Внеклассная работа по физике "Удивительное рядом!"
Оценка 4.6

Внеклассная работа по физике "Удивительное рядом!"

Оценка 4.6
docx
07.02.2020
Внеклассная работа по физике "Удивительное рядом!"
8 класс.docx

Предмет: Физика.

Класс: 8.

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.                   

 

                 Внеклассная работа по физике: «Удивительное рядом!»

Занимательность преподавания служит средством пробуждения познавательного интереса. Она рождает любопытство и поддерживает любознательность. Занимательность оживляет рассказ учителя и привлекает внимание учащихся. Обычно говорят о том, что интерес к физике надо стимулировать самой физикой. Очень хочется надеяться, что наши ученики будут воспринимать красоту и гармонию природы и после окончания школы.

  Вы узнаете:

Откуда произошло слово электричество?

Как образуются грозовые облака?

Почему нельзя купаться во время грозы?

Кто установил первый в мире молниеотвод?

Почему гроза вызывает столь бурную жизнь моря?

Почему молния чаще всего попадает в вершины?

Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают ток?

Что это за чудо природы, о котором ходят легенды с прошлого столетия и по сей день? Кто такой святой Эльм?

Почему птица, сидящее на проводе высокого напряжения, не гибнет от удара током?

    Учитель: Физика — невероятно сложная наука, полная тайн и загадок даже для самих ученых. Многие научные теории, гипотезы и парадоксы приводят в настоящее изумление, но и в повседневной жизни находится место удивительным вещам, которые способны удивить обычного человека. У К. Г. Паустовского есть такие строки: «В детстве и юности мир для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо…Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства». Грозовые облака, молнии, гром… Сколько много удивительного в этом мире. Почему же все эти явления мы связываем с электричеством? Попробуем сегодня разобраться во всем этом.

     Ученик: Откуда произошло слово электричество?

     Учитель: Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» - что значит «солнечный камень». Отсюда произошло, правда много позже, и само слово электричество. Существует красивая легенда о янтаре.

     Ученик: Разговаривая с бедным свинопасом по имени Эвмей, Одиссей попросил его рассказать свою историю. И тот поведал: не свинопас он, а сын царский, родом с острова Сира, «что необильно людьми населен, но удобен для жизни», и украден он и продан в рабство купцами из далекой Финикии. Как-то их корабль пристал к острову, и нянька царевича, финикийская рабыня, решила бежать с купцами на родину. И «...когда изготовился в путь их нагруженный корабль, ими был вестник о том к финикийской рабыне отправлен... В дом отца моего на показ он принес ожерелье: крупный электрон, оправленный в золото с чудным искусством». Электрон – обработанный кусок янтаря – овладел вниманием царского двора, и финикийская рабыня, прихватив Эвмея и пару золотых кувшинов, сбежала на корабль. Чем привлекал янтарь? Теплый камень удивительной красоты, содержащий иногда внутри себя диковинных маленьких насекомых, обладал одним необычным, располагающим к философическим построениям свойством – он мог притягивать! Он притягивал пылинки, нити, кусочки папируса. И именно этим свойством определялись в древности названия янтаря у разных народов. Так, греки назвали его электроном – притягивающим к себе; римляне – харпаксом, что означает грабитель, а персы – кавубой, то есть камнем, способным притягивать мякину.

    Ученик: Говорят, это свойство янтаря открыто дочерью Фалеса из Милета. Вряд ли!

     Учитель: Способность янтаря электризоваться была известно давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Вот как об этом рассказывает легенда.

      Ученик: Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

  Ученик: Оно, видимо, было известно еще раньше и повсеместно. Так, А. Гумбольдт, побывавший в конце прошлого века у индейцев в бассейне реки Ориноко, мог убедиться в том, что им известны свойства янтаря. Янтарное веретено светлокудрой – лишь красивая древняя сказка.

