Актуальность исследования определяется необходимостью решения противоречий возникающих между :
1.Потребностью государства в формировании личности, владеющей способами самореализации, и недостаточной адекватностью самооценки личности, формируемой в молодежной среде.
2.Большой ролью самооценки личности в спортивной деятельности и недостаточной её адекватностью в бальных танцах.
3.Потребностью личности танцора в адекватном оценивании самого себя и недостаточной сформированностью способов данной деятельности.
«Влияние самооценки личности на эффективность спортивной
деятельности в бальных танцах»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ
ЛИЧНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ……………………………………………………………..6
1.1
Влияние самооценки личности на эффективность спортивной
деятельности в бальных танцах как психологическая проблема………………6
1.2 Профессиональные танцоры 810 лет как субъект самооценки………….10
1.3 Система работы по выявлению влияния самооценки личности на
эффективность спортивной деятельности в бальных танцах…………………18
Выводы по первой главе……………………………………………………...…19
Глава 2 ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ………………...21
2.1 Зависимость адекватности самооценки танцора
от оценивания
окружающими людьми……………………………………………………….....21
2.2 Зависимость адекватности самооценки танцора от ценностного отношения
к своей деятельности……………………………………………….31
2.3 Зависимость самооценки танцора от усвоения им вариаций движений…34
Выводы по второй главе………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………44
1ПРИЛОЖЕНИЯ А 1.Методика изучения общей самооценки( Г.Н. Казанцева).
2. Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков) 3. Приложение В
Методики самооценки личности (С.А.Будасси)……………………………….47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Актуальность исследования определяется необходимостью решения
противоречий возникающих между :
1.Потребностью государства в формировании личности, владеющей
способами самореализации, и недостаточной адекватностью самооценки
личности, формируемой в молодежной среде.
2.Большой ролью самооценки личности в спортивной деятельности и
недостаточной её адекватностью в бальных танцах.
3.Потребностью личности танцора в адекватном оценивании самого себя и
недостаточной сформированностью способов данной деятельности.
Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих сегодня перед тренером,
учителем, воспитателем является проблема развития у занимающихся
адекватной самооценки. Знать самооценку воспитанника важно для
установления отношений с ним, для нормального общения, для организации
тренировочного процесса. Самооценка оказывает влияние на все стороны
жизнедеятельности человека, принимая на себя роль ведущего фактора, под
2воздействием которого формируются взаимоотношения с окружающими,
критичность и
уровень притязаний человека,
его активность,
требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Став
устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.
Самооценка является новообразованием танцора. В этом возрасте она
ситуативна, неустойчива, подвержена внешним воздействиям. У танцора
возникает потребность в самооценке, желание лучше узнать себя. Вместе с
тем он чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким
образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Поэтому для
занимающегося становится важной объективная оценка его деятельности.
Подросткам сложно думать, а тем более говорить о себе, все это сочетается с
возникшим острым «чувством Я» и повышением значимости проблем,
связанных с самооценкой. У них слабо развит рефлексивный анализ, нередко
растут негативное самовосприятие, негативная самооценка. Неадекватная
самооценка может служить источником личностных проблем. На данном
этапе необходимо повышать у подростка уверенность в себе, формировать
адекватный уровень притязаний, снижать уровень тревожности и
агрессивности, помогать в адекватной переоценке своей личности и личности
другого, развивать умение уважать и понимать окружающих, формировать
навыки самопознания, самопринятия. Несмотря на широкое изучение
особенностей самооценки, в настоящий момент существует объективная
необходимость анализа проблемы развития адекватной, стабильной
самооценки у занимающихся бальными танцами. В связи с этим была выбрана
тема исследования: «Развитие адекватной самооценки в процессе занятий
бальными танцами».
3Цель исследования: Выявить особенности влияния самооценки личности на
эффективность спортивной деятельности в бальных танцах.
Объект исследования самооценка личности.
Предмет исследования– Влияние самооценки личности на эффективность
спортивной деятельности в бальных танцах.
Гипотеза исследования Влияние самооценки личности на эффективность
спортивной деятельности в бальных танцах характеризуется следующими
особенностями
• 1. Зависимость адекватности самооценки танцора от оценивания
окружающими людьми
• 2. Зависимость адекватности самооценки танцора от ценностного
отношения к своей деятельности.
• 3. Зависимость самооценки танцора от усвоения им вариаций движений
Научная новизна: систематизированы основные научные подходы к
проблеме самооценки и ее формированию с учетом особенностей детей,
занимающихся бальными танцами
Теоретическая и практическая значимость: проведено теоретическое
обоснование возможностей бальных танцев влияния самооценки у танцоров;
разработаны рекомендации для проведения занятий бальных танцев, которые
могут быть использованы в практике педагогов по физической культуре и
спорту.
4ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ
ЛИЧНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
1.1 Влияние самооценки личности на эффективность спортивной
деятельности в бальных танцах, как психологическая проблема
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из
центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым
компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих
физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей
своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
5Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности,
отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы
к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим
самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким
образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех
задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным
компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку
важным фактором в формировании личности.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от
характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к
себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек
постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с
окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер
самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности
(например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности
в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная –
неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).
Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе
являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого
человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые
особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени
возрастного развития.
Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у
нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские
психологи рассматривают самооценку в основном как механизм,
обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними
6условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его
социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как
враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для
его последователейнеофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах
этих психологов самооценка выступает как функция личности и
рассматривается в связи с аффективнопотребностной сферой личности.
С точки зрения советской психологии роль самооценки не
ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним
из механизмов, реализующих активность личности.
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К.
Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов,
потребностей, уровня притязаний и их соотношения.
В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о
соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки
зрения является теория К. Роджерса.
Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее
сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка
возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного
взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее
развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.
В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между
представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и
оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В
одних случаях причиной конфликта является расхождение между
самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между
самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому
7человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К.
Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась
самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают
перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный
опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее
в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя,
умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются
условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение
для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим
собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим
возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности
потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и
уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение,
которое становится важнейшей потребностью индивида.
В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с
изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, С.Л.
Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А.
Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня
притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с
этим особенностей их самооценки.
Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не
ограничивается рамками какойлибо одной деятельности, а распространяется
и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка
являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка
зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими
людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются,
насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С
8возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится
достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в
оценке окружающих.
Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем
потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере
эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять
самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение
субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность
этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих
возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в
соответствии с этими требованиями.
Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или
подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны
оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или
вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если
расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер
(особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо
перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт,
приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку
человека и ее соответствие или несоответствие оценке.
1.2.Профессиональные танцоры 810 лет как субъект самооценки.
Сложное положение, в котором оказался спорт, а так же и спортивные
бальные танцы, является результатом влияния целого комплекса
экономических, политических, социальных, культурных и психологических
9факторов. Многие раннее известные и широко распространенные
основанной на
"составляющие" системы спортивной подготовки,
технократическом подходе, в современных условиях недостаточны. В
настоящее время человеку, занимающемуся любым видом деятельности,
предъявляются повышенные требования к развитию регуляторных процессов,
позволяющих личности выступать подлинным субъектом собственного
поведения и деятельности, самостоятельно определить перспективы своего
развития, пути и средства его реализации.
Особое значение исследование этих проблем приобретает в резко
Развитие у
изменившихся условиях спортивной деятельности.
профессиональных танцоров 810 лет способностей к саморегуляции имеет
важное значение для максимальной реализации их возможности. Среди
факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции,
центральное место принадлежит самооценке, детерминирующий направление
и уровень активности субъекта, становления его личности. Вместе с тем
анализ танцевальной спортивной практики показывает, что к вопросу влияния
самооценки на спортивный результат уделяется недостаточное внимание,
недооценивается ее роль как механизма произвольной саморегуляции
деятельности танцора.
Практическая значимость проблемы самооценки личности в спорте, на
примере танцоров высшего спортивного мастерства состоит в том, что ее
результаты могут быть использованы при диагностике и коррекции
самооценки танцора своих личностных качеств, поведения, отношений и как
результат формирование адекватной самооценки готовности к
соревновательной деятельности.
10Оценка себя как личности не менее сложная задача, чем оценка
факторов и явлений окружающей действительности. "Самовоспитание,
отмечает Х. Хекхаузен, есть лишь частный случай восприятия познания и
самопознания две стороны диалектически единого процесса,
детерминированного существованием внутренней связи между личностью и
обществом".
В процессе самооценивания человек, с одной стороны, познает и
оценивает реальную действительность, на которую направлена его
деятельность, с другой свои собственные качества и возможности,
обеспечивающие выполнение этой деятельности. Самооценка является
результатом этих двух линий познания.
В.С. Мерлин подчеркивал, что осознание человеком своих свойств
связано с положительной или отрицательной социальнонравственной
оценкой, определяющейся тем, какими нормами и критериями он при этом
руководствуется.
Усвоенные человеком социальнонравственные ценности и определяют
средства его самооценки. К ним относятся, например, выработанные
личностью эталоны, принятые идеалы, усвоенные стандарты, внешние оценки
и т.п.
Особая роль рефлексированных действий в процессе самооценивания
подчеркивалась многими исследователями. Когда начинает выступать для
себя самого одновременно как объект управления и как субъект управления,
планирующей, организующей и контролирующий свои исполнительные
действия, отмечает Ю.Н. Кулютин, у него появляются механизмы
рефлексивной саморегуляции" связанной с отражением своего "Я".
11Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой
субъект может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха,
корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным
за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и для
окружающих.
В реальной жизнедеятельности человека самооценка функционирует как
на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Неосознаваемая
самооценка проявляется либо в стандартных, привычных для человека
ситуациях, либо в экстремальных, требующих быстрого принятия решений.
Спортивная деятельность сильно действенное средство воспитания
личности. Из практики работы с юными спортсменами известно, что те из них,
которые имели завышенное мнение о себе, о своих возможных достижениях
нередко прекращали занятие в секции изза противоречия между мнением
коллектива и неадекватной самооценкой. Оценивая уровень решения
проблемы самооценки спортсменами своих личностных качеств, а также
состояния готовности спортсменов к соревнованиям, полученных в результате
педагогических и психологических исследований в спорте:
Вопервых, несмотря на значительное количество исследований по
проблеме готовности спортсмена к соревновательной деятельности, ее
самооценка изучалась чаще не как самостоятельная проблема, а как составная
часть других психологопедагогических проблем спорта, хотя, как механизм
регуляции деятельности она несомненно имеет самостоятельное значение.
