Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Открытая сменная общеобразовательная школа №1
«ХИМИЯ - ФРОНТУ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Разработал:
Учитель химии
Филиппова М. В.
Искитим
2018
На экране кадры хроники мирной жизни.(слайд 1)
1941 год. Ничто не предвещало беды, полным ходом шла индустриализация страны. Быстрыми темпами развивались станкостроение, энергетическое и транспортное машиностроение, электропромышленность, определённые успехи были достигнуты в нефтедобыче и нефтепереработке, росли производственные показатели в металлургии, горно-добывающей и химической отраслях, налаживался выпуск полимеров, каучуков, горюче-смазочных материалов, цементов.
Заучит фрагмент песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война», на экране кадры военной хроники начала войны. Обращение Левитана (Слайд 2)
22 нюня 1941 г. мирная жизнь была прервана страшной вестью: «Враг вероломно нарушил границы нашей Родины...»
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верилось, что живы.
Началась долгая кровопролитная война. На защиту Родины встали все от мала до велика.
У каждого была своя война,
Свой путь вперёд, свои участки боя,
И каждый был во всём самим собою,
И только цель у всех была одна.
На экране кадры военной хроники — эвакуация промышленных объектов. (Слайд 3)
Война прервала бурное развитие промышленности страны. Враг быстро наступал, шла эвакуация промышленных объектов. В тыл в первую очередь срочно эвакуировали предприятия оборонной, химической промышленности, чёрной и цветной металлургии. Эвакуации подлежали и научные институты и вузы. То, что не успевали вывезти, взрывали. Безусловно, перестройка промышленных предприятий не могла быть осуществлена без активной помощи учёных,
(Слайд 4). Ко всему народу, и прежде всего к учёным, обратился академик Е. А. Ферсман: В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина».
В зоне эвакуации быстро шло строительство химических заводов. И уже в 1943 г. для военных нужд было выпущено химических продуктов больше, чем в довоенное время. Продукция химической промышленности была нужна повсеместно: не хватало обмундирования, продовольствия, боеприпасов и особенно противотанковых средств.
(Слайд 5)На одном из военных заводов в два дня наладили выпуск бутылок с зажигательной смесью — бутылок КС (Качурина — Солодовникова). В бутылку заливали бензин, керосин или масло и резинкой прикрепляли к ней три ампулы, содержащие серную кислоту, хлорат калия и сахарную пудру. Эти три компонента составляли запал. Когда бутылка разбивалась, разбивались и ампулы. Начиналась бурная реакция, в результате которой загоралось содержимое бутылки. Гражданское население дежурило во время бомбёжек на крышах домов, чтобы гасить зажигательные бомбы. Начинка этих бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния, оксида железа(Ш), а детонатором служила гремучая ртуть. Такую бомбу нельзя было тушить водой, так как магний активно взаимодействует с ней.( Демонстрация видео опыта «Горения магния в воде». Слайд 5
(Слайд 6)Звучит фрагмент песни «Варяг», на экране кадры военной хроники, посвящённые флоту
Жесточайший удар был нанесён по Военно-морском флоту, поскольку враги хорошо понимали его значение. И первое, с чем столкнулся наш флот, — это новые электромагнитные мины. Учёные Ленинградского физико-технического института под руководством А. П. Александрова срочно развернули работы в этом направлении. В результате был создан обмоточный метод размагничивания судов. Бригады по установке размагничивающих устройств были сформированы на Балтийском, Черноморском, Северном и Тихоокеанских флотах. И к августу 1941 г. практически все корабли были оснащены размагничивающими устройствами.
Учёные Ленинградского технологического института разработали запал для дымовых шашек и организовали производство дымовых средств маскировки военных кораблей, стоящих на Неве. Дымовые завесы применяли и в целях воздушной обороны военных и административно-хозяйственных объектов. С помощью дымов маскировали и крупные города: Москву, Горький, Куйбышев, Минск, Киев, Саратов.
Жизни тысяч бойцов помогли сохранить искусственно создаваемые дымовые завесы. В качестве дымообразующих веществ сначала использовали красный фосфор. Мы воспользуемся другими веществами. (Демонстрация видео опыта «Дым без огня». Слайд 6)
Для защиты флота от торпед и бомб, привязанных к акулам, воспользовались очень простым способом, подсказанным Э. Хемингуэем: акулы не переносят сульфат меди(П) и, за версту почуяв приманку, обработанную раствором медного купороса, удаляются подальше от этого места.
