Ветеранское плавание — или, другими словами, плавание в категории Мастерс — это плавание для взрослых. Сюда входит всё от простого поддержания формы и плавания «для себя» до подготовки к соревнованиям международного уровня. Чтобы стать «ветераном» достаточно достичь возраста в 25 лет, хотя на некоторых ветеранских соревнованиях допускаются и спортсмены от 20 или даже 18 лет (29).
Несмотря на то, что для участия в ветеранском движении нет необходимости иметь в прошлом опыт профессиональных занятий плаванием, многие пловцы-ветераны — весьма именитые чемпионы разных лет. Интересно также, что некоторые с годами достигают гораздо более высоких результатов, чем в период своего спортивного прошлого. Результаты лучших возрастных спортсменов весьма высоки и по меркам большого спорта. Но ветеранское плавание не ограничивается высокими достижениями: главное в нашем деле — здоровый образ жизни, дружеское общение и удовольствие от жизни (29).
«ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОВЕНЬ СПОРТИВНОГО
МАСТЕРСТВА В ВЕТЕРАНСКОМ ПЛАВАНИИ»2
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ научнометодической литературы…………………………...5
1.1 История развития ветеранского плавания………………………...5
1.2
Возрастная классификация и требования правил соревнований
категории «мастерс»……………………………………………………………..5
1.3
Возрастные морфофункциональные изменения у пловцов
категории «мастерс»……………………………………………………………14
1.4
Возрастные психологические изменения у пловцов категории
«мастерс»………………………………………………………………………..19
1.5
Заключение………………………………………………………...25
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………………. 26
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………….26
2.2. Методы исследования…………………………………………... 26
2.3. Организация исследования……………………………………...31
Глава 3. Результаты исследования…………………………………………….32
3.1. Определение влияния антропометрических данных и возраста
начала занятий на уровень спортивного мастерства…………………32
3.2. Влияние возможности реализации мотивов на уровень
спортивного мастерства с помощью методики Доминяка…………..35
3.3. Влияние значимости мотивов и мотивации достижения на
уровень спортивного мастерства с помощью методик В.И.Доминяка и
шкалы оценки потребности в достижении Орлова Ю.М…………433
Выводы и практические рекомендации……………………………………… 52
Список литературы……………………………………………………………. 53
Введение
О ветеранском плавании
Ветеранское плавание — или, другими словами, плавание в категории
Мастерс — это плавание для взрослых. Сюда входит всё от простого
поддержания формы и плавания «для себя» до подготовки к соревнованиям
международного уровня. Чтобы стать «ветераном» достаточно достичь
возраста в 25 лет, хотя на некоторых ветеранских соревнованиях
допускаются и спортсмены от 20 или даже 18 лет (29).
Несмотря на то, что для участия в ветеранском движении нет необходимости
иметь в прошлом опыт профессиональных занятий плаванием, многие
пловцыветераны — весьма именитые чемпионы разных лет. Интересно
также, что некоторые с годами достигают гораздо более высоких
результатов, чем в период своего спортивного прошлого. Результаты лучших
возрастных спортсменов весьма высоки и по меркам большого спорта. Но
ветеранское плавание не ограничивается высокими достижениями: главное в
нашем деле — здоровый образ жизни, дружеское общение и удовольствие от
жизни (29).
Актуальность данной работы заключается в том, что сделана попытка
выявить закономерность между уровнем спортивного мастерства у ветеранов
плавания и их мотивацией к занятиям. В последнее время в России
ветеранское плавание набирает популярность, российские спортсмены
выступают весьма достойно на мировом уровне. Некоторые мировые
рекорды среди ветеранов принадлежат именно нашим спортсменам. В связи с4
этим, необходимо расширять научную базу для ветеранского плавания,
уделяя спортсменам категории «Masters» не меньше внимания, чем
профессионалам.
Гипотеза. Предполагается, что мотивация к занятиям плаванием у
пловцовветеранов влияет на их уровень спортивного мастерства.
Объектом данного исследования являются пловцы в возрасте от 25 лет
и старше, мужчины и женщины, выступающие на всероссийском и мировом
уровне.
Предметом
являются показатели мотивации достижений и
возможности реализации мотивов (ВРМ) у вышеуказанных спорсменов.
Цель исследования – изучение влияния мотивации на уровень
спортивного мастерства в ветеранском плавании у мужчин и женщин.
Научная новизна включает изучение мотивационного аспекта у
пловцов категории «Masters». До этого подобные исследования проводились
лишь среди профессиональных спортсменов.
Практическая значимость. Установление влияния спортивного
результата на мотивацию у ветеранов позволит корректировать программу их
подготовки к соревнованиям, условия тренировок, что обеспечит более
высокий прирост результатов, а также популяризацию ветеранского плавания
в России.5
1.1.
Глава I. Анализ научнометодической литературы.
1.1. История развития ветеранского плавания
История ветеранского плавания пока сравнительно недолгая и берет своё
начало в мае 1970 года, когда на первые соревнования в категории Мастерс в
американском городе Амарилло (Amarillo, Texas) собрались 65 пловцов.
Постепенно идея о том, что ничто не мешает заниматься спортом и после
завершения спортивной карьеры, распространялась всё шире по миру, и в
1984 году FINA (Международная федерация плавания) организовала первый
Чемпионат мира по плаванию в категории Мастерс, а затем на первых
Всемирных ветеранских играх (World Masters Games) в 1985 году плавание
стало одним из важнейших блоков всех игр (29).
9 мая 1989 г. в «Доме плавания» МОЦВС был проведён первый Чемпионат
Москвы по плаванию среди ветеранов спорта, приуроченный ко Дню Победы.
Эти соревнования, собравшие 89 участников старше 30 лет, и стали началом
движения Maстерс в России. С тех пор соревнования проводятся регулярно,
с каждым годом растёт их разнообразие и количество участников (29).
1.2. Возрастная классификация и требования правил
соревнований категории «мастерс»
8.1. Возрастные группы
8.1.1. В индивидуальных заплывах соревнуются спортсмены по возрастным
категориям: 25—29, 30—34, 35—39, 40—44, 45—49, 50—54, 55—59, 60—
64, 65—69, 70—74, 75—79, 80—84, 85—89, 90—94, … (и т.д.).6
8.1.2. В эстафетном плавании учитывается сумма возрастов участников
команды: 100—119, 120—159, 160—199, 200—239, 240—279, 280—319, 320
—359, и т.д.
8.1.3. Возраст участника определяется на 31 декабря года соревнований (28).
