Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1
|
|
||||
|
|
|
города Искитима Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для учащихся ___10___ класса
Составитель:
учитель химии
Филиппова Марина Владимировна
2020
Рабочая программа по курсу «Химия» для 10 класса разработана в соответствии со следующими документами:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
· Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
· Учебный план МБОУ О(С)ОШ № 1 на 2020-2021 учебный год;
- Примерной программы основного общего образования по химии на базовом уровне М., Просвещение, 2010 год.
- авторской программы О.С. Габриелян М., Просвещение, 2010 год.
Учебник О.С. Габриелян «Химия 10 класс» М: «Дрофа» 2019г,
Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Н а изучение химии в 10 классе отводится 35 часов ( 1 час в неделю). Рабочая программа состоит из 6 разделов. С одной стороны, количество часов в классах сокращается и материал нужно сжать, а с другой стороны, осуществляется индивидуальный подход, который позволяет задержаться на более трудно усваиваемых темах и очень быстро изучать более понятные. Работа на уроках включает в себя как изучение теории, так и проведение лабораторных опытов и практических работ.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем; способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ,
синтез, обобщение, выделение главного.
Организация обучения
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения (на основе системно - деятельностного подхода): педагогика сотрудничества, коллективный способ обучения, технология индивидуального обучения, разноуровневая технология.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения: формыпромежуточного и итогового контроля, включая создание презентаций, коллективных и индивидуальных творческих мини-проектов по заданнойсхеме.
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные и письменные
зачѐты, самостоятельные и проверочные работы, тестовый контроль, вопросы и задания для итогового контроля.
Средства проверки и оценки результатов обучения: ключ к тестам, зачѐтные вопросы, разно-уровневые вопросы и задания.
График практических работ
№ |
Темы практических работ |
Сроки выполнения |
1 |
Пр.р. № 1 Идентификация органических соединений. |
апрель |
2 |
Пр. р №2. Распознавание пластмасс и волокон. |
май |
№ |
Темы контрольных работ |
Сроки выполнения |
1 |
Входная контрольная работа |
сентябрь |
2 |
К/Р №1 по теме Углеводороды и их природные источники |
декабрь |
3 |
К/Р №2 по теме Кислородсодержащие органические соединения» |
февраль |
4 |
К/Р №3 по теме №Азотсодержащие соединения» |
апрель |
5 |
Итоговая к/р за 10 класс |
май |
Содержание курса
Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с
неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические
соединения.
Тема 1
Теория строения органических соединений (2 ч)
Валентность.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические
формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических
соединений.
Тема 2
Углеводороды и их природные источники (10ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества
природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические
свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и
дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией
этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции
(обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация,
полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на
основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с
двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена:
обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды,
присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе
свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства
бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе
свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об
октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана,
этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена,
ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание
продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и
нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических
соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение
непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства
ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее
переработки».
Тема 3
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
(10 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический
состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование
простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе
свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение
глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его
продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов
в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.
Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу.
Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.
Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и
восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и
ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением
альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с
неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты
на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и
стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией
этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров
на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и
гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды
(сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой
природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические
свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,
брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на
примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и
глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди
(II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция
эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина.
8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров.
11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства
глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (4ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина -
анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние
атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с
бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и
гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических
соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция
поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на
основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная,
вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение,
денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий
план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль
нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о
биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в
растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков:
ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель
молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен
этиленгликоль этиленгликолят
меди (II); этанол этанальэтановая
кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5
Биологически активные органические соединения (2 ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой
природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в
жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами:
авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель
водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых
витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности
живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика
сахарного диабета.
Л е к
а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин.
Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и
профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и
сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора
СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными
формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора
аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата
инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6
Искусственные и синтетические полимеры (3 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных
полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.
Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров
реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная,
разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс:
полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические
волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции
искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по
отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и
каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты обучения
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия органических веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации органических веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах органических веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
В рез ультате из учения курса органической химии обучающийся научиться:
· давать определения изученным понятиям;
умению описывать самостоятельно проведенные эксперименты;
умению описывать и различать классы органических соединений, химические реакции;
умению классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать за демонстрируемыми опытами, химическими реакциями, протекающими в быту;
объяснять теорию Бутлерова;
устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ;
характеризовать общие свойства органических веществ;
определять состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять формулы органических соединений, уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем органические вещества;
решать задачи на вывод молекулярных формул органических веществ;
проводить расчеты на основе формул и уравнений реакций;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет),
ипользовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Обучающиеся получат возможность:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;
научиться экологически грамотному поведению в окружающей среде;
планированию и проведению химического эксперимента;
овладеть основами химической грамотности (способности анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать / понимать
Ø важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
Ø основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
Ø важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
v называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
v определять: валентность химических элементов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
v характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи,
v выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
v проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
v Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
v объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
v определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
v экологически грамотного поведения в окружающей среде;
v оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
v безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
Календарно-тематическое планирование по химии, 10 класс, базовый уровень (1 час в неделю, всего 35 часов)
УМК О.С. Габриеляна
№/п |
Тема урока |
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС |
Средства обучения. Информационное обеспечение. Эксперимент Д.- демонстрац. Л.- лабораторн. |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
|
|||||||
предметные |
Личностные метапредметные |
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
Введение . Строение органических соединений (3 часа) |
|
|
|
|
|||||||||
1 |
Предмет органической химии. Вводный инструктаж по ТБ. |
Научные методы познания веществ и химических явлений. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения |
Д. Коллекция органических веществ и изделий из них
|
Знать/понимать -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения |
Регулятивные: 1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные: 1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: 1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: 1. Проявлять устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач. |
П.1 |
|
|
|||||
2
|
Входная контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
||||||
3 |
Теория строения органических соединений. |
Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. гомологическом ряде и гомологах, изомерии и изомерах. Структурная изомерия. Радикалы. Функциональные группы. |
Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений |
Знать/понимать -химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи; теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова |
П. 2 упр.1-4 |
|
|
||||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов) |
|
|
|
|
|||||||||
4 |
Алканы |
Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств |
Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде Л. Изготовление моделей молекул алканов |
Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; Уметь -называть: алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов -характеризовать: строение и химические свойства метана и этана -объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения |
Регулятивные: 1. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. 2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 3. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные: 1. Выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные: 1. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера понятия. 2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: 1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. 2. Оценивать содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
П. 3, сообщение. упр.1-4 |
|
|
|||||
5 |
Алканы |
Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств |
Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде Л. Изготовление моделей молекул алканов |
Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; Уметь -называть: алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов -характеризовать: строение и химические свойства метана и этана -объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения |
П. 3, сообще-ние. упр.1-4 |
|
|
||||||
6 |
Алкены |
Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. |
Л. Изготовление моделей молекул алкенов |
Знать/понимать -химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи); -важнейшие вещества: этилен, полиэтилен, их применение; Уметь -называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять: принадлежность веществ к классу алкенов
|
Регулятивные: 1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. 2. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения. 3. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Познавательные: 1. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализируют и оценивают её достоверность. 2. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 3. Формировать умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической системой. Коммуникативные: 1. Формировать умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, уметь использовать химический язык, умение работать с химической посудой. 2. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: 1. Проявлять ответственное отношение к обучению, уважительное отношение к старшим и младшим товарищам; осознавать ценность здорового и безопасного образа жизни. 2. Формировать ответственное |
П. 4, сообщение, упр.1-4 |
|
|
|||||
7 |
Алкены |
Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств |
Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия
|
Знать/понимать -химические понятия: -важнейшие вещества: этилен, полиэтилен, их применение; Уметь -характеризовать: строение и химические свойства этилена; -объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения |
отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию. |
П. 4, сообщение, упр.1-4 |
|
|
|||||
8 |
Алкадиены. Каучуки |
Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина |
Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность Л. Ознакомление с образцами каучуков |
Знать/понимать -важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение Называть по международной номенклатуре диены. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения 1,3-бутадиена. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент. |
Регулятивные 1. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. 2. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные 1. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. 2. Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Коммуникативные 1. Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные 1. Формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. |
П. 5, упр.2 |
|
|
|||||
9 |
Алкины. Ацетилен |
Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств |
Д. Получение и свойства ацетилена Л. Изготовление модели молекулы ацетилена |
