Предмет: Физика.
Класс: 8
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Канаш Чувашской Республики.
Внеклассная работа.
«Электромагнитные явления».
Эпиграфом к нашему занятию будут следующие слова:
«Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!»
Л. Татьяничева.
Цели:
Обучающие: повторить и закрепить тему «магнитные явления»; сформировать представление о магнитном поле как об основном из видов материи; раскрыть свойства магнитного поля тока;
Развивающие: способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации; логически излагать свои мысли; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей; развивать интеллектуальные способности; развивать умение излагать свои мысли в научной форме; развивать навыки практической работы.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию в учении; культуру умственного труда; формировать положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к предмету.
Задачи:
Личностные: создать
условия для осознания смысла учения и понимания личной ответственности за
будущий результат, волевому усилию, развитию рефлексии, адекватно реагировать
на трудности и не боится сделать ошибку.
Метапредметные: создать
условия для овладения универсальными учебными действиями: смысловое чтение, при
котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания
текста, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной,
образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными
навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь,
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: создать
условия для повторения и закрепления темы «Магнитные явления». Знание о природе
важнейших физических явление окружающего мира.
Демонстрации:
- существование магнитного поля вокруг проводника с током (опыт Эрстеда);
- притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике;
- действие электромагнита;
- взаимодействие катушки с током и постоянного магнита.
Вспомните:
Начало изучения электромагнитных явлений.
О земном магнетизме и его изучении.
Почему колеблется магнитная стрелка.
Открытие явления электромагнитной индукции.
Узнаете:
Почему колеблется магнитная стрелка?
Чем объясняют появление магнитных бурь?
О земном магнетизме и его изучении.
Учитель: Человека пронизывают мириады магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магниту и относимся к нему снисходительно, как устаревшему атрибуту школьных уроков физики, порой даже не подозревая, сколько магнитов вокруг нас. Земля, на которой мы живем, - гигантский голубой магнит. Солнце – желтый плазменный шар – еще более грандиозный магнит. Галактики и туманности, едва различимые радиотелескопами, непостижимые по размерам магниты…
Еще не родился и, наверное, не родится никогда человек, который мог бы сказать: «Я знаю о магните все». Вопрос, почему магнит притягивает, всегда будет волновать людей и рождать жажду новых знаний и новых открытий. И все же человек знает о магните много. Во всяком случае, достаточно много для того, чтобы заставить его служить себе.
Ученик: О магните в той или иной связи писали до нашей эры Пифагор, Гиппократ, Платон, Эпикур, Аристотель и Лукреций, потом Плиний, Плутарх, Гален и Птолемей. Название «магнит», как утверждает Платон, дано магнетиту Еврипидом, называвшим его в своих драмах «камнем из Магнезии». По другой, значительно более красивой и известной, но менее правдоподобной притче Плиния (заимствованной им у Никандра) название дано в честь сказочного волопаса Магниса, гвозди от сандалий и железная палка которого прилипали к неведомым камням.
Ученик: Но есть и другое предание о том, что слово магнит произошло от названия местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии Малой Азии).
Учитель: За много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в VI в. до н.э. греческий физик и философ Фалес.
По-видимому, слово «магнит» действительно происходит от названия провинции Магнезия (в Греции), жителей которой звали магнетами. Так утверждал Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей». Русский путешественник В.А. Теплов, посетивший Магнезию в 80-х годах прошлого века, утверждал, что гора известна частыми ударами в нее молний (этим же славилась и гора Магнитная на Урале, почти целиком состоящая из магнетита). Наиболее распространенная из сказок о чудодейственной силе магнита, вошедшая в сказки «Тысяча и одной ночи», заимствована у Плиния, который утверждал, что в Эфиопии существует гора Зимир, вытягивающая из кораблей все гвозди и железные части. И в Азии, и в Европе, по-видимому, давно использовали магнетизм Земли, применяя для ориентирования магнитный камень, подвешенный на нити или установленный на дощечке, плавающей на спокойной поверхности воды.
Ученик: В французском романе «О розе» магнит описывался под названием «маринетта», из чего можно сделать вывод об использовании его на морских судах. Эти обстоятельства не смогли помешать итальянцам построить в Неаполе памятник Флавио Джойя, жителю города Амальфи, который якобы изобрел магнитный компас в 1302 г., и отпраздновать в 1902 г. шестисотлетие открытия. Не за легенду говорят хотя бы упоминания о компасе монаха из монастыря св. Альбана Александра Некэма в 1187 г. и стихи поэта Гюйо Прованского, написанные в 1206 г. Но красивая легенда о Флавио Джойя, «изобретателе компаса», до сих пор живет у итальянцев.
