Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).
Оценка 4.6

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
астрономия
11 кл
04.03.2019
Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к уроку. Сочетание внеклассной и классной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся. Такие занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, имеют воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива.
Солнце.docx
Предмет: Астрономия. Класс: 10 ­11 Учитель: Елакова Галина Владимировна. Место работы: Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.                                      Внеклассная работа по астрономии.                                                                                                                                Тема: Солнце. Эпиграфом к нашему занятию будут следующие слова:                                                               «Прекрасно светишь ты на небосводе,                                                                   О Атон, живущий, начавший жизнь».                                                                                                    Эхнатон «Гимн Солнцу». Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  знаний учащихся по теме «Солнце», развивать способности к поиску решения проблемы,  самостоятельному мышлению, умению формировать определения, стимулирование  интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного  и активного включения в диалог. Планируемые результаты: Предметные: познакомиться со строением Солнца.  Основные понятия: солнечная активность, протуберанец, гранулы, солнечная  постоянная, спектр Солнца, фотосферные факелы, факельное поле, хромосфера,  фотосфера, солнечная корона, светимость.  ­коммуникативные: формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение  организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, уважительно относиться к позиции другого, пытаться  договариваться. ­ регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель  работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми  результатами. ­познавательные: умение работать с разными источниками информации, умения  анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества со сверстниками,  формирование уважительного отношения к иному мнению. Форма работы – групповая. Организация образовательного пространства: Межпредметные связи: астрономия, физика, литература, искусство, история. Мотивация к учебной деятельности.  Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Деятельность учителя: Вы узнаете:    Каковы основные характеристики Солнца.    Каково строение солнечной атмосферы.    Что такое солнечная активность.    Как проявляется солнечная активность.    Каков химический состав Солнца.    Какие явления на Земле связаны с солнечной активностью.    Какова температура в центре Солнца. Что является источником энергии Солнца.    На сколько времени хватит энергии Солнца.    Каковы физические характеристики Солнца.    Зачем исследуют поток нейтрино, поступающий от Солнца. Вспомните:    Как протекают термоядерные реакции.       Что такое эклиптика.      Как происходит вращение Солнца вокруг оси.     В какой стороне неба надо искать Луну в первой четверти при заходе Солнца.     Почему происходят лунные и солнечные затмения.      Как предсказать затмения.     Где происходят полярные сияния и как они объясняются. Сможете:  Проводить самостоятельно эксперименты по исследованию солнечных пятен и число     групп пятен и подсчитать число Вольфа, которое характеризует солнечную активность.   Искать и анализировать информацию о строении, параметрах и эволюции звезд.     Учитель: Существует Солнце более чем 4,5 миллиарда лет. Солнце – самая близкая к  Земле звезда. Оно дает необходимые для жизни свет, тепло, энергию и обеспечивает  жизнедеятельность всего растительного и животного мира. Древние люди поклонялись  Солнцу как божеству, дарующему жизнь. Вот некоторые из имен бога Солнца: Атон,  Гелиос, Сол. Солнце считали самым могущественным божеством. Исключительное  значение Солнца для жизни на Земле чувствовалось человеком еще на первых ступенях его  создания и отражалось в древних религиях в виде культа бога Солнца. Культ непобедимого Солнца был одним из самых распространенных (Гелиос – греческий бог Солнца, Аполлон –  бог Солнца у римлян, Митра – у персов, Ярило – у славян и т.д.).  Ученик: Без солнца, Без яростного светила — Не зря его люди прозвали Ярило, — Не может быть вёсен, Не может быть песен. Без солнца Весь мир этот тёмен и тесен. Луч солнца — И в капле, пронизанной светом, И в каждой тропинке, Бегущей по свету, И в каждой слезинке, Что светит в ресницах, И в каждой кровинке, Что в сердце стучится. Не надо мне кладов, Не надо мне злата,— Душа моя Солнечным кладом богата: Он светит ночами, Он плещет ручьями, Он крылья растит У меня за плечами. Меня он, как песню, К вершинам возносит… Без солнца ж не будет Ни песен, Ни вёсен! (Николай Браун)     Ученик: С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца — яркого  диска на небе, несущего свет и тепло. Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него  милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары –  ненастья, бурь, града.  Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ  Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков. Наши предки не знали, что Солнце — единственная звезда Солнечной системы, вокруг  которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые  планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. И первичные  знания о небесном светили носили фантастический и сказочный характер.    Учитель: Солнце – это жизнь и смерть, древние люди прекрасно это понимали и поэтому  о нашей звезде сочинялись многочисленные мифы и легенды. Особенно пугающе выглядело солнечное затмение, нарушавшее все правила мироздания. Как люди объясняли себе  странное явление, какие интересные легенды и мифы о Солнце были наиболее  распространены и как они соприкасались с наукой тех лет.   Ученик: Древние мифы и легенды Китая рассказывали о том, что раньше было 10 солнц,  все они были сыновьями богини Шихо. Каждый день богиня выбирала одного из сыновей и  разрешала ему прокатиться по небу в своей колеснице. Остальные дети развились между  ветвями мифического дерева Фусанг. Все было хорошо, пока однажды мальчики не  почувствовали скуку. Они решили одновременно прокатиться по небу и доставить Земле  достаточно тепла и света, чтобы затем несколько дней играть всем вместе. Дальше древний миф о Солнце стал достаточно печальным. Дети все вмести уселись на колесницу, на  Землю опустилась засуха, растения были выжжены, реки и озера высохли. Бог солнца  Диджун решил убить безответственных мальчиков. Он вооружился луком и стрелами и  убил девятерых братьев. Последний оставшийся в живых мальчик, увидев происходящее,  умудрился украсть стрелу и таким образом спасся, иначе бы Земля погрузилась в вечную  тьму. Для объяснения солнечных затмений в древних китайских легендах и мифах  использовались демоны и драконы, пожиравшие светило. Чтобы отпугнуть солцеедов прочь люди играли во время затмений на барабанах и стучали по горшкам. Удивительно, но уже  3000 лет назад китайские астрономы поняли природу затмений, как естественных  природных явлений и могли прогнозировать их наступление.   