Внеклассное мероприятие "Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается…"
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие "Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается…"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
26.04.2020
Внеклассное мероприятие "Памяти  снятия Блокады Ленинграда посвящается…"
Внеклассное мероприятие о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Сценарий мероприятия Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается….docx

Сценарий мероприятия

«Памяти  снятия Блокады Ленинграда посвящается…»

Цель:

-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.


Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-активизировать словарь;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.


Оборудование и материалы: музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда»,

Ход мероприятия.

 

Ведущий 1: Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и  в каждый дом.

Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу, раньше он назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.

Слайд 2

 

Ведущий 2: Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).

Слайд 3

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.

Опять война, опять блокада…

Быть может, нам о ней забыть?

Мне часто говорят: не надо,

Не надо память бередить.

Но для того. Чтоб на планете

Не повторилось той войны,

Мне надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

 

Ребенок: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.

 


Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. В этом году
исполнится 75 лет, как сомкнулось кольцо блокады вокруг города. Но город не сдавался. Наступили 900 тяжелых и голодных дней.


Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.

Слайд 4


Ребенок:
Горят дома –

 Тушить их больше нечем.

 Горят дома,

 Неделями горят.

 И зарево над ними каждый вечер

 В полнеба,

 Как расплавленный закат.

 И черным пеплом

 Белый снег ложиться

 На город,

 Погруженный в мерзлоту.

 Мороз такой,

 Что если б были птицы,

 Они бы замерзали на лету. 


Ведущий 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой. 

Слайд 5

Ведущий 1: В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов.

Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.

Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили. Люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея.
Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был
совсем маленький кусочек… невкусный, липкий, как клейстер. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было. 

Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Ведущий 2: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. 

Слайд 8

 

Ребенок: Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

Ведущий 1: Прекратилась подача электроэнергии. Тепла в домах тоже не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация. Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.

Ведущий 1: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Дети  блокадного города ,

Как рано вы повзрослели

И вместо бантиков , галстуков

Военную форму одели

 

Вы на заводах работали ,

 Дедам ,отцам помогая ,

 Сил не щадя и без отдыха ,

Едва до станка доставая.

 

 Ведущий 2: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. В условиях осажденного Ленинграда занятия проходили в необычной обстановке. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. Нередко во время урока раздавался вой сирены. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Чтец:

Вы памятник «детям блокады» видали?

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

 

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память  погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

 

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

 

Уж стали седыми «блокадные дети»,                                       

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

 

 

 

Ведущий

Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. В них, где карандашом, где бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях.

Ведущий

Особенно страшно читать дневники детей.

Ведущий 1: Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям.
В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.

 

Ребенок: На берегу Невы, в музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца - до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет Души и сердца.


 Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время, возвышает образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки. 
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.,

 

Ведущий : Враг подходил все ближе, и кольцо блокады сжималось. Город превратился в военную крепость. Налеты самолетов становились все чаще.

 

Ведущий 2: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни». 
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.

 

Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков- всех тех, кто под бомбежкой и обстрелом, в мороз, в метель и вьюгу работал на Дороге жизни.

Ребенок: И только Ладога спасала, 
Когда стояли холода. 
Тогда "Дорогой жизни" звала 
Её народная молва.

Стихи:

1. Чтобы жизнь спасти ленинградцам зимой в 41-ом году

С хлебом шли в город машины по Ладоге, прямо по льду.

Бомбежки, метели, заносы… уходят машины под лед,

Но каждый шофер твердо верил, что город, любимый спасет.

 

2. «Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

Слайд 9

1 Люди Ленинграда

«Люди Ленинграда, 
Жертвы злой войны.
Хваткою блокады 
На смерть обречены! 
Хлеба не хватало 
Так же, как тепла. 
Сколько бомб упало, 
Разрушило дома. 
Люди не сдавались! 
Из последних сил 
С бедами сражались, 
Враг их не сломил!»

В. Давайте мы с вами сейчас из букв выложим слово БЛОКАДА и попробуем подобрать слова, которые характеризуют это слово. (Дети выкладывают буквы в обруч: символ кольца, блокады.)

Б -БОЛЬ, БЕДА, БЛОКАДА,  БОМБЁЖКА

Л -ЛЕНИНГРАД, ЛЮДИ, ЛЁД, ЛАДОГА

О- ОБОРОНА, (СИМВОЛ КОЛЬЦА) ОКРУЖЕНИЕ

К - КУСОК ХЛЕБА, КОЛЬЦО

А -АВИАНАЛЁТ

Д -ДОРОГА ЖИЗНИ, ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ

А -АРМИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ

В. Дети, буквы у нас совершенно белые.  Я попрошу вас объяснить с помощью стихотворений почему они такие. ( чтение стихов "Какого цвета ...? (Н.Алексеева), "Городу Ленинграду" (Н.Алексеева)

Ребёнок читает стихотворение.

2 Какого цвета.....?
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.   

3 Городу Ленинграду
«Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город, 
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!

7 (Голос Ю.Левитана о прорыве блокады)

Ведущая:900 дней длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев.

27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.

Стихи:

1. За город шли жестокие бои, за Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага кольцо блокадное прорвали.

2. Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду.

Кто восстанавливал, и с пепла возрождал, спасибо Вам, герои Ленинграда!

Ведущий 1: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.     Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

На Пискарёвском кладбище, где похоронены погибшие во время блокады, на гранитной стене слова Ольги Берггольц:

 «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Чтец:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.

Ведущий 1: За мужество и героизм город получил звание «Города - героя». Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. (Слайд «Пискаревское кладбище»).

Чтец:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Чтец    Неугасима память поколений   

             И память тех, кого так свято чтим,

             Давайте, люди, встанем на мгновенье

             И в скорби постоим и помолчим

 

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).


 

Сценарий мероприятия «Памяти снятия

Сценарий мероприятия «Памяти снятия

Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове

Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове

Ведущий 1: Прекратилась подача электроэнергии

Ведущий 1: Прекратилась подача электроэнергии

Ведущий Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили

Ведущий Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили

Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых

Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых

А -АРМИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ В. Дети, буквы у нас совершенно белые

А -АРМИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ В. Дети, буквы у нас совершенно белые

Рядом с ними солдаты - красноармейцы

Рядом с ними солдаты - красноармейцы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020