Вовторых, нет специальных исследований особенностей проявления
самооценки у спортсменов различного уровня мастерства, в том числе и на
примере женского волейбола.
12В третьих, мало работ, в которых бы раскрывались взаимосвязи
самооценок готовности к соревновательной деятельности и самооценок
других сторон жизнедеятельности спортсмена.
Результатом успешной общей спортивной подготовки, в том числе и
психологической, является состояние готовности танцора к участию в
соревновании. Хорошее состояние готовности положительно скрывается на
проявление физических, технических, эмоциональных, тактических и
психических качеств танцора. Поэтому точное определение степени
готовности имеет большое практическое значение. В спортивной практике
существует ряд объективных методов оценки состояния готовности
психологических,
субъективных это самооценка танцора своего состояния.
педагогических,
медикобиологических и др.
и
Успешное выступление танцора зависит не только от их разносторонней
подготовленности и психической готовности к соревновательной
деятельности, но и умелого руководства и управления со стороны тренера
непосредственно пред чемпионатом (турне, туром) и в его процессе.
Особое назначение для управления соревновательной деятельностью
танцора, пары , имеют словесные воздействия. Умение тренера подобрать
точные, четкие формулировки, подбадривающие танцора, умение сдерживать
свои эмоции,, не сорваться на крик, грубость важнейшее средство
психологического регулирования.
. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей,
собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей;
это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения;
это существенная сторона самосознания личности, с помощью которой
происходит регуляция поведения. От самооценки зависят взаимоотношения с
13окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим
успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности
человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем
притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед
собой.
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к
фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек
узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на
осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к
самому себе является наиболее поздним образованием в системе его
мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке
принадлежит особо важное место.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в
самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни,
утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем
собственном мнении. Под влиянием оценки окружающих у личности
постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей
личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения,
деятельности, переживания. Человек становится личностью в результате
совместной деятельности и общения. Функции самооценки и самоуважения
личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями
регуляции поведения и деятельности человека. В значительной степени на
формирование самооценки личности влияет социум. Став устойчивой,
самооценка меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив
отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки
сильно зависит от справедливости оценки других людей. Адекватное
оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является
14одним из основных показателей социальнопсихологической адаптации. Если
самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной
дезадаптации [29].
Наиболее сенситивными этапами в формировании личности и ее
социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый
возраст завершающий этап первичной социализации. В качестве основных
институтов социализации прежде всего выступает семья и школа,
соответственно, родители, ровесники и учителя.
Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает
желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет
уважение и внимание товарищей [15].
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также самооценка,
формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать Я
концепцию, которая составляет ядро личности. Яконцепция — это более или
менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений
человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими
людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом
Яконцепция представляет набор описательных представлений о себе, а
самооценка предполагает оценочный компонент. Например, осознание
человеком того, что по темпераменту он является сангвиником составляет
часть его Яконцепции, но это свойство в оценочном плане не
рассматривается [7]. У человека существует несколько сменяющих друг друга
образов "Я". Представление индивида о себе в текущий момент, в момент
самого переживания обозначается как "Яреальное". Помимо этого у человека
существует представление о том, каким он должен быть, чтобы
соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое "Я
идеальное". Соотношение между "Я реальным" и "Я идеальным" и
15характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое
выражение в самооценке.
Самооценку можно рассматривать с разных точек зрения. Различают
общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка
какихто деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей или
глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое
переживает человек по отношению к самому себе [7].
Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и
потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку
часто называют уровнем притязаний. Человек может
оценивать себя
адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени
устойчивости, самостоятельности, критичности. Неустойчивость общей
самооценки может проистекать из того, что формирующие ее частные оценки
находятся на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они
могут поразному взаимодействовать между собой: быть согласованными,
взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными [13].
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную –
соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и
потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по
уровню – высокому, среднему, низкому [23].
При оптимальной, адекватной самооценке человек правильно
соотносит свои возможности и способности, достаточно критически
относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи,
старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно
осуществить. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий
и ситуаций.
16К оптимальной относятся самооценки "высокий уровень" и "выше
среднего уровня" (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а
также "средний уровень" (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны
и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может
быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в
действительности есть, то у него самооценка заниженная.
Когда человек переоценивает свои возможности, результаты
деятельности, личностные качества, внешность, характерной для него
является завышенная самооценка.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она
свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях –
производственных, бытовых и других общаются с ними. Конфликтные
ситуации, в которых оказывается человек, часто являются следствием его
неправильной самооценки.
Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек
переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают
необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими.
Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе,
разрушая межличностные отношения.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с
ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа,
неизбежно включаются.
Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного
самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических
отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми
17он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка
коррелирует с позитивным отношением к другим людям, с гармоничным
личностным развитием,
установлению глубоких межличностных контактов.
а также способностью к самораскрытию,
1.3.Система работы по выявлению влияния самооценки личности на
эффективность спортивной деятельности в бальных танцах.
Исследование проводилось в три этапа. На первом, теоретико
поисковом этапе исследования, который продолжался с октября по ноябрь
2014 года, была сформулирована цель будущего исследования, поставлены
задачи, определены методы.