Ученик: В древних скандинавских мифах и легендах Землю освещала и обогревала богиня Соль, путешествующая по небу. Она пыталась спастись от волка Скол, пытавшегося  проглотить богиню. По ночам злобный волк пытался проглотить Луну. Если волку  удавалось приблизиться к Соль, он находился между Богиней и Землей, и случалось  затмение. Викинги верили, что Солнце однажды будет съедено и тогда начнется страшный  Рагнарок, в результате которого погибнут главные боги, на Земле начнется наводнение, и  человечество будет уничтожено. Несмотря на странную структуру мира, скандинавы были превосходными мореплавателями и в своих путешествиях использовали магические  солнечные камни, позволявшие им видеть свет от Соль.   Ученик: Легенда о Солнце. До того, как появились люди, на земле жили только птицы и  звери, и все они были значительно крупнее, чем теперь. В те времена светили только луна и  звезды, а солнца не было. Однажды Диневан­эму и журавль Бролга ссорились и дрались на обширной равнине около  реки Мурумбиджа. Рассерженный Бролга бросился к гнезду Диневана, схватил большое  яйцо и изо всех сил бросил его в небо. Там оно разбилось о груду дров, желток разлился,  дрова загорелись, и этот огонь, к удивлению всех существ, осветил мир. Все привыкли к  полутьме и были ослеплены этим ярким светом. Живший на небе добрый дух увидел, как ярко и красиво выглядит земля, освещенная этим  огнем. Он подумал, что было бы хорошо каждый день зажигать такой огонь, и с тех пор  стал это делать. Всю ночь он сам и его помощники­духи собирали и складывали в кучу  дрова. Когда куча становилась достаточно большой, они посылали утреннюю звезду  предупредить живущих на Земле о том, что скоро будет зажжен огонь. Но спящие земные существа не замечали утренней звезды. Тогда духи решили возвещать о  восходе солнца каким­нибудь звуком и этим будить спящих. Долгое время они не могли  придумать, кому это можно поручить. Однажды вечером они услышали оглашавший воздух смех пересмешника Гу­гур­гаги. «Вот  звук, который нам нужен»,­ решили они. Духи сказали Гу­гур­гаге, что каждый день, как только погаснет утренняя звезда, он  должен смеяться как можно громче, чтобы перед восходом солнца будить спящих. Если же он не согласится этого делать, то они не будут зажигать солнце­огонь и навсегда оставят  землю в сумерках. Но Гу­гур­гага согласился и спас свет для мира. Он согласился громко смеяться на заре и с тех пор каждый день оглашает воздух громкими звуками: «Гу­гур­гага, гу­гур­гага, гу­гур­ гага!» Когда духи разжигают огонь, он не дает много тепла. Но в середине дня, когда вся куча  дров охвачена пламенем, жара становится сильной. Затем жара постепенно спадает, и при  заходе солнца остаются только красные уголья. Они тоже быстро гаснут, кроме тех, что  духи сохраняют. Они прикрывают эти угольки облаком, чтобы разжечь кучу дров,  приготовленную на завтра. Детям не разрешается подражать смеху Гу­гур­гаги, чтобы он, услышав их, не перестал  смеяться поутру. Если же дети станут подражать его смеху, то над их глазным зубом  вырастет лишний зуб, и эту отметку они будут нести в наказание за свою насмешку. Ведь  добрые духи прекрасно знают, что, если когда­нибудь Гу­гур­гага перестанет смеяться,  возвещая восход солнца, наступит время, когда на земле не будет больше даенов и снова  воцарится темнота. Ученик: Притча про Солнце.    Луна полюбила Солнце и призналась ему в этом... «Ну зачем я тебе, такое горячее и такое яркое?» с недоумением спросило Солнце и улыбнулось. «Я хочу светить Землю, когда ты  будешь отдыхать. Хочу дарить свет ей пока ты уставшее будешь отдыхать. Буду охранять  твой покой и сторожить твой сон, хочу, чтоб ты было рядом и так же дополняло меня»­  ответила Луна и улыбнулась от сердца. «Но я ведь горячее, и такое ослепительно яркое!»  отпарировало Солнце. «Правильно… Поэтому я и хочу дополнять тебя… Я никогда не  обожгусь об тебя, так как я холодная, и так как я бледнее тебя. Я просто люблю тебя!»  ответила Луна. На это у Солнца не нашлось аргументов и возражений. И оно приняло Луну. Ученик: Предположим, что Солнце и Луна сегодня пересекают небесный  экватор. Означает ли это, что они будут видны над горизонтом ровно половину  суток?   Учитель: Солнце и Луна будут видны в этот день над горизонтом более половины суток.  Солнце – по причине атмосферной рефракции, которая «ускоряет» восход и  «задерживает» заход светил. У горизонта угол рефракции достигает 35? по вертикали;  светило на небесном экваторе проходит его для наблюдателя на земном экваторе за 2,3  минуты, а для наблюдателя на широте Москвы – за 4,2 минуты. Поэтому в указанный день  жители средних широт смогут наблюдать центр солнечного диска примерно 8 минут более  полусуток. Для Луны влияние рефракции полностью перекрывается эффектом суточного  параллакса (около 1°), который «задерживает» восход и «ускоряет» заход светила. Однако  еще более сильным оказывается влияние собственного движения Луны относительно  Солнца на восток почти на 7° за полусуток, что задерживает заход Луны на полчаса.    Ученик: Главные религиозные праздники, несомненно, имеют связь с явлениями  годичного видимого движения Солнца. Так называемое рождество (25 декабря) – праздник, заимствованный христианством из других более древних религий, связан тем поворотным  моментом в положении Солнца. Который относится к зимнему солнцестоянию, когда  полуденное Солнце опять начинает подниматься все выше. Еще резче обнаруживается эта  связь в весеннем празднике пасхи, в празднике умирающего и воскресающего бога,  фигурировавшем в тех или других видоизменениях почти во всех религиях. Праздник этот, по времени близкий к весеннему равноденствию, был связан у земледельческих и  пастушеских народов с оживлением всей природы и началом весенних полевых работ. Это  ясно видно в обрядах, которыми сопровождался этот праздник.   Учитель: Солнце изучается астрономами. Научные исследования Солнца дают нам  понимание всех связей земных явлений с солнечной деятельностью и пролагают пути  использования солнечной энергии во всех ее формах для нужд народного хозяйства.  (Притча древнегреческого мудреца Эзопа о Солнце и ветре.          (Видео: legendarion.net o­solce).  https://www.youtube.com/watch?v=FkynqJi2G5E https://www.youtube.com/watch?v=FiT04EkiBFM   Учитель: Солнце – лишь одна из бесчисленного множества звезд, существующих в  природе. Благодаря своей близости к Солнцу мы имеем возможность изучать  происходящие на нем процессы непосредственно невидимых из­за колоссального их  удаления. Наше Солнце – пылающий огненный шар. Оно то чрезвычайно активно, то  относительно спокойно. Изменение потока солнечной энергии оказывает влияние на  атмосферу Земли, на земной климат и погоду, а также на современные энергопередающие  коммуникации и системы связи. Эти изменения – ключ к лучшему пониманию влияния  Солнца на Землю.  