внеклассное мероприятие 1 класс

  • doc
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала vneklassnoe_po_russkomu1_kl.doc

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 

Цель: заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова и понимать их.

Задачи: развитие интереса к изучению русского языка и литературы, его фонетики и орфографии; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; укрепление и сплочение детского коллектива.

Ход занятия.

1.Организация класса.

II. Введение в тему занятия.

1.Знакомство с понятием «лексика». Беседа «Плавание по океану Знаний».

В этом океане есть чудный остров Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.

III.Работа по теме занятия.

1.История с Леночкой.

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

« Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?

2.Работа со стихотворением (подготовленный уч-к)

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно – В огромном море, море слов

Купаться ежечасно!

3.Игра « Угадайте слова, значения которых будут вам названы».

– Сегодня побывает в стране слов. (приготовить картинки)

Первый день недели?

 Предмет, при помощи которого обычно едят суп? (Один из предметов столового прибора, служащий для зачерпывания жидкой или рассыпчатой пищи.

 Лиственное дерево с белой корой?

Домашнее животное, которое охраняет дом?

Предмет, который надевают на голову, чтобы стало теплее?

 Время года, когда вокруг все бело?

4.Вывод: быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений.

5.Работа с многозначными словами. (стихи)

Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел?

Лучше взял бы да и съел!..

-Почему водитель не мог съесть баранку?

üМолоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.

6.Вывод: Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.

7.Игра «Буква заблудилась».

(Очень важно, чтобы в словах, каждая буква стояла на своём месте. Но случается, что буквы начинают безобразничать и покидают свои места! А если они нарушают порядок, то могут произойти самые невероятные истории.

Вот что бывает, если на месте одной буквы встанет другая.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И – хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме

Там ползет зелёный лук (жук)

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите

-Не забудьте об одном:

Обязательно примите

10 цапель перед сном. (капель)

8.Игра «Матрёшки»

Иногда слова бывают как матрёшки – в одном слове прячутся несколько других.

Посмотрите внимательно. В каждом из этих слов спряталось ещё одно. Найдите его.

УТОЧКА – точка. Чемпион (пион)

ВОЛК – вол. Стряпуха (уха)

ОЛЕНЬ – лень Гречка (речка)

СНАРЯД – наряд

10. Игра «Угадай профессию в словах» ( алербина, рвач, цпеев)

IV. Итог: путешествие по океану Знаний началось неплохо. Со Страной Слов вы будете знакомиться в каждом классе: и во втором, и в третьем, и в пятом, и в одиннадцатом, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по
огромному океану Знаний, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.