Внедрение современных образовательных технологий на уроках физической культуры, в школах реализующих АООП, для детей с интеллектуальным нарушением
(умственная отсталость).
Моей темой по самообразованию, на меж аттестационный период, является внедрение образовательных технологий на уроках физкультуры. В своей статье хочу представить результаты наблюдений и работы непосредственно по данной теме.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Для детей с нарушенным интеллектом как нельзя важно выделить и применить, правильно подобранны инновационные технологии, которые позволят получить максимально эффективный результат. Поэтому основной задачей в моей деятельности на межатестационный период стала задача подбора методов и форм организации работы на уроках физкультуры, инновационных образовательных технологий которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и физических способностей у обучающихся с нарушенным интеллектом (умственной отсталостью).
Считаю принципиально важным решить проблему отношения доверия ребенка к взрослому, иначе применяемые формы и методы не будут столь эффективными, как я ожидала. Поэтому, считаю что в общении с детьми нужно придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». И основная моя работа будет нацелена на содействие становления ребенка как личности, как участника образовательного процесса.
Сегодня много говорим о педагогических технологиях но вначале начале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, обучающих и воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Раздел: здоровьесберегающих технологий.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека, его обучения невозможно без построения системы выбора здоровьесберегающих педагогических технологий. Выбор зависит:
· от типа обучающего учреждения,
· от продолжительности пребывания в нем детей,
· от программы, по которой происходит обучение,
· конкретных условий позволяющих применять те или иные технологии,
· профессиональной компетентности педагога,
· показателей здоровья детей.
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Коррекционные технологии
· технология коррекции поведения
· арттерапия
· сказкотерапия
· психогимнастика
Для
осуществления физического развития и оздоровления организма обучающихся в
начальной школе мной используются нетрадиционные приемы работы. В спортивном зале
имеются не стандартное оборудование:
1.«Турмалиновый коврик, который способствует снятию напряжения,
усталости, расслаблению мышц плечевого пояса и поясничного отдела позвоночника.
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких,
используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки,
воздушные шары разного размера и цвета, позволяющие обучение цветовой гаммы).
В
программу АФК для оздоровления включены разные методики, спектры
медико-восстановительных приемов, способов:
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз,
кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту
реакции)
- дыхательная гимнастика по Стрельниковой (способствует развитию и укреплению
грудной клетки)
- точечный массаж
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию
на здоровый образ жизни.
Как реализуются поставленные цели на практике в школе-интернат?
Прежде всего, практический материал отрабатывается не посредственно на уроках физкультуры и АФК, а так же на спортивной секции и во внеурочной деятельности, это динамические паузы, спортивные и дидактические игры, народные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, самомассаж, психогимнастика, коммуникативные игры по оздоровительной программе «Тропинка к нашему здоровью».
Динамические паузы, провожу в
основном в конце или в самом начале урока по физкультуре и АФК. Они включают в
себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в
зависимости от вида занятий.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов,
избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна
и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического
утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила:
дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально
наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при
появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в
спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по
одному упражнению через каждую неделю.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению
психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
Подвижные и спортивные игры проводятся во время уроков и
на прогулках во вторую половину дня. Для закрепления материала могут
использоваться на уроках АФК
Релаксацию. Проводят воспитатели
во вторую половину дня, руководитель физического воспитания, психолог в любом
подходящем помещении. Для всех обучающихся в школе. Можно использовать
классическую музыку.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любое удобное время, но в основном на уроках
АФК.
Гимнастика для глаз по методу Бейтца. Ежедневно по 3-5 мин.
в любое свободное время и во время уроков, чтобы снять зрительную нагрузку у
детей.
Гимнастика дыхательная по Стрельниковой проводится в различных
формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время уроков и
при выполнении домашних работ во вторую половину дня.
Физкультура и уроки АФК проводятся в хорошо
проветренном спортивном зале или по возможности на спортивной площадке с
графиком проведения : 2 урока физкультуры и один урок АФК. На роках
используются все выше перечисленные приемы оздоровления обучающихся.
Коммуникативные игры по программе:
«Дорога к нашему здоровью»
провожу на спортивной секции 1 раз в неделю по 40 минут с младшего возраста. В
них входят беседы, игры разной степени подвижности, полоса препятствия, которые
помогают адаптироваться детям в коллективе и учит ориентироваться на местности.
Так же игры такой направленности проводит психолог.
Самомассаж. В различных формах
физкультурно-оздоровительной работы или во время физкультуры, в целях
профилактики простудных заболеваний. Проводят как учитель, так и воспитатель,
находящийся на группе во второй половине.
Психогимнастика. 1 раз в неделю с младшего возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.