Для изготовления корпусов подводных лодок и огнестрельных орудий использовали стали с добавкой хрома.
Звучит фрагмент песни «Катюша», на экране кадры военной хроники, посвящённые артиллерии. Слайд 7)
В годы войны были усовершенствованы старые и созданы новые артиллерийские установки, впоследствии названные «катюшами». Новые установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях. Кроме того, для их производства уже не нужна была дорогая высококачественная сталь. За годы войны «катюша» всё более совершенствовалась. В этой работе принимали участие В. П. Бармин, В. А. Тимофеев, Н. Н. Кузнецов. В итоге получили 72-зарядную установку со снарядами, обладающими сильным разрывным действием. Их эффективность заключалась в особом составе пороха снарядов, секрет которого немцы так и не смогли разгадать. Военврач С. Сёмин посвятил «катюше» такие строки:
Говорит пехота: чистая работа!
Где ударит «катя», фрицу не пролезть.
Воевать охота, говорит пехота,
Раз у нас такая пушка есть!
Во время войны в основном использовали бездымный порох и реже — дымный, в состав которого входили нитрат калия, уголь, сера. Мы сейчас покажем, как работал такой запал.
Демонстрация видео горения дымного и бездымного пороха, опыта «Огнемёт» — горения угля и серы в расплавленном перманганате калия. Слайд 7
(Слайд 8)В 1943 г. Гитлер отдал своим войскам приказ вступать в бой с советскими танками ИС-2 на расстоянии не более 1 км. Однако фашистские снаряды не могли пробить броню этих танков. Танковая броня была изготовлена из сплава, содержащего до 86% титана. Кобальтовая сталь применялась для изготовления магнитных мин. Латунь (сплав меди с цинком) использовали для изготовления снарядов и патронов.
Звучит фрагмент песни С. Фогельсона и В. Соловьёва-Седого «Пора в путь-дорогу» из кинофильма «Небесный тихоход», на экране кадры военной хроники, посвящённые авиации. (Слайд 9)
(Слайд 10)Благодаря исследованиям таких учёных, как профессор А. И. Макаревский, С. Н. Шишкин, А. К. Мартынов, были спроектированы надёжные лёгкие самолёты, отличающиеся большой скоростью и высотой полёта. В военные годы были созданы истребитель высокого класса Ла-3 (конструктор С. А. Лавочкин), Ла-5, Ла-7, обладающие высокой огневой мощью, Як-3 (конструктор А. С. Яковлев), штурмовик Ил-2 (С. В. Ильюшин), Ту-2 (А. Н. Туполев. На основе магния и алюминия изготавливали сверхлёгкие сплавы для самолётостроения. Бериллиевая бронза (сплав меди, бериллия, никеля и кобальта) также применялась в самолётостроении. А сплав бериллия, магния, алюминия и титана использовали при создании ракет и авиационных пулемётов, разработанных впервые в годы войны.
(Слайд 11)То, что сплавы обладают свойствами, отличающимися от свойств исходных металлов, мы покажем на примере легкоплавкого сплава Вуда. Демонстрация видео опыта: «Исчезновение самолёта, изготовленного из сплава Вуда, в горячей воде».(слайд 11)
Во время ночных полётов для освещения целей бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты, в состав которых входили магний и запал из угля, хлората калия и солей кальция. При запуске такой ракеты запал горел красивым ярким пламенем, а по мере снижения освещал объект белым светом.
При отражении налётов авиации на Гамбург операторы немецких радаров обнаружили на экранах непонятные помехи, которые мешали распознавать самолеты. Помехи вызывали алюминиевые ленты, сбрасываемые с самолётов. При налётах на Германию было сброшено около 20 000 т алюминиевой фольги.
(Слайд 12)Ночью вражеских пилотов ослепляли специальными составами, содержащими соли щёлочно- земельных металлов, окрашивающих пламя в яркие цвета. Демонстрация видео опыта «Цветные огни».(слайд 12)
Важно было не только получить сплавы, построить самолёты, машины, танки и прочую технику, но и продлить ей жизнь, защитить от коррозии.
