«ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЕМ БОКСОМ НА КООРДИНАЦИОННО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Несмотря на достаточно большое количество современных методических разработок, и различных программ данное положение ухудшается. А последнее десятилетие уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста вызывает тревогу научных деятелей и сотрудников сферы образования. Формирование двигательных умений и навыков у детей шести-семи лет в значительной степени обеспечивается двигательно-координационными способностями (КДС) и оказывает влияние на умственное развитие детей. Поэтому рассмотрение проблемы развития двигательно-координационных способностей детей дошкольного возраста является важной позицией на наш взгляд.
Иконка файла материала 251504.doc
«ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЕМ БОКСОМ НА КООРДИНАЦИОННО­ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ»СОДЕРЖАНИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…....... ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………..……….… 5 1.1. Методические особенности воспитания координационных  способностей дошкольников…………….……………… 5 1.2. Особенности программы по физическому воспитанию дошкольников. 11 1.3. Функциональные особенности детей дошкольного возраста………….. 12 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ... 16 2.1. Задачи исследования……………………………………………...……… 16 2.2. Методы исследования……………………………………...……...……... 16 2.2.1. Анализ и обобщение литературных данных………..………………… 16 2.2.2. Педагогическое тестирование…………………………….…………… 17 2.2.3. Метод педагогического наблюдения……………………...................... 18 2.2.4. Статистическая обработка результатов исследования………………. 18 2.3. Организация исследования…………………………………..………...… 19 ГЛАВА III. Результаты исследования…………………………………...…... 20 3.1. Тесты для оценки координационно­двигательных способностей детей  6­7 лет…………………………...………………………………………. 3.2. Индивидуальные антропометрические особенности детей  20 дошкольного возраста ………………………………………………………... 3.3. Уровень координационно­двигательных способностей детей 6­7 лет  подготовительной группы …………………………………………………… 24 ВЫВОДЫ……………………………………...………………………………. 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………………………………. 38 23 2ВВЕДЕНИЕ Актуальность. К основе формирования личности ребенка можно отнести его положительное   физическое   развитие   и   здоровье.   Тем   не   менее,   в   среднем процентов   20   детей   дошкольного   возраста   имеют   низкий   уровень   физического развития, а к семи годам этот уровень возрастает до 25­27%. Несмотря   на   достаточно   большое   количество   современных   методических разработок, и  различных  программ данное  положение  ухудшается.  А  последнее десятилетие уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста вызывает тревогу научных деятелей и сотрудников сферы образования. Формирование  двигательных  умений  и  навыков  у детей шести­семи лет  в значительной   способностями (КДС) и оказывает влияние на умственное развитие детей. степени   обеспечивается   двигательно­координационными Поэтому   рассмотрение   проблемы   развития   двигательно­координационных способностей   детей   дошкольного   возраста   является   важной   позицией   на   наш взгляд. За последние лет 20 по данной проблеме существует достаточное количество публикаций о физическом воспитании детей дошкольного возраста, а так же есть работы   и   непосредственно   посвященные   КДС,   но   в   них   рассматриваются координационные способности на примере всего двух­трех упражнений. В   настоящее   время   не   известно   научных   работ,   где   бы   рассматривались комплексно   двигательно­координационные   способности   детей   шести­семи   лет, занимающихся боксом.  Исходя   из   всего   вышеизложенного   вытекает   рабочая  гипотеза  нашего исследования,   которая   заключается   в   том,   что   мы   предполагаем   определить значимость   координационно­двигательных   способностей   у   детей   6­7   лет 3занимающихся   боксом   в   отличии   от   детей,   не   выполняющих   дополнительные физические нагрузки. Исходя   из   изложенной   гипотезы   перед   настоящим   исследованием   была поставлена  цель  –   изучить   и   провести   сравнительный   анализ   двигательно­ координационных   способностей   детей   дошкольного   возраста   занимающихся боксом. Объект   исследования  –   дети   дошкольного   возраста   подготовительной группы. Предмет исследования – двигательно­координационные способности детей шести­семи лет подготовительной группы. Научная новизна  полученных результатов в изложенной работе состоит в том,   что   впервые   рассмотрено   влияние   различных   проявлений   двигательно­ координационных   возможностей   детей   дошкольного   возраста   на   уровень физической подготовленности. Практическая   значимость  заключается   в   появлении   предпосылок   для разработки  конкретных   рекомендаций   тренерам   по   формированию   КДС   детей дошкольного возраста.   4ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Методические особенности воспитания координационных  способностей дошкольников Любой   двигательный   акт   –  это   развивающий   процесс   проходящий координировано, а ЦНС вносит свои изменения которые происходят во внешней среде [6, 42, 43]. Локомоторный аппарат  человека  служит для того чтобы удержать тело в постоянной позе, где любое движение начинается в исходном положении, которое может изменяться, позы, ее поддержание, и регуляция позы, определяется между каналами   прямой   и   обратной   связи   с  нервными   центрами   и  мышцами.  Вот   так происходит   двигательная   координация   в   движениях   и   позах   (цит.   По   М.Р. Могендовичу, 1971). Координации   движений  –   это  взаимодействия   центростремительных   и промежуточных рефлекторных путей с моторным звеном, где обусловлена сложной динамикой   возбудительного   и   тормозного   процессов   ЦНС.   Нервные   процессы определяются так, что центры возбуждения одних вызывают торможения у других. На рецепторных мышцах антагонистов основана, координация движения [4, 25]. Н.А.   Бернштейн   (1991)   говорил   о   развитии   координации   ловкости,   и преодолении «лишних степеней свободы». По выражению Н.А, по работе мышц всего   тела   –   «всенергия»,   это   как   игра   оркестра   ,где   дирижером,   будет центральный   мозг.  Проприорецепция   обеспечивает   восприятие   позы   тела, пассивных   и   активных   движений   его   частей   от   проприорецепторов   сигналы доходят до больших полушарий коры ощущение которое называется «мышечным чувством»  [6,   19,   22].  Движения   координации   невозможна   без   афферентных 5вторичных с мышц импульсов. Если они отключаются, то возникает неправильный порядок   сокращения   мышц   ,в   связи   с   этим   будет   расстроена   координация движений, падает тонус. [32, 23]. Сеченов   И.М.   (1863)   установил   что   мышечное   чувство   в   координации движении и в формировании сознания, и по считая его «главным руководителем   Он   указал   так   же   значение сознания   в   координации   движения». проприорецептивной   чувствительности   в   оценки   пространства   времени   тогда, когда   анализатор   двигательный   взаимодействует   с   другими,   и   подчеркнул,   что чувство   мышечное   будет   объективным   анализатором   временных   и пространственных отношений. Координация невозможна без афферентных вторичных импульсов с мышц. Если   они   отключаются,   то   возникает   отоксия,   т.е.   неправильный   порядок сокращения  мышц,  поэтому  тонус  падает, координация  движения   расстроена [5, 14, 23]. Положение тела в пространстве ­ деятельность кожного, вестибулярного и моторного анализаторов Днем в пространстве значительную, ведущую роль играют зрительные ощущения [4, 25, 33]. На   занятиях   разнообразными   физическими   упражнениями   двигательный анализатор в первую очередь обеспечивает, высокую координацию движений. Происходит   это   путем   пропроонцинтоорной   аферентации,   в   ЦНС   идет информация   о   мышечном   движении   и   его   характере   двигательный   акт корректируется. Когда регулярно выполняется упражнение, только тогда навык становится высококоординированном  [5, 10, 15, 29, 39]. Координация движений является основой ДКС человека. По   Н.