Декада Языков Народов Казахстана
«Летописцы великих перемен»
Внеклассное мероприятие, посвященное 125- летию творчеству
С.Сейфулина, Б.Майлина и И.Жансугурова.
8-11 классы
Провела: учитель истории и обществознания Аликадиева Р.Р.
КГУ «Журавлевская средняя школа»
2019-2020 учебный год
Дата: 18.09.2019
Участники: 8-11 классы
Учитель: Аликадиева Р.Р.
Внеклассное мероприятие, посвященное 125- летию творчеству
С.Сейфулина, Б.Майлина и И.Жансугурова.
«Летописцы великих перемен»
Цель: приобщение учащихся к истории Отечества и судьбам
исторических личностей; формирование ценностных
ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории и
современной жизни Казахстана.
Задачи:
• Обобщить знания обучающихся об историческом
пути и опыте человечества, служащих основой для обретения независимости РК, для
понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;
• формировать ценностные ориентации и убеждения
обучающихся на основе личностного осмысления социального, духовного,
нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма,
уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому
прошлому иных народов;
• развивать духовную культуру, воспитывать
гуманистические, демократические, патриотические убеждения граждан Казахстана
• привить любовь к изучению и уважению родного
края
• развивать у обучающихся инициативность,
любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.
Эпиграфы к мероприятию:
И мы не вернемся обратно,
Но наши потомки не раз
У памятника, вероятно,
По–доброму вспомнят о нас
С.Сейфуллин
«Кто прячет прошлое ревниво,
тот вряд ли с будущим в ладу.»
А. Твардовский
Вступление:
Учитель:
Наше внеклассное мероприятие посвящено одной из самых трагичных страниц истории XX века «времени террора и репрессий» 1937-1938 годы, время, о событиях которого долго скрывали, таили правду, от людей, пытались утаить, то, что являлось действительностью, факты и события изменившие ход истории, память о людях боровшихся за справедливость и независимость своего народа. Время тоталитарного режима.
В это т период времени от искусственно созданного массового голода погибла значительная часть коренного казахского населения - 1 млн 750 тысяч человек, свыше 125 тысяч репрессированы, из них более 25 тысяч расстреляны...среди них оказались известные общественные деятели Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Жансугуров, погибшие за свою твердую позицию по отношению к родному народу, за правду и истину, веру в будущее.
Наше мероприятие проводится в рамках программы «Рухани жаңғыру» и приуроченно к 125-летию со дня рождения трех столпов казахской литературы, названных в народе как «үш бәйтерек» (три тополя).
В 1894 году из самых недр, плоть от плоти и кровь от крови казахского народа, появились на свет будущие большие поэты и великие личности, Вошедшие в историю казахской литературы как «үш бәйтерек» (три тополя). Они были рождены великим и сложным временем, которое вызвало к жизни целое поколение выдающихся литераторов, борцов, выражающих освобожденный национальный дух народа. На протяжении всего творческого пути им приходилось делать сложный жизненный выбор и отстаивать свои политические взгляды (ведь на их долю выпали немыслимые испытания – две революции, гражданская война, строительство новой жизни, а в результате - репрессия). Свою жизненную позицию они выражали через свои произведения, в которых отражался быт и все тяготы жизни простого народа в разные исторические события. Все три классика родились в один год 1894 году и ушли из жизни в 1938. Но не только рождение и смерть стали общей чертой в их судьбах, но и любовь к литературе, боль за людские страдания, стремление к свободе нации и желание донести до сознания казахского народа истину и реальность происходящего.
Произведения этих литераторов всегда пользовались большой популярностью в народе. В них воспевались самобытность казахского народа, любовь к Родине, почитание традиций, родного языка, дух патриотизма, отражены быт наших предков, все тяготы жизни прошедших лет, революции, восстания и другие исторические события., они внесли достойную лепту в казахскую литературу. обогатили национальную литературу разнообразием тематики, содержания, ввели новые методы и стили, дали мощный толчок для развития жанров казахской литературы.