  Учитель: Сказки сказками, а дотошные историки могут сейчас уверенно сказать, какую пользу извлекали наши предки из окаменевшей миллионнолетней смолы: янтарь считали действенным лекарством, косметическим средством. Янтарные ожерелья, янтарные четки – это защита от дурного глаза, от напасти, от болезней. Видимо, поэтому столь часты на картинах старых фламандцев изображения кормящих мадонн с янтарными ожерельями. Интересно, что арабское название электрического ската – «раад», что значит «молния». Вряд ли это случайно. Вряд ли случайно и то, что имя Электра у Эврипида и Гомера дано женщине с характером пылким, «молниеносным».

   Ученик: Связь между словами «электрон» – янтарь и именем Электра несомненна. А откуда янтарь? Не слезы ли это сестер Фаэтона – прекрасных Гелиад? Вспыльчивый сын бога Солнца Гелиоса и Океаниды Климены Фаэтон решил доказать своим сомневающимся сестрам, что он – истинный бог. Выпросил он у отца солнечную колесницу, помчался на ней по небу. Но не послушались огненные кони, бессмертные, как боги, кони рванули... С ужасом наблюдал Фаэтон, как летят они, и мир содрогался, видя свою близкую огненную смерть. Видел это Гелиос, хмурил брови, видел это Зевс-громовержец, метнул страшную молнию в несчастного храбреца, убил его и спас тем самым мир. От горя застыли стройными топольками прекрасные сестры Фаэтона Гелиады, застыли янтарными гроздьями их девичьи слезы... Так использовался янтарь, камень полезный и таинственный, известный уже тысячи лет ...

    Учитель: Древние греки считали, что больше всего янтаря находят на побережье Северного моря. Именно там Фаэтон был повержен молнией на землю. Вероятно, что они видели связь между молнией и свойствами янтаря.

 Словарь Академии Российской издания 1794 года так описывал когда-то «электричество»: "Вообще это означает действие вещества весьма текучего и тонкого, свойствами своими весьма различного от всех жидких известных тел; имеющее способность сообщаться почти со всеми телами, но с иными более, с другими менее, движущееся с необъятной скоростью и производящее своим движением весьма странные явления".

  Учитель: В конце 30-х годов 18 века член Парижской Академии Шарль Ф. Дюфе писал: "Возможно, что в конце концов удастся найти средство для получения электричества в больших масштабах и, следовательно, усилить мощь электрического огня, который во многих из этих опытов представляется... как бы одной природы с молнией".

                   Надулись волны, море плещет,

                  И молния во мраке блещет.

  Ученик: В старину место разряда молнии в землю указывало грабителям скифских курганов, что именно здесь зарыты сокровища. Понятно, что молнии бьют в курганы, содержащие металлическую "начинку". Аналогично, что на Руси место, куда попала молния, считалось лучшим для рытья колодца. Вероятность близкой воды была очень высока! Не зря знаменитого Луиджи Гальвани, вовсе даже не физика, прозвали когда-то волшебником. Он заставлял шевелиться трупы телят, кошек, мышей и лягушек! В его честь названы химические источники тока - гальванические элементы.

   Ученик: В конце 1780 г. профессор анатомии Болонье Луиджи Гальвани занимался изучением нервной системы отпрепарированных лягушек. Совершенно случайно получилось так, что в той же комнате работал его приятель-физик, производивший опыты с электричеством. Одну из препарированных лягушек Гальвани положил на стол, на котором стояла электрическая машина. В это время в комнату вошла жена Гальвани. Ее взору предстала жуткая картина: при искрах в электрической машине лапки мертвой лягушки, прикасавшиеся к железному предмету (скальпелю), дергались. Жена Гальвани с ужасом указала на это мужу. Столкнувшись с необъясненным явлением, Гальвани счел за лучшее детально исследовать его на опыте. Но правильного вывода Гальвани не сумел сделать. Будучи врачом, а не физиком, он видел причину в так называемом «животном электричестве». Свою теорию он подтверждал ссылкой на известные случаи разрядов, которые способны производить некоторые живые существа, например, «электрические рыбы».