8.2. Все правила, указанные выше, действитрельны, со следующими
исключениями:
Допускаются смешанные заплывы (разные возраста или пол), чтобы
участник или команда не стартовал один;
Стартовый свисток означает, что участники могут занять стартовое
положение, при котором хотя бы одна нога находится на краю
тумбочки, или из воды так, чтобы одна рука касалась бортика;
За фальстарт спортсмен подлежит дисквалификации;
Предварительные заплывы отсутствуют, все заплывы являются
финальными;
После окончания заплыва спортсмены имеют право оставаться в воде
до сигнала рефери покинуть бассейн;
В смешанной эстафете вольным стилем пловцы могут стартовать в
произвольном порядке;
Заплывы начинаются со старших возрастов, со слабейших заявочных
результатов. Заплывы на 400 м и более составляются без учёта
возраста, от слабых результатов к сильным;
на дистанциях 400, 800 × 1500 м вольным стилем разрешен старт двум
спортсменам одного пола по одной дорожке;
разминка должна проводиться под наблюдением;
при плавании баттерфляем разрешены движения ногами брассом;7
заплывы проводятся для каждой возрастной группы (в 25 и 50
метровом бассейне) на следующие дистанции:
o вольный стиль — 50, 100, 200, 400, 800, 1500 м;
o на спине — 50, 100, 200 м;
o брасс — 50, 100, 200 м;
o баттерфляй — 50, 100, 200 м;
o комплексное плавание – 100 (только в 25метровом), 200, 400м;
o эстафета вольным стилем — 4х50 м;
o комбинированная эстафета — 4х50 м;
o смешанная эстафета вольным стилем — 4х50 м (2 женщины и 2
мужчины);
o смешанная комбинированная эстафета — 4х50м (2 женщины
и 2 мужчины).
Примечание: необязательно включать в соревнования все вышеуказанные
дистанции. Однако в каждой возрастной группе должны быть проведены
заплывы на короткие дистанции вольным стилем, на спине, брассом,
баттерфляем, в комплексном плавании и эстафеты.
эстафеты должны состоять из спортсменов, принадлежащих к одному
и тому же клубу. Пловец имеет право представлять лишь один клуб.
пловец имеет право плыть в эстафете только один этап
дисквалифицированные пловцы вносятся в протокол соревнований с
указанием причины дисквалификации (28).
8.3. Рекорды ветеранов на всех дистанциях, перечисленных в п. 8.2. для
каждой возрастной группы регистрируются с точностью до 0,01 сек
как автоматической системой регистрации, так и ручными
секундомерами в соответствии с требованиями пп. 5.8. и 5.9.8
Правила регистрации рекордов России по плаванию в категории
«Мастерс»
Правила регистрации рекордов России по плаванию в категории «Мастерс»
разработаны Президиумом Ассоциации клубов ветеранов спортивного
плавания (ФПМ). Они основаны на следующих документах:
Правила соревнований по плаванию ФИНА и ЛЕН для категории
«Мастерc»
Правила Всероссийской федерации плавания (ВФП), которые являются
обязательными при проведении всех соревнований по плаванию на
территории Российской Федерации
Решения конференций ФПМ разных лет (28).
1. Соревнования, на которых возможна регистрация рекордов страны в
категории «Мастерс» (далее — просто «рекордов России»).
1.1. В качестве рекордов России могут быть утверждены результаты,
показанные только на следующих соревнованиях категории «Мастерс», то
есть проводимых организациями движения «Мастерс» для ветеранов
плавания (при допущении участия молодежи):
чемпионатах мира и Европы;
любых международных соревнованиях;
чемпионатах и Кубках России;
прочих соревнований категории «Мастерс», проводимых в
России, при соблюдении следующих условий:
данные соревнования предусмотрены Календарём
ФПМ;9
соревнования проходят в присутствии полномочного
ФПМ,
проведения
представителя,
контролирующего
назначенного
процесс
соревнований;
соблюдены технические требования к судейству,
изложенные в п. 5.1 данного документа(28).
2. Рекордсмены России.
2.1. Спортсмены, установившие рекорд России должны являться
гражданами РФ. Допускается наличие двойного гражданства, но пловец
должен обязательно являться членом российского клуба. Если клуб, в
котором состоит спортсмен, не в ходит в состав ФПМ, то спортмен должен
предоставить копию паспорта гражданина РФ представителю Президиума,
присутствующему на соревнованиях, или (в случае международных
соревнований) члену Президиума, ответственному за регистрацию рекордов
России.
2.2. Рекорды России в эстафетном плавании регистрируются только среди
клубовчленов ФПМ. Все участники рекордной эстафеты должны быть
членами этого клуба (28).
3. Документы, обязательные для регистрации рекордов России.
3.1. Рекорды, установленные на чемпионатах Мира и Европы,
регистрируются автоматически.
3.2. Для членов ФПМ также без дополнительной подачи
документов регистрируются рекорды Чемпионатов и Кубков
России. Спортсмены, не имеющие членства в ФПМ, должны
предоставить в Президиум копию паспорта РФ.
3.3. Спортсмены и эстафетные команды, установившие рекорд на
международных соревнованиях,
должны отправить в10
Президиум выписку из официального протокола соревнований
(или ссылку на протокол в электронном виде) не позднее, чем
через 15 дней после соревнований.
3.4. Организаторы остальных российских соревнований
предоставляют в Президиум оформленный протокол
соревнований через 15 дней после их окончания, а также
подтверждающие документы (сертификат бассейна , чеки
заплывов или карточки участника) – по запросу.
3.5. При ручном хронометраже в карточку участника вписывается
результат по трём секундомерам с подписью главного судьи и
главного хронометриста.
3.6. Рекорды на первых этапах эстафет и промежуточных
дистанциях на международных и российских соревнованиях
регистрируются без предварительных заявок при следующих
условиях:
при автоматической системе хронометрирования
наличии результата в протоколе соревнваний
извещение Президиума о рекорде в 15дневный срок (28).
4. Заявки на установление рекордов Росcии.
4.1.
Заявки на установление рекордов России подаются в случаях
попытки установления рекорда:
4.1.1. в специальном (дополнительном) заплыве (согласно
п.5.10.4 Правил ВФП)
4.1.2. на первом этапе эстафеты (согласно п.5.10.8 Правил
ВФП)
4.1.3. по ходу дистанции. Регистрируются только в том
случае, если спортсмен завершил запланированную
дистанцию.11
4.2. Письменная заявка (см. Приложение 1) во всех этих случаях
подается на имя главного судьи соревнований если результат
был зафиксирован по электронной системе регистрации
времени или по трём секундомерам. При подаче заявки на
дополнительный заплыв участник может указать свои
предпочтения относительно дня проведения заплыва.
Окончательное решение о возможности и порядке проведения
дополнительных заплывов на рекорд принимается главным
судьей соревнований (28).
5. Технические требования к рекордам России
5.1. Рекорды пловцовветеранов на всех дистанциях должны
регистрироваться с точностью до 0,01 секунды как
автоматической системой регистрации, так и тремя ручными
секундомерами согласно требованиям пп. 5.8. и 5.9 Правил
ВФП.
5.2. Пловцы признаются «совладельцами рекорда», если показали
результат, равный текущему рекорду с точностью до 0,01 с.
5.3. Для рекорда предоставляется время только победителя
заплыва. Если несколько спортсменов показали одинаковый
рекордный результат, все они признаются победителями.
