«ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА РЕЗУЛЬТАТ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главными проблемами являются – психолого-педагогические проблемы подготовки спортсменов во всем ее объеме. Это психологические проблемы спорта, воспитания, обучения технике и тактике и проблемы педагогического руководства и управления подготовкой спортсменов. В решении этих проблем имеются лишь отдельные частные попытки психологов - исследователей и психологов-методистов. В целом же данная группа проблем остается практически малоисследованной. Между тем от их решения во многом зависит создание подлинно научной спортивной педагогики.
Иконка файла материала 252204.doc
«ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА РЕЗУЛЬТАТ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ»2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.........................................................................2 ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3 Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................5 Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................................................22 Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...........................................33 ВЫВОДЫ.................................................................................................38 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.....................................................39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................40 ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................423 ВВЕДЕНИЕ Общепризнанным   в   настоящее   время   является   тот   факт,   что психическая   готовность   спортсмена   –   это   один   из   решающих   факторов победы в спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты   смежных   наук   особое   внимание   уделяют   разработке специальных подготовки высококвалифицированных   спортсменов   на   основе   соответствующих психической     технологий   методов психодиагностики. Изучение   проблем.  Главными   проблемами   являются     –   психолого­ педагогические проблемы подготовки спортсменов во всем ее объеме. Это психологические проблемы спорта, воспитания, обучения технике и тактике и   проблемы   педагогического   руководства   и   управления   подготовкой спортсменов.   В   решении   этих   проблем   имеются   лишь   отдельные   частные попытки психологов ­ исследователей и психологов­методистов. В целом же данная   группа   проблем   остается   практически   малоисследованной.   Между тем от их решения во многом зависит создание подлинно научной спортивной педагогики. Актуальность.  Данная работа является актуальной, в силу того, что современные   исследования   уделяют   мало   внимания   для   оптимизации психологического состояния спортсмена перед стартом, и мне кажется, что это немало важный фактор, который сильно влияет на результат.4 Цель   работы.  Целью   работы   является   изучение   влияния   метода ритмирования   образовательной   кинезиологии   для     достижения     пловцами оптимального предстартового состояния. Объект исследования. Объектом исследования является спортсмен. Предмет   исследования.  Предметом   исследования   является психологическое состояние спортсмена перед стартом. Гипотеза   исследования.  Гипотеза   исследования   состоит   в   том,   что если   выявить   оптимальное   психологическое   состояние   спортсмена   перед стартом   и   попытаться   воспроизвести   его   на   последующих   соревнованиях результаты должны стать лучше. А так же и переносимость спортсменом соревновательного стресса должна будет улучшиться. Научная  новизна.  Научная   новизна   состоит   в   том,  что   в   ней   будет выявлено   основное   психологическое   состояние   при   котором   спортсмен покажет лучший результат на данном этапе. Практическое значение. На практике это исследование должно будет доказать   важность   психологической   работа   тренера   со   спортсменом, особенно перед стартом.5 Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Общие вопросы психологии В процессе развития психологической науки объектом изучения стали душевные   и   психологические   явления,   являющиеся   проявлениями   самой души.   Выделяют   три   психологические   группы   явлений:   психологические свойства личности, психологические процессы и психологические состояния. [10,26]   Психологические   процессы   ­   это   различные   формы   субъективных отражений   объективной   действительности.   Психологическими   процессами также   называют   психические   функции.   С   помощью   психических   функций осуществляются   усвоение   навыков   и   знаний,   деятельность,   обучение, познание   окружающего   мира.   Выделяют   несколько   видов   основных психических процессов: память, чувства, воля, мышление, ощущения, речь, восприятие, воображение, представление, которые можно сгруппировать в три основных класса ­ эмоциональные, познавательные и волевые.[10,18]   Психические   свойства   ­   это   индивидуально­психологические особенности личности, отличающие людей друг от друга, определяющие их индивидуальные   и   типологические   различия.   К   свойствам   психики относятся:   характер,   темперамент,   потребности,   способности   и   мотивы. [10,18,26]   Временную   динамику   психической   деятельности   характеризуют психические состояния. Существенное влияние на успешность деятельности и  обучения  оказывает   психическое   состояние  внутреннего  мира  человека. Например,   возбуждение,   усталость,   тревожность   и   апатия   оказывают значительное   влияние   на   результаты   спортсменов   на   соревновании.6 Выделяют   эмоциональное   напряжение   (стресс),   утомление,   монотонию   и другие психические состояния. Тесно связаны все психические явления. На фоне определенных психических состояний всегда протекают психические процессы,   а   в   течение   психических   процессов   индивидуальные   различия выступают как характеристики психических свойств.[9,18] 1.2.   Практическое   значение   психологии   для   педагогов   в области физического воспитания и спорта Тренеры и преподаватели физического воспитания, как никто другой нуждаются   в   психологических   знаниях.   Чтобы   грамотно   разбираться   в сущности   психической   подготовки     своих   воспитанников,  в  особенностях психологического индивидуального развития своих воспитанников, а также в руководстве и управлении коллективами спортсменов.[15,16,18] Не имеющий знаний в области   психологии тренер может допустить ошибки, независимо от его намерений, которые могут привести к серьезным негативным последствиям. Например, в стремлении обучения спортсменов самоконтролю   в   условиях   соревновательной   деятельности   тренер   может сформировать   у   спортсмена   страх   перед   соревнованиями,   скованность   и напряженность в движениях. Желание сформировать смелость и уверенность можно   получить   взамен   беспечность,   зазнайство   и   небрежность.   При воспитании упорства и настойчивость непроизвольно можно создать условия   упрямства   и   других для   развития   непослушания,   негативизма, психопатических   черт   личности.   Знание   и   грамотное   использование психологии позволяют не совершать таких ошибок и значительно повышают эффективность   воспитательной   и тренировочной  работы  со  спортсменами разного уровня мастерства и возраста.[15,16,19,21]7 1.3. Психика и мозг В   предыдущем   разделе   говорилось   о   нескольких   группах   явлений психики,   подлежащих   изучению.   Здесь   рассматриваются   основные функциональные блоки мозга, каждый из них преимущественно обеспечивает одну из этих групп.[29,39,41]  Блок   "номер   один"   ­   энергетический.   Обеспечивает   поддержание оптимального психического состояния и регуляцию тонуса коры головного мозга.   