Внеклассное мероприятие, посвященное великим людям России .
«Ломоносов – великий сын России!»
Конференция по физике для 8 – 11 классов.
Цель:
Задачи:
Учебные:
Развивающие:
Воспитывающие
Ход конференции .
1. Ломоносов – великий сын России /вступительное слово учителя/.
Ломоносов Михаил Васильевич (8/19.11.1711 года - 4/15.04.1765 года) - гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.
/Слайд. портрет Ломоносова/
Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А. С. Пушкин
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I.
Тщательное изучение работ Ломоносова в области физики и химии, проведенное в наше время, открыло нам совершенно новое понимание роли Ломоносова в мировой науке. Если в науке современной ему эпохи доминировали узкий эмпиризм, ограниченность и метафизичность теоретических концепций, то гении Ломоносова охватывал эти проблемы во всей их широте и поднимался до глубоких теоретических обобщений, идущих часто - против течения, но вскрывающих истину. Ломоносов несомненно олицетворяет собой наиболее прогрессивный и боевой дух науки своего времени. Оценка его работ знаменитым Эйлером, полагавшим, что “эти работы могут служить украшением любой академии”, несомненно оправдана.
Учитель: Сегодня у Вас есть возможность услышать выступление известных ученных, в которых они расскажут нам о своих научных достижениях и достижениях науки своего времени.
Вы являетесь не просто слушателями и участниками конференции. Вы являетесь членами комиссии, выполняете роль экспертов и даете свою оценку тем вещам, которые здесь будут озвучены. Поэтому слушать выступление ученых нужно очень внимательно.
Ведущий: Уважаемые коллеги, участники конференции. Нам сегодня посчастливится услышать выступления историков, именитых ученых: как уважаемый нами профессор Британской академии наук И. Ньютон. Известный французский химик месье Лавуазье, так же является участником конференции, отечественную науку представляют выдающиеся ученые, которые внесли огромный вклад в развитие научной деятельности в России-это Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев и Александр Михайлович Бутлеров.
Ведущий: Среди нас находится великий человек, великий ученый. Кто ещё не знаком с ним, внимательно прослушайте и просмотрите историческую справку/ слово историку/.
/Слайды./
Историк 1.
Михаил Васильевич Ломоносов (родился 19 ноября, 8-го по старому стилю 1711 в деревне Мишанинской, ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области; умер в Санкт-Петербурге 15 апреля, 4-го по старому стилю 1765) - выдающийся русский ученый, совершивший открытия во многих областях науки; поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке; первый русский профессор. Появился на свет в семье черносошных крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых; окончил жизнь помещиком, академиком Петербургской Академии наук в генеральском звании.
Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте “Чайка” побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и
нравы его обитателей. Путешествуя с отцом, Михаил познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создается величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь.
Все виденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы.
С большим трудом удалось ему достать немногочисленные в то время недуховные книги. “Славянская грамматика” Смотриц-кого и “Арифметика” Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир—мир знания. Особенно большое влияние оказало на него чтение “Арифметики” Магницкого. Эта книга не была похожа на современные нам учебники ари(})метики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен.
Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком. Много лет спустя Ломоносов писал: “Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...” Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.
Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731 г. Ломоносов поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию—первое высшее учебное заведение Московской Руси. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”. В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, — “смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться”, — Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.
Но схоластическая наука его не удовлетворяла. Ломоносов искал новых путей. Он собирался было уехать священником с Оренбургской экспедицией, однако при допросе открылось истинное происхождение Ломоносова (при поступлении в академию он сказался сыном попа), и поездка не состоялась. Затем он ездил в Киевскую духовную академию, но и обучение в ней . его не удовлетворило. Сенатское предписание пришло как нельзя кстати: в числе лучших двенадцати учеников, вызывавшихся в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Ощущалась острая необходимость в специалистах горного дела. И трое наиболее подготовленных студентов: Ломоносов, Виноградов и Рейзер — были отправлены за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. 3 ноября 1736 г. студенты прибыли в Марбург к Вольфу, а затем должны были обучаться металлургии у Генкеля во Фрейберге. Ломоносов с увлечением слушал лекции Вольфа. Для преподавания Вольфа характерно было использование математического метода, что вносило ясность в изложение наиболее сложных вопросов. Это особенно понравилось Ломоносову, и тогда же он решил: если доведется ему в дальнейшем что- либо преподавать, всегда поступать так же. Высоко оценивая Вольфа, Ломоносов не принял идеалистическую часть его системы. Об этом свидетельствуют первые работы Ломоносова, отосланные им в 1738—1739 гг. при отчете в академию: “Образчик знания физики: о превращении твердого тела в жидкое...” и в особенности физическая диссертация “О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул”. Но если Ломоносов так быстро смог преодолеть Вольфа, то тем более быстро он должен был убедиться, что ему нечему учиться у Генкеля, который, по отзыву Ломоносова, “всю разумную философию презирал”. Отношения между Генкелем и Ломоносовым быстро испортились, и Ломоносов покинул Фрейберг.