На втором этапе, декабрь 2014 – январь 2015 года был проведен анализ
научной литературы по теме исследования, уточнялись методологическая и
теоретическая основа исследования, формировался понятийный аппарат
исследования.
На третьем, экспериментальном этапе, в апреле 2015 года,
определялся уровень развития самооценки у занимающихся бальными
танцами. Исследование выполнялось в естественных условиях. Исследование
включало в себя комплекс методик, участвовали занимающиеся бальными
танцами из танцевального клуба «Десятка», находящегося по адресу: г.
Москва, Чонгарский бульвар, д. 12. В исследовании принимало участие 14
детей, из них 9 девочек и 5 мальчика 810 лет.
18Вывод по первой главе.
Основными факторами влияющими на формирование самооценки детей
младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя,
родителей и их отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов,
оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника,
поэтому учитель начальных классов должен знать психологические
особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности
самооценки в учебном процессе.
Изучая научную литературу мы выяснили, что самооценка является
неотъемлемой частью «Я концепции». Самооценка это знание человеком
самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой
любой личности является «Я концепция».Самооценка определяется как
сложное динамическое личностное образование, личностный параметр
умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на
нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки
являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.
Самой главной особенностью самооценки для танцоров 8 10 лет является ее
высокий уровень. Данная особенность это возрастная норма для данного
периода развития личности. Основными факторами влияющими на
формирование самооценки детей, являются оценочные воздействия тренера,
родителей и их отношение к танцевальной деятельности. Спортивная
деятельность в бальных танцах, оказывает влияние на формирование
самооценки танцора 8 10 лет, поэтому педагог либо тренер по бальным
19танцам должен знать психологические особенности младших школьников и
учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
ГЛАВА 2
ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ.
202.1 Зависимость адекватности самооценки танцора от оценивания
окружающими людьми
В исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 810 лет
занимающихся бальными танцами.
Исследование проводилось в танцевальном клубе «Десятка»,
находящийся по адресу: г. Москва, Чонгарский бульвар, д. 12. В
исследовании приняли участие 14 детей, из них 9 девочек и 5 мальчика 810
лет.
Содержание диагностической программы
Таблица 1- Методики, цели и параметры исследования
21Номер
методики
Название методики,
автор
Цель методики
Методика изучения
Диагностика
уровня
общей самооценки
(Г.Н. Казанцевой)
самооценки личности
Исследуемые
параметры
Уровень
самооценки
1
2
3
Методика самооценки
личности (Будасси).
Нахождение
количественного
Я идеальное Я
реальное
Методика
«Самооценка
личности»
самооценки
выражения
личности
Изучение общего уровня
Выраженность
самооценки
самооценки,
адекватность
ее
или
(О.И.Мотков).
неадекватность.
Ниже дано описание тех методик, которые использовались для исследования
самооценки подростка и его личностного развития.
Методика изучения общей самооценки (Г.Н. Казанцевой).
Задачей данной методики является исследование уровня самооценки
личности. Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции и задание,
ручка.
22Порядок проведения: испытуемым зачитываются некоторые положения.
Спортсменам необходимо записать номер положения и напротив него – один
из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (), «не знаю» (?), выбрав тот ответ,
который в наибольшей степени соответствует собственному поведению в
аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Методика самооценки личности (Будасси).
Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование
самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики
лежит способ ранжирования.
Психодиагностика самосознания,
самооценки
направлена на изучение и оценку представления о себе. “Яконцепция”,
самоотношения,
которая есть сумма “Яреального” и “Яидеального”, важный фактор
формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во
многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во
всех сферах жизни, при контактах с людьми.
Анализ "Яобраза" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе
и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе
знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе
его "Яконцепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему
небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций,
оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все
реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно.
23Некоторые аспекты "Яобраза" оказываются ускользающими от сознания,
неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.
Методика «Самооценка личности» (О.И.Мотков).
Задачей данной методики является изучение общего уровня самооценки
позитивного развития личности, ее адекватность или неадекватность.
Оборудование: специальный бланк для ответов, ручка.
Порядок проведения: испытуемому предлагается список из 24 позитивных
качеств личности, которые входят, в характеристику «идеальной» личности.
И дается инструкция: «Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас
личностных качеств, составляющих приводимый ниже список. Оценивайте
ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных,
представленных в шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого
качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте
искренне. Шкала возможных ответов:1 – очень слабая выраженность
качества,2 – слабая выраженность качества, 3 – средняя выраженность
качества, 4 – высокая выраженность качества, 5 – очень высокая
выраженность качества».
М. Рокич Ценностные ориентации
Теоретические основы
24Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону
направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации
жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика
изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом
ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет
многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат
сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные,
полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными
других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального
существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какойто образ действий или
свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценностицели и
ценностисредства.
Процедура проведения
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом),
либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках
25испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки
раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор
терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов)
дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из
которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки,
более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более
полно.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое
тестирование.
Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где
написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в
жизни. Ваша задача разложить их по порядку значимости лично для Вас.
Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность,
которая для Вас наиболее значима она займет первое место (или получит
первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее
на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее
важная останется последней и займет, соответственно, 18е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных
ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.
Таблица 2Методика самооценки личности (Будасси).
Имя испытуемого
Уровень самооценки
коэффициент
уровень
26Ксения Р.