Чтобы   человек   нормально   воспринимал,   нормально   перерабатывал информацию,   планировал   деятельность   и   контролировал   свое   поведение, необходима регуляция тонуса коры головного мозга.[10,39,41] Связь   процессов   психики   с   тонусом   коры   головного   мозга   впервые   Он   доказал,   что   протекающие   в   коре   больших описал   И.П.Павлов.   полушарий головного мозга нервные процессы подчиняются "закону силы".   прямо Сила   и   длительность   реакции, пропорциональны   значимости   и   силе   раздражителя.     Таким   образом,   чем   согласно   этому   закону, сильнее   раздражитель,   тем   сильнее   реакция   и   медленнее   ее   угасание. [10,39,41,42] "Закон   силы"   выполняется   только   при   оптимальном   тонусе   коры головного   мозга.   Этот   закон   нарушается,   при   снижении   тонуса.   И развиваются   фазовые   или   тормозные   состояния   мозга.   Первая   фаза характеризуется   тем,   что   слабые   и   сильные   раздражители   вызывают приблизительно   одинаковой   интенсивности   ответные   реакции.   Также   эта фаза называется уравнительной.[39,42] При углубленном торможении  коры торможение усиливают  сильные раздражители  и не вызывают ответных реакций, а по прежнему вызывают8 реакцию ­ слабые раздражители. Эту фразу называют парадоксальной, так как это реагирование является противоречащим смыслу, неожиданным. При последующем углублении тормозного состояния коры головного мозга   любой   раздражитель   не   вызывает   ожидаемую   ответную   реакцию, только углубляет торможение. Это извращение реагирования подходит для ультра парадоксальной фазы.[39,41] Описанные   фазы   состояний   мозга   могут   возникнуть   при переутомлении,   в   просоночных   и   стрессовых   состояниях.   Они   объясняют нарушения   поведения,   деятельности   и   их   целенаправленности   в   этих состояниях.[39,41,42] Это   все   описывает   важность   поддержания   оптимального   мозгового тонуса   для     организации   целенаправленной   и   сознательной   психической деятельности.[10,39] Блок мозга "номер один" расположен в верхних отделах ствола мозга. Тут есть особое нервное образование ­ ретикулярная (от лат. "ретикула" ­ сеточка) или сетевидная формация. Здесь возникают импульсы возбуждения, питающие энергией кору головного мозга. Если прервать этот поток, тонус коры снизится и человек впадает в сонное или просоночное состояние.   К этому   же   месту   относится     лимбический   мозг,   составляющий   древнюю основу   мозгового   управления   поведением.   Тут   осуществляется   регуляция процессов химического обмена веществ в организме.[39,41] Пока функциональный блок мозга "номер один" обеспечивает только поддержание оптимального уровня активности коры большого мозга, сам он не   принимает   участия   ни   в   формировании   программ   поведения,   ни   в переработке   информации,   ни   в   ее   приеме.   Блок   мозга   "номер   два"   ­ "познавательный",   отвечает   непосредственно   за   синтез   и   анализ   сигналов,9 поступающих   в   мозг   от   органов   чувств,   т.   е.   является   блоком   хранения, обработки и получения информации.[39,42] Блок   мозга   "номер   два"   располагается   в   задних   отделах   головного мозга,   на   наружной   поверхности,   являющихся   корковыми   (центральными) концами анализаторов, куда от периферических органов чувств поступает вся информация.[10,39,42] Главное   отличие   функционального   блока   "номер   два",   от   "номера один"  в  обладании высокой  модальной  специфичностью.  Он представляет собой   объединение   корковых   (центральных)   концов   анализаторов   разных модальностей. В зрительном анализаторе центральный конец располагается в затылочной области слухового конца ­ в височной,  а мышечно­двигательный в ­ теменной и т.д.[10,39,40] Но все аппараты блока номер два организованны по единым законам, даже несмотря на все различия связанные с модальной специфичностью. А.Р. Лурия выводит три важных закона, которые описывают строение не только блока   "номер   два",   но   и   блока   "номер   три"   головного   мозга:   1)   закон иерархического   строения;   2)   закон   убывающей   специфичности   и  3)   закон прогрессивной латерализации функций.[39,40] 1.Закон   иерархического   строения   центральных(корковых)   зон головного   мозга   оказывается   одним   из   наиболее   важных   принципов, описывающих и характеризующих строение коры большого мозга. Исходя из этого  закона, каждая из мозговых  систем  строится  из  трех надстроенных друг   над   другом   центральных   (корковых)   зон:   первичной  (проекционной), вторичной и третичной.[39,40,41] В   первичных   зонах   кончаются   волокна,   идущие   от   периферических рецепторов   (органов   чувств).   Тут   информация   делится   на   элементарные10 компоненты   и   многократно   кодируется   с   помощью   нейронов­детекторов, реагирующих   только   на   характеристики   сигнала,   которые   строго определены, с поступающих рецепторов.[40,41]  Над   первичными   зонами   коры   головного   мозга   надстроены проекционно­ассоциативные   ­   вторичные   зоны.   Их   отличительной особенностью являются ­ поступающие сюда волокна из первичных зон коры головного   мозга,   либо   из   подкорковых   ядер.   Функции   вторичных   зон заключаются   в   объединении   элементарных   признаков   сигналов,   которые приходят   из   первичных   зон   коры   и   нижних   подкорковых   образований,   в более сложные образования психики.[39,40,41] Различия   первичных   и   вторичных   зон   коры   головного   мозга заключаются   в  том,  что  при   раздражении   слуховой   и  зрительной  области коры,   появляются   образы   соответствующей   модальности,   но   их   характер различен   при   раздражении   разных   зон   коры.   В   первичной   зоне   при раздражении   возникают   предметно­неоформленные,   элементарные зрительные ощущения. Подопытным кажется, что они видят огонь, дым, пар и   т.д.   При   раздражении   электрическими   стимулами   вторичной   зоны вызываются сложные психологические образы.[10,39,40] Тоже наблюдается при раздражении слуховой коры: при раздражении первичной   зоны   возникают   элементарные   слуховые   ощущения,   а   при раздражении   вторичной   зоны   возникают   сложные   слуховые   образы.   Так, первичные   зоны   анализируют,   разделяют   поступающую   информацию   на элементарные составные части, а вторичные ­ выполняют функцию синтеза, объединения элементов в сложные структуры и комплексы. Вторичные зоны выполняют решающую функцию в предоставлении более высокого уровня хранения и переработки информации.[10,39,40,41]11 Функциональный   блок   мозга   "номер   два"   не   исчерпывается первичными и вторичными зонами. Надстроены над ними зоны перекрытия центральных (корковых) отделов различных анализаторов ­ третичные. Они расположена на границе височной, заднецентральной и затылочной областей коры и обладают особенно сложным и тонким строением. Ее основную часть составляют   образования   нижнетеменной   области,   которая   в   процессе эволюции выделяется позднее других и приобретает у человека решающее значение. Третичные зоны коры можно считать специфически человеческим образованием.[39,40] Третичные   зоны   коры   ­   важный   аппарат,   нужный   для   перехода   от наглядных   образов   к   опосредованному   памятью   отвлеченному   мышлению, внутренним   представлениям   и   опыту.   Эти   зоны   относятся   к   важной психической   деятельности   ­   речи,   без   нее   не   могут   существовать   ни мышление, ни память, ни психика вообще. Люди с пораженными третичными зонами   живут   в   расколотом,   разорванном   на   части   мире:   все   их   знания распадаются на изолированные, отдельные части.[39,40,42] 2.   