Влияние семьи алкоголиков на социально психологическое развитие подростков

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире.
Иконка файла материала Влияние семьи алкоголиков на социально психологическое.doc
Влияние семьи алкоголиков на социально  психологическое развитие подростков Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка   получают   от   родителей   и   от   школы   во   многом   идеализированное представление   о   мире.   Школьник   видит   мир   не   столько   таким,   каким   он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут­то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще   всего   случается   в   подростковом   возрасте.   Подросток   может растеряться, утратить  веру  в добро,  и,  если  родители  не  помогут  ему,  не одобрят, не успокоят его, это может привести к беде […..]. Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом   возрасте   нарастают   нравственный   максимализм,   требовательность   к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку.   Однако   все   эти   нравственные   представления,   душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь уподростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать все это [       ]. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли.   Только   напрасно   привыкли,   напрасно   смирились.   Всем   миром нужно   бороться   с   пьянством,   неминуемо   калечащим   детей.   Нет   семьи,   в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы лечатся [       ]. На   протяжении   ХХ   века   менялись   представления   народа   об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого   следует   стыдиться,   то   потом   оно   стало   восприниматься   как неотъемлемая   часть   жизни   общества.   Дело   дошло   даже   до   того,   что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания. Алкоголизмом   можно   назвать   систематическое   бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только   самому   пьющему   человеку,   но   и   его   окружению.   В   медицинском смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому   спирту);   в   социальном   смысле   –   неумеренное   употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности. Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться как   болезнь.   Немного   позже   термин   «болезнь»   был   заменен   на   другой,   а именно   –   «зависимость»,   причем   подчеркивалась   зависимость   от   алкоголя (алкогольная   зависимость),   которая   подразумевала   соотношение   двух компонентов – физической и психической зависимости […..]. Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения ученых   расходились   и   расходятся   по   любому   аспекту   этой   проблемы. Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже подростки.Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только   семью,   но   и   душевно   равновесие   подростка,   является   пьянство родителей. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект   проблемы   отклонений   от   нормального   психического   развития подростка мы ни затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных   черт   характера,   лишает   родителей,   из­за   него   он   попадает   в колонию, детский дом и т.д. […..] Когда   в   семье   пьет   один   из   родителей,   это   приводит   к   разводам, которые   отрицательно   сказываются   на   социализации   подростков,   так   как супругам после развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь   важные   для   полноценного   развития   подростка.   Утрата   возможности более  или менее регулярно  общаться  с родителем, покинувшим   семью, по мере   необходимости   прибегать   к   его   помощи,   сочувствию,   одобрению травмирует психику подростка […..]. Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они   начинают   устраивать   скандалы,   драки;   в   момент   ярости,   повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные «промахи»   в   поведении,   и   часто   это   провоцирует   ответное   агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких  размышлений.  Лишившись   постоянного  общения  с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки,  интересуются   их   образованием,  они   вместе   с  ребенком   проводят свободное   время,   а   у   него   всего   этого   нет,   и   это   постоянно   его   будет травмировать.   У   таких   подростков   снижается   общий   психический   тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает   заинтересованное   отношение   к   миру.   Ухудшается   эмоциональнаярегуляция,   эмоционально­познавательные   взаимодействия   и,   как   результат, тормозится интеллектуальное развитие […..]. Неполнота   эмоциональной   жизни   в   семье   алкоголиков   вызывает   у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу   к   вещам,   чем   к   людям;   у   других  –  гиперактивность   с  уходом   в асоциальную,   по   стопам   родителей   или,   что   еще   хуже,   криминальную деятельность;   у   многих   наблюдается   тенденция   вести   себя   вызывающе   в обществе,   пытаясь   привлечь   к   себе   внимание   взрослых,   при   неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться   в   школе,   то   он   лишен   возможности   заниматься   дома,   ведь   там происходят постоянные пьянки, драки. Из­за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка. Нередко   встречается   прямое   культивирование   патологических   форм поведения   родителей.   Еще   один   механизм   формирования   уродливого характера подростка. Например, пьяница­отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..]. Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы купить   спиртное,   и   подталкивают   своих   детей   к   попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам. Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание этих   болезней   обостряется.   Довольно   часто,   не   получив   качественноголечения,   эти   заболевания   становятся   хроническими   –   подросток превращается в инвалида. Нередки   случаи,   когда   родители   приводят   домой   собутыльников, которые, пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков,   которые   в   силу   своей   незрелости   не   могут   противостоять пагубным   традициям.   Пьянство   –   причина   многих   неврозов   и   нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у подростков   вызываются   пьянством   родителей,   их   социальной   деградацией, хулиганством,   низким   самоконтролем   и   т.д.   Если   из­за   пьяниц­отцов   дети становятся невротиками, то от пьяниц­матерей часто рождаются умственно неполноценные   дети,   воспитание   которых   в   дальнейшем   превращается   в тяжелую хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества […..]. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством   и   его   следствием   –   алкогольной   болезнью.   Необходимо приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на пути преодоления всего того, что приводит к пьянству […..]. Негативное   влияние   семьи   алкоголиков   оказывают     на   физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и к миру.