Внеклассное мероприятие на тему:
« Физика и искусство»
Цель: раскрытие отдельных эпизодов истории становления науки и техники; воссоздание образов великих учёных с их богатым внутренним миром; на конкретныж примерах пояснить связь науки и искусства—двух методов познания окружающего мира,пояснить широкие возможности применения научных достижений для дальнейшего развития и понимания изобразительного искусства.
Методические советы : использование произведений искусства в процессе обучения физики—эфективное средство эстетического воспитания учащихся,которое повышает восприимчивость молодёжи и тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщая учащихся к прекрасному , помогает воспитывать эстетический вкус. При демонстрации репродукций художествнных произведений учителями физики, учащиеся должны прийти к выводу : наука и искусство взаимосвязаны, глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался. Кроме этого,учащиеся получают практические навыки использования знаний по физике при выполнении рисунков. Учитывая знания физики в основных правилах выполнения рисунка,учащиеся будут понимать : как размещать отдельные элементы композиции на плоскости места, как выбрать точку зрения для лучшего выполнения рисунка, узнают новое о цветах и их свойствах, о влиянии освещения на интенсивность цвета красок, о взаимозависимости освещения и общего колорита рисунка.
Настойчиво овладевая физическими приёмами реалистического изображения предметов, развивая в себе умение замечать прекрасное в обыденном и обобщать увиденное,учащиеся смогут и сами отражать в рисунках всё,что им нравится и волнует.
Оборудование: репродукции картин, плакаты, марки, почтовые знаки; наборы акварели и гуаши, альбомные листы.
(Начало мероприятия проходит с презентации «Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику»,где сообщается тема,цель и задачи мероприятия)
Ведущий: Физика и искусство…Кажется, они не совместимы.Однако это не так, и сегодня мы попробуем это доказать.Представители искусства , иногда сами этого не зная, используют для своих произведений физические закономерности.
Художник: Штрихом карандаша на бумаге легко удлинить каплю дождя, рассказать, как строчку за строчкой дождик проходит, как капелька приближаясь к земле, под действием физических законов, меняет форму. С помощью линий можно передать форму предмета, движения, стремитель- ный бег лошади, полёт птицы или самолёта, и даже….ветер, шуршащий в камышах. Линия может передать форму человека или его возраст: его можно нарисовать толстым и стройным, старым и молодым.
Но мир природы и вещей, окружающий человека в повседневной жизни,-- неисчерпаемая сокровищница цветов и форм. Как его изобразить на бума- ге? Как нарисовть золотое поле ржи с синими васильками и красными маками у обочины дороги? Лучше всего красками , т.е. цветом. Цвет -- волшебник.
Им можно передать таинственность серебристого тумана , яркий наряд осени, щедрое лето с золотыми полями, звоном жаворонка в голубом небе, свежесть весны с быстрыми перламутровыми ручьями и розовыми облаками.
Встреча с прекрасным побуждает к творчеству. Художник пишет карти- ны, расписывает ткани, посуду, придумывает узоры для плакатов и ковров. Он стремится передать своё чувство радости, восхищения перед красотой природы и человека ,он заботится о том, чтобы чувство прекрасного вдохновляло каждого , возвыщало его, делало добрее, духовно богаче.
Физик: Физики любят и ценят искусство,которое возбуждает их творческую мысль , вдохновляет и помогает узнавать таинства природы.
Альберт Эйнштейн в минуты отдыха играл на скрипке. Лев Ландау любил читать стихи Лермонтова и Байрона, Макс Планк и Вернер Рейзенберг были чудесными пианистами, изобретатель первого в мире ядерного реактора Игорь Курчатов часто посещал симфонические концерты и за три дня до смерти слушал «Реквием» Моцарта в консерватории, Людвиг Больцман очень точно сказал: « Тем, кем я стал, я обязан Шиллеру. Без него мог быть человеком с той же бородою и формой носа,как у меня,но это был бы не я. Другим человеком, который на меня имел влияние , был Бетховен…»(Повествование проходит на фоне портретов учёных)
Проблема «физиков и лириков» волнует людей давно.