Второй   закон   структурной   организации   ­   закон   убывающей специфичности   иерархически   построенных   зон   коры   головного   мозга.   В соответствии с ним первичные зоны обладают максимальной модальностью. В них входят проекционные  волокна от рецепторов  соответствующих им. Проекция   на   поверхность   первичных   зон   органов   чувств   имеет   строгое соматическое строение. Нервные окончания рецепторов расположены строго упорядоченным способом в коре головного мозга. На четко определенное место в первичной зоне коры головного мозга спроецирована каждая точка (воспринимающая) рецепторного поля. Причем величина проекции участков тела зависит от их значения для деятельности, а не от их размеров. Этот принцип (соматической проекции) характерен только для первичных зон, не12 обладают такой строгой  модальной специфичностью вторичные и третичные зоны   (на   уровне   третичных   зон   она   почти   полностью   утрачивается). Третичные   зоны   являются   "зонами   перекрытия"   центральных   (корковых) отделов   различных   анализаторов.   Они   выполняют   синтезирующую   и организующую функцию в работе нескольких анализаторов, вследствие этого их функционирование можно описать, как надмодальное.[10,39,40,41,42] 3.   Закон   прогрессивной   латерализации   функций   ­   указывает   на существование   асимметрии,   неравнозначности   полушарий   мозга.   По   мере перехода   от   первичных   к   вторичным   и   затем   к   третичным   зонам   ­ асимметрия нарастает.[39,41] В   функциональном   отношении   первичные   зоны   обоих   полушарий головного мозга ­ равнозначны. Только для вторичных и третичных зон закон латерализации   имеет   силу.   Во   взрослом   возрасте   в   левом   и   правом полушарии   мозга   функции   этих   зон   коры   головного   мозга   различны.  Для большинства людей, по последним исследованиям левое полушарие имеет доминирующее   значение   для   понятийного   мышления   и  речи,  правое   же   в свою очередь для наглядно­образного мышления. В связи с латерализацией, можно считать, что у человека два мозга: левый и правый. Левый мозг ­ основа   абстрактно­логического   мышления,   правый   ­   конкретно­образного. [39,42] Сознательная   деятельность   человека   начинается   с   получения   и переработки информации. Человек разрабатывает планы, формирует цели и программы   их   достижения   на   основе   информации.   Аппаратом   мозга, специализирующимся   на   контроле   за   правильностью   реализации   и исполнения   целей   и   задач,   является   функциональный   блок   мозга   "номер три".   Он   расположен   в   передних   отделах   мозга,   и   образован   на   базе двигательных отделов.[39,40,41]13 В отличие от задних отделов мозга, в передних отделах доминируют   организующие   и   подготавливающие эфферентные   клетки   мозга, двигательную   активность   человека,   в   то   время   как   в   задних   отделах   которые   получают   сенсорную доминируют   афферентные   клетки, информацию. Если в функциональном блоке "номер два" нервные процессы идут от первичных к третичным, то в блоке "номер три" наоборот, от третичных и вторичных (формирование целей и подготовка программы), к первичным (где нервные   импульсы, соответствующие движения).[39,40,41]   направляющиеся   к   периферии   вызывают Проекционная,   первичная   зона   блока   "номер   три"   располагается   в передней   центральной   извилине   и   является   двигательной   зоной.   Тут доминируют   пирамидальные,   гигантские   клетки   Беца,   которые   являются началом большого пирамидного пути. Это источник волокон, переходят в стволе   мозга   на   противоположную   сторону   и   заканчиваются   в   передних двигательных рогах спинного мозга, оттуда двигательные импульсы идут к соответствующим группам мышц.[39,40,41,42] Проекционные зоны организованны по соматотопическому принципу. Чем большее значение имеет соответствующая группа мышц, и чем в более тонкой   регуляции   она   нуждается,   тем   больше   область   двигательной проекционной зоны. Это показано на рисунке 1.14 Рис. 1. Проекция тела на двигательную область коры мозга   Для недостаточно соматотопического строения первичной зоны коры. Необходимо обеспечить организации движений   целостных     цепь движений плавно сменяющих друг друга. этим занимается вторичная зона коры головного мозга, расположенная в лобной области, в премоторных отделах.  Здесь  доминируют,  играющие  проекционно­ассоциативную роль ­ малые пирамидальные клетки.[41,42] Целостные   двигательные   акты   происходят   при   электрической стимуляции премоторной зоны. Поражение этой зоны вызывает нарушение двигательных навыков.[39,42] Функция   премоторной   зоны   заключается   в   функциональной организации   системы   нервных   импульсов.   Здесь   происходит   синтез отдельных   нервных   импульсов   в   целостные   кинетические   структуры   или динамические стереотипы автоматически сменяющих друг друга движений. основной функцией вторичных отделов моторной коры является организация таких двигательных стереотипов. Это аппарат, специально приспособленный15 для   интеграции   отдельных   двигательных   импульсов   в   последовательные "кинестетические мелодии".[39,40,41] Над   премоторной   областью   надстроена   третичная   зона.   она расположена   в   лобной   области,   в   префронтальных   отделах.   Она   имеет множественные связи практически со всеми отделами коры головного мозга. Наиболее   важные   функции:   1)   управление   процессами   активизации;   2) программирование,  регуляция   и   контроль   целенаправленной,   сознательной деятельности.[39,42] Лобные   доли   мозга   являются   аппаратом,   поддерживающим   и регулирующим   уровень   активности   мозга   в   соответствии   с   решаемыми задачами. Также они особенно богаты связями с ретикулярной формацией. Лобные доли также выполняют функцию контроля и учета за исполнением программ поведения.[39,40,41] Мы рассмотрели строение и функции мозга и мозговой деятельности. Рассмотренные   факты   свидетельствуют   о   том,   что   функциональный   блок мозга играет важнейшую роль в регуляции, процессах программирования и контроля психической активности человека. Является центральным блоком, обеспечивающим сохранность личности.[39,40,41] 1.4. Предмет психологии спорта  Психология спорта и физического воспитания ­ самая молодая отрасль психологической   науки.   Она   изучает   формирование   психологии деятельности   личности   в   условиях   спорта   и   физического   воспитания,   а также закономерности проявления и развития психики в этих же условиях. [1,4,8]16 Идейная   направленность,   мотивы,   потребности,   цели,   средства, продукт   (результат)   ­   все   это   входит   в   психологическую   структуру профессиональной деятельности людей.[1,12,13] Спорт   и   физическое   воспитание,   как   и   любая   деятельность   ­ предметны.   Его   предметом   является   человек,   занимающийся   спортом   и физической культурой. Человек сознательно овладевает движениями своего тела,   перемещает   его   в   пространстве   и   времени   с   помощью   собственных усилий. Он развивает необходимые физические качества и совершенствует психические   состояния,   процессы   и   свойства   личности.   он   развивает способности   к   конкретным   упражнениям,   учится   общаться   с   людьми   и управлять самим собой в условиях взаимного противодействия и содействия. Он  стремится  познать  и  себя   с  целью  самосовершенствования   духовного, физического, профессионального и спортивного.[ 13,14,15,16]  Выделяются специфические условия спортивной деятельности: 1)   Предметом   деятельности   является   сам   занимающийся, самостоятельность   его   действий   и   мыслей.   В   тоже   время   он   является предметом   деятельности   и   других   людей:   тренеров,   судей,   спортивных противников,   партнеров   по   коллективу   и   др.   