Знать/понимать строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); -важнейшие вещества: ацетилен, его применение; Уметь -называть: ацетиленовые по международной номенклатуре; -характеризовать: строение и химические свойства ацетилена; -объяснять: зависимость свойств ацетилена от строения Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент. Отличать особенности реакций присоединения у ацетилена от реакций присоединения этилена. |
Регулятивные: 1. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: 1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные: 1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: 1. Выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
|
П.6,упр1-4 |
|
|
|||||
10 |
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. |
Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Природный газ. Бензин: понятие об октановом числе |
Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах |
Знать/понимать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь -объяснять явления, происходящие при переработке нефти; оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды -выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов |
Познавательные: 1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 2. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. 3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные: 1. Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2. Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. Личностные: 1. Развивать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. 2. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. |
П. 8, таблица |
|
|
|||||
11 |
Арены. Бензол |
Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств |
Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде |
Знать/понимать строение молекулы бензола; Уметь -характеризовать: химические свойства бензола -объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения
|
П. 7, упр.1-3 |
|
|
||||||
12 |
Систематизация и обобщение знаний по теме № 2. |
Классификация углеводородов по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Взаи- мосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов. |
|
Классифицировать углеводороды по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Описывать генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии |
Регулятивные 1. Владеть навыками организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. 2. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Познавательные 1. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. 2. Наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Коммуникативные 1. Совершенствовать коммуникативную компетентность, выступая перед одноклассниками, отстаивая и обосновывая собственную точку зрения, уважать мнение оппонента при обсуждении вопросов. 2. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Личностные 1. Понимать необходимость осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. |
Выполнение упражнений Подготовка к К/Р |
|
|
|||||
13 |
Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники» |
|
|
Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов, а также кислород- и азотсодержащих органических веществ. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности. |
|
|
|
||||||
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11часов) |
|
|
|
|
|||||||||
14 |
Предельные одноатомные спирты |
Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола. Алкоголизм, его последствия и предупреждение
|
Д. Окисление этанола в альдегид
|
Знать/понимать -химическое понятие: функциональная группа спиртов -вещества: этанол, глицерин Уметь -называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу спиртов -характеризовать строение и химические свойства спиртов -объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов |
Регулятивные 1.Сформировать умение адекватно оценивать свои знания и умения. 2.Формировать интеллектуальные и творческие способности. Познавательные 1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Коммуникативные 1.Сформировать умение представлять проделанную работу. 2. Формировать умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, уметь использовать химический язык. Личностные 1. Формирование интереса к новому предмету. 2. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
П. 9,таблица, сообщение |
|
|
|||||
15 |
Многоатомные спирты |
Этиленгликоль и Глицерин как представитель многоатомных спиртов .Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина и этиленгликоля на основе его свойств. |
Л. Свойства глицерина |
П. 9 упр11-13 |
|
|
|||||||
16 |
Каменный уголь. Фенол |
Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств |
Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Д. Качественные реакции на фенол |
Характеризовать особенности строения и свойства фенола на основе взаимного влияния атомов в молекуле, а также способы получения и области применения фенола с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент. Использовать приобретенные знания и умения для -безопасного обращения с фенолом; -для оценки влияния фенола на организм чел. и др.живые организмы |
Регулятивные: 1. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. 2. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного. Познавательные: 1. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. 2. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию. Коммуникативные: 1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: 1. Формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию. 2. Формировать способность к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности. |
П.10, работа с коллекциями, упр 5 |
|
|
|||||
17 |
Альдегиды |
Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств |
Д. Реакция «серебряного зеркала»
Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П) |
Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа альдегидов Уметь -называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов -характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида -объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов |
Регулятивные: 1. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. 2. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного. 3. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные: 1. Формировать устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач. 2. Формировать умения устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств. Коммуникативные: 1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание Личностные: 1. Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 2.Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека |
П.11, упр 6 |
|
|
|||||
18 |
Карбоновые кислоты |
Одноосновные карбоновые кислоты - Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных кислот. |
Л. Свойства уксусной кислоты |
Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, состав мыла Уметь -называть уксусную кислоту по международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот -характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты -объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот |
П.12,упр 6 |
|
|
||||||
19 |
Сложные эфиры |
Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе; значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. |
Д. Коллекция эфирных масел |
Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров |
Регулятивные: 1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: 1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 2. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные: 1. Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: 1. Развивать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
П.13 |
|
|
|||||
20 |
Жиры |
Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. |
Л. Свойства жиров |
Уметь -определять принадлежность веществ к классу жиров -характеризовать строение и химические свойства жиров |
П.13 |
|
|
||||||
21 |
Углеводы. Глюкоза |
Единство химической организации живых организмов. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств |
Д. Ознакомление с образцами углеводов Л. Свойства глюкозы |
Знать/понимать важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка Уметь -объяснять химические явления, происходящие с углеводами в природе - характеризовать: химические свойства глюкозы -объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы |
Регулятивные: 1. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: 1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: 1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: 1. Выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. |
П.14, упр 9-10 |
|
|
|||||
22 |
Дисахариды и полисахариды |
Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара. Полисахариды: крахмал, целлюлоза. Сравнение их строения и свойств. Качественная реакция на крахмал. |
Л. Свойства крахмала |
выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала |
П.15, таблица |
|
|
||||||
23 |
Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» |
|
|
Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов, а также кислород- и азотсодержащих органических веществ. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности. |
