной, а иногда и неквалифицированной группы в любой момент могут
потребовать именно они. Нужны также способности быть приятным для других членов
сообщества, в составе которого вы восходите на горные шпики.
Темперамент – это качество личности, сформировавшееся в ходе развития человека
на основе его генетически обусловленного типа нервной системы.Характер – совокупность устойчивых особенностей личности, складывающихся и
проявляющихся в деятельности и общении и определяющих типичные для человека
5
способы поведения.6
Зная характер человека, можно с определенной степенью вероятности предвидеть его
поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер –
это социализированное свойство, то есть свойство, обусловленное взаимодействием
человека и окружающего его общества.
В связи с этим различают такие черты характера:
выражающие наиболее общие отношение человека к окружающему миру,
общественным явлениям и событиям: принципиальности или беспринципиальность,
пессимизм или оптимизм;
выражающие отношение к общественнотрудовой деятельности: трудолюбие,
энтузиазм, настойчивость, аккуратность, леность, разгильдяйство, неряшливость;
выражающие отношение к другим людям: общительность – замкнутость, чуткость –
черствость, доверчивость – подозрительность, откровенность – скрытность;
выражающие отношение к самому себе: скромность – повышенное самомнение,
самокритичность – зазнайство.
Большое значение имеют и другие диады социальных качеств альпиниста.
Характер зрелого альпиниста, конечно же, во многом определяется всей его
альпинисткой деятельностью. Но слишком сильно надеется на это не надо, потому что
большинство альпинистов всетаки живут одновременно и в обычном, не столь
«мужественноромантичном» обществе. А значит, получают вклад в характер и оттуда.
Психофизические качества
Еще в середине века ученый Рене Декарт (1596 – 1650) одним из первых
предположил существование связи между механическими действиями живых существ и
душой. То есть в современном понимании – психикой.
Не вдаваясь в подробности споров ученых о том, как это происходит (и Декарта
критиковали за то, что он не все правильно понимал в тем времена), заметим, что многие
физиологические и физические процессы, которые осуществляет человек, зависят от
работы мозга и нервной системы.
Говоря об альпинистах, как людях, которые должны выполнять сложную
двигательную деятельность, к таким качествам относят: Время реакции и скорость движения,
Силу и выносливость,
7
Точность и координацию.
Выстроить эти качества в порядке важности – невозможно. Это зависит и от того,
какой деятельностью в горах занимается спортсмен (высотник, стенолаз).
Не говоря уже о том, что в ряде случаев на одном и том же восхождении могут быть
востребованы все качества: выносливость на подходах, время реакции и скорость
движения в экстремальных ситуациях (а они часты в горах), точность и координация
при движении первым. Да и не только первым.
Так что, планируя тренировки, все эти составляющие нужно продвигать и
совершенствовать, как правило, одновременно.
Кроме своей собственной, личной, индивидуальной деятельности человек в горах,
как правило, связан с действиями других людей. В большой или меньшей степени, долго
или коротко. Возникает следующий комплекс вопросов, связанных уже с социальным
поведением человекаальпиниста – поведением в среде себе подобных: в группе,
команде, коллективе. В этом блоке проблем наиболее важным являются проблема
лидерства, проблема общения, проблема совместимости (говоря о психологической
совместимости) людей.
Но и горная среда, высота, погода, рельеф, воздействуют на психику, и – как
результат – на деятельность альпиниста. А значит, это тоже объект нашего с вами
рассмотрения.
Зачем все это рассматривать? Необходимо знать особенности поведения. Пытаться и
предугадать в других людях – коллегах по восхождению – или скорректировать в себе
самом. Неплохо попытаться заранее, «до горы» определить возможности: «а могу ли я»,
«а что я могу». И «до горы» эти возможности улучшить.
Индивидуальные качества довольно сильно влияют на ваше положение в группе, а
свойства мышления определяют, в том числе, и особенности вашего общения (а значит и
отношение к вам коллег), и ваши особенности как руководителя, если таковым
продеться быть. С другой стороны команда, группа, в второй вы осуществляете свою8
альпинистскую деятельность, может и простимулировать ваше стремление к
альпинисткому развитию, и притормозить его.
И все это происходит на фоне стремления к достижению цели, на фоне
пульсирующих, усиливающихся и ослабляющихся мотиваций, при воздействии
особенностей горновысотной среды.
Психофизические:
Повышенные физические нагрузки, а значит – истощение организма при его
недостаточной тренированности, сокращение ресурсов психики, позволяющих
адекватно реагировать на возникающие проблемы.
Нервнопсихические (эмоциональные) перегрузки. К ним приводит весь приведенный
выше список. А также и другие: например, неблагоприятные взаимоотношения в группе,
альпинистская деятельность в условиях недостаточной информации, избыток или
недостаток сенсорных ощущений, необходимость принятия ответственных решений в
условиях дефицита времени и так далее.
Психологический стресс, как сочетание информационного и эмоционального
подвидов, может выражаться в изменении эмоциональномоторной и эмоционально
сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появления импульсивных
действий и т.д.[22].
Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. В
психологическом стрессе можно выделить как подвид так называемый социальный тип
– стресс, вызываемый условиями взаимодействия с обществом, группой. Реакция на
социальные стрессоры – от эмоционального стресса и вплоть до физиологического.
Различные формы стресса приводят к изменениям в протекании психических
процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры
деятельности, нарушениями двигательного и речевого поведения[22].
Повышенная тревожная готовность – это именно готовность. Повышенный уровень
активности до определенного предела тоже полезен. Страх и даже некоторая ярость –
это вполне нормально, если они контролируемы, не переходят в ужас и неуправляемую
деятельность. Планирование деятельности и активизация креативного (творческого)мышления – реакции такого типа попросту нужны.
9
Это все являться иллюстрацией факта, давно известного психологам: стресс в
небольших дозах полезен.
Но при накоплении большого объема стрессовых нагрузок или при большой их
интенсивности стресс может оказаться губительным.
