Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса "Знатоки истории"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса "Знатоки истории"

Оценка 4.7
docx
25.02.2023
Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса "Знатоки истории"
Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса «Знатоки истории».docx

Составитель: учитель истории и

обществознания  Людишина С.И.

 

Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса

«Знатоки истории»

 

Обоснование:  в связи с большим объемом учебного материала по истории Древнего мира и с тем, что большинство обучающихся читают «плохо» они теряют интерес к учебному предмету, поэтому необходимо  повысить интерес. Повышению интереса способствует игра. Данное мероприятие проводится в форме соревновательной  игры  во внеурочное время.

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и повышение качества усвоения учебного материала через внеклассную работу

 

Задачи мероприятия:

1.        В игровой форме закрепить знания обучающихся  по истории Древнего мира.

2.        Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.

3.        Активизировать познавательный интерес к исторической науке.

4.        Воспитывать чувство  коллективизма, уважения к наследию народов древности.

 

Оборудование:

1.     Исторические карты, иллюстрации.

2.     Карточки с названиями туров.

3.     Карточки с задачами, терминами, определениями.

4.     Муляжи продуктов (или настоящие продукты).

5.     Компьютер.

6.     Выставка книг по истории Древнего мира.

 

Ход мероприятия

              I.          Вступительная часть

-     История - одна из самых интересных наук в мире. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие  в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие по истории Древнего мира.

-     Предлагаю каждой команде представить себя.

Представление команд (название, девиз, эмблема)

 

           II.          Основная часть

1.    I тур «Интеллектуал»

На вопросы отвечают команды (по очереди). За каждый правильный ответ 1 балл.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.                       

Повелитель Египта, его правитель

Фараон

2.                       

Знатные, знаменитые люди, советники фараона

Вельможи

3.                       

1.      Столица Двуречья

Вавилон

4.                       

2.      Рассказ о богах

Миф

5.                       

Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги

Писец

6.                       

Царь Междуречья, создатель первых письменных законов

Хаммурапи

7.                       

Подневольный человек. Пленник, человек без прав и свобод

Раб

8.                       

Рабы, которые сражались на потеху римлян

 

Гладиаторы

9.                       

Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония).

Колония

10.                   

Континент, на котором возникло государство Египет

 

Африка

11.                   

Осадное орудие, созданное ассирийцами

Таран

12.                   

«Логовище львов», «Город крови» - какой город так называли

Ниневия

13.                   

Вырезанная из камня фигурка льва с головой человека

Сфинкс

14.                   

Злой бог ветра и пустыни

Сет

15.                   

Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон

Амон – Ра

16.                   

Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых

Осирис

17.                   

Бог земли в Древнем Египте

Геб

18.                   

Главный строительный материал в Двуречье

Глина

19.                   

Материал для письма в Китае

Бамбук

20.                   

Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии

Конница

21.                   

Первая столица объединенного  Египта

 

Мемфис

 

2.                            II тур – «Историческая личность»

Разгадать анаграммы. Правильный ответ - 3 балла.

№ п/п

Анаграмма

Ответ

1.       

Б А Л И Н Г А Н

Ганнибал

2.       

Х А Т А Н М О Н Т У

Тутанхамон

3.       

Б А Н А Ш У Р Ш А П А Л

Ашшурбанапал

4.       

М У Р Х А М А П И

Хаммурапи

 

3.    III тур – «Размышлялки»

Максимальное количество баллов - 30

1.

Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?

Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.

Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого.

Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла)

2.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – «папир», по-английски – «пэйпер», по-французски – «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.

Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла)

3.

В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.

Почему в гробнице было так мало железных предметов?

Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла)

4.

Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

«Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!»

Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море. (2 балла)

5.

Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.

- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.

О каких сражениях идет речь?

Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии. (5 баллов)

6.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?

В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов)

7.

Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.

Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. «Тут повалился он навзничь… не в меру напившись» пишет Гомер. (5 баллов)

8.

Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.

Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.

Картофель, помидор, кукуруза. (5 баллов)

 

4.    IV тур – «Картографы»

Максимальный балл - 30

1.

Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их).

Индия – полуостров Индостан

Греция – Балканский полуостров

(4 балла, по 1 баллу за каждую позицию)

2.

Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай, Двуречье.

