СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы 8
3. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 13
4. Информационное обеспечение выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04.01. Социальная политика и технологии социальной работы предназначены для обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки).
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 92 часа.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Методические указания разработаны в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки);
- рабочей программой профессионального модуля ПМ.04 Социально- правовая защита граждан по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки).
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотивация получения знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь преподавателя.
Виды и формы самостоятельной работы:
- работа с конспектом лекций;
- подготовка докладов и презентаций;
- письменные ответы на вопросы
- решение ситуационных профессиональных задач и др.;
В результате освоения профессионального модуля ПМ.04 Социально- правовая защита граждан обучающийся должен иметь практический опыт:
-оказания правовой, социальной помощи и предоставления услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
-взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями;
-планирования работы по социальной защите населения, определения ее содержания, форм, методов;
-проведения мониторинга и анализа социальных процессов (условия, причины, мотивы поведения) в муниципальном образовании;
-исследования и анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
уметь:
- объяснять основные направления и приоритеты социальной политики, ее взаимосвязь с внутренней и внешней экономической, национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности;
- использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
- находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы;
- проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;
- использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач;
- вести организационно-управленческую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности;
- организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;
- проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;
- выбирать необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
- кратко, логично и аргументировано излагать материал в выпускной квалификационной работе;
- пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений;
знать:
- объект, предмет, основные концепции, понятия, типы, модели, субъекты, особенности социальной политики, принципы формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмы ее реализации в современной России и за рубежом;
- основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;
- сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;
- понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы;
- основы социологического анализа;
- различные варианты организации исследований
Освоение программы ПМ.04 Социально- правовая защита граждан способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Требования к выполнению ВСР:
1. Самостоятельно или по заданию преподавателя выбрать тему и формат выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
2. Изучить методические указания преподавателя по выполнению данной работы. Выяснить содержание работы и алгоритм действий.
3. Ознакомиться с критериями, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
4. Работа выполняется либо в рабочей тетради, либо в печатном или электронном варианте, которые после выполнения, сдаются преподавателю.
5. Работа должна быть выполнена в течение указанного срока, иначе оценка будет снижена.
6. В журнале теоретического обучения, выставляются оценки за выполнение самостоятельных работ
Критерии оценки выполненной самостоятельной работы:
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- выполнение отчетного материала в соответствии с требованиями;
- творческий подход.
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
№ |
Наименование раздела /темы |
Количество часов |
Задание для ВСР, согласно РП |
Деятельность обучающихся |
Форма контроля |
Срок выполнения |
1. |
Тема 1.1. Современная социальная работа в России |
4 |
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы Задание 2. Распределите перечисленные объекты социальной работы по строкам таблицы |
Письменный ответ на вопросы, составление таблицы |
Проверка конспекта |
К теме 1.2 |
2. |
Тема 1.2. Этапы становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России |
6 |
Задание 1. Ответьте на вопросы письменно Задание 2. Составьте глоссарий по данной теме: нищелюбие, благотворительность, общественное призрение, милосердие, трудовая помощь, филантропия, меценатство Задание 3. Составьте таблицу: Периодизация истории в развитии социальной работы |
Письменный ответ на вопросы, составление таблицы, глоссария |
Проверка конспекта |
К теме 1.3 |
3. |
Тема 1.7. Социальная политика и права человека |
6 |
Задание 1. С использованием лекционного материала и справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта», определите, на основе каких нормативно-правовых актов государство осуществляет социальную политику в отношении групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке. Ответ оформите в виде таблицы Задание 2. С использованием справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта» определите нормативно-правовые акты, регламентирующие различные уровни социальной работы (не менее 3-х по каждому уровню) и заполните таблицу |