В альпинизме личность человека преобразуется в сторону повышения чувства долга,
альтруизма, усиления таких характеристик, как мужество, терпеливость и терпимость, а
также других своиств, благодаря которым альпинистов, как правило, уважают
практически в любом обществе. Многие выдающиеся альпинисты одновременно
являются и выдающимися личностями в простои, обычнои жизни [14].1
I.2. Надежность восходительской деятельности альпинистов
Альпинизм – это занятие, которое просто по определению нельзя отнести к
безопасным. Ведь горная природа – она всегда найдет чем угрожать человеку,
дерзнувшему с ней посоревноваться. А раз так, то надо решить о чем, собственно, вести
речь: о безопасности (которой нет) или о надежности человека в горах.
Надежность для альпиниста состоит из многих факторов. Это и самые разные виды
подготовки: физическая, техническая, психологическая и т.п. Это и такая подготовка
альпиниста, которая позволяет настоящим мастерам гор быть «на шаг впереди»
ситуации. Это готовность не только пройти сложный маршрут, но и быть готовым в
любой момент придти на помощь терпящим бедствие коллегам.
Повышать надежность своей альпинисткой деятельности уже на маршруте – это
поздно. Существует понятие «готовность к деятельности». Готовность альпиниста к
восхождениям состоит из целого ряда взаимозависящих друг от друга факторов:
1. Физическая готовность
2. Техническая готовность
3. Психологическая готовность
4. Тактическая зрелость
5. Оптимальный набор снаряжения, питания, экипировки.
Этот список нельзя рассматривать как некую упорядоченную по приоритетам
последовательность. Должно присутствовать все. Без физической кондиции невозможно
правильно выполнить технические приемы. Это связанно, в том числе и с фактором
усталости: альпинист не в форме – значит, быстрее устанет. Устанет – значит, нет
гарантии в правильности выполнения приемов передвижения и страховки. Более того,
повышается вероятность допущения ошибок.
Повышение физической кондиции способствует и лучшему усвоению технических1
приемов, и улучшению психологических качеств альпиниста, например таких:
Воля – ведь многие виды тренировок связанны с развитием этого качества. Например,
кроссы, лыжный спорт, походы.
Социальнопсихологические качества – тренировки, восхождения связаны с
деятельностью в коллективе, к приспособлению альпиниста к гласным или негласным
требованиям команды. Но социальная терпимость у человека выше, если он менее
уставший. А значит хорошая спортивная форма тут просто необходима.
Психофизиологические качества, такие как скорость реакции, точность движения,
глазомер – они воспитываются на тренировках и ухудшаются на фоне усталости.
Когнитивные свойства психики, или, иными словами, умение правильно и логических
мыслить.
Тактическая зрелость – а под этим мы понимаем умение выбрать правильную тактику
при восхождении и затем ее соблюдать – непосредственно связана с умением мыслить.
И если ресурсов организма попросту не хватает (например, из за слабой физической
готовности), то нарушается и функция мышления. В том числе и в вопросах соблюдения
тактической дисциплины – многие тактические ошибки в горах совершаются на фоне
усталости.
Плохое снаряжение – это затрата физических сил еще и на компенсацию этой
некачественности. Не говоря о дополнительном психологическом напряжении. Все это
приводит к усталости. Усталость – к повышению вероятности технических и
тактических ошибок. То есть надежность альпиниста и группы в целом понижаться.
Восхождение на вершины при всей увлекательности проходят сложный меняющийся
условия горной среды, рельефа и климата гор. Это сложная система.
Известно, что любая управляемая система, будь это ракета или коллектив людей,
может работать оптимально и достигать поставленной цели только в том случае, если
она получает информацию о своих ошибках (отклонениях от траектории), анализирует
ее и совершает действия, направленные на устранение этих ошибок.
Альпинист, альпинистская группа – это тоже управляемая система, цель которой – с
большой надежностью пройти выбранный маршрут. И в этой системе тоже должна1
постоянно отрабатываться информация об ошибках – ее еще называют отрицательно
обратной связью.
Наиболее близким и понятным способом обратной связи являться оперативный
анализ текущей альпинисткой работы. То есть постоянный анализ ситуаций в процессе
восхождения.
Но наряду с оперативным анализом альпинист имеет возможность отрабатывать
«сигналы обратной связки» и на более длительных промежутках времени. Таким
образом, аналитическая деятельность альпиниста включает:
оперативный анализ (непосредственно в ходе восхождения);
разборы восхождений, и других действий в горах (учебных занятии, походов,
спасательных операциях);
анализ происшествий в горах
общий анализ альпинисткой деятельности.
Все это не что иное, как способ учиться не только на своих ошибках, а пытаться
учитывать ошибки, которые были сделаны другими альпинистами, и за которую те
заплатили – порой – дорогую цену.
Грамотный альпинист должен уметь анализировать как всю систему в целом, так и ее
составляющие, а при необходимости – и совершенно особые элементы альпинисткой
деятельности – происшествия.
Лучше недооценить свои умения и возможности, чем переоценить. Ошибки имеют
очень дорогую цену.
Ошибка альпиниста – это его действия, не соответствующие по тем или иным
причинам требованиям и условиям сложившейся ситуации. Нарушением являться
любое невыполнение положений, установок и требований, невыполнение технических
приемов и тактических правил, соответствующих обстановке. Но так же и
пренебрежительное отношение к состоянию здоровья или физическим возможностям,
отсутствие должной ответственности и дисциплины, необходимого взаимного контроля.
Состав группы, ее руководитель. Их взаимная переносимость, способность
руководителя быть лидером.1
Альпинистская группа по своей физической, технической и моральноволевой
подготовке должна иметь такой «запас прочности», чтобы в экстремальных условиях
аварийной ситуации быть способной принять правильное решение и выполнить трудную
работу по оказанию помощи пострадавшему [21].