Своим трудом, активной творческой и гражданской деятельностью, а также благодаря незаурядными личным качествам, они смогли найти путь к самому сердцу народа и вдохнуть в них дух свободы.
Чувствуя приближение скорбной годины они торопились не просто жить, а : дописать, высказать сердечную боль, донести до сознание людей истину о происходящем, направить народ на тропу борьбы за свободу и справедливость, заставить народ восстать и идти до конца, во имя предков, во имя своих детей, и сами при этом являлись примером любви и патриотизма к своей отчизне, к своей земле.
На творчестве Сейфулина, Майлина и Жансугурова, основоположников казахской литературы выросло не одно поколение молодых поэтов, воспитывались на их произведениях.
Долгие
годы, до 1957 года их имена были в забвении, произведения не прочитаны и
забыты, память осквернена.
Но наступила эпоха возвращения имен: все, что было осмыслено, сказано,
написано светлыми головами, - все было возвращено народу. Истинная поэзия,
пламенная проза - нетленны! Судьбы репрессированных, прошедших скорбный путь, возродились
и донесены народу, имена произносятся с гордостью и трепетом. К сожалению
имена Сейфулин, Жансугуров и Майлин были реабилитированы уже посмертно в 1957,
все троя были признаны жертвами политических репрессий, но память о
них жива, время не властно утаить историю, и сегодня ребята познакомят вас
более подробно с их судьбами, судьбами борцов одной эпохи, родившихся и
погибших за справедливость в одни года.
Стихотворение: 1 ученик
Народом чаша выпита до дна
За ту войну в четыре долгих года,
Но всем нам помнится еще одна война,
Сгубившая часть нашего народа.
Вел ту войну палач из палачей,
С ним берии, ежовы и ягоды.
Мы испытали: нет войны страшней,
Когда воюют с собственным народом.
Страну покрыли сетью лагерей,
Где псы и стражи злые без предела.
Там зэков не считали за людей:
Их жизнь цены в Гулаге не имела.
Людей тогда казнили без суда
По знаку палачей в расстрельных списках,
И жертвы исчезали без следа.
Над ними ни крестов, ни обелисков.
И данных нет - безмолвствуют архивы,
Родных могил уже не отыскать.
Друзья мои, пока мы с вами живы,
Успеть бы поименно всех назвать.
Учитель: познакомить с биографией исторических личностей мне помогут ребята, прошу вас.
2 ученик: Биография С.Сейфулина
Сакен Сейфуллин (отрывок из поэмы «Кзыл-ат», 1933)
Нет, сильным я не угождал, не лаял словно пес,
И не держал по ветру я, поверь, товарищ, нос.
И ту, которая была постыла, не хвалил,
Не врал, не притворялся я и чепухи не нес.
Коль радости на сердце нет, не веселюсь с утра,
Коль мне не весело, молчит правдивая домбра.
Все струны сердца не поют, когда я загрущу,
Но коли радость, то в душе – и песня, и игра.
Переродиться ли смогу, когда я сердцем чист?
Чиста душа моя, как чист бумаги белый лист.
Могу ль обманывать я власть? Я был душою прям,
Когда обманывал ее в селе лжеактивист!
