Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе
Цель:
Обобщение знаний и повторение правил поведения пожарной безопасности.
Задачи:
формирование учения детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях;
формирование навыков правильного поведения в ЧС (в частности, при пожаре);
формирование правил предотвращения возникновения пожаров в быту и на природе;
воспитание в детях уверенности в своих силах во время спасательных действий при пожаре, во время его тушения.
УУД:
личностные
·ознакомление с миром профессий МЧС, их социальной значимостью и содержанием;
·формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
регулятивные
· умение действовать по плану;
· формирование основ оптимистического восприятия мира;
познавательные
· поиск и выделение необходимой информации;
· извлечение необходимой информации из услышанного;
· установление причинно – следственных связей;
· доказательство;
коммуникативные
·планирование сотрудничества;
·умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Оборудование: ребусы, рисунки или картинки, алгоритм телефонного звонка пожарным, бинты, листы бумаги, ватманы, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, ручки, компьютер, мультимедийная доска.
Описание: В мероприятии участвуют дети от 8-11 лет. Они делятся на две команды. Выбирается жюри, которое оценивает достоверность, оригинальность, артистичность, скорость, правильность, качество выполнения заданий. За каждый правильный ответ, задание присуждается 1 балл.
«Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!»
Ход мероприятия
1. Оргмомент.
2. Проблемное задание.
Перед всеми участниками мероприятия слайд, на котором написаны только согласные буквы.
Учитель:
- Угадайте, что за слова? Для этого надо вставить в слова пропущенные гласные буквы.
Слайд 1.
. г . н ь, п л . м ., п . ж . р н . к, к . с . т . р, п . н .,
. ч . г, п р . т . в . г . з, д . м, ш л. н г, . г н . т . ш . т . л ь, п . с . к, . с т . ч н . к, . в . к . . ц . .
(огонь, пламя, костёр, пена, очаг, противогаз, дым, шланг, огнетушитель, песок, источник, эвакуация).
Учитель:
- Что объединяет все эти слова?
- Какова тема нашего мероприятия?
- Какие цели мы поставим?
Слайд 2.
3. Вступительное слово учителя.
Учащиеся знакомятся с историей зарождения профессии пожарника и историей пожаротушения.
Учитель:
С незапамятных времён научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. «Огонь – это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял его, слагая о нём мифы и песни».
Но огонь не только друг человека, а и враг. С силой бушующего огня очень трудно справиться! Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии? Пожарные.
Много веков пожары тушили "всем миром". Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.
Как говорить правильно: «пожарный» или «пожарник»?
Откроем толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и объясним значения этих слов :
- Пожарный, -ая, Относящийся к предупреждению и тушению пожаров. Пожарная команда. Пожарная охрана. Пожарная техника.
- Пожарный, -ого, муж. Работник пожарной охраны, боец пожарной команды. Вызвать пожарных.
Эти слова синонимы, имеющие одинаковый смысл, а значит, можно говорить и пожарный, и пожарник. Ошибки не будет.
В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и дома деревенские, крытые соломой, и дома городские, и княжеские резные терема и крепостные стены, защищавшие город от врагов. Как вы думаете, почему? Правильно, ведь Россия – страна лесов. Дерево – самый доступный, дешёвый и удобный материал для строительства в нашей стране. Когда-то наша древняя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. Когда в городе возникал пожар, пожарники звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу. Строили в городах и высокие-превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели – не видно ли в городе дыма или огня.
Уже в Древнем Риме работали команды пожарных. Их называли "вигилии", что означает "бодрствующие". Эти пожарные несли еще и полицейскую службу по ночам. Наиболее богатые римляне содержали "персональные" пожарные команды.
В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Сейчас пожарные команды есть в каждом городе.
У пожарных сейчас есть мощная техника - пожарные автомобили, корабли и катера, специальные пожарные поезда, теплоотражающие костюмы и множество огнетушащих средств. Но главную работу выполняет все-таки человек. Пожарный должен не только бороться с огнем, используя достижения науки и техники, но и уметь грамотно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, успокоить людей, вывести их из горящего здания.
Во все времена пожарные приходят на помощь по первому зову. О собственной безопасности они думают в последнюю очередь. Профессия пожарного считается одной из самых опасных в мире, поэтому для нее нужна самоотверженность, бесстрашие, мужество и воля.
В чём состоит работа пожарников? Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом – не строится ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны и везде проверяют пожарную безопасность.
4. Конкурс «Загадки».
Учитель:
- Загадки показываются на слайдах по очереди каждой команде. Если команда не может дать правильный ответ, то у другой команды есть шанс получить дополнительный балл.
Слайд 3.
Загадки:
1. На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке поселился дружок – развесёлый огонек. (Лампочка).
2. От маленькой меня не оберёшься ты огня. (Искра).
3. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь).
4. Где с огнём беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар).
5. На крыше столбом, а в избе – скатертью. (Дым).
6. Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные).
7. Это тесный – тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр! (Коробок со спичками).
8. Красная корова всю солому съела. (Огонь).
9. Шипит и злится, воды боится: с языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь).