Недостаточная психологическая готовность к экстремальным ситуациям. Ее
следствием могут служить как эмоциональные проявления (паника или депрессия), так
и нарушения таких психологических характеристик,
предусмотрительность, скорость реакции и т.п.
как внимание,
В панике человек способен совершить непредсказуемые поступки. В условиях гор, в
первую очередь, нарушение страховки и самостраховки. Проявлением паники могут
быть как неоптимальная активность, так и заторможенность, беспомощность. Во втором
случае заторможенные формы паники очень похожи или даже совпадают с депрессией,
которая может возникнуть после длительного эмоционального напряжения на фоне
чрезмерных нагрузок. Человек перестает верить в спасание и это неверие – самая
главная опасность. Паника и депрессия уменьшаются, если в группе есть сильные
лидеры, которые могут, как минимум психологически подержать ослабевшего, павшего
духом.
Нарушение психологических характеристик чревато техническими ошибками,
которые могут привести к потере страховки, срыву, падению, а также недооценки
реальной опасности.
Поэтому важнейшим аспектом подготовки альпиниста является подготовка
психологическая. Альпинисты должны преодолевать стрессы и иные психологические
барьеры; но при этом не должна снижаться их работоспособность, уверенность в себе и
мужество. Средствами преодоления различных психологических барьеров должны быть
как предварительно нравственное воспитание и психологическая подготовка в процессе
занятий альпинизмом, так и создание «психологического климата», основанного на
доброжелательности, взаимопомощи и взаимного внимания, способствующего
выполнению поставленных задач.
Со временем в альпинизме меняется лишь снаряжение, а мужество, инициатива и1
готовность к работе или, наоборот, неумение проанализировать ситуацию, нежелание
это делать, равнодушие или безответственность – не меняются. И именно они и
определяют то, что мы называем надежность альпиниста.
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
II.1. Цель исследования
Изучить влияние индивидуальнопсихологических особенностей личности на
надежность восходительской деятельности альпинистов, для последующей
оптимизации спортивной подготовки.
II.2. Задачи исследования
1. Изучить индивидуальнопсихологические особенности личности альпинистов и
выявить модельные характеристики спортсменов различной квалификации;
2. Разработать методику оценки надежности восходительской деятельности
альпинистов высокой квалификации;
3. Исследовать зависимость надежности деятельности альпинистов высокой
квалификации при совершении восхождений, от индивидуальнопсихологических
особенностей личности восходителей;
4. Разработать практические рекомендации, для спортсменов и тренеров по
повышению надежности восходительской деятельности альпинистов.
II.3. Методы исследования
1. Анализ научнометодической литературы.
2. Метод опроса (анкетирование).
3. Методы психодиагностики:
опросник 16 PF (P.Б. Кеттелл);1
опросник EPI (Г.Ю. Айзенк);
опросник МСД (Е.А. Калинин).
4. Метод экспертных оценок.
5. Методы математической статистики.
II.3.1. Анализ научнометодической литературы
Проводился теоретический анализ и обобщение литературных данных по вопросам
надежности восходительской деятельности альпинистов и индивидуально
психологических особенностей спортсменов.
II.3.2. Метод опроса (анкетирование)
Автором была составлена анкета (см. Приложение 1). В данной анкете испытуемые
указывали возрастные и гендерныеособенности, спортивный стаж, квалификацию,
предпочтения в классах восхождений, и в составе группы.
II.3.3. Методы психодиагностики
При проведении обследования использовались следующие методики:
Методика 16 PF
Опросник Шестнадцать личностных факторов ( SixteenPersonalityFactorsQuestionaire
16 PF). Использовалась форма А, содержащая 187 вопросов. Стандартизированный
опросник, разработанный Р.Б. Кеттеллом. Данная методика предназначена для
выявления 16 личностных черт человека (факторов) и их количественной оценки.
Факторы первого порядка 16 PF[Хьелл, Зиглер, 2008]
А| Отзывчивость – Отчужденность |
B | Интеллект |
C | Эмоциональная устойчивость – Эмоциональная неустойчивость|
E | Доминантность – Подчиненность |
F| Рассудительность – Беспечность |1
G | Сознательность – Безответственность |
H | Смелость – Робость |
I| Жесткость – Мягкость |
L| Доверчивость – Подозрительность |
M| Мечтательность – Практичность |
N| Дипломатичность – Прямолинейность |
O| Склонность к опасениям – Спокойствие |
Q1 | Радикализм – Консерватизм |
Q2 | Самодостаточность – Конформизм |
Q3 | Недисциплинированность – Контролируемость |
Q4 | Расслабленность – Напряженность |
Факторы второго порядка 16 PF
F1 | Тревога |
F2 | Экстраверсия – Интроверсия |
F3 | Чувствительность |
F4 | Конформность |
Fd| Умение справляться с психическим, физическим дискомфортом |
Yog| Умение работать в монотоной работе, одиночестве |
Методика EPI
ОпросникEPI ( Eysenck Personality Inventory). Использовался вариант А, содержащий
57 вопросов. Стандартизированный опросник, разработанный Г.Ю. Айзенком. Данная
методика предназначена для выявления двух факторов личности, независимых друг от
друга.
Факторы EPI
Э| Экстраверсия – Интроверсия |
Н | Эмоциональная стабильность – Нейротизм |1
Методика МСД
Тест Мотивы спортивной деятельности (МСД). Содержащий 50 вопросов.
Разработанный Е.А. Калининым. Данная методика позволяет произвести анализ пять
мотивов спортивной деятельности.
Факторы MСД
Д | Потребность в достижении|
Б | Потребность в борьбе|
С | Потребность в самосовершенствовании |
О | Потребность в общении|
П | Потребность в поощрении|
УМ| Уровень мотивации |
II.3.4. Метод экспертных оценок
Нами проводился опрос ведущих тренеров России по альпинизму, им была
предложена шкала оценки уровня подготовленности спортсменов. В данной таблице
была указана группа мастеров спорта, им необходимо было оценить их уровень
подготовленности относительно маршрутов 6 Б категории сложности для мужчин,
и 6 А категории сложности для женщин.