А.   Бернштейну   (1991)   координат   есть,   преодоление   избыточной степени   свободы   наших   органов   движений,   по   другому   это,   превращение   их   в управляемые   системы.   При   этом   основной   принцип   заключается   в 6выполнения контролировании   движений   посредством   органов   чувств, произвольного упражнения это дело в основном мышц двигателей нервов которые передают   импульс   в   мышцы   к   движению   от   головного   и   спинного   мозга,   и двигательных центров мозга, откуда исходят приказы к мышцам. [5, 7, 15, 21, 23, 26, 28, 30, 48, 49]. Координация   движений   –   это   процесс,   который   происходящий   в   нашем организме. Согласование работ мышц двигательного аппарата, где большое число степеней свободы примерно около (200), т.е. возможное число, где относительно оси координации происходят движения звеньев тела (В.С. Фарфелю, 1975). В   этой   связи   Д.   Допской   (1995)   предлагает   координацию   движения рассматривать как совокупность трех видов координации: нервный, мышечный и двигательный. Нервная координация – это взаимодействия афферентных систем организма и программирования движения, где в конкретных условиях приводит к решению одной из задач двигательного действия. Двигательная   координация   –  это   согласованное   движение   мышц,   которые передают   команды   на   управления   звеньями   тела.   Согласованные   мышечные действующие группы, которые руководят нервными центрами, определяют нервно­ мышечную   координацию,  где   движения   отдельных  звеньев   тела   во   времени  и  в пространстве, соответствующие двигательной цели и функциональное состояние организма. Координация – это единые процесс центрально­периферической организации движений [5, 7, 19, 26, 28]. Двигательных координаций множество, как и движений человека [21, 22]. В человеческих  движений такое же множество двигательных  координаций правильно считать не только само исполненное действие – как решения процесса 7двигательной   задачи   (Н.А.   Бернштейн,   1966),   но   и   само   формирование двигательной задачи в человеческих передвижениях (В.Б. Коренберг, 1979). В литературе [5, 10, 26, 48, 49]  представлено достаточно большое число определения   ДКС.   Координационные   способности   –   это   согласованные двигательные   действия   –   которые   обеспечивают   высокую   эффективность   в поставленных   целях   и   взаимодействиях   с   координацией   в   деятельности человека [21]. КДС   рассматривается   в   учебно­методической   литературе   по   ТФК   (Л.П.   1991).   соподчинять, Матвеев, организовывать движения в единое целое. Во­вторых, перестроение координации   Подразумевают:   во­первых,   согласовать, при необходимости движений нужно изменить параметры освоенного действия. При   этом   обращаем   внимание   на   отсутствие   единого   унифицированного критерия оценки. Получается,   что   это   способность   приспосабливать   освоенные   движения   и действий к разнообразным условиям среды и деятельности, т.е. так называемый «моторной адаптации» [40]. Координация  движения  является  основной ДКС – это  свойство  человека, которая   определяет   готовность   к   регулированию   двигательного   действия   и оптимальному упражнению. Свойств четыре: быстрота (своевременность), находчивость (инициативность и   стабильности)   и   рациональность   (целесообразность   и   экономичность), правильность (т.е. точность и адекватность). ДКС   через   названные   свойства,   а   ловкость   только   через   находчивость   с другими   свойствами   [26].   ДКС   свойства   (по   В.И.   Ляху,   1984)   раскрывающие сущность рассматривать можно как: –   правильность   (точность,   адекватность):   имеет   две   стороны   выполнение двигательных   действий:   качественную,   названную   Н.А.   Бернштейном   [5]   это 8приведения движений к намеченной цели, и точность движений. Говорить во всех случаях   о   целевой   точности,   с   успешным   выполнением   двигательной   задачи. Финальный   характер   может   носить   точность,   которая   относится   к   итоговому движению   совершаемого   в   данный   момент.   В   других   целевая   точность   будет рассматривается   по   протяжению,   направлению   мышечных   усилий,   т.е.   по   ходу движений [13]; – рациональность (экономичность, целесообразность) имеет качественную и количественную   сторону   двигательных   действий.   Качественная   сторона   – целесообразность   движений,   количественно   проявляет   в   экономичности. Рациональность,   от   первых   свойств   практически   не   склонна   к   переносам. Необходимо совершить ее к каждому двигательному навыку; –   быстрота   (своевременность)   выступает   как   физическое   качество,   а   как быстрота   конечного   результата   движения,   выбора   быстрота   и   осуществления выбора   плана   действий,  быстрота   реагирования,  находчивости  (В.И.  Лях, 1989) такую быстроту называет психической быстротой; – находчивость (стабильность и инициативность) по Н.А. Бернштейну (1991) из   двух   моментов   и   является   основным   свойством   двигательной   ловкости,   т.е. «способностью с честью и быстро выйти из положения». Состоит из: 1.   устойчивость   (способность   к   сбивающим   действиям,   оказывающим воздействие отрицательное на двигательные навыки, и его детали и компоненты в отдельности; 2.   инициативность   (активная   сторона   находчивости),   проявляется   в наилучших вариантах поисках решений двигательных задач. Свидетельствуют   [29,   40,   48,   49]   исследователи,   что   условием   для двигательной находчивости является предвидение в интервале времени, которой ситуация еще не произошла. Находчивость и связанное с ней предвидение прямо зависит от накопленного индивидом двигательного опыта. 9ДКС   может   проявляться   в   двигательных   действиях,   как   отдельно,   так совместно с друг другом; а именно через быстроту, точность, рациональность и не обязательно через находчивость. Не все стороны у ДКС нужно рассматривать как проявления ловкости. Ловкость – это ДКС одной или нескольких представленных в двигательных действиях. Исследователи обращают внимание на, то что [11, 27, 28, 49] при классификации они рассматривают последующие их виды проявлений: специальные (общие) и специфические (частные). Неравномерность развития психофизических функций, это одна из основных причин появления частных или специфических ДКС. Исследователи   к   важным   специфических   ДКС   [49]   выделяют   такие способности:   воспроизведения   точного   дифференцирования   и  пространственных оценок, отмеривания, силовых и временных параметров движений; к равновесию быстрому   реагированию,   ритму,   ориентированию   в   пространстве,   перестроению   произвольному двигательной   деятельности,   вестибулярной   устойчивости, расслаблению мышц, соединения или связи. ДКС специальные – это психофизиологический механизм, который направлен группы   целенаправленных   целостных   двигательных   действий, на   систематизированных   по   сложности   возрастания.   ДКС   специальный   определяет возможность   человека,   определить   готовность   к   управлению   оптимальным   и сходными по смыслу и происхождению двигательному действию [5, 27, 30]. В связи с этим различают следующие ДКС: во всех циклических (ходьба, бег, велосипед,   плавание,   локомоции   на   приспособлениях:   лыжные   гонки,   гребля, биатлон, велосипед и т.п.) и ациклические двигательные действия (метания); в не локомоторных   движениях   тела   в   пространстве   (акробатические   упражнения   и гимнастические;   манипулирования   движениями   конкретных   частей   тела   в пространстве (обвода, указание и т.