Елизавета В.
Елена Б.
Артем К.
r =+0,26
низкий
r =+0,67
адекватный
r =+0,96
высокий
r =+0,55
адекватный
Ангелина К.
r =+0,62
адекватный
Дарья М.
Евгений К.
Иван Б.
Андрей К.
Елена Б.
Дарья Л.
Анастасия К.
Николай Б.
Кристина Ю.
r =+0,26
низкий
r =+,47
адекватный
r =+0,48
r =+0,39
r =0,09
r =+0,56
r =+0,52
r =+0,92
r =+0,45
адекватный
адекватный
низкий
адекватный
адекватный
высокий
адекватный
Таблица 3 Методика самооценки личности (Будасси) в процентах.
Уровень самооценки
высокий
адекватный
Чел.
2
%
10
Чел.
10
низкий
Чел.
2
%
10
%
80
27Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «самооценки личности
(Будасси)».
Танцоры с завышенной самооценкой, а именно 10% из всей группы,
гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более
высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий
уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.
Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие
перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная
самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний
обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней
самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля
воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения
способствуют формированию у такого танцора сознания исключительности,
искаженного представления о собственных возможностях, необъективной
оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к
самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью,
отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных
решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства
необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность
28и эффективность всей жизнедеятельности человека, а так же и на
эффективности спортивной деятельности. Отсутствие или недостаточная
потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс
самовоспитания.
Танцоры с заниженной самооценкой ,то есть 10% из группы обычно,
ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть,
преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке спортсмен
характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности,
чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно
необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к
формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс
неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова
втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие
иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и
следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые
субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты
темперамента и т. д.
Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик
тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания
затруднено изза неверия человека в свои возможности, перспективы и
конечный результат, что способствует неположительной эффективности
спортивной деятельности.
И наконец, 80% испытуемых, показали наиболее благоприятную
адекватную самооценку, предполагающая равное признание танцора как своих
достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки,
выражающейся через положительное свойство личности уверенность, лежат
необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет
29человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать
собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.
Уверенного танцора отличают решительность, твердость, умение находить и
принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенный спортсмен критически относится к допущенным ошибкам,
анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод:
надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе
самопознания.
Познав и оценив себя, танцор может более сознательно, а не стихийно
управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием, что скажется
положительно на эффективности спортивной деятельности.
Таблица 4Результаты диагностики по методике «Самооценка личности»
(О.И. МОТКОВ)
Имя испытуемого
Ксения Р.
Елизавета В.
Елена Б.
Артем К.
Маргарита Ф.
Уровень самооценки
баллы
3,10
3,20
2,94
2,84
3,80
уровень
средний
средний
средний
низкий
высокий
30Дарья М.
Евгений К.
Иван Б.
Андрей К.
Елена Б.
Дарья Л.
Анастасия К.
Николай Б.
Кристина Ю.
3,52
3,92
4,10
3,24
3,28
2,90
2,80
3,86
3,50
средний
высокий
высокий
средний
средний
средний
низкий
высокий
средний
Таблица 5 Результаты диагностики по методике «Самооценка личности»
(О.И. МОТКОВ)
31Уровень самооценки
высокий
псевдовысокий
средний
низкий
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
% Чел.
%
4
20
_
_
8
70
2
10
Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Самооценка личности»
(О.И. МОТКОВ) .
Результаты диагностики по методике«Самооценка
личности» (О.И. МОТКОВ)
32таким образом,
Данная методика показала, что у 8 человек (70%) уровень
самооценки средний, у 2 человека (10) – заниженный, и у 4
человек (20%) - завышенный. С псевдовысокой самооценкой
занимающихся не обнаружилось.
Вывод:
результаты проведённого
исследования показывают, что у большинства танцоров
(70%), выявлена, адекватная самооценка, 10% спортсменов
же имеют завышенную самооценку, и 20% заниженную
самооценку. Данные методики выявили у Артема К. и
Анастасия К. заниженный уровень самооценки, у Маргариты
Ф., и Николай Б. выявили завышенный уровень самооценки.
У остальных ребят все данные методики выявили адекватный
уровень самооценки.
2.2 Зависимость адекватности самооценки танцора от ценностного
отношения к своей деятельности.
1. Методика М. Рокича
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением
исследований ценностных представлений можно считать исследования,
проводившиеся в конце 60х 70е годы в США Рокичем, а также в других
странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования
ценностей. Ценность Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что
определенный способ поведения или конечная цель существования
33чем
предпочтительнее с личной или социальной точки зрения,
противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель
существования. Человеческие ценности характеризуются следующими
основными признаками:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно
невелико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и
его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных
феноменах, заслуживающих изучения.
Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что
какаято конечная цель индивидуального существования с личной и
общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться.
Инструментальные ценности
как убеждения в том, что
определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и
общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.
Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал
ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей,
сгруппированных в два списка терминальных и инструментальных
ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого
метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и
34проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных
ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение,
доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения
Результаты исследование других авторов показали связь ценностей с
некоторыми личностными особенностями, а также их кросскультурную
специфику. В 80е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky)
предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной,
чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую
методику. В нашем практическом исследовании мы и воспользуемся
методикой «Ценностные ориентации» Рокича как базовой методикой
определения ценностных ориентаций.