Все   они   учат   его   техники спортивных и упражнений, тактике, противодействуют  или содействуют в соревновательной   борьбе,   заботятся   о   его   нравственном   и   идейном воспитании.[18,21] 2) Это условие относится только к спорту. Смысл его в том, что спорт это   соревнование.   Соревнование   ­   это   атрибут   ­   неотъемлемый   признак спорта. Психологически оно характеризуется стремлением к достижению все более   и   более   высокого   спортивного   результата,   у   условиях   борьбы   с соперниками.[21,22,23]17 3)   Необычные   по   интенсивности   и   длительности   физические   и   Они   превышают   границы   повседневных психические   напряжения. напряжений, нередко бывают около предельными  и даже предельными для психики   и   организма   спортсменов.   Но   они   неизбежны   и   необходимы   в спорте.   Это   связано   с   разносторонним   духовным   и   физическим совершенствованием   человека.   В   спорте   ­   это   связано   с   повышением тренированности   и   ростом   спортивных   результатов.   Разумное   и   необычных   напряжений   в   спорте   и систематическое   использование   физическом воспитании приводит к тому, что они становятся привычными, вызывают   потребность   в   занятиях   спортом   и   физической   культурой. Неразумное и несистематическое использование таких напряжений приводит к перенапряжению разной степени.[21,22,23,26] 4)   Это   продукт   (результат)   спортивной   деятельности,   спортивное достижение.[21,22,23,26,34] Это специфические условия деятельности в спорте и физическом  воспитании. Они определяют особенности и возможности психического  развития людей, занимающихся спортом и физической культурой. [21,22,23,26,34] 1.4.1. Очерк истории психологии Вопросы из области психологии спорта впервые появились в статьях  Пьера де Кубертена (основателя Олимпийских игр современности).[34] В 1913 году на организованном им и международным олимпийским  комитетом в городе Лозанне на специальном конгрессе по психологии спорта спортивная психология, как наука получила свое "крещение". Но подлинной  разработки проблем психологии спорта тогда не существовало, также ее не18 признали как область психологической науки. Это произошло в силу того,  что спорт был слабо развит. Вопросы психологии спорта являлись предметом интереса отдельных ученых и общественных деятелей. Инициатива Пьера де  Кубертена и конгресса в Лозанне являлись стимулом к изучению проблем  психологии спорта.[10,11,18] Повышение интенсивности развития психологии спорта произошло  после Второй мировой войны, и в настоящее время в подавляющем  большинстве стран ведется научная разработка в данной области. Главным  толчком этому послужил бурный рост спортивных достижений и  престижности спорта во всем мире, особенно ярко это проявляется на  мировых первенствах и Олимпийских играх.[10,18,34] В 1965 году был организован конгресс по психологии спорта,  инициатором выступила итальянская федерация спортивной медицины.  Одним из существенных актов явилось создание санкционированного  конгресса "Международного общества психологии спорта" (ИССП). Акт  говорил о международном признании психологии спорта.[10,18,28] Создание ИССП стимулировало образование региональных  объединений психологии спорта.[34] Психология спорта в России. Не существовало такой области  психологической науки в дореволюционной России. Это было связано с  маленькими масштабами развития спорта, с отсутствием интереса,  потребности в научной разработке вопросов теории и методики физического  воспитания и спорта. После Октябрьской революции одной из главных  программных задач Советского государства стало формирование развитой,  гармоничной личности человека.[18,28,34]19 Большое значение имели труды И.М.Сеченова, его теория  рефлекторной природы психической деятельности, его понимание мозговых  (внутренних) механизмов и внешних проявлений психической деятельности.  Идеи И.М.Сеченова об управлении движениями регуляторами которых, по  его мнению, является чувствование (особенно мышечное чувство) и мысли, о  заученных действиях (т.е. навыках), как наиболее подвластных воле. Его  гениальная характеристика воли, как деятельной стороны разума и  моральных чувств человека и многие другие положения, содержащиеся как в  физиологических, так и в философских и психологических трудах. [11,18,28,34] Особо выделяются труды создателя первой в мире научно  обоснованной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафта. Его система  построена на современных анатомо­физиологических, психологических и  гигиенических основах того времени.[34] Огромным значением для развития физического воспитания и спорта, а также психологии физического воспитания и спорта явилось преобразование  курсов П.Ф.Лесгафта в "Государственный институт физического  образования" и создание в Москве "Государственного Центрального  института физической культуры".  В составе этих двух институтов были  организованы кафедры психологии. Были созданы условия для научной  разработки психологических проблем в области спорта и физического  воспитания.[11,18,28,34] Основными центрами развития психологии спорта и физического  воспитания являлись кафедры психологии Центрального института  физической культуры (ГЦОЛИФК) и Института физической культуры им.  П.Ф.Лесгафта (ГДОИФК), а также психотехнические отделения20 Ленинградского (зав.проф. А.К.Борсук) и Центрального (зав.проф.  П.А.Рудик) научно­исследовательских институтов физической культуры.[34] В середине тридцатых годов в ГЦОЛИФК и ГДОИФК им.  П.Ф.Лесгафта были разработаны первые программы специального курса  "психологии спорта".[28,34]  Во   время   Великой   Отечественной   войны   практические   вопросы помощи   армии   в   борьбе   с   немецко­фашистскими   захватчиками   занимали внимание всех советских психологов. Восстановление функции центральной и периферической нервной системы, опорно­двигательного аппарата раненых на   фронте   и   другие,   а   также   восстановление   их   высших   психических функций занимало видное место в разработке методик психологии.[29,34,35] В послевоенные годы интенсивно нарастал темп развития психологии спорта   и   физического   воспитания.   Характеризуется   этот   период расширением базы научных исследований за счет работ кафедр педагогики и психологии   университетов   Советского   союза.   Значительно   расширилась проблематика   исследований.  Основные   направления:   психология   личности спортсмена   и   тренера,   психологические   основы   обучения   и   воспитания   в спорте,   психологические   аспекты   подготовки   готовности   спортсменов   к соревнованиям,   психология   спортивного   соревнования,   саморегуляция   и регуляция   деятельности   и   состояния   спортсменов   до,   во   время   и   после соревнований,   социально­психологические   аспекты   спорта   и   физического воспитания, возрастно­психологические особенности спорта и физического воспитания.[10,18,28,34,35] В   1952   году   в   "Институте   психологии   АПН   РСФСР"   ­   А.Ц.Пуни защитил   первую   в   истории   психологии   докторскую   диссертацию   на   тему "Психология   спорта".   Первый   учебник   по   психологии   для   институтов21 физической культуры вышел в 1958 году, его написал П.А.Рудиком. В нем целый раздел был посвящен психологии спорта.[34,35]  В послевоенные годы становится обязательной психология как часть психологического образования студентов институтов физической культуры и спорта.   Позднее   психология   спорта   вошла   в   состав   дисциплин, обеспечивающих   психологическое   образование   студентов   на   факультетах физического воспитания педагогических вузов и университетов.