Ученик 1. В начале нашего повествования рассмотрим физиков-учёных в произведениях искусства.( Презентация «Великие физики»)
(Рассказ ведётся у репродукций –портретов известных учёных)
«И.Ньютон» -- художник Дж. Вандербанк XVIII век;
« Архимед» -- Доминико Фети XVII век;
« М.В.Ломоносов» -- художника А.И.Васильева;
«Иван Ползунов» -- А.Л.Ганжинского;
«Портрет П.Л.Капицы и Н.Н.Семёнова» -- Б.Кустодиева;
« Николай Коперник» -- неизвестного польского художника;
« Софья Ковалевская» -- М.Иванова;
Портрет М.В.Ломоносова ,кисти австрийского художника Г.Преннера и т,д.
( По мере рассматривания портретов , даются краткие характеристики учёных и их открытий)
Примеры:
1. И.Ньютон. Как писали современники Ньютона: Был тьмой кромешной мир планет,
Как океанами окутан.
Господь сказал : « Да будет свет!» -- И в мир тотчас явился Ньютон.
Далее коротко о значении работ Ньютона для развития физики, рассчёта орбит планет, теории относительности и т.д.
2. Портрет «Архимеда» -- значение и общий смысл закона Архимеда, условия плавания мел.
3. Портрет «М.Ломоносов» -- Г.Преннера изображает учёного за работой: на нём парик и красный парадный кафтан, руки положены на стол, В правой -- гусинное перо, левая придерживает лист бумаги. Вклад Ломоносова в науку огромен, в частности в молекулярно- кинетическую теорию газов, теорию элементарных частиы, в природу света и т.д.
4. « Софья Ковалевская» М.Иванова ( сцена ухода молодой Софьи из родительского дома), на картине хорошо видна сила характера этой русской женщины, труды которой в области математики, астрономии, физики, в частности ,по теории вращения твёрдого тела, широко известны.
Можно использовать репродукции других портретов учёных-физиков, но каждый из них должен сопровождаться кратким , но ярким рассказом о жизни и работах учёного.
Ученик 2: ( Возле экспозиции картин, отражающих историю науки и техники)
Рассмотрим старинные гравюры:(Презентация «Физические опыты на старинных гравюрах»)
1. Репродукция старинной гравюры « Опыт с магдебурскими полушариями» и « Опыт с водяным барометром».(Небольшой рассказ об атмосферном давлении)
Вопрос к учащимся: Могут ли они рассказать , о чём повествуют эти гравюры? Почему возможны эти физические явления? и т.д.
2. Гравюра « Опыт по определению скорости звука в воздухе». Вопрс: Кто из вас может пояснить суть этого опыта?
3. « А.С.Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиоустановку» -- художник И.С.Сорокин.
Вопрос Когда был создан первый радиоприёмник?Основная деталь радиоприёмника?Где впервые применён?
4. Репродукции серии работ космонавта Леонова и « Звёздный путь» -- художник А.Соколов.
Вопрс: Почему стало возможно покорение космоса? Кто был первый космонавт? Когда был запущен первый искусственный космический спутник?( Презентация «Космос в работах
Советских художников»)
5. Репродукцмя Рафаэля « Афинская школа» -- интересна по сюжету и композиции, В центре -- древнегреческие философы Платон и Аристотель, по сторонам -- другие учёные и философы.
Немало есть гравюр, отражающих страницы истории естествознания, (исследования воздушного океана) и техники, « рождения» технических новшеств.
Художник: Пейзажи, запечатлённые на картинах выдающихся художников, привлекают внимание; с их помощью можно вполне осознать необходимость изучения природы и её законов.( Для развития эстетических вкусов учащихся изучим копии произведений лучших русских и зарубежных пейзажистов).
1. « Рожь» И.И. Шишкин.
Видно, на картине изображён солнечный день.Но солнца на полотне не видно. Опишите, как художник даёт понять, что день солнечный? Попробуйте пояснить это с точки зрения физики.
Небосвод на картине ясный, отдающий голубизной.Это обьясняется законами рассеяния света. Законы распространения света поясняет размещение отдельных параметров ( трава на переднем плане, рожь, деревья на переднем и заднем планах). По законам дифракции света определяем линию горизонта. Согласно закона распространения света,на переднем плане картины детали
пейзажа выписаны более чётко и контрасно ( тени темнее, освещение ярче, на дальнем плане разница между светом и тенью уменьшается, при этом основные цвета тускнеют , предметы приобретают расплывчатые очертания).
2. « Сумерки» И.И. Шишкин.
На картине отражены последние лучи солнца ( дифракция света) в намокшей после дождя лесной дороге ( интерференцмя света).
3. « Рожь» А.Саврвсова.