(Мелодия обрывается звуком выстрела)
Показ видеоролика
Родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле в Акмолинском уезде (нынеКарагандинская область).Семья будущего поэта была музыкальной: отец был домбристом, мать — умелой рассказчицей. С детских лет Сакен пристрастился то к протяжно-грустной, то заунывно-печальной, как сама степь, песне родного народа. Сам он неплохо играл на домбре и имел приятный голос. Впоследствии Сакен написал немало песен (и слова, и музыку), которые до сих пор живут в народном репертуаре. Учился Сакен вначале в родном ауле, затем — три года в школе Успенского медеплавильного завода. В 1908 году будущий поэт переезжает в Акмолинск, где кончает приходскую школу и трехклассное городское училище. В 1913-1916 гг. Сейфуллин учится в Омской учительской семинарии, участвует в просветительском молодежном кружке «Единство». Серьезным испытанием для поэта явилась февральская революция. В это сложное время нелегко было сделать правильный выбор деятелям национальной культуры Казахстана. Родовые предрассудки — с одной стороны, лозунги алашордынцев — с другой, и новые идеи, великое революционное движение — с третьей. Сейфуллин выбирает третий путь, борец по натуре, он с оружием в руках устанавливал новую власть на древней земле отцов. В те годы Сакен развивает кипучую деятельность среди степной бедноты — проводит митинги, выступает на собраниях. Сакена Сейфуллина наиболее полно раскрылся и окреп в годы после Октября 17-го года. Он стал певцом-трибуном, голос которого звучал громко и страстно, призывая угнетенных к борьбе на стороне революции. Он первым в казахской советской литературе воспел чувства нового человека, стал выразителем дум и чаяний своего поколения. Его поэзия — поэзия активная, сыграла исключительную роль в борьбе, в идейном, нравственном воспитании людей, формировании человека эпохи социализма. В 1938 году арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД. Посмертно реабилитирован.
3 ученик: биография Б.Майлина
Изменяется время
Изменяются люди
Лишь талант неизменен
Лишь талант неподсуден.
Льется песня акына
Наставлением в путь –
«Не забудь свое имя,
Свой народ не забудь».
У костра кочевого
Звук домбры не стихал,
Ловит каждое слово
Майлин – сын пастуха…
(звук выстрела)
Показ видеоролика
Майлин Беимбет Жармагамбетулы родился 15 ноября 1894 году в селе Актюбе ,ныне им. Б.Майлина Таранского района, Костанайской области. В 1911-12 годах писатель учился у аульного муллы в медресе, в русско-казахской школе Костаная и в 1914-15гг. в медресе Галия в Уфе, в школе «Уазифе» в г.Троицк. Первые стихи и рассказы под названием «Ретивые мусульмане» появились именно в эти годы в рукописном журнале «Садак» («Лук»), издаваемом студентами медресе. Тогда же он посылает свои произведения в демократический журнал «Айкап» и в газеты, издаваемые в Казани, Ташкенте, Оренбурге. Беимбет Майлин внес большой вклад в развитие жанра казахской драматургии и прозы. Наиболее известное произведение автора – первая повесть «Памятник Шуги», в которой писатель реалистично описал судьбу казахской девушки, вынужденной подчиниться обычаям. В дальнейшем в своих повестях писатель неоднократно возвращался к проблеме равноправия женщины.
Он автор более 10-ти поэм. В поэмах «Байская дочь» (1917), «Девушка Разия» (1919), «Беглянка» (1921), «Зайкуль» (1921), «Маржан» (1923) рассказал о женщинах-казашках, об их борьбе с неравноправием. Весомый вклад внес в развитие прозы, в особенности рассказа. Б.Майлину принадлежат более 15 повестей. В романах показаны важные исторические события, происходящих в казахских аулах. Он создал галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу простых людей своего поколения. Среди его поэтических героев наиболее известен Мыркымбай, имя которого стало популярным в народе. Мыркымбай - бедняк, долгие годы работавший на бая, а при Советской власти хозяин своей судьбы, строитель новой жизни. Б.Майлин в течении доброго десятилетия как бы следил за жизнью своего героя, посвящая ему злободневные стихи, показывая перемены, совершающиеся в ауле, через жизнь Мыркымбая. Так постепенно складывался (1922-1934) цикл, состоящий из 25-ти стихотворений и двух поэм. Они стали популярными в народе, так как в них правдиво показана жизнь бедняка. Б.Майлин внес значительный вклад в разработку и развитие различных жанров драматургии (около 25 пьес, либретто, сценариев). Талант художника, глубокое знание истории, поэзии и языка казахского народа, богатый жизненный опыт определили достойное место Б.Майлина в казахской литературе.
4 ученик: биография И.Жансугурова
Ильяс Джансугуров («Поезд», 1927, отрывок)
Былая жизнь! Чтоб изменить ее,
Железный конь примчался в этот край.
