Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие “тревожность” многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских
отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологической науке имеется значительное количество исследований,
посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие “тревожность” многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.
Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать
это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как
личностную характеристику.
В психологическом словаре “тревожность” рассматривается как склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги:
один из основных параметров
индивидуальных различий.
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека
приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и
тревогу в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую
особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство
в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных
характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать
как:
психологическое явление;
индивидуальную психологическую особенность личности;
склонность человека к переживанию тревоги;состояние повышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия: “тревога”, “страх”, “беспокойство”.
Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании
человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.
Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое
чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего
ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство
беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.
Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни
тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная
(реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно
безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта
личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция
на какуюнибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте
тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет
ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного
детства происходит становление личности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций,
связанных:
с процессом обучения – учебная тревожность;с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое
строение.
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий.
Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий
вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с
деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные
формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается
особое сочетание характера переживания, осознание вербального и
невербального выражения в характеристиках поведения, общения и
деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и
компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею “масками”. В
качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость;
апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка:
аффективноэмоциональную,
когни
коммуникативную,
моральноволевую,
тивную.
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с
повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам,
аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.
Так, какой он, тревожный ребёнок?
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную,
завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытываетзатруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение –
приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к
учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие
псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как
указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские
отношения.
Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по
данной проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к
характерологичес кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью
доминированием; маятникообразное
и одновременным
избирательным
воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным
аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание
приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала;
недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что
родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к
неустойчивости и агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к
ребёнку даёт “злостнозабитый” тип детей, с погруженностью в себя, с
неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере;
избыточнозаласкивающее – “мягкозабитый” тип с зависимым поведением,
холодностью и равнодушием; воспитание по типу “кумир семьи” –
честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться
другими.
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в
семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;
чрезмерноснисходительное отношение – причиной, переходящей через крайэмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной
слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о
том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и
запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,
навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного
внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к
развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной
эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям
непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее
воспитание ведёт к агрессивнозащитному типу поведения детей с
повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание –
к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью,
предохранение – к
неуверенностью и зависимостью; сверхопека,
инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что
родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они
просто копируют модель воспитания их собственных родителей (29).
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других
указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к
ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,
содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка
шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.
Запорожец).б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной
ситуации, осознать временную перспективу, одновременно удержать в
сознании цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества
или процесса (Н.Н. Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в
сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.
Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности
родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили
воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие
эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,
незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,
как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.