Ученик: Давным-давно, когда город Амальфи стоял, как и Венеция, на море, жил в нем Флавио Джойя, ювелир и инкрустатор. Он был беден и весел, а кроме того, любил Анджелу, дочь богатого рыбака Доменико. Рыбак Доменико не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за «сухопутного» Джойя, и поставил перед Флавио тяжелое условие – научиться плавать по прямой линии в тумане и в ночи. Ясно, что это условие невыполнимо: попробуйте погрести пять минут, закрыв глаза – наверняка приплывете туда, откуда отплыли. Но Флавио был не из тех, кто унывает. В работе для инкрустирования маленькими кусочками железа он использовал магнитный камень. Как-то Флавио заметил, что, если положить этот камень на кусочек пробки, плавающей в воде, он поворачивается всегда в одну сторону. Так, по легенде, Флавио изобрел компас. Через месяц он женился на красавице Анджеле. Флавио получил Анджелу, рыбаки получили компас...
Ребус. Какое слово зашифровано?
Ответ: Компас.
Учитель: Этот поэтический рассказ, к сожалению, совершенно «рассыпается», если подойти к нему с позиций исторического анализа. Анатолий Коваленко, советский специалист по компасам, убедительно показал, что благодаря путанице и «испорченному телефону» имя секретаря папы Флавио Бьендо, рассказывавшего в 1450 г. о том, что жители Амальфи знают о компасе, превратилось в имя ювелира Флавио Джойя – «изобретателя компаса».
Учитель: Магнитная сила привлекала не только мореходов. Ею всерьез интересовались и древние строители. Плиний писал, что александрийский архитектор Хинократ (или Тимохарес) начал делать свод храма Арсинои из магнитного камня, для того чтобы железная фигура Арсинои висела в воздухе; этот замысел не был, повидимому, осуществлен из-за смерти Хинократа и брата Арсинои, Птолемея, который, как выразились бы сейчас, «финансировал» это предприятие. Многие историки церкви единодушно и независимо утверждают, что в александрийском храме Сераписа статуя бога Солнца могла, к изумлению молящихся, взлететь к потолку, увлекаемая силой большого магнита. А через тысячи лет идея «храма Арсинои» вновь обрела своих приверженцев: молодые авторы – наши современники – предложили проекты памятников с использованием магнитных сводов, напоминающих свод Хинократа. Даже из этого краткого обзора видно, что магнит был хорошо известен древним.
Ученик: Долгое время считалось, что между электрическими и магнитными явлениями никакой связи не существует, так как не замечалось никакой связи между магнитом и заряженным проводником.
Учитель: Опыт Эрстеда устанавливает связь между электрическими и магнитными явлениями. О существовании такой связи догадывались ещё первые исследователи, которых поражала аналогия электрических и магнитных явлений, например, притягивание и отталкивание: в электричестве — разноимённых и одноимённых зарядов, а в магнетизме - разноимённых и одноимённых полюсов.
Таким образом, вокруг неподвижных электрических зарядов существует только электрическое поле. Вокруг движущихся зарядов, то есть электрического тока, существует и электрическое, и магнитное поле. Магнитное поле появляется вокруг проводника, когда в последнем возникает ток, поэтому ток можно рассматривать как источник магнитного поля. В этом смысле надо понимать выражения «магнитное поле тока» или «магнитное поле, созданное током».
Эрстед Ханс Кристиан
Расположим проводник, включённый в цепь источника тока, над магнитной стрелкой параллельно её оси.
При замыкании цепи магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения. При размыкании цепи магнитная стрелка возвращается в своё начальное положение. Это означает, что проводник с током и магнитная стрелка взаимодействуют друг с другом.
Опыт Эрстеда подтверждает существование вокруг проводника с электрическим током магнитного поля, которое и действует на магнитную стрелку, отклоняя её.
Вопрос: Магнитная стрелка, помещённая около провода, отклонилась при пропускании по нему электрического тока. За счёт какой энергии совершена работа, необходимая для поворота стрелки?
