Внеклассное интегрированное мероприятие по географии и технологии
«Люби и знай свой край Донской»
Цель проведения:
- формировать чувства любви к своей малой родине, желания изучать свой родной край;
- познакомить ребят с историей развития казачества на Дону, их традициями, бытом, культурой;
- воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Действующие лица: ведущие – учитель географии и технологии, казак и казачка.
Подготовка: атрибутика донских казаков, аудиозаписи казачьих мелодий, карта РО.
Ход мероприятия:
Звучит композиция «Славьтесь, славьтесь, казачки…»
Казачка: Здравствуйте люди добрые! Если величать, так на пороге встречать!
Казак: Здорово дневали, земляки! (гости отвечают «Слава, Богу!»)
Казачка:
Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…
Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…
Казак:
Да будут славны в наши дни,
Кто возвращает память краю.
Я перед ними до земли
В поклоне голову склоняю
Учитель технологии:
Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. Наша родина – Ростовская область, которую принято называть донской землей.
Учитель географии:
Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Когда в южных районах нашей области уже идет весенний сев, то на севере ее поля еще покрыты снегом. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон – одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно, величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов и станиц, обширных заливных лугов, взбегающих по холмам виноградников. Лениво плещутся у песчаных отмелей неторопливые волны.
Казак:
Ой, ты батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилиц наш, Дон Иванович...
Учитель технологии:
Так величали его донские казаки. Донской край в разные времена назывался по-разному. Русские люди в старину называли его диким полем, или Великим лугом. Здесь на сотни километров простиралась бескрайная степь, поросшая буйными трава, где паслись табуны диких лошадей. Ураганом проносились по степи орды кочевников.
Учитель географии:
Первое упоминание о донских казаках появилось в XV веке.
В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название - донские казаки.
В 16-17 веках появляется название – Земля донских казаков. С начала 19 века вплоть до Великой Октябрьской революции донская земля называлась Область войска Донского, а после революции – Донской областью. Свое современное название Ростовская область получила в 1937 году. Областной центр – город Ростов - на-Дону. Географическое положение нашей области очень удобно. Через нее проходят важные пути сообщения с Кавказом, область имеет выход в Азовское и Черное моря. Ростов – на Дону порт пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого. Железные и автомобильные дороги пересекают Ростовскую область в разных направлениях. Ростов-на-Дону называют воротами Северного Кавказа.
Учитель технологии:
Можно еще долго рассказывать о нашей донской земле. Но мне хочется спросить у вас, ребята, что означает слово “Казак” (ответы ребят)
Слово казак означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Сами казаки не могли точно истолковать это слово и для верности добавили слово «вольный». Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием.
Звучит гимн Донских казаков
Учитель географии:
Донское казачье войско – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Во главе войска находился войсковой атаман. В настоящее время в области проживает более 20 тысяч донских казаков. Печать Войска Донского — на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы. "Белый олень" на печати символизирует независимость и непокорность донских казаков.
Посмотрите на флаг донского казачества. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских крестьян, желтая полоса – символизировала калмыков. А указом президента РФ в 2010 году было официально утверждено знамя войскового казачьего общества “Всевеликое войско Донское”
Учитель технологии:
От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру Донские казаки и сделали её неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту и по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно.
Учитель географии
Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг и товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.
Стихотворение Кизилов Данил о казаке:
Учитель географии:
Как у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет. Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трех лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. С пяти лет мальчики работали с родителями в поле. С тринадцати лет участвовали в скачках. Скачки проводились каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери.
Учитель технологии:
Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика и было тихим, семейным праздником. Девочке внушалось, что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья. До трёх месяцев ребёнка никому не показывали. Даже крестить в церковь носили с укрытым кружевом лицом. Девочки начинали работать очень рано, делая всё, что делает мать - стирали, мыли полы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать. Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне. Особенно казачки славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей. Основой питания казачьей семьи являлись пшеничный хлеб, рыба, продукты животноводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед.
Учитель географии:
Основу казачьей духовной жизни составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно Православию казачество обязано тем, что оно выжило и сохранилось до наших дней.
До наших дней дошли заповеди казаков.
Казак и казачка:
Заповеди Донских казаков:
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи».
3. По тебе судят обо всём казачестве – народе твоём.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги семью свою, служи ей примером.
Учитель технологии:
А кто мне скажет, как называлось жилище казаков (ответы ребят)? Жилище казаков называлось – Казачий курень . Слово “курень” происходит от монгольского “куря”, что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону – галерее.
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. Здесь все традиционно. Каждый предмет имел свое строго обусловленное место. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых обязательной была икона святого Николая Угодника и Донской Божьей Матери особенно почитаемых казаками. У глухой стены размещалась кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье.
Напротив горницы комнатка - кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда и утварь.