   Учитель: Исследования показали, что двухметровый электрический скат способен создать электрический импульс напряжением 50 - 60 В при силе тока 50 А – вполне достаточный, чтобы парализовать рыбу чуть поменьше его самого, нильский электрический сом – 350В, угорь–электрофорус создает напряжение свыше 500 В.  Удивительным является то обстоятельство, что на тело самой рыбы это высокое напряжение никакого действия не оказывает! Вот где тайны электроизоляции! Электрические свойства некоторых рыб до сих пор являются нераскрытой тайной природы.

  Ученик: В 1960 г. на выставке, организованной научным королевским обществом в честь 300-летия со дня его организации, среди загадок природы, которые человеку предстоит решить, демонстрировался обычный стеклянный аквариум с находящейся в нем рыбой – электрическим скатом. К аквариуму через металлические электроды был подключен вольтметр. Когда рыба была в покое, стрелка вольтметра стояла на нуле. При движении рыбы вольтметр показывал напряжение 400 В. Надпись гласила: «Природу этого электрического явления, наблюдаемого задолго до организации английского Королевского общества, человек разгадать до сих пор не может!»

   Ученик: В древних архивах сохранились записи, свидетельствующие о том, что императора Нерона, страдавшего ревматизмом, придворные врачи лечили электрованнами. Для этого в деревянную кадку с водой помещали рыб, способных испускать электрические разряды. Находясь в такой ванне, император в течение предписанного врачами времени подвергался действию электрических разрядов и полей. Лечение проходило успешно.

     Ученик: Современная физиотерапия шагнула далеко вперед: гальванизация и электрофорез, магнитотерапия, УВЧ-терапия, ультразвуковая терапия, ультрафиолетовое облучение, электросон, микроволновая терапия и многое другое.

Электричество играет важную роль в здоровье человека. Мышечные клетки в сердца сокращаются и производят электроэнергию. Электрокардиограмма (ЭКГ) измеряет ритм сердца благодаря этим импульсам.

энергия

     Ученик: Существуют ли электрические процессы в растительных тканях?

     Учитель: Бесспорные доказательства существования электрических процессов в растительных тканях были получены в середине XIX в. Срезы листьев, стебля, клубней всегда заряжены отрицательно по отношению к нормальной ткани. Если разрезать яблоко пополам и вынуть середину, один электрод приложить к кожуре, а другой перенести во внутреннюю часть мякоти, гальванометр отметит появление тока повреждения. Способность многих цветов и листьев складываться в зависимости от времени суток также обусловливается электрическими сигналами. Тычинки василька, подсолнуха, барбариса приходят в движение при легком прикосновении. Реакция многих цветов на механические раздражения – выделение нектара. 

      Учитель: Изучение статического электричества начиналось с помощью простейшего прибора: металлический диск, стеклянная ручка, кошка, сургучная подушка, палец. Именно с таким набором инструментов» работал знаменитый Алессандро Вольта. Вероятно, одной из первых электрических цепей была живая электрическая цепь, составленная из 180 взявшихся за руки солдат Людовика XV, которые содрогались от проходившего через них разряда Лейденской банки во время опыта при дворе короля.

А вот француз Жан-Антуан Нолле предпочел поставить эксперимент на других, Проводя в середине XVIII века эксперимент по вычислению скорости передачи электрического тока, он соединил 200 монахов металлическими проводами и пропустил по ним напряжение. Все участники эксперимента дернулись практически одновременно, и Нолле сделал вывод: ток бежит по проводам ну о-о-очень быстро.

Во время изучения электрической дуги физик Василий Петров удалил верхний слой кожи на кончиках пальцев, чтобы ощущать слабые токи.

   Ученик: Самый легкий путь получить электрический разряд – это погладить кота. Как объяснить получение разряда при поглаживании кота?

  Учитель: При поглаживании кота происходит явление электризации. При накоплении достаточного заряда воздух между положительным и отрицательным зарядами ионизируется, и возникает электрический ток – искровой разряд.