Вопрос: Укажите аргументы, в связи с которыми современные астрономы  выделяют самую совершенную аппаратуру для изучения Солнца? Ответ: Солнце – практически неистощимый источник энергии. Солнце – единственная  звезда, расположенная настолько близко, что ее можно детально наблюдать, поэтому  астрономы используют опыт изучения Солнца для других звезд. Изменение потока  солнечной энергии влияет на земную атмосферу, климат и погоду, а также на  энергопередающие коммуникации и системы связи.    Ученик: Солнце, подобно Земле, вращается вокруг своей оси с запада на восток. При  этом, если все участки Земли совершают полный оборот за сутки, все Солнце не  поворачивается как целое за одно и то же время. Почему разные участки Солнца могут вращаться с разными скоростями, в то время как все точки поверхности  Земли совершают полный оборот за сутки?   Ответ: Солнце – газовый шар, а Земля – твердое тело. Пятна, находящие вблизи экватора  Солнца, опережают пятна, расположенные в средних широтах. Следовательно, скорости  вращения разных слоев Солнца различны.   Ученик: Солнце вращается вокруг своей оси в том же направлении, как и Земля, т е. с запада на восток. Каким представляется нам это вращение при наблюдении с  Земли? Ответ: С точки зрения земных наблюдателей и земных ориентиров Солнце вращается  вокруг своей оси с востока на запад против часовой стрелки, как и Земля.   Ученик: Сплюснуто ли Солнце у своих полюсов вследствие своего вращения вокруг  оси подобно земному шару? Ответ: Солнце вращается вокруг своей оси в направлении движения планет вокруг него.    Солнце, конечно, сплюснуто, но из­за сравнительно медленного вращения эта сплюснутость так мала, что не поддается измерениям. Ученик: Где у Солнца находятся северный и южный полюсы? Видны ли они с  Земли? Ответ: Северный полюс находится в верхней части солнечного диска, а южный — в  нижней.   Ученик: Когда мы ближе к Солнцу: в полдень или вечером?   Учитель: Если бы Земля двигалась по строго круговой орбите, в центре которой  находится Солнце, то ответить на поставленный вопрос было бы просто: мы ближе к  Солнцу в полдень, когда соответствующие точки земной поверхности в следствие  вращения Земли вокруг оси выступают по направлению к Солнцу. Наибольшая величина  приближения к Солнцу была бы для точек экватора 6400 км (длина земного радиуса). Но  орбита Земли эллипс, а Солнце помещается в его фокусе. Земля бывает поэтому то ближе,  то дальше от Солнца. В течения полугодия (с 1января по 1 июля) Земля удаляется от  Солнца, в течения другого полугодия – приближается к нему. Разница между наибольшим  и наименьшим расстоянием достигает 5 млн. км. Это изменение расстояния составляет в  среднем около 28 000 км в сутки. Поэтому за время от полудня до заката Солнца (четверть суток) расстояние точек земной поверхности от дневного светила успевает измениться в  среднем на 7500 км, т.е. больше, чем вращения Земли вокруг оси. Значит, в период с  января до июля мы бываем в полдень ближе к Солнцу, чем вечером, а с июля до  января – наоборот.         Ученик: Сколько раз в году Солнце бывает в зените?     Учитель: Всего два раза в году – в истинные полдни дней осеннего и весеннего  равноденствий (23 сентября и 21 марта).      Ученик: Обычно говорят, что Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.  Так ли это на самом деле?      Учитель: Если имелось в виду, что Солнце восходит в точке востока и заходит в точке  запада, то, как правило, это не верно. Только в дни равноденствий, ­ весеннего и осеннего, ­ Солнце пересекает горизонт в точках востока и запада. В остальные дни года оно  пересекает горизонт либо к югу от этих точек (в период зимы Северного полушария), либо  к северу (летом).    Ученик: В какое время года Солнце быстрее движется по эклиптике?   Учитель: Солнце быстрее движется по эклиптике в период зимы в Северном полушарии,  так как Земля в это время ближе к Солнцу, согласно второму закону Кеплера, движется по орбите быстрее. Ученик: «А 23 марта, в день весеннего равноденствия, Солнце (на Северном  полюсе) казалось перерезанным горизонтом как раз пополам», ­разъясняет один из героев повести Жюля Верна «Путешествие капитана Гаттераса». Так ли это?    Учитель: Нет. Если так и бывает, то еще до весеннего равноденствия. А  непосредственно в этот день солнечный диск вследствие рефракции виден полностью и  даже может быть приподнят над горизонтом.    Ученик: Нельзя представить себе, что жители Австралии увидели Солнце на  юге. А можем ли мы, жители России, увидеть Солнце на … севере.    Учитель: Да. В период полярного дня Солнце совершает за сутки полный видимый  оборот по сторонам горизонта, так что его можно видеть и на севере. А ведь за полярным  кругом. Где как раз и бывают полярный день и полярная ночь, находятся многие области  России. С учетом рефракции, «приподнимающий» видимый диск светила над горизонтом,  Солнце на севере можно наблюдать даже чуть южнее полярного круга, почти точно с  широты 67°. В Северном полушарии на широте 68° Солнце не заходит уже 40 суток, а на  70° ­ 70 суток, на 80° ­ 137 суток и на 90° ­ 189 суток. Ученик: В романе Жюля Верна «Таинственный остров» рассказывается, как Сайрус Смит  с помощью часов определил страны света: «...он точно заметил момент захода Солнца за  горизонт и, сделав поправку на рефракцию лучей, записал его. Утром... он так же точно  отметил восход Солнца. Оказалось, что между восходом и заходом прошло 11 ч 36 минут.  Следовательно, ровно через 6 ч 12 мин после восхода Солнце пройдет через меридиан и  место, которое оно займет на небе, ­ это север». Какие замечания можно сделать по  поводу этого способа? Чем объясняется странное утверждение Смита, что  Солнце будет находиться на севере?          Учитель: Рефракцию можно было бы и не принимать во внимание, так как если она и  утром и вечером одинакова, то она не влияет на точность определения момента полудня.  Но надо было бы принять во внимание изменение длительности дня и ночи и для этого  измерить их длительность хотя бы в течение двух суток. Солнце в полдень действительно  должно было находиться на северной стороне небосвода (не в точке севера!), так как  Таинственный остров был расположен в южном полушарии Земли.    Ученик: Каковы основные характеристики Солнца?     Учитель: Шарообразное Солнце представляется нам светящимся диском. Видимая  поверхность Солнца называется фотосферой, радиус которой считается радиусом Солнца.  Линейный радиус Солнца 700 тысяч км, что почти в 109 раз превышает радиус Земли.  Масса Солнца 2 10‧ 30 кг, средняя плотность Солнца 1400 кг/м3. Ускорение свободного  падения на поверхности солнца в 28 раз больше, чем на поверхности Земли, и равно 274  м/с2. Период обращения вокруг оси вблизи экватора составляет 25 суток, а в близи полюса  – 30 суток. Линейная скорость вращения Солнца на экваторе составляет 2 км/с. Если  принять, что современных атомных электростанций близка к 109 Вт, то Солнце излучает  почти в 4 10‧ 17 раз больше энергии, чем производит каждая такая электростанция. Солнце  почти на 71% состоит из водорода, 27% составляет гелий, на остальные химические  элементы приходится около 2% массы. Средняя температура солнечной атмосферы  близка к 6000 К.   