Ответ: Работа, необходимая для поворота стрелки, совершается за счет энергии магнитного поля, возникающего вокруг проводника с электрическим током.
Ученик: Мир вокруг нас полон совершенно таинственных и неразгаданных загадок. В горах Косо в Калифорнии экспедицией, которая выискивала новые минералы, был найдет странный артефакт, своим видом и свойствами он сильно напоминает "свечу зажигания". Несмотря на ветхость с уверенностью можно различить керамический цилиндр, внутри которого находится намагниченный металлический двухмиллиметровый стержень. А сам цилиндр заключен в медный шестиугольник. Возраст загадочной находки заставит удивиться даже самого заядлого скептика — он составляет более 500 000 лет!
Учитель: С помощью постоянных магнитов невозможно создать сильные магнитные поля, для этого используют обычно электромагниты (катушка с сердечником). С 1930 годов при использовании электромагнитов для получения сильных магнитных полей стали использовать даже водяное охлаждение электромагнита. Однако создание магнитных полей с напряженностью в десятки тысяч эрстед стало возможным лишь с использованием явления сверхпроводимости. Так началась эра сверхпроводящих магнитов - электромагнитов, в которых ток, создающий магнитное поле, протекает по сверхпроводнику. Сильные магнитные поля сверхпроводящих магнитов необходимы прежде всего при проведении исследований. Например, в установке «Токамак», предназначенной для получения и исследования плазмы при высоких температурах и плотностях. Из сверхпроводящих магнитов построены и магнитные системы новых ускорителей элементарных частиц. Сверхпроводящие магниты используются в медицинских ЯМР-томографах. Применения сверхпроводящих магнитов весьма разнообразны, возможно, что в ближайшем будущем именно сверхпроводящие устройства станут основными источниками магнитных полей в технике.
Ученик: В магнитах на холодильник стали использовать магнитную сборку Халбаха, где магнитное поле с лицевой стороны магнита практически отсутствует и удваивается с обратной. Это становится возможным благодаря особому расположению магнитных элементов сборки. Эффект был открыт Маллинсоном в 1973 году, а через несколько лет физик Клаус Хальбах разработал особую магнитную сборку для ускорителей. В результате наложения магнитных полей получается структура, где компенсация магнитного поля с одной стороны приводит одновременно к его усилению с другой стороны, т.е. компенсация магнитного потока снизу сборки приводит к его усилению сверху.
Ученик: Проблема создания сильных, сверхсильных, ультрасильных и еще более сильных магнитных полей стала одной из основных в современной физике и технике. Ученые начали понимать сущность таинственных проявлений магнетизма. Благодаря этому появились новые материалы, новые магниты, новые удивительные устройства. Кажется, магнит, еще недавно непонятный и непокорный, уже начинает «беспрекословно подчиняться» приказам проникшего в его тайны человека. По этому поводу уместно вспомнить слова поэта: «Никто не выполнит приказа точнее, чем Солнце, если приказать ему утром встать с востока» (В. Хлебников).
Учитель: Еще в 1635 году Геллибранд устанавливает, что магнитное поле Земли меняется. Позднее было установлено, что существуют постоянные и кратковременные изменения магнитного поля Земли. Причиной постоянных изменений является наличие залежей полезных ископаемых. На Земле имеются такие территории, где ее собственное магнитное поле сильно искажается залеганием железных руд. Например, Курская магнитная аномалия, расположенная в Курской области. Причина кратковременных изменений магнитного поля Земли - действие "солнечного ветра", т.е. действие потока заряженных частиц, выбрасываемых Солнцем.
Магнитное поле этого потока взаимодействует с магнитным полем Земли, возникают "магнитные бури". На частоту и силу магнитных бурь влияет солнечная активность. В годы максимума солнечной активности (один раз в каждые 11,5 лет) возникают такие магнитные бури, что нарушается радиосвязь, а стрелки компасов начинают непредсказуемо "плясать".
Вопрос: Как показать, что Южный магнитный полюс Земли находится на севере, а Северный магнитный полюс - на юге?
Ответ: Это показывает магнитная стрелка компаса.
Вопрос: Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определённом направлении?
Ответ: Магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении (если вблизи нее нет магнитов, проводников с током, железных предметов). Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий.
Вопрос: Чем объясняют появление магнитных бурь?
Ответ: Магнитные бури - это кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца, выбрасываются потоки заряженных частиц. Магнитное поле этих частиц изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю.