Составление таблиц |
Проверка таблиц |
К теме 1.8 |
4. |
Тема 1.13. Социальное партнерство |
8 |
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы Задание 2. Заполните таблицу «Характеристика задач государственной политики в отношении социального партнерства» Задание 3. Заполните таблицу «Социальное партнерство: цели, задачи, принципы» |
Письменный ответ на вопросы, составление таблиц |
Проверка конспекта |
К теме 1.14 |
5. |
Тема 1.14. Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения |
8 |
Задание 1. Дайте определение понятиям: социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальная работа, социальное обеспечение, социальная защита Задание 2. Ответьте письменно на вопросы Задание 3. Составить таблицу: Модель национальной системы социальной защиты Задание 4.Дайте краткую характеристику социальным программам, действующим в России |
Письменный ответ на вопросы, составление таблиц |
Проверка таблиц, конспекта |
К теме 1.15 |
6. |
Тема 1.16. Влияние социальной работы на развитие социальной политики |
8 |
Задание 1. Ответьте на вопросы Задание 2. Составить схему: «Формы собственности учреждений» Задание 3. Составить схему: «Типы учреждений» Задание 4. Составить таблицу «Учреждения социального обслуживания» |
Письменный ответ на вопросы, составление таблиц, схемы |
Проверка конспекта, таблицы и схем |
К теме 1.17 |
7. |
Тема 1.17. Функции социальной работы |
2 |
Задание 1. Составить кроссворд по разделу 1. Теоретико-методологические основы социальной политики |
Составление кроссворда |
Проверка кроссворда |
К теме 1.18 |
8. |
Тема 2.15. Этапы социальной реабилитации |
6 |
Задание 1. Найти (используя журналы и источники интернет) существующий в России или в Свердловской области опыт разработки и реализации технологий социальной адаптации (любого типа) и рассмотреть их достоинства и недостатки. Схема рассмотрения: - Общее описание технологии - Результаты реализации - Достоинства (с позиции студента) технологии - Недостатки технологии (с позиции студента). Задание 2. Найти (используя журналы и источники интернет) существующий в России или в Свердловской области опыт разработки и реализации технологий социальной реабилитации (любого типа) и рассмотреть их достоинства и недостатки. Схема рассмотрения: - Общее описание технологии - Результаты реализации - Достоинства (с позиции студента) технологии - Недостатки технологии (с позиции студента). Задание 3. Составить таблицу «Сходства и различия социальной абилитации и социальной реабилитации» |
Письменный ответ, составление таблицы |
Проверка конспекта, таблицы |
К теме 2.16 |
9. |
Тема 2.21. Социальная опека и попечительство |
8 |
Задание 1. Изучив тему, ответьте письменно на вопросы Задание 2.Опишите структуру ТОИОГВ СО УСП по Артемовскому району. Задание 3.Составте схему «Технология усыновления (удочерения)» |
Письменный ответ, составление схемы и структуры |
Проверка конспекта, схемы и структуры |
К теме 2.22 |
10. |
Тема 2.26. Социальная помощь |
2 |
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы |
Письменный ответ на вопросы |
Проверка конспекта |
К теме 2.27 |
11. |
Тема 2.27. Социальное обеспечение |
4 |
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы Задание 2. Составить таблицу форм социального обеспечения |
Письменный ответ на вопросы, составление таблицы |
Проверка конспекта и таблицы |
К теме 2.28 |
12. |
Тема 2.36. Технологии социальной работы в сфере образования |
6 |
Задание 1. Ответить на вопросы письменно Задание 2. Классификация технологий социальной работы в сфере образования. Задание 3. Разработать план занятия для «Дней профилактики вредных привычек». Задание 4. Решить ситуационные задачи |
Письменный ответ на вопросы, составление таблицы, разработка плана, решение задач |
Проверка конспекта, таблицы, плана, задач |
К теме 2.37 |
13. |
Тема 2. 37. Технологии социальной работы в системе здравоохранении |
6 |
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы Задание 2. Составить в тетради схему «Организация и структура здравоохранения в России» |
Письменный ответ, составление схемы |
Проверка конспекта, схемы |
К теме 2.38 |
14. |
Тема 2.38 Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждении |
6 |
Задание 1. Составьте презентацию по темам: «Содержание социальной работы в учреждениях пенитенциарной системы»; «Формы и методы решения проблем, осужденных в пенитенциарной системе» |
Составление презентации |
Защита презентации |
К теме 2.39 |
15. |
Тема 2.40. Технологии социальной работы с семьей военнослужащих |
6 |
Задание 1. Рассмотреть приказ Министра Обороны РФ от 28.04.2008г. № 241 «Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020г.» и ответить письменно на вопросы Задание 2. Составьте глоссарий по данной теме: Психологическая работа в Вооруженных силах, психодиагностика, психологическая помощь, психотерапия, психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, профилактика и психогигиена, военно-социальная работа Задание 3. Составьте таблицу «Военно-социальная работа» Задание 4. Составьте алгоритм действий специалиста по социальной работе в решении проблем военнослужащего и его семьи |
Письменный ответ, составление глоссария, таблицы и алгоритма |
Проверка конспекта, глоссария, таблицы и алгоритма |
К теме 2.41 |
16. |
Тема 2.42. Социальная работа в социально-этнической среде |
4 |
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Решить ситуационные задачи |
Письменный ответ, решение задач |
Проверка конспекта, задач |
К теме 2.43 |
17. |