Запетлечена природа перед надвигающимся дождём с ещё не успевщей угаснуть голубизной неба и чёрными дождевыми тучами (интерференцмя и дифракция света).
4. « Перед дождём» Ф.А. Васильев.
На картине гроза с её характерными признаками -- темнота, ветер, вспышки молний ( электрический разряд в газах).
Кроме этих физических явлений на пейзажах можно видеть радугу ( дисперсия света в каплях влаги; интерференция и дифракция света – игра цветов на водной поверхности водоёмов; преломление света – изображение миражей; северное сияние -- электромагнитные и оптические процессы.(Репродукции картин на слайдах)
Ученик 3: Но, когда рисуешь с натуры, нужно внимательно следить за тем, как освещён предмет. Используя законы физики по созданию тени и полутени ( прямолинейное распространение света), необходимо изображение предмета сделать более объёмным и выразительным. Самое тёмное в натуре соответственно должно оставаться самым тёмным и на рисунке.( Показать всё это на рисунках учащихся). Чтобы не допустить ошибки, необходимо сравнить, насколько одна часть предмета светлее или темнее другой, т. е. установить световые соотношентя как говорят хкдожники, светотень.
На поверхности предмета различают: блик, свет, полутень. Тень, рефлекс и падающую тень. Падающая тень у края предмета бывает темнее тени на предмете. Наиболее светлое место на теневой поверхности предмета – рефлекс. Рефлекс всегда темнее
света.( Хорошо если с рисунками используется натура, т.е. композиция которую рисуют и сам рисунок. Во время рассказа тень, полутень, блик, свет, рефлекс показывается и на натуре , и на рисунке). Несколько репродукций,пейзажей, на которых учащиеся сами показывают различные физические явления.
Художник: Длч любого художника необходимо знать законы фотометрии, многообразие цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешивания цветов. Белый цвет по законам физики ( результате димперсии) разлагается в спектре, который состоит из семи цветов. Но только три из них основные: синий, красный и жёлтый.(показывает три цветные полоски).
Физик: Разбавляя водой какой-то основной цвет ( используя свойство диффузии) получаем светлый тон любого основного цвета (показывает это практически).
Но это ещё не всё. Если смешать основные цвета, получаем новые, которые называются производными.( Смешивает цвета, показывая на практике, что выходит).
Красный + жёлтый = оранжевый Желтый + синий = зелёный Синий + красный = фиолетовый
Используя основные цвета, мы получаем полный непрерывный спектр ( показывает практически на бумаге)
Если долго смотреть на ярко-красный кружок, не отрывая глаз, а затем перевести взгляд на серую бумагу,увидите точно такой же кружок, но зелёного цвета. Проделав такой же опыт с синим кружком – увидите оранжевый круг. А посмотрев на фиолетовый круг – получим жёлтый цвет.(можно проделать это с учениками). Это физическое свойство цвета вызываить дополнительно другой цвет используется в живописи для того , чтобы придать картине более красочный и яркий вид.( На зелёном поле ярче красный цвет, на синем – жёлтый). Это нужно учитыввать при оформлении плакатов и стенгазет ( показать на карточках).
Кто может ответить почему?
Это связано с длиной волны. У красного цвета она больше, чем у синего, т.е. «тёплые» цвета имеют большую длину волны.
А теперь убедимся , что сплошной спектр получается из белого света. Возьмём обыкновенную детскую игрушку «юлу».
Поверхность юлы раскрасим сегментами основных цветов с участками пересечений. После раскручивания юлы цвета сливаются и вместо цветов,мы видим на раскрученной юле белое пятно на
поверхности, т.е. поверхность раскрученной юлы белая.(Видео- ролик о сложении и вычитании основных цветов)
Художник: Но спектральный состав излучения психологически человеком воспринимается по разному : бордовый и красный вызывают ощущение тепла, а жёлтый и синий – прохлады (показать учащимся карточки для определения «теплых» и «холодных» цвето).Эти свойства цветов порожлать определённые ошущения широко используют в технике : горячие цеха заводов окрашивают в холодные тона,комнаты выходящие окнами на север – окрашивают в тёплые цвета.(приведите примеры).( Презетациия
«Основные характеристики цвета»)
Физик: Природа развития научной мысли имеет много общего с процессом рождения произведений искусства, хотя они связаны с двумя совершенно разными типами мышления – логическим и образным. Деятелям и науки , и искусства в равной степени необходимо богатое творческое воображение.