п.); 10–  передвижения   в   движении   вещей   пространстве   (перекладывание инструментов, наматывание тряпки на палку, переклейка обоев); –  в   метательных   (баллистических)   установка   на   силу   и   дальность   в двигательной деятельности (метания: копья, диска, толкания ядра); – в движениях на меткость (броски или метания разных предметов в цель это дарц, жонглирование, теннис, городки); в движениях прицеливаниях; подражающих и копирующих действиях; в атакующих и защитных действий единоборств (бокс, единоборства,   фехтования);   в   технико­тактических,   нападающих   и   защитных технических действиях во многих подвижных и спортивных играх (гандбол, теннис, мини футбол и регби и др.). В   ДКС   не   вошли   группы,   которые   относятся   к   бытовым   операциям   и трудовой деятельности [27]. Развитие специальных и специфических ДКС составляет понятие «общее» двигательно­координационные способности. ДКС   общее   [23,   29]   это   реализованные   и   потенциальные   человеческие возможности, определяющие готовность к управлению оптимальным и различным по происхождению и смыслу двигательным действиям. Нужно различать элементарные сложные ДКС. Элементарные это те, которые проявляются в беге ходьбе, а более сложные в единоборствах и спортивных играх. Элементарные   их   задача   воспроизводить   точно   пространственные   параметры движений – перестраивать быстро двигательные действия во внезапных условиях измененной обстановки. ДКС проявления зависят от развития физических качеств человека,   есть   два   показателя   ДКС:   латентные   (относительные)   и   явные (абсолютные) [10, 15, 27, 48]. 1.2. Особенности программы по физическому воспитанию дошкольников 11Россия   одна   из   стран,   где   физическое   воспитание   в   учебных   заведениях строится на основе учебных централизованных программ, где регламентирующая содержательная часть занятий физкультурой и их объем. Программа нацелена на обучение  детей двигательным  умениям основным и последовательным  навыкам, воспитания физических качеств (ДСК, силы, выносливости, быстроты), и обучения знаний,   на   которых   дети   учатся   самостоятельно   себя   оценивать.   Структура распространенных программ по физическому воспитанию в дошкольный период, состоит из основных четырех разделов [12, 17, 20, 38]. 1. Психомоторное развитие. Когда дети знакомятся с названиями частей тела и пропорциональными размерами. После формируется визуальное восприятие. 2. Обучение двигательным умениям и навыкам. Раздел   включает:   игровую   физическую   активность,   совершенствование основных двигательных умений и навыков – это бег, прыжки, метания, хватания, отбивания   (мяча   руками   и   ногами).   Детей   учат   контролю   за   движением   их собственного   тела   для   того,   чтобы   двигательные   умения   были   использованы   в различных ситуациях. При физкультурно­игровой деятельности дошкольников, что правила   должны   быть   простыми,  а  участие   в   них   массовыми.  Основу   процесса соревновательных игр должны быть взаимопомощь, а основу деятельности делятся на индивидуальный результат, а не на победе над кем либо. Гимнастика в которую входят упражнения на равновесие, лазание, кувырки, перенос веса тела с одной стороны части тела на другую а так же развитие взрывной силы (прыжки). Плавание и игры на воде – дети учатся играм и преодолению страхов перед ней, а так же обучают основам плавания и проходят правила безопасности на воде. 3.  Воспитание   физических   качеств.   Именно   на   этом   этапе   дети   должны поощряться к организованной физической активность подвижным играм. 121.3 Функциональные особенности детей дошкольного возраста Двигательная активность ребенка в движениях, обоснована физиологически. Изменения   происходят   в   его   физическом   и   психическом   развитии, совершенствуются системы организма, а именно (мышечная, сердечно ­сосудистая, дыхательная и др.). Быстрое   развитие   и   рост   детского   организма   происходит   в   младшем дошкольном возрасте. Вес увеличивается примерно на 2 кг, а тело вытягивается на 6   см   приблизительно.   Все   органы   развиваются,   функции   физиологически совершенствуются,   терморегуляциионные   и   обменные   процессы,   экономичной деятельностью становятся дыхательная система и сердечно­сосудистая – частота сердечных сокращений снижается (от 110 уд/мин до 90 уд/мин), а вдохов в минуту (с 30до 25 вдохов в мин.). Давление артериальное нестабильное примерно 73 ­ до 76 мм ртутного столба [20, 35]. Изменения касаются и формы грудной клетки, темпы роста легких снижаются, идет начало грудного типа дыхания. Активно формируются Кости черепа начинают активное формирование, а так же формируются своды стоп изгибы позвоночника, запястья, таз. Мышечная ткань изменяется, некоторые звенья суставно­связочного аппарата ослабевают, в связи с неблагоприятными условиями (сильное мышечное напряжение и длительное пребывание в неудобных позах ).В связи с этим могут происходить   естественные   нарушения   хода   развития   –   плоскостопие,   дефекты осанки, травмы тазобедренного и других суставов [2, 47]. Происходит   быстрое   развитие   моторных   функций.   Примерно   1500­2000 локомоций   в   час   это   потребность   в   движениях.   Для   развития   и   укрепления здоровья детей включают прогулки, где происходит развитие сердечно­сосудистой, 13дыхательной, мышечной и других наиважнейших систем детского организма [18, 32]. Изменения   показателей   физического   развития   в   старшем   дошкольном возрасте   происходит   плавно,   чем   в   предыдущей   возрастной   период. Совершенствуются нервные процессы, улучшаются их подвижность, устойчивость, уравновешенность. Но торможение при перегрузках и истощение нервных клеток остается [20, 24, 47]. Идет   дальнейший   рост   физиологических   систем   и   развитие   всех   органов. Изменение соотношение размеры головы и туловища приближаются к соотношению таких   же   показателям   у   взрослых.   Длина   верхних   и   нижних   конечностей увеличивается   ,   осанка   формируется   –   у   детей   к   семи   годам   в   отделах позвоночника хорошо выражены изгибы в грудном и шейном отделах [2, 36]. Более   развитыми   в   этот   период   окажутся   те   группы   мышц,   которые   в обыденной деятельности действуют активней у детей. Это мышцы обеспечивающие тело   в   вертикальном   положении   бег,   ходьбу   (крупных   мышц   конечностей   и туловища). Высокая   двигательная   активность   у   стершего   дошкольного   возраста сохраняется [24, 34, 36]. С   дошкольным   возрастом   детей   необходимо   учитывать   возрастные индивидуальные   особенности   детей.   Дошкольный   возраст   детей   составляет неоднородную   группу   физического   развития   по   показателям.   Только   10­12% относится к высокому, большой процент к среднему уровню развития и треть к низкому [37, 46]. В   каждом   возрастном   периоде   есть   тенденция   развития   и   средства   для физического   воспитания.   Обладая   знаниями   особенности   онтогенеза,   можно реализовать оптимальный процесс обучения и воспитания и ребенка [18, 20]. 14Положительные   изменения   ребенка   в   организме   происходят   только   при двигательной   оптимальной   активности.   В   занятиях   регулярными   физическими упражнениями,   приводит   к   адаптивным   возможностям   организма,   повышать уровень   физического   развития,   снижает   заболеваемость,   и   двигательная подготовленность детей [3, 9, 44]. Показатели прироста повышаются, когда на максимальный период прироста темпов идет физическая способность. При совпадении, ребенок долго сохраняет достигнутый   результат   и   добивается   высокого   результата   в   физической подготовленности [8, 45]. Повышенной   степенью   восприятия   отличаются   этапы   и   периоды онтогенетического развития, приспособления и реагирования к неспецифическим и специфическим условиям внешней среды в современной науки рассматриваются как чувствительные или критические (сенситивные) периоды [8]. В двигательно­координационных способностей младшего школьного возраста особенно   благоприятен   для   развития.   Для   координационной   базы   наиболее подходящий возраст 6­9 лет [3, 11, 19, 41]. Двигательно­координационный рост показателей способностей с 7 до 11 лет составляет   у  мальчиков  22,5­80,0%  (в среднем  56,2%)  у  девочек  28,6­92,3%  (в среднем 62,39%) [28]. Авторы   [1,   16,   24,   31,   32   и   др.]   говорят,   что   развития   двигательно­ координационных способностей наиболее благоприятно в дошкольном возрасте. В 6­7 летнем   возрасте,   в   воспитании   двигательно­координационных   способностях,   темпы развития в 1,5­2 раза превосходят другие двигательные способности. Это говорит о том, что необходимо сделать акцент на формировании двигательно­координационных способностей   в   дошкольном   возрасте,   для   того   чтобы   заложить   фундаментальную координационную базу для дальнейшего развития и обучения в школе. 15ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования Целью настоящей работы является изучить и провести сравнительный анализ двигательно­координационных   способностей   детей   дошкольного   возраста занимающихся боксом. Исходя из цели были поставлены следующие задачи: 1.  Выявить   наиболее   значимые   тесты   для   оценки   координационно­ двигательных способностей детей 6­7 лет дошкольного возраста; 2.  Определить   индивидуальные   антропометрические   особенности   детей шести­семи лет. 3.   Определить   эффективность   занятий   боксом   на  координационно­ двигательные способности у детей дошкольного возраста. 2.2. Методы исследования Для решения поставленных задач применялись следующие методы: 1. Анализ и обобщение литературных данных по исследуемой проблеме. 2. Педагогическое тестирование. 3. Метод педагогического наблюдения. 4. Статистическая обработка результатов исследования. 2.2.1. Анализ и обобщение литературных данных Изучение   литературных   источников   позволило   составить   представление   о состоянии исследуемого вопроса, обобщить имеющие экспериментальные данные; а   так   же   выяснить   мало   исследуемые   вопросы   и   слабо   аргументированные 16положения,   касающиеся   двигательно­координационных   способностей   детей дошкольного возраста. Анализу   и   обобщению   была   подвергнута   литература   отечественных   и зарубежных   авторов   по   рассматриваемым   в   представленной   работе   вопросам. Всего было изучено 49 литературных источников. 2.2.2. Педагогическое тестирование Для   определения   уровня  двигательно­координационных   способностей использовалась следующая батарея тестов. Тест 1.  Способность к перестроению двигательных действий – «Челночный бег с переноской предмета» (по И.М. Яблоновскому, 1953). Тест 2.  Способность к статическому равновесию – «Цапля на болоте» (по А.А. Гужаловскому, 1978). Тест   3.  Челночный   бег   –   шесть   раз   по   пять   метров   –   комплексно характеризует скоростную выносливость и двигательную координацию. Тест 4.  Способность к реагированию. Простая зрительно­моторная реакция (ЗМР). Тест 5.  Точность попадания в цель (двигательная точность) «Снайпер» (по И.В. Харабуга, 1969). Тест 6. Способность к пространственному дифференцированию «Прыжки по разметкам» (по P. Hirtz с соавтор., 1986). Тест 7. Способность к ритму – «Бег по кочкам» (по А.М. Жукову, 1968). Тест   8.  Способность   ориентировки   в   пространстве   и   вестибулярного аппарата «Веселая юла» (по В. Старосте, 1996). Тест 9. Динамическое равновесие – пройти по линии (по K. Mekota, 1984). 17Тест 10. Способность к согласованию движения рук «Переложи кубики» (по В.И. Ляху, 1989). 2.2.3. Метод педагогического наблюдения Педагогические   наблюдения   в   контрольной   и   экспериментальной   группах проводились в течение всего исследования детей 6­7 лет – дошкольного возраста. В процессе   данных   наблюдений   уточнялся   фактический   объем,   эмоциональное состояние, настроение детей. 2.2.4. Статистическая обработка результатов исследования Статистическая   обработка   результатов   применялся   для   обработки полученного материала в ходе исследования. 1. Среднее   арифметическое   выборки –  этот  показатель   вычислялся  путём сложения всех полученных значений (вариантов) и делился на число вариантов: где х1 – значение, n – число вариантов. 2. Стандартное  отклонение  – степень  отклонения  данных  наблюдений  или множеств от среднего значения. Небольшое стандартное отклонение указывает на то,   что   данные   группируются   вокруг   среднего   значения,   а   значительное   –   что начальные данные располагаются далеко от него. Стандартное отклонение равно квадратному   корню   величины,   называемой   дисперсией.   Она   есть   среднее   число суммы   возведенных   в   квадрат   разностей   начальных   данных,   отклоняющихся   от среднего значения. 18где   – дисперсия;   – i­й элемент выборки;   – объём выборки;   –  среднее арифметическое выборки: 3.  Двухвыборочный t­тест с одинаковыми дисперсиями. где Х –  среднее арифметическое выборки,  s – стандартное отклонение, n – значение. 2.3. Организация исследования Исследование проводилось в несколько этапов: На первом этапе изучалась научно­методическая литература по изучаемому вопросу.   Формулировка   темы,   постановка   цели   и   задачи   исследования, формулировка гипотезы исследования. На втором этапе было проведено педагогическое тестирование среди детей дошкольного возраста шести­семи лет, среди которых в экспериментальную группу входили дети, занимающиеся боксом и контрольную в которой дети ни чем не занимались. На протяжении всего эксперимента дети подвергались одинаковому тестированию на определение уровня двигательно­координационных способностей в начале учебного года и в конце. На   третьем   –   заключительном   этапе   была   произведена   статистическая обработка полученных результатов, сформулированы выводы. В   эксперименте   приняли   участие   дети,   не   имеющих   медицинских ограничений в занятиях физической культурой, в возрасте 6­7 лет, занимающихся боксом и те, которые не занимались дополнительно в спортивных секциях. 19В   эксперименте   приняло   участие   30   детей   (6­7   лет),   15   детей   в экспериментальной группе, 15 детей в контрольной группе. 20ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЕДОВАНИЯ 3.1 Тесты для оценки координационно­двигательных способностей детей 6­7 лет Ряд   авторов   считают   [10,   16,   21,   32],   что   для   определения   двигательно­ координационных способностей детей дошкольного возраста следует использовать следующие тесты. Тест 1.  Способность к перестроению двигательных действий – «Челночный бег с переноской предмета» (по И.М. Яблоновскому, 1953). Проводится на ровной дорожке длиной 5 метров. За каждой чертой делаются два полукруга радиусом 50 см с диаметром на черте. В одном полукруге лежат два кубика   из   положения   высокого   старта,   по   команде   марш   ребенок   пробегает   5 метров   от   одной   черты   до   другой,  берет   кубик,  лежащий   в   полукруге,   быстро возвращается к стартовой черте и кладет в другой полукруг. Затем возвращается назад и переносит второй кубик. Выполняется одна попытка. Учитывается время в (десятых долях секунды) команды марш, до момента касания полукруга вторым кубиком. Бросать кубик не разрешается. При нарушении этого правила назначается вторая попытка. Место проведение: спортивный зал. Оборудование: мел, кубики, секундомер. Тест 2.  Способность к статическому равновесию – «Цапля на болоте» (по А.А. Гужаловскому, 1978). Обследуемый   стоит   на   полу.   Ему   предлагается   поджать   одну   ногу   и простоять на второй как можно дольше. Положение рук произвольное. Измеряется время (в  десятых  доли  секунды) стояние  на одной ноге  с отрытыми  глазами  с момента поджатия ноги до момента потери равновесия (в сек). Потеря равновесия 21считается   касание   второй   ноги   опоры   или   передвижение   на   опорной   ноге. Оборудование: секундомер. Тест   3.  Челночный   бег   –   шесть   раз   по   пять   метров   –   комплексно характеризует скоростную выносливость и двигательную координацию. В зале на расстоянии 5 метров друг от друга ставят на полу две стойки. По команде «марш!» участник   стартует   от   первой   стойки,   добегает   до   второй,   оббегает   ее, поворачивается кругом и возвращается к первой стойки. Необходимо выполнить максимально   быстро,   двигаясь   все   время   в   одном   направлении,   три   таких замкнутых цикла (туда и обратно – это один цикл). Время засекается с точность до 0,1 сек. в момент пересечения линии, от которой выполняется старт, все участники должны быть в обуви не дающей скольжение. Разрешается вторая попытка. Тест 4.  Способность к реагированию. Простая зрительно­моторная реакция (ЗМР).   Обследуемому   предлагается   по   световому   сигналу   как   можно   быстрее нажать   на   кнопку   для   того,   что   бы   остановить   секундомер,   запускаемый одновременно со световым сигналом. Фиксируется время реакции между сигналом и моментом нажатия (в десятых долях сек). Дается две попытки. В зачет идет лучшая. Оборудование: реакциометр. Тест 5.  