Внеклассное мероприятие по русскому языку
Цель: заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова и понимать их.
Задачи: развитие интереса к изучению русского языка и литературы, его фонетики и орфографии; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; укрепление и сплочение детского коллектива.
Ход занятия.
1.Организация класса.
II. Введение в тему занятия.
1.Знакомство с понятием «лексика». Беседа «Плавание по океану Знаний».
В этом океане есть чудный остров Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.
III.Работа по теме занятия.
1.История с Леночкой.
– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.
« Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?
2.Работа со стихотворением (подготовленный уч-к)
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – В огромном море, море слов
Купаться ежечасно!
3.Игра « Угадайте слова, значения которых будут вам названы».
– Сегодня побывает в стране слов. (приготовить картинки)
Первый день недели?
Предмет, при помощи которого обычно едят суп? (Один из предметов столового прибора, служащий для зачерпывания жидкой или рассыпчатой пищи.
Лиственное дерево с белой корой?
Домашнее животное, которое охраняет дом?
Предмет, который надевают на голову, чтобы стало теплее?
Время года, когда вокруг все бело?
4.Вывод: быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений.
5.Работа с многозначными словами. (стихи)
Вот шофёр какой чудак:
Он поесть не мог никак
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел!..
-Почему водитель не мог съесть баранку?
üМолоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
6.Вывод: Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.
7.Игра «Буква заблудилась».
(Очень важно, чтобы в словах, каждая буква стояла на своём месте. Но случается, что буквы начинают безобразничать и покидают свои места! А если они нарушают порядок, то могут произойти самые невероятные истории.
Вот что бывает, если на месте одной буквы встанет другая.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница
Очень странные дела
Начали твориться…
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме
Там ползет зелёный лук (жук)
С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите
-Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном. (капель)
8.Игра «Матрёшки»
Иногда слова бывают как матрёшки – в одном слове прячутся несколько других.
Посмотрите внимательно. В каждом из этих слов спряталось ещё одно. Найдите его.
УТОЧКА – точка. Чемпион (пион)
ВОЛК – вол. Стряпуха (уха)
ОЛЕНЬ – лень Гречка (речка)
СНАРЯД – наряд
10. Игра «Угадай профессию в словах» ( алербина, рвач, цпеев)
IV. Итог: путешествие по океану Знаний
началось неплохо. Со Страной Слов вы будете знакомиться в каждом классе: и во
втором, и в третьем, и в пятом, и в одиннадцатом, а сегодня я хочу вас
похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по
огромному океану Знаний, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.