1 – Индия,

2 – Египет,

3 – Двуречье,

4 – Палестина и Финикия,

5 – Китай.

(5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)

3.

Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено.

1 – Индия (Будда)

2 – Египет (пирамида)

3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом)

4 – Финикия (корабль)

5 – Китай (компас)

6 – Греция (статуя богини Афины)

(6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)

Примечание: если укажут, что корабль можно отнести и к Финикии, и к Греции – поощрительный балл.

4.

Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот.

Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне?

Покажите ее на карте.

Египтяне были в Междуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении.

(5 баллов, с названием рек)

5.

Покажите на карте страну, которая стала одной из крупных держав при правителе Дарии I.

Это – Персия.

(5 баллов, за название и верное обозначение на карте).

6.

Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине.

Китай, который находится на Великой китайской равнине.

(5 баллов, за показ и название)

 

5.    V тур – «Инсценирование»

Максимальный балл – 10

·         Сценка: «Девочка и кошка»

Девочка идёт и ищет кошку

Кис – кис, кис – кис

Навстречу ей знакомая.

Знакомая: Что ты здесь делаешь?

Девочка: Да вот, кошка убежала, хозяева меня ругать будут, если не найду.

Знакомая: О да, за это и наказать могут. А ты там смотрела? Пойдём поищем.

- Какую пользу приносила кошка, почему они так заботились о ней?

А) Редкое животное в Египте.

Б) Любимое животное хозяйки.

В) Использовали при охоте на птиц, и защищала от эпидемий.

·         Сценка: «Жрец и художник»

Жрец даёт заказ художнику: Пирамида готова, остались внутренние работы. На этой стене ты должен нарисовать фараона, приближённых к нему слуг, и народ, который ему поклоняется. Только не забудь, как тебя учили рисовать фараона.

-               В чём особенность работ египетских художников?

 

6.    VI тур – «Знаток-интеллектуал»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Что означает выражение? Почему мы так говорим?

·      Нить Ариадны (Путеводная нить, выход из затруднительного положения)

·      Ахиллесова пята (Слабое, уязвимое место)

·      Гордиев узел  (Запутанное сплетение обстоятельств. Разрубить – решить дело прямолинейным способом)

·      Дамоклов меч (Угрожающая опасность)

·      Троянский конь (тайный, коварный замысел)

·      Пришел, увидел, победил  (легкая победа, быстрое решение дела)

·      Жребий брошен  (перейти к решительным мерам)

·      И ты, Брут? (неожиданное предательство близкого человека, друга)

 Между Сциллой и Харибдой (о больших опасностях с разных сторон)

 

        III.          Заключительная часть

1.    Синквейн «Государства Древнего мира» (выполняется на компьютере)

2.    Подведение итогов

3.    Награждение команд

Список используемой литературы

1.        Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.

2.        Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник. 5 класс М; “Просвещение”, 2006.

3.        Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.

4.        Задания и задачи по истории древнего мира, М: “Просвещение”, 1996.

5.        История древнего мира и средних веков. 5 – 6 класс: Дидактические материалы / В.В.Сухов и др. М., 2000.

6.        Тестовые задания по истории Древнего мира и Средних веков. / Чеботарёв С.А. Кончаков Р.Б. Тамбов, 1996.

7.        Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс, “Творческий Центр Сфера”, Москва, 2012.

8.        Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира, “Владос”, Москва, 2010.

 

Используемые интернет-ресурсы

1.    http://kopilkaurokov.ru/istoriya/meropriyatia/vnieklassnoie-mieropriiatiie-ighra-putieshiestviie-po-istorii-drievniegho-mira-5-i-klass  Внеклассное мероприятие «Игра-путешествие по истории Древнего мира». Составитель Пронина И.Н.

2.    http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/09/12/vneklassnoe-meropriyatie-po-istorii-drevnego-mira-5-klass  Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира. Составитель  Шатохина Н.С.


 

3.    Скачано с www.znanio.ru

Составитель: учитель истории и обществознания

Составитель: учитель истории и обществознания

Осадное орудие, созданное ассирийцами

Осадное орудие, созданное ассирийцами

Два индийца сидят за низким столом друг против друга

Два индийца сидят за низким столом друг против друга

Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено

Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено

Награждение команд Список используемой литературы 1

Награждение команд Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2023