II.3.5. Методы математической статистики
Получение в результате исследования данные подвергались математико
статистической обработке данных, общепринятыми методами. В числе показателей,
характеризующих распределение совокупности, использовались вычисления следующих
величин:
среднее арифметическое (X)
среднее квадратическое отклонение (
)σ
Статистическая значимость различий измерялась по tкритерию Стьюдента длянезависимых выборок, при различных уровнях значимости.
1
II.4. Организация исследования
Работа выполнялась в период с мая 2014 г. по март 2015 г. Исследование
осуществлялось в несколько этапов.
Этапы исследования
Первый этап (май – август 2014 г.). Теоретический анализ научной литературы,
формулировка проблемы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования.
Второй этап (сентябрь 2014 – февраль 2015 гг.). Проведение исследования.
Третий этап (февраль – март 2015 г.). Обработка полученных данных, интерпретация
результатов и подготовка дипломной работы к защите.
В связи с тем что целевая аудитория из разных регионов России, и это
спортсмены постоянно находящиеся в переездах на сборах, соревнованиях.
Исследование проводилось онлайн, на базе платформы GoogleForms.
Респондентам отправлялась ссылка на форму по электронной почте, или
сообщением в социальных сетях. Ответы участников исследования сохранялись
на Google Диск, в специально созданную автоматическую таблицу. Далее данные
экспортировались в формате Excel, где и происходила их дальнейшая
обработка.
Для решения поставленных перед нами задач, было обследовано 43 альпиниста, 25
мужчин и 18 женщин. Возраст не ограничивался и варьировался от 21 года до 73 лет
(табл. 1). Спортивная квалификация испытуемых от второго разряда с превышением до
заслуженного мастера спорта (табл. 2).
Таблица 1
Распределение испытуемых по полу и возрасту
Пол
Мужчины
Женщины
21 – 29 лет
Возраст
30 – 42 лет
55 – 74 лет
10
7
11
9
4
21
Распределение испытуемых по спортивной квалификации
Таблица 2
Пол
Мужчины
Женщины
Звание, разряд
ЗМС МСМК
1
2
МС
5
8
КМС
2
4
I
9
3
II+
6
4
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
III.1. Индивидуальнопсихологических особенностей личности
альпинистов
У всей выборки были зафиксированы высокие показатели (см. табл. 3)по
следующим факторамF4(8 ± 1.4) нонконформизм, В (7,9 ± 1,6) абстрактное
мышление, E (7 ± 1,1) независимость и С (7 ± 1,5) эмоциональная устойчивость.
Как мы сказали выше высокие показатели по фактору В нам говорят
оабстрактном мышлении, сообразительности альпинистов, что имеет очень
важное значение. Альпинистам нужно уметь грамотно составлять тактический
план, уметь его читать, представлять себе совокупность временных и
пространственных характеристик движения группы. Во время восхождения
необходимо суметь план восхождения воплотить в реальность. Применить
нужные приемы, скоординировать работу всех участников группы, найти выходиз сложной ситуации.
2
Показатели личности факторов у альпинистов
(средние величины по стенам)
Таблица 3
А
В
16 PF
С
E
F
G
4,4 ± 2
7,9 ± 1,6
7 ± 1,5
7 ± 1,1 5,3 ± 1,9 4,4 ± 2
H
I
L
M
N
O
5,6 ± 2,8 5,3 ± 2,5 6,8 ± 1,5 6,6 ± 1,6 4,9 ± 1,2 4,6 ± 2,1
Q1
Q2
Q3
7,1 ± 1,6 6,8 ± 1,8 6,2 ± 2
Q4
5,4 ± 2,1
F1
F2
F3
F4
Fd
Yog
5 ± 2
5,4 ± 2,6 5,9 ± 1,8
8 ± 1,4 6,3 ± 1,2 5,2 ± 1,1
В рамках исследования нами была построена среднестатистическая модель
свойств личности и уровня развития психических процессов альпинистов (см.
рис. 1).
Модель личности спортсменов представлена в виде профиля граничных
порогов черт личности по 5 сферам (мотивация, эмоциональная устойчивость,
волевые процессы, интеллект, общение) по 10ти бальной шкале.22
Рис. 1. Модель личности альпинистовIII.2. Анализ индивидуальнопсихологических особенностей личности
альпинистовразличной квалификации
При рассмотрении экспериментальных данных по личностным свойствам
исследуемых групп, очевидно, что выраженность личностных качеств альпинистов
высокой квалификации и альпинистов ниже квалификации, практически, идентична, что
не исключает существенных различий при рассмотрении их в индивидуальном плане.