На Солнце непрерывно происходит уменьшение количества водорода и увеличение  процентного содержания гелия. За счет этих ядерных превращений выделяется огромное  количество ядерной энергии. Которое постепенно проникает к поверхности Солнца и  обильно излучается в мировое пространство. Вследствие такого обильного излучения масса Солнца ежесекундно уменьшается на 4 млн тонн, и все же масса Солнца настолько велика, что даже если оно и впредь будет так же обильно «расточать» свою энергию, оно будет  ярко светить в течение 2 10‧ 13 лет.  Мощность солнечного излучения колоссальна: если  покрыть поверхность Солнца ледяной оболочкой толщиной в 12 метров. То вся эта  оболочка растаяла бы в одну минуту. Яркость Солнца эквивалентна яркости 4 триллионам  триллионов лампочек мощностью 100 ватт. Солнце проживёт ещё 4­5 миллиардов лет.  (Видео: Солнце. Все, что нужно знать о нашей звезде.) yotobe.com      Ученик: Земля любит Солнце за то,                     Что Солнце горит и смеётся.                      А Солнце за то любит Землю,                      Что плачет и мёрзнет она.                       Не сблизиться им никогда,                       Они и далёки, и близки;                       Пока не остынет светило,                       Живёт и страдает Земля.(Игорь Северянин)  Ученик: Святое око дня, тоскующий гигант!                 Я сам в своей груди носил твой пламень пленный,                  Пронизан зрением, как белый бриллиант,                 В багровой тьме рождавшейся вселенной.                 Но ты, всезрящее, покинуло меня,                 И я внутри ослеп, вернувшись в чресла ночи.                 И вот простерли мы к тебе — истоку Дня —                 Земля — свои цветы и я — слепые очи.                 Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,                Лучи призывные кидая издалека.                Но я в своей душе возжгу иное око               И землю поведу к сияющей мечте!( Максимилиан Волошин)          Учитель: Существует Солнце более чем 4,5 миллиарда лет. Каждую секунду оно  производит огромный поток энергии. Ученые подсчитали, что это около 390 миллиардов  триллионов киловатт. Свет, идущий от солнца, преодолевает 150 миллионов километров  всего за 8 минут, в то время как до ближайшей звезды Проксима Центавра 4 таких  расстояния. Нам трудно представить, насколько велико расстояние от Земли до Солнца.  Оно невероятно – 150 миллионов километров. Если провести аналогию с автомобильной  трассой, то при движении автомобиля со скоростью 105 км/ч данное расстояние можно  преодолеть за 163 года. Следовательно, такое расстояние мы не смогли бы проехать на  автомобиле и за всю свою жизнь.      Ученик: Как все изменения солнечной деятельности отражаются на  геофизических явлениях, т.е. происходящих на Земле?      Учитель: Температура Солнца за миллиард лет не изменилась даже на сотню градусов.  Энергия Солнца непрерывно поступает из недр Солнца, а потому процессы, происходящие  в наружных оболочках Солнца, наблюдаемых нами, не в состоянии значительно изменить  льющийся поток солнечной энергии, который остается почти постоянным.      Ученик: Какие же явления на Земле могут находиться в тесной связи с  наблюдаемыми периодическими явлениями во внешних слоях Солнца?     Учитель: С древнейших времен люди восхищались величественной картиной полярных  сияний и задавались вопросом об их происхождении. Немало суеверий порождено  полярными сияниями. В одних случаях они вызывали страх, в других, напротив, они  представлялись «небесным воинством», поспешающим на помощь. Летописцы повествуют,  что во время битвы войск Александра Невского с немцами на льду Чудского озера (1242  г.) вдруг появились на небе сполохи (в старину на Руси полярное сияние называли сполохами). Согласно легенде, русские воины увидели в этом добрый знак и с удвоенной  силой обрушились на врага.     Ученик: Уста премудрых нам гласят:                «Там разных множество светов,                 Несчетны солнца там горят,                 Пароды там и круг веков;                 Для общей славы божества                 Там равна сила естества».                 Но где ж, натура, твой закон?                 С полночных стран встает заря!                  Не солнце ль ставит там свой трон?                  Не льдисты ль мещут огнь моря?                  Се хладный пламень нас покрыл!                  Се в ночь на землю день вступил! (М.  Ломоносов) Ученик: Полярное сияние,                Феерия природы,                 Небесные салюты,                 Пылающие своды.                 Потоки электронов,                 Вошли в земную сферу,                 Кружась в магнитном поле,                 Врываясь в атмосферу. (Марк Львовский)     Учитель: Эти слои дают потоки заряженных частиц – свободных электронов и ионов,  несущихся от Солнца по всему пространству планетной системы. Когда электрически  заряженные солнечные частицы попадают в земную атмосферу, они могут привести атомы  и ионы атмосферных газов в возбужденное состояние и заставить их излучать свет. Так  возникают полярные сияния. Северное сияние и южное сияние – это яркие полосы света,  которые иногда появляются на ночном небе преимущественно в Арктике и Антарктике, но  иногда могут наблюдаться в средних широтах. Максимальная активность сияния  проявляется на широте около 68°. Полярные сияния возникают спустя примерно двое  суток после солнечной вспышки и достигают своего пика в среднем через два года после  максимума солнечной активности. Мощные солнечные вспышки посылают большие порции  электрически заряженных частиц, которые взаимодействуют с магнитным полем Земли и  нарушают его, вызывая магнитные бури.   Ученик: Ах, как играет этот Север                Ах, как пылает надо мной                Разнообразных радуг веер                 В его короне ледяной!                       Ему, наверно, по натуре                 Холодной страсти красота,                  Усилием магнитной бури                   Преображенная в цвета… (М. А. Дудин) Учитель: Магнитные бури обычно сопровождаются свечением верхних разреженных слоев  атмосферы, которое вызвано действием протонов и электронов, проникающих в атмосферу из космоса. Необычайная игра красок, внезапная смена спокойного свечения  стремительным перемещением дуг, полос и лучей, издавна привлекала людей. В полярных  сияниях преобладают два цвета – зеленый и красный. Окраска полярных сияний  обусловлена излучением атомов кислорода. Ученик: Вспышки и другие проявления солнечной активности оказывают значительное  влияние на биологические земные явления, на физиологические условия в земной  атмосфере и околоземном космическом пространстве. В отдельные моменты времени на  солнечном диске может появиться больше сотен солнечных пятен, но их может и не быть  вовсе. Число солнечных пятен регулярно увеличивается и уменьшается. Цикл солнечной  активности – это примерно 11­ летний цикл изменения числа солнечных пятен.   