Точность попадания в цель (двигательная точность) «Снайпер» (по И.В. Харабуга, 1969). Обследуемый держит в руках малый теннисный мяч и стоит за линией на расстоянии 1,5 метра от мишени, которая располагается на стенке, на высоте роста испытуемых. Ребенку предлагается произвести бросок мяча в цель, стараясь попасть как можно ближе к центу мишени. Окружность мишени – диаметр 1   метр.   Дается   три   попытки,   результаты   суммируются,   и   находится   среднее значение. За попадание в яблочно три бала, далее по убывающей. Оборудование: теннисные мячи и мел. 22Тест 6. Способность к пространственному дифференцированию «Прыжки по разметкам» (по P. Hirtz с соавтор., 1986). Обследуемый стоит на кубе, высотой (50 см) на расстоянии 70 см от куба. Проведена контрольная разметка в виде линии. Ребенку  предлагается   прыгнуть  на  контрольную  отметку  таким  образом,  чтобы пятки   оказались   как   можно   ближе   к   линии.   Двигаться   после   приземления запрещается. При нарушении на знается повторная попытка. Дается две попытки. Измеряется   среднее   абсолютное   отклонение   от   контрольной   отметки   по   двум попытка. Оборудование: маты, мел и измерительная лента. Тест 7.  Способность к ритму – «Бег по кочкам» (по А.М. Жукову, 1968). Обследуемому предлагается пробежать две дистанции по 10 метров, одна из них стандартная.   На   протяжении   второй,   на   разном   расстоянии   друг   от   друга расположены   обручи,   в   которые   должен   наступать   испытуемый   во   время   бега. Определяется разница между временем пробегания первой и второй дистанции (в десятых   долях   секунды).   Оборудование:   шесть   гимнастических   обручей, секундомер, измерительная лента. Тест   8.  Способность   ориентировки   в   пространстве   и   вестибулярного аппарата «Веселая юла» (по В. Старосте, 1996). Повороты на месте в очерченном круге.   Обследуемый   стоит   на   ковре   в   очерченном   круге   (маленьком   обруче) диаметром 50 см. лицом к экспериментатору. По команде обследуемый начинает повороты кругом, стоя на одном месте. Нужно сохранять равновесие и не выходить за пределы круга. Оценивается время (в десятых долях сек.) четырех поворотов, после выполнения, которых необходимо четко зафиксировать исходное положение. Оборудование: мел, обруч, секундомер. Тест 9.  Динамическое равновесие – пройти по линии (по  K.  Mekota, 1984). Обследуемый идет по линии длиной в полтора метра, которая начерчена на полу. Испытуемому дается одна пробная попытка, когда он идет по линии с открытыми 23глазами   и   две   зачетные,   когда   он   идет   с   закрытыми   глазами.   Скорость передвижения   по   линии   испытуемый   выбирает   самостоятельно,   положение   рук произвольно. Измеряется максимальное отклонение от линии испытуемого в см. Результаты двух зачетные попыток складываются, определяется среднее значение. Оборудование: мел, измерительная линейка. Тест 10. Способность к согласованию движения рук «Переложи кубики» (по В.И.   Ляху,   1989).   Обследуемый   стоит   перед   двумя   стульями.   На   левом   стуле коробка с 9­ю кубиками, на правом такая же коробка без кубиков. По сигналу ребенку предлагается переложить кубики как можно быстрее из одной коробки в другую, передовая их из руки в руку. При этом один раз разрешается брать только один   кубик.   При   падении   или   неправильном   расположении   кубика   в   коробке, ребенок сам исправляет ошибки. Фиксируется время (в десятых долях секунды) от момента до того момента, когда все кубики правильно уложены дается выполнить две попытки. Зачет идет лучший. Оборудование: 9 кубиков 7х7х7 см, две коробки, секундомер. 3.2   Индивидуальные   антропометрические   особенности   детей дошкольного возраста В   эксперименте   приняло   участие   30   детей   (6­7   лет),   15   детей   в экспериментальной группе, 15 детей в контрольной группе (таблица 1). Ростовесовые показатели детей экспериментальной и контрольной групп Таблица 1 ЭГ КГ Уровень 24Х±σ Х±σ Рост, см Вес, кг 121,36±5,21 26,38±7,14 121,51±5,08 26,59±8,53 значимости p>0,05 p>0,05 В   таблице   1   приведены   показатели   проведенных   антропометрических исследований (рост и вес). Среднее арифметическое роста обеих групп обследуемых практически равны (121,36±5,21 и 121,51±5,08). Тоже самое мы видим и с показателями массы тела (26,38±7,14 и 26,59±8,53). Рассчитанные показатели t­критерия Стьюдента говорят о   недостоверности   различий   (p>0,05)   среди   экспериментальной   и   контрольной групп, а т.е. можно сделать выводы об однородности росто­весовых показателей. 3.3 Уровень координационно­двигательных способностей детей 6­7 лет подготовительной группы Физическое   воспитание   является   поиском   эффективных   средств совершенствования развития двигательной среды детей на основе формирования у них   потребностей   в  движениях.  Развитие   интереса   к   движениям   проводится   на основе потребностей ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость определить двигательно­ координационные способности детей дошкольного возраста занимающихся боксом. В выбранными ними десятью тестах приняли участие 30 мальчиков 6­7 лет. Всего   было   две   группы   по   15   человек   в   каждой   группе.   Первая   группа   – экспериментальная,   а   вторая   –   контрольная.   Достоверность   полученных результатов   оценивалось   с   помощью  t­критерия   Стьюдента   для   несвязанных выборок. 25На   начальном   этапе   мы   выявили   уровень   координационно­двигательных способностей   детей   и   провели   комплексную   оценку   с   помощью   специально отобранных тестов (таблица 1). На данном уровне двигательно­координационные способности детей обеих групп находились на примерно одном уровне развития. Дети экспериментальной группы еще не занимались боксом. Проведенное в начале года (сентябрь) комплексное тестирование КДС детей обеих групп позволило сделать вывод, о том, что достоверных (p>0,5) различий между детьми практически не наблюдается, кроме результатов в тесте на точность попадания   в   цель   «Снайпер»,   где   результаты   достоверно   различаются  (p0.05) (таблица   1).   Что   свидетельствует   об   однородности   экспериментальной   и контрольной групп. Таблица 1 Результаты тестирования координационно­двигательных способностей детей в начале года (сентябрь) № 1 2 3 4 5 Тест Способность к перестроению  двигательных действий –  «Челночный бег с переноской  предмета» Способность к статическому  равновесию – «Цапля на болоте» Челночный бег – шесть раз по пять  метров Способность к реагированию.  Простая зрительно­моторная  реакция (ЗМР) Точность попадания в цель  (двигательная точность) «Снайпер» ЭГ Х±σ КГ Х±σ Уровень значимости 13,3±1,7 14±1,0 p>0.05 19,5±1,7 18,8±3,3 p>0.05 15,5±0,6 15,9±0,6 p>0.05 0,45±0,4 0,46±0,06 p>0.05 2,6±0,31 2±0,39 p0.05 266 Способность к пространственному  дифференцированию «Прыжки по  разметкам» 7 Способность к ритму – «Бег по  кочкам» Способность ориентировки в  пространстве и вестибулярного  аппарата «Веселая юла» 8 по линии. 9 Динамическое равновесие – пройти  10 Способность к согласованию  движения рук «Переложи кубики» 4±0,7 4,7±0,7 p>0.05 0,37±0,07 0,40±0,06 p>0.05 7,5±0,5 7,5±0,9 p>0.05 12,2±1,3 12,6±1,0 p>0.05 11,11±0,7 11,15±0,59 p>0.05 В тестах «Челночный бег с переноской предмета», Челночный бег и «Бег по кочкам» мы оценили, что в экспериментальной группе и в контрольной группе, нет достоверных различий (p>0.05), они практически однородны. В следующем тесте, «Цапля на болоте», где нужно было удержать равновесие на одной ноге, результаты получились тоже не достоверные в обеих группах. Мы провели тест Способность к реагированию. Простая зрительно­моторная реакция (ЗМР) и хотели оценить на сколько быстро дети среагируют, где тоже результат не достоверный (p>0.05). А вот в тесте точность попадания в цель «Снайпер» детям предложили попасть точно в   цель   с   места,   где   мы   обнаружили   достоверный   результат   между   группами (p0.05).   