Внеклассная работа по биологии, как средство формирования экологической культуры у школьников.
Оценка 5
Документация
docx
биология +1
Взрослым
27.04.2017
В настоящее время очень много уделяется проблеме экологии в нашем мире, и в связи с этим и проблеме экологической культуры подростков в современной школе.Формирование экологической культуры школьников в образовательном процессе очень важная проблема, которая требует тщательного исследования.Мне кажется что, систематическое участие в экологической деятельности школьников, значительно повысит уровень их экологической культуры.Документ в форме статьи.
Тема 1.docx
Тема: Внеклассная работа по биологии, как средство формирования экологической культуры у школьников.
В настоящее время очень много уделяется проблеме экологии в нашем мире, и в связи с этим и проблеме экологической культуры
подростков в современной школе.
Поэтому в наше время актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
необходимостью повышения экологической культуры человека;
необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного
человека;
необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Экологическую культуру личности формируют в процессе непрерывного экологического воспитания.
Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом.
Формирование экологической культуры школьников в образовательном процессе очень важная проблема, которая требует тщательного
исследования.
Проблемой экологической культуры и экологического воспитания занимаются следующие ученые, педагоги, методисты: И. Д. Зверев, А. Н.
Захлебный, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, И. Т. Суравегина, Т. А. Бобылева, А. С. Бахарева, А. А. Плешаков, О. М. Дорошко и другие.
Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимают утверждения в сознании и деятельности
принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социальноэкономических задач без ущерба для окружающей среды и
здоровья людей. Структура экологической культуры личности представляет собой набор качеств, формирующихся в процессе непрерывного
экологического воспитания. Это возможно при условии, если в содержание школьного образования будут входить следующие ведущие элементы
соответствующие компонентам экологической культуры (Зверев):
1. система знаний о взаимодействии общества и природы (экологические знания).
2. ценностноэкологические ориентации.
3. система норм и правил отношений к природе.
4. умения, навыки изучения природы и ее охраны.
Экологическая культура определяет уровень отношений человека к природе. Разные ученые выделяют различные компоненты этого понятия.
Как отмечает Л.П. Печко, экологическая культура человека включает:
1. культуру познавательной деятельности по освоению опыта человечества в его отношении к природе как источнику искусства, объекту
эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний, основе экологических условий жизни. Успешность этой деятельности обусловлена
развитием нравственных черт личности на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
2. культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные
критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
3. культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетический вкус, умение оценивать эстетику как естественной, так и
преобразованной природной среды. Л.Д. Бобылева считает, что в понятие экологической культуры входят и другие составляющие, что экологическая культура — это нравственное,
социальнонеобходимое качество личности, основными компонентами которого являются:
знания о природе;
этические и эстетические чувства к природе;
деятельность в природе;
мотивы, определяющие деятельность в природе.
Понятие «экологическая культура» касается не только каждого человека в отдельности, но и всех сфер материальной и духовной жизни
общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной
среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития.
Повышать экологическую культуру школьников необходимо на уроках и во внеклассной деятельности. Ведь внеклассная работа играет
важную роль в процессе экологического воспитания учеников. Она имеет большое значение для формирования личности учащихся,
формирование экологической культуры, бережного отношения к природе. Содержание экологического воспитания определяется
программой, а ее реализация зависит от мастерства учителя.
Все это имеет большое значение для формирования личности учащегося. Уроки и внеклассная работа развивают самостоятельность, прививают
интерес к изучаемым явлениям природы; школьники овладевают исследовательскими умениями, у них; вырабатываются волевые качества,
необходимые для завершения: работы, аккуратность и трудолюбие, формируется умение наблюдать природные явления.
Поэтому показателями высокой экологической культуры учащихся, могут служить:
наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с
природными объектами,
сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе,
выполнение исследований по экологической тематике,
актуализация экологической значимости учебноисследовательской работы, понимание ответственности будущего специалиста за
результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природачеловек общество,
практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений,
постоянная потребность в общении с природой.
Мне кажется что, систематическое участие в экологической деятельности школьников, значительно повысит уровень их экологической культуры.
Анализ результатов показал, что у основной массы школьников экологическая культура развита на низком Уровне 65%, у 30% на среднем
уровне, у 5% на высоком.
Внеклассная работа по биологии, как средство формирования экологической культуры у школьников.
Внеклассная работа по биологии, как средство формирования экологической культуры у школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.