[18,28,34]  Можно   с   полным   правом   утверждать,   что   в   настоящее   время психология физического воспитания и спорта получила широкое развитие как   одна   из   специальных   теоретических   и   прикладных   отраслей психологической   науки.   Психология   спорта   входит   в   учебные   планы институтов и факультетов физического воспитания и спорта. В некоторых странах   существует   аспирантура   по   этой   специальности.  Во   всех   странах созданы   научные   объединения   (общества,   ассоциации   психологии   спорта), входящие полноправными членами в ИССП и ФЕПСАК. Есть все основания считать, что психология физического воспитания и спорта будет и дальше развиваться в нарастающем темпе.[10,18,28,34]22 Глава   2.   ЗАДАЧИ,   МЕТОДЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ   И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования Целью   работы   является   изучение   влияния   метода   «ритмирования» образовательной   кинезиологии   для     достижения     пловцами   оптимального предстартового состояния. Для   реализации   цели   были   поставлены   следующие   задачи исследования: 1.   Сравнить уровень   личностной тревожности у пловцов юношей и девушек 16­18 лет. 2. Определить влияние уровня личностной тревожности на спортивные результаты у пловцов юношей и девушек 16­18 лет. 3. Оценить эффективность использования метода «ритмирования» для оптимизации предстартового состояния пловцов мальчиков 8­9 лет. 2.2. Методы исследования Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы следующие методы: 1. Анализ научно методической литературы по теме исследования. 2. Антропометрия. 3. Хронометрирование и определение уровня спортивных достижений.23 4. Психологический тест Спилбергера­Ханина, определяющий уровень ситуативной тревожности. 5. Методика нормирования. 6. Сравнительный педагогический эксперимент. 7. Методы математической статистики. 2.2.1. Анализ литературы Проводилось изучение специальной научно­методической литературы, которое   использовалось   для   формирования   представления   о   предмете исследования   и   выявления   особенностей   влияния   психологического состояния   пловцов   на   уровне   спортивных   достижений.   Анализировалась литература  в области теории и методики физического воспитания, плавания и психологии. При изучении состояния вопроса было исследовано 43 литературных источника из центральной научно­отраслевой библиотеки РГУФКСМиТа. 2.2.2. Антропометрия У   всех   обследуемых   спортсменов   определялся   паспортный   возраст. Паспортный возраст определялся по количеству прожитых лет. Длина   тела   определялась   с   помощью   антропометра   по   высоте верхушечной   антропометрической   точки   над   полом.   Длина   тела определялась в метрах.24 Масса тела – путем взвешивания на медицинских весах. Масса тела определялась в килограммах. 2.2.3.   Хронометрирование   и   определение   уровня   спортивных достижений У   всех   спортсменов   определялся   уровень   спортивных   результатов, показанный   на   соревнованиях.   Для   определения   уровня   спортивных достижений спортсменов спортивные результаты переводились в секунды и соотносились с уровнем спортивных результатов 30 сильнейших пловцов за всю   историю   спортивного   плавания.   Уровень   спортивных   достижений определялся   в   процентах   (Морозов   С.Н.   1983г.).   В   табл.   1   представлены результаты 30 сильнейших пловцов за всю историю спортивного плавания. В табл. 2 представлен уровень достижений испытуемых спортсменов. Уровень   достижений   в   разных   способах   плавания   и   на   разных дистанциях определялся в процентах к результатам 30 сильнейших пловцов мира по формуле: УД= Т30/ Тсп. х 100 Где УД ­ уровень достижения спортсмена в процентах  относительно результатов 30 сильнейших пловцов мира,  Т30­  среднее значение результата 30   сильнейших   пловцов   мира,   выраженное  в   секундах,   Тсп.  ­   результат спортсмена, выраженный в секундах. Средние значения результатов 30 сильнейших пловцов мира за всю историю спортивного плавания на 1 января 1979 г. Таблица 125 Дистанции, способ (м) Результат (мин, сек.) Результат (сек.) 1 Мужчины 100 вольный стиль 200 вольный стиль 400 вольный стиль 1500 вольный стиль 100 дельфин 200 дельфин 100 на спине 200 на спине 100 брасс 200 брасс 200 комплекс 400 комплекс Женщины 100 вольный стиль 200 вольный стиль 400 вольный стиль 800 вольный стиль 100 дельфин 200 дельфин 100 на спине 200 на спине 100 брасс 200 брасс 200 комплекс 400 комплекс 2 0.51,41 1.51,93 3.55,84 16.27,64 0.55,48 2.01,55 0.57,80 2.04,68 1.04,64 2.20,71 2.07,33 4.29,56 0.57,00 2.02,23 4.14,68 8.46,49 1.02,00 2.14,12 1.04,41 2.17,28 1.13,01 2.36,49 2.19,78 4,53,90 3 51,41 111,93 235,84 927 ,64 55,48 121,55 57,80 124,68 64,64 140,71 127,33 269,56 57,00 123,23 254,68 525,49 62,00 134,12 64,41 137,8 73,01 156,49 139,78 293,90 В табл. 2 представлен уровень достижений испытуемых спортсменов юношей и девушек в возрасте 16­18 лет.  Таблица 226 Коряжнин Сергеевич   Уровень достижений испытуемых спортсменов 98 Вероника Ларичева   Владимировна Андрей 97 Георгобиани Глеб 97 Турченко   Александровна Ольга 99 1 2 3 4 Прокофьев Константинович   Александр 100 Соловьева Андреевна    Дарья 82 Комендатенко Михайлович   Алексей 97 Строева Александровна   Анастасия 89 Бодров Никита Дмитриевич 97 Кручинина Михайловна   Наталья 100 Сметанников Викторович   Антон 93 Ахазова Ольга Олеговна 93 Амбросимов Никита Осин Дмитрий Игоревич Щербаков Дмитрий 93 93 98 Плотицин   Александрович Творемиров Романович Дмитрий 86   Максим 88 Сосов Никита Андреевич  Довголюк Роман     94 97     Юлева Анна Дмитриевна 98 Барисюк Валерьевна Андреева Алексеевна   Богомолова Алексеевна   Дарья 98 Вероника 90   Кристина 91 Щербакова   Анастасия Игоревна 101 Дробышева   Анастасия Алексеевна  95 Колотушкина   Валерия Васильевна 101 Харламова Сергеевна Часовских Андреевна      Юлия 101 Дарья 9227 2.2.4.   Психологический   определяющий личностную тревожность тест   Спилбергера­Ханина, Шкала   тревоги   Спилбергера (State­Trait   Anxiety   Inventory,   STAI) является информативным способом самооценки как уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние), так и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест   разработан Чарльзом   Спилбергером (Charles   Spielberger). Русскоязычная адаптация сделана Ю. Л. Ханиным. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как   это   свойство   во   многом   обуславливает   поведение   субъекта. Определенный   уровень   тревожности   –   естественная   и   обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой   оптимальный,   или   желательный,   уровень   тревожности   –   это   так называемая   полезная   тревожность.   Оценка   человеком   своего   состояния   в этом   отношении   является   для   него   существенным   компонентом самоконтроля и самовоспитания. 2.2.5. Методика «ритмирования» Подготовительная   процедура   называется   «Ритмирование».   Она означает обретение Позитивности, Активности, Ясности и Энергетичности сознания и тела в процессе учения. Для подготовки к учению в определенной стабильной последовательности рекомендуется исполнять в начале учебного дня,   после   перемены   и   перерыва   на   обед,  перед   любой   деятельностью.   4 действия: 1)  питье воды для энергетичного учения,  2)  «Кнопки Мозга»,  3) «Перекрестные шаги» и 4) «Крюки».28 «Кнопки   Мозга».  Для   выполнения   этого   упражнения   необходимо положить одну руку на пупок, другой стимулировать точки под ключицами между ребрами, углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные   артерии   к   мозгу.   Сонные   артерии   ­   одни   из   первых   артерий, отходящие от сердца. Их задача ­ нести свежую, обогащенную кислородом кровь в мозг. Кнопки Мозга находятся над местом разветвления двух сонных артерий.   