Вопрос: Что такое области магнитной аномалии?
Ответ: На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине.
Вопрос: Где находится область, в которой наблюдается большая магнитная аномалия?
Ответ: Одна из самых больших магнитных аномалий находится в России. Это - Курская магнитная аномалия.
Вопрос: Почему колеблется магнитная стрелка?
Ответ: Под влиянием Солнца и Луны в ионосфере возникают приливные движения, аналогичные тем, какие имеют место в океанах и морях. Так как в проводниках, движущихся в магнитном поле, возникают электрические токи, то под действием геомагнитного поля они возбуждаются в ионосфере. В свою очередь электрические токи сопровождаются магнитным полем. Магнитное поле электрических токов в ионосфере и заставляет магнитную стрелку на Земле испытывать непрерывные колебания.
Вопрос: Даже небольшой обломок древней амфоры,
найденный при раскопках, может рассказать многое. При этом, однако, нужно
знать, в каком положении по отношению к сторонам света находилась амфора при
обжиге. Вот, например, какая удача ожидала палеомагнитологов на развалинах
древнего Карфагена. Римские легионы завоевали и разрушили этот город в 146 г.
до н.э. При раскопках ученые обнаружили гончарные мастерские, а в печах – еще
не вынутые глиняные горшки, они обжигались в тот самый день, который стал для
Карфагена последним.
Объясните, как археологи определили дату
разрушения Карфагена по магнитным свойствам амфор?
Ответ: Магнитное поле Земли с течением времени изменяется, а амфоры
сохраняют магнитное поле. По его расхождению и определяют возраст амфор.
Вопрос: Три каравеллы Х. Колумба отправились вне ведомые дали на рассевете 3 августа 1492 года. Уже через месяц многие матросы желали только одного – возвращения домой: океан грозил гибелью. Между тем корабли покинул последний из Канарских островов, что впереди, уже никто не знал. В корабельной книге каравеллы «Санта – Марии», которой командовал Колумб, 9 сентября была сделана запись: «Адмирал принял решение отсчитывать доли пути меньше, чем приходилось в действительности, в том случае, если бы плавание оказалось длительным, чтобы людьми не овладели страх и растерянность». А через четыре дня после этого вдруг начал шалить компас. Вместо того, чтобы показывать на север с небольшим смещением к востоку, магнитная стрелка отклонялась к северо-западу. Весть о необычном поведении компаса, которому моряки уже привыкли доверять, распространилась среди матросов. И без того возбужденные суеверные люди готовы были поднять бунт, потребовать немедленного возращения домой. Оценив опасность, адмирал, таясь от команды, передвинул катушку компаса угловыми делениями так, что отклонение стрелки снова стало обычным. Объясните поведение компаса.
Ответ: Магнитные полюса Земли
удалены от географических полюсов. Так, Южный магнитный полюс Земли удален от
Северного географического полюса примерно на 2100 км.
Рассмотрим некоторые опыты.
Оборудование: бумага, железные опилки, стержневой магнит.
Задание 1 группе.
Положите на магнит лист бумаги. Проследите, чтобы бумага лежала ровно. Осторожно рассыпьте небольшое количество опилок на бумаге. Легонько стукните по бумаге. Посмотрите. 1. Какую структуру образуют опилки, рассыпанные на бумаге.
2. В этой структуре содержатся прямые или кривые линии?
3. Полностью ли эти линии окружают магнит? Если нет, то где эти линии встречаются с магнитом?
Объяснение опыта. Все магниты окружены невидимым узором, созданным силовыми линиями магнитного поля. Хотя эти линии, силы и поле невидимы мы можем обнаружить их с помощью материалов – магнетиков. Железные опилки легкие, маленькие и легко притягиваются к магнитам. Рассыпанные на листе бумаги, они образуют структуру, отражающую силовые линии магнитного поля.
Задание 2 группе.
Оборудование. Различные металлические предметы: металлическая канцелярская скрепка, железный гвоздь, латунный шуруп, медная проволока, монеты различного достоинства и другие предметы, чьи магнитные свойства вы хотели бы узнать.
Проверьте магнитные свойства перечисленных предметов. Для этого медленно поднесите магнит к предмету. 1. Будут ли предметы двигаться? 2. Достаточно ли притяжение для того, чтобы поднять предмет? 3. Какая сила больше, если предмет можно с помощью магнита поднять над столом?