Солнечные пятна – темные, относительно холодные участки, которые появляются на  яркой фотосфере Солнца. Отдельные солнечные пятна живут от нескольких часов до  нескольких месяцев. Самые большие солнечные пятна можно увидеть невооруженным  глазом при восходе или при заходе Солнца либо сквозь туман. Наблюдения солнечных  пятен были впервые отмечены в Китае еще до 800 г. до н.э.   Ученик: Почему так важно следить за циклом солнечного пятнообразования?   Учитель: Солнце наиболее активно в годы увеличения количества пятен, в этот период  оно излучает в окружающее пространство наибольшее количество энергии – в течение  десятка минут до 1025 Дж энергии. Самыми мощными проявлениями солнечной активности  являются вспышки. Вспышки наблюдаются как внезапные усиления яркости отдельных  участков Солнца в районе пятен. Продолжительность вспышек обычно около часа, а слабые длятся всего несколько минут. По своей сути вспышка – это взрыв, вызванный внезапным  сжатием солнечной плазмы. Сжатие происходит под действием магнитного поля и  приводит к образованию плазменного жгута или ленты, достигающих в длину десятков и  даже сотен тысяч километров. Солнечная плазма в этой области может нагреться до  температуры порядка 10 млн Кельвина. Во время солнечных вспышек происходит резкое  увеличение ультрафиолетового излучения, появляется мощное рентгеновское и гамма­ излучение.    Ученик: Почему так важно следить за циклом солнечного пятнообразования?   Учитель: Солнце наиболее активно в годы увеличения количества пятен, в этот период  оно излучает в окружающее пространство наибольшее количество энергии.   Ученик: Что является наиболее вероятной причиной сильных выбросов материи,  происходящих на Солнце?   Учитель: Очень сильные магнитные поля в районах солнечных пятен. Можно увидеть  картину магнитного поля, если расположить магнит под листом бумаги. Если слегка  посыпать бумагу железными опилками и опилки выстроятся по силовым линиям  магнитного поля, показывая характер распределения магнитных сил.   Ученик: Закат и восход красного Солнца с давних времён привлекал к себе внимание  человечества, а потому люди всеми доступными им методами пытались объяснить, почему солнечный диск, будучи жёлтого цвета, на линии горизонта приобретает  красноватый оттенок?   Учитель: Первой попыткой объяснить это явление, стали легенды, за ними появились  народные приметы: люди были уверены, что закат и восход красного Солнца ничего  доброго не сулит. Если после восхода Солнца небо будет оставаться красного тона  довольно долго, то день будет невыносимо жарким. Другая примета говорила о том, что  если перед восходом Солнца небо на востоке будет красного цвета, а после восхода этот  цвет сразу пропадёт – быть дождю. Также непогоду сулил и восход красного Солнца в  случае, если после его появления на небосклоне оно сразу приобретало светло­жёлтый  цвет.    Ученик: Легенда о закате солнца.  Когда­то давным­давно жили юноша и девушка, которые так сильно, нежно, красиво и  преданно любили друг друга, что невольно вызывали зависть у людей. Но людская злоба и зависть стали преследовать их, и не в силах противостоять злым козням влюбленные ушли  от людей. Юноша стал синим морем, а девушка – красным солнцем. И лишь на закате море  и солнце соприкасаются друг с другом. Юноша ласково поет своей любимой песни волн, а  девушка нежно обнимает его своими лучами. Легенды передаются из поколения в  поколение, потому что люди хотят верить в них. Легенда о море и солнце, о красивом  закате солнца показывает нам святость любви, ее верность, ее красоту.  В чем красота заката? В степи или на море, там, где линия горизонта видна лучше всего,  можно наблюдать закат. Описание этого явления, когда солнце подсвечивает облака снизу,  делая их розоватыми, волнующе. Догорает еще один знойный летний день. Если на небе  много облаков, то они раскрашены всевозможными красками – от ярко­желтых до сине­ красных.  В чем красота заката?    Учитель: В степи или на море, там, где линия горизонта видна лучше всего, можно  наблюдать закат. Описание этого явления, когда солнце подсвечивает облака снизу, делая  их розоватыми, волнующе. Догорает еще один знойный летний день. Если на небе много  облаков, то они раскрашены всевозможными красками – от ярко­желтых до сине­красных.  Желто­оранжевые закаты бывают обычно после дождя, когда атмосфера чистая. Красным  он становится, когда воздух перегружен сторонними частицами. Такой закат мы часто  наблюдаем в загрязненных городах. Красивое описание заката порой невозможно из­за  толстого слоя пыли, сквозь который не может пробиться солнце. Оно так и исчезает, не  коснувшись линии горизонта. После открытия различных физических законов, в том числе  и закона Рэлея, было выяснено, что красный цвет Солнца объясняется тем, что он, как  обладающий самой длинной волной, в плотной атмосфере Земли рассеивается намного  меньше чем другие цвета. Ученик: В течение какого времени Солнце показывается из­за горизонта  полностью?  Учитель: А вот Мирон из романа Евгения Федорова «Каменный Пояс» специально ждал  этого события, причем, когда оно произошло, был зачарован, казалось бы, обыденным  явлением. «Он ждал восхода солнца, – да бывает ли оно над этим скучным морем! На востоке начала  робко заниматься заря. Бледный, слабый свет пробился сквозь густую синь и становился  все ярче и ярче, пока, наконец, на горизонте не вспыхнула заря. Прошло несколько минут,  и там, где небо сливалось с морем, вдруг запылал пожар. Красное пламя зари на глазах  перешло в золотистое, и теперь казалось, что весь восток залит сияющим расплавленным  металлом. Пурпурные волны превратили поверхность воды в огненное море. Зарево пожара разгоралось, ширилось, разливалось по волнам, приближалось к кораблю, и вскоре он весь  был объят розовеющими бликами. Мирон стоял словно завороженный, не в силах оторвать глаз от пламенеющего востока.  Наконец по небу пронеслась тонкая золотая стрела, – засиял первый ослепительный луч, за  ним брызнули сотни ярких лучей, заставивших тагильца на мгновение закрыть глаза.  Ликующее величественное светило медленно поднялось из­за горизонта, и все сразу  встрепенулось, оживилось и заликовало. Запели в клетках петухи, замычал на привязи  огромный пегий бык, завозились в загоне овцы. Разгорелся теплый солнечный денек, море  притихло, подобрело». (Хозяин Каменных гор. Челябинск: Южно­уральское кн. Изд­во,  198, с.481).   Ученик: Почему при восходе Солнца на него можно смотреть, не защищая глаза? Учитель: Солнце при восходе кажется красным – это известный факт, и он часто украшает страницы рассказов и повестей. Юрий Яковлев в повести «Умка» пишет. «– Что это? – спросил Умка и сел на задние лапы. – Солнце, – ответила медведица. – Приплыло? – Взошло! – Оно голубое и с рыбьим хвостом? –– Оно красное. И никакого хвоста у него нет. Ушка не поверил, что солнце красное и без хвоста. Он принялся копать выход из берлоги,  чтобы посмотреть, какое солнце. Слежавшийся плотный снег не поддавался, из­под когтей  летели белые ледяные искры. И вдруг Умка отскочил: яркое красное солнце ударило его ослепительным лучом». (Где начинается небо: Рассказы и повести. – М.: Дет. лит., 1982. – с. 220)    Ученик: Почему Солнце при восходе кажется красноватым?    