Историк 2.
8 июня 1741 г., после почти пятилетнего пребывания за границей, Ломоносов прибыл в Россию. Через полгода после занятий по переводам, по составлению каталога минералов и выполнения других работ Ломоносов становится адъюнктом физического класса академии. Очень скоро молодому адъюнкту пришлось принять участие в академических делах; от него не могло укрыться тяжелое положение академии, самодурство Шумахера, засилье немецкой партии, возглавляемой профессорами. Он не преминул примкнуть к русской партии во главе с Нартовым, Принял участие в обвинении Шумахера, по которому последний был арестован и назначена следственная комиссия.
В феврале 1744 г. Ломоносов представил новую диссертацию “О нечувствительных физических частицах” и в том же году закончил замечательную работу “Размышления о причине теплоты и холода”. В апреле 1745 г. он подал рапорт о назначении его профессором химии. Конференция, рассмотрев рапорт Ломоносова 3 мая 1745 г., согласилась с тем, что он достойный кандидат на профессорское звание, и предложила ему написать и защитить диссертацию по металлургии. В июне диссертация “О светлости металлов” была готова. Однако Шумахер пытался препятствовать назначению Ломоносова, он отослал его работы “О светлости металлов”, “Размышления о причине теплоты и холода” и “Попытка теории упругой силы воздуха” Эйлеру, думая получить плохой отзыв. Но вопреки ожиданиям Шумахера Эйлер прислал восторженный отзыв: “Все сии сочинения не только хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи... с таким основательством, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений”. В июле 1745 г. Ломоносов стал профессором.
Профессорская деятельность Ломоносова с первых шагов отличалась важными для русской науки начинаниями. Первым было строительство в России химической лаборатории, вторым— издание ломоносовского перевода “Экспериментальной Вольфи-янской физики”. Этим переводом русская физика получила не только первый учебник на русском языке, но и основы русского научного языка. В 1749 г. вышел первый том “Новых комментариев Петербургской Академии наук”, в которых были помещены “Размышления о причине теплоты и холода”, “Опыт теории упругой силы воздуха”, “О вольном движении воздуха, в руднике примеченном”, “Рассуждение о действии химических растворителей вообще”. В 1749 г. Ломоносов принял участие по предложению Эйлера в конкурсе Берлинской академии наук на тему о происхождении селитры.
Период 1745—1750 гг. характеризуется большими творческими достижениями Ломоносова. Он разработал и обосновал новую отрасль знания — физическую химию, кинетическую теорию теплоты и газов, сформулировал закон сохранения материи и движения. В то же время Ломоносов вел кипучую научно-организационную, педагогическую и литературную деятельность. К концу этого периода он — знаменитый автор од, трагедий, признанный оратор, его “слова” на торжественных актах пользуются большим успехом, он горячо полемизирует с академиком Миллером о начале русской истории, начинает опыты по изготовлению окрашенных стекол (мозаика).
В следующее пятилетие (1750—1755) деятельность Ломоносова развертывается также широким фронтом. Его научная работа протекает по двум направлениям: электрические явления и химия. В этот же период Ломоносов много занимается вопросами окрашивания стекла. К 1752 г. эти опыты были в основном закончены, а в 1753 г. благодаря огромным усилиям Ломоносова был пущен первый завод мозаичного стекла (ныне это знаменитый завод художественных изделий под Ленинградом).