Объяснение опыта. Все предметы состоят из крошечных «строительных кирпичиков», т.е. атомами. Каждый атом имеет собственное магнитное поле, которое создается движущимися в атоме электронами. В большинстве материалов поля атомов ориентированы хаотично. Благодаря случайной ориентировке эти поля компенсируют друг друга. Магнитные поля всех атомов таких материалов, как железо или никель можно сделать направленными в одну сторону. Тогда вместо того чтобы гаситься, магнитные поля будут складываться и превращать материал в магнетик.
Задание 3 группе.
Оборудование: железный гвоздь, стержневой магнит, компас.
1. Поднесите магнит к компасу на расстояние несколько сантиметров. Перемещайте гвоздь и следите при этом за стрелкой компаса. Что происходит со стрелкой при перемещении магнита?
2. Поднесите железный гвоздь к компасу на расстояние нескольких сантиметров. Перемещайте гвоздь и следите при этом за стрелкой компаса. Что происходит со стрелкой при перемещении гвоздя?
3. А теперь в одну руку возьмите гвоздь, а в другую стержневой магнит. Проведите несколько раз одним из концов магнита по гвоздю, двигаясь всегда в одном направлении. После этого еще раз проверьте магнитные свойства гвоздя. Повернулась ли стрелка компаса?
Объяснение опыта. Железный гвоздь сделан из материала, который можно намагнитить. До взаимодействия магнитом магнитные поля атомов, из которых состоит гвоздь, направлены в разные стороны и гасят друг друга. При контакте гвоздя с магнитом магнитные поля атомов гвоздя подвергаются воздействию поля магнита. Атомы «чувствуют» магнитное поле и начинают «показывать» в одном направлении. В конечном счете поля «объединяются», придавая гвоздю обнаруженные магнитные свойства.
Задание 4 группе.
Оборудование: нитка длиной 30 см, две швейные булавки, «орешки» из пенопласта, стержневой магнит.
1. Проведите магнитом вдоль одной из булавок. Каждый раз проводите в одном и том же направлении (от булавочной головки к острому концу) и одним и тем же полюсом магнита. Сделайте так несколько раз, и вы намагнитите булавку.
2. Таким образом намагнитить вторую булавку. Одну из намагниченных булавок воткните в пенопластовый «орешек». Осторожно обмотайте ниткой этот орешек так, чтобы он был в равновесии. Липкой лентой закрепите свободный конец нитки на краю стола, чтобы орешек с булавкой свободно висел.
3. Поднесите головку второй булавки к головке первой булавки, воткнутой в орешек. Что произойдет? Поднесите друг другу острые концы булавок. Что произошло? А теперь головку одной булавки поднесите к острому концу другой.
Объяснение опыта. У каждой булавки появилось два полюса – северный и южный. Так как обе булавки вы намагнитили одинаково, их головки стали одноименными полюсами. Аналогично, их острые концы тоже стали одноименными магнитными полюсами. Когда подносят друг другу головки булавок, они отталкиваются, так как одноименные полюса отталкиваются. Аналогично отталкиваются острые концы булавок. Если подносить друг другу головку одной булавки и острие другой, они притягиваются, так как разноименные полюса притягиваются.
Задание 5 группе.
Оборудование: швейная игла, магнит, чашка, наполовину заполненная водой, подставка из пенопласта.
1. Круглую подставку из пенопласта поместите в чашку, наполовину наполненную водой. Посмотрите, как она плавает?
2. Несколько раз проведите магнитом вдоль иголки. Помните, что проводить надо всегда в одном направлении.
3. Поместите намагниченную иголку на плавающую пенопластовую подставку. Что произойдет с иголкой и подставкой?
4. Поднесите магнит к краю чашки. Проведите магнитом вокруг чашки. Что происходит с иголкой в этом случае?
Объяснение опыта. У Земли есть магнитное поле. На намагниченные тела, помещенное в это поле, будет действовать притягивающая сила. Иголка находится на плавающей подставке, которая может вращаться. Под действием магнитного поля Земли иголка (и подставка) поворачиваются и останавливаются. Конец иголки указывает на магнитный Северный полюс Земли.
Вопросы:
1.У зажимов аккумулятора не оказалось маркировки полюсов - где плюс, а где минус. Можно ли их определить, имея в наличии компас?