Учитель: Появление светила утром происходит в различных условиях. У Л. Жданова в  романе «Петр и Софья» описано мажорное настроение героя. «Радостно, ярко разгоралась утренняя зорька на 9 апреля 1682 года. Едва первые лучи солнца ударили в слюдяные оконницы домов – вся Москва зашевелилась, из посадов и ближних деревень конные, пешие и на подводах потянулись люди по  направлению к Кремлю…Сегодня – Вербное Воскресенье».  (Петр Великий. – М.: АРМАДА, 1994. – с. 87) Ученик: Объясните с физической точки зрения явление зари, или почему перед  восходом Солнца происходят изменения вида неба?   Учитель: Особенно поразительно описание восхода Солнца за горизонт у писателя– путешественника Д.Н. Мамина­Сибиряка, который немало прошел по лесным и горным  тропам Урала. «Есть вещи, к которым мы настолько привыкаем, что они делаются для нас совсем  незаметными и почти несуществующими. Разве каждый восход солнца не величайшее чудо,  а мы просыпаем его самым бессовестным образом, и только потому, что это совершается  каждый день. Нужно только представить себе, что вот это не замечаемое нами солнце было изобретено кем­нибудь, и его восход показывали бы за деньги, как иллюминацию,  электричество и фейерверки, – с каким восторгом мы наслаждались бы этим изумительным и единственным зрелищем». (Д.Н. Мамин­Сибиряк. История одного пильщика:  рассказ.Т.10, с. 284). Причем на Солнце во время его восхода, как отмечает Чингиз Айтматов в повести «Пегий  пес, бегущий краем моря», можно смотреть незащищенным глазом. «Тем временем небо даже прояснилось, и даже солнце вновь проглянуло с края моря, а может быть, с самого края света – настолько далеко и неправдоподобно это было. На солнце можно было запросто смотреть, не отворачиваясь. Четко очерченное и налившееся багровостью, солнце уже угасало, смутно рдея, в той далекой багрово–дымной стороне». (Айтматов Ч. Пегий пес, бегущий краем моря. Повести. Рассказы. Публицистика. – М.: Правда, 1986. – с.290.  Ученик: Наблюдение за затмением производило яркое впечатление и на древних поэтов.  Фрагмент утраченного стихотворения Архилоха (Archilochus, 680—640 до н. э.) содержит  слова: Ничего не существует без надежды,            Нет ничего, что может быть невозможным,            Начиная с Зевса, отца олимпийцев,            Который сделал ночь в середине дня,           Скрывая свет яркого солнца,           Наведя на мужчин страх...  Как часто происходят солнечные затмения? Учитель: В год на Земле может происходить от 2 до 5 солнечных затмений, из которых не  более двух — полные или кольцеобразные. В среднем за сто лет происходит 237 солнечных затмений, из которых 160 — частные, 63 — полные, 14 — кольцеобразные. В определённой точке земной поверхности затмения в большой фазе происходят достаточно редко, ещё  реже наблюдаются полные солнечные затмения. Так, на территории Москвы с XI по XVIII  века можно было наблюдать 159 солнечных затмений. Ещё одно полное солнечное затмение произошло 19 августа 1887 года. Кольцеобразное затмение можно было наблюдать в  Москве 26 апреля 1827 года. Очень сильное затмение произошло 9 июля 1945 года.  Следующее полное солнечное затмение ожидается в Москве лишь 16 октября 2126 года, а  кольцеобразное — 13 июля 2075 года.  Ученик: Самое раннее упоминание о солнечном затмении встречается в источниках  древнего Китая. Обычно приводится его дата — 22­го октября 2134 г. до н. э. Историки  считают, что это затмение может относиться к периоду, равному две сотни лет, т. к. в  течение этого времени в Китае произошло несколько полных затмений. То, что это  затмение 2134 г. до н. э., наиболее вероятное предположение из всех. Древний китайский  документ Шу­цзин гласит: «Солнце и Луну гармонично не встретили». Шу­цзин повествует грустную историю о том, как два королевских астронома Си и Хо пренебрегли своими  обязанностями и не смогли предсказать затмение солнца. На Востоке была широко  распространена притча о том, что затмение происходит из­за невидимого дракона,  пожирающего солнце. Для отпугивания дракона и восстановления дневного света обычно  создавали шум, суету и немыслимую какофонию: барабанщики били в барабаны, лучники  пускали стрелы в небо... По вине Си и Хо императора это затмение застало врасплох.  Несмотря на то что затмение быстро закончилось, рассерженный правитель дал приказ  обезглавить астрономов!   Солнечное затмение 585 г. до н. э. стало самым известным, т. к. напрямую связано с  окончанием пятилетней войны между Лидией и Мидией. Это затмение произошло 28­го  мая 585 г. до н. э. во время битвы на р. Галис. Два войска Ближнего Востока погрязли в  бою, когда «день превратился в ночь». Зрелище полного солнечного затмения было  настолько ошеломляющим, что обе стороны сразу прекратили боевые действия, расценив  это как дурной знак свыше. Вскоре был заключен мирный договор, позднее скрепленный  двойным браком. Это затмение предсказал Фалес Милетский, знаменитый греческий  астрономом и философом, но, судя по всему, враждующие страны ничего о его прогнозе не знали.  Ученик: Можно предсказать затмение?  Учитель: Чтобы предсказать затмение, каждая культура использовала свой уникальный  подход. Но только древние вавилоняне смогли увидеть в солнечных затмениях  закономерность и научились предсказывать их на много лет вперед (Сарос). Периодичность затмений можно также использовать, чтобы «отправиться» назад во времени — этот метод  нашел применение у историков для установления точной даты события, произошедшего в  прошлом. Учитель: В древнерусской литературе затмение упоминается в «Слове о полку Игореве».  В рукописи уточняется, что князь Игорь увидел в затмении дурное предзнаменование и  оказался прав. Его бесславный поход окончился победой половцев, а сам Игорь был  захвачен в плен. Самое страшное солнечное затмение, произошедшее в день распятия  Христа описывали в Евангелие Лука, Марк и Матфей. Существуют летописи, в которых  упоминается день, когда с 6 до 9 часов вечера на Земле воцарилась абсолютная мгла.  Темно было настолько, что даже можно было разглядеть звезды на небе. Описываемое  событие противоречит законам природы. Солнце скрывается в момент новолуния, когда  самой Луны не видно. Во время страданий Иисуса Христа новолуния не было, но  летописцы в разных странах всего мира написали о том, что «день превратился в черную  ночь». Рано или поздно наша планета погибнет и все из­за Солнца. На протяжении уже 5  млрд. лет Солнце дарит нашей планете необходимое тепло и сжигает ежесекундно 700  млрд. тонн водорода.  Если какие­либо элементы для жизни сохраняться после ее  разрушения – они станут началом для зарождения новых планет, звезд и новой жизни в  галактике. Когда Солнце превратится в красного гиганта, оно поглотит Меркурий и,  возможно, Венеру, Землю и Марс. После этого Солнце завершит свою жизнь став  маленьким белым небесным телом, но перед этим солнце увеличиться в размерах и  оттолкнет от себя все планеты, тем самым уничтожив их атмосферу и испарив всю воду.  