ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

  • docx
  • 05.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Зверева Н.В. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС .docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»

 

 

 

 

 

 

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

 

 

ВНЕДРЕНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

 

 

 

 

 

 

Зверева Н.В

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

г. Тихвин

2021/22 г.

 

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


             Одной из целей современного образовательного пространства является его информатизация.

              Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс — повышение его качества и эффективности. Информатизации в значительности степени можно реализовать за счет внедрения в учебный процесс информационных технологий.

             В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными — материальными и энергетическими ресурсами — современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

           Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством, технологическими процессами и др. В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников школы в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию.

           Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем и реализуемых в них образовательных процессов. Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании связываются с созданием новых (ранее отсутствовавших) возможностей в образовательных системах для всех ее участников (тех, кто получает образование; тех, кто обучает и воспитывает; тех, кто организует и управляет образованием) и их взаимодействия.

            В большинстве случаев, благодаря внедрению информационных технологий, такие новые возможности определяются как -                   сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и студентами;

-                   ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы;

-                   высвобождение дополнительного времени у студентов для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей на совершенствовании и развитие образовательного процесса; -                   ускорение в достижении обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования и др. Актуальность использования информационных технологий в образовании определяется следующими причинами:

-                   исключительно широкими возможностями информационных технологий по индивидуализации образования;

-                   повышением мотивации обучающихся при использовании информационных технологий и усилением эмоционального фона образования;

-                   предоставлением широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся;

-                   обеспечением широкой зоны контактов; в потенциале возможность общения через Интернет с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и разности временных поясов; -                   высокой наглядностью представления учебного материала, демонстрации быстротекущих и очень медленных процессов (возможность трансформации времени), объёмных или наоборот микроскопических объектов (возможность трансформации пространства); высокая наглядность обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений;

-                   всё возрастающими интерактивными возможностями информационных технологий;

-                   доступностью информационных технологий в любое удобное обучающемуся время;

-                   многократным ускорением и сокращением массы рутинных операций (например, таких, как производство объёмных вычислений, построение графиков, моделирование явлений, документирование результатов обучения и исследований и др.);

-                   лёгкостью и привычностью организации игровых форм обучения.        

               Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влияет на качество образования. Во-первых, сам процесс их внедрения прошел несколько этапов: от полного отвержения и скептицизма по отношению к нововведенным компьютерным технологиям, до профессионального освоения. Сегодня 90 % профессорско-педагогического состава использует компьютер в своей работе, владеет навыками на уровне «Пользователя ПК» — 100 %, из них — 15 % владеют углубленными навыками «Администрирование ПК». Во-вторых, наполнение образовательного пространства происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности.

               Новые информационные технологии в образовании должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение. Часть технологий может поддерживать учебный процесс (лекционные и практические занятия), другие технологии способны эффективно поддержать разработку новых учебников и учебных пособий. Информационные технологии помогут также эффективно организовать проведение экспериментально-исследовательских работ в ВУЗе. Использование информационных технологий на занятиях в ВУЗе стало обычным делом для всех преподавателей. Представление лекции с компьютерной презентацией, ответы студентов на семинаре, сопровождаемые презентацией, студенческая газета, применение специального программного обеспечения на занятиях, дает нам видимый эффект повышения заинтересованности студентов в учебном процессе и, как следствие — повышение качества образования.

             В настоящее время, в высших учебных заведениях получили широкое применение:

1)      компьютерные программы и обучающие системы — электронные учебные пособия, тестовые контроли знаний;

2)      мультимедиатехнологии, построенные с применением видеотехники, CD-ROM, ПЭВМ;

3)      интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях;

4)      телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции, система SKYPE и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети;

5)      электронные библиотеки, позволяющие реализовать доступ обучающихся, к мировым информационным ресурсам.

              Таким образом, начинает формироваться новая перспективная предметная область — «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.  

 

Литература:  

1.  Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. — 2 — е изд.; испр. и доп. — М.: Дрофа, 2007. — 221 с.

2.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — 2 — е изд.; стер. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

3. Галлямова, С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий / С. Е. Галлямова // Информатика и образование. — 2008. — № 9. — С. 31–36. Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, внедрение, возможность, качество образования, образование, образовательный процесс, процесс.