Ответ: Да, можно. Надо собрать электрическую цепь, т.е. подключить к аккумулятору какой-либо потребитель тока, например, элетролампу, чтобы не было короткого замыкания. Поднести компас к проводу, по которому протекает электрический ток. В зависимости от направления электрического тока в цепи, а он всегда течет от плюса к минусу источника, стрелка компаса, взаимодействуя с током (как в опыте Эрстеда), повернется в ту или иную сторону. После этого по положению повернувшейся стрелки можно определить конкретное направление тока в цепи. (и соответственно, полярность аккумулятора), применив "правило буравчика", которое изучается, к сожалению, в 9 классе.
2.Нужно построить электромагнит, подъёмную силу которого можно регулировать, не изменяя конструкции. Как это сделать?
Ответ: Чтобы регулировать подъемную силу электромагнита, не изменяя конструкции, можно менять силу тока в катушке, например, с помощью реостата, включенного в цепь с катушкой электромагнита последовательно.
3.Что надо сделать, чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные?
Ответ: Чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные, надо изменить направление тока в катушке. Это легко сделать, поменяв местами полюса источника тока.
4.Как построить сильный электромагнит, если конструктору дано условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно малым?
Ответ: Для этого надо увеличить количество витков в катушке и вставить в катушку железный сердечник. Большее количество витков в катушке и наличие сердечника приведет к усилению магнитного поля катушки. Одновременно из-за увеличения длины провода возрастет сопротивление катушки, что уменьшит силу тока в цепи катушки.
Учитель: Почему магнит притягивает? Этот вопрос еще сотни лет будет волновать умы мальчишек и ученых. Не станем переоценивать своих знаний. Кто это делает, часто попадает впросак. Вспомним, что было написано об электричестве в 1755 г. в одном лондонском еженедельнике: «Электричество – сила, хорошо изученная человеком. Ее с успехом применяют для лечения болезней, эта сила способна ускорять развитие растений». Эти слова были написаны до Фарадея, Ампера, Максвелла, когда люди, как теперь смело можно утверждать, почти ничего не знали об электричестве. А теперь вряд ли какой-нибудь ученый найдет в себе смелость утверждать: «Электричество – сила, хорошо изученная человеком». Мы много знаем об электричестве и магнетизме и с каждым днем узнаем все больше и больше. Но за одной проблемой встают другие, не менее сложные и интересные.
Ученик: Жизнь всегда будет полна загадок. И наряду с самыми сложными – загадкой жизни и загадкой Вселенной – загадка магнита всегда будет давать пищу для любознательного ума. ...Альберт Эйнштейн на всю жизнь запомнил тот день, когда ему, четырехлетнему ребенку, подарили новую игрушку – компас. На всю жизнь сохранил он детскую удивленность чудесными свойствами магнита, теми самыми свойствами, которые тысячи лет назад волновали наших предков.
Учитель: Вряд ли когда-нибудь найдется человек, который возьмет на себя смелость утверждать: «Я постиг загадку магнита!». Однако ученые, познавшие удивительно небольшую толику тайны, смогли создать устройства, способные соперничать с самыми сильными магнитами, созданными природой.
Века не принесли полной разгадки, но многое уже познано, и все понятое позволяет неизмеримо превзойти то, что даровала природа. Не понимая полностью сути процессов, приводящих к притяжению магнитом других тел, люди тем не менее научились сами создавать такие магниты, которые могут поспорить с уникальными творениями природы.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:
1. «+» — все, что понравилось на уроке
2. «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
3. «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
этот урок показался мне…
за урок я бы поставил себе, потому что…
мое настроение после задуматься…
Литература:
1. Алексеева М. Н. Физика – юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 кл. /Сост. М. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
2. Кириллова В.Г.: «Книга для чтения по физике»: Учеб. пособие для учащихся 6-7 кл. сред. шк./ Сост. И. Г. Кириллова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
3. Перышкин А.В. «Физика -8кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа,2016.-191 с.
4. Иванов Ю.Я.: Творческие экспериментальные задания по физике 7-9 классы: учебно-методическое пособие/Ю. Я. Иванов, А. Ю. Иванов. –Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. -224 с.
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/u8-10.html
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/sur.html
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/vic50.html#
: http://class-fizika.spb.ru/npv12.html
: http://class-fizika.spb.ru/npv12.html
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/n077.html
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/m0ogl.html
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/m2.html
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/m17.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.