  Учитель: Проведем опыт: «Исследование электризации различных тел». На каждом ученическом столе следующие приборы и материалы: бумажная гильза на шелковой нити, подвешенная на штативе, стеклянная палочка, кусок резины, лист бумаги, полоска полиэтиленовой пленки, кусок капроновой ткани, оргстекло, эбонит, мех, шелк, спиртовка.

    Порядок выполнения работы:

1.      Наэлектризовать стеклянную палочку трением о резину и зарядить стеклянной палочкой бумажную гильзу, висящую на нити. Она будет служить индикатором заряженных тел. (Перед каждым опытом необходимо разряжать исследуемое тело, быстро пронося его через пламя спиртовки).

2.      Определить знаки зарядов у тел после их электризации друг о друга.

3.      Результаты опытов занести в таблицу.

4.      4. Наблюдаемые явления электризации тел объяснить с точки зрения электронных представлений.

Вывод: Тела при электризации заряжаются противоположными знаками.

 

                        Таблица №1

Электризация при трении

О стекло

О резину

О полиэтилен

О бумагу

О капрон

оргстекло

0

+

+

-

-

резина

-

0

-

-

-

полиэтилен

-

+

0

-

-

бумага

+

+

+

0

-

капрон

+

+

+

+

0

 

                         Таблица №2

 

Электризуются при трении

О мех

О резину

О бумагу

О шелк

эбонит

-

+

+

-

стекло

+

+

+

+

металл

-

+

+

+

      Ученик: Мы очень часто пользуемся пленкой для заворачивания продуктов. Если некоторые прозрачные пленки для пищевых продуктов натянуть на горлышко банки и потянуть вниз, то пленка останется натянутой и герметично закроет сосуд. Она как бы «прилипает» к горлышку сосуда. Почему это происходит?

     Ответ: Слипание пленки и ее прилипание к горлышку сосуда обусловлено статическим электричеством. Например, если в слое пленки, непосредственно прилегающем к металлической стенке, имеется избыток электронов, то этот слой отталкивает электроны металла. Таким образом, прилегающий к пленке участок металла становится положительно заряженным и притягивает пленку. Так как пленка плохой проводник, ее статический заряд не уходит в металл. В результате она прилипает к металлу. Статический заряд пленки неизбежно возникает в процессе ее изготовления. Разделение зарядов может происходить и при разматывании рулона: чем быстрее тянуть пленку, тем сильнее она электризуется. Во влажном воздухе заряд быстро уходит с пленки, и она не слипается; по той же причине пленка не прилипает к горлышку мокрого сосуда.

   Ученик: Почему птица, сидящая на проводе высокого напряжения, не гибнет от удара током?

 Ответ: Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит покрытому перьями и пухом позвоночному животному, стоящему на проводе, соприкоснуться с заземленным предметом, например, с металлической частью высоковольтной ЛЭП, она моментально сгорает, ведь сопротивление в таком случае становится слишком большим, а весь электрический ток пронзает тело несчастной птицы.

   Ученик: Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают ток?

   Ответ: При включении тока высокого напряжения на перьях птицы возникает статический электрический заряд, вследствие чего перья птицы топорщатся и расходятся. Это пугает птицу, и она слетает с провода.

   Учитель: Интересно, что к широкому использованию переменного тока, полученного еще в 30-х годах 19 века, приступили лишь спустя 70 лет! Передачу переменного тока с помощью высоковольтных ЛЭП пытались даже запретить законом. Среди «противников переменного тока» был и Томас Эдисон – отец современного электрического освещения!

    Знаете ли вы, что в некоторых районах Южной Америки и Африки, где не было проведено электричество, можно было внутри жилища увидеть закрытые стеклянные банки, наполненные светляками! Такие «лампы» давали на зависть яркий свет!

Ученые считают, что мы все могли неоднократно наблюдать движение частиц со скоростью, вдвое меньшей скорости света, по каналу диаметром в 1,27 см. Это всякий раз происходит в молнии.

 Ученик: Поток вскипел и как-то сразу прибыл!