5.4. Пловец, установивший рекорд на первом этапе эстафеты, в
случае дисквалификации его команды, закрепляет за собой
рекор, если нарушение, повлекшее дисквалификацию, было
совершено после его этапа.
5.5.
Разрешается любая комбинация по полу, возрасту и способу
плавания для того, чтобы участник заплыва (спортсмен или
эстафетная команда) не плыл один.
Решение по12
комбинированию дистанций разной длины принимает главный
судья.
5.6.
Условия для регистрации рекордов России и рейтинговых
результатов в первых этапах эстафет и промежуточных
дистанциях:
o Наличие заявки на рекорд/рейтинговый результат в судейской
коллегии;
o Возможность идентифицировать участников первых этапов
эстафет;
o Указание промежуточных результатов и результатов первого
этапа эстафет в итоговом протоколе (28).
6.
Регистрация рекордов России, превышающих рекорды Мирa и Еврoпы
6.1. Для регистрации рекордов России, которые превышают
рекорды мира и Европы, организаторы обязаны предоставить
ответственному члену Президиума для последующей
передачи в FINA и LEN следующие документы:
6.1.1. сертификат бассейна, подтверждающий соответствие
бассейна следующим требованиям: отсутствие
длина каждой дорожки бассейна
течения,
удостоверяестя метрологической службой (см.
Приложение 2);
6.1.2. официальный итоговый протокол,
заверенный
действительными подписью и печатью;
6.1.3. судейская коллегия заполняет официальный бланк
для регистрации рекорда мира или Европы (см.
Приложение 3);
6.1.4. чеки рекордных заплывов;13
6.1.5. копия паспорта рекордсмена.
6.2. Документы предоставляются не позже, чем через 20 дней
после установления рекорда.
6.3. Отправка документов на спортсменовчленов клубов,
установивших рекорд мира или Европы, производится за счёт
ФПМ.
6.4. Рекордсмены, не являющиеся членами ФПМ, производят
регистрацию рекорда и отправление пакета документов за
свой счёт.
7. Информация о рекордах.
7.1. Информация о рекордах России, а также о дате отправки
пакета документов для регистрации рекордов мира или
Европы в ФИНА или ЛЕН размещается на сайте ФПМ в
течение 5 дней с момента регистрации рекорда.
7.2. Сведения о рекордах Европы и мира обновляются в сводных
таблицах рекордов по мере их опубликования на
официальных сайтах ФИНА и ЛЕН (28).
8.4. Правила соревнований по плаванию на открытой воде для
пловцовветеранов
Плванием на открытой воде признаются соревнования, на которых дистанция
превышает 1500 м и в которых могут быть заявлены только пловцыветераны.
Правила плавания на открытой воде, изложенные в разделе 7, относятся
и к плаванию на открытой воде пловцовветеранов со следующими
исключениями:
8.4.1. Заплывы проводятся на дистанции до 5 км. Соревнования проводятся
при температуре воды, превышающей 18 градусов Цельсия.14
8.4.2. Заплыв на открытой воде для пловцовветеранов может включаться
в программу Чемпионата России.
8.4.3. Пловцы распределяются независимо от пола, по возрасту от младших к
старшим. Пловцы со слабыми заявочными результатами плывут отдельно в
специальных заплывах.
8.4.4. Бланки заявок должны содержать предупреждение о том, что до
соревнований допускаются только хорошо подготовленные и медицински
здоровые участники.
8.4.5. В соответствии с рекомендацией Технического комитета ФИНА
по плаванию на открытой воде, организаторы назначают время остановки
часов для каждого заплыва. Например, 30 минут на 1 км.
8.4.6. Обязательно наличие шапочки с номером участника, который можно
будет различить.
8.4.7. Нежелательно участвовать в церемонии награждения в плавательном
костюме (28).
1.3. Возрастные морфофункциональные изменения у пловцов
категории «мастерс»
Возможности функциональных систем организма пропорционально
увеличиваются у человека с момента рождения и достигают пиковых
значений в 2025лет. С 25 до 35 лет возможности функциональных систем
организма наиболее стабильны. Начиная с 35 и до 6065 лет возможности
организма (работоспособность, максимальные возможности кровообращения
и дыхания) постепенно снижаются до 70 или 50% от их пиковых значений.
Темп старения взаимосвязан с продолжительностью жизни и интенсивностью15
обменных процессов. Доказано, что физические упражнения влияют на
среднюю продолжительность жизни человека путём интенсификации
энергетического метаболизма. Уровень жизнедеятельности организма в ходе
возрастного развития, продолжительность жизни зависит от двух
механизмов, закрепленных в эволюции (адаптационная регуляторная теория
старения). Большинство специалистов считают, что адекватная возрасту
физическая нагрузка не только предупреждает старение организма, но и
повышает его функциональные возможности(5, 19).
В геронтологии принято считать, что в период между 40 и 60 годами
возможно развитие процесса преждевременного старения. Признаки:
образование морщин, сухость и потеря эластичности кожи
потеря упругости мышц лица и шеи, мышцы становятся дряблыми
ухудшение осанки – сутулость, радикулит, трудности при ходьбе,
боли в суставах (7).
По мере старения организма, мышцы сморщиваются, теряют упругость,
уменьшаются в объёме. Уменьшается амплитуда движений в суставах, вдвое
снижается выработка гормонов, организм в большей степени подвержен
болезням. Многие эти процессы замедляют свой темп при систематических
дозированных занятиях физической культурой и спортом. (5,7).
Внутренние процессы старения куда более серьёзны. У лиц, не имеющих
сердце работает с меньшей
постоянной физической нагрузки,
интенсивностью; как следствие, сужаются и теряют эластичность
кровеносные сосуды изза уменьшения объёма текущей крови. Дыхание
становится поверхностным, ткань легких теряет способность сокращаться.
Самые неприятные изменения с возрастом происходят в головном мозге
человека. Поскольку работа сердечнососудистой системы ухудшается, в16
мозг поступает меньше крови, а следственно, кислорода и питательных
веществ, что приводит в конечном итоге к гибели клеток мозга. Чаще всего
изза недостатка кислорода страдает область мозга, отвечающая за память(5).
Оздоровительное действие физических упражнений в воде проявляются в
любом возрасте. В зрелом возрасте большему влиянию подвергаются
поперечные размеры туловища. Сделать более широкими плечи, уменьшить
объём талии и бедер не особенно сложно. Уже через 4 – 6 месяцев
систематичной тренировки результаты благоприятных изменений становятся
очевидными. Для пожилых людей оздоровительный эффект занятий
плаванием проявляется выраженным улучшением самочувствия,
нормализацией сна, значительным повышением работоспособности (19, 26).
Возрастные физиологические изменения
Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет
(женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым.
В возрасте 1829 лет уровень тренируемости двигательной функции, в
основном силы и работоспособности, остаётся высоким, формируются
предпосылки для занятий спортом высших достижений (27).
В возрастном интервале 30—60 лет снижается уровень ряда показателей
физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем
масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону
увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются (27).
