Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
классное руководство
3 кл—4 кл
05.01.2020
Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"
В данной методической разработке представлен сценарий классного часа в форме интеллектуальной игры для учащихся 3 – 4 классов. Также описан опыт подготовительной работы к проведению мероприятия. Материал будет полезен учителям начальных классов и классным руководителям в организации и проведении классных часов и внеклассной работы по формированию межэтнической толерантности, а также уроков ОРКСЭ.
Унагаева О.П. Разработка Умницы и Умники.docx

Интеллектуальная игра «Умницы и Умники»

по теме: «Народы Бурятии: эвенки».

Ф.И.О. автора: Унагаева Ольга Прокопьевна

Должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория: высшая

Название образовательной организации:

МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация

В данной методической разработке представлен сценарий классного часа в форме интеллектуальной игры для учащихся 3 – 4 классов. Также описан опыт подготовительной работы к проведению мероприятия. Материал будет полезен  учителям начальных классов и классным руководителям в организации и проведении классных часов и внеклассной работы по формированию межэтнической толерантности, а также уроков ОРКСЭ. 

 

Основная часть (сценарий классного часа)

 

Тема: Народы Бурятии: эвенки.

Цель: вовлечь учащихся в изучение культуры и традиций малого народа – эвенков.

Задачи:

·         расширение этнокультурной компетентности у детей, их знаний о культуре и традиций эвенков;

·         развивать умение работать с различной информацией; воспитывать уважительное, толерантное отношение к другим народам.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Умницы и Умники»

 

Оборудование: традиционные костюмы эвенков, веточки деревьев (искусственные), атласные ленточки, макет чума и оленьей упряжки, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, медали «Умник», карточки с вопросами, карточки с названиями разделов.

Подготовительная работа: сбор и изучение информации об эвенках, их традициях, культуре, традиционной одежде, пище, жилище; изготовление макета чума; пошив костюма; изготовление медалек в виде «умника»; подготовка вопросов для проведения игры.

 

Ход мероприятия:

       Звучит эвенкийская музыка, у входа в класс учащиеся выстраивают живой коридор, двое у дверей держат в руках веточки деревьев, образуя арку (чичипкан), через которые проходят гости (учителя, родители), при этом пожимают руки и желают здоровья, счастья, удачи во всём и благополучия (стилизация эвенкийского обряда очищения). Гости и дети рассаживаются по местам.

Ведущий: Дорово! Мэнду!

Уважаемые гости, в Бурятии продолжается Сагаалган, у эвенков тоже есть свой Новый год, который во многом схож с бурятскими обычаями. На этот праздник собираются все эвенки живущие в этих краях. Но проходит он не зимой, а в середине лета – во время расцвета всего живого, когда природа начинает излучать жизненную энергию с новой силой. Для эвенка наступает Новый год, который приносит новые силы жить. Этот праздник один из любимых и почитаемых праздников эвенков.

  Праздник начинался со старинного обряда очищения, который вы сейчас прошли (нужно пройти по символической тропе через дымокур, а также несколько других этапов, получив, таким образом, благословение добрых эвенкийских духов). А теперь можно повязать цветную ленточку на лиственницу для «закрепления» своих желаний (гости повязывают ленточку на стилизованную лиственницу).

Х. Юмжанна читает стихотворение собственного сочинения «Моя Бурятия!» .


Бурятия, Бурятия моя!

Я громко, гордо говорю:

Я здесь живу! И здесь моя семья!

Бурятия, я так тебя люблю!

Твои озёра, горы, степи,

В районах разные они.

И каждый житель знает эти

Традиции, обычаи родной земли.

Буряты, русские, татары,

Казахи, эвенки, армяне,

Сойоты, ненцы, украинцы,

Грузины, чуваши, тувинцы –

Они как лучшие друзья,

А сожжет, дружная семья!

И каждый знает гимн Бурятии,

Написанный не так давно.

Его звучание мелодии

В сердцах людей теплом легло.

«Таёжная, озёрная, степная…

Цветущая от края и до края…»-

Две эти строчки нам дают понять

Богатая земля, и нам её не променять.

Бурятия, Бурятия моя!

Я громко, гордо говорю:

Я здесь живу и здесь моя семья!

