Внеклассное экологическое мероприятие
«Зимующие птицы»
Подготовила учитель биологии, химии
ГОУ ЛНР «Краснолучская школа № 11»
Шкребтий Наталья Александровна
2020 учебный год
Цель: формирование у младших школьников познавательного интереса к природе и ее обитателям.
Задачи: уточнить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их обитания и роли человека в жизни зимующих птиц;
развивать умение находить взаимосвязи в природе, сравнивать и анализировать;
воспитывать интерес к птицам и желание помогать пернатым в трудные для них время.
Оборудование: плакаты с пословицами, фонограмма со звуками птичьих голосов, макет Красной книги, скворечник, телеграмма, рисунки птиц, газеты.
Действующие лица: ведущий, скворец, Птицегуб, мальчик, девочка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.
Звучит запись голосов птиц в лесу.
Ведущий (на фоне фонограммы).
В марте начинается время птиц. Ребята в этот месяц должны помочь маленьким пернатым друзьям: развесить на деревьях птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Давайте расскажем о том, как пернатые защищают наши леса, поля, сады и парки, как нужно беречь и привечать наших певцов.
1-й старшеклассник
Нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, а порой и охранять от победителей охоты за птицами. Птиц становится в природе все меньше и меньше. Вырубают леса, кустарники. Все больше загрязняются воздух и вода.
2-й старшеклассник
(держит в руках Красную книгу)
Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, написавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или осталось очень мало – единицы. Но записать животное или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить, это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только останавливает, предупреждает.
Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. На черных страницах списки тех животных, кого мы никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На желтых страницах животные, количество которых быстро уменьшается. На белых страницах записаны те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах перечислены те животные, которые до сих пор мало изучены. На зеленых страницах – самых обнадеживающих – те животные, численность которых удалось сохранить.
1-й старшеклассник
Птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе. Главная наша забота, чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки черных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир Земли.
Давайте же, дети, будем помогать птицам!
1-й ученик
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Звучит песня «Чирик-чик-чик»
2-й ученик
Воробей с березы на дорогу – прыг!
Больше нет мороза – чик-чирик!
Вот журчит в канаве быстрый ручеек
И не зябнут лапки – скок, скок, скок!
Высохнут овражки – прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки – чик-чирик!
3-й ученик
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» -
Звенят пичужек голоса.
4-й ученик
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут –
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
5-й ученик
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки –
Их желторотые птенцы.
Песня «Скворцы прилетели»
Ведущий
Пришла весна и на ее зов летят в небе птичьи стаи. Возвращаются в родные края грачи, скворцы, жаворонки.
6-й ученик
Весна идет с капелями, ручьи журчат,
«Встречайте, прилетели мы» -
скворцы кричат.
Один присел на тополе,
такой смешной.
В ладоши мы захлопали:
«А ну-ка спой!»
Он посмотрел обиженно:
«У вас-то дом,
А мы себе и гнездышко
здесь не найдем.
Кричим ему уверенно:
«Дружок, скворец,
Мы подарить намерены тебе дворец.
Его вчера повесили мы
в школьный сад.
Тебе в нем будет весело,
ты будешь рад.
Будь, скворушка, хозяином –
твой дом не плох!
Гостей своих встречаем мы всегда теплом».
7-й ученик
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте
Я поставил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом,
Домик мой, хотя и мал.
Но недолго пустовал:
Поселились в нем жильцы –
Голосистые скворцы.
Скворец
Здравствуйте, ребята!
Вы меня узнали? Да?
А тем, кто не узнал, разрешите представиться:
Я выступаю перед вами.
Как молодой Весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец).
Я очень полезная птица, с которой вам
нужно сдружиться.
Из года в год, из века в век живу
я там, где живет человек.
Селюсь я с колхозником рядом,
слежу за полем и садом.
Поедаю вредных бабочек, жучков,
букашек, комашек.
И поэтому я не просто скворец,
а скворец-молодец!
7-й ученик
А вот за то, что ты такой молодец, мы сделали тебе домик!