                  По небесам, сверкая там и тут,

                  Гремело так, что каменные глыбы;

                   Внезапно небо прорвалось

                   С холодным пламенем и громом!

                   Заволокла лесные дали.

                   Кромсая мрак и бороздя,

                   На землю молнии слетали!

                   Плач раздавался колыбельный,

                   И стрелы молний всё неслись. (Н. М. Рубцов)

Ученик: «Гроза прошла – еще курясь, лежал

                  Высокий дуб, перунами сраженный,

                  И сизый дым с ветвей его бежал

                   По зелени, грозою освеженной». (Ф. И. Тютчев «Успокоение»)

Вопрос: Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

    Учитель: В поражении деревьев молнией играет роль как строение корня, так и сопротивление дерева току. Деревья с корнями, проникающие в глубокие водоносные слои почвы, лучше «заземлены», поэтому на них накапливаются притекающие из земли значительные заряды, имеющие знак, противоположный знаку ряда облаков. Так, например, у дуба корни глубоко уходят в почву, поэтому он чаще многих других деревьев поражается молнией. Отдельные участки ствола дерева имеют различное сопротивление. В лиственных деревьях ток проходит внутри ствола по сердцевине, а так как в древесине этих деревьев содержится много сока, то он закипает под действием тока и образовавшиеся пары разрывают дерево. У смолистого дерева, например, сосны, сопротивление сердцевины значительно больше, чем коры и подкоркового слоя. Поэтому в сосне электрический ток проходит главным образом по наружным слоям ствола, не проникая внутрь.

     Ученик: В летний день мы часто видим, как в небе плывут кучевые облака, однако ни дождя, ни грозы нет. Как же создается электрический заряд в грозовом облаке?

     Учитель: Заряжение частиц грозового облака происходит, как полагают ученые, несколькими путями. Когда в верхней части облака в вихре пурги ледяные кристаллы сталкиваются с друг другом, они разламываются и электризуются. Более крупные осколки заряжаются отрицательно, осаждаются в нижнюю часть облака и там тают. Мелкая ледяная пыль, заряженная положительно, относится потоками воздуха вверх. В этом случае вершина облака будет заряжена положительным электричеством, а нижняя часть – отрицательным. Такие грозовые облака наблюдаются часто.

   Когда крупные дождевые кали у основания облака разбрызгиваются порывами ветра, то большая часть кали заряжается положительно, а сдуваемые с нее мельчайшие брызги – отрицательно. Водяную пыль воздух уносит вверх, а положительно заряженная область в этом случае образуется в нижней части облака. Но не только так могут заряжаться грозовые облака. Капельки воды и частицы льда при своем движении в вихре воздуха сталкиваются. При этом они сливаются или смерзаются, одни частицы тают, другие замерзают. Каждый из этих процессов может привести к электризации облачных частиц.

    Ученик: Упала молния в ручей –

                    Вода не стала горячей.

                    Зато и молнии струя,

                      Упав, лишилась бытия. (К. К. Случевский. «Упала молния в ручей…»       

     Ученик: У А. И. Куприна есть рассказ «Черная молния», в котором читаем: «Все небо обложили громоздкие лиловые и фиолетовые тучи с разорванными серыми краями… Была одна мокрая густая тьма. Сверкнула первая молния… за ней другая, третья. Потом пошло и пошло без перерыва. Небо не вспыхивало от молний, а точно все сияло их трепетным голубым, синим и ярко-белым блеском… и вот увидел я черную молнию. Я видел, как от молнии полыхало на востоке небо, не потухая, а все время то развертываясь, и вдруг на этом колеблющемся огнями голубом небе я с необычайной ясностью увидел мгновенную и ослепительную черную молнию. И тотчас же вместе с ней страшный удар грома точно разорвал пополам небо и землю и бросил меня вниз, на кочки… О, что это была за ужасная ночь! Эти черные молнии наводили на меня необъяснимый животный страх». Как объяснить парадоксальное явление, называемое «Черной молнией»?  Существует ли в природе черная молния?