Я слышу грабель монотонный звук…
Я слышу, как зовет ребенка мать…
Я вижу: бедняки, собравшись в круг,
Опять решили в степь откочевать.
Худые лошаденки под седлом,
Верблюды с грузом сумрачно стоят…
И детский крик, и блеянье ягнят,
И шум народа слышатся кругом.
Готовы все опять в поход идти –
От бедности бежать, от неудач,
И только злобно щерится богач:
Ему – куда ни кинься – нет пути!
(звук выстрела)
Показ видеоролика
Ильяс Жансугуров родился 1 мая 1894 года в ауле № 4 Аксуйской волости Копальского уезда Семиреченской области. Казахский советский поэт, классик казахской литературы. Первый председатель Союза писателей Казахстана (1934-1936).Член РКП(б) Российской Коммунистической партии (большевиков), коммунистов с 1924 года.
Выдающийся поэт и драматург, автор легендарных произведений «Байшубар» и «Саганак». Начал писать с 1912. Первые стихотворения «Сарыарқа» («Сарыарка»), «Тілек» («Поражение») были напечатаны в журнале «Сарырқа» в 1917.
Поэма «Кулагер» — наиболее известное произведение классика, в которой он поведал лирическую историю о композиторе ХIX века Акан Серэ Корамсаулы. В основе произведения лежит реальная история гибели любимого скакуна композитора – коня по имени Кулагер. В поэме писатель размышляет о трагической жизни народа и невосполнимой утрате. Привлекательные образы героев, тонкий лиризм, превосходные образцы 11-сложного казахского стиха позволяют назвать «Кұлагер» жемчуженой казахской поэзии
Судьба Жансугурова трагична. Первый председатель союза
писателей Казахстана, искренне веривший в торжество коммунизма, был арестован в
1937 году по доносу одного из своих сотрудников. Год спустя его
расстреляли. - Несмотря на свою короткую жизнь, Ильяс Жансугуров оставил после
себя громадное творческое наследие. Еще существуют его уникальные рукописи,
которые необходимо выпустить в свет. Многие годы было неизвестно, где он
похоронен. И только в 1992 году в поселке Жаналык Талгарского района были
обнаружены захоронения наших расстрелянных земляков, среди которых был и Ильяс
Жансугуров.
Именем Жансугурова назван Жетысуйский Государственный университет в г.
Талдыкоргане. Там же открыт литературно- мемориальный музей, посвященный жизни
и творчеству поэта.
Учитель:
Что ответить? Даже и сегодня
С высоты и знания, и лет,
Кто сумеет твердо, принародно
Дать все объясняющий ответ?
Через жизнь проходит не ветшая,
Имя, честь, и совесть, и судьба
Мы, забытых в жизни воскрешая,
Воскрешаем самого себя.
Боль по отцам не проходит с годами.
Как вспомнишь, так сердце опять защемит…
В мире всё тленно, не тленна лишь память,
Её для потомков пусть каждый хранит…
«Путём насилия и жестокости человечеству нельзя навязать ни процветание, ни гармонию, ни прогресс. Это важнейший исторический урок, который мы извлекли, и о котором всегда должны помнить», - говорил Нурсултан Абишевич Назарбаев. 5 апреля 1997 года Президент Республики Казахстан подписал Указ об установлении 31 мая Днем памяти жертв политических репрессий.
Идет время, одно поколение сменяется другим. Но чем дальше, тем больше ощущается неправедность и несправедливость тех тяжких лет, что унесли из жизни таких замечательных людей.
Когда мы слышим фразу «он был врагом народа», сразу представляем себе измученного стойкого борца, мужчину, ставшего жертвой своего времени, своей эпохи. И редко кто вспомнит, что у человека была семья, остались дети, друзья и мечты в светлое будущее.
Сегодня, с дистанции прошедших десятилетий мы в состоянии оценить деяние достойных людей, мечтавших о благоденствии нашей земли, о разумно организованной жизни для своих соотечественников. Думаю, что память о них, безвременно ушедших, будет жить в казахском народе всегда и в наших сердцах!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.