6 сентября 1751 г. Ломоносов произнес свое знаменитое “Слово о пользе химии”. Он разработал и прочитал в 1752— 1754 гг. совершенно новый и необычный курс физической химии. В своих физико-химических исследованиях Ломоносов далеко опередил свой век: физическая химия как наука появилась только в конце XIX в.
Много сил отдавал Ломоносов в этот период созданию Московского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого.
/Слайд. МГУ имени Ломоносова М.В./
В этот период Ломоносов задумал “Трактат о природе эфира, разработанный математическим методом” (до нас ничего не дошло из этого сочинения), написал “Трактат электричества, разработанный математическим путем”. В результате опытов по цветам и краскам Ломоносов создал “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее”. В связи с открытием в 1759 г. петербургским академиком Брауном точки замерзания ртути Ломоносов в 1760 г. опубликовал “Рассуждение о твердости и жидкости тел”.
В 1757 г. Ломоносов был назначен советником канцелярии, а с марта 1758 г. ему были поручены Историческое и Географическое собрания, гимназия и университет. 26 мая 1761 г. Ломоносов наблюдал редкое астрономическое явление—прохождение Венеры по диску Солнца — и открыл атмосферу Венеры. В связи с географическими занятиями он публикует работы: “Рассуждение о большой точности морского пути” (содержит предложение об организации международной мореплавательной академии и о расширении работ по земному магнетизму, геофизике и метеорологии”, “Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским Океаном в Восточную Индию” (идея Северного морского пути), “Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях”.
Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка В. Г. Белинский определил так:
“С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном”. Ломоносов придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Он считал, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка.
Ведущий: Уважаемый господин Ньютон, что бы вы могли сказать о развитии науки в вашем государстве.
Ньютон: Я человек не многословный. Не люблю превозносить
, чьи либо, в том числе и свои, достижения, но могу сказать точно, что развитие науки в Европе, в том числе и в Англии, имеет многовековую историю и является основной долей всех научных открытий.
Ведущий: Ну что же. Мы выслушали уважаемого господина Ньютона, он нам рассказал о своей деятельности. Предоставим возможность выступить месье Лавуазье.
Лавуазье: Я полностью согласен с господином Ньютоном. Только у нас в Европе были проделаны опыты и эксперименты, на которых базируются все последующие научные открытия.
Ведущий: Я думаю теперь самое время послушать выступление ученого, которого по праву можно считать своего рода первопроходцем, основоположником развития научной деятельности в России - это уважаемый Михаил Васильевич Ломоносов.
Ломоносов: Уважаемые коллеги, я нисколько не преуменьшаю роль Европейских ученых в развитие науки, но позвольте заметить, что и Россия – матушка внесла значительный вклад в мировую научную мысль.
“О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.
Ведущий: Следующие участники нашей конференции- Дмитрий Иванович Менделеев и Александр Михайлович Бутлеров расскажут об открытиях, сделанных Ломоносовым в химии, физики. Послушаем их выступления
Дмитрий Иванович Менделеев:.
Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория.
Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.
Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.
Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как “из нескольких взятых тел порождаются новые”, вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи. Он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации “О действии химических растворителей вообще” (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые. В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: “Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому”. В работе “Об отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.
Александр Михайлович Бутлеров:
Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии. Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.
В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.
Ломоносов является одним из основоположников кинетической теории теплоты и газов, автором закона сохранения материи и движения. Приведем слова Ломоносова из письма Л. Эйлеру (1748 г.): “Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавится к чему-либо, то столько же отнимется от чего-то другого. Так, сколько к какому-нибудь телу присоединится материи, столько же отнимется от другого; сколько часов я употребляю на сон, столько же отнимаю от бдения и т. д. Так как этот закон природы всеобщ, то он простирается даже и в правила движения, и тело, побуждающее своим толчком другое к движению, столько же теряет своего движения, сколько сообщает другому, движимому им”.
Ломоносов впервые предсказал существование абсолютного нуля температуры, объяснил из кинетических соображений закон Бойля. Введя в химию весы, он доказал неправильность мнения об увеличении веса металлов при их обжигании в “заплавленных накрепко стеклянных сосудах”.
Он впервые высказал мысль о связи электрических и световых явлений, об электрической природе северного сияния, о вертикальных течениях как источнике атмосферного электричества. Защищая волновую теорию света, Ломоносов в оптике проделал большую работу по конструированию оптических приборов, по цветам и красителям, по преломлению света.
