Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.
Оценка 4.6

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Оценка 4.6
Лекции
doc
искусство +1
Взрослым
04.09.2017
Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.
В данной статье определяется роль педагога в воспитании, профессиональном и творческом росте учащихся, а так же в формировании личности ребенка. В работе приведены примеры, как личность педагога, посредством использования его педагогических и организаторских способностей, влияет на формирование и развитие творческого коллектива.
Педагогическая статья.doc
Мельничук Г.В., преподаватель по классу скрипки Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  образования детей города Тулуна «Детская музыкальная школа» Влияние личности педагога на формирование и развитие творческого коллектива Воспитание   творческого   коллектива   —   сложнейшая,   тончайшая, требующая знания человеческой души область работы педагога. Современная ситуация   характеризуется   осознанием   высокой   значимости   эффективно действующей   творческой   личности   педагога   на   максимальное   развитие творческого потенциала каждого учащегося и коллектива в целом. Специфика   детского   коллективного   творчества   накладывает дополнительные   требования   к   личности   педагога   и   его   педагогическому мастерству.     Дети склонны к подражанию. Поэтому, даже не задумываясь о воспитательном процессе, педагог невольно становится образцом для ребенка. Поведение, поступки, характер педагога, его умение (или неумение) правильно реагировать   на   ежеминутно   меняющуюся   ситуацию   в   студии,   накладывают неизгладимый   отпечаток   на   формирование   личности   ребенка.   Недаром восточная мудрость (в вольном изложении) гласит, что человеку для счастья в жизни   очень   важно   иметь   хороших   родителей   и   учителей.   Эти   детские ощущения   живут   в   глубинах   подсознания   взрослого   человека   всю   жизнь   и оказывают большое влияние на характер, поступки, поведение. Надо помнить, что мы несем полную ответственность  за жизнь и здоровье детей, от начала занятия до самого его конца, включая перерывы и паузы.   В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость становления личности   педагога,   ведущей   профессиональной   характеристикой   которой является творчество. Педагогическая   деятельность   ­   процесс   постоянного   творчества.   Но   в отличие от творчества в других сферах (наука, техника) творчество педагога в сфере искусства не имеет своей целью создание чего­то нового, оригинального, отвечающего   современным   требованием,   поскольку   его   продуктом   всегда остается творческое развитие личности.  Педагогика в сфере искусства имеет ряд особенностей: ­   способность   педагога   организовать   общение   с   учащимися   как   творческий процесс,   как   диалог,   не   подавляя   их   инициативы   и   изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.  ­ сотворчество педагога и участников коллектива,  основанное на единстве цели, атмосфера   творческого   поиска   выступает   мощным   стимулирующим фактором.  ­   умение   преподавателя   управлять   личным   эмоционально­психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Что   касается   тактики   руководства,   то,   она   должна   быть   динамичной,   в зависимости   от   роста   сознательности,   дисциплины,   ответственности   и коллективизма. Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели.  Чтобы  успешно  решать  возложенные  на  коллектив   задачи, руководитель должен   быть  квалифицированным   специалистом.  Он   должен   обладать исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне, ведь он должен показывать образец исполнения произведения.. И чем совершеннее он владеет   профессиональными   качествами,   тем   лучше   он   сможет   научить учеников. Педагог должен уметь заразить своим замыслом, что чрезвычайно важно для обучения и воспитания участников в силу непосредственной эстетически чувственной образности искусства. Он должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства, уметь передать свои знания, следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание участников. Педагог должен быть творческим вдохновителем.  Многое  в  работе с коллективом   зависит   от   атмосферы   занятий.   Опасным   в   нашем   творчестве является сухой и формальный подход к своему делу. Обязанность педагога – увлечь,   обязанность   ученика   –   увлечься!   Такой   подход   к   упражнениям превращает их в начале в трудное дело. Тут надо вспомнить Станиславского, который призывал, что надо трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым. У каждого ребенка должны быть собственные музыкальные впечатления,   они   ничем   не   заменимы.   А   такие   впечатления   возникают   от совместного   просушивания   и   обсуждения   исполняемых   произведений, совместного творческого поиска. Руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим тактом. Это   означает   уважение   к   личности   и   индивидуальности   каждого   участника, чуткость и внимательность к психологическому их состоянию, доверие к ним и веру в их художественные возможности, умение устанавливать и поддерживать ровные   отношения   и   быть   выдержанным,   в   соответствии   с   конкретной обстановкой правильно использовать приемы воздействия с учетом психологии человека. С одним – провести разговор с глазу на глаз, с другим – на миру, третьему   достаточно   одного   взгляда,   с   четвертым   нужен   большой, обстоятельный разговор и т. д. Руководителю   творческого   коллектива   мало   быть   просто   педагогом,   он должен быть психологом.  Знание психологии человека поможет значительно повысить   уровень   работы   в   коллективе.   В   структуре   необходимых           педагогических     качеств   большое   значение   придается   коммуникативным способностям.   Способность   общения   проявляется   у   руководителя   в   разных ситуациях.   Имея   опыт,   он   сразу   может   оценить   сложившуюся   ситуацию   в коллективе и принять педагогически эффективное решение. По еле заметным эмоциям он чувствует и понимает возникшее у человека затруднение, состояние неуверенности и растерянности или, напротив, переоценки своих возможностей. Педагог   призван   быть   организатором  всей   художественно­ педагогической   деятельности   коллектива.   