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с
обозначением ценностей. Ваша задача разложить их по порядку значимости
для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас
наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по
значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же
со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и
займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную
позицию".
352.3 Зависимость самооценки танцора от усвоения им вариаций движений
Для определения зависимости самооценки танцора от усвоения им вариаций
движений мы использовали методику изучения общей самооценки
(Г.Ц.Казанцевой) и не посредственно тренировочный процесс.
После пройденной методики окончания тренировочного процесса ,были
сделанный следующие выводы:
Таблица 6Методика изучения общей самооценки (Г.Н. Казанцевой).
Задачей данной методики является исследование уровня самооценки
личности.
Имя
испытуемого
Ксения Р.
Елизавета В.
Елена Б.
Артем К.
Ангелина К.
Дарья М.
Евгений К.
Иван Б.
Андрей К.
Елена Б.
Дарья Л.
Анастасия К.
Николай Б.
Уровень самооценки
норма
низкий
+
+
+
+
+
+
высокий
+
+
+
+
+
+
+
36Результаты диагностики по методике изучения общей самооценки (Г.Н.
Казанцевой).
Рисунок 3. Результаты диагностики по методике изучения
общей самооценки (Г.Н. Казанцевой)
Анализ результатов, представленных в таблице 1 и на рис. 1 позволяет
утверждать, что у 50 % испытуемых уровень самооценки превышает норму.
Это говорит о том, что спортсмен переоценивает себя и свои возможности. В
результате этого у него возникают необоснованные претензии и неадекватный
уровень притязаний.
37У 50% занимающихся уровень самооценки в норме. Адекватный ее
уровень способствует формированию у танцора уверенности в себе,
самокритичности, настойчивости. У них нет резких скачков успеваемости и
наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Вывод по второй главе
Анализ проведенной опытноэкспериментальной работы показал, что
работа по выявлению влияния самооценки личности на эффективность
спортивной деятельности в бальных танцах в рамках специально
организованных в спортивном клубе занятиях после и во время
тренировочных процессов. Разрешение проблемы оптимизации состояний
предполагает учет и оказание направленного воздействия на сложный
комплекс факторов, что оказывается максимально эффективным в рамках
спортивной деятельности. Было подтверждено что подготовка в бальных
танцах действительно эффективна при следующих условиях:
• 1. Зависимость адекватности самооценки танцора от оценивания
окружающими людьми
• 2. Зависимость адекватности самооценки танцора от ценностного
отношения к своей деятельности.
• 3. Зависимость самооценки танцора от усвоения им вариаций движений
38Выше сказанное полностью потвердела наша гипотезу и позволило
достигнуть цели, по средствам решения поставленных задач.
Заключение
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в
подростковом возрасте у спортсмена возникает желание
лучше узнать себя, появляется потребность в самооценке.
Самооценка является сложным личностным образованием и
относится к фундаментальным свойствам личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, с
потребностью в самоутверждении, со стремлением найти
свое место в жизни.
У детей самооценка формируется под влиянием двух
тенденций — повышения значимости оценок окружающих и
увеличения ориентации на внутренние критерии.
Формирование оптимальной самооценки зависит от
справедливости оценки других людей.
Ведущим мотивом в период формирования самооценки
выступает желание утвердиться в коллективе, завоевать
авторитет, уважение и внимание товарищей.
39Знания человека о самом себе, его самооценка,
формирующаяся на основе этих знаний, составляют Я-
концепцию, т.е. систему представлений человека о себе.
Выделяют адекватную/неадекватную самооценку.
При
адекватной самооценке человек правильно соотносит свои
возможности, способности, стремится реально смотреть на
свои неудачи и успехи. Занимающиеся бальными танцами с
адекватной самооценкой имеют более высокие результаты,
более высокий общественный и личный статус. При
завышенной самооценке, спортсмен переоценивает свои
возможности, профессиональные и личностные качества. У
него возникают необоснованные претензии,
не
поддерживаемые окружающими. Конфликтные ситуации, в
которых оказывается спортсмен, часто являются следствием
его неправильной самооценки.
неприятием себя,
Низкая самооценка связана с негативным отношением к
ощущением собственной
себе,
неполноценности. Разрыв между реальным и идеальным «Я»
влияет на способность добиваться успеха и строить
взаимоотношения с коллективом. Занимающиеся с низкой
самооценкой,
подвержены депрессивным тенденциям,
проявлению
Результатом высокой
тревожности может стать проявление агрессии в поведении,
обидчивость,
негативизм,
коммуникативная и социальная депривация, и как результат
- неадекватная самооценка.
тревожности.
подозрительность,
От успешности работы над самооценкой зависит
дальнейшая судьба спортсмена. Ошибки в психолого-
40работе могут привести к уходу из
педагогической
профессионального спорта, социальной изоляции, уходу в
болезнь.
Так же анализ литературы показал, что танцы – сложно
координационный вид спорта, который требует усилий и
постоянных тренировок. Они дают особую манеру общения и
этикет. Тем не менее, следует учесть, что в любом спорте
есть победитель и проигравший. Неудача как правило
вызывает стрессовое состояние, гамму отрицательных
эмоций, выражающихся через недовольство собой. Это
может привести к понижению самооценки.
