«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
Взрослый должен определить чему, где и как научить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Поэтому благоприятной основой является эмоциональная атмосфера. И начинать воспитание надо не с сообщения знаний, а закладывая позитивную эмоциональную базу. Жизнь детей должна быть наполнена оптимизмом, радостью и счастливыми минутами, поэтому так важно создать положительные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
Консультация на тему.docx
Консультация на тему:
«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на
его социальное развитие».
Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их
нравственное развитие и нацеленной на:
формирование положительного отношения к правилам поведения;
закрепление в сознании дошкольника значения правил поведения в жизни
каждого и коллектива в целом;
развитие умения принимать правила как руководство к действию;
обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;
переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по
внутренним побуждениям
Взрослый должен определить чему, где и как научить ребенка, чтобы его
адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Поэтому благоприятной основой является эмоциональная атмосфера. И
начинать воспитание надо не с сообщения знаний, а закладывая позитивную
эмоциональную базу. Жизнь детей должна быть наполнена оптимизмом,
радостью и счастливыми минутами, поэтому так важно создать
положительные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего
развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его
включения в систему общественных отношений, который состоит из:
трудовых навыков;
знаний;
норм, ценностей, традиций, правил;
социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и
эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности
сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни,
мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения
собеседника, отличающейся от собственной).
Общение детей и взрослых
Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка,
среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения
формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение
становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и
воспитателя в детском саду. Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые
шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением
деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи
мимики, движений и звуков.
Младенчество
Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит
ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое
взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не
только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных
действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать
различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.
От трех до пяти
Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-
познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о
предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь
– речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в
данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной
конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую
информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о
своих фантазиях.
От шести до семи
Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще
ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку
особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание.
Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для
ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и
стиль общения находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя,
учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером
ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе
играет общение с детьми-ровесниками.
Влияние игры на социальное развитие.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо
поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается
ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В
процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное,
психическое, эмоциональное. При создании воображаемой ситуации в игре
ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль
взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов,
выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то
есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети
учатся адекватно взаимодействовать.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация
усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил
поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами
взрослые — их поступки, взаимоотношения.
Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное
развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности,
характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:
частотой контактов с ребенком;
эмоциональной насыщенностью контактов;
информативностью.
На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют
максимальное значение.
Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение
информативности, эмоциональная насыщенность.
Третий уровень– взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или
те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и
т.д.
Четвертый уровень– люди, о существовании которых ребенок может знать, но
с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.
Потребность в общении со сверстниками.
Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние,
оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям,
возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность
общения со сверстниками.
В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно
находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты,
складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки
поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими,
которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной
жизни и деятельности.
Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается
прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок
постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике
усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям,
приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным
ситуациям.
Другим путем влияния детского общества на развитие личности детей,
усвоение ими норм поведения служит складывающееся в группе
общественное мнение.
Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение,
которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с
ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают,
охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и
дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не
принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей
располагается между этими «полюсами». Степень поп улярности, которой
пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного
развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с
другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д.
Основные принципы организации процесса социального воспитания :
индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении
ее жизненных отношений;
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить
самого себя в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе
воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития
человечества;
становление потребности и способности общения с миром на основе
гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Как способствовать социальному развитию дошкольника?
Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с
детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и
усвоения моральных норм общества:
чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства
другого человека;
подчеркивать сходство между разными людьми;
предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и
взаимопомощь;
вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на
моральной почве;
последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте
внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует
поступать так, а не иначе. Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального
развития позволяет сделать следующие выводы:
социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный
процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого
осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному” и
постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии
человека;
Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения,
проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума,
знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных
конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, случаев
сотрудничества, взаимопомощи, контроль за поведением ребенка, который в
любом случае не должен ущемлять его достоинство.
Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного
отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное
развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском
саду.
Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и
многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ
личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства,
но и собственного переживания, ярко выраженного отношения, т.к. рассказ
воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание
нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли
вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом
наша ответственность перед ребенком.
«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».
«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».
«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».
«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».
«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.