Организация образовательного пространства для младших школьников для их всестороннего развития, расширения представлений об окружающем мире очень важна. В программном содержании курса "Окружающий мир" в начальных классах значительное место отводится изучению природы и её охране. Учитывая региональный компонент эту работу можно проводить в течение всего года. Одним из оптимальных вариантов является предметное изучение природных объектов в рамках проектной деятельности школьников. Например, при создании живого уголка в классе, в школе и наблюдения за её обитателями.
Живой уголок.docx
Уголок живой природы как важнейшая составляющая учебно-опытного участка
образовательного учреждения
Кочетова Н.И., педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
"Живой уголок нужен нам,
чтобы сохранить таким образом
связь с живой природой".
А. Онегов
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой
природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых
объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В
образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в
связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных,
несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой
специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в
образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.
Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как
дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное
значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и
выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность
за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
Цель: создание условий для формирования экологического мышления и культуры
учащихся, системы экологических знаний и умений, убежденности в необходимости
бережного отношения к природе на основе организации опытнической и практической
деятельности.
Задачи:
развивать у учащихся интерес к изучению жизни животных и растений;
обучать навыкам лабораторных наблюдений, опытов, исследований;
формировать навыки обработки и анализа собранного материала, умения делать
выводы по накопленным фактическим данным;
обучать объективному оцениванию и осознанию взаимосвязи человека с окружающей
его природой.
прививать практические умения, трудовые навыки по уходу за животными и
растениями;
развивать у учащихся дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за
порученное дело, терпение, наблюдательность.
Уголки живой природы служат:
· наглядным и разносторонним собранием животных и растений. Они дают возможность
учащимся взаимодействовать с миром природы, повысить уровень образования, культуры,
расширить кругозор;
· звеном воспитательного характера в части развития у детей чувств глубокого уважения к
живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного
отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности;
· базой для развития творческих способностей детей, приобщению талантливых и
способных ребят к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов,
выполнению творческих работ;
· объектом для выполнения трудовых процессов и приемов: уборка помещения,
обслуживание животных, приготовление для них кормов, изготовление садков, зарядка
аквариумов и т. д.
Рекомендации по организации уголка живой природы даны в Приказе Минобразования
России от 06.05.98 N 1133 "О мерах по обеспечению условий содержания животных в
образовательных учреждениях с целью создания соответствующих условий,
обеспечивающих безопасность детей и взрослых», Приложения к письму Минобразования
России от 30 октября 1998 года № 55 «Условия содержания животных в учреждениях
дополнительного образования детей».
Требования к размещению и содержанию уголка природы.
Уголок природы служит не только объектом для изучения растений, животных, но и служит
украшением развивающей среды. Его следует размещать на уровне учащихся, в хорошо
освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для
ухода.
Уголок природы должен содержаться в чистоте - растения регулярно поливаются, почва
рыхлится, один раз в неделю листья протирают. Подкормка растений проводится
биологическими веществами. Инструмент для обработки должен находиться в специально отведенном месте, в чистоте. Вещества для подкормки растений, хранить в недоступном
для детей месте. Уголок природы не должен загромождать игровую комнату, недопустим
сквозняк, а также попадание прямых солнечных лучей.
Таким образом, размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь
позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.
Принципы и правила подбора животных и растений описаны в приложениях к выступлению.
Требования к уголку живой природы:
1. Организация уголка живой природы:
-качественный и количественный состав зоологической и ботанической коллекции
(систематический список животных и растений, представленных в уголке живой природы);
-условия содержания животных (экспозиционные, виварного типа и другие);
-материально-техническое обеспечение и размещение коллекций (план помещений с
указанием площадей, в том числе специализированных: кормокухня, клетки, вольеры,
шеды, аквариальные и т.д.);
-соблюдение санитарных правил по устройству, оборудованию и содержанию животных;
-культура оформления живого уголка (чистота, наличие этикеток, декоративно-
эстетическое оформление, рациональность, практичность, творческий подход);
-дизайнерское решение уголка живой природы (эскизы, макеты, фотоматериалы)
2. Наличие обязательной документации по функционированию:
-паспорт уголка живой природы;
-инструкции, используемые в практической работе образовательного учреждения по
содержанию животных в уголке живой природы, по уходу за ними, по технике безопасности,
по личной гигиене обучающихся и педагогов.