Тема 2.43. Социальное проектирование как технология социальной работы |
2 |
Задание 1. Составьте кроссворд по разделу 2 «Методологические проблемы технологии социальной работы» |
Составление кроссворда |
Проверка кроссворда |
К теме 2.44 |
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы
ВСР № 1
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:
Укажите основные субъекты социальной работы
Охарактеризуйте федеральный уровень регламентации социальной работы
Укажите основные черты социальной работы как учебной дисциплины
Задание 2. Распределите перечисленные объекты социальной работы по строкам таблицы:
Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; безнадзорные дети; семьи, имеющие на попечении детей-сирот; лица, склонные к суицидальным поступкам; семьи, в которых имеются дети-инвалиды; вынужденные переселенцы; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; одинокие пожилые люди; граждане-инвалиды; реабилитированные лица; разводящиеся семьи; многодетные семьи; дети, имеющие психологические затруднения; кормящие матери; вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время; лица без определенного места жительства; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом; дети и подростки девиантного поведения; осиротевшие дети; семьи, состоящие из одних пенсионеров; молодые семьи; семьи с низким уровнем доходов; неполные семьи; беременные женщины; беженцы; члены семей лиц, подвергшихся политическим репрессиям; участники Великой Отечественной войны; семьи несовершеннолетних родителей; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; несовершеннолетние узники фашистских лагерей.
Требования к составлению таблицы:
1. Таблица оформляется в рукописном или печатном варианте.
2. Структура таблицы:
Основания классификации объектов социальной работы |
Группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации |
состояние здоровья |
|
служба и труд в экстремальных социальных условиях |
|
пожилой, пенсионный возраст |
|
девиантное поведение в его различных формах и видах |
|
трудное, неблагополучное положение различных категорий семей |
|
особое положение детей |
|
бродяжничество, бездомность |
|
положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии |
|
правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и впоследствии реабилитированных |
|
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме.
Критерии оценки результатов работы:
- уровень освоения студентом учебного материала
- тезисная аргументация сформированного материала;
- прослеживаемая логическая последовательность в изложении материала;
- творческий подход
ВСР № 2
Задание 1. Ответьте на вопросы письменно:
1.Время возникновения социальной работы в России. Различие в подходах и решениях?
2. Этапы становления и развития социальной работы в России.
Задание 2. Составьте глоссарий по данной теме: нищелюбие, благотворительность, общественное призрение, милосердие, трудовая помощь, филантропия, меценатство
Задание 3. Составьте таблицу: Периодизация истории в развитии социальной работы
Критерии оценки результатов работы:
- умение студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
ВСР № 3
Задание 1. С использованием лекционного материала и справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта», определите, на основе каких нормативно-правовых актов государство осуществляет социальную политику в отношении групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке. Ответ оформите в виде таблицы.
Требования к составлению таблицы:
1. Таблица оформляется в рукописном или печатном варианте.
2. Структура таблицы:
Группы и слои, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке (основные социальные объекты) |
Нормативно-правовые акты, определяющие социальную политику государства в отношении конкретных групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке |
инвалиды |
|
безработные |
|
участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица |
|
труженики тыла во время Великой Отечественной войны |
|
одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям) |
|
вдовы и матери военнослужащих, погибших в войнах |
|
бывшие несовершеннолетние узники фашизма |
|
лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные |
|
беженцы и вынужденные переселенцы |
|
лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний |
|
лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений |
|
лица без определенного места жительства |
|
семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики |
|
семьи, имеющие детей-инвалидов |
|
семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
семьи с низким уровнем доходов |
|
многодетные семьи |
|
семьи несовершеннолетних родителей |
|
молодые семьи (в том числе студенческие) |
|
матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком |
|
беременные женщины и кормящие матери |
|
самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости) |
|
осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети |
|
безнадзорные дети и подростки |
|
дети и подростки девиантного поведения |
|
дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию |
|
разводящиеся семьи |
|
семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители психологически несостоятельны |
|
лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам |
|
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме
Задание 2. С использованием справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта» определите нормативно-правовые акты, регламентирующие различные уровни социальной работы (не менее 3-х по каждому уровню) и заполните таблицу.