Во   всех   остальных   тестах:   «Прыжки   по   разметкам»,     «Веселая   юла», динамическое равновесие – пройти по линии и «Переложи кубики» так же не было обнаружено достоверных различий среди экспериментальной и контрольной групп. После   чего,   контрольная   группа   жила   своей   обычной   жизнью,   а экспериментальная совершенствовала свои навыки, занимаясь в секции бокса. В мае мы провели повторное тестирование обоих групп, чтобы просмотреть тенденции   роста   развития   КДС   детей   шести­семи   лет   в   экспериментальной   и контрольной группах (таблица 2). 27Таблица 2 Результаты тестирования координационно­двигательных способностей детей в конце года (май) № 1 Тест Способность к перестроению  двигательных действий –  «Челночный бег с переноской  предмета» равновесию – «Цапля на болоте» 2 Способность к статическому  3 Челночный бег – шесть раз по пять  метров № 4 Тест Способность к реагированию.  Простая зрительно­моторная  реакция (ЗМР) 5 Точность попадания в цель  (двигательная точность) «Снайпер» Способность к пространственному  дифференцированию «Прыжки по  разметкам» 6 7 Способность к ритму – «Бег по  кочкам» Способность ориентировки в  пространстве и вестибулярного  аппарата «Веселая юла» 8 по линии. 9 Динамическое равновесие – пройти  10 Способность к согласованию  движения рук «Переложи кубики» ЭГ Х±σ КГ Х±σ Уровень значимости 12,3±1,6 13,7±1,6 p0.05 23,8±2,9 20,5±1,3 14,6±0,7 15,5±0,6 p0.05 p0.05 Продолжение таблицы 2 ЭГ Х±σ КГ Х±σ Уровень значимости 0,40±0,1 0,41±0,04 p>0.05 1,7±0,3 1,5±0,2 p>0.05 3,2±0,5 4,2±0,6 p0.05 0,29±0,08 0,35±0,05 p0.05 5,5±0,8 6,7±0,5 p0.05 10,4±1,0 11,1±0,8 p0.05 11,05±0,6 11,10±0,5 p>0.05 28По результатам тестирования экспериментальной и контрольной группы мы наблюдаем   достоверные   различия   (p<0,05)   практически   во   всех   тестах, проведенных нами. Это говорит о положительном влиянии на КДС занятий в секции бокса (таблица 2).  Недостоверные различия в тесте на  точность попадания в цель (двигательная точность) «Снайпер», простая зрительно­моторная реакция (ЗМР) и тест  «Переложи кубики» можно обусловить тем, что в результатах данного вида координационных   способностей   у   детей   данного   возраста   идет   незначительное улучшение результатов. В тестах способность к перестроению двигательных действий – «Челночный бег с переноской предмета», Челночный бег и «Бег по кочкам» просматривается рост результатов достоверное различие присутствует, как у первой так и у второй группы.   Далее   мы   провели   тест   на   способность   к   статическому   равновесию   – «Цапля   на   болоте»   мы   оценили,   что   результаты   не   заставили   себя   ждать достоверное различие есть, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. А   в   тесте   способность   к   пространственному   дифференцированию   «Прыжки   по разметкам»   экспериментальная   группа,   отличилась   и   вышла   вперед   на   1   целую результат достоверный. В   тесте  способность   ориентировки   в   пространстве   и   вестибулярного аппарата «Веселая юла»  различие достоверны дети экспериментальной группы выполнили   задание   быстрей   на   1,2   сек,   чем   контрольная   группа,   тем   самым результат достоверный. И в тесте Динамическое равновесие – пройти по линии дети     экспериментальной   группы   были   ближе   к   линии   на   0,7   мм,   а   у   дети контрольной   группы     отклонения   были   больше   результат   достоверный.   А   в тесте способность к согласованию результат этого теста, различия достоверны, так   как   дети     экспериментальной   группы   сделали   0,5   сек   быстрей,   чем контрольная группа. 29Эффективность   занятий   боксом   оценивалась   посредством   сравнения полученных   показателей   координационно­двигательных   возможностей   детей экспериментальной группы в начале и в конце учебного года (таблица 3). Результаты тестирования координационно­двигательных способностей экспериментальной группы в начале и в конце года Таблица 3 № 1 Тест ЭГ (сентябрь) Х±σ ЭГ (май) Х±σ Уровень значимости Способность к перестроению  двигательных действий –  «Челночный бег с переноской  предмета» 13,3±1,7 12,3±1,6 p0.05 2 Способность к статическому  равновесию – «Цапля на болоте» 19,5±1,7  23,8±2,9 p0.05 № 3 4 5 6 7 Тест Челночный бег – шесть раз по пять  метров Способность к реагированию.  Простая зрительно­моторная  реакция (ЗМР) Точность попадания в цель  (двигательная точность) «Снайпер» Способность к пространственному  дифференцированию «Прыжки по  разметкам» Способность к ритму – «Бег по  кочкам» 8 Способность ориентировки в  пространстве и вестибулярного  Продолжение таблицы 3 ЭГ (сентябрь) Х±σ 15,5±0,6 ЭГ (май) Х±σ 14,6±0,7 Уровень значимости p0.05 0,45±0,4 0,4±0,1 p>0.05 1,7±0,3  2,6±0,31 p<0.05 4±0,7  3,2±0,5 p<0.05 0,37±0,08  0,29±0,07 7,5±0,5 5,5±0,8 p0.05 p0.05 30аппарата «Веселая юла» по линии. 9 Динамическое равновесие – пройти  10 Способность к согласованию  движения рук «Переложи кубики» 12,2±1,3 10,4±1,0 p<0.05 11,11±0,7 11,05±0,6 p0.05 По результатам расчетов просматривается тенденция роста развития КДС детей  практически   по  всем  тестам, кроме  теста  способность  к  реагированию  – простая зрительно­моторная реакция (ЗМР) (таблица 3). В тестах способность к перестроению двигательных действий – «Челночный бег   с   переноской   предмета»,   Челночный   бег   и   «Бег   по   кочкам»   у экспериментальной группе результат вырос на 1 целую по сравнению с началом года   результат   достоверный.   В   следующем   тесте   Способность   к   статическому равновесию – «Цапля на болоте» дети улучили свои показатели на 4,3 сек за счет выросшей у детей КДС при   занятиях в секции бокса. И в тесте Способность к реагированию.   дети экспериментальной группы среагировали быстрей на 0,5 сек, чем дети контрольной зрительно­моторная   реакция     Простая   (ЗМР) группы   не   занимавшихся   в   секции   бока,   однако   результаты   статистически   не достоверны   (p>0.05).   В   тесте   на   точность   попадания   в   цель     «Снайпер»   дети экспериментальной группы, так же улучшили свои результаты  благодаря занятиям в   секции   бокса   результат   достоверный.   Далее   был   тест   на   способность   к пространственному   дифференцированию   «Прыжки   по   разметкам»   у   детей экспериментальной   группы   выросли   показатели   на   0,8   они   были   ближе   чем, контрольная группа которая не занималась в секции бокса, результат достоверный. В   тесте   способность   ориентировки   в   пространстве   и   вестибулярного   аппарата «Веселая юла» у экспериментальной группе показатели выросли на 2 сек благодаря занятиям в секции бокса, результат достоверный. Дети экспериментальной группы в тесте динамическое равновесие – пройти по линии  улучшили свои результаты на 31за   счет   занятий   в   секции   бокса,   результат   достоверный.   В 1,8   мм   экспериментальной   группе   в   тесте   способность   к   согласованию   движения   рук «Переложи кубики» дети справились быстрей на 0,06 сек, результат достоверный . Результаты тестирования координационно­двигательных способностей контрольной группы в начале и в конце года Таблица 4 Тест КГ (сентябрь) Х±σ КГ (май) Х±σ Уровень значимости Способность к перестроению  двигательных действий –  «Челночный бег с переноской  предмета» равновесию – «Цапля на болоте» 2 Способность к статическому  3 Челночный бег – шесть раз по пять  метров 14±1,0 13,7±1,6 p>0.05 18,8±3,3 20,5±1,3 p0.05 15,9±0,6 15,5±0,6 p>0.05 Продолжение таблицы 4 № 1 № 4 Тест КГ (сентябрь) Х±σ КГ (май) Х±σ Уровень значимости Способность к реагированию.  Простая зрительно­моторная  реакция (ЗМР) 5 Точность попадания в цель  (двигательная точность) «Снайпер» Способность к пространственному  дифференцированию «Прыжки по  разметкам» 6 0,46±0,06 0,41±0,04 p>0.05 1,5±0,39 2±0,2 p>0.05 4,7±0,7 4,2±0,6 p>0.05 7 Способность к ритму – «Бег по  8 Способность ориентировки в  кочкам» 0,40±0,06 0,35±0,05 7,5±0,9 6,7±0,5 p>0.05 p0.05 32пространстве и вестибулярного  аппарата «Веселая юла» по линии. 