В зрелом возрасте мышцы человека в основном сохраняют свои
функциональные свойства, однако после 3035 лет наблюдаются
регрессивные процессы в двигательном аппарате. Прежде всего это
сказывается на связочном аппарате, снижается его эластичность и прочность,17
также возрастает хрупкость костей, окостеневают некоторые элементы
позвоночного столба, снижается подвижность в суставах (5).
В связи с понижением возбудимости нервных центров и уменьшением
лабильности мышц, после 30 лет уменьшается скорость двигательной
реакции. Наряду с этим, ухудшается координация, понижается способность
к освоению новых движений. Умственная деятельность становится менее
продуктивной, особенно в количественном плане, что приводит к более
быстрой утомляемости (5, 27).
что
Современные данные геронтологии свидетельствуют о том,
инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда
осуществляется переход от первого зрелого возраста во второй. Этот период,
как плато, разделяет эволюционные и инволюционные периоды развития (5).
Возрастные физиологические изменения двигательного аппарата человека
обусловлены его образом жизни и уровнем физической активности. Данные
многочисленных источников свидетельствуют о том, что с помощью
рациональной двигательной активности можно управлять инволюционными
изменениями в организме. Организация физической активности в зрелом
возрасте предполагает систематические занятия физическими упражнениями
со средней и низкой интенсивностью, варьируя нагрузки по характеру
воздействия на организм (5,27).
Исходя из естественных возможностей организма людям в возрасте до 50 лет
можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в
пределах 60—75% собственного МПК, а старше 50 лет — поддерживающие
нагрузки
(5).
пределах
МПК
50%
в
Типы нагрузок определяются по частоте пульса, поскольку линейная связь
между ЧСС и МПК давно установлена. Уровень аэробных затрат, который18
обеспечивает ту или иную выполняемую физическую нагрузку, можно
определить по специальной таблице.
В таблице отражается уровень физической нагрузки для различных уровней
МПК, вне зависимости от половозрастных характеристик, для людей от 20
до 70 лет . Например, на уровне 75% МПК мужчина в возрасте 25 лет должен
выполнять физическую нагрузку с частотой пульса, равной 161 уд./мин.
В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими
упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополнительным занятием
оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия
не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей
зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном
этапе не должна превышать 40—45% МПК (27).
Занятия спортом в любом возрасте носят оздоровительный характер:
повышается жизненный тонус, иммунитет, профилактика сердечно
сосудистых и простудных заболеваний. По статистике, люди в период
зрелости, постоянно занимающиеся физической культурой, в 23 раза реже
болеют, а их физическая подготовка сравнима с уровнем людей на 1015 лет
младше (5).19
1.4. Возрастные психологические изменения у пловцов категории
«мастерс»
Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его
верхнюю границу разные авторы определяют поразному: от 5055 до 6570
лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40
лет жизни (11).
Считается, что именно в период зрелости наступает момент полной
реализации собственного потенциала, возможность добиться успеха в
наиболее важных сферах жизнедеятельности. Это время исполнения своего
человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной
деятельности, так и в плане преемственности поколений (7, 9).
Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей
Внутри периода зрелости выделим «акмэ» – вершину, когда у многих людей
начинается спад жизненной энергии и активности (1).
Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и
исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40
до 50 лет. Регрессивные процессы в психике связывают с биологическим
старением. В противовес вышесказанному, работы Б.Г. Ананьева и его
учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости
сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным
примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то
в возрасте 4050 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки
исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40
50 лет может многократно увеличиться (12, 13, 14).20
Зрелость и психологический возраст.
Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:
хронологический (паспортный)
физический (биологический)
психологический
Психологический возраст – это возраст, на который себя ощущает человек.
Он во многом влияет на физический возраст (7).
Психологический возраст – возрастная идентификация, которая может быть
разной степени осознанности – это аспект самосознания, связанный с
представлениями о времени (7).
Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения
временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени,
которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и
растягиваться (7, 10).
С возрастом наиболее остро чувствуется приближение смерти,
необходимость реализовать свои возможности в оставшееся время, меняется
ценность времени как такового, наибольшую значимость принимает «личное
время». Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и
мотивами, развернутыми в настоящей деятельности. Прошедшее время,
насыщенное событиями, впечатлениями, достижениями, воспринимается как
быстротечное, но, став психологически прошлым, кажется длительным (3, 7).
Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной
перспективы, вне которой он не существует (10).21
В период молодости велика вероятность соответствия психологического
возраста реальному. Психологический возраст отстает от хронологического,
если не достигнута социально значимая цель (образование, женитьба) (14).
В зрелости психологический возраст связан с особенностями личности, её
направленностью, жизненными целями и их реализацией (1, 14).
В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста
с хронологическим:
адекватность
отставание
опережение
Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости
обычно означает преждевременное старение. В психологическом плане
преждевременное старение обычно связано с несчастьем, эмоциональным
потрясением – утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и
социальной катастрофой (10, 11, 14).
В то же время, положительные эмоции и чувства, достижения, могут
привести к движению в обратном направлении – в сторону психологической
молодости (14).
Отставание психологического возраста присутствует в случае чрезмерной
опеки матери над единственным ребёнком (16).
Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами
инфантильности отстают в психологическом возрасте (16).22
И.С. Кон разработал классификацию видов старости в зависимости от
характера преобладающей деятельности (17, 24).
1. Первый тип – активная, творческая старость. С выходом на пенсию люди
продолжают жить полной жизнью, никак не ощущая дискомфорта.
2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и
психологической приспособленностью, но тратят свою энергию на
устройство собственной жизни, удовлетворение своих потребностей, на те
занятия, на которые не хватало времени ранее.
3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное
приложение силы в семье. Это люди, которые поглощены семейными
хлопотами и им некогда отвлекаться ни на что другое , удовлетворенность
жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.
4. Четвертый тип – люди, которые чрезмерно заботятся о своём здоровье,
это стало для них смыслом жизни. Такая забота может повлиять как
положительно (физическая активность), так и отрицательно (мнимые
болезни) (17).
Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными, но
выделяет и отрицательные типы развития:
агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего
мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и
терроризирующие окружающих бесконечными претензиями;
разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные
неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые
упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными
(17).23
Влияние физических упражнений на психику человека.
Согласно дуальной концепции механизмов влияния физических
упражнений на психику человека принято считать, что они способны
обеспечить не только изменение эмоционального фона и настроения в ходе
занятий физическими упражнениями, но и пролонгацию эффекта, уменьшив
тем самым риск развития нарушений нервнопсихического статуса в поздние
периоды онтогенеза. Поэтому изучение закономерностей долговременного
влияния различных режимов двигательной активности на организм человека
может служить основой для разработки оздоровительных технологий,
направленных на обеспечение высокого психологического статуса личности в
пожилом и старшем возрасте, формировании и сохранении устойчивых
личностных установок на здоровый образ жизни (25).
1.5. Заключение.
