Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Внеклассное мероприятие
Урок-конкурс: «В мире химии»
г. Александровск
Цель. Активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
1) расширить и углубить знания учащихся по предмету;
2) продолжить развитие коммуникативных умений (подготовка публичного выступления, участие в коллективной деятельности);
) способствовать повышению творческой активности учащихся;
4) продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.
Условия игры: в игре принимают участие несколько команд по 4-5 человек. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде. Секретарь команды заполняет листы-отчеты.
Ход мероприятия
Вступлением служат слова И.В.Гете.
«Химия в руках человека является
ключом к познанию тайн природы»
И.В.Гете.
Ведущий
Химия – наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных
полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна
и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и
имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп,
со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее, в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого! Химия – наука серьезная, изучать ее нелегко. Но сегодня, отвечая на вопросы, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше.
Представление команд и жюри. Разрешите мне представить жюри, которое будет внимательно следить за игрой. (Представление жюри). Представление команд
Задание 1.
Химическая посуда
Ведущий зачитывает задание для всех команд. Укажите названия химической посуды Название установки и цель ее применения. Время для выполнения 5 минут (Приложение 1)
Игра со зрителями
Химические понятия
1. Что такое «сухой лёд»? (Твёрдый углекислый газ)
2. Какой газ называют «веселящим» и почему? (Оксид азота (I), так как он оказывает опьяняющее действие на организм человека)
3. Явление, для описания которого поэт Вадим Шефнер употребил метафору: «рыжая крыса грызёт металлический лом» (Коррозия металлов)
4. Что такое «царская водка» и почему её так называют? (Смесь 1 части азотной кислоты и 3 частей соляной кислоты. Растворяет «царя металлов» - золото
Учёные
1. Известно, что один учёный наблюдал солнечное затмение, поднявшись на воздушном шаре выше облаков. А приземлиться ему пришлось в другой губернии, далеко в поле. Из ближайших деревень сбежались люди и посчитали, что это спустился на землю Бог. О каком учёном идёт речь? (О Д.И.Менделееве).
2. Какой русский химик известен и как композитор? (Александр Порфирьевич Бородин)
3. Кому принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (М.В.Ломоносову)
4.Какое хобби было у Менделеева? (Изготовление чемоданов).
Студенты, набравшие 4-5 баллов получают медаль за активное участие
Задание 2
Химия в быту
В игре участвуют все команды Каждой команде предлагается соотнести формулу химического вещества и его название. Команды заполняют листы-отчеты (Приложение 3)
Задание 3
Крестики – нолики
В игре участвуют все команды. Начерченное игровое поле заполняется по ходу игры. На каждый вопрос можно отвечать только «Да» или «Нет».
Лист-отчет получает каждая команда отдельно для того, чтобы заполнить по ходу игры и в конце передать жюри (Приложение 4).
1 вопрос. Аргентина названа в честь серебра? Ответ. Да.
2 вопрос. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? Ответ. Да.
3 вопрос. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. Ответ. Да.
4 вопрос. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? Ответ. Да.
5 вопрос. Английский король Генрих VIII получил у своих подданных прозвище «старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленоватый оттенок? Ответ. Нет. Генрих VIII подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Нос – самая выступающая часть монеты – становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.
6 вопрос. Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? Ответ. Нет, рубли.
7 вопрос. 7. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? Ответ. Да.
8 вопрос. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? Ответ. Да, такой завод есть в Польше.
9 вопрос. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? Ответ. Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того, как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.
10 вопрос. Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением свинцом. Ответ. Да.
11 вопрос. Некогда в моде было писать приглашения или признания в любви на лепестках цветов. Писали раствором кислоты или щелочи, пользуясь тонким пером или палочкой? Ответ. Да.
12 вопрос. Обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли клубень всплывает? Ответ. Да, обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли, удельный вес которого выше удельного веса картофеля, клубень всплывает.
13 вопрос. При растворении куска сахара-рафинада в стакане с чаем скорость растворения не изменится, если…накрыть стакан крышкой? Ответ. Да, не изменится.
14 вопрос. Способность некоторых веществ («сухого льда», йода, нафталина) переходить при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, называется… сублимация? Ответ. Да.
15 вопрос. Химическое строение вещества отражают архитектурные, а не структурные формулы? Ответ. Нет.
16 вопрос. Толщина человеческого волоса приблизительно составляет 80 микрон (или микрометров). Создаваемая металлургами золотая фольга более чем в 300 раз тоньше человеческого волоса? Ответ. Да.
Задание 4
Черный ящик
На слайде расположены пять «черных ящиков». Этот этап игры ведущий может организовать следующим образом: каждый ящик достается только одной команде, и тогда другие участники будут ожидать своей очереди в игре, либо все команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота выполнения задания и его правильность. Ответы вписать в листы-отчеты (Приложение 5).
1 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).
Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.
Ответ: все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер; дерево, шерсть, бумага – природные полимеры. В черном ящике № 1 находится пластмассовый треугольник.
2 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).
У вас на столе есть бигуди для химической завивки, ластик, эбонит. В черном ящике находится элемент, без которого эти замечательные не состоялись бы.
