Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе (литературная гостиная) "Серебряный век. Среды на башне В.Иванова"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе (литературная гостиная) "Серебряный век. Среды на башне В.Иванова"

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +1
doc
русская литература
11 кл
09.01.2022
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе (литературная гостиная) "Серебряный век. Среды на башне В.Иванова"
Уникальность этой разработки в том, что учитель, ориентируясь на потребности класса, вкусы своих учеников, их поэтический выбор, подготовленность класса, может трансформировать предложенную нами разработку, наполнив ее своими составляющими, сохранив главное – дух Серебряного века, так как главное – общение с поэтическим словом, его осмысление современными читателями.
Куприянова Ю.П. Сценарий мероприятия по литературе в 11 классе.doc

Серебряный век. Среды на башне Вячеслава Иванова

(Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 11 класе

(Литературная гостиная))

Автор – Куприянова Ю.П.,

учитель русского языка и литературы

ГАОУ МО «Химкинский лицей»

г.Химки Московской области

 

Цель данного мероприятия – создать атмосферу прекрасного, ощутить особый эмоциональный настрой при соприкосновении с творчеством поэтов, творивших в особый период русской истории, названный Серебряным веком русской культуры и литературы.

Ценность подхода в подготовке к мероприятию – личностное отношение к творчеству, выбор понравившейся Личности поэта Серебряного века, а для этого проводится серьезнейшая предварительная работа с биографией поэта, знакомство с его творчеством, выбор понравившихся текстов, работа над их выразительным чтением наизусть, представление поэтического материала на суд зрителей. Неотъемлемой составляющей стало инсценирование, так как ребята захотели не только вжиться в текст, но и в образ представляемого поэта. Это стало  возможным только при копировании определенных деталей образа, мимики, жестов, для чего нужно было прочитать воспоминания о поэте, посмотреть фотографии, обратиться к документальным фильмам и аудиозаписям.

Вся эта работа позволила создать единое целое, когда урок выходит за свои рамки и начинается творчество.

Уникальность этой разработки в том, что учитель, ориентируясь на потребности класса, вкусы своих учеников, их поэтический выбор, подготовленность класса, может трансформировать предложенную нами разработку, наполнив ее своими составляющими, сохранив главное – дух Серебряного века, так как главное – общение с поэтическим словом, его осмысление современными читателями.

 Подготовка мероприятия, его неформальное проведение, музыка, свечи, видеоряд, стихи оставили неизгладимый след в душах ребят, так как личная сопричастность, эмоциональное переживание от встречи с прекрасным Серебряным веком останется навсегда.

Сценарий мероприятия

 

Выходит ведущий и зажигает свечи.

Потом тихо, отрывисто, мелодично звенит колокольчик.

 

Ведущий 1: Слышите? Звон... Серебряный звон... Звенит он тихо, но голос его мелодичный, звонкий, чистый. Не потому ли он надолго останется в наших сердцах, даже если мы зажмем маленький серебряный колокольчик в кулаке?

Поэты Серебряного века… Не потому ли назван этот век «серебряным», что звон голосов поэтов  через толщу годов, месяцев, дней все-таки до сих пор до нас доносится, причем все громче и громче?

 

Видеопрезентация «Поэты Серебряного века», подготовленная учениками.

(На слайде – портрет поэта, даты жизни, краткая яркая информация о поэте в одном предложении. Смена слайдов – медленное угасание. Сопровождение – плавная минорная музыка. Освещение приглушено.)

 

Все мероприятие сопровождается презентацией с видеофрагментами, музыкальными номерами.

 

Ведущий 2: Таврическая, 25. В первые годы ХХ века этот адрес был хорошо известен в литературно-художественных кругах Петербурга. Начиная с осени 1905 года, здесь проходили знаменитые «среды», на которых за несколько лет перебывали самые видные деятели культуры того времени.

 

Ведущий 1: Особенностью дома был угловой выступ, похожий на башню с куполом. На верхнем этаже этой башни большую круглую залу перегородили стенами и получилась квартира, в которой жил со своей семьей поэт и теоретик символизма, знаток истории и культуры Древнего мира Вячеслав Иванович Иванов. В летописи русской культуры начала прошлого века его квартира осталась под названием Башня.

«Форма дома была особенная, – вспоминала Лидия Иванова, дочь поэта. – Его угол был построен в виде башни. Половину этой башни образовывали внешние стены, а другая половина состояла из внутренней части квартир. Над башней возвышался купол, и туда можно было с опаской заходить, чтобы любоваться чудным видом на город, на Неву и окрестности».