Работа в сфере создания научных теорий, как правило, обогащает душу человека. У учёных обычно остро выражено художественное восприятие, многие из них-- большие ценители искусства.
Выдающийся химик Д.И.Менделеев был прерасным знатоком живописи,имел богатую коллекцию работ крупных художников; другой наш великий соотечественник – М.В.Ломоносов, талантливый учёный –энциклопедист, был одновременно поэтом и автором целого ряда мозаичных полотен, выполненных с большим искусством.
Генеальный итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) (если есть можно показать его портрет)-- был крупнейшим учёным и изобретателем.Он постиг природу инерции, понял, что действие равно противодействию, и напраслено в другую сторону, исследовал свободное падение тел и движение тела, брошенного горизотально, изучил трение и опреднлил его коэффициенты для разных пар веществ, исследовал закономерности бинокулярного зрения и влияния среды на
окраску тел, открыл сопротивление среды движению, изобрёл конусный шарикоподшибник и несколько летательных аппаратов, выдвинул идею создания парашюта. Учёный считал природу в равной степени объектом искусства и науки; он придавал первостепенное значение опыту в процессе познания, Серьёзное проникновение учёного в искусство живописи и ваяния привело его к решению целого ряда проблем естествознания. Жизнь и деятельность Леонардо да Винчи показали, что его
художественное творчество и наблюдательность послужили своеобразной предпосылкой развития научного мышления.
( Презентация «Леонардо да Винчи-ХУДОЖНИК или УЧЕНЫЙ?»)
Ведущий: С давних времён человечество использует изделия из разнообразных металлов : меди, железа, серебра, золота. Различных спалавов.На протяжении столетий эти изделия были не только необходимыми предметами в жизни, но и настоящими произведениями искусства. Но в древности люди даже не догадывались, что изготовление различных вещей : посуды, украшений, оружия, часов, разнообразных инстументов тесно связаны с научными знаниями. Технология изготовления художественных иделий из металла невозможна без знаний большинства явлений и закономерностей природы, а значит и без законов физики. Так при ковке и литье – горячей обработке металлов, мастера долнжы знати всё о процессах нагревания, плавления, отвердевания разных металлов , их пластичность и деформацию. Эти виды обработки металлов используют при изготовлении ограждений, оконных решёток, подсвечников и т.д.
( показать фотографии кованных изделий , донецкого парка кованных фигур и т.д.).( Презентация «Обработка металлов») (Просмотр видео «Донецк 2016 Парк кованных фигур»)
Физик: Огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительног искусства. После создания квантовых источников света – лазеров, стало возможным содание голографии и получения объёмного изображения. Это открыло перспективы использования данных методов в искусстве: в живописи, кинематографии и телевидении. Голографический способ получения объёмных изображений предметов позволил сделать прекрасные, как бы живые копии с художественных уникальных произведений. Выставочные залы Эрмитажа, Третьяковской галлереи, заснятые на голограммы могут быть легко
«перевезены» в любой уголок мира; благодаря этому шедевры искусства, экспонаты, имеющие огромную историческую и художественную ценность, становятся доступными широкому кругу людей .(Презентация « Голография»)
Развитие компьютерной техники, позволило специалистам по вычислительной технике вторгаться в область изобразительного искусства. С помощью расчётов, выполненых ЭВМ, удалось воссоздать облик молодого Леонардо да Винчи.
Наука раздвинула границы наших представлений о мире и красоте. В творчестве совремённых художников появляются новые темы: космические ( К.Ф.Юона « Новая планета»; Ю.П.Швец
«Космодром на Луне»; «Встреча двух миров»). Научно-фантасти- ческая живопись утвердилась как новое направление искусства. (если есть репродукции показать).Презентация «Научно- фантастическая живопись»)
Ведущий: Мы попыталтсь убедить вас, что физика и искусство связаны между собой. Представители искусства, его разных сфер и направлений должны знать физические закономерности, которые успешно служат, как мы убедились сейчас, не только научно- техническому прогрессу, но и вдохновению ,чувствам.
По окончанию мероприятия учащиеся рассматривают репродукции картин, выставку почтовых марок, имеющих отношение к истории естествознания и техники, плакатов , почтовых конвертов, знаков, рисунков самих учащихся.
Список литературы Гарднер М. Этот правый, левый мир. - М.: Мир, 1967. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. - М.: Молодая гвардия, 1977. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. - М.: Просвещение, 1986. |
Ревалд Д. Постимпрессионизм. - М.: Искусство, 1962. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.