9 Динамическое равновесие – пройти  10 Способность к согласованию  движения рук «Переложи кубики» 12,6±1,0 11,1±0,8 11,15±0,59 11,10±0,5 p0.05 p0.05 По результатам тестирования к конце года (май) контрольной группы мы так же наблюдаем рост всех показателей КДС, однако достоверные различия (p<0,05) наблюдаем только в тестах: способность к статическому равновесию – «Цапля на болоте»;  способность   ориентировки   в   пространстве   и   вестибулярного   аппарата «Веселая   юла»;   динамическое   равновесие   –   пройти   по   линии;   способность   к согласованию движения рук «Переложи кубики». По   результатам   проведенного   тестирования   в   экспериментальной   группе практически по всем тестам наблюдается рост КДС детей, а в контрольной группе практически никаких достоверных изменений (p<0,05) нет. В   тестах   способность   к   перестроению   двигательных   действий   – «Челночный бег с переноской предмета» результат стал лучше в конце года на 0,3 сек; челночный бег – шесть раз по пять метров результат лучше на 0,4 сек и способность   к   ритму   –   «Бег   по   кочкам»   на   0,5   сек     лучше,   результат достоверный,   но   при   занятиях   в   секции   бокса   результаты   могли   бы   быть   и выше. Дети в контрольной группе незначительно улучшили свой результат на 1,7 сек в тесте способность к статическому равновесию – «Цапля на болоте», а могли   бы   улучшить   больше,   если   б   занимались.   В   тесте   способность   к реагированию. Простая зрительно­моторная реакция (ЗМР) контрольная группа улучшила свой результат в конце года на 0,5 сек, результат достоверный. Контрольная   группа   в   тесте   точность   попадания   в   цель   (двигательная точность)   «Снайпер»   улучшила   свои   результаты,   но   не   намного,   так   как   не занималась   в   секции,   результат   достоверный.   В   тесте   способность   к 33пространственному   дифференцированию   «Прыжки   по   разметкам»   есть улучшения по сравнению с началом года, но не значительное 0,5 мм результат достоверный.   Дети   контрольной   группы   показали   в   тесте  Способность ориентировки в пространстве и вестибулярного аппарата «Веселая юла» свой максимум   и   улучшили   свой   результат   на   0,8   сек,   могли   бы   и   лучше   если   б занимались в секции бокса, результат достоверный. Контрольная группа в тесте динамическое   равновесие   –   пройти   по   линии   в   конце   года   улучшает   свой результат   на   1,5   мм,   но   проходит   хуже   экспериментальной   группы,   которая занималась   в   секции.   В   заключительном   тесте   способность   к   согласованию движения   рук   «Переложи   кубики»   дети   контрольной   группы   справились улучшив свой результат на 0,5 сек, результат достоверный. После   эксперимента   достоверное   изменение   (p<0,05)   показателей   КДС наблюдалось у детей обеих групп, но те, кто занимался в экспериментальной группе в   секции   бокса,   там   результаты   выше,   чем   у   контрольной   группы,   которая   не занималась. Результаты   работы   показали,   что   занятия   в   секции   бокса   способствуют развитию   координационных   способностей.   Это   выражается   в   положительной динамике   показателей   КДС   детей   экспериментальной   группы,   по   сравнению   с контрольной группой. Таблица 5 Прирост показателей координационно­двигательных способностей в процентном отношении у детей экспериментальной и контрольной групп № Тест 1 Способность к перестроению двигательных  действий – «Челночный бег с переноской  ЭГ % 8 КГ % 2 34предмета» «Цапля на болоте» 2 Способность к статическому равновесию –  3 Челночный бег – шесть раз по пять метров 4 Способность к реагированию. Простая  5 Точность попадания в цель (двигательная  зрительно­моторная реакция (ЗМР) точность) «Снайпер» Способность к пространственному  дифференцированию «Прыжки по  разметкам» 6 вестибулярного аппарата «Веселая юла» 7 Способность к ритму – «Бег по кочкам» 8 Способность ориентировки в пространстве и  9 Динамическое равновесие – пройти по линии. 10 Способность к согласованию движения рук  «Переложи кубики» 22 6 12,5 52 25 27 36 17 5 9 2 12 33 11 14 11 13 4 Результаты   тестов   в   каждой   группе   позволили   нам   выяснить,   на   сколько существенно различие между показателями КДС детей двух групп. В тестах способность к перестроению двигательных действий – «Челночный бег   с   переноской   предмета»,   Челночный   бег   –   шесть   раз   по   пять   метров   и Способность к ритму – «Бег по кочкам»  прирост показателей КДС в процентном соотношении   у   экспериментальной   группы   больше   на   6%,   чем   у   контрольной группы, это еще раз доказывает что занятия в секции бокса способствуют развитию КДС. В экспериментальной группе в тесте способность к статическому равновесию – «Цапля на болоте» дети показывают великолепный результат делая отрыв от контрольной группы на 8% в процентном соотношении. Экспериментальная группа была впереди контрольной на 0,5% в тесте способность к реагированию. Простая зрительно­моторная   реакция     В   процентном   соотношении (ЗМР). экспериментальная группа вышла вперед на 19% в тесте на  точность попадания в цель (двигательная точность) «Снайпер» благодаря занятиями в секции бокса. В 35тесте   способность   к   пространственному   дифференцированию   «Прыжки   по разметкам»   экспериментальная   группа   лидирует   в   процентном   соотношении   на 14% это говорит о том, что  дети хорошо прибавили за этот год занимаясь в секции бокса. Экспериментальная группа вышла в большой отрыв от контрольной на 25% в тесте  способность   ориентировки   в   пространстве   и   вестибулярного   аппарата «Веселая юла» так, же говорит о хорошей подготовки в секции бокса. В тесте динамическое равновесие – пройти по линии прирост в экспериментальной группе составил на 4% больше, чем у контрольной группы которая не занималась в секции бокса. И в последнем тесте Способность к согласованию движения рук «Переложи кубики» экспериментальная группа впереди прирост показал 1% больше, чем у контрольной группы. Сравнительный   анализ   показателей   координиционно­двигательных способностей   детей   экспериментальной   и   контрольной   групп   после   второго тестирования   выявил   достоверные   межгрупповые   различия.   При   этом   в результатах   тестов,   таких   как:   Способность   к   реагированию.   Простая зрительно­моторная реакция (ЗМР), точность попадания в цель (двигательная точность)   «Снайпер»   дети   контрольной   группы   превзошли   детей экспериментальной группы (p0,05). Обобщение   и   анализ   собранного   материала,   сравнение   результатов   по группам, внутри каждой группы по различным показателям позволил выяснить насколько существенно различия между показателями КДС детей двух групп. 36ВЫВОДЫ 1.   Анализ   научно­методической   литературы,   позволил   выявить,   что   для оценки   координационно­двигательных   способностей   детей   6­7   лет   дошкольного возраста   оптимальнее   всего   применять   следующий   ряд   тестов:   Способность   к перестроению двигательных действий – «Челночный бег с переноской предмета»; Способность к статическому равновесию – «Цапля на болоте»; Челночный бег – шесть   раз   по   пять   метров;   Способность   к   реагированию.   Простая   зрительно­ моторная   реакция   (ЗМР);   Точность   попадания   в   цель   (двигательная   точность) «Снайпер»; Способность к пространственному дифференцированию «Прыжки по разметкам»; Способность к ритму – «Бег по кочкам»; Способность ориентировки в пространстве и вестибулярного аппарата «Веселая юла»; Динамическое равновесие –   пройти   по   линии;   Способность   к   согласованию   движения   рук   «Переложи кубики». 2. В процессе выявления индивидуальных характеристик каждого ребенка, мы   определили   и   общегрупповые   особенности,   свойственные   большей   части обследуемых.   Среднее   арифметическое   роста   обеих   групп   обследуемых практически равны (121,36±5,21 и 121,51±5,08). Тоже самое прослеживается и с показателями массы тела (26,38±7,14 и 26,59±8,53). Рассчитанные показатели  t­ критерия   Стьюдента   говорят   о   недостоверности   различий   (p>0,05)   среди экспериментальной   и   контрольной   групп,   поэтому   можно   сделать   выводы   об однородности росто­весовых показателей. 3.   Среди   детей   обеих   групп   –   экспериментальная   группа   в   течение учебного года занималась в секции бокса, в отличии от контрольной. В связи с этим рост показателей развития координационно­двигательных способностей у детей в экспериментальной группе более прогрессивный, нежели, чем у детей контрольной   группы,   достоверные   различия   в   показателях   теста:   Челночный 37бег   с   переноской   предмета;   цапля   на   болоте;   челночный   бег;   прыжки   по разметкам; бег по кочкам; веселая юла и динамическое равновесие при уровне значимости p0.05. 