Внедрение в практику работы современных образовательных технологий как аспект формирования компетенции младших школьников

  • docx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена актуальной проблеме развития профессиональных компетенций педагогов начальных классов посредством внедрения современных образовательных технологий в школьную практику. Рассматриваются новые педагогические инструменты, которые позволяют создавать платформу для формирования базовых компетенций младших школьников, а так же разбирается их роль в образовательном процессе и влияние на успеваемость обучающихся.
Иконка файла материала Внедрение в практику работы современных образовательных технологий.docx

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий как аспект формирования компетенции младших школьников

Шанько Анна Александровна, преподаватель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Гатчина.       Статья посвящена актуальной проблеме развития профессиональных компетенций педагогов начальных классов посредством внедрения современных образовательных технологий в школьную практику. Рассматриваются новые педагогические инструменты,  которые позволяют создавать платформу для формирования базовых компетенций младших школьников, а так же разбирается их роль в образовательном процессе и влияние на успеваемость обучающихся.

Автор подчеркивает необходимость внедрения инновационных педагогических технологий, направленных на формирование способности не только мыслить творчески, но и  самостоятельно решать проблемы. Особое внимание уделяется созданию условий, которые поддерживают творческое самовыражение школьников с повышением их мотивации. А именно: организация проектной деятельности, использование интерактивных методов обучения (использование цифровых образовательных платформ, электронные учебники, интерактивные приложения), игрофикация, метод исследования и обучения через сотрудничество, метод кейсов и так называемое проблемное обучение, где организация уроков выстраивается таким образом, чтобы ученики сталкивались с проблемами и самостоятельно искали пути их решения через обсуждение и выдвижение своих гипотез.

 Статья предлагает конкретные рекомендации по внедрению личных разработок и внеклассных мероприятий, ориентированных на раскрытие компетенций учеников начальной школы, а именно:

- комуникативные

- учебно - познавательные

- информационные

- социальные

Подчёркивается перспективность инновационных педагогических технологий и их связь между формированием компетенции младших школьников и такими качествами личности, как ответственность, инициативность и уверенность в себе. Завершается статья выводами о значении современных образовательных технологий на формирование компетенций будущих специалистов, способных эффективно функционировать в условиях быстрых перемен.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, начальная школа, проектная деятельность, инновационное обучение,  самостоятельность, критическое мышление,  нестандартные идеи.

Введение

Современная  система образования не стоит на месте и устанавливает новые стандарты, которым привычные способы преподавания не всегда соответствуют. Поэтому передовые образовательные технологии превращаются в ключевой элемент образовательной сферы.
           
Школа, в данном случае, играет главную роль в формировании компетенций учащихся, обеспечивая условия для развития потенциала каждого ребенка.

Важность современных образовательных технологий в школьном образовании очевидна — они позволяют детям находить оригинальные решения в различных сферах деятельности и становиться активными участниками социальных изменений.

Материалы, методы и результаты исследования.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе используются следующие современные образовательные технологии:

Технология проблемного обучения.

Развивать  учащихся  - это задача каждого учителя. Для решения этой задачи используется технология проблемного обучения, которая применяется  на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, поскольку проблемно-диалогические методы обучения универсальны. Подробно и доступно эта технология изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или как открывать знания с учениками».

Вместо простого изложения готовых фактов мы создаём обстановку, в которой детям приходится задуматься над решением интересной загадки или непростого вопроса.

Такой подход позволяет развить:

- самостоятельность,

- умение мыслить логически,

- творческое воображение,

- коммуникационные навыки.

Кроме того, ученики получают массу удовольствия от самого процесса открытия нового!

 Главные цели проблемного обучения:

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Примеры использования технологии проблемного обучения:

“Какие факторы влияют на распространение лесных пожаров?” Ученики исследуют климатические условия, типы растительности, антропогенное воздействие и природные явления. Затем они создают мини презентацию, объясняющую механизмы распространения огня и способы предотвращения пожаров.

“Что случится, если растения исчезнут?”

“Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?”

“Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?”

Отвечая на эти вопросы дети становятся настоящими исследователями, ведь главное достоинство такого подхода заключается в том, что ребёнок учится сам находить знания и проявлять инициативу.