Ученый оставил после себя большое число идей, реализация которых осуществлялась наукой в течение 100—150 лет после его смерти. Записывая, например, наблюдение, что “наэлектризованная чаша весов притягивается к железной плите”, Ломоносов делает вывод: “Весами можно весить электрическую силу”. Это было реализовано В. Томсоном в абсолютном электрометре. Занимаясь электричеством, он делает пометку: “Надо поставить опыт, будет ли луч света иначе преломляться в наэлектризованном стекле и воде”. Такой опыт был проведен в 1875 г. Керром, открывшим двойное преломление луча в электрическом поле.
Подводя итоги своей деятельности, приблизительно в мае 1764 года М. В. Ломоносов выбирает из всего своего творчества то, что представляется ему наиболее важным. Результатом этого анализа явилось описание девяти «открытий», из которых четыре (1—3, 6) имеют отношение к исследованиям, основанным на его корпускулярном учении и гипотезе о вращательном движении составляющих тела частиц (3 — физическая химия, теория растворов), остальные относятся к минералогии и геологии (4), изучению электрических явлений (5) и гравиметрии (7—9)
|
Обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов /Слайды// Обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов, статский советник е. и. в. всея России, действительный член Санкт-Петербургской Академии Наук и ординарный профессор химии, почетный член Академии Художеств, там же учрежденной, а также королевской Стокгольмской академии и Болонского института. 1. На Новых комментариях Петербургской Академии, том I, напечатаны Размышления о причине теплоты и холода, где доказывается, что сила теплоты и разное напряжение её происходит от внутреннего вращательного движения собственной материи тел, различно ускоряемого, а холод объясняется замедленным вращением частичек. После априорного и апостериорного доказательства всего этого выставляется на дневной свет ясное понимание и геометрическое познание этого основного в природе явления, составляющего сущность остальных явлений, и устраняются смутные домыслы о некоторой бродячей, беззаконно скитающейся теплотворной материи. 2. Диссертация о причине упругости воздуха приводит жаждущего более обоснованной естественной науки к механическому объяснению причины упругости, исключающему предположение о том, что причина кроется в упругих частичках, но согласованному во всех своих выводах с нашей теорией теплоты. 3. Основанная на химических опытах и физических началах теория растворов есть первый пример и образец для основания истинной физической химии, особенно потому, что явления объясняются по твёрдым законам механики, а не на жидком основании притяжения. 4. В физической республике не было ясного представления о явлениях, производимых природою в царстве минеральном, в недрах земли. Металлурги, когда приходилось им обращаться к другим областям знания, не шли дальше практической химии и ограничивались обычно ссылками на скрытые свойства, пока упомянутый профессор Ломоносов, вооружившись физикой и геометрией, в диссертации О светлости металлов (Новые комментарии, т. I) и в Слове о рождении металлов от трясения земли, произнесённом в публичном собрании... года, не показал, как далеко можно двинуться таким путём в раскрытии и основательном объяснении подземных тайн. 5. В своём Слове об электрических явлениях, происходящих в воздухе, на основании открытого, объяснённого и доказанного им опускания верхней атмосферы в нижнюю даются вполне приемлемые (если не угодно назвать их несомненными) объяснения внезапных холодов, сил молний, северных сияний, хвостов великолепных комет и т. д. Из этих причин причина северного сияния установлена путём опытов и наблюдений в течение только что прошедшей зимы, о чём и ниже. 6. В Слове о происхождении света и цветов, произнесённом в публичном собрании Академии... года, показывается, сколь прочно и правильно несравненными мужами Картезием и Мариоттом установлена теория света и числа цветов. Здесь также предлагается новая элементарная система и вводится новое, доселе неизвестное свойство первичных элементов, обозначенное названием «освещение»; утверждается, что оно — причина весьма многих явлений природы, обусловленных мельчайшими корпускулами. Автор в скором времени и весьма основательно подтвердит это новыми доказательствами. 