Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире.
Влияние семьи алкоголиков на социально психологическое
развитие подростков
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко
ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или
девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное
представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он
является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует
свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях.
И вот тутто возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть
связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к
которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может
ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть
так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала
(реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это
чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может
растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не
одобрят, не успокоят его, это может привести к беде […..].
Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст.
Это очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В
этом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к
окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют
его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть
осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у
родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь
сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить
которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому
человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные
переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь уподростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как
таковых отца и матери, которые должны создавать все это [ ].
Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут
вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже
привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром
нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в
которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если
пьяницы лечатся [ ].
На протяжении ХХ века менялись представления народа об
алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком,
которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как
неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что
алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.
Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное
употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не
только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском
смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к
этиловому спирту); в социальном смысле – неумеренное употребление
спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в
быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.
Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться
как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а
именно – «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя
(алкогольная зависимость), которая подразумевала соотношение двух
компонентов – физической и психической зависимости […..].
Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения
ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы.
Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать
даже подростки.Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не
только семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство
родителей. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы
аспект проблемы отклонений от нормального психического развития
подростка мы ни затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном
влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка
негативных черт характера, лишает родителей, изза него он попадает в
колонию, детский дом и т.д. […..]
Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам,
которые отрицательно сказываются на социализации подростков, так как
супругам после развода обычно не удается сохранить нормальные отношения,
столь важные для полноценного развития подростка. Утрата возможности
более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по
мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению
травмирует психику подростка […..].
Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии
они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной
раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные
«промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное
поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений,
горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он
теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому
подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им
подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят
свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет
травмировать. У таких подростков снижается общий психический тонус,
нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У
большинства подростков развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги,
исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональнаярегуляция, эмоциональнопознавательные взаимодействия и, как результат,
тормозится интеллектуальное развитие […..].
Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у
подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у
одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему
интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в
асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную
деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в
обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении
создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки
могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей:
ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и
у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников,
что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет
учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там
происходят постоянные пьянки, драки. Изза этого подростки могут уйти из
дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному
влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная
социализация личности такого подростка.
Нередко встречается прямое культивирование патологических форм
поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого
характера подростка. Например, пьяницаотец приучает сына пить и драться,
доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].
Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы
купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству,
воровству, проституции и даже убийствам.
Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни
детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание
этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественноголечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток
превращается в инвалида.
Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников,
которые, пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей
сексуальному насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей.
Все это травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе
подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять
пагубным традициям. Пьянство – причина многих неврозов и нарушений
поведения у членов семей пьяниц.
В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у
подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией,
хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если изза пьяницотцов дети
становятся невротиками, то от пьяницматерей часто рождаются умственно
неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в
тяжелую хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего
общества […..].
Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или
пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым
пьянством и его следствием – алкогольной болезнью. Необходимо
приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на пути
преодоления всего того, что приводит к пьянству […..].
Негативное влияние семьи алкоголиков оказывают на физическое
развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений
с миром и к миру.