Требования к составлению таблицы:
1. Таблица оформляется в рукописном или печатном варианте.
2. Структура таблицы:
Уровень социальной работы |
Нормативно-правовые акты |
Какие вопросы регламентируют |
Федеральный уровень |
Образец: Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденные Постановлением ВС РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 |
Содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений нормативных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов. |
|
|
|
|
|
|
Региональный уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальный уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
Локальный уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 4
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:
Факторы становления социального партнерства в современной России
Анализ целей социального партнерства
Классификация общественных объединений
Стратегические задачи социального партнерства
Особенности российской модели социального партнерства
Задание 2. Заполните таблицу «Характеристика задач государственной политики в отношении социального партнерства»
Задание 3. Заполните таблицу «Социальное партнерство: цели, задачи, принципы»
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 5
Задание 1. Дайте определение понятиям: социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальная работа, социальное обеспечение, социальная защита
Задание 2. Ответьте письменно на вопросы
1. Раскройте историю развития понятия «социальное обеспечение»
2. Что относится к объектам социальной защиты
3. Цель и принципы социальной защиты
4. Раскройте понятие «Социальная защищенность». В чем выступает социальная защищенность.
5. Объективные показатели социальной защищенности
6. Причины объективного и субъективного происхождения социальной защищенности
7. Перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании
Задание 3. Составить таблицу: Модель национальной системы социальной защиты
Требования к составлению таблицы:
1. Таблица оформляется в рукописном или печатном варианте.
2. Структура таблицы:
Организационно-правовая форма |
Виды социальной защиты |
Основные принципы и критерии предоставления |
Условия предоставления |
Категории граждан, которым предоставляется социальная защита |
Финансирование |
Конституционные права и свободы граждан, гарантированные в законодательствах |
|
|
|
|
|
Законы об обязательном социальном страховании |
|
|
|
|
|
Законы, устанавливающие виды социальной поддержки и помощи |
|
|
|
|
|
Договоры и трудовые соглашения |
|
|
|
|
|
Законы о добровольном социальном страховании |
|
|
|
|
|
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме
Задание 4. Дайте краткую характеристику социальным программам, действующим в России Требования к составлению таблицы:
1. Таблица оформляется в рукописном или печатном варианте.
2. Структура таблицы:
Программа |
Характеристика программы |
|
|
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 6
Задание 1. Ответьте на вопросы:
Проведите анализ нормативно-правовых актов системы социального обслуживания (федеральное и региональное законодательство)
Как происходит признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
Перечислите виды социального обслуживания
Рассмотрите формы социального обслуживания
Рассмотрите виды социальных услуг. Что включают в себя срочные социальные услуги
Условия предоставления социальных услуг
Задание 2. Составить схему: «Формы собственности учреждений»
Задание 3. Составить схему: «Типы учреждений»
Задание 4. Составить таблицу «Учреждения социального обслуживания»
Требования к составлению таблицы:
1. Таблица оформляется в рукописном или печатном варианте.
2. Структура таблицы:
Наименование социального учреждения |
Основные задачи |
Основные функции |
Структурные подразделения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме
Требования к оформлению схемы:
1. Единый стиль оформления.
2. Логичность выстраиваемых связей между блоками.
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме.
4. Рисунок схемы должен быть четким.
Критерии оценки результатов работы:
-четкость изложения материала;
-оригинальность составления схемы;
-практическая значимость работы;
-уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
-своевременность выполнения
ВСР № 7
Задание: Составить кроссворд по разделу 1. Теоретико-методологические основы социальной политики
Методические рекомендации по составлению кроссвордов.
В процессе работы обучающиеся:
просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
составляют список слов раздельно по направлениям;
составляют вопросы к отобранным словам;
проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
оформляют готовый кроссворд.