Бурятия, я так тебя люблю!

 


 

Ведущий: Бурятия – это дом для многих народов, о которых мы не знаем практически ничего. Поэтому мы решили организовать этот проект, чтобы хоть чуточку познакомиться с теми, кто живёт рядом с нами. У вас, ребята, была непростая задача – изучить как можно больше информации о замечательном и очень древнем народе – эвенках. Сегодня вам предстоит поделиться своими знаниями со мной и нашими гостями.

     Предлагаю вам принять участие в интеллектуальной игре «Умницы и Умники», а тема игры, конечно же – эвенки (звучит заставка игры «Умницы и Умники»).

 

Затем ведущий знакомит учащихся с правилами игры.

1. Отборочный тур.

Я задам вопросы, ваша задача постараться правильно на них ответить, кто наберёт большее количество орденов, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти только три человека.

2. Основной тур.

Право выбора первой дорожки предоставляется тому, кто набрал большее количество орденов, вторую дорожку занимает тот, кто набрал второе по счёту количество орденов, третью дорожку занимает тот, кто набрал третье по счёту количество орденов.

 

Ведущий: Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.

На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.

На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить 2 ошибки.

Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.

 

А судить вас будет сегодня многоуважаемое жюри в составе: ………(Имя, отчество)

 

Отборочный тур.

1.      На каком олене нельзя ездить верхом? Почему? (на белом олене, он считается священным животным)

2.      Как называется национальное жилище эвенков? (чум - дю)

3.      Кто оповещает эвенков о наступлении Нового года? (кукушка)

4.      Когда эвенки встречают Новый год?

5.      Какой олень должен идти во главе упряжки? (белый)

6.      Какую религию исповедают эвенки? (шаманизм, вера в духов)

7.      Что обязательно должно быть в традиционной одежде эвенка? (нагрудник и сумка для мелочей)

8.      Назовите традиционное занятие мужчин эвенков? (охота)

9.      Как эвенки относились к детям? (отношение к детям было очень бережное. К детям с детства относились с уважением, не допускалось бить и ругать детей.)

10.   Кто является главой семьи у эвенков? (главенствующую роль в семье играла и играет женщина)

11.   Как раньше назывались эвенки? (тунгусы)

12.   На каком языке говорят эвенки? (на эвенкийском)

 

Основной тур

Ведущий: Перед вами название разделов: «ТРАДИЦИИ», «ЖИЛИЩЕ, БЫТ», «ОДЕЖДА», «ОХОТА», «КУХНЯ», «ИСТОРИЯ»,  выбираете раздел, вопрос из которого я зачитываю, если не можете ответить на вопрос, он уходит в зал, на него могут ответить теоретики и получить медаль. Если вы проиграли на дорожке, то становитесь теоретиком и продолжаете игру в зале. Итак, начнём игру…

 

Традиции:

1.      Что такое Бакалдын? (Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН. В конце марта проходит уникальный праздник  Бакалдын –  праздник встречи солнца. Этот день для всех особенный тем, что люди обращаются  с молитвами к божествам. Целый год эвенки готовятся к весенним спортивным состязаниям, чтобы показать себя в традиционных для эвенков видах спорта: гонках на оленьих упряжках и верхом на олене, метании аркана, прыжках через нарты, стрельбе из лука.)

2.      Чем традиционно завершался праздник у эвенков? (танцем «Ёхорьё»)

3.      Какой новогодний обряд у эвенков очень похож на бурятский обряд? (обряд очищения)

4.      Назовите самый почитаемый дух у эвенков. (Дух огня)

5.      Назовите запреты, которые говорят о том, что нельзя делать по отношению к огню? (нельзя бросать в костер острые предметы; тыкать ими в костер-дух огня наколется и обидится; нельзя рубить дрова около огня, чтобы его не ударить; нож никогда не кладут острием к огню, чтобы его не поранить; нельзя проливать рядом с огнем кровь животных; ни в коем случае нельзя плевать в огонь - на языке, губах будут язвы;

6.      Как называется национальный танец эвенков? (хейро (хороводный танец). В нем принимали участие все обитатели стойбища).