Сравнительный анализ таких данных, произведенный по tкритерию Стьюдента,
среди группы 1 (альпинисты квалификации ЗМС, МСМК, МС) и группы 2 (альпинисты
квалификации КМС, I разряд)указывает на отсутствие статистически достоверных
различий по всем рассматриваемым свойствам (см. табл. 4 – 6)
Таблица 4
Сравнение черт личности,
группы 1 и 2, по методике Кеттела (в стенах)
16 PF
Группа 1
n = 15
σ
X
4,7 ± 2,1
7,8 ± 1,1
6,7 ± 2,2
6,3 ± 1,2
5,2 ±
2
4,5 ± 1,9
4,9 ±
3
5,1 ± 2,9
6,1 ± 1,3
6,3 ± 1,3
4,7 ± 1,5
4,7 ± 2,1
6,6 ± 2,5
6,7 ± 1,8
6,5 ± 1,5
5,6 ±
2
Группа 2
n = 14
X σ
4,1 ±
2
6,9 ± 2,2
6,5 ± 1,9
6,8 ± 1,4
5,8 ±
2
4,2 ±
2
6,1 ± 2,2
5,9 ± 2,5
6,6 ± 2,4
7,1 ± 1,7
4,6 ± 1,4
5,4 ± 1,7
6,4 ±
2
5,7 ± 1,9
5,9 ± 1,9
5,4 ±
2
Факторы
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
t –
критерий
Стьюдента
0,21
0,37
0,07
0,27
0,21
0,11
0,32
0,21
0,18
0,37
0,05
0,26
0,06
0,38
0,25
0,0725
16 PF
Продолжение таблицы 4
Факторы
F1
F2
F3
F4
Fd
Yog
Группа 2
n = 14
Группа 1
n = 15
σ X σ
X
4,9 ± 1,9 5,2 ± 1,8
4,9 ± 2,7
± 2,6
5,6 ± 2,1 5,9 ± 1,9
7,3 ± 2,1 7,6 ± 1,3
6,1 ± 1,7 5,8 ± 1,3
5,1 ± 1,1 4,7 ±
6
t –
критерий
Стьюдента
0,11
0,29
0,11
0,12
0,14
0,27
1
Таблица 5
Таблица 6
Сравнение мотивов спортивной деятельности,
группы 1 и 2, по методике Калинина (в стенах)
МСД
Группа 1
n = 15
σ
X
7,2 ±
1
6,3 ± 0,9
7,1 ± 1,2
6,8 ±
1
5,8 ± 1,5
Группа 2
n = 14
X σ
7,6 ± 1,1
6,2 ±
1
7,3 ± 1,4
6,8 ± 1,4
5,9 ± 1,4
t –
критерий
Стьюдента
0,27
0,07
0,11
0
0,05
Факторы
Д
Б
С
О
П
Сравнение типов личности
группы 1 и 2, по методике Айзенка (в стенах)
EPI
Факторы
Э
Н
Группа 1
n = 15
σ
X
13 ± 5,2
7,8 ± 3,3
Группа 2
n = 14
X σ
15 ± 3,5
11 ± 4,7
t –
критерий
Стьюдента
0,32
0,5626
Также нами был проведен сравнительный анализ данных, среди группы 1 (альпинисты
квалификации ЗМС, МСМК, МС) и группы 3 (альпинисты квалификации II разряд с
превышением). По двум факторам: В и F4 – было обнаружено статистически
достоверное различие (см. Приложения 2 – 4). Количественные показатели факторов и
их совпадения в данной группе, на наш взгляд, являются случайными.27III.3. Влияние индивидуальнопсихологических особенностей личности
альпинистов высокой квалификации на надежность восходительской
деятельности
Данные экспертных оценок ведущих тренеров России (см. Приложение 5) позволили
дифференцировать исследуемых альпинистов по надежности восходительской
деятельности на две группы.
Далее был проведен сравнительный анализ на различия индивидуально
психологических особенностей личности данных двух групп. Были найдены
статистически достоверные различия (см. табл. 7 – 9).
Таблица 7
Сравнение черт личности
группы 4 и 5 по методике Кеттела, 16 PF (в стенах)
Группа 4
n = 12
± 2,1
± 1,2
± 1,2
σ
± 2,1
X
5,
1
7,
9
7,
3
6,
5
5,
3
4,
3
5,
3
4,
7
6,
3
6,
5
4,
6
4, ± 2,2
± 1,4
± 1,6
± 1,6
±
1
±
2
± 3,1
± 2,6
16 PF
Группа 5
n = 3
X σ
2,
± 0,6
3
7
2,
7
6,
3
4,
3
5,
7
3,
3
8
6,
3
5,
3
5
±
1
± 1,5
± 2,1
± 1,2
± 0,6
± 2,3
±
2
± 1,5
± 1,2
±
1
5, ± 0,6
t – критерий
Стьюдента
P –
уровень значимости
0,1
0,02
0,2
1,28
0,29
2,39
0,09
0,41
0,67
0,52
1,01
0
0,6
0,21
0,39
Факторы
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O29
Q1
4
6,
8
± 2,2
3
5
±
3
0,48Q2
Q3
Q4
F1
F2
F3
F4
Fd
Yog
Факторы
Д
Б
С
О
П
Факторы
6,
3
6,
5
4,
9
4,
4
5,
4
5,
7
7,
3
6,
4
5
± 1,9
± 1,8
± 1,4
± 1,7
± 2,7
± 2,1
± 2,3
± 1,5
± 1,2
30
± 1,2
± 2,3
±
1
± 1,4
± 1,6
± 0,3
±
2
± 0,3
± 0,7
7,
7
5,
7
9
7,
7
3,
1
4
7,
4
3,
8
5,
1
0,62
0,27
2,38
1,5
0,73
0,8
0,03
1,7
0,07
Сравнение мотивов спортивной деятельности
группы 4 и 5 по методике Калинина, МСД (в стенах)
0,02
0,1
0,2
0,05
Таблица 8
Группа 4
n = 12
X
σ
1
±
6
7,
1
6,
6
5,
5
6,
5
± 0,9
± 1,3
± 0,9
± 1,5
МСД
Группа 5
n = 3
± 0,5
X σ
6,
± 1,1
1
6,
8
6,
9
7,
3
6,
6
± 0,3
± 1,5
± 0,8
t – критерий
Стьюдента
0
0,29
0,22
1,03
0,6
P –
уровень
значимости
0,2
Таблица 9
Сравнение типов личности
группы 4 и 5 по методике Айзенк, EPI (в стенах)
Группа 4
n = 12
X
σ
EPI
Группа 5
n = 3
X σ
t – критерий
Стьюдента
P –
уровень
значимости31
Э
Н
13 ± 5,6
6,
7
± 2,2
1
2
1
6
±
4
± 3,6
0,15
2,2
0,02
Как видно из рис. 2, все выявленные различия приходятся на блок эмоциональной
сферы. Влияние этого блока на надежность деятельности альпинистов оказывается
наиболее выраженным по сравнению с блоками мотивационных, волевых,
интеллектуальных и коммуникативных факторов. Что также наблюдалось в работах
Байковского и Мартынова [4, 21, 22].