Общие требования при составлении кроссвордов:
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Критерии оценивания составленных кроссвордов:
Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
Оригинальность составления кроссворда;
Практическая значимость работы;
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения
ВСР № 8
Задание 1. Найти (используя журналы и источники интернет) существующий в России или в Свердловской области опыт разработки и реализации технологий социальной адаптации (любого типа) и рассмотреть их достоинства и недостатки.
Схема рассмотрения:
- Общее описание технологии
- Результаты реализации
- Достоинства (с позиции студента) технологии
- Недостатки технологии (с позиции студента).
Задание 2. Найти (используя журналы и источники интернет) существующий в России или в Свердловской области опыт разработки и реализации технологий социальной реабилитации (любого типа) и рассмотреть их достоинства и недостатки.
Схема рассмотрения:
- Общее описание технологии
- Результаты реализации
- Достоинства (с позиции студента) технологии
- Недостатки технологии (с позиции студента).
Задание 3. Составить таблицу «Сходства и различия социальной абилитации и социальной реабилитации»
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 9
Задание 1. Изучив тему, ответьте письменно на вопросы:
1.На кого возлагаются обязанности по осуществлению государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
2. На какие органы возлагается опека (попечительство) над детьми?
3. Кто обязан сообщать сведения о детях, оставшихся без попечения родителей?
4. В какой срок органы опеки (попечительства) должны провести обследование?
5. В какой срок руководители социальных учреждений должны сообщить сведения в органы опеки (попечительства)?
6. В какой срок органы опеки (попечительства) должны обеспечить устройство ребенка?
7. Перечислите основания, когда родителей могут лишить родительских прав.
8. Назовите функции социального работника при усыновлении (удочерении).
9. Над какой группой детей устанавливается опека?
10. Над какой группой детей устанавливается попечительство?
11.Кто может быть опекуном (попечителем)?
12. Какие органы осуществляют функции по опеке (попечительству)?
13. Как организуется приемная семья?
14. Как осуществляется материальное обеспечение приемной семьи?
15. Раскройте основной принцип деятельности государственных учреждений для детей-сирот.
Задание 2.Опишите структуру ТОИОГВ СО УСП по Артемовскому району.
Задание 3.Составте схему «Технология усыновления (удочерения)».
Требования к оформлению схемы:
1. Единый стиль оформления.
2. Логичность выстраиваемых связей между блоками.
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме.
4. Рисунок схемы должен быть четким.
Критерии оценки результатов работы:
-четкость изложения материала;
-оригинальность составления схемы;
-практическая значимость работы;
-уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
-своевременность выполнения
ВСР № 10
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:
1.Приведите понятие «государственная социальная помощь».
2. За счет каких средств предоставляется государственная социальная помощь?
3. Какой закон является основой для предоставления государственной социальной помощи?
4. Кому предоставляется государственная социальная помощь, и при каких условиях?
5. В каких видах осуществляется государственная социальная помощь?
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 11
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:
1. Что представляет собой форма социального обеспечения как способ ее организации?
2. Перечислите системы, которые входят в социальное обеспечение, осуществляемое за счет ассигнований из государственного бюджета.
3. В каких формах осуществляется реализация конституционного права каждого на социальное обеспечение?
4. Какие категории населения получают все виды социального обеспечения за счет средств федерального бюджета?
5. Что понимается под фондом социального обеспечения в экономическом смысле?
6. За счет каких средств формируются финансовые источники социального обеспечения?
Задание 2. Составить таблицу форм социального обеспечения
Требования к составлению таблицы:
1. Таблица оформляется в рукописном или печатном варианте.
2. Структура таблицы:
Формы социального обеспечения |
Содержание форм социального обеспечения |
|
|
|
|
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 12
Задание 1. Ответить на вопросы письменно:
1. Основные задачи социальной работы в образовании.
2. Социальные технологии в сфере образования.
3. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики.
4. Диагностика проблем, возникающих у людей из различных групп в системе образования
Задание 2. Классификация технологий социальной работы в сфере образования.
Задание 3. Разработать план занятия для «Дней профилактики вредных привычек».