10. Плывёт электроход – то назад, то вперёд. (Утюг).
11. Маленькая, маленькая, а большую беду приносит. (Искра).
12. Красный бык стоит, дрожит, чёрный – на небо бежит. (Огонь, дым).
13. Все ест – не наедается, а пьёт – умирает. (Огонь).
14. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробка со спичками).
15. Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (пожарные)
16. Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.(огнетушитель)
17. Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (противогаз).
18. Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает. (Уголь).
19. Хозяйка топит печь на кухне,
Скажи, когда огонь потухнет,
То что останется от дров?
Назвать мне слово ты готов? (Зола).
20. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча).
21. Вот тучи брызнули дождём,
Светло вдруг стало, точно днём.
Что ослепительно сверкает,
Гром оглушительный рождает?
В лесу деревья поджигает? (Молния).
22. Пожарного часто в огне защищала
Такая "фуражка" - она из металла. (Каска).
4. Конкурс «Ребусы». Слайд 4.
Учитель:
- Каждой команде раздаются ребусы (одинаковое количество). В теч. 10 минут команды их отгадывают.
огнетушитель
эвакуация
пожар
пламя
рукав
огонь
паника
халатность
6. Конкурс «Правила безопасности».
Учитель:
- Составьте предложения про пожарную безопасность из слов, которые получились в ребусах, виде памятки, предупреждения, правил пожарной безопасности, пожаротушения.
Например, Не балуйся дома со спичками. Это приведёт к пожару. Не играй с открытым огнём.
За каждое составленное предложение со словом из ребусов ставится 1 балл (учитывается и правильность построения предложения).
7. Конкурс капитанов «Звонок в пожарную часть».
Учитель:
Если в комнате у вас слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьётся и огонь жуёт палас –
Нужно мужество найти к телефону подойти.
Постараться вспомнить цифры от ноля до девяти.
Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.
Учитель:
- Сегодня каждый из нас имеет сотовые телефоны. А знаете ли вы как позвонить в службы с него?
Слайд 5.
Мегафон МТС
010 – Пожарная охрана
020 – Вызов полиции
030 – Вызов скорой медицинской помощи
040 – Вызов газовой службы
Билайн
001 – Пожарная охрана
002 – Вызов полиции
003 – Вызов скорой медицинской помощи
004 – Вызов газовой службы
112 – единый телефон экстренных служб. Воспользоваться этим номером можно даже если на вашем счету нет денежных средств, если SIM – карта заблокирована, даже если в телефоне нет SIM – карты.
911 – единый номер служб спасения.
Каждому из капитанов команд дается ситуация – возгорание в каком-нибудь месте (дом, склад, магазин, многоэтажный дом, школа, лесной массив и т.д.). Им необходимо сообщить об этом пожарным. Но прежде чем они это сделают, надо познакомиться с алгоритмом, которого они будут придерживаться во время телефонного звонка. На изучение алгоритма даётся 30 секунд.
Слайд 6.
Алгоритм:
1. Адрес.
2. Здание.
3. Очаг возгорания.
4. Номер здания.
5. Опасность для людей.
6. Фамилия и имя позвонившего.
7. Телефон.
Ставится 1 балл тому капитану, который четко, правильно позвонил пожарным.
8. Конкурс «Назови причины пожара». Слайд 7.
На слайдах показывают картинки помещений, природы, деятельности человека. Командам необходимо назвать причины пожаров, подстерегающие людей на картинках. За каждый ответ даётся 1 балл.
и другие.
9. Конкурс «Окажи доврачебную помощь».
От каждой команды участвуют по три человека: один – потерпевший, двое – спасатели. Спасатели спасли человека, который получил травму (например, сломана рука, нога, рана голени, ожог кисти, сотрясение мозга). Задание спасателям – оказать первую доврачебную помощь пострадавшему. Присуждается 1 балл спасателям той команды, которая правильно оказала первую помощь.
10. Конкурс «Кроссворд». Слайд 8.
Кроссворд составлен на знание пожарных терминов. Каждой команде дается кроссворд. В теч. 10 минут необходимо его отгадать. По баллу дается за правильно отгаданное слово в кроссворде.
|
|
|
|
|
1 |
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
З |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
4 |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
7 |
|
|
С |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
8 |
|
|
Н |
|
|
|
||||||||
9 |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|||||||
10 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
12 |
|
|
|
|
Ь |
|
|
|
|
По вертикали:
1. Здание или сооружение, наружная установка, транспортное средство, место открытого хранения материалов, в пределах которого возможно присутствие людей и (или) материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий.
2. Беспламенное горение материала в твердой фазе, характеризующееся видимым излучением.
3. Быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов.
4. Начало горения под действием источника зажигания. Возникновение пожара - совокупность процессов, приводящих к пожару.
5. Размещение пламенного горения по поверхности веществ и материалов.
6. Совокупность технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества (вода, газ, аэрозоль, пена, порошок)
7. Часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством.
8. Беспламенное горение материала при сравнительно низких температурах, часто сопровождающееся выделением дыма.