Усредненный профиль личности ненадежных альпинистов по методике 16 PF
отличается от личности надежных альпинистов более высокими показателями по шкале
I (8 ± 2 и 4,7 ± 2,6, p< 0,2), F1 (7,7 ± 1,4 и 4,4 ± 1,7, p< 0,1), Q4 (9 ± 1 и 4,9 ± 1,4,
p< 0,02), и более низкими показателями по шкале A (2,3 ± 0,6 и 5,1 ± 2,1, p< 0,1),
С (2,7 ± 1,5 и 7,3 ± 1,2, p< 0,02), F3 (4 ± 0,3 и 5,7 ± 2,1, p< 0,2) и Fd (3,8 ± 0,3 и
6,4 ± 1,5 стенов соответственно, p< 0,05).33
Рис. 2. Сравнение моделей личности альпинистов группы 4 и 5В группе ненадежных альпинистов также достоверно более высокие
показатели по данным методики EPI, фактору H (16 ± 3,6), по сравнению с
группой надежных (6,7 ± 2,2 стэнов, p< 0,02).
И по методике МСД в группе ненадежных альпинистов также достоверно
более высокие показатели по фактору О (7,3 ± 1,5), по сравнению с группой
надежных (5,5 ± 0,9 стенов, p< 0,2).
Согласно полученным данным, нами был выстроен профиль индивидуально
психологических особенностей характерный для надежных и ненадежных
альпинистов (см. табл. 10).
Таблица 10
Индивидуальнопсихологические особенности личности
влияющие на надежность восходительской деятельности
ПРОФИЛЬ ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ
НАДЕЖНЫХ АЛЬПИНИСТОВ
ПРОФИЛЬ ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ
НЕНАДЕЖНЫХ АЛЬПИНИСТОВ
СДЕРЖАННЫЙ
ЗАМКНУТЫЙ, ОТЧУЖДЕННЫЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВЫЙ,
СПОКОЙНЫЙ, УВЕРЕННЫЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫЙ,
РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ, НЕУВЕРЕННЫЙ
ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ К ВНЕШНИМ
ВОЗДЕЙСТВИЯМ
ПОВЫШЕННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ
К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
ТВЕРДЫЙ, ЖЕСТКИЙ, СИЛЬНЫЙ,
НЕЗАВИСИМЫЙ
ЧУВСТВЕННЫЙ, СЛАБЫЙ,
КАПРИЗНЫЙ, ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ К
ВНИМАНИЮ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ
НЕВОЗМУТИМЫЙ
НАПРЯЖЕННЫЙ, ВОЗБУДИМЫЙ,
БЕСПОКОЙНЫЙ
УМЕНИЕ ХОРОШО СПРАВЛЯТЬСЯ С
ОСТРОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ПСИХИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ
ДИСКОМФОРТОМ
ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО
ДИСКОМФОРТА
ВЫВОДЫ35
1. Альпинистам присущи высокие показатели по
фактору F4 – нон
конформизм, В – абстрактное мышление, E – независимость и С –
эмоциональная устойчивость.36
2. Интегральный профиль личностных качеств альпинистов различной
квалификации практически идентичен, что не исключает существенных
различий при рассмотрении каждой группы факторов в отдельности.
3. Проведенное обследование психологических особенностей личности
позволило выявить различия между надежными и ненадежными
альпинистами, что подтверждает необходимость использования в комплексе с
другими методами диагностики оценку психологических особенностей, как
критериев оценки надежности восходительской деятельности альпинистов
высокой квалификации.
4. Для профиля надежных альпинистов характерны следующие индивидуально
психологические особенности личности: сдержанность, эмоциональная
устойчивость, оптимальный уровень восприимчивость к внешним
воздействиям, твердость, жесткость, независимость, низкий уровень тревоги,
невозмутимость, умение хорошо справляться психическим и физическим
дискомфортом. Для профиля ненадежных альпинистов характерны:
неустойчивость,
замкнутость,
отчужденность,
эмоциональная
раздражительность, повышенная восприимчивость к внешним воздействиям,
чувствительность, слабость, капризность, требовательность к вниманию
окружающих, высокий уровень тревоги, напряженность, возбудимость и
острое восприятие психического и физического дискомфорта.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ
На основании проведенного исследования и мнений специалистов, вынесеныследующие практические рекомендации:
37
1. При работе с спортсменами необходимо проводить обследование
психологических особенностей, для оценки надежности восходительской деятельности
альпинистов высокой квалификации.
2. Необходимподбор состава группы по принципу психологической
совместимости. Особенностей личности, характера, темперамента, психических
процессов спортсменов (скорость двигательной реакции, мышления) и т.д.
3. Необходимо формировать устойчивости психики альпинистов к
воздействию неблагоприятных условий в совокупности с физическим
совершенствованием.Моделировать различные стрессовые ситуации, требующие
мобилизации всех сил для эффективного выполнения поставленных задачи в заданных
условиях, упражнениями в приемах изменения негативных проявлений эмоций и
способах отвлечения от этих эмоций.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям /
В.В. Антипов. М.: ВладосПресс, 2004. 174 с.: ил.
2. Байковский Ю.В. Внешние и внутренние факторы, влияющие на
успешность деятельности альпинистов высокой квалификации в
экстремальных условиях высокогорья = External and internal factors
affecting the success of climbers of highly qualification in extreme conditions
of high altitude / Байковский Юрий Викторович // Теория и практика
прикладных и экстремальных видов спорта. 2010. N 1. С. 2528.
3. Байковский Ю.В. Методика оценки уровня экстремальности и степени
надежности деятельности человека в горах = Method of evaluation of
extremely level and degree of reliability of rights in the mountains /
Байковский Юрий Викторович // Теория и практика прикладных и
экстремальных видов спорта. 2011. N 1. С. 5964.
4. Байковский Ю.В. Психодинамика, как фактор выживаемости малой
группы в экстремальных условиях горной среды : монография / Ю.В.