4.  В   ряде   проведенных   тестов   для   оценки   координационно­двигательных способностей   по   результатам   вычисления   средней   ошибки   разности  t,   которая равна (2,1), оказалась больше граничного значения (2.0). Следовательно, различия между   полученными   в   эксперименте   средними   арифметическими   значениями считаются достоверными, а значит, есть основания для того, чтобы говорить о том, что   занятия   боксом   детей   6­7   лет   положительно   влияют   на   развитие координационно­двигательных способностей. 38СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артамонова   Е.П.   Развитие   ловкости   у   детей   дошкольного   возраста   : Автореф. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1996. – 23 с. 2. Артавский   И.А.   Очерки   по   возрастной   физиологии.   –   М.   :   Медицина, 1967. – 476 с. 3. Бальсевич В.К. Ваши дети : книга для родителей. – М. : физкультура и с порт, 1985. – 94 с. 4. Бернштейн   Н.А.   Очерки   о   физиологии   движения   и   физиологии активности. – М. : Медицина, 1966. – 166 с. 5. Бернштейн   Н.А.   О   ловкости   и   ее   развитии   /   Под   редакцией   И.М. Фейгенберга. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 287 с. 6. Бехтерев В.М., Общие основы рефлексологии человека. – М. : Медицина, 1928. ­197 с. 7. Боген  М.М.  Обучение   двигательным   действиям. –  М. :   Физкультура  и спорт, 1980. – 192 с. 8. Бондаревский   Е.Я.   Педагогические   основы   контроля   за   физической подготовленностью учащейся молодежи : Дис. …д­ра пед. наук. – 1983. – 560 с. 9. Вильчковский   Э.С.   Развитие   двигательных   функций   у   детей.   –   Киев   : Здоровье, 1983. ­122 с. 10.  Вишняков А.В. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11­12 лет : Автореф. … канн. пед. наук. – Липецк, 1993. – 24 с. 11.  Гарская Ю.И. Воспитание координационных способностей школьника 7­ 14 лет с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости (на примере 39упражнений баллистического характера) : автореф. … канд. пед. Наук. – Омск, 1993. – 24 с. 12.     Научно­методические   основы   реализации оздоровительного,   воспитательного   и   образовательного   направлений   программы Глазырина   Л.Д. ФВ дошкольников : Автореферат. … д­ра. пед. Наук. – Минск, 1992. – 41 с. 13.   Голомазов   С.В.,   Зациорский   В.М.   Точность   двигательных   действий   : учебное пособие для студентов институтов ФК. – М., ­ 1979. ­26 с. 14.   Донской   Д.Д.   Психомоторное   единство   управления   физическими упражнениями, как двигательными действиями // Теория и практика физической культуры. – 1995. ­ № 5­6. – С 23­25. 15.   Донской   Д.Д.   Биомеханическое   обоснование   строения   действия   / Учебно­методическое   пособие   для   студентов   физикультурных   вузов.   –   М.   : 1998. – 40 с. 16.   Дьяченко   Г.Б.   Развитие   координации   движений   у   детей   3­6   лет   с использованием легкоатлетических упражнений : Автореф. … канд. пед. наук. – СПб., 1993. – 22 с. 17.   Ефименко   Н.Н.   Как   по­новому   планировать   ФВ   дошкольников   : Методическое   пособие   к   авторской   программе   «Театр   ФВ   и   оздоровления дошкольников». – Украина, Белгорода­Днестер, 1996. – 39 с. 18.   Запорожец   А.В.   Избранные   педагогические   труды.   М.   :   Медицина, 1986. – 296 с. 19.  Зимкин Н.В. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. В кн. : руководство по физиологии. Л. : Наука, 1969. – С. 15­42. 20.  Истоки : Базисная программа развития ребенка дошкольника / Алиева Т. И., Антонова Т. В., Карпаутова Е. П. – М. : Карапуз, 1997. – 288 с. 4021.   Карнеев   А.Г.   Направление   и   принципы   изучения   двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. – 1995. ­ № 9. – С 5­7. 22.   Кольцова   М.М.   Двигательная   активность   и   развитие   функций   мозга ребенка. М. : Педагогика, 1973. – 143 с. 23.  Коц Я.М. Организация произвольных движений. – М. : Наука, 1975. – 141 с. 24.   Лагутин   А.Б.   Повышение   двигательной   активности   детей   старшего дошкольного возраста средствами основной гимнастики : дисс. … канд. пед. Наук. – М., 1997. ­246 с. 25.   Лурия   А.Р.   Мозг   человека   и   психические   процессы.   –   М.   :   Изд­дво АПНРСФСР, 1963. – Т 1., 1978. Т 2. 26.   Лях   В.И.   Анализ   свойств,   раскрывающих   сущность   понятия «Координационные способности» // Теория и практика ФК. – 1984. ­ № 1. – С. 48­50. 27.   Лях   В.И.  Координационные   способности   //   Теория   и  практика   ФК. – 1987. ­ № 7. – С. 28­30. 28.  Лях В.И. Координационные способности школьников. – Минск : Полымя, 1989. – 159 с. 29.   Лях   В.И.   Координационно­двигательное   совершенствование   в физическом   воспитании   и   спорте   :   История,   теория,   экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. – 1995. ­ № 11. – С. 16­23. 30.   Лях   В.И.   Основные   закономерности   взаимосвязей   показателей характеризующих   координационные   способности   детей   «Молодежи»   :   попытка анализа   в   свете   концепции   Н.А.   Бернштейна   //   Теория   и   практика   физической культуры. – 1996. ­ № 2. – С 20­25. 4131.  Мирошников А.А., Гониянц С.А. Шкалы и возрастные нормативы оценки двигательно­координационных способностей дошкольников 3­6 лет. Методические рекомендации для студентов ИФК. – М. : Принт­центр РГАФК, 2000. – 36 с. 32.   Мирошников   А.А.,  Гониянц   С.А.   Содержание   и   методика   воспитания двигательно­координационной способности дошкольников 3­6 лет / Методические рекомендации для студентов ИФК. – М. : Принт­центр РГАФК, 2000. – 32 с. 33.   Мотылянская Р.Е. Физическая культура и возраст. М. : Физкультура и спорт, 1967. – 280 с. 34.   Назаренко   Н.Н.   Организационно­методические   аспекты   физкультурно­ оздоровительной работы с детьми 5­7 летнего возраста : Автореф. … канд. пед. Наук. – Тула, 1999. – 23 с. 35.  Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3­4 лет : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1983. 36.  Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5­6 лет : Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1988. – 143 с. 37.  Правдов М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5­ 6 лет в детских садах : Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Санкт­Петербург, 1992. – 24 с. 38.  Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. : Просвещение, 19987. – 192 с. 39.  Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика   ФВ   детей   дошкольного   возраста»   :   учебное   пособие   для   студентов факультета   дошкольного   воспитания   педагогических   институтов   /   Составитель Кенеман А.В. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с. 40.  Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. – М., 1982. – 182 с. 4241.  Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук у детей младшего школьного возраста : Автореф. … канд. пед. наук. – Омск, 1996 – 22 с. 42.  Ухтомский А.А. Учение о координации деятельности нервной системы. – М., 1950. – 91 с. 43.  Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М., 1975. – С. 32­37. 44.   Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. Ю. Юрко, В.П. Спирипа, Р.Г. Сорочек, З.С. Уваров. Изд. 2­е. – М. : Медицина, 1978. – 248 с. 45.  Хухлаева Д.В. Методика ФВ в дошкольных учреждениях : Учебник для учащихся педагогических учреждений по специальности  № 2010 «Воспитание в дошкольных   учреждениях»   №   2002   «Дошкольное   воспитание»   3­е   издание, перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1984. – 208 с. 46.   Шевченко   Л.Е.   Содержание   и   методика   коррекционной   работы средствами ФВ со старшими дошкольниками с задержкой физического развития : Автореф. … канд. пед. наук. – Майкоп, 1999. – 22 с. 47.  Янкелевич Е.Н. от трех до семи. – М. : физкультура и спорт, 1977. – 120 с. 48.  Hirtz P., Ludwig G., Wellnitz I. Potenzen des sportunterrilts und inre Nutzung fur die Ausbiidung und vervonkommunug koordinativer Fauigkeiten. TPKK, 1981, № 9, 9.680­683. 49.  Zimmermann K., Nickliscn R. Die Ausbildung koordinativer Fanigkeiten und inre   Bedentung   fur   die   tecuniscne   bzw.   Tecunicu­taktiscue,   Leistugsfanigkeit   der Sportier. TPKK, 1981, № 10, S. 764­768. 43