В процессе исследования литературных источников не найдено работ,
исследующих влияние уровня спортивного мастерства на мотивацию занятий
ветеранским плаванием.24
Глава II. Цель, задачи и методы исследования.
2.1. Цель и задачи исследования.
Цель исследования – изучение влияния мотивации на уровень
спортивного мастерства у мужчин и женщин.
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1)
Определение влияния антропометрических данных и возраста
начала занятий на уровень спортивного мастерства
2)
Влияние возможности реализации мотивов на спортивные успехи
у вышеуказанных спортсменов с помощью методики В.И.Доминяка
3)
Влияние значимости мотивов и мотивации достижения на
результаты для спортсменов с помощью методик В.И.Доминяка и шкалы
оценки потребности в достижении Орлова Ю.М.
2.2. Методы исследования.
Методы исследования:
1.
2.
Анализ научнометодической литературы
Анкетирование для определения мотивации достижений и
возможности реализации мотивов
Методы математической статистики:
3.
Анализ научнометодической литературы. В процессе исследования
было проанализировано 28 источников на русском языке и 1 интернет
ресурс. Анализ научнометодической литературы позволил поставить перед
исследованием вышеуказанные задачи.
Анкетирование для определения мотивации достижений и
возможности реализации мотивов.
Для определения мотивации достижения использовалась шкала оценки
потребности в достижении Орлова Ю.М.25
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Мотивация достижений заключается в стремлении человека к улучшению
своих результатов работы, в неудовлетворенности достигнутым, в
настойчивости в достижении своих целей. Чем мощнее у человека мотивация
достижений, тем успешнее складывается его карьера, тем более эффективна
его трудовая деятельность.
Уровень мотивации достижений можно измерить с помощью
психологического теста. Тест состоит из следующих 22 суждений, по поводу
которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет».
1. Считаю, что успех в жизни зависит от случая, а не от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих
взаимоотношений с их близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не
близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее
элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах
предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.26
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от
своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных
изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Кодом теста являются следующие ответы на вопросы:
«да» 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22.
«нет» 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Каждому ответу, совпадающему с ключевым (по коду) присваивается 1 балл.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные:
Уровень мотивации достижения
Низкий
Средний
Высокий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Сумма баллов
29
10
11
12
13
14
15
16
17
1819
При сумме баллов от 1 до 11 уровень мотивации достижений у тестируемого
является низким, при сумме баллов от 12 до 15 – средним, и, наконец, при
сумме баллов от 16 до 19 – высоким (31).27
Для определения возможности реализации и значимости мотивов
использовалась методика «Возможность реализации мотивов» В.И.Доминяка
(8).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Оценка в баллах (обвести в
кружок )
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. 1. Вам предлагается перечень, состоящий из 15 мотивов профессиональной
деятельности. Оцените в процентах значимость для Вас каждого из этих мотивов.
Постарайтесь не повторять оценки.
2. Затем оцените по десятибалльной шкале возможность реализации каждого из
перечисленных мотивов в Вашей спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности (в скобках
оценка важность мотива в процентах)
Материальный достаток ( %)
Ощущение стабильности, надежности( %)
Общение с коллегами( %)
Уважение со стороны других, социальный престиж (
%)
Продвижение, карьерный рост( %)
Повышение собственной спортивной компетентности(
%)
Удовлетворение от процесса деятельности( %)
Удовлетворение от достижения цели, результата
деятельности( %)
Управление, руководство другими людьми( %)
Ощущение свободы, самостоятельности в принятии
решений( %)
Ощущение успеха( %)
Ощущение собственной полезности, служение людям(
%)
Азарт соревнования( %)
Возможность наиболее полной самореализации
деятельности( %)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1028
Удовлетворение внерабочих интересов (семья, друзья,
хобби и т.п.) ( %)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
СПАСИБО!
Ключ:
Рассчитывается среднее арифметическое оценок по всем мотивам
профессиональной деятельности (суммируем все оценки и делим на
пятнадцать). Получаем показатель возможности реализации мотивов (8).
Индекс массы тела BMI
рассчитывается по формуле:
,
где m – масса тела человека (в килограммах), а h – рост человека (в метрах).
Выделяют следующие значения BMI:
меньше 15 острый дефицит веса;
от 15 до 20 дефицит веса;
от 20 до 25 нормальный вес;
от 25 до 30 избыточный вес;
свыше 30
ожирение.
Методы математической статистики:
среднее арифметическое
стандартное отклонение29
коэффициент корреляции БравэПирсона
коэффициент детерминации
2.3. Организация исследования.
Исследование проводилось на 23 Открытом Чемпионате России по
плаванию в категории «Masters» в 50метровом бассейне спорткомплекса г.
Раменское.
Всего в анкетировании и тестировании мотивации и возможности
реализации мотивов приняло участие 16 женщин и 10 мужчин в возрасте от
25 до 70 лет.
Среди группы пловцов, выступающих в категории «Masters» было
проведено анкетирование. Оно включало в себя: личные данные испытуемых,
расчёт индекса массы тела (ИМТ), тест оценки уровня мотивации
достижения и опросник «Возможность реализации мотивов» В.И.Доминяка.
По итогам анкетирования была составлена таблица результатов для
мужчин и для женщин, которая послужила исходным материалом для
дальнейших расчётов.
Для мужчин и для женщин была рассчитана матрица корреляции, на
основе которой были построены графики представляющих интерес
зависимостей.
Также была составлена сравнительная таблица средних
арифметических и стандартных отклонений показателей мужчин и женщин.30
Глава III. Результаты исследования.
3.1. Определение влияния антропометрических данных и возраста
начала занятий на уровень спортивного мастерства
Таблица 1. Корреляция уровня результатов в ветеранском плавании (по
очкам) с физиологическими и возрастными показателями.
Очки по таблице
женщины
Очки по таблице
мужчины
Возраст начала
занятий
Стаж занятий
Рост
Вес
Индекс массы тела
739
130
715
002
269,5
637
479
003
201
118
Примечание: Коэффициенты корреляции умножены на 1000
Исследуя Таблицу 1, можно сделать вывод,
что результат в
ветеранском плавании и у мужчин, и у женщин, зависит от того, в каком
возрасте они начали выступать по ветеранам. Чем раньше пловцы начинают
выступать в категории «Masters», тем выше будет их результат.
2
У женщин также отмечается прямая корреляционная зависимость
между ростом в ветеранском плавании и результатом. Это объясняется
процессами, происходящими при старении организма, «усыханием» тела.
На основе Таблицы 1 были составлены графики для демонстрации
взаимосвязи показателей.31
ЖЕНЩИНЫ
Рис.1 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возраста начала занятий (ВН)
ветеранским плаванием
На Рис.1 показана корреляция между средним уровнем результатов (в очках)
и средним возрастом начала занятий ветеранским плаванием. Коэффициент
корреляции составил 0,739, что говорит об обратно пропорциональной
зависимости между показателями. Таким образом, чем раньше спортсмен
приходит в ветеранское плавание, тем выше уровень его результата.
