ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОКОВ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЦЕЛЬЮ ОКАЗАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Л.П.Каплина, МБОУ Новомеловатская СОШ
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне Улучшить ситуацию можно за счет экологического образования подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического образования. Однако систематическая работа по экологическому образованию младших школьников в общеобразовательных школах ведется на низком уровне.
Проделанная нами работа по экологическому воспитанию младших школьников привела к следующим выводам:
1. Экологическое образование школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические основы экологического образования младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3. Несмотря на оживление работы по экологическому образованию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4. Для систематизации работы необходима программа экологического образования младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
6. Использование основ краеведческой работы на школьном уровне способствует расширению и систематизации представления младших школьников об экологии и краеведении как науке и формированию навыков заботливого отношения к природе.
7. Целенаправленная систематическая работа по экологическому образованию с учетом краеведческого компонента способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Таким образом, эколого-краеведческое образование школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественнонаучных, так и гуманитарных.
Предлагаем рекомендации по успешной реализации эколого-краеведческих знаний среди младших школьников:
1. Включение в программу начального образования элементов знаний и умений об окружающей среде своей местности.
2. Введение элементов знаний и умений во все общеобразовательные предметы начального образования, хотя бы за счет системы межпредметных учебных заданий эколого-краеведческого содержания.
3. Выделение в учебных планах и программах начального образования узаконенного временем на общественно полезную и трудовую деятельность младших школьников по изучению и охране природы родного края.
4. Профессиональная специальная подготовка будущих учителей начальных классов в учебных заведениях: организация курсов по углубленному изучению эколого-краеведческого образования.
5. Введение в школьный образовательный процесс предмета «Краеведения».
6. Повышение квалификационного уровня преподавателей начального образования и руководителей школ по вопросам эколого-краеведческого образования младших школьников.
7. Разработка достаточного количества изданий методической литературы для преподавателей начального звена включая популярную и художественную литературу по современным эколого-краеведческим вопросам, возможно издание детских журналов и газет по той же теме.
8. Укрепление материальной базы и внешкольных учреждений для возможностей реализации целей и задач эколого-краеведческого образования.
9. Сочетание различных методов и приемов работы преподавателей на уроках, а так же установление взаимосвязи основной учебной работы с различными формами внеклассной.
10. Разработка краеведческих программ.
11. Создание УМК с применением материала эколого- краеведческого характера.
12. Методические пособия эколого- краеведческого характера.
13. Содержание учебных предметов должно способствовать развитию экологических ценностных ориентаций.
Внедрение в образовательную деятельность уроков эколого – краеведческой направленности оказывает позитивное влияние на повышение качества знаний младших школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.