Частые победы и авторитет у тренеров и коллектива
так же может развивать неадекватность самооценки, то есть
ее повышение. Но чтобы корректировать самооценку для
начала нужно узнать уровень ее адекватности. Именно
поэтому были выбраны и проведены некоторые методики по
исследованию самооценки.
Мы осуществили подбор комплекса методик,
направленных на диагностику особенностей личности
спортсмена
у них
самооценки.
и определение уровня развития
Реализация психодиагностической методики по
изучения уровня самооценки личности по Г.Н.Казанцевой
позволила выявить, что у
50% испытуемых уровень
самооценки превышает норму, а у остальных 50% -
самооценка в норме. Так же мы выявили уровень притязаний
у занимающихся – 4 человека (50%) имеет высокий уровень
притязаний, 4 человека (50%) – средний уровень.
41Исследование подтвердило взаимосвязь самооценки с
личностным развитием. Реализация психодиагностической
методики О.И.Моткова, направленная на выявление общего
уровня самооценки, ее адекватности или неадекватности
позволила выявить, что у 20% испытуемых уровень
самооценки высокий, у 70% - средний уровень, и у 10%
занимающихся низкий уровень самооценки.
возможностях,
Работа по развитию и коррекции самооценки должна
быть направлена на раскрытие личностных возможностей
занимающихся, создание внутренних критериев самооценки,
базирующихся на реальных и потенциальных достижениях
спортсмена. Необходимо развивать интересы и способности
спортсмена,
формировать у него представления о
собственных
собственную оценку
Для развития самооценки важно
способностей.
сформировать у занимающегося умение оценивать свой
успех или неудачу.
В целом проведенное нами исследование в рамках
выпускной квалификационной работы подтвердило
актуальность проблемы развития адекватности самооценки и
необходимости использования различных методов и средств
в процессе занятий бальными танцами.
Практические рекомендации.
1. Тренерам необходимо следить за уровнем адекватности самооценки
спортсменов, так как она в существенной степени определяет характеристики
адаптации к спортивной деятельности. С этой целью можно рекомендовать
42В качестве основной
исследование характеристик самооценки.
диагностической процедуры может быть рекомендован модифицированный
вариант методики изучения самооценки Дембо Рубинштейна.
2. Учитывая существенную роль спортивной деятельности в формировании
уровня адекватности самооценки личности, спортсменам, имеющим
низкийуровень самооценки, может быть рекомендованы более интенсивные
занятия спортом с целью их коррекции.
3. Так как уровень самооценки связан со многими другими свойствами
личности, то целесообразно проведение воспитательной работы со
спортсменами, направленной на формирование жизненно важных качеств
личности, связанные с коррекцией характеристик их самооценки.
4. Учитывая высокую значимость самооценки в процессе формирования
личности спортсмена,тренерам необходимо принять все возможные меры,
связанные с появлением негативных тенденций, в качестве которых может
рассматриваться низкий уровень самооценки, неадекватность и высокий ее
уровень. К числу таких средств относятся: внимательное отношение к
занимающимся, гуманистическая направленность педагога, соблюдение основ
педагогической этики.
5. Если у занимающегося бальными танца уровень самооценки высокий, то
целесообразно давать ему выполнять более сложные элементы хореографии,
для того, чтобы он не переоценивал свои возможности.
Спортсмен должен знать свои возможности и уметь правильно оценивать
свой успех и свою неудачу. Нужно раскрывать личностные возможности у
создавать внутренние критерии
занимающихся бальными танцами,
самооценки, базирующихся на реальный и потенциальных достижениях
спортсмена.
43СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
441.Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных
классах».
«Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального
обучения».
Тбилиси, 1969.
2. Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и
учения школьников». М., Просвещение, 1984.
3. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные
психологические
труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
4. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и
воспитания» //
Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
5. Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968.
6. Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при
решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших
школьников. М., Просвещение, 1968.
7. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебновоспитательного
процесса в учебной
деятельности». М., Просвещение, 1983.
8. Бернс Р. «Развитие Яконцепции
и воспитания». М., Прогресс, 1986.
9. Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г.
10. Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические
произведения. АПН РСФСР, 1961.
11. Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965.
12. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.,
Просвещение, 1968.
13. Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности
школьника»
// Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968.
14. Бударный А.А. «Преодолевать неуспеваемость» Народное
образование, 1963,
№10.
15. Бударный А.А., Розенталь У.Д. «Об одной из возможностей преодоления
второгодничества» Советская
педагогика, 1966, №7.
4516. «Возрастные возможности усвоения знаний» / под ред. Д.Б. Эльконина,
В.В.
Давыдова, М., 1986.
17. Волокитина М.Н. «Очерки психологии младших школьников». М., АПН
РСФСР,
1954.
18. «Вопросы общей детской психологии» / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954.
19. Мур Алекс Бальные танцы. М.: Астрель, 2004. 320 с.
20. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.
21. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» //
Избранные
исследования. М., 1956 г.
22. Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы
формирования
знаний и умений и новые методы обучения в школе» Впоросы
психологии, 1963, №5
23. Гамезо М.В., Неволин И.Г. «Психосоматические аспекты проблемы
познавательной деятельности и общения». М., 1983.
46Приложение А
Методика изучения общей самооценки( Г.Н. Казанцева )
Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику
уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного
опросника.
Обработка:
Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под
нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под
четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный
результат может находиться в интервале от – 10 до +1.
Интерпретация:
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до
+10 – о высокой самооценке.