 

Видеофрагмент из фильма Л.Парфенова «Российская империя» о поэтах Серебряного века.

 

Ведущий 2: Вяч. Иванов поселился здесь летом 1905 года после многолетнего пребывания за границей. К этому времени он был известен как поэт-символист, автор двух стихотворных сборников. О его поэзии с одобрением отзывались В.С.Соловьев, В.Брюсов, А.Блок.

 

Ведущий 1: Учеба за границей заложила прочную основу его обширных гуманитарных знаний. Он в совершенстве владел европейскими языками, латынью и греческим. Кто-то из современников сказал, что он писал по латыни и знал ее, как древний римлянин. Другой почитатель Иванова назвал его единственным академиком среди литераторов начала ХХ века.

 

Ведущий 2: Сфера его интересов была необычайно широка. Он любил повторять, что с сыновней благодарностью относится к истории и испытывает благоговение перед высокими явлениями человеческой культуры. Петрарка и Данте, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Шекспир и Байрон, Бетховен и Гете, Пушкин и Достоевский - он мог часами без устали рассуждать об их творчестве, посвящал им статьи, выступления, стихи. Ему принадлежат отличные переводы поэтов Древней Греции, великих итальянцев, знаменитых европейских поэтов; он переводил с армянского, латышского, финского.

 

Ведущий 1: У него было безошибочное чутье на талантливых людей. Он умел распознать в человеке талант, приближал к себе, помогал выйти в люди. Для него было обычным делом прочесть только что опубликованное произведение никому не известного автора и, почувствовав в нем искру божью, отправиться в гости к писателю - знакомиться, ободрить, порассуждать о литературе. Вяч. Иванов обожал ученые беседы и был удивительным собеседником.

 

Ведущий 2: Прирожденный учитель и наставник, он всегда был окружён слушателями, учениками и последователями. Не удивительно, что именно он стал хозяином знаменитых «сред», собиравших весь цвет культурной жизни Петербурга. Именно он носил имя Вячеслав Великолепный.

 

Вячеслав Иванов о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения Вяч.Иванова.

 

Ведущий 1: А вот портрет жены Иванова - Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал: «Ее лицо походило на лицо «Сивиллы» Микеланджело. В посадке головы было что-то львиное; крепкая прямая шея, отважный взгляд, а также маленькие, плотно прилегающие уши усиливали сходство со львом. Но самым своеобразным в ней были ее краски: волосы белокурые с розовым отливом, а кожа смуглая, благодаря чему особенно выделялись белки ее серых глаз. Она происходила из рода абиссинца Аннибала, знаменитого арапа Петра Великого....»

 

Ведущий 2: Лидия Дмитриевна была человеком ярким, сильным и талантливым. Н.А.Бердяев писал о ней: «Л.Д.Зиновьева-Аннибал была совсем иной натурой, чем Вяч.Иванов, более бурной, порывистой, революционной по темпераменту, стихийной, вечно толкающей вперед и ввысь». После встречи с поэтом она начала заниматься литературой, писала стихи и прозу.  А.Блок назвал эти вещи замечательной книгой.

 

Лидия Зиновьева-Аннибал о себе. Выступление ученицы, выбравшей творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения Л.Зиновьевой-Аннибал.

 

Ведущий 1: Лидия Дмитриевна и стала душой многолюдных собраний на Башне. Первое состоялось в начале осени 1905 года. Она появлялась среди гостей в необычном одеянии - ярко-белом или красном хитоне, поверх него - тога. Такую одежду она носила и в обычной жизни. Принимая гостей, хозяйка любила сидеть не в кресле или на диване, которых в квартире было предостаточно, а на ковре посреди комнаты, окруженная подушками. Вокруг нее располагались гости. Если представить себе полумрак, мерцающие в канделябрах свечи, колеблющиеся по стенам тени, может показаться, что находишься в каком-то нереальном мире, в атмосфере игры, театра, мистификации. Все это было в духе того времени, соответствовало особому стилю, принятому в среде художественной интеллигенции.

 

Ведущий 2: Кто только не приходил на Башню к Вяч. Иванову! Здесь можно было встретить самых известных людей из мира науки, театра, литературы - людей различных, порой полярных, взглядов, разных религиозных направлений и общественных пристрастий. За чайным столом сидели рядом религиозные философы, мистики, знатоки оккультизма и даже марксисты.