Байковский. М.: ТВТ Дивизион, 2010. 260 с.: ил.
5. Байковский Ю.В. Психология альпинистских групп. Элиста: Джангар,
1992. 136 с.: ил.
6. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта :
(альпинизм, скалолазание, ледолазание, скиальпинизм, горный туризм,
велотуризм,
каньонинг,
бэйскаймбинг, фрирайд) : учеб.метод. пособие / Ю.В. Байковский ; Рос.
водный туризм,
спелеология,
каякинг,
гос. унт физ. культуры, спорта и туризма, Каф. Теории и методики
приклад. видов спорта и экстрем. деятельности. М.: ТВТ Дивизион. – С.
56.3940
7. Вассерман Л.И. Медицинская психодиогностика : теория, практика и
обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова ; Гос. учреждение "С.Петерб.
науч.исслед. психоневролог. инт им. В.М. Бехтерева МЗ РФ", С.Петерб.
гос. унт. М.: Academia; СПб.: Издво Филолог. фак. С.Петерб. гос. ун
та, 2004. – С. 273.
8. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М.
Фейгенберга и Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. 391 с.: ил.
9. Винокуров В.К. Безопасность в альпинизме / Винокуров В.К., Левин А.С.,
Мартынов И.А. М.: ФиС, 1983. 168 с.: ил.
10. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных
соревнованиях / Б.А. Вяткин. М.: ФиС, 1981. 112 с.
11. Гамезо М.В. Атлас по психологии : информ.метод. пособие к курсу
"Психология человека" / Гамезо М.В., Домашенко И.А. Изд. 3, доп. и
испр. М.: Пед. ово России, 2006. 275 с.: ил.
12. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : Учеб.
пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец.
Физ. культура и спорт / Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. М.: Academia,
2000. 288 с.: табл.
13. Гуревич П.С. Психология личности : учеб. пособие для студентов вузов :
рек. Умц "Проф. учеб." / П.С. Гуревич. М.: ЮНИТИ, 2009. –С. 456 – 471.
14. Захаров П. П., Мартынов А. И., Жемчужников Ю. А. Альпинизм.
Энциклопедическии словарь. / Захаров П. П., Мартынов А. И.,
Жемчужников Ю. А.– М.: ТВТ Дивизион, 2006. – С. 329.
15. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. М.;
СПб.: Питер, 2004. 701 с.: ил.
16. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. М.; СПб.: Питер, 2012.
351 с.: ил.
17. Котик М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. Талин: Валгус,
1981. М., 364 с.: ил.41
18. Кравченко А.И. Общая психология : учеб. пособие / А.И. Кравченко. М.:
Проспект, 2009. 430 с.: ил.
19. Кузнецов О.Н. Психология и психопатология одиночества / Кузнецов
Олег Николаевич, Лебедев Владимир Иванович. М.: Медицина, 1972.
336 с.: ил.
20. Л. Первин, О. Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер.
с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Мугуна М.: Аспект Пресс, 2000.
607 с.
21.Мартынов А.И. Безопасность и надежность в альпинизме / А.И. Мартынов,
И.А. Мартынов. М.: СпортАкадемПресс, 2003. 281 с.: ил.
22. Мартынов А.И. Психология альпинизма / А.И. Мартынов. М.:
СпортАкадемПресс, 2001. 258 с.: ил.
23. Начальная подготовка альпинистов. ч. 2: Методика обучения / под. общ.
ред. П.П.Захарова. Изд. 2е, перераб. и доп. М.: СпортАкадемПресс,
2003. 292 с.: ил.
24. Основы психофизиологии экстремальной деятельности : курс лекций /
под ред. А.Н. Блеера. М.: [Анита пресс], 2006. 380 с.: ил.
25. Погорелов А.Г.
Экстремальные условия и индивидуально
психологические особенности личности // Известия ЮФУ. Технические
науки . 1998. №4.
26. Протопопова М.Н. Психологические особенности спортсменов на
начальном этапе занятий альпинизмом = Psychological characteristics of
athletes at the initial stage of mountain climbing / Протопопова Мария
Николаевна, Байковский Юрий Викторович // Теория и практика
прикладных и экстремальных видов спорта. 2010. N 4. С. 3941.
27. Психология деятельности в экстремальных условиях : учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности "Физ. культура и спорт" :
рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / под ред А.Н.Блеера. М.: Academia, 2008. 254 с.: ил.
42
28. Психология индивидуальных различий : Учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлениям и спец. психологии: Рек. Сов. по
психологии Умо / ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. 2е изд. М.:
ЧеРо: НОУ Моск. психолог.соц. инт, 2002. 775 с.
29. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова,
проф. В. А. Лабунскои. — М.: Эксмо, 2007 — 653 с.
30. Психология спорта: Монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, П 863 А.Г.
Тоневицкого. — М.: МГУ, 2011. — 424 с.
31. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / [Сост. А.Е. Тарас,
К.В. Сельченок]. Минск: Харвест, 2000. 480 с.
32. Реан А.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов :
доп. Умо вузов России по пед. образованию Мва общ. и проф.
образования РФ / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. М.; СПб.:
Питер, 2009. –С. 141143.
33. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей / Родионов
Альберт Вячеславович. М.: ФиС, 1973. 216 с.: ил.
34. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО Дар, 1995. 64 с.:
ил.
35. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности : Учеб. пособие для
студентов всех спец. / Русак Олег Николаевич, Малаян Карпуш
Рубенович, Занько Наталья Георгиевна. 4е изд., стер. СПб.: Лань, 2001.
447 с.: ил.
36. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в
современном спорте : метод. пособие / В.Ф. Сопов. М., 2010. 115 с.
37. Теория личности: познание человека. 3е изд. / С. Клонингер. СПб.:
Питер, 2003. 720 с: ил.
38. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / пер. с43
англ. Гончаренко Г. Киев: Олимп. лит., 2001. 335 с.: ил.