При   массировании   этих   точек   активизируются   барорецепторы (рецепторы давления). Нервные клетки барорецепторов могут воспринимать изменения кровяного давления и с помощью рефлекса каротидного синуса поддерживать нормальное давление крови, поступающей  в мозг (G. Tortora, N. Anagnostakos,1990). Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.   Здесь   расположены   мышцы,   играющие   важную   роль   в   поддержании равновесия тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который   активирует   мозг,   подготавливая   его   к   восприятию   сенсорной информации.   Если   у   человека   малоподвижные   глаза   (при   зрительном торможении), то вестибулярная активизация заставит глаза двигаться так, чтобы мозг мог воспринимать зрительную информацию извне (Р . Dennison. 1994).    Dennison, G. «Перекрестные шаги» ­ это перекрстно­латеральная ходьба на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого   колена,   то   активизируются   одновременно   обширные   зоны   обоих полушарий   мозга.   Перекрестные   шаги   ­   осознанная   ходьба,   которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Если выполнять   упражнение   регулярно,   в   мозолистом   теле   образуется   и миелинизирутся   большее   количество   нервных   путей,   быстро   и   более29 интегрированно   связывающих   оба   полушария,   что   делает   возможным причинно­обусловленный   уровень   мышления.   Перекрестные   шаги   должны выполняться   очень   медленно.   Когда   упражнение   делается   в   медленном темпе, оно вовлекает тонкую моторную координацию и требует активизации как вестибулярного аппарата, так и лобных долей мозга. Чем больше за­ действованы мелкие мышцы тела, тем больше передние доли мозга работают в связи с базальным ганглием лимбической системы и мозжечком. «Крюки».   Для   выполнения   этого   упражнения   вначале   следует скрестить лодыжки, как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Для этого необходимо вытянуть руки вперед, тыльными   сторонами   ладоней   друг   к   другу,   а   большими   пальцами   вниз, перенести одну руку через другую, соединить ладони и взять пальцы в замок. Затем опустить руки вниз, и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на   мозг   тот   же   интегрирующий   эффект,   что   и   перекрестные  шаги.  Оно приводит   к   сознательной   и  сбалансированной   активизации   моторных   и сенсорных центров каждого полушария мозга. Находясь в этом положении, следует прижать язык к твердому небу за верхними   зубами.   Это   действие   возбуждает   средний   мозг,   который находится   прямо   над   твердым   небом,   а   также   помогает   избавиться   и   от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой. Поза «Крюки» способствует   объединению   эмоций   лимбической   системы   с   процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое   помогает   наиболее   эффективному   учению   и   реагированию   на происходящее (Dennison.1994). Две минуты этого упражнения способствуют сознательному   переключению   внимания,   активизации   моторной   коры больших полушарий за счет снижения возбуждения в центрах выживания в30 рептильном мозге и снижения выработки адреналина. Упражнение в любое время   можно   использовать   самостоятельно   для   контроля   над   своим поведением, переключения внимания учеников после перемены. Далее   необходимо   сконцентрироваться   на   стрессовой   или исключительно   сложной   ситуации   жизни.   При   этом   следует   обратить внимание   на   то   место   в   теле   или   те   мышцы,   в   которых   испытывается напряжение,   а   также   на   изменения   в   дыхании   или   какие­либо   другие особенные реакции. Затем нужно сделать «Крюки» стоя, сидя или лежа в течение двух­пяти минут. По окончании этого времени обращается внимание на разницу в на­ пряженности   мышц,   дыхании   и   отношении   к   ситуации.   Ситуация   не изменилась,   но   сознание   и   тело   приспособились   к   ней   и   могут   теперь справиться с ней более эффективно. 2.2.6. Сравнительный педагогический эксперимент Сравнительный педагогический эксперимент заключался в сравнении исследуемых   показателей   у   юношей   и   девушек   16­18   лет.   Всего   было обследовано 15 юношей и 18 девушек. Во втором педагогическом эксперименте сравнивалась традиционная подготовка с подготовкой с использованием метода «ритмирования». Было обследовано 17 мальчиков в возрасте 8­10 лет.  2.2.7. Методы математической статистики Для   обработки   фактического   материала   применялись   общепринятые статистические   показатели:   рассчитывалось   среднее   значение   (х),31 стандартное отклонение, достоверность различий. Для определения влияния тревожности   на   уровень   спортивных   достижений   использовался корреляционный метод. 2.3. Организация исследования Сравнительный   педагогический   эксперимент   проводился  на   кафедре РГУФКСМиТа   в   бассейне   УСЗК   «Измайлово».   В   эксперименте   приняло участие   33   пловца   –   юноши   и   девушки,   тренирующихся   в   ДЮСШ   по плаванию. Данные об испытуемых предоставлены в таблицах 3 и 4. Для   оценки   влияния   метода   «ритмирования»   были   обследованы   17 детей в возрасте 8­10 лет. Данные об испытуемых представлены в таблице 5,6.   Исследование   детей   проводилось   на   базе   ДЮСШ   №76,   в   период   с 26.09.14 по 24.10.14. Тренер – Карманова Анна Николаевна. 26.09.14 был проведен   курсовой   тест   –   25   кролем,   были   взяты   результаты   17   детей. 03.10.14 был проведен курсовой тест – 25 кролем в форме соревнований, были взяты результате тех же 17 детей. 17.10.14 был проведен курсовой тест –   25   кролем   с   использованием   подготовительной   процедуры «Ритмирования»,   было   обследовано   17   детей.   24.10.14   был   проведен курсовой   тест   –   25   кролем   в   форме   соревнований,   с   использованием подготовительной процедуры «ритмирования», было обследовано 17 детей. По   итогам   обследования   были   собраны   данные   для   определения эффективности   использования   метода   «ритмирования»   перед соревнованиями. Исследование проводилось в три этапа: Первый этап – выбор направления исследования, изучение проблемы исследования, темы исследования, выбор объекта и предмета исследования,32 подбор   методов   в   соответствии   с   сформированными   целями   и   задачами исследования, формирование гипотезы; был проведен аналитический обзор научно­методической литературы. Второй этап – проведение эксперимента:  1)   Определялся   уровень   ситуативной   тревожности   15   юношей   и   18 девушек и их различия. 2)   Проводилось   исследование   мальчиков   в   возрасте   8­10   лет. Определялся   уровень   личностной   тревожности.   Измерялась   скорость проплывания 25м кролем.  Третий   этап   –   обработка   полученных   результатов   исследования   с помощью   методов   математической   статистики,   обобщение   и   анализ результатов, написание выводов, оформление выпускной квалификационной работы.33 Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1.   Сравнение   антропометрических   показателей   и   уровня ситуативной стрессовой устойчивости у пловцов юношей и девушек 16­18 лет В таблице 8 приведены средние значения и стандартные отклонения показателей возраста, длины, массы, ситуативной тревожности и их различия у юношей и девушек 16­18 лет. Таблица 8 Различия средних значений возраста, длины, массы тела и показателей личностной тревожности у юношей и девушек 16­18 лет. Группировка T (лет)  возраст L (см) M (кг) Личностная тревожность Юноши (п=15) Девушки (п=17) 17,7±0,5   181,9 ±4,5 74,1±6,8 37,8±5,3 17,7±0,4 170,8±5,7 59,5±7,5 42,0±4,1 Разница   (х, значимость) 0,0 p > 0,05 +11,1 p < 0,001 +14,63 p < 0,001 ­  4,2 p < 0,01 В таблице 8 приведены средние значения и стандартные отклонения показателей возраста, длины, массы, ситуативной тревожности и их различия у юношей и девушек 16­18 лет.34 Как видно из приведенных в таблице 6 данных возраст у юношей и девушек не различается, т.