Инструкция:
« Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер
положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (),
«не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует
Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно
быстро, не задумываясь».
47Текст опросника
1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5.Я примерно так же способен
и находчив, как большинство
окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах когонибудь, кого я знаю, то ощущаю это
как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне
мешают
различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
4817. Думаю, что я постоянно комунибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19.Мне чаще везет, чем не везет.
20. Я всегда чегото боюсь.
Приложение Б
Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков)
Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного
развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а
также ее адекватность или неадекватность.
Инструкция
Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств,
составляющих приводимый ниже список. Оценивайте ближайший год жизни.
Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в шкале
возможных ответов,
качества
соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне.
напротив оцениваемого
ставя
Сохранение тайны
экспериментатора.
ваших ответов –
профессиональный долг
Шкала возможных ответов:
1 – очень слабая выраженность качества,
2 – слабая выраженность качества,
493 – средняя выраженность качества,
4 – высокая выраженность качества ,
5 – очень высокая выраженность качества.
Список личностных качеств
№ Качество
Активность
Воспитанность
(уважение к
людям)
Доброжелательность
Жизнестойкость
Инициативность
(выдвижение
идей)
Искренность, правдивость
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
50
Возможные ответы
1
2
3
4
57
8
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Настойчивость
Общительность
Отзывчивость
помощь другому)
(сочувствие,
Оптимизм,
жизнерадостность
(вера в лучшее)
Покладистый характер (легкий,
гибкий, идущий на сотрудничество и
компромисс)
Разумность ( учет
реальной
ситуации)
Самокритичность
(способность
видеть у себя и плюсы, и минусы)
Самостоятельность (чаще опора
на себя)
Сдержанность
Собранность (не отвлекаемость)
Творческость (оригинальность)
Уверенность
Увлеченность чемто интересным
51Уравновешенность (спокойствие)
Чувство красоты
Чувство меры (в желаниях, в
поведении)
Гармоничность (согласие с собой
и с внешним миром)
Независимость суждений
2
2
2
2
4
20
21
22
23
24
Среднее
Обработка результатов
Подсчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого:
определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики,
т.е. на 24. Получаем показатель общей самооценки позитивности развития
личности.
Уровень
Высокий
Псевдовысокий
Средний
Низкий
Интервал в баллах
В процентах %
67,51 87,50
87,51 100,0
47,51 67,50
0,00 47,50
3,71 4,50
4,51 5,00
2,91 3,70
1,00 2,90
52Приложение В
Методики самооценки личности (С.А.Будасси).
Выявить количественное выражение уровня самооценки.
Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности:
аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость,
гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость,
застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность,
легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость,
нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность,
обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность,
подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность,
презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность,
самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость,
трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Порядок исследования:
Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих
отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент
выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из
которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а
другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны
быть у идеала.
После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает
заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен
описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то
качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но
менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20
должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего.
Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не
учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.
После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку
53Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в
колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у
идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем
первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале
практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы
испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку
№1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время
заполнения колонки X1).
В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по
каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как
«аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на
7. d будет равно 1–7= 6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в
третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3–
3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом
месте, а в третьей – на 2. В этом случае d будет равно 20–2=18 и т. д.
В колонке № 5 нужно подсчитать d2 по каждому качеству.
В колонке № 6 подсчитывается сумма d2, то есть ?d2 = d12 + d22 + d32 + ... +
d202.
Обработка и анализ результатов:
Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:
, где n – количество сравнительных пар.
Так как в случае =20 формула приобретает следующий вид:
R= 10,00075 ?d2, то легче подсчитывать по второй формуле.
Значения R будут находится в пределах [–1; +1]. Если R находится в пределах
54[1; )], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по
невротическому типу.
Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.
Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.
Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.
Если R = 1, то самооценка завышенная.
Список слов:
АККУРАТНОСТЬ НЕЖНОСТЬ
БЕСПЕЧНОСТЬ НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ
ВДУМЧИВОСТЬ НЕРВОЗНОСТЬ
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ НЕСДЕРЖАННОСТЬ
ГОРДОСТЬ ОБАЯНИЕ
ГРУСТЬ ОБИДЧИВОСТЬ
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ
ЗАБОТЛИВОСТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЗАВИСТЛИВОСТЬ ПЕДАНТИЧНОСТЬ
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПОДВИЖНОСТЬ
ЗЛОПАМЯТНОСТЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ
ИСКРЕННОСТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ
ИЗЫСКАННОСТЬ ПОЭТИЧНОСТЬ
55КАПРИЗНОСТЬ ПРЕЗРИТЕЛЬНОСТЬ
ЛЕГКОВЕРИЕ РАДУШИЕ
МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАЗВЯЗАННОСТЬ
МНИТЕЛЬНОСТЬ РАССУДОЧНОСТЬ
МСТИТЕЛЬНОСТЬ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
НАСТОЙЧИВОСТЬ САМОЗАБВЕНИЕ
СДЕРЖАННОСТЬ СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ
СТЫДЛИВОСТЬ ТЕРПЕЛИВОСТЬ
ТРУСОСТЬ УВЛЕКАЕМОСТЬ
УПОРСТВО УСТУПЧИВОСТЬ
ХОЛОДНОСТЬ ЭНТУЗИАЗМ
56Бланк тестируемого
57