    Ученик: «Между тучами и морем

                     Гордо реет буревестник,

                     Черной молнии подобный». (М. Горький «Буревестник»).    

     Учитель: Явление объясняется световым утомлением глаза. Если в глаз попадал свет от яркого предмета, то места сетчатки, на которые он падал, некоторое время не способны воспринимать свет. В это время, осветив сетчатку равномерно слабым источником света, можно видеть свет всюду, за исключением тех мест, которые перед этим были ярко освещены. Так возникает образ черного предмета на сером фоне. Яркая светлая молния быстро сменилась менее яркой, осветившей незадолго перед этим.

    Ученик: Трудно себе представить более знаменитую личность своего времени. Бенджамен Франклин родился в 1706 году в Бостоне и прожил 84 года.

Теория статического электричества помогла Франклину сделать сенсационное открытие – он первым доказал, что молния, с грохотом прорезающая небо, и искра, полученная с помощью лейденской банки, это одно и то же явление, только в разных масштабах. Когда стала ясна электрическая природа молнии, Франклин смог осуществить главное изобретение своей жизни – громоотвод. После того как Франклин в 1760 году установил первый громоотвод на доме купца Веста в Филадельфии, Европа и Америка разделились на два лагеря – ярых приверженцев громоотвода и столь же ярых противников его. В Париже в те годы даже женские шляпы изготовлялись с громоотводами. В то же время буржуа де Визери, поставивший на своем доме в Сент-Омере громоотвод, подвергся яростным нападкам соседей, которые в конце концов подали на него в суд. Это было уже в 1780 году. Процесс длился четыре года. Защитником громоотвода на процессе выступал никому еще не известный адвокат Максимилиан Робеспьер. Именно этот процесс стал началом его большой популярности. На стороне противников громоотвода экспертом выступал Жан-Поль Марат. В конце концов де Визери был оправдан. А в Филадельфии в 1782 году было установлено 400 громоотводов.

      Ученик: Для защиты зданий и других построек от грозовых разрядов применяют громоотводы. Основное назначение молниеотводов – не принимать удар на себя, а предотвратить его возникновение. Как это достигается?

  Учитель: Это достигается тем, что на острие молниеотвода под влиянием заряда облака скапливается разноименный заряд, который уходит в воздух; электрическое поле в некотором объеме вокруг молниеотвода ослабевает, следовательно, уменьшается вероятность удара молнии.

    Ученик: Если молния ударяет в человека или животное, то в большинстве случаев удар бывает смертельным?

     Учитель: Находясь вне дома и видя приближение грозы, надо покинуть опасные места: горы, вершины холмов, открытые равнины, берега водоемов. Нельзя подходить к высоким одиночным предметам (столбам, деревьям). Рекомендуется укрыться в небольшом углублении на склоне холмов, выбирая место между двумя деревьями, растущими на расстоянии 15 – 25 м. Пострадавшему от молнии, находящемуся в бессознательном состоянии, до прибытия врача необходимо делать искусственное дыхание.

    Ученик: Кто установил первый в мире молниеотвод?

    Учитель: Первый в мире молниеотвод в июне 1754 г. водрузил над крестом своего храма сельский священник из Моравии Прокоп Дивиш, крестьянский сын, ученый и изобретатель. В собранном виде он представлял собой конструкцию, укрепленную на шесте высотой около 40 метров, которая состояла из более чем 400 заземленных железных шпилей. Дивиш нередко наблюдал на остриях своего создания «огни святого Эльма».

 Первый в России молниеотвод появился в 1756 г. над Петропавловским собором в Петербурге. Он был сооружен после того, как молния дважды ударила в шпиль собора и подожгла его. В течение короткого времени молниеотвод нашел широкое применение во всем мире.

   Ученик: Что это за чудо природы, о котором ходят легенды с прошлого столетия и по сей день? Кто такой святой Эльм?

    Учитель: Природное явление с мистическим свечением, от которого невозможно обжечься, называется «Огнями святого Эльма». Эльм или по-другому Эразм -католический мученик. С давних времен он считается покровителем моряков Средиземья.