(Слайд 13)Профессор С. А. Балезин разработал промышленный ингибитор коррозии уникод, позволивший сохранить тысячи единиц военной техники. Ингибитор замедляет процесс. а катализатор, наоборот, ускоряет его. Действие катализатора можно увидеть на следующем опыте. Демонстрация видео опыта «Огненная метель» (каталитическое окисление аммиака). (Слайд 13)
Для авиации и другой военной техники необходимы были моторные масла и высокооктановое топливо. Исследования в этом направлении велись под руководством С. С. Намёткина и К. П. Лавровского. Они разработали антидетонатор — тетраэтилсвинец. используемый в этих целях до сих пор. Проблемой получения высококачественных бензинов занимались Н. Д. Зелинский, А. А. Баландин, Б. А. Казанский (демонстрация портретов Слайд 14), для увеличения доли ароматических углеводородов в топливе был использован метод дегидрогенизации и циклизации парафинов нефти. Для загущения масел С. Н. Жуков предложил применять высокомолекулярные присадки. Небольшая добавка таких присадок позволяла использовать масла в зимний период. Н. Д. Зелинский получил синтетический бензин, который по качеству превосходил бензин из нефти и позволил увеличить скорость самолётов. Под руководством Л. К. Ленинь были изготовлены сотни килограммов силикагеля, применяемого для обесцвечивания и очистки керосина, масел, для поглощения водяных паров.
Большое значение имели работы советских учёных В. К. Матвеева, В. В. Голубева, И. Н. Назарова, П. П. Кобеко и других (демонстрация портретов Слайд 15) в области создания синтетических полимеров. Они разработали синтетические смолы для получения лаков и эмалей, используемых для покрытия самолётов, карбинольный клей, заменяющий механические виды креплений, полимеры, не уступающие импортному полиэтилену.
(Слайд 16)Учёные Московского химико-технологического института организовали мастерские по изготовлению составов для зажигательных бутылок и спичек особого назначения. Для создания дешёвых взрывчатых веществ (оксиликвитов) требовался жидкий кислород. Установка, созданная П. Л. Капицей, вырабатывала 2000 кг жидкого кислорода в час. Химией и технологией порохов и взрывчатых веществ занимались академик С. С. Семёнов и Ю. Б. Харитон. Их исследования помогли получить более эффективные взрывчатые вещества. Группой учёных под руководством Ю. Б. Харитона создана оксиликвитная бомба. Профессор горного дела А. Н. Кузнецов предложил делать взрывчатку из аммиачной селитры и глины.
(Слайд 17)Для защиты городов кроме дымовых завес использовали аэростаты, заполненные водородом. Водород получали из гидрида лития или взаимодействием кремния с гидроксидом натрия. Вы знаете, что работа с водородом требует особых мер предосторожности. Следовательно, химические знания нужны были не только тем, кто создавал взрывчатые вещества. но и тем, кто их использовал. Пренебрежение правилами безопасности могло привести к серьёзным последствиям. Демонстрация видео опыта взрыва гремучей смеси в банке.(слайд 17)
Звучит фрагмент Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича, на экране кадры военной хроники: блокада Ленинграда, Дорога жизни.
(Слайд 18)Особая страница в истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Голод, холод, смерть хозяйничали в городе на Неве в течение долгих 900 блокадных дней.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Над Ленинградом смертная угроза.
Бессонны ночи, тяжек день любой...
Но мы забыли, что такое слёзы.
Что называлось страхом и мольбой.
Единственная связь города со страной — это Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Странные явления наблюдались на этой трассе: когда грузовики ехали в Ленинград, максимально гружённые боеприпасами, лёд выдерживал, а на обратном пути машины с больными и ранеными часто проваливались под лёд. Изучением этого необъяснимого явления занялся П. П. Кобеко. Он создал прибор «прогибограф», с помощью которого удалось установить, что степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта. Критической была скорость 35 км/ч: лёд быстро трескался, когда транспорт двигался со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны. П. П. Кобеко составил таблицы. правила и инструкции для регулирования движения по Ладожской трассе. Все они соблюдались, и число аварий сократилось.