9. Начало горения под действием источника зажигания
10. Самовозгорание, сопровождающееся пламенем.
11. Организация ликвидации развившегося пожара на объекте.
12. Участник тушения пожара, выполняющий поставленную задачу по подаче огнетушащих веществ на месте пожара.
11. Конкурс «Коллаж».
Командам надо составить коллаж на тему «Огонь – друг человека». Дается определенное время (например, 10 минут), в теч. которого команды составляют коллаж, на котором изображается как можно больше примеров, где огонь служит добрую службу человеку. За каждый правильный пример дается 1 балл.
12. Игра со зрителями.
Учитель: Игра «Это я, это я, это все мои друзья». Вы дружно будете отвечать на мои вопросы, произнося хором там, где речь пойдет о вас «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?.....
Кто из вас, почуяв дым,
Говорит: «Пожар, горим!»
Кто из вас шалит с огнем
Утром вечером и днем?.....
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по ноль – четыре?....
Кто костры не поджигает,
И другим не разрешает?...
Кто от маленькой сестрички
Прячет дети, дома, спички?....
Признайтесь-ка мне в том,
Кто из вас шалит с огнем?....
Кто, задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня?....
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
И сгорел гараж знакомых
И строительный забор?......
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?....
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!....
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?....
На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил?....
Видя, кто, сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?....
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает?....
13. Конкурс «Моментальный спектакль».
От каждой команды выходят по 3-4 человека. Действующие лица: Космодром, Ракета, Космонавт, Сопло, Дым, Огонь, Земля. Провожающих изображают остальные участники команд, зрители. Можно провести театр, когда все действующие лица роли играют без слов, а можно – со словами или звуками, заранее придуманными, а можно - импровизацией. В данном конкурсе жюри оценивает артистичность участников. Команде присуждается 1 балл.
Текст читает учитель.
Огромный Космодром замер в ожидании чего-то необычного. В центре Космодрома стояла устремленная ввысь огромная Ракета. Чеканя шаг к Ракете подошел Космонавт. Ракета выпустила из Сопла облако Дыма. Космонавт подошел к Ракете, постучал по Соплу и скрылся в Ракете. Все Провожающие бодро отсчитывали: «Пять, четыре, три, два, один, пуск!» - и замахали руками, прощаясь с Ракетой и Космонавтом. Космодром вздрогнул, Ракета покачнулась, из Сопла начали вырываться Огонь с Дымом. Ракета, сопровождаемая Огнем, оторвалась от Космодрома и обогнула Землю. Земля радостно приветствовала Космонавта, а Провожающие плакали от счастья.
14. Итоги конкурсов и всей игры в конце мероприятия подводит жюри. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Награждение команд.
15. Рефлексия.
Составление всеми вместе синквейна на тему пожарной безопасности. Правила составление синквейна таковы:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например, прилагательное или существительное.
Пример синквейна:
· Безопасность;
· Пожарная, информационная;
· Знать, применять, соблюдать;
· Соблюдать правила пожарной безопасности;
· Неопалимая купина.
Слайд 9.
Дополни предложения:
· Мне сегодня особенно понравилось….
· Сегодня я запомнил, узнал….
· Я непременно расскажу дома….
· Мне было трудно…
Учитель:
Советов много дали мы –
Несложно всем их соблюсти.
Стремитесь к жизни без пожаров,
Старайтесь их предотвратить.
О правилах почаще вспоминайте,
И если что – не унывайте.
Вы совершенствуйте себя –
Для этого жизнь нам и дана!
Учитель: На этом наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь на то, что полученная информация вам пригодится в жизни. И не забывайте никогда:
Пожар проще предотвратить, чем потом, рискуя жизнью, его тушить!
Использованные источники:
ü Научно – методический журнал «Начальная школа» 2016 г.;
ü Приложение «Практика» (конспекты уроков и внеклассных мероприятий) к журналу «Начальная школа» 2016 г.;
ü Газета для учителей начальной школы «ПедСовет», Московская область, г.Мытищи, главный редактор А. В. Мерзлов, № 4, 2007 г.;
ü Журнал «Чем развлечь гостей» г. Курган – 18, главный редактор В. В. Хаустов, № 1, 2009 г.;
ü Официальный сайт управления МЧС России по Саратовской области, термины МЧС;
ü Сайт «Инновационные технологии безопасности», e – mail kazinovulcan.com;
ü Универсальный толковый словарь по русскому языку (все словари под одной обложкой), г. Санкт – Петербург, издательская группа «Весь», 2009 г.;
ü Пословицы, загадки, поговорки. г. Москва, издательство «Эксмо», 2012 г.;
ü Интернет https://ru.wikipedia.org/wiki/;
ü Детская энциклопедия «Я познаю мир», г.Москва, издательство «АСТ», 2015 г.;
ü Официальный сайт справочной службы г. Балашова;
ü Сайт «Современный учительский портал» http://easyen.ru;
ü Официальный сайт Федерального государственного пожарного надзора г.Сыктывкара http://ond-syktyvkar.ru/rebusy-po-pozharnoj-bezopasnosti-s-otvetami/;
ü Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;
ü Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.