СОДЕРЖИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы 6
3. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 7
4. Информационное обеспечение выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ОП 21. Жилищное право предназначены для обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки).
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 20 часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Методические указания разработаны в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки);
- рабочей программой учебной дисциплины ОП. 21 Жилищное право по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленной подготовки).
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотивация получения знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь преподавателя.
Виды и формы самостоятельной работы:
- работа с конспектом лекций;
- подготовка докладов и презентаций;
- письменные ответы на вопросы
- решение ситуационных профессиональных задач и др.;
Содержание программы учебной дисциплины Жилищное право направлено на достижение следующих целей:
уметь:
- анализировать правовое содержание институтов жилищного права и законодательства, их особенности, содержание правовых актов жилищного законодательства и применять их положения на практике;
- оперировать юридическими понятиями и категориями жилищного права;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними жилищные правоотношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы жилищного законодательства;
- правильно составлять и оформлять юридические документы
знать:
- понятие жилищных правоотношений;
- предмет, метод, источники жилищного права;
-систему жилищного законодательства;
-формы реализации права граждан на жилище;
-правовое регулирование предоставления жилья в домах государственного и муниципального фонда, приобретения жилых помещений в собственность;
-правовое регулирование пользования жилыми помещениями;
-жилищные льготы для граждан;
-правила судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Освоение содержания учебной дисциплины Жилищное право способствует формированию у обучающихся следующих
общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы.
ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Требования к выполнению ВСР:
1. Самостоятельно или по заданию преподавателя выбрать тему и формат выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
2. Изучить методические указания преподавателя по выполнению данной работы. Выяснить содержание работы и алгоритм действий.
3. Ознакомиться с критериями, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
4. Работа выполняется либо в рабочей тетради, либо в печатном или электронном варианте, которые после выполнения, сдаются преподавателю.
5. Работа должна быть выполнена в течение указанного срока, иначе оценка будет снижена.
6. В журнале теоретического обучения, выставляются оценки за выполнение самостоятельных работ
Критерии оценки выполненной самостоятельной работы:
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- выполнение отчетного материала в соответствии с требованиями;
- творческий подход.
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
№ |
Наименование раздела /темы |
Количество часов |
Задание для ВСР, согласно РП |
Деятельность обучающихся |
Форма контроля |
Срок выполнения |
1. |
Тема 2. Жилищное законодательство |
6 |
Задание 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, анализ нормативно-правового акта: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ Задание 2. Составление опорно-логической схемы, анализ структуры Жилищного кодекса РФ. Задание 3. Решение правовых ситуационных задач |
Письменный ответ на вопросы, решение задач |
Проверка конспекта |
К теме 3 |
2. |
Тема 9. Ипотечное жилищное кредитование |
6 |
Задание 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, анализ нормативно-правовых актов. Задание 2. Проанализировать понятие «ипотека». Обозначить условия предоставления ипотеки. Задание 3. Составить опорный конспект |
Письменный ответ на вопросы |
Проверка конспекта |
К теме 10 |
3. |
Тема 10. Понятие и виды жилищных кооперативов
|
6 |
Задание 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, анализ нормативно-правовых актов. Задание 2. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов |
Письменный ответ на вопросы |
Проверка конспекта |
К теме 11 |
4. |
Тема 15. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия |
8 |
Задание 1. Составить кроссворд по всем темам |
Составление кроссворда |
Проверка кроссворда |
К теме 12 |
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы
ВСР № 1
Задание 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, анализ нормативно-правового акта: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ
Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения.
Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений.
Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.
Требования к оформлению:
В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
- передача основных мыслей текста «своими словами»;
- смешанный вариант.
Все варианты предполагают использование сокращений.
При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:
1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
Как составлять конспект:
1. Определите цель составления конспекта.
2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
9. Используйте реферативный способ изложения (например:"Автор считает...", "раскрывает...").
10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Оформление конспекта:
1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение.
Критерии оценки:
- должны быть учтены требования к оформлению;
- раскрытие темы;
- творческий подход.
Задание 2. Составление опорно-логической схемы: анализ структуры Жилищного кодекса РФ.
Схема – это чертёж, изображающий устройство, взаимоотношение частей чего-либо.