Следующая страница посвящена медицине. Открытия химиков помогли спасти тысячи раненых и больных людей.
(Слайд 19)Группа профессора М. М. Ильина из сибирской пихты изготовила бальзам для заживления ран.
М. Ф. Шостаковский на основе виниловых эфиров получил бальзам винилин, спасавший от ожогов, обморожений, осложнений при огнестрельных ранениях, ныне этот препарат известен под названием 'бальзам Шостаковского».
Н. Н. Мельников организовал производство дуста на основе дифениламина для борьбы со вшами — разносчиками сыпного тифа.
Ленинградские учёные изготовили пасту для лечения обморожений, ожогов, огнестрельных ран.
В МГУ была разработана технология производства тромбина — препарата для ускорения свёртывания крови. А. В. Паладин синтезировал препарат викасол, который до нынешних дней используется при кровотечениях.
Учёные химического факультета ЛГУ наладили производство стрептоцидасульфидина, никотиновой кислоты, глюкозы.
Под руководством С. И. Вольфковича были разработаны химические грелки, выделяю-
щие тепло за счёт взаимодействия смеси некоторых гидрофильных веществ с водой.
Доцент Московского химико-технологического института М. А. Матвеев разработал новый способ приготовления зубного цемента и медицинского гипса из местного сырья. В этом же институте на кафедре технологии стекла в военные годы было получено нейтральное стекло для хранения консервированной крови и специальных сывороток.
В Ивановском химико-технологическом институте под руководством доцента Ц. Г. Райхинштейн было налажено производство особо чистой глюкозы.
(Слайд 20)Учёные успешно работали над созданием индивидуальных средств защиты военных и гражданского населения. Так, для защиты от химического оружия необходимы защитные костюмы, средства защиты кожи, противогазы. Действие противогаза основано на способности угля поглощать газы и жидкости. Демонстрация видео опыта «Обесцвечивания углём окрашенного раствора». Слайд 20
Для коллективных укрытий были сконструированы фильтровентиляционные установки. фильтры для очистки воды, оборудование для обезвреживания технических отходов. Был также создан ряд препаратов для лечения поражений, вызванных отравляющими веществами
(Слайд 21)Вклад учёных-химиков в Великую победу старший преподаватель Днепропетровского химико-технологического института 3. И. Барсуков выразил стихотворными строками.
Кто про химика сказал: «Мало воевал».
Кто сказал: «Он маловато крови проливал»?
Я в свидетели зову хцмиков- друзей, —
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шёл в одном строю.
Тех. кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей...
Сколько полегло на них молодых парней...
Не померкнет никогда память о войне.
Слава химикам живым!
Павшим — честь вдвойне!
(Слайд 22)Звучит песня В. Харитонова и Д. Туманова «День Победы», на экране кадры военной хроники — Парад Победы.
(Слайд 23)В День Победы мы идём к Вечному огню, чтобы почтить память погибших. Мы сейчас тоже зажжём символический огонь памяти. Демонстрация видео опыта «Горения глицерина в смеси с перманганатом калия».
Список литературы
А Байкова В. М. Учёные-химики в Великой Отечественной войне //Химия в школе. — 1985. — № 2. — С. 77-78.
Баранова Ж. Г., Волков В. А., Кузнецов В. И., Омаров Ш. М., Полищук В. Р. Советские учёные-химики в период Великой Отечественной войны // Химия в школе. - 1985. - № 1. - С. 6-13.
Дунаева И. А. Патриотический альманах «Учёные — фронту» //Химия в школе. — 2009. — № 3. — С. 69-75.
Казаков А. Ф., Макареня А. А. Трудовой подвиг учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны // Химия в школе. — 1985. — № 2. — С. 21-24.
Крутецкий А. Е. 40 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне и вклад советских химиков в эту Победу // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. — 1985. - Т. 30. - № 2. - С. 564-568.
Кузнецов В. И., Волков В. А. Советские учёные- химики в период Великой Отечественной войны //Химия в школе. — 1984. — № 6. — С. 6-11.
Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. — М.: Наука, 1983.
Панов П. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны // Политическое самообразование. — 1984.-№ 8.-С. 50-58.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.