Примечание. Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром.
При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую
возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее
помещение.
-документы, содержащие санитарно-ветеринарные требования и нормы, регламентирующие
содержание животных в уголке живой природы, в том числе разработанные в регионе;
Примечание. Требования к отбору обитателей уголка природы:
1.Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр
ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания
должны быть просты, а уход за
ними несложным, доступным детям.
2.Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса,
характерных для данной местности и интересных для наблюдения.
3.Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных
требующих разного ухода. 4.Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.
5.Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к
обитателям и
научатся ухаживать за ними.
6.После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех.
Которые живут постоянно в уголке природы.
7.Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и
здоровья детей.
8.Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и
удержать внимание детей.
Требования к размещению комнатных растений:
Учитывая психологические особенности детей, согласно программе, объем знаний, умений
и навыков по уходу и содержанию объектов уголка природы в каждой возрастной группе
существенно изменяется. Комнатные растения уголка природы являются его постоянными
обитателями. Для того чтобы растения украшали помещение, важно знать и учитывать
факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно
учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно-
климатических условий.
1.Тропические растения – Лианы, Эпифиты, экзотические орхидеи нуждаются в обилии
света, но не любят прямых солнечных лучей,
им требуется высокая влажность, но не
желательны резкие перепады температур воздуха. Они не имеют периода покоя, и их рост
продолжается непрерывно.
2.Субтропические растения – Аспидистра, Сенполия и др. нуждаются в регулярном поливе,
привычны к перепадам температур воздуха, имеют период покоя.
3.Растения пустыни – Кактусы, суккуленты потребляют очень мало воды, предпочитают
яркое солнце и жару, легко переносят перепады температур воздуха, имеют период покоя.
Размещая комнатные растения необходимо помнить, что их благополучие зависит от света,
тепла, влажности воздуха и полива.
Нельзя:
1.Допускать резких перепадов температур воздуха – подсыхают и опадают листья
2.Размещать растения около отопительных систем – там высокая температура и низкая
влажность воздуха.
3.Ставить около входных дверей и вентиляционных отверстий – сквозняки губительны для
растений.
Для успешного выращивания комнатных растений необходимо правильно подобрать
почвенные смеси. В уголке живой природы подкормка и обработка растений должна
проводиться только биологическими веществами, которые должны храниться в отдельном
шкафу, недоступном для детей.
Требования к размещению аквариума:
Аквариум – это наиболее точная модель водоема, предназначена для
содержания и
разведения растений и животных водной среды, а также для наблюдения за жизнью и
развитием водной системы. Аквариум размещают в хорошо освещенном месте. Но не под
прямыми солнечными лучами. Перед зарядкой – аквариум тщательно обрабатывают содой, песок прокалить в духовом шкафу и дать ему остыть. Вода для аквариума берется
отстоянная в течение 3-4 суток.
Требованию к
содержанию птиц в уголке природы:
Клетки для содержания попугаев наиболее удобными считаются из оргстекла и прутиков из
нержавеющей стали. Такие клетки хорошо просматриваются, они пропускают много света и
гигиеничны. В клетке должно быть съемное дно для удобства уборки. Также должны быть
поилка, кормушка, жердочка для насестов.
- план работы уголка живой природы на год (с датами проведения мероприятий, фамилиями
исполнителей) с указанием должностей;
- другие виды документов (план разведения животных, этикетаж и т.д.);
- положение об уголке живой природы.
3. Участие в образовательной деятельности:
- образовательные программы, раскрывающие использование уголка живой природы в
образовательной деятельности;
- деятельность детских объединений:
Примечание.
Экскурсионная
1. «Все обо всем»
2. «Эти забавные хомячки»
3. «Пернатые друзья»
4. «Длинноухие трусишки»
5. «Мышиный дом»
6. «В гостях у черепахи Тортилы»
7.«Красноухие и болотные черепахи»
8. «Семейство сомовых»
9. «Обитатели аквариума»
10. «Цихлиды»
«Эти забавные хомячки»
Знакомство с представителями семейства млекопитающих, отряда грызунов, видами:
джунгарским и сирийским хомяками:
- внешний вид животных (шерстка, окрас, отличие самцов от самок,здоровый и нездоровый
вид);
- рацион питания (кормовые смеси, злаковые, любимые лакомства, время кормления); - родительская забота (появление на свет детенышей, отсаживании самца, естественный
отбор);
- содержание дома (выбор здорового представителя, когда и чем кормить, как убираться в
клетке, когда отсадить самочку);
- практические советы начинающим (стоит ли купать хомячка, сколько времени с ним
играть, как приучать к рукам).