Требования к оформлению:
- общий заголовок схемы или таблицы должен кратко выражать ее основное содержание;
- схема (таблица) состоят из нескольких тематических разделов, связанных между собой логически;
- раскрытие темы;
- таблица или схема должна быть составлена компактно, т.е. быть небольшой по размеру и легко обозримой;
- анализ содержания каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
- выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
- записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
- работа выполняется на листах формата А4 в печатном виде;
- раскрытие темы;
- использование раздаточного материала (картинок, фотографий и др.);
- наличие аннотации (ссылка на источники информации);
Критерии оценивания:
- соответствие объявленной теме:
- теоретические знания темы;
- наличие раздаточного материала;
- культура оформления;
- соответствие требованиям к оформлению
Задание 3. Решение правовых ситуационных задач
Задача № 1. Проанализируйте особенности участия в долевом строительстве многоквартирных домов: природа договора участия в долевом строительстве, стороны договора, существенные условия, прекращение обязательств по договору участия в долевом строительстве, расторжение и изменение договора. Дайте анализ судебной практики по этому вопросу: каковы основные проблемы, возникающие в этой области, назовите способы решения этих проблем.
Задача № 2. Назовите особенности ипотеки жилых помещений: природа договора об ипотеке, стороны, порядок обращения взыскания на имущество. Последние изменения в законодательстве об ипотеке и связанном с ним. Ипотека в силу закона при долевом строительстве.
Задача № 3. Назовите основные изменения в системе источников жилищного права в связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ. Объективные причины формирования новой системы жилищного законодательства.
Задача № 4. Страхование в сфере жилищных правоотношений: понятие института страхования, природа договора страхования (предмет, стороны, существенные условия). Особенности объекта страхования в жилищном праве. Значение страхования в жилищном праве.
Задача № 5. Определите способы защиты жилищных прав. Основные нарушения жилищных прав. Значение и роль судебной практики в регулировании жилищных правоотношений. Главные направления в формировании судебной практики.
Критерии оценки результатов работы:
- уровень освоения студентом учебного материала
- тезисная аргументация сформированного материала;
- прослеживаемая логическая последовательность в изложении материала;
- творческий подход
ВСР № 2
Задание 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, анализ нормативно-правовых актов.
Задание 2. Проанализировать понятие «ипотека». Обозначить условия предоставления ипотеки.
Задание 3. Составить опорный конспект
Критерии оценки результатов работы:
- умение студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
ВСР № 3
Задание 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, анализ нормативно-правовых актов.
Задание 2. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов:
1. Организация и государственная регистрация жилищного, жилищно-строительного кооператива? Реорганизация и ликвидация жилищных кооперативов?
2. Право на вступление в кооператив. Прием в члены и прекращение членства в жилищном кооперативе? Предоставление жилых помещений?
3. Перечислите права и обязанности члена жилищного кооператива и членов его семьи.
4. Каков правовой статус временных жильцов, нанимателей в доме жилищного кооператива?
5. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива?
6. Основания и порядок обеспечение члена жилищного кооператива жилым помещением в связи со сносом дома?
Критерии оценки результатов работы:
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
-содержательная сторона: соответствие отобранного материала;
-своевременность выполнения.
ВСР № 4
Задание 1. Составить кроссворд по всем темам
Методические рекомендации по составлению кроссвордов.
В процессе работы обучающиеся:
просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
составляют список слов раздельно по направлениям;
составляют вопросы к отобранным словам;
проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
оформляют готовый кроссворд.
Общие требования при составлении кроссвордов:
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Критерии оценивания составленных кроссвордов:
Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
Оригинальность составления кроссворда;
Практическая значимость работы;
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения
ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:
Сергеев, А. П. Жилищное право: учебник./ А. П. Сергеев. – Москва.: Издательство: Проспект, 2015. – с. 318.
Толстой, Ю. К. Жилищное право: учебник. / Ю .К. Толстой. – Москва.: Издательство: Проспект, 2015. – с . 245.
Камышанский, В. П. Гражданское право: учебник в 2 т. / В. П. Камышанский, Н. М. Коршунов, В. И. Иванов. – Москва : Норма, 2014. – Т. 1. – 265 с.; Т. 2. – 304 с.
Садиков, О. Н. Гражданское право: учебник в 2 т. / О.Н. Садиков. – Москва : Инфра, 2014. – Т. 1. – 366 с.; Т. 2.- – 386 с.
Нормативно-правовые источники:
Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 4) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.
Дополнительные источники:
Ковалева, О. А. Жилищное право: учебник / О. А. Ковалева. – Оренбург : Университет, 2014. – 516 с. – ISBN 978-5-4417-0424-3.
Корнеева, М. Л. Жилищное право Российской Федерации: учеб. для магистров / М. Л. Корнеева. – Москва : Юрайт, 2015. – 458 с. – ISBN 978-5-9916-1988-2.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.