Организаторские   способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого­педагогические и художественно­технологические компоненты. Педагог должен иметь элементарные знания о физиологии человека, уметь   гармонично   сочетать   разнообразные   формы   занятий   с   чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность – с расслабленностью. Правильно   организованные  занятия  приносят  всем   чувство   удовлетворения   и радость   от   встречи   с   искусством,   друг   с   другом.   От   компетенции, художественно­педагогической   подготовленности   и   разносторонней грамотности руководителя во многом зависит будущее коллектива. Педагог непременно выступает лидером. Лидерство — это один из процессов организации и управления малой группой,   способствующий   достижению   групповых   целей   в   оптимальные сроки и с оптимальным результатом. Лидерство — явление, существующее во всех человеческих обществах. Оно имело первостепенное значение на ранних ступенях   человеческого   общества.   Без   лидерства   не   существует   группы. Лидерство   —   стержневой   процесс   организации   группового   поведения.   Его можно   рассматривать   как   некую   особую   подсистему   межличностных отношений, а самого лидера — как фокус, центр этих отношений. Руководитель творческого коллектива    должен   иметь   так   называемый «холодный ум и горячее сердце». Взаимодействие   с    творчески одаренными людьми ­ целая  наука и может  быть,  основа этой  науки ­ любовь  к  ним. Надо   быть,    по   возможности,    ровным   и   точным,   но   нельзя   быть скучным.   Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу?  Начать с любви, с ласковости, с юмора, не теряя притом железной воли. Надо стоять и говорить, чтобы все слышали.  Как только   вовлечешься   в   тихую   беседу   с  одним,  остальные   перестают   слушать. Должен   быть   закон:   если   ты   репетируешь   с   двумя,   а   остальные   пятнадцать сидят,   то   им   тоже   должно   быть   интересно.   Если   им   скучно,   ты   их   должен удалить или же сделать так, чтобы и они тоже что­то получили от репетиции.  Ты должен быть и педагогом и массовиком. Активность   участников   коллектива   зависит   от   того,   в   каком   состоянии находится педагог во время репетиции.  Педагог ­ это источник энергии,  он передает ученикам импульс, настраивает на определенную, нужную атмосферу. Его   эмоциональный   и   энергетический   «запал»   должна   перейти   к   участникам коллектива. Музыканты оркестра часто не смотрят на дирижера, а все равно чувствуют   его,   особенно   такого,   у   которого   есть   этот   «ток».   Педагог использует   все   приемы   и   способы   для   того,   чтобы   разбудить   органическую природу человека для полноценного, глубокого, самостоятельного творчества. Педагог в полной  мере  должен  владеть  всеми  методами  и  приемами воспитательного   воздействия   на   творческий   коллектив,   не   просто    как педагог­постановщик,   но   как   педагог­режиссер.   Знание   методов   и   приемов воспитания, умение правильно их применять в работе  с  коллективом ­ это одна из  характеристик  уровня  педагогического мастерства. Под  приемом  понимается  единичное  воздействие,  под   средством   ­ совокупность   приемов.   Нет   методов   хороших   или   плохих,   ни   один   путь воспитания   не   может   быть   заранее   объявлен   эффективным   или неэффективным  без  учета  тех  условий,  в которых он применяется. Испытанный  веками  ­ опытный  путь  решения  проблем,   основанный   на педагогическом чутье,   интуиции,   глубоком   знании   особенностей   методов   и причин, вызывающих  определенные  последствия.  Тот педагог,  который  лучше учел   конкретные   условия,   использовал   адекватное   им   педагогическое  действие   и   предвидел   его   последствия,   всегда   достигнет   более   высоких  результатов воспитания.  Любое   разумное   и   подготовленное   действие   педагога   должно    быть доведено до конца,  метод  требует  логического  завершения.  Выполнять  это правило   важно   потому,   что   только   в   этом   случае   учащиеся   обретают  полезную   привычку   доводить   дело   до   конца,   а   педагог   укрепляет   свой  авторитет организатора. Метод не терпит шаблона в  применении.  Поэтому  педагог  всякий  раз должен подыскивать наиболее  эффективные  средства,  соответствующие  данным   условиям,   вводить   новые   приемы.   Для   этого   надо   глубоко  проникнуть  в сущность  воспитательной  ситуации,  которая  и  порождает   потребность   в определенном воздействии. Выбор  метода  зависит  от   стиля   педагогических   отношений.   При товарищеских  отношениях  будет  действенным  один  метод,  при отношениях нейтральных    или    отрицательных    приходится     выбирать     другие     пути взаимодействия. предвидеть  психическое  состояние членов творческого коллектива, время,  когда  методы  будут  применяться.     Проектируя   методы   воспитания,   надо   В идеале, создание творческого коллектива — это создание союза единомышленников.   Здесь   вопросы   чисто   художественные   переплетаются   с вопросами   этическими.   Настоящий    педагог    является    для    ученика    не только учителем музыки, но и учителем жизни. Он ­ выразитель   вдохновитель и воспитатель   того   коллектива,   с   которым   работает.   Он   «настройщик»   своего ансамбля. Помогая ученикам находить ответы на волнующие их творческие вопросы, увлекая их идейными задачами и объединяя вокруг этих задач мысли, чувства   и   творческие   устремления   всего   коллектива,   педагог   неизбежно становится   его   идейным   вдохновителем,   воспитателем   и   созидателем творческой элиты. Список использованной литературы. 1. Выготский Л. С. Психология искусства. М., «Искусство». 1968. 2. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. /М. 1986. 3. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика. /  Педагогика,  М. 1976. 4. Харламов, И. Ф. Педагогика. /М. 1997. 5. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М. 1993.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.

Влияние личности преподавателя на формирование творческого коллектива.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017