Предварительный анализ указывает на то, что Солнце через 8 миллиардов лет станет в 200  раз больше нынешнего размера и начнет распадаться на мелкие части, пока не обратится в  «белого карлика». Все что сумеет пережить этот процесс, станет началом жизни в уже  совсем другой системе. В конечном результате слои Звезды начнут распадаться на мелкие  частицы, и она станет «белым карликом» в существующей солнечной системе.    Ученик: Как умрет Солнце?   Учитель: Солнце (звезда средней массивности) может умереть в трех вариантах: черная дыра,  белый  карлик  и  нейтронная   звезда.  Чтобы  стать  черной  дырой,  звездный  объект должен   превзойти предел   Оппенгеймера­Волкова (1.6­3   солнечных   масс).   Наиболее реалистичная судьба Солнца – трансформация в белый карлик (финальный этап), после чего становление черного карлика. Однако нельзя исключать всех вариантов. Астрофизики полагают,   что   черные   дыры   могут   появляться   из   любых   объектов   при   критическом состоянии.   Есть   мнение,   что   достаточно Солнцу сжаться   до   радиуса   в 6   км,   как   оно трансформируется в черную дыру (кстати, для Земли этот гипотетический предел – 5 см!). Но   какой   будет   эта   черная   дыра?   Полагают,   что   наиболее   распространенный   вариант – черная дыра Керра. Она выполняет обороты, сохраняя вращение погибшей звезды. На самом деле, это неплохой для нас вариант, потому что вокруг черты горизонта события располагается особенная область – эргосфера. Внутри этой эргосферы космические тела продолжаются   вращаться.   Теоретически,   планеты   так   и   будут   вращаться   вокруг сформировавшейся черной дыры, как делали это раньше вокруг Солнца. Скорее всего, нас не засосет в черную дыру. Но радоваться причин особых нет, ведь мы  потеряли единственный источник тепла и света. Представьте, как планета погружается во  тьму и холод. Но шансы для этого сценария слишком ничтожны, так что готовиться  следует скорее к адской жаре и испарению океанов.    Учитель: Контроль за степенью усвоения проводится в форме игры­соревнования  команд, которые по очереди отвечают на вопросы. Ведущий: А теперь вопросы командам.                                                                                     I команда.                                             Тест.                                    Вариант №1: 1. Солнечная постоянная – это … А. … поток солнечного излучения, который приходит на поверхность площадью 1 м2,  расположенную за пределами атмосферы перпендикулярно солнечным лучам на среднем  расстоянии Земли от Солнца (1 а.е.). Б. … неожиданный гигантский взрывной выброс света и вещества из Солнца. В. … поток электрически заряженных частиц большой энергии, которые все время улетают из солнечной короны в направлении границ Солнечной системы.  2. Наружная конвективная зона – это… А. … где энергия передается наружу от слоя к слою в результате последовательного  поглощения и излучения квантов. Б. … где энергия от слоя к слою переносится самим веществом в результате  перемешивания (конвекции). В. … центральная зона, где при высоком давлении и температуре происходят  термоядерные реакции. 3. Солнечная вспышка – это… А. …огненные языки яркого газа, которые поднимаются на сотни тысяч километров над  солнечным лимбом. Б. … неожиданный гигантский взрывной выброс света и вещества из Солнца. В. … поток электрически заряженных частиц большой энергии, которые все время улетают из солнечной короны в направлении границ Солнечной системы.  4. Чем объясняется наблюдаемая на Солнце грануляция? А. подавлением конвекции магнитным полем. Б. Лучеиспусканием. В. Конвекционными движениями. 5. При каких процессах на Солнце возникают корпускулярные потоки и  космические лучи? А. При ослаблении магнитного поля. Б. При хромосферных вспышках.  В. При солнечном ветре. 6. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения? А. Хромосфера. Б. Корона. В. Фотосфера. 7. Чем объясняется понижение температуры в области солнечных пятен? А. Лучеиспусканием и конвекцией. Б. Подавлением конвекции магнитным полем. В. Термоядерными реакциями. 8. Какими способами осуществляется перенос энергии из недр Солнца наружу? А. Лучеиспусканием. Б. Лучеиспусканием и конвекцией. В. Конвекцией. 9.«Самолету, который может облететь за трое суток вокруг Земли,  понадобится целый год, чтобы совершить путешествие вокруг Солнца». Зная, что  диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, рассчитайте, верно ли это? А. 327 суток Б. 36 суток В. 109 суток 10. Допустим, что Солнце только что зашло где­нибудь на равнине на экваторе.  На какую высоту надо было бы там подняться, чтобы снова увидеть Солнце  расположенным своим нижним краем на линии горизонта? Диаметр Солнца 32'. А. 752 м. Б. 500 м. В. 275 м. 11. Как изменяется вид излучения по мере перехода от внутренних слоев Солнца к  наружным? А. Переходя от внутренних слоев к наружным, кванты поглощаются, испускаются кванты,  имеющие меньшую энергию, и излучение становится менее жестким. Б. Переходя от внутренних слоев к наружным, кванты поглощаются, испускаются кванты,  имеющие большую энергию, и излучение становится более жестким. 12. Какие явления, происходящие на Солнце, обусловлены наличием магнитного  поля? А. Наличие магнитного поля обусловливает пятен. Б. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение пятен, вспышек, характер  движения протуберанцев.  В. Наличие магнитного поля обусловливает характер движения протуберанцев.                                      Вариант №2: (2 команда) 1.Солнечный ветер – это… А. … поток солнечного излучения, который приходит на поверхность площадью 1 м2,  расположенную за пределами атмосферы перпендикулярно солнечным лучам на среднем  расстоянии Земли от Солнца (1 а.е.). Б. … неожиданный гигантский взрывной выброс света и вещества из Солнца. В. … поток электрически заряженных частиц большой энергии, которые все время улетают из солнечной короны в направлении границ Солнечной системы.  2. Лучистая зона – это… А. … где энергия передается наружу от слоя к слою в результате последовательного  поглощения и излучения квантов. Б. … где энергия от слоя к слою переносится самим веществом в результате  перемешивания (конвекции). В. … центральная зона, где при высоком давлении и температуре происходят  термоядерные реакции. 3. Протуберанец –это… А. … горячие выбросы энергии в атмосфере Солнца. Б. … образования в фотосфере Солнца. В. … вещество, которое удерживается над поверхностью Солнца магнитным полем. 4. Каков период вращения Солнца вокруг оси и в чем состоит особенность этого  вращения? А. На экваторе 25 суток, близ полюсов 30 суток. Различие периодов вращения характерно  для жидких и плотных газообразных тел.   Б. На экваторе 30 суток, близ полюсов 25 суток. Различие периодов вращения характерно  для жидких и плотных газообразных тел.   В. На экваторе 25 суток, близ полюсов 35 суток. Различие периодов вращения характерно  для жидких и плотных газообразных тел.  5. За счет каких источников энергии излучает Солнце?  