Коэффициент детерминации D равен 54,5%, и именно с такой вероятностью
возраст начала занятий ветеранским плаванием влияет на результат.32
Рис.2 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и роста (Р)
На Рис.2 показана корреляционная взаимосвязь средних показателей уровня
результатов в ветеранском плавании (в очках) от средних показателей роста
в ветеранском плавании. Коэффициент корреляции составил 0,715, что
говорит о высокой взаимосвязи показателей. Коэффициент детерминации
равен 51,1%. Показатели роста в ветеранском плавании оказывают влияние
на результат на 51,1%
МУЖЧИНЫ33
Рис.3 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возраста начала занятий (ВН)
ветеранским плаванием
На Рис.3 отражена корреляционная взаимосвязь уровня результатов в
ветеранском плавании от возраста начала занятий ветеранским плаванием.
Коэффициент корреляции составил 0,637, зависимость между показателями
обратно пропорциональная. Возраст начала занятий ветеранским плаванием
влияет на результат в ветеранском плавании с вероятностью, равной
коэффициенту детерминации – 40,1%.
3.2. Влияние возможности реализации мотивов на спортивные
успехи у спортсменов с помощью методики В.И.Доминяка
Таблица 2. Корреляция уровня результатов в ветеранском плавании (по
очкам) с показателями возможности реализации мотивов.
Уровень
спортивных
достижений
женщины
Уровень
спортивных
достижений
мужчины
Возможность реализации мотивов (ВРМ)
367
474
143
1. Материальный достаток
2. Ощущение стабильности, надёжности
3. Общение с коллегами
4. Уважение со стороны других, социальный
престиж
5. Продвижение, карьерный рост
6. Повышение собственной спортивной
компетенции
7. Удовлетворение от процесса деятельности
8. Удовлетворение от достижения цели,
результата деятельности
9. Управление, руководство другими людьми
10. Ощущение свободы, самостоятельности в
078
425
369
075
426
143
477
334
405
826
575
520
449
560
406
572
49934
принятии решений
11. Ощущение успеха
12. Ощущение собственной полезности,
служение людям
13. Азарт соревнования
14. Возможность наиболее полной
самореализации в деятельности
15. Удовлетворение внерабочих интересов
(семья, друзья, хобби и т.п.)
среднее
071
462
104
351
223
517
519
526
047
390
117
682
Примечание: Коэффициенты корреляции умножены на 1000
Из Таблицы 2 можно сделать вывод, что средний показатель возможности
реализации мотивов (реальная возможность реализовать их в данном виде
деятельности) и у мужчин, и у женщин, оказывает влияние на уровень
результата. Из этого следует, что чем больше мотивов возможно реализовать
в ветеранском плавании, тем больше будет мотивация спортсменов к
тренировкам, и тем выше будет уровень результатов.
Взаимосвязи между возможностями реализации отдельных мотивов у
женщин не обнаружено, однако у мужчин выявлена корреляция по
следующим показателям:
3. Общение с коллегами.
4. Уважение со стороны других, социальный престиж.
5. Продвижение, карьерный рост.
7. Удовлетворение от процесса деятельности.
9. Управление, руководство другими людьми.
11. Ощущение успеха.35
12. Ощущение собственной полезности, служение людям –
отрицательная взаимосвязь.
Другими словами, присутствие всех этих компонентов в ветеранском
плавании обеспечивает прирост результатов у мужчин, т.к. эти мотивы
характеризуют и профессиональный спорт, из которого они и переходят в
ветеранское плавание. Отрицательная корреляция по мотиву №12
объясняется тем, что цель ветеранского плавания направлена главным
образом на самого спортсмена, люди занимаются для самих себя.
На основе Таблицы 2 были составлены графики для демонстрации
взаимосвязи показателей.
ЖЕНЩИНЫ
Рис.4 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотивов (ВРМ)
На Рис.4 показана корреляционная зависимость средних показателей
результатов в ветеранском плавании (в очках) и возможности реализации
мотивов. Коэффициент корреляции составил 0,517, что свидетельствует о36
прямой взаимосвязи показателей. Показатели возможности реализации
мотивов влияют на результат в ветеранском плавании с вероятностью 26,7%.
МУЖЧИНЫ
Рис.5 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотива 3 – Общение с коллегами (ВРМ 3)
На Рис.5 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от возможности реализации мотива «Общение с
коллегами». Коэффициент корреляции составил 0,826, взаимосвязь между
показателями прямо пропорциональна. Возможность реализации общения с
коллегами влияет на результат в ветеранском плавании с коэффициентом
детерминации 68,2%.37
Рис.6 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотива 4 – Уважение со стороны других, социальный престиж (ВРМ 4)
На Рис.6 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от возможности реализации мотива «Уважение со
стороны других, социальный престиж». Коэффициент корреляции составил
взаимосвязь между показателями прямо пропорциональна.
0,575,
Возможность реализации уважения со стороны других влияет на результат в
ветеранском плавании с коэффициентом детерминации 33%.38
Рис.7 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотива 5 – Продвижение, карьерный рост (ВРМ 5)
На Рис.7 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от возможности реализации мотива «Продвижение,
карьерный рост». Коэффициент корреляции составил 0,520, взаимосвязь
между показателями прямо пропорциональна. Возможность реализации
карьерного роста влияет на результат в ветеранском плавании с
коэффициентом детерминации 27%.
Рис.8 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотива 7 – Удовлетворение от процесса деятельности (ВРМ 7)
На Рис.8 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от возможности реализации мотива «Удовлетворение
от процесса деятельности». Коэффициент корреляции составил 0,560,
взаимосвязь между показателями прямо пропорциональна. Возможность
реализации удовлетворения от процесса деятельности влияет на результат в
ветеранском плавании с коэффициентом детерминации 31,3%.39
Рис.9 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотива 9 – Управление, руководство другими людьми (ВРМ 9)
На Рис.9 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от возможности реализации мотива «Управление,
руководство другими людьми». Коэффициент корреляции составил 0,572,
взаимосвязь между показателями прямо пропорциональна. Возможность
реализации руководства другими людьми влияет на результат в ветеранском
плавании с коэффициентом детерминации 32,7%.40
Рис.10 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотива 11 – Ощущение успеха (ВРМ 11)
На Рис.10 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от возможности реализации мотива «Ощущение
успеха». Коэффициент корреляции составил 0,519, взаимосвязь между
показателями прямо пропорциональна. Возможность реализации ощущения
успеха влияет на результат в ветеранском плавании с коэффициентом
детерминации 26,9%.
Рис.11 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотива 12 – Ощущение собственной полезности, служение людям (ВРМ 12)
На Рис.11 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от возможности реализации мотива «Ощущение
собственной полезности, служение людям». Коэффициент корреляции
составил 0,526, взаимосвязь между показателями обратно пропорциональна.