Исполняют песню «ПТИЧИЙ ДОМ»
Скворец
Спасибо вам, ребята, за такие чудесные домики! Но я не единственный представитель птичьего народа, давайте посмотрим, как вы знаете моих друзей.
Загадки
1. Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (соловей)
2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей!
Прячется в зеленых кронах
А зовут ее… (ворона)
3. Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (дятел)
4. Угадай; какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день! (синица)
5. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)
6. Летом за пахарем, ходит,
А под зиму с криком уходит. (грач)
7. Встали братья на ходули.
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (журавль)
8. Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По дворам шныряет.
Крохи собирает,
В полях ночует,
Пшеницу ворует. (воробей)
Раздается стук в дверь
Ведущий выходит и возвращается с телеграммой.
Ведущий
Ребята, пока мы тут веселимся, пришла тревожная телеграмма: «В окрестностях школы появился разоритель птичьих гнезд – Птицегуб».
Мальчик и девочка заводят Птицегуба (мальчик с рогаткой)
Ведущий. Что ты натворил?
Птицегуб. Разве я натворил? Вот сейчас я погоняю вашего скворца!
Он хочет выстрелить из рогатки, но ведущий его останавливает.
Ведущий
Веди себя прилично! Ты попал на праздник к нашим детям и не безобразничай! Иначе будешь стоять в углу!
Птицегуб (сбивчиво). Я… Я не знал… Ну…
Ведущий. Придется тебе объяснить. Ну-ка, ребята, скажите, как нужно вести себя на природе?
Мальчик
Деревья – это дома, птиц.
В чужом доме не безобразничают.
Ты, Птицегуб, мог бы быть хорошим мальчиком, если бы учился меткости на птицах. Нарисуй круг и тренируй свой глаз, бросая мячик в цель.
Девочка
Не стыдно тебе обижать маленьких птичек, приносящих только пользу?
Мальчик
И деревол повредил, когда делал рогатку.
Ведущий
А ну-ка выброси рогатку и обещай больше никогда не носить ее.
Птицегуб (виновато, выбрасывая рогатку).
Обещаю…
Девочка. А теперь пусть идет в пустую комнату и сидит там наказаным, пока не поймет, как нужно себя вести.
Птицегуб
Ребята, простите, я больше не буду… Я, честное слово, больше не буду. Я уже понял. Если бы вы принимали меня на свои праздники, я бы так не дела. Это же я от скуки, а птицы ведь мне ничего сказать не могли…
Ведущий
Ребята, давайте, покажем Птицегуб, как разговаривают птицы.
Игра «Голоса птиц»
· Какие звуки издает ворона? («Кар-кар!»)
· Какие звуки издает воробей? («Чик-чирик, чик-нив!»)
· Журавль? («Курлы-курлы!»)
· Кукушка? («Ку-ку!»)
· Синица? («Синь-синь!»)
Девочка. А сейчас мы расскажем Птицегубу, как весь народ уважает и любит птиц.
Дети читают пословицы и поговорки.
· Лес без птиц и птицы без леса не живут.
· Кабы куст был мил, соловей гнезда б не вил.
· Соловей берет пением, а человек – умением.
· Журавль прилетел и тепло принес.
· Без первой ласточки весна обходится.
· Всякая птица своим клювом сыта.
· Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Птицегуб
Ребята, пожалуйста, не называйте меня больше Птицегубом.
У меня есть имя – Андрюшка.
Скворец. Ну что ж, чтобы у нас не появлялись новые «Птицегубы», давайте повторим правила о том, как не обижать птиц.
· Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
· Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
· Не прикасайтесь к гнезду, иначе, птицы-родители могут его покинуть.
· Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
· Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
· Подкармливайте птиц зимой.
· В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
· Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.
Скворец
Друзья, мне у вас очень понравилось, но не терпится поскорее осмотреть свой новый домик. До свидания!
Дети
До свидания, скворушка!
Дети по одной строке читают стихотворение
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала.
Чтобы летом лил веселый дождь.
Дети танцуют танец «Птиц» и дарят всем гостяь бумажных птичек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.