А. Термоядерные превращения гелия в водород.   Б. Термоядерные превращения кислорода в гелий.   В. Термоядерные превращения водорода в гелий.  6. Какие явления на Земле связаны с проявлением солнечной активности? А. Полярные сияния. Б. Магнитные бури. В. Полярные сияния, магнитные бури, уровень ионизации верхних слоев атмосферы. 7. Какие наблюдения позволяют определить химический состав Солнца? А. Лучеиспускание и конвекция.  Б. Спектральные. В. Хромосферные вспышки. 8. Какие проявления солнечной активности наблюдаются в различных слоях  атмосферы Солнца? А. В фотосфере протуберанцы, в короне вспышки, в хромосфере пятна и факелы. Б. В короне пятна и факелы, в фотосфере протуберанцы, вспышки захватывают и  хромосферу, и фотосферу. В. В фотосфере пятна и факелы, в короне протуберанцы, вспышки захватывают и  хромосферу, и корону. №9: Вследствие наклона солнечной оси к плоскости эклиптики мы только иногда  можем видеть оба полюса Солнца, а чаще всего только один из них. «300 000 километров в секунду! Оторвавшись от огненной поверхности (Солнца),  луч света уже через 8 секунд достигает Земли». Проверьте расчеты автора. А. 250 с. Б. 300 с. В. 500 с. 10. Чему равен период вращения Солнца, если наблюдениями установлено, что  пятно, расположенное близ экватора, сместилось за 3 суток на 40°? А. 120 суток. Б. 300 суток. В. 27 суток. 11. Какие характеристики Солнца связаны с действием гравитационных сил? А. С действием гравитационных сил связана шаровая форма и стационарность Солнца  (стабильность размеров). Б. С действием гравитационных сил связаны с возникновение пятен и вспышек. В. С действием гравитационных сил связан характер движения протуберанцев.  12. Где на Солнце температура выше: в фотосфере или в короне? А. Температура в фотосфере выше за счет передачи ее частицам дополнительной энергии  газами конвективной зоны Солнца. Б. Температура в короне выше за счет передачи ее частицам дополнительной энергии  газами конвективной зоны Солнца.                                       Решение:                                   Вариант №1: №9. «Самолету, который может облететь за трое суток вокруг Земли,  понадобится целый год, чтобы совершить путешествие вокруг Солнца». Зная, что  диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, рассчитайте в уме, верно ли  это? Ответ: Так как путь вокруг Солнца в 109 раз больше длины земного экватора, то на его  прохождение понадобилось бы 3 • 109 суток, т. е. 327 суток. 10. Допустим, что Солнце только что зашло где­нибудь на равнине на экваторе.  На какую высоту надо было бы там подняться, чтобы снова увидеть Солнце  расположенным своим нижним краем на линии горизонта? Диаметр Солнца 32'. Ответ: Приняв дальность горизонта на экваторе для высоты 1,6 м равной примерно 4,9  км, а длину дуги в1' равной 1855 м (по параллели), находим, что в угловых мерах дальность видимого горизонта составляет 2',6. Несложным построением убеждаемся, что, для того  чтобы Солнце снова стало видно, дальность горизонта должна увеличиться на 32', т. е.  стать равной З4',6 или 64 км. Отсюда находим искомую высоту нового места наблюдения:  275 м.                                    Вариант №2: №9: Вследствие наклона солнечной оси к плоскости эклиптики мы только иногда  можем видеть оба полюса Солнца, а чаще всего только один из них. «300 000 километров в секунду! Оторвавшись от огненной поверхности (Солнца),  луч света уже через 8 секунд достигает Земли». Проверьте расчеты автора. Ответ:  Скорость света примерно равна 300 000 км/с; 1 а.е. = 150 000 000 км; ≈ 150 000 000 /300 000 =  500с  8 мин. Свет от Солнца до Земли доходит примерно через 8 мин. №10. Чему равен период вращения Солнца, если наблюдениями установлено, что  пятно, расположенное близ экватора, сместилось за 3 суток на 40°? Ответ: Если за трое суток пятно сместилось на 40°, то полный оборот (360°) оно сделает за 27  суток.                                Ответы: Вариант №1: 1­А;2­Б;3­Б;4­В;5­Б;6­В;7­Б;8­Б;9­А;10­В;11­А;12­Б. Вариант №2: 1­В;2­А;3­В;4­А;5­В;6­В;7­Б;8­В;9­В;10­В;11­А;12­Б.   Учитель: Подведем итоги. Рефлексия. Впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:  1. «+» ­ все, что понравилось на уроке 2. «­» ­ все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным 3. «Интересно» ­ что привлекло, заставило задуматься…                                          сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… этот урок показался мне… за урок я бы поставил себе, потому что… мое настроение после задуматься… Ученик: Солнцем сердце зажжено.                    Солнце ­ к вечному стремительность.                    Солнце ­ вечное окно                     в золотую ослепительность.                                                      Андрей Белый. Учитель: Летят, блестят мелькающие спицы,                    Тоскую и дрожу,                     А все вперед с летящей колесницы,                      А все вперед гляжу.                      Что впереди? Обрыв, провал, пучина,                       Кровавый свет зари… О, если б власть и властный крик Навина:                       «Стой, солнце! Стой, замри!»  Иван Бунин.                                     Литература. 1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя:/ И. М.  Малахова, Е.К. Страут, ­ М.: Просвещение, 1989. – 96с. 2. Орлов В.Ф.: «300 вопросов по астрономии», издательство «Просвещение»/ В.Ф. Орлов, ­  Москва, 1967. ­101 с. 3. Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна / Д.  Моше – М.: Просвещение, 1985.  – 255с. 4.  Воронцов­  Вильяминов Б.А.: «Астрономия»/ Б.А. Воронцов­ Вильяминов, Е.К. Страут,  Издательство «Дрофа». 5. Левитан Е.П.: «Астрономия» учеб. для 11 кл. общеобразоват. учр. / Е. П. Левитан: ­ М.:  «Просвещение»,1994. – 207 с. 6. Перельман Я. И. «Занимательная астрономия»/ Я. И. Перельман / Д.: ВАП, 1994. ­ 208 с. 7. Ерпылев Н.П. Энциклопедический словарь юного астронома Э61/ Н.П. Ерпылев. – 2­е  изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1986. – 336 с. 8. Астрономия. Е. П. Левитан, 1994 г.  9.Попов П.И. Астрономия. Учебник для географических факультетов/ П. И. Попов:  Учпедгиз; Москва, 1959. ­ 256 с.                         10.Чаругин В. М.: Астрономия. 10­11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций:  базовый уровень/ В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.  11. Тарасов Л.В. «Физика в природе», М.: «Просвещение», 1988 г, 352 с. 12. Евгений Федоров «Каменный Пояс»:  Челябинск: Южно­уральское кн. изд­во, 198,  с.481  13.  obshe.net›posts/id345.html 14.      http://fb.ru/article/452662/opisanie­zakata­ili­prityagatelnost­krasotyi 15. http://legendarion.net/legends/australia/legenda­o­solnce0) https://www.youtube.com/watch?v=FkynqJi2G5E https://www.youtube.com/watch?v=FiT04EkiBFM https://fishki.net/1505689­legendy­o­mlechnom­puti.html © Fishki.net  https://fishki.net/1505689­legendy­o­mlechnom­puti.html © Fishki.net

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).

Внеклассная работа по астрономии на тему "Солнце"(10-11 класс, астрономия).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019