Влияние средств физической культуры на здоровье школьников

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава России (2009), оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов в день [Е.В. Демидова, 2009]. Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [А.Г Сухарев. 2005, Б.А. Никитюк 2001].
Иконка файла материала vliyanie_sredstv_fizicheskoy_kultury_na_zdorove_shkolnikov.doc
Влияние средств физической культуры на здоровье школьников Значительная   роль   физических   упражнений,   в   сохранении   и   укреплении   здоровья подрастающего   поколения,   поддержании   высокого   уровня   работоспособности   доказана многочисленными исследованиями [А.Н. Агаджанян, 2005, Н.М. Амосов, 2001, Матвеев 1991, Р.Е. Мотылянская, 2002, В.П. Лукьяненко, 2001, В.В. Гневушев, 2000 и др.], которые свидетельствуют,   что   оптимальная   физическая   нагрузка   в   сочетании   с   рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни [Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2004]. Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные   процессы.   Ритмические   движения   тренируют   пирамидную   и экстраполярную системы. Дети школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение   дня,   характеризуются   средним   и   высоким   уровнем   физического   развития, адекватными   показателями   функционального   состояния   центральной   нервной   системы, экономичной   работой   сердечно   ­   сосудистой   и   дыхательной   систем,   более   высокими адаптационными   возможностями   организма,   низкой   подверженностью   простудным заболеваниям. Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При   этом   по   данным   Минздрава   России   (2009),   оптимальное   физическое   развитие   и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 ­ 2,5 часов в день [Е.В. Демидова, 2009]. Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии   интенсивных   физических   нагрузок   на   растущий   организм.   Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [А.Г Сухарев. 2005, Б.А. Никитюк 2001]. С   учетом   вышесказанного,   следует   отметить,   что   занятия   физическими упражнениями   необходимо   дозировать   с   учетом   индивидуальной   чувствительности организма   к   ней,   суточной   и   сезонной   ритмики,   возрастных   особенностей,   а   также климатогеографических и социальных факторов [Д. Маерс, 2003]. Во   время   выполнения   физических   упражнений   значительно   повышается   уровень возбуждения   двигательных   зон   центральной   нервной   системы.   Возникшие   в   них   очаги возбуждения   способствуют   угасанию   тех   механизмов,   которые   являются   причиной патологического   процесса.   Иначе   говоря,   болезненный   очаг,   как   бы   блокируется,   и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных   процессов,   деятельности   сердечно   ­   сосудистой   и   дыхательной   систем, повышению защитных реакций [П.М. Мартынова, 2003]. Достижение   и   поддержание   высокого   уровня   здоровья   средствами   физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений   и   правильном   их   дозировании.   Укрепить   здоровье   с   помощью   физических упражнений  можно,  только  зная, что, как  и  сколько  надо  делать.  Именно этих знаний многим более всего и не хватает. Прежде всего, следует помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор [В.П. Лукьяненко, 2001].Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п.) [В.П. Лукьяненко, 2001]. В   действительности   же   не   существует   линейной   зависимости   между   величиной нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья. По мнению профессора Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем­то невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности не приводит к столь же значительному улучшению показателей здоровья, и более того, может оказать отрицательное воздействие на его состояние [В.П. Дубровский, 2004]. Следует   иметь   ввиду,   что   диапазон   оптимальности   нагрузок   в   значительной   мере индивидуален.  Ответная  реакция  организма  на одни  и  те  же  нагрузки  у разных  людей может быть различны в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста, пола и др. Считается,   что   3­5   разовые   занятия   в   неделю   (из   них   2­3   на   природе)   с использованием   дыхательной   гимнастики,   ходьбы,   бега,   ходьбы   на   лыжах   и   других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства [М.Г. Соловьев, 2006]. Исследованиями   установлено,   что   для   значительных   сдвигов   в   физической подготовленности,   более   эффективного,   устойчивого   влияния   упражнений   на   развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств трехразовых занятий   в   неделю   совершенно   недостаточно.   Школьнику   должна   быть   привита   любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а также желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания [В.В. Макаров, 2001]. При   этом   хочется   отметить,   что   высокая   оздоровительная   эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным уровнем развития физических качеств [В.П. Лукьяненко, 2001]. Необходимо  всегда  помнить, что для  решения оздоровительных  задач в практике школьной физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое отношение должно рассматриваться в качестве   главного   критерия   постановки   физкультурно­оздоровительной   работы   в общеобразовательной школе.