39. Фернхем А., Хеивен П. Личность и социальное поведение. — СПб.:
Питер, 2001. — 368 с: ил.
40. Хьелл Л. Теории личности : основные положения, исслед. и применение :
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и
специальностям психологии : рек. Советом по психологии УМО по клас.
унив. образованию = Personality theories : basic assumptions, research, and
applications / Л. Хьелл, Д. Зиглер = Daniel J. Ziegler = Larry A. Hjelle. [3е
изд.]. М.; СПб.: Питер, 2010. –С. 309, 316, 317.
41.Шмигалева Т.С.
Индивидуальнопсихологические особенности
спортсменов, выбирающих экстремальные виды деятельности = Individual
and psychological features of athletes which choose extreme kinds of sport
activity / Шмигалева Татьяна Сергеевна, Байковский Юрий Викторович //
Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2012. N
1. С. 2528.44
ПРИЛОЖЕНИЯ45
Анкета альпиниста
Приложение 1
Анкета альпиниста
ФИО
полностью
Дата рождения
полностью
Пол
Мужской
Женский
Общий спортивный стаж
количество лет
Спортивный стаж в альпинизме
количество лет
Спортивная квалификация в альпинизме
I I +
I
КМС
МС
МСМК
ЗМС
Какому классу восхождений вы отдаете предпочтение?46
класс скальный
класс технический
класс высотно-технический
класс высотный
класс ледово-снежный
класс первопрохождений
Вы предпочитаете ходить
Соло
В двойке
Команде более 2-х человек
Являетесь ли Вы в альпинизме?
инструктором
тренером
Занимались ли Вы другими видами спорта?
стаж, звание, разряд и специализация в спорте
Образование
указать уровень и специальность, ученую степень и звание (если есть)
Контактный телефон
Адрес электронной почты
Готово
Никогда не используйте формы Google для передачи паролей.
Готово!
На платформе
Компания Google не имеет никакого отношения к этому контенту.
Сообщение о нарушении Условия использования Дополнительные условия47
Приложение 2
Сравнение черт личности
группы 1 и 3 по методике Кеттела (в стенах)
Группа 1
n = 15
σ
X
4,7 ± 2,1
7,8 ± 1,1
6,7 ± 2,2
6,3 ± 1,2
5,2 ±
2
4,5 ± 1,9
4,9 ±
3
5,1 ± 2,9
6,1 ± 1,3
6,3 ± 1,3
4,7 ± 1,5
4,7 ± 2,1
6,6 ± 2,5
6,7 ± 1,8
6,5 ± 1,5
5,6 ±
2
4,9 ± 1,9
4,9 ± 2,7
5,6 ± 2,1
7,3 ± 2,1
6,1 ± 1,7
5,1 ± 1,1
16 PF
Группа 3
n = 6
X σ
3,8 ± 2,2
9,2 ± 0,8
6,8 ± 1,7
7,5 ± 1,5
4,7 ± 1,6
4,7 ± 2,5
5,7 ± 3,4
4,3 ± 1,6
7,2 ± 1,3
5,7 ± 2,3
1,8 ± 1,6
3,2 ± 2,7
6,8 ± 1,3
8
± 1,5
6,2 ± 3,2
4,3 ± 2,2
4,2 ± 2,5
5,1 ± 3,1
6,9 ± 0,8
8,9 ± 0,7
6,4 ± 1,4
5,4 ±
2
Факторы
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
F1
F2
F3
F4
Fd
Yog
t –
критерий
Стьюдент
а
0,3
1,03
0,04
0,62
0,2
0,06
0,18
0,24
0,6
0,23
0,05
0,44
0,07
0,55
0,08
0,44
0,22
0,05
0,58
0,72
0,14
0,13
P –
уровень
значимости
0,01
0,0248
Приложение 3
Сравнение мотивов спортивной деятельности
группы 1 и 3 по методике Калинина (в стенах)
МСД
Группа 1
n = 15
σ
X
7,2 ±
1
6,3 ± 0,9
7,1 ± 1,2
6,8 ±
1
5,8 ± 1,5
Группа 3
n = 6
X σ
7,8 ± 1,2
6,1 ± 0,9
8,2 ± 1,3
6,5 ± 1,2
4,8 ± 0,6
t –
критерий
Стьюдента
0,38
0,16
0,62
0,19
0,62
Факторы
Д
Б
С
О
П49
Приложение 4
Сравнение типов личности
группы 1 и 3 по методике Айзенка (в стенах)
EPI
Факторы
Э
Н
Группа 1
n = 15
σ
X
13 ± 5,2
7,8 ± 3,3
Группа 3
n = 6
X σ
13 ± 6,5
7
± 4,3
t –
критерий
Стьюдента
0
0,15Шкала оценки надежности
Приложение 5
Спортсм
ены
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Уровень подготовленности альпиниста для работы на маршрутах 6 Б к. т.
(средний балл полученный при опросе экспертов)
техническая
подготовленн
ость
тактическая
подготовленн
ость
психологическ
подготовленно
ая
сть
10
9
8
7,5
10
8
8
9
8,5
8
6
8
8
7,7
6
9
8
5
10
6
8
8
8
8
8,5
8
6
5
4,5
4
10
10
8
9,5
9
8
9
8,7
7,5
8
8
7
5
4
4,5
опыт
совершени
восхожден
я
ий
9
9
5
9,5
8
8
8
7,3
7,5
7,5
9
4
7
6,3
5
надежнос
ть
Общий
балл
10
10
7
9
10
9
8
9
8
8
8
7
7
6
6
57
56
56
52
52
51
50
49
48
47
46
42
38
36,8
33
Оценк
а по
10
бально
й
шкале
9,5
9,3
9,3
8,6
8,6
8,5
8,4
8,2
8
7,9
7,7
7
6,3
6,1
5,5Приложение 6
Сравнение черт личности альпинистов
группы 1 и 2 (в стенах)