Возможность реализации ощущения собственной полезности влияет на
результат в ветеранском плавании с коэффициентом детерминации 27,7%.41
Рис.12 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и возможности реализации
мотивов (ВРМ)
На Рис.12 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от среднего показателя возможности реализации
мотивов. Коэффициент корреляции составил 0,682, взаимосвязь между
показателями прямо пропорциональна. Возможность реализации мотивов
влияет на результат в ветеранском плавании с коэффициентом детерминации
46,5%.
3.3. Влияние значимости мотивов и мотивации достижения на
результаты для спортсменов с помощью методик В.И.Доминяка
и шкалы оценки потребности в достижении Орлова Ю.М.
Таблица 3. Корреляция уровня результатов в ветеранском плавании (по
очкам) с показателями значимости мотивов и уровня мотивации
достижения.
Уровень
спортивных
Уровень
спортивных42
достижений
женщины
достижений
мужчины
Значимость мотивов
1. Материальный достаток
2. Ощущение стабильности, надёжности
3. Общение с коллегами
4. Уважение со стороны других, социальный
престиж
5. Продвижение, карьерный рост
6. Повышение собственной спортивной
компетенции
7. Удовлетворение от процесса
деятельности
8. Удовлетворение от достижения цели,
результата деятельности
9. Управление, руководство другими
людьми
10. Ощущение свободы, самостоятельности
в принятии решений
11. Ощущение успеха
12. Ощущение собственной полезности,
служение людям
13. Азарт соревнования
14. Возможность наиболее полной
самореализации в деятельности
15. Удовлетворение внерабочих интересов
(семья, друзья, хобби и т.п.)
Мотивация достижений
баллы
636
512
136
049
346
165
112
247
251
267
029
130
053
301
230
033
086
517
096
553
334
754
615
198
374
205
741
518
215
112
271
326
195
195
Примечание: Коэффициенты корреляции умножены на 1000
Из Таблицы 3 можно сделать вывод, что уровень мотивации
достижений у пловцовветеранов не влияет на результат, т.к. в ветеранском
плавании нет нацеленности на рекорды, это в основном способ проведения
досуга.43
Однако, показатели значимости мотивов (насколько тот или иной
мотив важен для испытуемого) оказывают, или могли бы оказывать по мере
присутствия в деятельности, воздействие на уровень результата.
Среди мужчин и женщин единогласной значимостью обладает лишь
один мотив №1 Материальный достаток. Другими словами, если бы в
ветеранском плавании присутствовало материальное вознаграждение за
рекорды, это бы создало дополнительную мотивацию для спортсменов. К
сожалению, данная сфера деятельности в России не финансируется, поэтому
многие спортсмены, способные успешно выступать на мировом уровне,
просто не имеют финансовых возможностей выезжать на соревнования.
У женщин также высокой значимостью обладает мотив №2 Ощущение
стабильности, надёжности. Для них важна возможность не вылететь из
команды за плохие результаты, возможность возобновить выступления в
любой момент после длительного перерыва, что невозможно в спортивном
плавании.
У мужчин, помимо материального достатка, значимость имеют
следующие мотивы:
№3 Общение с коллегами. Имеется в виду возможность обсудить общее
дело, методику тренировок, результаты в соревнованиях и т.д. Большинство
мужчин не имеет возможности обсудить свои спортивные достижения в
повседневной жизни.
№5 Продвижение, карьерный рост. Мужчинам важно видеть собственный
прогресс. Ветеранское плавание
стремление к лидерству.
даёт возможность удовлетворить их44
№6 Повышение собственной спортивной компетенции. Ветеранское плавание
– это способ провести время с пользой. Повысить тонус организма,
расширить теоретические знания.
№10 Ощущение свободы, самостоятельности в принятии решений.
Ветеранское плавание даёт возможность самому определять методику
тренировок, основной стиль плавания, соревнования, в которых следует
принять участие и т.д. Что, несомненно, отличается от спортивного
плавания, когда во всех этих вопросах надо было беспрекословно
подчиняться тренеру.
№11 Ощущение успеха. По значимости данного мотива выявлена обратно
пропорциональная зависимость. Несмотря на то, что данный мотив, по
мнению самих же испытуемых, присутствует в ветеранском плавании, чем
меньше он значит для спортсмена, тем выше будет его результат. Дело в том,
что в погоне за рекордами спортсменыветераны могут причинить вред
своему здоровью, что может вообще поставить крест на их выступлениях.
Поэтому значимость данного мотива не является приоритетом.
На основе Таблицы 3 были составлены графики для демонстрации
взаимосвязи показателей.
ЖЕНЩИНЫ45
Рис.13 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и значимости мотива 1 –
Материальный достаток (ЗМ 1)
На Рис.13 показана корреляционная взаимосвязь между средним уровнем
результата в ветеранском плавании (по очкам) и значимости мотива
«Материальный достаток». Коэффициент корреляции составил 0,636, что
говорит о прямо пропорциональной зависимости между показателями.
Коэффициент детерминации равен 40,4%. Таким образом, значимость
материального достатка влияет на результат с вероятностью 40,4%.46
Рис. 14 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и уровня значимости мотива 2
– Ощущение стабильности, надёжности (ЗМ 2)
На Рис.14 показана корреляционная зависимость средних показателей
результата в ветеранском плавании от уровня значимости мотива «Ощущение
стабильности, надёжности». Коэффициент корреляции составил 0,512, что
говорит о прямо пропорциональной взаимосвязи показателей. Значимость
мотива «Ощущение стабильности, надёжности» влияет на уровень результата
с коэффициентом детерминации 26,2%.
МУЖЧИНЫ
Рис.15 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и значимости мотива 1 –
Материальный достаток (ЗМ 1)
На Рис.15 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от уровня значимости мотива «Материальный
достаток». Коэффициент корреляции составил 0,517, взаимосвязь между
показателями прямо пропорциональна. Значимость материального достатка
влияет на результат в ветеранском плавании с коэффициентом детерминации
26,7%.47
Рис.16 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и значимости мотива 3 –
Общение с коллегами (ЗМ 3)
На Рис.16 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от уровня значимости мотива «Общение с коллегами».
Коэффициент корреляции составил 0,553, взаимосвязь между показателями
прямо пропорциональна. Значимость общения с коллегами влияет на
результат в ветеранском плавании с коэффициентом детерминации 30,5%.48
Рис.17 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и значимости мотива 5 –
Продвижение, карьерный рост (ЗМ 5)
На Рис.17 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от уровня значимости мотива «Продвижение,
карьерный рост». Коэффициент корреляции составил 0,754, взаимосвязь
между показателями прямо пропорциональна. Значимость карьерного роста
влияет на результат в ветеранском плавании с коэффициентом детерминации
56,9%.
Рис.18 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и значимости мотива 6 –
Повышение собственной спортивной компетенции (ЗМ 6)
На Рис.18 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от уровня значимости мотива «Повышение
собственной спортивной компетенции». Коэффициент корреляции составил
0,615, взаимосвязь между показателями прямо пропорциональна. Значимость
повышения своей спортивной компетенции влияет на результат в
ветеранском плавании с коэффициентом детерминации 37,8%.49
Рис.19 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и значимости мотива 10
Ощущение свободы, самостоятельности в принятии решений (ЗМ 10)
На Рис.19 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от уровня значимости мотива «Ощущение свободы,
самостоятельности в принятии решений». Коэффициент корреляции
составил 0,741, взаимосвязь между показателями прямо пропорциональна.