Регулятивные 1. Владеть навыками организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. 2. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Познавательные 1. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. 2. Наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Коммуникативные 1. Совершенствовать коммуникативную компетентность, выступая перед одноклассниками, отстаивая и обосновывая собственную точку зрения, уважать мнение оппонента при обсуждении вопросов. 2. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Личностные 1. Понимать необходимость осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. |
|
|
|
|||||
24 |
Амины. Анилин |
Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина |
Д. Реакция анилина с бромной водой |
Характеризовать особенности строения и свойства анилина на чения и области применения анилина с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде. Уметь -определять принадлежность веществ к классу аминов |
Регулятивные: 1. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Познавательные: 1. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза. 2. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом. Коммуникативные: 1. Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. 2. Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Личностные: 1. Демонстрировать интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни. 2. Формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности. |
П.16, упр 5 |
|
|
|||||
25 |
Аминокислоты |
Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. |
|
Уметь -называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу аминокислот - характеризовать строение и химические свойства аминокислот |
П.17, конспект |
|
|
||||||
26 |
Белки |
Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. |
Д. Горение птичьего пера и шерстяной нити
Л. Свойства белков |
Уметь -характеризовать строение и химические свойства белков -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков |
Регулятивные: 1. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. 2. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий. Познавательные: 1. Формировать умения устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ. 2. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Коммуникативные: 1. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: 1. Применять полученные знания в повседневной жизни. 2. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
П.17, упр 10-11 |
|
|
|||||
27 |
Нуклеиновые кислоты |
Понятие о нуклеиновых кислотах. Демонстрации. Модель молекулы ДНК. Образцы продуктов, полученных из трансгенных форм растений и животных. Лекарственные средства и препараты, изготовленные с помощью генной инженерии. |
|
Описывать структуру и состав нуклеиновых кислот как полинуклеотидов. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли этих кислот в передаче и хранении наследственной информации. |
П.18, таблица, упр 6 |
|
|
||||||
28 |
Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие органические вещества» |
|
|
Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов, а также кислород- и азотсодержащих органических веществ. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности. |
Регулятивные 1. Владеть навыками организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. 2. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Познавательные 1. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. 2. Наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Коммуникативные 1. Совершенствовать коммуникативную компетентность, выступая перед одноклассниками, отстаивая и обосновывая собственную точку зрения, уважать мнение оппонента при обсуждении вопросов. 2. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Личностные 1. Понимать необходимость осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. |
|
|
|
|||||
29 |
Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений |
|
Практическая работа |
Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ Знать качественные реакции на отдельные классы органических соединений. |
Регулятивные 1. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. 2. Выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели. Познавательные 1. Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. 2. Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные 1. Формировать умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. Личностные 1. Выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты. |
отчёт |
|
|
|||||
Тема № 5. Химия и жизнь (2 часа) |
|
|
|
|
|
П.19, упр 7-8 |
|
||||||
30 |
Ферменты |
Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. |
Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля
Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы |
На основе межпредметных связей с биологией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как биологических катализаторов. Раскрывать их роль в организации жизни на Земле, а также в пищевой и медицинской промышленности.
|
Регулятивные: 1. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата. 2. Наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные: 1. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Строить доказательства в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов. Коммуникативные: 1. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. Личностные: 1. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
П.19, упр 7-8 |
|
|
|||||
31 |
Химия и здоровье.
Витамины. Гормоны. Лекарства |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней. |
Д. Коллекция витаминных препаратов
Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки |
На основе межпредметных связей с биологией раскрывать химическую природу гормонов и их роль в организации гуморальной регуляции деятельности организма человека. |
Регулятивные 1. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. 2. Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности. Познавательные 1. Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией. Коммуникативные 1. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные 1. Выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты. |
П.20, таблица |
|
|
|||||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 часа) |
|
|
|
|
|
П.22 |
|
||||||
32 |
Искусственные полимеры
|
Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение.
|
Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон |
Знать/понимать - важнейшие материалы -искусственные и синтетические волокна , пластмассы, каучуки Характеризовать реакции полимеризации и поликонденсации как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Описывать отдельных представителей пластмасс и волокон, их строение и классификацию с помощью родного языка и языка химии. |
Регулятивные: 1. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. 2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: 1. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. 2. Формировать умения безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования. Коммуникативные: 1. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: 1. Применять полученные знания в повседневной жизни. 2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. |
П.21, упр 1-7 |
|
|
|||||
33 |
Синтетические органические соединения - полимеры |
Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение. |
Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков |
П.22 |
|
|
|||||||
34 |
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон.» |
Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолоформальдегидной) и волокон (хлопчатобумажного, вискозного, ацетатного, капронового, из натуральной шерсти и натурального шелка). |
|
Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных реакций. |
Регуляьтвные 1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: 1. Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные: 1. Критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его Личностные: 1. Проявлять интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. |
отчёт |
|
|
|||||
36 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов, а также кислород- и азотсодержащих органических веществ. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности. |
Регулятивные 1. Владеть навыками организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. 2. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Познавательные 1. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. 2. Наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Коммуникативные 1. Совершенствовать коммуникативную компетентность, выступая перед одноклассниками, отстаивая и обосновывая собственную точку зрения, уважать мнение оппонента при обсуждении вопросов. 2. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Личностные 1. Понимать необходимость осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности |
|
|
|
|||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.