Учитель технологии:
Кто скажет, как одевались казаки? (ответы ребят). Давайте посмотрим на старинную одежду донских казаков. В силу географических условий и обстановки, характер донского костюма в XVI-XVIII вв. имел восточный отпечаток. Все платья ярких цветов из сукна, бархата и шелка, расшитые галунами и позументами. По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:
-широкие шаровары и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была и нательной и выходной одновременно. Подвязывались тонким ремешком — гашником, за которым «в припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда «спрятать в загашник»
-бешмет (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;
-суконный верхний кафтан, по названию «чекмень», рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; опоясываются кушаком
-на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Верхнее платье - кубилек состояло из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. Лиф кубилька, а иногда и весь кубилёк застегивался на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы.
Сукман — верхняя одежда замужних казачек. Шился из домотканой крашеной синей (иногда и некрашеной) шерстяной материи. Сукман отличался очень короткими узкими рукавами. На голову одевалась парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.
Обувь – высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики– туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.
Учитель географии:
Казаки владели всеми крестьянскими профессиями и ремеслами. Причём, станица от станицы отличались своим особенным ремеслом. На Дону особо ценился труд кузнеца,
В казачьих семьях находят самые ранние старопечатные и рукописные учебники, сохраняемые бережно, поскольку казаки грамотность очень ценили.
Учитель технологии:
Но одной грамотностью культура не измеряется. Она включает всё то, что видел, слышал и чему научился человек, прежде всего дома, а потом в дальних походах. Древнейшими знаниями, которыми обладали и обладают казаки, были знания по народной медицине.
Учитель географии:
Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили и объединяли его со всем российским народом.
Учитель технологии:
Ребята, а теперь мы проведем с вами викторину по Донскому краю.
1.Как называлось жилище казаков (ответы ребят)? (Казачий курень)
2.Как назывался тонкий ремешок, которым казаки подпоясывали одежду?
( гашником)
3.Как называлось верхнее платье казачки ? (кубилек)
4.Как назывались высокие женские ботинки со шнуровкой впереди?
(чирики)
5. Из чего шили папаху? (шапку шили из овчины или каракуля).
Учитель технологии:
Сегодня мы узнали много нового и интересного из истории казачества. Мы на одно мгновение окунулись в прошлые века, прикоснулись к жизни наших предков.
Учитель географии:
Можно еще много рассказывать о донской земле, донских казаках. Но к сожалению время нашего мероприятия подходит к концу. Спасибо за внимание!
Учитель технологии:
Дон могучий, Дон глубокий
Темно-синею волной
По степи бежит широкой,
Блещет яркою струей.
И журча, катятся воды,
Да валы о берег бьют
И о днях былой свободы
Песни смелые поют.
Учитель географии:
Все поют — о прошлой воле,
О наездах казаков,
О пирах, о тяжкой доле,
О бряцании оков...
Все поют... И песню эту
Кто душой своей поймет
Пусть, как буйный Дон, поет,
Пусть несет ее по свету.
А, знаете ли вы?
Головные уборы казаков.
1. Головные уборы – это особая часть любого народного костюма, а у казаков головные уборы овеяны легендами приданиями.
Какой существовал обычай на Дону, связанный с головным убором казаков, вернувшихся из похода?
(У мужчин – казаков существовал обычай приносить головной убор после военных походов в жертву и благодарность батюшке тихому Дону за возвращение из военного похода живым, поэтому казаки бросали в Дон и кивера, и папахи, и фуражки, ведь Дон всегда был живым для донцов).
2. Донские казачки должны были покрывать головы. Обязательное покрытие женской головы идет с давних времен.
С каким поверьем связано покрытие женской головы?
(Покрытие женской головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становится членом чужого рода, и чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, она должна была тщательно скрывать волосы).
3. Как называлась папаха атамана и чем она отличалась от обычных казачьих папах?
(Трехменка была наполовину больше по высоте, передавалась вместе с символами атаманства).
1. Ребята, кто из вас знает, почему казаки выпускали свой чуб из-под фуражки, или папахи только на левую сторону?
(Донские казаки так объясняют выпуск чуба с левой стороны фуражки: справа ангел стоит – там порядок, а слева, черт крутит – вот и казак выходит!).
3. Чем брились казаки чаще всего в походных условиях?
(Шашкой).
4. Что являлось гордостью казака?
(Усы. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы).
5. Что такое лампас?
(У казаков лампас приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску. Лампас – это символ освобождения от всех видов государственных платежей и символ казачьей независимости).
А знает ли кто из вас народную легенду, почему казаки синие штаны стали отделывать красными лампасами?
Царь присылал жалованье казакам на службу: порох, хлеб, оружие, сукно – обычно красное и синее.
Однажды станица, вернувшаяся из Москвы, привезла на Дон жалованье. Все казаки собрались на Круге, чтобы поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего сукна привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел Круг, но все-таки решили все поделить поровну, и когда поделили, то синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленте, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами.
8. Что означали серьги у мужчины – казаков?
(Единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии – серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Казаков, носивших серьги, в бою старались сберечь).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.