Ответ: при нагревании с серой отдельные полимерные цепи сшиваются между собой за счет образования дисульфидных мостиков. В черном ящике № 2 находится сера (можно заготовить карточку).
3 ящик. Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда?
Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка. В черном ящике №3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.
4 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?
Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 мыло.
5 ящик. Август Кекуле задремал у камина. В это время ему приснился странный сон, который не дал ему провести остаток ночи спокойно. Какая формула была открыта в ту ночь?
Ответ: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Я мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно змеям. Но смотрите, одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Так была открыта циклическая структура молекулы бензола. В черном ящике № 5 молекула бензола.
Задание 5
Анаграммы.
Написать слово, образованное перестановкой букв. Все команды получают одинаковое задание. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием (Приложение 6)
Задание 6
Шуточные загадки
(Приложение 7)
1. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе химических элементов (водород)
2. Какой элемент всегда рад (радон)
3. Какой газ утверждает, что он – это не он (неон)
4. Какой неметалл является лесом (бор)
5. Какой химический элемент состоит из двух животных (мышьяк)
6. Какой химический элемент вращается вокруг солнца (уран)
7. Он атмосферой завладел, а сам остался не у дел (азот)
8. Адрес точный, если спросят, 32, 16, 8 (кислород)
9. Первый мой слог означает крушение. Крохотен слог мой второй. Рождаюсь лишь только в зеленых растениях. Ответьте кто я такой (крах-мал)
10. Слог мой первый метлой выметают. Слогом вторым информатор считает. В целом скажу, дорогие друзья, для многих больных вместо сахара я (сорбит).
Задание 7
Остроумное решение.
Ведущий зачитывает поочередно вопросы. Каждая команда записывает ответ на листе-отчете.
Вопрос 1. В 1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые лауреатов Нобелевской премии – немецких физиков антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ. Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг?
Варианты ответа:
1) покрыл их алюминиевой краской;
2) растворил в царской водке;
3) покрыл слоем шоколада.
Ответ: Н. Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор, прежде всего, нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.
Вопрос 2. На Руси мастера литейных дел умели настоять на том, чтобы заказчики на литье колоколов поставляли им в достаточном количестве медь, олово и серебро. Как их использовали?
Ответ: медь и олово шли на колокола, а серебро ухудшало звон колоколов, поэтому литейщики делили его между собой.
Вопрос 3. Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанный почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили. А гвозди…
Варианты ответа:
1) отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
2) использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
3) Запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.
Ответ: предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.
Вопрос 4. Перед сапожником-индийцем упал на землю предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но обжегся. Чем оказался кирпич?
Варианты ответа:
1. Обломком самолета;
2. Обломком метеорита;
3. Куском золота.
Ответ: Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход, на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубах и в трюмах. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый.
Подведение итогов,
определение победителей и номинантов.
Жюри подводит итоги. Во время подведения итогов звучит музыкальная пауза.
Приложение 1
Укажите названия химической посуды Название установки и цель ее применения.
Ответ: _______________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение 2
Приложение 3
Химия в быту
Команда «_____________________________» Установите соответствие между названием вещества и его формулой
|
|
1. Марганцовка |
а) NaCl
|
2. Питьевая сода |
б) C2H5OH
|
3. Нашатырный спирт |
в) KMnO4 |
4. Поваренная соль |
г) NaHCO3 |
5. Этиловый спирт |
д) NH4OH |
6. Уксусная кислота |
е) CH3COOH |
Ответ: 1в, 2г, 3д, 4а, 5б, 6е.
\
Приложение 4
Крестики - нолики |
||
Команда «_____________________________» |
||
1 вопрос |
Да |
Нет |
2 вопрос |
Да |
Нет |
3 вопрос |
Да |
Нет |
4 вопрос |
Да |
Нет |
5 вопрос |
Да |
Нет |
6 вопрос |
Да |
Нет |
7 вопрос |
Да |
Нет |
8 вопрос |
Да |
Нет |
9 вопрос |
Да |
Нет |
10 вопрос |
Да |
Нет |
11 вопрос |
Да |
Нет |
12 вопрос |
Да |
Нет |
13 вопрос |
Да |
Нет |
14 вопрос |
Да |
Нет |
15 вопрос |
Да |
Нет |
16 вопрос |
Да |
Нет |
Приложение № 5
Черный ящик |
|
Команда «_____________________________»
|
|
Вписать правильный ответ. |
|
1 ящик |
|
2 ящик |
|
3 ящик |
|
4 ящик |
|
5 ящик |
|
Приложение № 6
Анаграммы Команда «____________________________________». Впишите правильные ответы. |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 анаграмма.
2 анаграмма.
3 анаграмма.
4 анаграмма.
5 анаграмма.
|
Правильные ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
соль |
основание |
кислота |
оксид |
реакция |
глюкоза |
сахароза |
крахмал |
фруктоза |
глицерин |
соединение |
замещение |
разложение |
обмен |
нейтрализация |
Приложение № 7
Шуточные загадки Команда «_____________________________»
|
|
№ п/п |
Ответы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.