Легенда гласит, что смерть католика наступила после страшной пытки. Убийцы намотали внутренности мученика на веревку. Перед смертью святой обещал молиться за моряков. Это пример того как люди в прошлом, не понимая природу явлений, придавали им мистические объяснения. Но в особенности благоговейно к этому явлению относились моряки. Их охватывал радостный трепет, когда в обстановке низко летящих облаков на концах мачт внезапно появлялось свечение — символ того, что Святой Эрасмус принял корабль под свое покровительство. И потому как чудесные огни как правило появляются тогда, когда самый пик шторма уже позади, счастливое «знамение» обычно сбывалось, и судно выходило победителем в битве с волнами.

        Ученик: Во многих судовых журналах есть описание странных огней, напоминающих «танцующее пламя» с шипящим звуком, при виде которых у моряков прошлого столетия в душе зарождалась надежда на счастливое возвращение домой.

Появление танцующих огненных кисточек говорило о надежде на спасение. Только непонятно, почему он за них будет молиться? Ведь они его убили.

     Учитель: Это одна из легенд, а другая описывает смерть Эльма во время сильного шторма. А возникновение свечения верхушки мачты корабля сулит удачу для попавших в беду. Тогда почему он святой? Эти вопросы останутся открытыми для нас.

«Все ноки реев были увенчаны бледными огнями, а три высокие мачты, на верхушках которых над трезубцами громоотводов стояло по три белых пламенных языка, беззвучно горели в насыщенном сером воздухе, словно три гигантские восковые свечи пред алтарем» писал Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» в 1851 году.

   Так, Христофор Колумб смог подбодрить свою упавшую духом команду, указав на священные огни на верхушке мачты как на предсказание скорого окончания их изнурительного похода. В дни парусного мореходства принимали за счастливую примету, когда чудесные огни оставались наверху среди мачт, и предвещало беду, если огни спускались на палубу. Некоторые из моряков верили, что это душа погибшего капитана или другого морского товарища, возвращающаяся на судно, чтобы предупредить о кораблекрушении или другом бедствии. Считалось опасным подходить к свечению близко или пытаться прикоснуться к нему, а если оно появлялось в виде нимба вокруг чьей-либо головы, то это предвещало скорую смерть и переход в мир ангелов. В 1883 году на кораблях, которые оказались вблизи от знаменитого извержения Кракатау, выходили из строя компасы и горели интенсивные огни святого Эльма, вызванные ионизацией воздуха в тучах пепла и пыли.

    Ученик: «Фаворит». В. С. Пикуль. «Наступила невыносимая жара, все вокруг раскалилось от гроз, и Прошка не раз видел, как на штыках часовых пляшут «огни святого Эльма», какие он уже наблюдал на клотиках кораблей еще раньше, у берегов Америки».

    Ученик: Б.С. Житков. «Однажды я ехал верхом поймой реки. Небо было одето тучами, собиралась гроза. И вдруг я увидел, что кончики ушей лошади стали светиться. Огоньки эти словно струились».

     Учитель: Сравним эти ситуации. «Огни Святого Эльма» это тихие разряды электричества, возникающие при грозовых явлениях, во время снежных бурь, шквалов в областях сильной наэлектризованности атмосферы. Заряды не могут пробить себе путь через слой воздуха. В результате происходит коронарный разряд – «медленная молния». Из остроконечных предметов начинает вылетать огромное количество мельчайших электрических искр, образуя свечение.

 Альпинисты могут наблюдать такое явление в горах на ледорубах, деревьях, рогах животных, скалах. Кроме этого, их можно увидеть и у себя дома в обычной галогеновой лампе.

    Ученик: Можно ли в обычных условиях пронаблюдать это явление?

    Учитель: Пронаблюдать за огнями Эльма можно и дома. Взять обычную иголку и прикоснуться к старому телевизору с кинескопом (если найдете такой телевизор) и будет вам наглядный пример. Либо взять, снять с себя синтетическую футболку, потереть ее и прикоснуться той же самой иголкой.

