ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ С ТНР
«Добрая школа – это хорошо.
Умная школа - это великолепно.
Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни»
Д. Дьюи
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Огромную роль в формировании позитивного социального опыта играет внеклассная работа [2, 43].
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Существует множество форм по организации внеклассной деятельности школьников: факультативы, кружки, секции, научные общества учащихся, клубы, вечера, фестивали, экскурсии, олимпиады, викторины и т.п.
На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют приобрести школьникам социальные знания. Однако это не вполне верно. Важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе [1, с. 17]. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие даже
этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
В нашей школе были созданы и реализованы социально значимые проекты: «Пришкольный участок», «Беличья обитель», «Царство игр и забав» (создание игровой комнаты для детей с ОВЗ). Все это дало возможность учащимся проявить свою гражданскую позицию, почувствовать свою значимость в решении социальных вопросов и приобрести позитивный социальный опыт.
Особое внимание уделяю внеурочной работе по предмету, так как считаю: от того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. В ситуации, когда дети и подростки не зажаты рамками урока, проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Именно внеурочная, внеклассная деятельность, предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, даёт возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств их личности. В отличие от урока внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий.
Кроме недели истории, в ходе которой провожу праздники, выставки газет, конкурсы кроссвордов, виртуальные экскурсии, игры, активно использую и другие формы включения школьников во внеурочную деятельность: участие в организации экскурсий, проведение исследований, проектная деятельность, кружковая работа, подготовка вечеров, тематических праздников. Разнообразие форм мероприятий позволяет включать во внеклассную работу значительное количество учащихся школы, решать задачи формирования мировоззрения обучаемых, воспитывать чувство патриотизма, содействует выявлению творческих способностей обучаемых, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти своё призвание, выбрать профессию. Очень важно, чтобы школьники были включены во внеклассную работу не только в качестве зрителей, но и в качестве организаторов.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Таким образом, внеклассная деятельность педагога, как и воспитательная система школы в целом, направлена на развитие социально-адаптированной личности учащегося, способной к самореализации и саморазвитию. Основные принципы этой работы: самоактуализация, индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.
Список литературы.
1. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М.: Эсмо, 1998. – 140 с.
2. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г. – 180 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.