Значимость ощущения свободы влияет на результат в ветеранском плавании
с коэффициентом детерминации 54,9%.50
Рис.20 Взаимосвязь уровня достижений (УД) и значимости мотива 11 –
Ощущение успеха (ЗМ 11)
На Рис.20 показана корреляционная зависимость уровня результата в
ветеранском плавании от уровня значимости мотива «Ощущение успеха».
Коэффициент корреляции составил 0,518, взаимосвязь между показателями
обратно пропорциональна. Значимость ощущения успеха влияет на результат
в ветеранском плавании с коэффициентом детерминации 26,7%.51
Выводы.
Результат в ветеранском плавании и у мужчин, и у женщин, зависит от
1.
того, в каком возрасте они начали выступать по ветеранам (коэффициенты
корреляции женщины: 739, мужчины: 637).
3
У женщин также отмечается прямая корреляционная зависимость
между ростом в ветеранском плавании и результатом (715).
4
2.
Средний показатель возможности реализации мотивов (реальная
возможность реализовать их в данном виде деятельности) и у мужчин, и у
женщин, оказывает влияние на уровень результата. Коэффициент корреляции
у мужчин равен 682, у женщин 517. Из этого следует, что чем больше
мотивов возможно реализовать в ветеранском плавании, тем больше будет
мотивация спортсменов к тренировкам, и тем выше будет уровень
результатов.
Взаимосвязи между возможностями реализации отдельных мотивов у
женщин не обнаружено, однако у мужчин выявлена корреляция по
следующим показателям: Общение с коллегами (826); Уважение со стороны
других, социальный престиж (575); Продвижение, карьерный рост (520);
Удовлетворение от процесса деятельности (560); Управление, руководство
другими людьми (572); Ощущение успеха (519); Ощущение собственной
полезности, служение людям – отрицательная взаимосвязь ( 526).
Уровень мотивации достижений у пловцовветеранов не влияет на
3.
результат, т.к. в ветеранском плавании нет нацеленности на рекорды, это в
основном способ проведения досуга.52
Однако, некоторые показатели значимости мотивов (насколько тот или
иной мотив важен для испытуемого) оказывают воздействие на уровень
результата.
Среди мужчин и женщин единогласной значимостью обладает лишь
один мотив №1 Материальный достаток. Коэффициенты корреляции
составили 636 – у женщин и 517 – у мужчин.
Также у женщин значимостью обладает мотив №2 – Ощущение
стабильности, надёжности. Коэффициент корреляции равен 512.
У мужчин, помимо материального достатка, значимость имеют
следующие мотивы: Общение с коллегами (553); Продвижение, карьерный
рост (754); Повышение собственной спортивной компетенции (615);
Ощущение свободы, самостоятельности в принятии решений (741);
Ощущение успеха. По значимости последнего мотива выявлена обратно
пропорциональная зависимость ( 518).53
Список литературы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем
возрасте. Л., 1976. 159 с.
Альперович В. Д. Социальная геронтология. Ростов на Дону: Феникс,
1997. 557с.
Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее
образование. – 192 с. 2006.
Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Пожилые люди
— взгляд в XXI век / Под ред. З.М.Саралиевой. Н. Новгород: НИСОЦ, 2000.
С. 114117.
Анцыферова Л. И.Новые стадии поздней жизни: время теплой осени
или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 3. С. 99— 104.
Бочаров В. В.Антропология возраста: научное исследование, учеб.
пособие. СПб: СанктПетербургский Университет Экономики и Финансов,
2001. 196 с.
Булгакова Н.Ж. Плавание/Нина Жановна Булгакова. – М.: АСТ: Ас
трель, 2005. – 157, с.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.
проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его
освоения. Издание 2е, дополненное М.: Московский психологосоциальный
институт, 2003. 112 с.
10.
Доминяк В.И. Возможность реализации мотивов профессиональной
деятельности в организации. // Психология менеджмента: практикум / Под
ред. проф. Г.С.Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. – с.179183.54
11.
Елютина М.
Э.
Интегрированная старость: практики социального участия.
Стратегии выживания пожилой семьи //
Колл.
монография / М. Э. Елютина, П. Тейн, П. П. Великий и др. Саратов: Наука,
2007. С. 175 185.
Ермолаева М. Практическая психология старости. М.: Издво
ЭКСМОПресс, 2002. 320 с.
Иванов В. А. Старение как эмоциональный шок // Психология зрелости
и старения. 1999. № 3. С. 1830.
Исупова О. Г. Гендер и старость: теоретические подходы //
12.
13.
14.
Социологические исследования. 2002. №3, С.6272.
15.
Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и
старения: Хрестоматия, учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб.
заведений / Сост. Краснова О.В., Лидерс А.Г. М.: Издательский центр
«Академия», 2003. С. 7786.
16.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения:
Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2002. 288 с.
17.
Краснова О.В., Марцинковская Т. Д. Особенности социально
психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и
старения. 1998. № 3. С. 3459.
18.
Михайлова Н.В. Возвращение в спорт : Движение «Masters». – М.: Изд
во ЗАО «ЭкстраПринт» 2010. – 266с.
19.
20.
21.
Плавание. Правила соревнований. 4е изд., М., 2008., 64 с.
Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества.М.: 1989. С. 14
Потребность в достижении / О.П.Елисеев Практикум по психологии
личности – СПб., 2003. С.427428.55
22.
23.
24.
25.
Саралиева З.М., Балобанов С. С. Пожилой человек в Центральной
России // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 5465.
Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988. 223 с.
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической
культуры. 1992 г.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА
ДОС, 2001.—432с.
26.
Хана Т. Искусство не стареть. Как вернуть гибкость и здоровье / Пер. с
анг. СПб., 1996. 224 с.
27.
Шаповаленко И. В. Социальная ситуация развития в позднем
возрасте // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 2 (6). — С. 2740.
28.
29.
ШафрановКуцев Г.Ф. Социология: курс лекций с мультимедиа
сопровождением. М.: Логос, 2008, 368с.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.,
1996. 304 с.
30.
Шахматов Н. Ф. Старение — время личного познания вечных вопросов
и истинных ценностей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.С. 1420.
31.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М. :
АпрельПресс:ЭКСМОПресс, 2000. 498с.56
Исполнитель выпускной квалификационной работы :
студент 5 курса специализации «ТиМ плавания»
О.А.
Хорошева
Научный руководитель:
к.п.н., профессор
Морозов С.Н.
Зав. кафедрой
профессор, д.п.н.
Попов О.И.
Дата защиты: «___» _______ 2015 г.
Оценка за работу ____________________________________
Председатель Государственной аттестационной комиссии
________________________________________________________57