7. В рассуждении о большей точности морского пути[120], прочитанном в публичном собрании Академии... года, в §... описывается центроскопический маятник и в конце добавлен образчик записей, показывающих его колебания. Производимые до сего дня в течение более пяти лет наблюдения доказали с несомненностью изменения центра тяжести, так как последние 1) периодичны, 2) приблизительно соответствуют лунным движениям, 3) во всякое время года, при любом состоянии атмосферы, при натопленной и нетопленной печке, до и после полудня всегда дают при наблюдениях одинаковые периоды. 8. В этой работе в § описывается запаянный барометр или, если угодно, амонтонов воздушный термометр. В этом инструменте подмечено нечто любопытное, а именно, что изменения высоты ртути (хотя обычное отверстие сосуда запаяно наглухо и действие изменчивой тяжести атмосферы вполне исключено) по большей части согласуются с изменеием обыкновенного барометра, что весьма наглядно доказывает изменение высоты обыкновнного барометра не только от различного давления атмосферы. Не зависит это и от различной температуры и изменившейся благодаря этому упругости заключённого в сосуде воздуха, так как термометр, находящийся возле или даже внутри сосуда, показывает другое. Кто угодно может проделать этот опыт, запаяв наглухо открытое колено барометра. Причина этого явления имеет громадное значение в метеорологических вопросах. 9. Из того что установлены бесспорным образом изменения показаний центроскопического маятника и центра, к которому стремятся весомые тела, необходимо следует, что и тяжесть тел непостоянна. Чтобы исследовать это, автор озаботился устройством машины, содержащей упругую стальную спиральную пружину, применяемую в больших часах; по устранении всякого трения она при нагрузке в 26 унций чувствует и отчётливо показывает на шкале увеличение веса на 1/10 грана. |
|
В марте 1765 г. Ломоносов простудился и 4 апреля скончался. Он умирал в тяжелом сознании гибели своих начинаний. Ломоносов был прав и не прав. Он ясно сознавал невозможность осуществления в царской России тех идеалов, за которые боролся всю жизнь. Через 150 лет после его смерти другой великий русский ученый П. Н. Лебедев с горечью скажет о невыносимых, “ломоносовских” условиях русской научной работы, скажет о том, что “в ужасающем количестве гибнут творческие научные замыслы, и то, что достигается, достигается вопреки этим условиям”.
Но Ломоносов был не прав, говоря о полной гибели его дела. Оно не погибло. Великое имя и дела Ломоносова вдохновляли и продолжают вдохновлять русскую научную мысль. Настало время для осуществления его заветной мечты о могуществе русской науки, и по-новому воспринимает советская молодежь дошедший к ней через века призыв.
Новые идеи у Ломоносова не были случайными догадками. Они являлись результатом его стройного научного материалистического мировоззрения. Ломоносов был разносторонним и глубоким философом, мечтавшим написать грандиозную корпускулярную философию природы, объясняющую все явления органической и неорганической природы с единой точки зрения. В своем мировоззрении он не был ни ньютонианцем, ни картезианцем. “Сами свой разум употребляейте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не посчитайте. Если вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы”,—писал Ломоносов в одной из заметок. Ломоносов был более последовательным материалистом, чем Декарт и Ньютон; он строго руководствовался основной идеей:
“Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова”. В своих исследованиях Ломоносов широко использовал закон сохранения материи и движения. Природа, по Ломоносову, “состоит в действии и противодействии”. Это прекрасный образец диалектики. Своими воззрениями Ломоносов стремился преодолеть метафизику и прежде всего отрыв материи от движения. Хотя под движением он понимал только механическое движение, но его высказывания, что “тела не могут ни действовать, ни противодействовать взаимно без движения; природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением”, свидетельствуют об огромной высоте, на которой стоял Ломоносов и в этом вопросе.
Учитель:
История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.
Ведущий: Уважаемые зарубежные ученые, сэр Исаак Ньютон, месье Лавуазье, Вы готовы по прежнему настаивать на значимости только Европейской науки?
Ньютон: Не могу не признать значимость вклада российских ученых в развитие мировой науки.
Лавуазье: Я думаю, что господин Исаак Ньютон согласится со мною, что наука мировая, о которой мы ведем речь, не может ограничиваться только Европой. Вклад русских ученых в нее развитие -огромен. Михаил Васильевич Ломоносов по праву заслуживает звание основоположника российской научной мысли, и мы, как его коллеги, преклоняемся перед ним.
Спасибо всем за участие в конференции!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.