Исследовательская работа через сотрудничество.

Этот подход позволяет превратить ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. Для этого необходимо читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Примеры использования методов исследования и сотрудничества:

Класс делится на команды, каждая команда выбирает историческое событие (например, основание города Гатчина) и готовит презентацию с использованием рисунков, схем и исторических фактов. После презентации учащиеся задают вопросы другим командам, помогая глубже разобраться в истории родного края.

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы можно ввести уже с первых дней обучения в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала.

 Обучение через сотрудничество помогает детям развивать коммуникативные умения, критическое мышление и ответственность перед группой, одновременно повышая интерес к учебе и облегчая усвоение учебного материала.

Интерактивные методы обучения и игровые технологии.

Онлайн-платформы «Учи.ру» и «ЯКласс» стали для современных учеников помощниками в освоении наук и прекрасным дополнением к учебникам. Программа адаптируется под уровень ученика, позволяя двигаться вперед и, если необходимо, возвращаться и закреплять необходимые темы. Соревновательные элементы стимулируют стремление стать лучше, а участвуя в конкурсах и турнирах, ребенок учится побеждать, развивает дух соперничества и укрепляет уверенность в собственных силах. Важную роль при работе с этими платформами играет полная осведомленность учителя и родителя о пройденных темах, решенных задачах и есть возможность получить рекомендации и подробные отчеты.

Так же игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Метод кейсов.

Метод кейсов идеально подходит для учеников начальной школы, поскольку помогает развить важные жизненные навыки и научить применять теоретические знания на практике.
Дети учатся анализировать реальные или вымышленные ситуации (кейсы), искать решения проблем и применять знания на практике. Кейсы помогают развивать критическое мышление и умение аргументированно выражать свою позицию.

Примеры кейсов:

Кейс 1. День рождения друга
Проблема: друг пригласил на день рождения, но вы не знаете что подарить.
Решение: вместе с друзьями дети проводят опрос именинника, выясняя его увлечения. Составляют список возможных подарков (игрушки, настольные игры, сладости). Потом решают, каким образом собрать средства на покупку подарка и как устроить небольшой сюрприз на празднике.

Кейс 2. Путешествие Чебурашки по стране математики.

Задача: Чебурашка отправился гулять по лесной полянке. Сначала он прошел 8 метров направо, а затем повернул назад и прошел ещё 3 метра налево. Сколько всего метров прошел зайчик?

 Решение: Нужно посчитать расстояние, которое прошёл зайчик отдельно вправо и влево. Сложим оба отрезка пути: 8+3=11

Кейс 3.  Письмо Деду Морозу

 

Задание: Напишите письмо Дедушке Морозу. Расскажите ему о ваших мечтах и желаниях на Новый Год. Используйте правильные обращения и вежливые выражения.

Здесь важно дать детям комментарии о правильности написания письма:
- Обращаемся уважительно ("Дорогой").
- Используем вежливую форму подачи мечты ("позволь попросить", "прошу").
- Заканчиваем благодарностью и подписью.

Обсуждение и выводы

Современному образованию нужны смелые изменения! Важно перестать гнаться за объемом информации, передаваемым ученикам, и сосредоточиться на развитии у них самостоятельного стремления к познанию мира. Мы обязаны учить детей самому главному — искусству самостоятельной добычи знаний, отбору важного, прочному сохранению информации и её применению в реальной жизни.
            Новые технологии приходят на помощь учителю, открывая огромные возможности для качественного роста учебных достижений и формирования устойчивого интереса к обучению. Современные подходы уже приносят ощутимый эффект: мои ученики стабильно демонстрируют высокий уровень подготовки (65–75% успеваемости) при этом сохраняя активную вовлеченность в процесс обучения.
            Используя инновационные методики осознанно и творчески, я смогла выстроить собственную стратегию педагогического процесса, направленную на раскрытие потенциала каждого ребенка, сохранение его здоровья и развитие талантов. Результат не заставил себя ждать: наши ребята активно участвуют и занимают призовые места в предметных олимпиадах и интеллектуальных состязаниях разного уровня.