Влияние средств физической культуры на здоровье школьников
Оценка 4.9
Документация +1
doc
физическая культура +1
Взрослым
14.05.2018
Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава России (2009), оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов в день [Е.В. Демидова, 2009].
Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [А.Г Сухарев. 2005, Б.А. Никитюк 2001].
Влияние средств физической культуры на здоровье школьников
Значительная роль физических упражнений, в сохранении и укреплении здоровья
подрастающего поколения, поддержании высокого уровня работоспособности доказана
многочисленными исследованиями [А.Н. Агаджанян, 2005, Н.М. Амосов, 2001, Матвеев
1991, Р.Е. Мотылянская, 2002, В.П. Лукьяненко, 2001, В.В. Гневушев, 2000 и др.], которые
свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным
питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной
эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни
[Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2004].
Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и
интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и
экстраполярную системы. Дети школьного возраста, имеющие большой объем движений в
течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития,
адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы,
экономичной работой сердечно сосудистой и дыхательной систем, более высокими
адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным
заболеваниям.
Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке
с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка.
При этом по данным Минздрава России (2009), оптимальное физическое развитие и
функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее
2 2,5 часов в день [Е.В. Демидова, 2009].
Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном
воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования
показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим
заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [А.Г Сухарев.
2005, Б.А. Никитюк 2001].
С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия физическими
упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности
организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также
климатогеографических и социальных факторов [Д. Маерс, 2003].
Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень
возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги
возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной
патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и
нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению
обменных процессов, деятельности сердечно сосудистой и дыхательной систем,
повышению защитных реакций [П.М. Мартынова, 2003].
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической
культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов
упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических
упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний
многим более всего и не хватает.
Прежде всего, следует помнить, что использование физических нагрузок не должно
рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный
жизненный фактор [В.П. Лукьяненко, 2001]. Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем
полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются
большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п.) [В.П. Лукьяненко, 2001].
В действительности же не существует линейной зависимости между величиной
нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья. По мнению профессора
Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах
нагрузки, диапазон которых в общемто невелик, и в очень большой степени индивидуален.
Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение
оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности не
приводит к столь же значительному улучшению показателей здоровья, и более того, может
оказать отрицательное воздействие на его состояние [В.П. Дубровский, 2004].
Следует иметь ввиду, что диапазон оптимальности нагрузок в значительной мере
индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у разных людей
может быть различны в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста,
пола и др.
Считается, что 35 разовые занятия в неделю (из них 23 на природе) с
использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других
упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное
восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства [М.Г.
Соловьев, 2006].
Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической
подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие
силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств трехразовых
занятий в неделю совершенно недостаточно. Школьнику должна быть привита любовь
самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием
от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять
ежедневную утреннюю гимнастику, а также желательно закаливание. Лишь в этом случае
происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в
начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания [В.В. Макаров,
2001].
При этом хочется отметить, что высокая оздоровительная эффективность
рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с
недостаточным уровнем развития физических качеств [В.П. Лукьяненко, 2001].
Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач в практике
школьной физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности
и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а
подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития
физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и
успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое отношение должно рассматриваться в
качестве главного критерия постановки физкультурнооздоровительной работы в
общеобразовательной школе.
Влияние средств физической культуры на здоровье школьников
Влияние средств физической культуры на здоровье школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.