Современное образование в настоящее время невозможно представить без использования информационных технологий. В данной статье описываются общие моменты, которые могут быть полезными при создании любой компьютерной или тестирующей программы. Выделяются типы обучающих программ в зависимости от целей обучения, достоинства уроков, проводимых с использованием учебных обучающих программ.Статья
Внедрение ИКТ в учебный процесс.doc
ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Образование в настоящее время самым неразрывным образом связано с
использованием информационных технологий, которые содействуют не только
интеллектуальному и творческому, но и нравственному развитию личности
ученика. Обучаясь какомулибо предмету с помощью информационных
технологий, учащийся расширяет свои знания в области этого предмета и
информатики, а также получает удовлетворение от сопричастности передовым
технологиям, что имеет и воспитательное значение. Немаловажным является
формирование общей системы научных знаний, активизация учебно
познавательной деятельности каждого ученика. Кроме того, использование
компьютера в качестве технического средства обучения разным дисциплинам
позволяет добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого
материала, расширяет возможности включения различных упражнений, в том
числе и нестандартных (например, кроссвордов, которые можно использовать и
как нетрадиционные формы контроля). Неоспорим и тот факт, что у детей
появляется и заинтересованное отношение к изучаемому материалу, вера в
собственные силы и способности, развивается память и мышление.
Обобщая опыт использования компьютерных технологий для изучения
различных дисциплин, можно сказать, что это процесс творческий и достаточно
специфичный для каждого предмета, но имеются и общие моменты, которые
могут быть полезными при создании любой компьютерной или тестирующей
программы, а именно:
создание программы должно проходить в тесном сотрудничестве учителя
предметника и учителя информатики, который ее разрабатывает;
очень важно определить темы учебного предмета, для которых
целесообразно написание обучающих программ или использование элементов
информационных технологий, а также те, для которых этого делать не следует;
перед созданием программы необходимо точно определить, какие цели
достигаются с ее помощью, и в зависимости от этого определить ее тип
(поддержка лекционного материала, лабораторный практикум, тренажер, тест,
компьютерный урок, интегрированный урок, урок с компьютерной поддержкой);
компьютерные программы и тесты должны быть надежны и просты в
использовании с интуитивнопонятным интерфейсом;
использование нетрадиционных форм подачи и контроля материала
оживляет процесс обучения и создает благоприятную обстановку в учебной
группе;
недопустимо злоупотребление элементами информационных технологий,
компьютерными обучающими программами и тестами, это приведет скорее к
отрицательному, чем к положительному результату.
Таким образом, внедрение информационных технологий в учебный процесс
является одним из факторов совершенствования образовательного процесса.
Для внедрения информационных технологий в каждодневный образовательный процесс можно использовать интегрированные уроки. Этот тип уроков
предполагает использование элементов информационных технологий при
изучении различных дисциплин. Эти уроки могут проводиться как совместно с
учителем информатики, поддерживающим технологическую и информационную
линию, так и индивидуально учителемпредметником, обеспечивающим
содержательное направление.
Примерами интегрированных уроков могут служить:
построение графиков функций в среде электронной таблицы на уроке
алгебры;
приближённое решение уравнений в среде электронной таблицы на уроке
алгебры; урок с использованием компьютерных презентаций при объяснении и
закреплении материала на любом предмете;
использование растровых и векторных графических редакторов на уроках
геометрии.
Это далеко не весь список тем для проведения интегрированных уроков, но
эти примеры дают представление о качестве и направленности использования
информационных технологий на уроках по различным предметам. Уроки с
компьютерной поддержкой повышают эффективность урока в области
автоматизации контроля уровня знаний, тренажа учебной деятельности,
моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом
обучения. Для проведения уроков с компьютерной поддержкой используются
специально написанные на одном из языков программирования обучающие
программы. Главной целью обучающих программ является сопровождение,
помощь учащимся и учителю, улучшение наглядности учебного материала.
Самая «умная» и замечательная программа является только инструментом и не
может заменить учителя.
При создании обучающих программ можно выделить два класса
педагогических целей:
1. познакомить обучаемого с основными понятиями, определениями предмета
изучения и связями между ними; выработать у него определенные навыки;
выявить степень усвоения знаний;
2. развить творческие способности учащегося и навыки самостоятельной
работы с компьютером.
В зависимости от целей обучения можно выделить несколько типов
обучающих программ:
программы поддержки лекционного материала.
Они имеют
демонстрационный характер. Обучаемому представляется учебный материал в
фиксированной последовательности в виде текстовой, графической, аудио и
видеоинформации. Наиболее известными среди программ этого типа стали в
последнее время электронные учебники, которые целесообразно использовать
для самостоятельного изучения предмета учащимися, а также на уроках в
качестве наглядного материала; лабораторные практикумы. Программы этого типа служат для проведения
наблюдений над объектами, их взаимосвязями, их свойствами, для обработки
результатов наблюдений, для их численного и графического представления и
для исследования различных аспектов использования этих объектов на
практике;
программытренажеры. Они создают условия для приобретения и
закрепления определенных навыков и умений. Особенностью работы таких
программ является ограничение времени, отводимого на выполнение заданий;
обучающие программы с жестко запрограммированной методикой обучения
определенному предмету (или разделу учебной дисциплины) и способом
контроля приобретенных знаний и навыков.
Достоинства уроков, проводимых с использованием учебных обучающих
программ:
сокращается время выработки необходимых технических навыков учащихся;
увеличивается количество тренировочных заданий; естественным образом
достигается оптимизация темпа работы ученика;
легко достигается уровневая дифференциация обучения; каждый
учащийся становится субъектом обучения, так как программа требует от него
активного управления;
на уроке создается игровая познавательная ситуация;
повышается мотивация учебной деятельности.
Но и недостатков работы с обучающими программами немало:
диалог с программой лишен эмоциональности, и, как правило, однообразен;
невозможно учесть особенности конкретной группы учащихся, здесь
незаменима роль учителя;
не обеспечивается развитие речевой и письменной культуры учащихся;
среди имеющегося программного обеспечения много некачественного, не
учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много
фактических и методических ошибок, программисты часто просто не учитывают
содержание школьных учебных программ.
Конечно, отказываться от применения компьютеров в обучении не стоит, но и
злоупотреблять компьютеризацией недопустимо.
Фаза контроля является необходимой составляющей процесса обучения. Она
позволяет оценить степень подготовленности обучаемого к решению
задач. Одним из наиболее эффективных способов проверки усвоения учебного
материала является тестирование знаний. Тест – это стандартизированное
задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках
испытуемого. Тесты должны обладать следующими свойствами:
валидность (адекватность, обоснованность);
определенность (общепонятность);
надежность;
практичность;
простота в использовании; прогностическая ценность.
ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.