е. группировки были одинаковые по возрасту.  Средние   значение   длины   тела   у   юношей   составило   181,9   см   при стандартном   отклонении   ±   4,5   ,   а   у   девушек   составило   170,8   см   при стандартном отклонении ± 5,7. У юношей средние значение длина тела было на +11,1 см больше,  чем у  девушек. Данное различие  в  длине  тела  было статистически   достоверно   при   уровне   значимость  p  <   0,001.   Средние значение   массы   тела   у   юношей   составило   74,1   кг   при   стандартном отклонении   ±   6,8   ,   а   у   девушек   составило   59,5   кг,   при   стандартном отклонении ± 5,7. Разница между средними значениями составила = 14,6 кг при   уровне   значимости  p  <   0.001.   Полученные   данные   соответствуют   Что   говорит   о среднестатистическим   данным   в   литературе. репрезентативности исследуемых выборок испытуемых. Среднее   значение   показателя   личностной   тревожности   у   юношей составило 37,8  при стандартном отклонении ± 5,3 , а у девушек составило 42,0     при   стандартном   отклонении   ±   4,1.   У   юношей   среднее   значения личностной   тревожности   было   на   ­   4,2   больше,   чем   у   девушек.   Данное различие   в   личностной   тревожности   было   статистически   достоверно   при уровне значимость p < 0,01. Чем ниже показатель личностной тревожности, тем   она   ниже.  На   этом   основании   можно   сделать   вывод,  что   личностной тревожности у юношей ниже, чем у девушек. 3.2.   Влияние   уровня   личностной   тревожности   на   уровень спортивных достижений пловцов юношей и девушек 16­18 лет В   таблице   9   показана   взаимосвязь   уровня   спортивных   достижений пловцов   юношей   и   девушек   16­18   лет   с   показателем   личностной тревожности. Также зависимость представлена в графиках 1 и 2.35 Таблица 9 Взаимосвязь уровня спортивных достижений пловцов юношей и девушек 16­ 18 лет с показателем личностной тревожности № Показатель Юноши (п=15) Девушки (п=17) 1. Личностная тревожность ­0,617 ­0,491 0,99­0,7 – сильная; 0,69­0,5 средняя; 0,49­0,2 слабая. На   графике   1   представлена   зависимость   уровня   личностной тревожности и уровня спортивных достижений у пловцов юношей 17­18 лет. Зависимость   уровня   личностной   тревожности   и   уровня   спортивных достижений у пловцов юношей 17­18 лет. График 1. На   графике   2   представлена   зависимость   уровня   личностной тревожности и уровня спортивных достижений у пловчих девушек 16­18 лет.36 График 2. Зависимость уровня личностной тревожности и уровня спортивных достижений у пловчих девушек 17­18 лет. Как видно из графика при увеличении уровня личностной тревожности пловцов   уровень   спортивных   достижений   уменьшается.   То   есть   пловцы   с более   высоким   уровнем   тревожности   имеют   более   худшие   результаты. Поэтому   для   людей   с   высокой   личностной   тревожностью   необходима эффективная подготовка, непосредственно к стартовым выступлениям. 3.3. Эффективность использования метода «ритмирования»  для оптимизации предстартового состояния пловцов  мальчиков 8­9 лет В таблице 10 представлены данные об эффективности использования метода «ритмирования»   для   оптимизации   предстартового   состояния   пловцов мальчиков 8­9 лет.37 Эффективность использования метода «ритмирования» для оптимизации предстартового состояния пловцов мальчиков 8­9 лет Таблица 10 № Подготовка к старту 1. 1.Традиционная  xx δ подготовка к старту ( ± ) Средние значения и  стандартные отклонения  разницы между  индивидуальными  стартами и стартами в  условиях соревнований 0,19±0,13 2.  2. Подготовка с  0,34±0,36 использованием метода  xx δ нормирования ( ± ) 3. 3.Разница (∆X) 0,19­0,34= ­0,15  p< 0,0538 ВЫВОДЫ  Уровень   личностной   тревожности   у   пловцов   мальчиков   достоверно меньше, чем у девочек в возрасте 16­18 лет. Средняя взаимосвязь (­0,617) уровня спортивных достижений и уровня личностной   тревожности   наблюдается   у   юношей,   у   девочек   наблюдается меньшая взаимосвязь (­0,491).  Доказана эффективность использования метода «ритмирования», для оптимизации предстартового состояния пловцов мальчиков 8­9 лет.39 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для   оптимизации   предстартового   состояния   в   подготовке   к соревнованиям   можно   эффективно   использовать   метод   «ритмирования», заключающийся в следующем:  Питье воды (кто сколько хочет) Упражнение   «кнопки   мозга»   Для   выполнения   этого   упражнения необходимо положить одну руку на пупок, другой стимулировать точки под ключицами между ребрами, углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Упражнение   «перекрестные   шаги»   ­   это   перекрёстно­латеральная ходьба на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем   левым   локтем   правого   колена,   то   активизируются   одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.  Упражнение   «крюки».   Для   выполнения   этого   упражнения   вначале следует   скрестить   лодыжки,   как   это   удобно,   затем   скрестить   руки, соединить   пальцы   рук   в   «замок»   и   вывернуть   их.   Для   этого   необходимо вытянуть   руки   вперед,   тыльными   сторонами   ладоней   друг   к   другу,   а большими   пальцами   вниз,   перенести   одну   руку   через   другую,   соединить ладони и взять пальцы в замок. Затем опустить руки вниз, и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Аверченко Л.К. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. ­ М.;  Новосибирск, 2000.  – 175 с. Анастази А. Психологическое тестирование. ­ М., 1982. – 320 с. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.:  Издательство Института Психотерапии, 2000. – 336 с. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки  спортсменов. — М., 1988. – 331 с. Википедия ­ электронная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией А. В.  Петровского. ­ М., 1981. – 288 с. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.,  1978. ­ 134 с. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога  и тренера. — Смоленск, 1989. – 228 с.  Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности  спортсмена. — М., 1971. – 150 с. 10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – 336 с.  11. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. ­ М., 1986. – 294 с. 12. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки  спортсменов. — Краснодар, 1995. – 178 с.  13. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. ­ М., 1982. – 150 с. 14. 15. Загайнов P.M. Психолог в команде. ­ М., 1984. – 184 с. Задачи по психологии спорта: Пособие для студентов ГЦОЛИФКа /  Под редакцией О.А.Черниковой, Л.Н.Данилиной, В.В.Медведева,  Ю.Я.Рыжонкина. — М., 1975. – 152 с. Задачи по психологии спорта: Пособие для студентов ГЦОЛИФКа /  Под ред. Л. Н.Данилиной. ­ М., 1978. – 147 с. 16. 17. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.,  1987. 18. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. ­ М., 1987. – 256 с. 19. Кашапов P.P. Курс практической психологии: Учебное пособие. ­  Екатеринбург, 1996. – 448 с. 20. Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных  ситуациях. — М., 1977. – 344 с. 21. Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978. – 224 с. 22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2011. – 130 с. 23. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоция. М., 1971. – 40 с. 24. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995. – 318 с.41 25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для  институтов физ. культуры. ­ М., 1991. – 543 с. 26. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. ­ М.; Воронеж, 1996. ­  544 с. 27. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979. – 224 с. 28. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших  педагогических учебных заведений. В 2 кн. ­ М., 1994. – 496 с. 29. Петровский А.В.(редакция) Введение в психологию. М., 1996. – 496 с. 30. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984. – 70 с. 31. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.,  1986. – 138 с. 32. Практические занятия по психологии: Пособие для институтов  физической культуры / Под редакцией Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. ­  М., 1989. – 173 с. 33. Психология физического воспитания и спорта / Под общей редакцией  Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979. – 143 с. 34. Психология: Учебник для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. — М.,  1987. – 367 с. 35. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. — М., 1959. – 390 с. 36. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.—  М., 1969. – 320 с. 37. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный  результат. — М., 1983. – 112 с. 38. Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует решение. ­ М., 1971. – 155 с. 39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. ­ М., 1989. – 487 с. 40. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. – 421 с. 41. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М., 1984. – 126 с. 42. Хорни К. Невроз и развитие личности. М., Смысл, 1998. – 359 с. 43. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. ­ М., 1985. – 480 с.42 ПРИЛОЖЕНИЕ Средние значения результатов 30 сильнейших пловцов мира за всю историю спортивного плавания на 1 января 1979 г. Дистанции, способ (м) Результат (мин, сек.) Результат (сек.) Таблица 1 Мужчины 100 вольный стиль 200 вольный стиль 400 вольный стиль 1500 вольный стиль 100 дельфин 200 дельфин 100 на спине 200 на спине 100 брасс 200 брасс 200 комплекс 400 комплекс Женщины 100 вольный стиль 200 вольный стиль 400 вольный стиль 800 вольный стиль 100 дельфин 200 дельфин 100 на спине 200 на спине 100 брасс 200 брасс 200 комплекс 400 комплекс 0.51,41 1.51,93 3.55,84 16.27,64 0.55,48 2.01,55 0.57,80 2.04,68 1.04,64 2.20,71 2.07,33 4.29,56 0.57,00 2.02,23 4.14,68 8.46,49 1.02,00 2.14,12 1.04,41 2.17,28 1.13,01 2.36,49 2.19,78 4,53,90 51,41 111,93 235,84 927 ,64 55,48 121,55 57,80 124,68 64,64 140,71 127,33 269,56 57,00 123,23 254,68 525,49 62,00 134,12 64,41 137,8 73,01 156,49 139,78 293,9043 Таблица 2 Уровень достижений испытуемых спортсменов 98 Вероника   Ларичева Владимировна Андрей 97 Коряжнин Сергеевич   Георгобиани Глеб Прокофьев Константинович   Александр 97 100 Турченко   Александровна Ольга 99 Соловьева Андреевна    Дарья 82 Комендатенко Михайлович   Алексей 97 Строева Александровна   Анастасия 89 Бодров Никита Дмитриевич 97 Кручинина Михайловна   Наталья 100 Сметанников Викторович   Антон 93 Ахазова Ольга Олеговна 93 Амбросимов Никита Осин Дмитрий Игоревич Щербаков Дмитрий 93 93 98 Плотицин   Александрович Творемиров Романович Дмитрий 86   Максим 88 Сосов Никита Андреевич  Довголюк Роман     94 97     Юлева Анна Дмитриевна 98 Барисюк Валерьевна Андреева Алексеевна   Богомолова Алексеевна   Дарья 98 Вероника 90   Кристина 91 Щербакова   Анастасия Игоревна 101 Дробышева   Анастасия Алексеевна  95 Колотушкина   Валерия Васильевна 101 Харламова Сергеевна Часовских Андреевна      Юлия 101 Дарья 9244 Данные об испытуемых юношах Таблица 3 Рост Вес Возраст   (полных лет) Результаты теста  181 178 183 187 183 179 184 177 192 177 178 177 183 182 188 68 63 80 81 73 75 78 72 65 73 72 67 83 75 87 18 17 18 17 18 17 18 18 19 18 18 17 17 18 18 28 27 42 35 37 46 42 36 41 44 40 41 36 37 35 Данные об испытуемых девушках Возраст (полных лет) Результаты теста  Таблица 4 17 18 41 40 Рост 171 183 Вес 62 7145 3 1 178 164 168 176 170 177 163 162 168 173 177 172 172 165 168 168 2 60 45 48 66 58 68 64 47 59 53 66 69 59 59 62 55 18 18 18 17 17 17 18 18 18 18 18 18 18 18 17 18 4 48 48 45 41 46 46 43 46 34 43 38 43 37 43 36 39 Таблица 5 Результаты проплывания 25м кролем в единоличном проплывании и проплывании в соревновательном варианте проплывания № Имя   Результат в личном   заплыве №1 (25м кролем) 26.09.2014 в Результат   соревновательном заплыве №1 (25м кролем) 03.10.2014 Разница   между результатами 1 2 Потемкин Дмитрий  Исмаилов Руслан 26,1 27,6 25,9 27,3 0,3 0,346 26,3 3 4 23,1 25,2 24,8 22,2 23,1 25,3 27,1 23,5 26,8 25,3 25 24,2 23,9 25,4 3 Жариков 26,4 Вадим 2 Волков Константин Харитонов Егор Осьмак Сергей 1 4 5 6 23,3 25,4 24,8 7 Шибарин 22,5 Стас Ахмедов Андрей Понтюхин Влад 8 9 23,5 25,4 10 Афонькин 27,2 Евгений 11 Титов 23,4 Константин 12 Зазулин Влад 26,9 13 Ярославцев Андрей 14 Иванов Николай 15 Коровенков Денис 16 Алексеев Никита 17 Денис Захаров 25,5 25,4 24,1 24,2 25,4 5 0,1 0,2 0,2 0 0,3 0,4 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,4 0,1 0,3 047 Таблица 6 Результаты проплывания 25м кролем в единоличном проплывании и проплывании в соревновательном варианте проплывания с использованием методик ритмирования № Имя 1 2 Потемкин Дмитрий  Исмаилов Руслан 3 Жариков Вадим Волков Константин Харитонов Егор Осьмак Сергей Стас Ахмедов Андрей Понтюхин Влад 7 Шибарин 4 5 6 8 9 10 Афонькин Евгений 11 Титов Константин 12 Зазулин Влад 26,5 25,4 13 Ярославцев Андрей 14 Иванов Николай 15 Коровенков Денис 16 Алексеев Никита 17 Денис 25,3 24,3 25 26   Результат в личном   заплыве №2 (25м кролем) 17.10.2014 25,5 27,3 26,2 23,1 25,4 25 22,3 23,2 25,5 26,6 23,8   Результат в соревновательном заплыве №2   с   психологическими   упражнениями (25м кролем) 24.10.2014 25,4 27,1 25,9 23 25,1 24,9 22 23 25,3 26,4 23,5 26,2 25,1 25,1 24,1 23,4 25,2 Разница   между результатами2 0,1 0,2 0,3 0,1 0,3 0,1 0,3 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 1,6 0,848 Захаров Количество лет на момент обследования и результаты теста Спилбергера­ Ханнина Таблица 7 Количество   лет   на   момент обследования Тест Спилбергера­Ханнина № Имя 1 2 Потемкин Дмитрий  Исмаилов Руслан 3 Жариков Вадим 9 9 9 9 8 40 42 38 36 37 34 32 38 42 41 43 41 37 41 32 Волков Константин Харитонов Егор 4 5 6 Осьмак Сергей 9 7 Шибарин Стас 8 9 Ахмедов Андрей Понтюхин Влад 10 Афонькин Евгений 11 Титов Константин 12 Зазулин Влад 13 Ярославцев Андрей 14 Иванов Николай 15 Коровенков 9 9 9 9 9 9 9 9 8Денис 16 Алексеев Никита 1 2 9 17 Денис Захаров 8 49 3 42 44 4 Таблица 8 Различия средних значений возраста, длины, массы тела и показателей личностной тревожности у юношей и девушек 16­18 лет. Группировка T (лет)  возраст L (см) M (кг) Личностная тревожность Юноши (п=15) Девушки (п=17) 17,7±0,5   181,9 ±4,5 74,1±6,8 37,8±5,3 17,7±0,4 170,8±5,7 59,5±7,5 42,0±4,1 Разница   (х, значимость) 0,0 p > 0,05 +11,1 p < 0,001 +14,63 p < 0,001 ­  4,2 p < 0,01 Взаимосвязь уровня спортивных достижений пловцов юношей и девушек 16­ 18 лет с показателем личностной тревожности № Показатель Юноши (п=15) Девушки (п=17) 1. Личностная тревожность ­0,617 ­0,491 Таблица 950 График  1 График  251 Эффективность использования метода «ритмирования» для оптимизации предстартового состояния пловцов мальчиков 8­9 лет Таблица 10 № Подготовка к старту Средние   значения   и стандартные   отклонения разницы между индивидуальными стартами   и   стартами   в условиях соревнований   1. 1.Традиционная xx δ подготовка к старту ( ± ) 0,19±0,13 2.  2.   Подготовка с использованием   метода xx δ нормирования ( ± )   0,34±0,36 3. 3.Разница (∆X) 0,19­0,34= ­0,15  p<0.552 Исполнитель выпускной квалификационной работы: студент 5 курса специализации «ТиМ плавания»     Ларионов И.Н. Научный руководитель: профессор, к.п.н.                                                                                                                                               Морозов С.Н. Зав. кафедрой профессор,  д.п.н. Попов О.И. Дата защиты: «___»  _______ 2015 г. Оценка за работу ____________________________________ Председатель Государственной аттестационной комиссии ________________________________________________________