«Пернатые друзья»
Знакомство с представителями декоративных птиц.
- внешний вид животных (родословная, оперение, повадки);
- рацион питания (сухой корм, зерновые, витамины и минералы);
- родительская забота (оборудование гнезда, высиживание яиц, вскармливание птенцов);
- содержание дома (оборудование клетки, наличие кормушек, поилок);
- практические советы начинающим (как правильно выбрать птицу, как
определиться с полом питомца, с чего начать обучение разговору).
Экспериментальная и исследовательская работа с учащимися, учебная практика
Задания могут быть рассчитаны как на фронтальную, так и на индивидуальную работу
учащихся. Индивидуальные задания лучше организуют и стимулируют активность ребят.
Они больше нравятся школьникам тем, что при их выполнении дети они чувствуют себя в
роли настоящих исследователей.
Опыт: Влияние температуры воды на окраску рыб
Объект исследования: аквариумные рыбки (гуппи) 6-8 шт.
Оборудование:
воды.
два аквариума,
терморегулятор, термометр для измерения температуры
Проведение опыта
предлагают нескольким участникам. Для этого воду в одном аквариуме
подогревают терморегулятором до заданной температуры, вода в другом аквариуме –
комнатной температуры. Когда вода в аквариумах достигнет заданной температуры, в них
помещают по 2-3 рыбки одного вида, одинаковой окраски и размера и наблюдают через
какое время произойдет изменение окраски рыб.
При проведении опыта учащиеся делают вывод о том, что при температуре воды 16-18
окраска рыб менее выразительна, а при более высокой температуре воды 24-26
рыб
0 С
0 С окраска
выразительная.
яркая
и
более
Опыт: Выработка условных рефлексов на звуковой сигнал у хомяков
Объект исследования:
хомячки.
Оборудование:
клетка с животным, столик для еды, лесенка.
Проведение опыта:
в клетке с животным делают на высоте столик для еды или подвешивают
полочку. Два дня хомячку не дают есть, а на третий день на полочку или столик кладут
небольшой кусочек вареного картофеля и к полочке поставляют деревянную лесенку и
звонят в колокольчик. Когда хомячок начнет, есть корм, продолжают звонить в
колокольчик. Как только он съест корм, ему необходимо еще положить маленькую порцию корма и звонить в колокольчик. Опыт продолжают до тех пор, пока хомячок не будет бежать
на полочку или столик при отсутствии и на них корма, но услышав сигнал колокольчика.
Учащимся предлагается выяснить через сколько сеансов выработается условный рефлекс у
хомячка. Повторно опыт проводят через месяц.
Использование заданий для проведения различных опытов и наблюдений помогает успешно
их выполнить и получить нужные результаты. Наибольший воспитательный эффект
обеспечивается при создании таких условий работы в уголке живой природы, когда
учащиеся осознают необходимость тщательного, аккуратного выполнения любого
вида
деятельности
по определенному плану с последующими выводами, которые могут помочь
развитию творческой инициативы, а следовательно, усовершенствованию работы,
улучшению ее качества.
- видеопредставление уголка живой природы;
- дневники наблюдений, журнал регистрации рефератов и исследований;
- методические материалы (разработки, рекомендации, пособия);
- другие виды образовательных документов.
4. Практические результаты работы уголка живой природы:
- число учебных часов, отводимых по программам работы на базе уголка живой природы;
- количество учебных групп, использующих уголок живой природы в образовательной
работе;
- достижения в области содержания и разведения разных видов животных, растений;
- количество и тематика проведенных исследований, экспериментов, их результаты;
- количество и тематика проведенных экскурсий в уголке живой природы;
- перечень опубликованных методических рекомендаций и разработок по организации
работы живого уголка, форм и методов образовательной деятельности на его базе;
- публикации в средствах массовой информации на основе опыта работы уголка живой
природы;
- участие в городских, областных, всероссийских конкурсно-массовых мероприятиях:
выставках, конференциях, слетах и др.;
- оценка полученных результатов;
- аналитический отчет за предыдущий год;
- другое.
Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает
навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Внеклассная работа. Живой уголок. 1 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.