Задание 4. Решить ситуационные задачи:
Ситуация 1. Ваня учится в третьем классе. Его родители недавно развелись. Мама вышла второй раз замуж. Ребенок по решению суда живет с матерью. Бабушка (мать отца ребенка) очень любит внука, встречает его после школы, караулит возле дома, где он проживает с матерью и отчимом. Мать препятствует встречам мальчика с отцом и бабушкой, считая, что бывшая свекровь настраивает ребенка против нее, так как не может простить ей второго замужества. Отец ребенка хотел бы иметь возможность встречаться с ним. Каковы действия социального педагога в данной ситуации?
Требования к оформлению решения ситуации:
1. Решение ситуации оформляется в рукописном варианте.
2. Решение ситуации оформляется в соответствии со следующим алгоритмом:
1 шаг – выявление обстоятельств, нуждаемости клиента (основные проблемы);
2 шаг – определите нормативно-законодательную базу, используемую специалистом в данной ситуации;
3 шаг – определить основные учреждения, оказывающие помощь в данной ситуации;
4 шаг – определить алгоритм социальной помощи клиенту в данной ситуации.
Критерии оценивания:
-оформление;
-соответствие алгоритму;
-наличие выводов;
-своевременность выполнения.
ВСР № 13
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:
Расскажите о государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения.
Какие типы учреждений здравоохранения вы знаете?
Охарактеризуйте уровни организации лечебно-профилактической помощи в России.
Как организована первичная медико-санитарная помощь, ее цель, задачи, виды.
В чем заключается амбулаторно-поликлиническая помощь населению?
Что такое «диспансеризация»? Определите сущность понятия.
Как организована стационарная медицинская помощь?
Расскажите о формах организации внебольничной помощи населению.
Как организована специализированная медицинская помощь населению?
В чем заключается медико-социальное значение восстановительного лечения?
На каких принципах строится организация медико-социальной помощи сельскому населению?
Как организована стоматологическая помощь населению?
Расскажите об организации деятельности санитарно - эпидемиологической службы.
Что такое «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения»?
Назовите основные права и обязанности граждан в области эпидемиологии.
Какие основные отделы есть в Центре Госсанэпиднадзора? Каковы их задачи?
В чем сущность предупредительного и текущего санитарного надзора?
Назовите задачи гигиенического образования и воспитания населения.
Задание 2. Составить в тетради схему «Организация и структура здравоохранения в России»
Требования к оформлению схемы:
1. Единый стиль оформления.
2. Логичность выстраиваемых связей между блоками.
3. Соответствие отобранного материала выбранной теме.
4. Рисунок схемы должен быть четким.
Критерии оценки результатов работы:
-четкость изложения материала;
-оригинальность составления схемы;
-практическая значимость работы;
-уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
-своевременность выполнения
ВСР № 14
Задание 1. Составьте презентацию по темам: «Содержание социальной работы в учреждениях пенитенциарной системы»; «Формы и методы решения проблем, осужденных в пенитенциарной системе»
Требования к оформлению презентации:
-единый стиль оформления;
-адекватность сочетания текстовой информации и графической;
-соответствие отобранного материала выбранной теме;
-структура: титульный слайд (название ОО, тема, исполнитель, преподаватель, год), введение, основная часть, вывод, список использованных источников.
Критерии оценивания:
-оформление;
-соответствие требований к структуре;
-полнота раскрытия темы;
-наличие выводов;
-своевременность выполнения.
ВСР № 15
Задание 1. Рассмотреть приказ Министра Обороны РФ от 28.04.2008г. № 241 «Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020г.» и ответить письменно на вопросы:
1.Цель Стратегии;
2. Актуальные проблемы, описанные в Стратегии;
3. Основные мероприятия, для достижения цели в Стратегии
4. Что такое психологическая работа в Вооруженных Силах
5. Рассмотрите основные учреждения, оказывающие психологическую помощь и реабилитацию военнослужащим (задачи, функции, формы работа)
Задание 2. Составьте глоссарий по данной теме: Психологическая работа в Вооруженных силах, психодиагностика, психологическая помощь, психотерапия, психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, профилактика и психогигиена, военно-социальная работа
Задание 3. Составьте таблицу «Военно-социальная работа»
Задание 4. Составьте алгоритм действий специалиста по социальной работе в решении проблем военнослужащего и его семьи
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 16
Задание 1. Ответить письменно на вопросы:
1. Причины и поводы вовлечения людей в секты и деструктивные общества.