7.      Какое состязание было обязательным на любом празднике эвенков? (метание аркана)

Жилище, быт:

1.      Что входило в обязанности женщины? (Женщина, кроме ухода за детьми и приготовления пищи, должна была обрабатывать шкуры, шить одежду, берестяную посуду и утварь.)

2.      Какой подарок считается самым ценным у эвенков? (шкура медведя, преподносится главе семейства)

3.      Как вы думаете, ребята, что в первую очередь должен был сделать охотник, вернувшись с охоты в свой родной чум? (покормить огонь)

4.      На чём спали эвенки? (мужчины – на медвежьей шкуре, женщины – на оленьей)

5.      Назовите самое священное место в жилище эвенков. (очаг)

6.      Какой предмет быта эвенки изготавливали с особой тщательностью, украшался символическими узорами и передавался по наследству? (детская колыбель – эмкэ)

 

Одежда:

1.      Как отличить женский и мужской костюмы эвенков? (у мужчин нагрудник обшивался оленьим мехом и заканчивался книзу треугольником, а у женщин был прямым)

2.      Как называется традиционная обувь эвенков? (унты)

3.      Кого или что эвенки никогда не изображали на одежде в орнаменте? (человека)

 

Охота:

1.      Какого зверя эвенки особо почитали и называли ласково – дедушка? (медведя)

2.      Сколько животных мог добыть охотник-эвенок? ( Эвенки никогда не будут убивать на охоте больше, чем необходимо.)

3.       Как охотник распределял свою добычу? (Добытое мясо справедливо распределяется между всеми членами рода, угощаются все жители эвенкийского села. Так эвенки «подстраховывали» друг друга во времена, когда удача на охоте могла от них отвернуться)

 

Кухня:

1.      Какой напиток считался традиционным у эвенков? (травяной чай)

2.      Какую пищу в основном ели эвенки? (Мясо оленя, сохатого, медведя, мясо боровой птицы: глухарь, тетерев, куропатка, рябчик, летом ели растительную пищу и питались рыбой).

3.      Кто научил эвенков стряпать хлеб? (русские, т.к. эвенки не сеяли пшеницу)

 

История:

1.      Благодаря каким животным, по преданию эвенков, появился средний мир? (мамонт, змея, гагара).  Гагара смогла достать кусок земли, который разрастался, где мамонт пробороздил землю -  появились горы, где змея проползла – появились русла рек и озёр.

2.      Какая птица считается священной у эвенков? (гагара, потому что смогла достать кусок земли)

3.      Почему эвенки обходят стороной пещеры и расщелины в земле? (считается, что через них можно попасть в нижний мир)

4.       На какие три части эвенки делили мир? (Как и в бурятском шаманизме, эвенки делили мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний и нижний миры могли посещать шаманы)

5.      Какую письменность использовали эвенки? (скотоводы-эвенки – монгольскую, а в горных и сельскохозяйственных районах - китайскую)

6.      Где находится Эвенкия? (такой страны нет, но есть Эвенкийский район в Красноярском крае)

7.      Назовите имя эвенкийского сказочного богатыря (Манги)

 

Подведение итогов, награждение.

Ведущий: закончить нашу игру я хочу эвенкийской пословицей:

Рыба без воды не проживёт, а человек - без дружбы.

 

Заключение

       Несмотря на все риски и опасения, ребята справились со всеми заданиями, ответили практически на все вопросы ведущего, показав тем самым высокую подготовку и активность. Во время подготовки учащиеся самостоятельно изучили информацию о культуре и традициях эвенков, поэтому считаю, что классный час достиг поставленных целей и задач.

 

 

Литература:

1.      http://olgaunagaeva.ucoz.net/index/uchashhimsja/0-7#

2.      Эвенки: культура, традиции, обычаи / сост. Е. Шульгина ; худож. Сергей Григорьев. – Иркутск : Изд. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2009. – 46 с. : цв. ил. – (Мы живем вокруг Байкала).

3.      Эвенки: язык, фольклор, литература, этнография: Библиографический указатель /Сост. Е. Ф. Афанасьева. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. — 224 с.

4.      Этнокультурные традиции эвенков / Сост. О.М. Трандафир. – Нерюнгри, 2013.

 

 

 

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Умницы и Умники"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2020