Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности. Понятие “тревожность” многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Иконка файла материала Влияние родительских отношений на проявление тревожности.doc
Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей  старшего дошкольного возраста.        Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.     В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.    Понятие “тревожность” многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует   много   версий,   объясняющих   происхождение   этого   термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это   понятие   надо   дифференцированно   –   как   ситуативное   явление   и   как личностную характеристику.     В психологическом словаре “тревожность” рассматривается как склонность индивида   к   переживанию   тревоги,   характеризующаяся   низким   порогом возникновения   реакции   тревоги:   один   из   основных   параметров индивидуальных различий.     По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить   в   состояние   повышенного   беспокойства,   испытывать   страх   и тревогу в специфических социальных ситуациях.     В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.        Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: ­психологическое явление; ­индивидуальную психологическую особенность личности; ­склонность человека к переживанию тревоги;­состояние повышенного беспокойства.     В состав тревожности входят понятия: “тревога”, “страх”, “беспокойство”. Рассмотрим сущность каждого.        Страх  – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.        Тревога  –   эмоционально   заострённое   ощущение   предстоящей   угрозы. Тревога   в   отличие   от   страха   –   не     всегда   отрицательно   воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.     Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство  беспокойства Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.     Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.     Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).          Личностная  тревожность   предполагает   широкий   круг   объективно безопасных   обстоятельств   как   содержащих   угрозу   (тревожность   как   черта личности).     Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую­нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.     А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность   ещё   не   является   устойчивой   чертой   характера,   имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит  становление личности.       А.М.   Прихожан   выделяет   виды   тревожности   на   основе   ситуаций,   связанных:   ­с процессом обучения – учебная тревожность;­с представлениями о себе – самооценочная тревожность;   ­с общением – межличностная тревожность.        Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.         И.В.   Имедадзе   выделяет   два   уровня   тревожности:   низкий   и   высокий. Низкий   необходим   для   нормального   приспособления   к   среде,   а   высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.        Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.              Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое   сочетание   характера   переживания,   осознание   вербального   и невербального   выражения   в   характеристиках   поведения,   общения   и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.     Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и  компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.     Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею “масками”. В качестве   таких   масок   выступают:   агрессивность;   чрезмерная   зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.         Повышенная   тревожность   влияет   на   все   сферы   психики   ребёнка: аффективно­эмоциональную,   когни­     коммуникативную,       морально­волевую, тивную.        Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной   тревожностью   относятся   к   группам   риска   по   неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.     Так, какой он, тревожный ребёнок?         Тревожный   ребёнок   имеет   неадекватную   самооценку:   заниженную, завышенную,   часто   противоречивую,   конфликтную.   Он   испытываетзатруднения   в   общении,   редко   проявляет   инициативу,   поведение   – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе   снижен.   Ему   свойственна   неуверенность,   боязливость,   наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.        Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения.     Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.         К.   Монпард   считает,   что   жестокое   воспитание   приводит   к характерологичес­  кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью   доминированием;   маятникообразное и   одновременным     избирательным   воспитание   (сегодня   запретим,   завтра   разрешим)   –   к   выраженным аффективным   состояниям   у   детей,   неврастении;   опекающее   воспитание приводит к чувству  зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.       С.   Блюменфельд,   И.   Александренко,   Г.   Героргиц   считают,   что   родительская   гиперпротекция   или   радикальное   пренебрежение   приводит   к неустойчивости и агрессивности детей.      П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку   даёт   “злостно­забитый”   тип   детей,   с   погруженностью   в   себя,   с неустойчивостью   поведения   и   нарушениями   в   коммуникативной   сфере; избыточно­заласкивающее  – “мягко­забитый” тип с зависимым  поведением, холодностью   и   равнодушием;   воспитание   по   типу   “кумир   семьи”   – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.     И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно­снисходительное отношение – причиной, переходящей через крайэмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.      В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых   состояний   и   психастении;   воспитание   по   типу   чрезмерного внимания   и   удовлетворения   всех   потребностей   и   желаний   ребёнка   –   к развитию   истерических   черт   характера   с   эгоцентризмом,   повышенной эмоциональностью   и   отсутствием   самоконтроля;   предъявление   к   детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.        Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание   ведёт   к   агрессивно­защитному   типу   поведения   детей   с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к   пассивно   защитному   типу   поведения   с   тормозимостью,   робостью,   предохранение   –   к неуверенностью   и   зависимостью;   сверхопека, инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.         Отечественные   и   зарубежные   авторы   обращают   внимание   на   то,   что родители порой  строят свои  отношения  с  ребёнком  не  осознавая,  что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей (29).         Исследования   В.С.   Мухиной,   Т.А.   Репиной,   М.С.   Лисиной   и   других указывают,   что   причиной   построения   негативного   отношения   родителей   к ребёнку   является   незнание   психологических   особенностей   возраста,   задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка.        С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка шестилетнего возраста является то, что:     а)   ребёнок   может   произвольно   управлять   своим   поведением,   а   также процессами   внимания   и   запоминания,   эмоциональными   реакциями   (А.В. Запорожец).б)   в   любом   виде   деятельности   может   выйти   за   пределы   сиюминутной ситуации,   осознать   временную   перспективу,   одновременно   удержать   в сознании  цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).   в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).         Таким   образом,   исследуемый   материал   позволил   нам   определиться   в сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка. Одним   из   факторов,   влияющих   на   её   разрастание,   являются   особенности родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили воспитания,   позиция   родителей   по   отношению   к   ребёнку,   отсутствие эмоционального   контакта   с   ребёнком,   ограниченность   в   общении   с   ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.      Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.