    

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1540250/pub_5d43bcee46f4ff00ad446df3_5d43c1d8dfdd2500ac7f843a/scale_1200

        Учитель: Завораживающие кисточки наблюдаются и сегодня на кабинах самолетах, на пропеллерах или крыльях, на башнях.

Свечения  на кончиках пропеллера вертолета

                 Свечения на кончиках пропеллера вертолета.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1578609/pub_5d43bcee46f4ff00ad446df3_5d43bff743bee300ad77d323/scale_1200

    Учитель: Именно эти огненные кисточки на кончике устройства и есть огни святого Эльма. Пилотам часто приходится видеть огни святого. На винтах, заостренных кончиках крыльев и фюзеляжа пролетающего вблизи тучи лайнера могут появляться кисточкообразные голубые свечения. Атмосферное электричество ионизирует воздух. Во время грозы заряженных частиц вокруг остроконечных предметов становится максимальная концентрация. Напряженность у острия достигает 500 В/м. Эта величина является обязательным условиям появления свечения. Ионизированная плазма начинает светиться голубым огнем. Цвет определяет состав ионизированного газа, то есть от количества азота и кислорода, из которых состоит атмосфера.

Огней святого Эльма на кабине самолета во время посадки в Пномпене. Фото Джеймса Эшби, командира экипажа 

 

Учитель: Много интересного таит в себе окружающий мир. Сотни тысячи «как», «почему», кто», «когда» встают перед вами. Ответы на некоторые вопросы вы узнали сегодня. В свое время И.А. Бунин писал, что «счастье только знающим дано»: чем больше знает человек, тем отчетливее он видит поэзию земли там, где ее не найдет другой, обладающий скудными знаниями.

Итоги занятия. Рефлексия.

                Литература:

1. Алексеева М. Н./ Физика – юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 кл./Сост. М. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.

2. Кац Ц.Б.: «Биофизика на уроках физики»: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.

3. Тульчинский М. Е.: «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике». М., «Просвещение», 1971, с.161.

4. Кириллова В.Г.: «Книга для чтения по физике»: Учеб. пособие для учащихся 6-7 кл. сред. шк./ Сост. И. Г. Кириллова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.

5. Источник: из книги В. Карцева " Приключения великих уравнений»

 «Класс!ная физика» обязательна: http://class-fizika.ru/8_el14.html

«Класс!ная физика» обязательна: http://class-fizika.ru/8_el0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет: Физика. Класс: 8.

Предмет: Физика. Класс: 8.

Ученик: Говорят, это свойство янтаря открыто дочерью

Ученик: Говорят, это свойство янтаря открыто дочерью

Учитель: В конце 30-х годов 18 века член

Учитель: В конце 30-х годов 18 века член

Электричество играет важную роль в здоровье человека

Электричество играет важную роль в здоровье человека

Вывод: Тела при электризации заряжаются противоположными знаками

Вывод: Тела при электризации заряжаются противоположными знаками

Знаете ли вы, что в некоторых районах

Знаете ли вы, что в некоторых районах

Упав, лишилась бытия. (К. К. Случевский

Упав, лишилась бытия. (К. К. Случевский

Пострадавшему от молнии, находящемуся в бессознательном состоянии, до прибытия врача необходимо делать искусственное дыхание

Пострадавшему от молнии, находящемуся в бессознательном состоянии, до прибытия врача необходимо делать искусственное дыхание

Ученик: «Фаворит». В. С. Пикуль

Ученик: «Фаворит». В. С. Пикуль

Учитель : Завораживающие кисточки наблюдаются и сегодня на кабинах самолетах, на пропеллерах или крыльях, на башнях

Учитель : Завораживающие кисточки наблюдаются и сегодня на кабинах самолетах, на пропеллерах или крыльях, на башнях

Учитель: Много интересного таит в себе окружающий мир

Учитель: Много интересного таит в себе окружающий мир

Внеклассная работа по физике "Удивительное рядом!"

Внеклассная работа по физике "Удивительное рядом!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020