2. Необходимые и неотложные меры помощи людям, пострадавшим от сектантской деятельности.
3. Цель и содержание консультаций семье и близким человека, вовлеченного в деструктивный культ.
4. Определение организаций, способных помочь в процессе реабилитации человека, пострадавшего от деструктивного культа.
5. Роль социального работника в реабилитации жертв сектантской деятельности
Задание 2. Решить ситуационные задачи:
Ситуация 1. Владимир, 13 лет, стал адептом тоталитарной секты. Ходит на «службы», читает соответствующую литературу, пропускает занятия в школе, стал замкнутым, ему постоянно звонят представители секты, расстроились отношения с прежними друзьями. Родители обеспокоены сложившейся ситуацией, однако повлиять на сына не могут. На все уговоры и обращения он реагирует либо молчанием, либо жесткой критикой образа жизни родителей. Каковы действия социального работника в данной ситуации?
Ситуация 2. Сергей, 27 лет. Познакомился случайно с мормонами (религиозное сообщество протестантского происхождения), стал постоянно ходить на их воскресные мероприятия. По понедельникам он только и делал, что рассказывал сослуживцам о том, что узнал нового. Многие из них были православными христианами, и им совершенно не по душе были его разговоры.
Его непримиримая позиция и стремление найти единомышленников стали вызывать тревогу у руководства учреждения, в котором Сергей работал. Его поведение стало ещё более агрессивным. Он заявил своему начальнику: «Я считаю своим долгом рассказывать о вере, которая является единственно верной для всех людей. Все, кто хочет спасти души людей, должны знать об этом. Если я пытаюсь спасти души людей, то я прав в том, что делаю. К тому же вы ведь не можете упрекнуть меня в том, что я плохо работаю. Какие же могут быть ко мне претензии?» Начальник обратился за советом к специалисту по социальной работе. Что вы могли бы предложить?
Требования к оформлению решения ситуации:
1. Решение ситуации оформляется в рукописном варианте.
2. Решение ситуации оформляется в соответствии со следующим алгоритмом:
1 шаг – выявление обстоятельств, нуждаемости клиента (основные проблемы);
2 шаг – определите нормативно-законодательную базу, используемую специалистом в данной ситуации;
3 шаг – определить основные учреждения, оказывающие помощь в данной ситуации;
4 шаг – определить алгоритм социальной помощи клиенту в данной ситуации.
Критерии оценивания:
-оформление;
-соответствие алгоритму;
-наличие выводов;
-своевременность выполнения.
ВСР № 17
Составьте кроссворд по разделу 2 «Методологические проблемы технологии социальной работы»
Методические рекомендации по составлению кроссвордов.
В процессе работы обучающиеся:
просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
составляют список слов раздельно по направлениям;
составляют вопросы к отобранным словам;
проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
оформляют готовый кроссворд.
Общие требования при составлении кроссвордов:
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Критерии оценивания составленных кроссвордов:
Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
Оригинальность составления кроссворда;
Практическая значимость работы;
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения
.
ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:
1. Основы социального партнерства: теория и практика: учебник / под ред. В.А. Михеева. – М.: Экзамен, 2015. – 448 с.
2. Право социального обеспечения России: учебник / по ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2015. – 488 с.
3. Региональная социальная политика реформируемой России: особенности трансформации и направления развития. – Барнаул: Азбука, 2015. – 283 с.
4. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2005. – 648 с.
5. Симонова, Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение / Т.М. Симонова. – СПб.: Роза мира, 2015. - 241 с.
6. Социальная работа и гражданское общество: коллективная монография / по ред. И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. – СПб.: Международный проект, 2016. – 312 с.
7. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 427 с.
8. Холостова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова – М.:СТИ МГУС, 2015. – 251 с.
9. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2015. – 216 с.
10. Технология социальной работы. Учебное пособие./ Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: «Владос». 2015.
11. Технологии социальной работы./ Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2016.
12. Основы социальной работы. Учебник/ Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2016.
13. Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2015.
14. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.: Учебное пособие. – М., 2016.
Дополнительные источники:
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». № 442-ФЗ от 28.12.2013 г.
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06 1999 г.
3. Постановление правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27.11.2000. № 896 (последняя редакция)
4. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. – М., 2000.
5. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. – М., 2015.
6. Социальная работа./ Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015.
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.