Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 8
Тема: Внеклассное занятие на тему : Притча "Обыкновенный человек"
Цель: Закрепление знания и умения учащихся по теме раздела, совершенствовать навыки чтения: развивать образные представления на основе прочитанного текста: воспитывать любовь к Родине. Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; разделить понятия "добро" и "зло"; убедить в необходимости добра и добрых поступков.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ход урока:
I этап. Организационный
Цель этапа(планируемый результат): психологическая готовность класса к занятию , организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
У: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
-- Скажите, а при помощи чего вы можете показать сейчас своё настроение ? (Варианты ответов детей: с помощью своих эмоций, улыбки или её отсутствии).
--Я желаю вам хорошего настроения на всё занятие...
2 этап. Формулирование темы и целей урока.
Цель этапа: (планируемый результат): научатся называть цель работы.
Педагогическая задача: формирование учебных организационных умений.
Ø Создание проблемы
Слайд №1
На экране появляется фраза:
«Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча…»
У: Как вы понимаете смысл этого мудрого изречения?
(варианты ответов детей)=> в случае буквального понимания=>
У: Можно ли эту фразу объяснить в переносном смысле применительно к людям? (варианты ответов детей) в случае понимания
У: Можешь ли ты обосновать ,почему ты так думаешь?
(варианты ответов)
У: Ну что ж, в конце нашего занятия мы вернёмся к этому изречению и сопоставим наше предположение с открытием ,которое мы сегодня совершим.
Ø Актуализация знаний
У: в каких литературных жанрах мы встречаем мудрое изречение?
(Д: в пословицах, в сказках, в баснях, притчах, рассказах )
У: С каким из этих жанров мы работали меньше всего?
(Д: с притчей)
У:Кто помнит, что это за жанр?
(вариант ответа)
У: Сопоставим ваш вариант ответа с определением слова притча из толкового словаря Ожегова (Слайд 2)
3 этап. Открытие нового знания
Цель этапа: (планируемый результат):правильное и осознанное усвоение содержания изучаемого учебного материала, развитие познавательной активности учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.
Ø Определение темы притчи
У: Чему учат притчи?
(Д : они учат людей хорошим поступкам, намекают на то, как надо жить)
У: Прежде, чем начать работать над притчей, попробуйте догадаться, какой теме они будут посвящены.
-- Для этого, я предлагаю внимательно посмотреть на иллюстрации.
-- Распределите эти иллюстрации на две группы. По какому принципу это можно сделать?
(в случае ответа: хорошие поступки и плохие поступки ,предлагаю подобрать к этим словосочетаниям слово-синоним: добро и зло)
Итак, какой же теме будет посвящена наша притча?
(теме добра и зла)
Постановка проблемного вопроса:
Послушайте притчу. По окончании чтения попробуйте ответить на вопрос: Кого можно назвать обыкновенным человеком?
Чтение притчи «Обыкновенный человек» (читает учитель)
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
--Итак, ваши предположения, кого же можно назвать обыкновенным человеком?
(варианты ответов)
-- На основании чего ты пришёл к такому выводу?
Давайте проверим ваши предположения...
Для этого я предлагаю поработать в группах.
На столах каждой группы детей лежат листочки с заданиями, которые вам необходимо выполнить ,и на основании выполненных заданий сделать вывод: кто такой обыкновенный человек.
Задание 1-ой группе.
Задание 1
В словаре найдите определение словам: добро, зло, добрый человек, злой человек.
Задание 2
Кого из притчи нельзя назвать добрым?
Задание 3:
Можно ли людей однозначно охарактеризовать добрый человек, злой человек?
Вывод:
Д: Наша группа решила, что обыкновенным человеком можно назвать доброго человека Заполняют карточку
· Задание 2-ой группе:
Задание1.
Ребята, перед вами лист с изображением солнышка и тучки, ваша задача из набора карточек со словами ,находящимися в файле выбрать те, которые больше всего подходят к понятию "добро и зло "
Задание2 :
-- Из всех слов выбрать только те, которые отражены в этой притче.
Дети:( добро: щедрость, забота, благодарность; зло: жадность ,эгоизм, малодушие )
Вывод: Какими же качествами должен обладать обыкновенный человек?
Д:: Наша группа решила, что обыкновенным человеком можно назвать того , кто обладает положительными качествами характера. Заполняют карточку и вывешивают на доску под определение слова обыкновенный человек.
Задания 3-й группе:
Задание 1
Перечислите из текста притчи те слова, которыми называл дед проезжих путников.
Задание2:
Найдите в притче слова, которыми можно подтвердить, что именно третий путник является обыкновенным человеком.
Задание3:
Можно ли деда и внука назвать обыкновенными людьми? Докажите .
Заполняют карточку
У: Совпало наше доказательство с предположением?
4-й этап. Включение в систему знаний .
Цель этапа: осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
У: - А что вы можете сказать о себе? - О себе обычно сложно говорить, попробую вам помочь.
Предлагаю следующую игру:
На столе лежат такие предметы: вата, вода, железо, магнит, фольга, ниточка шерсти, ластик.
-- Характер каждого человека можно сравнить с каким-то предметом(в переносном, конечно, смысле),Сейчас предлагаю подумать и выбрать тот предмет, который наибольшим образом ассоциируется с вашим характером.
Желающие выходят и выбирают предмет, комментируя свой выбор.
-- Ребята, а кто из вас может назвать себя обыкновенным человеком?
-- А кто ещё не может?
(варианты ответов)Какую цель вы себе поставите?
-- А сейчас я предлагаю послушать стихотворение и найти в нём фразу, в которой говорится чему должен научиться каждый человек, чтобы стать обыкновенным?,
Сафонова Диана.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром
за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари .
--Чему же нам всем нужно научиться?
(добром за зло платить)
-- У кого это уже получается?
4.Этап. Рефлексия
Возвращение к мудрому изречению.
«Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча…»
--Исходя из всего того, о чём мы говорили на нашем занятии, как теперь можно растолковать смысл данного изречения?
(варианты ответов)
На этом наше занятие окончено.
У: От себя, мои друзья ,я хочу пожелать всем воспитывать в себе только хорошие качества обыкновенного человека. И чтобы рядом с вами всегда были только самые добрые люди. Спасибо всем!
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.