 

Ведущий 1: «Среды» начались осенью 1905 года, в разгар первой русской революции, но  не было в ученых беседах политики и революционных настроений.  Не случайно А.Белый назвал Башню "символом безвременности". Когда он подолгу гостил у Вяч. Иванова, ему казалось, что находится он не в России с ее глобальными историческими изменениями, а в какой-то другой стране и даже в другом времени.

Вместе с философами и учеными приходили писатели и поэты, артисты, художники, музыканты. За полтора года Башня превратилась в известный за пределами Петербурга литературно-художественный центр.

 

Ведущий 2: Жизнь на Башне замерла на некоторое время в связи со смертью Зиновьевой-Аннибал.  Через год «среды» возобновились. На вечерах по-прежнему царствовали философы и поэты. В полном блеске был представлен Серебряный век русской поэзии: Вяч. Иванов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, М.Кузмин, А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Городецкий, М.Волошин, О.Мандельштам.

 

Ведущий 3: В предутренние часы начиналось чтение стихов. И сразу же стихали дискуссии, забывались разногласия и споры. Принято было читать свежие, еще не напечатанные стихи и непременно в особой манере - торжественно и нараспев. Это пошло от А.Белого и сделалось общим увлечением.

 

Ведущий 4: Сидя на ковре в наполеоновской позе, читал свои стихи мэтр московских символистов В.Брюсов. Это Лидер, так как сумел стать авторитетом нового течения. «Маг, демон», - такую маску создал он себе среди символистов. Наконец, это самый культурный писатель на Руси, по определению М. Горького.

Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным задачам, способность к повседневной тщательной работе – стержневые компоненты личности Брюсова. Многие годы именно он сплачивал течения декадентства, налаживал выпуски журналов символистов, привлекал к ним широкое внимание публики. Он единственный, кто выступит с возражением против статьи Ленина «Партийная организация и партийная литература», утвердив иной смысл поэзии: «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Брюсов был не только поэтом, но и прозаиком, переводчиком, критиком. Никто в символизме не мог сравниться с ним в умении не только сжато и кратко, но и глубоко раскрыть анализируемое явление. Не случайно многие поэты н.20 века считают Брюсова своим учителем.

 

Валерий Брюсов о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения В.Брюсова.

 

Ведущий 3: Появлялась на вечерах начинающая поэтесса А.Ахматова. Дочь Вяч. Иванова вспоминала, как однажды, окруженная гостями, юная Ахматова демонстрировала свою гибкость, проделывая отчаянный цирковой трюк: перегнувшись назад, до самого пола, пыталась схватить зубами спичку, которая торчала вертикально из лежащей на полу коробки. Изящная, тоненькая, в длинном, облегающем платье, она в тот вечер была удивительно хороша.

 

Ведущий 4: Из воспоминаний Г. Иванова, поэта: « Читаются стихи по кругу... Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой. Это жена Гумилева. Она тоже пишет…Гумилев раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе. Он смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта».

-Анна Андреевна, вы прочтете?

- Я прочту.

На лицах – равнодушно-любезная улыбка. Конечно, не серьезно, но мило, не прада ли? – Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой. Что скажет В. Иванов? Вероятно, ничего. Промолчит. Зачем же напрасно обижать… Иванов молчит – минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ее руку.

-Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии.

 

Анна Ахматова о себе. Выступление ученицы, выбравшей творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой.

 

Ведущий 3: Однажды Иванов с едва заметной насмешливостью предложил Гумилеву, вместо того чтобы отвергать символизм, создать собственное направление в литературе, а А.Белому шутя поручил сочинить для Гумилева платформу. Началось обсуждение, кто-то произнес слово «акме» (греч. высшая степень чего-либо, цветущая сила). Иванов вскользь заметил, что не мешало бы Гумилеву стать «акмеистом». Гумилев принял вызов и, сохраняя бесстрастный вид, заявил: «Вот и прекрасно: пусть будет же – акмеизм».

 

Ведущий 4: И акмеизм действительно появился. Через несколько лет оформилось новое литературное направление.

Вяч. Иванов любил Гумилева и всегда охотно принимал его. После первого путешествия по Африке Гумилев увлекательно рассказывал на «средах» о своих странствиях. Завораживающие слушателей истории сменялись чтением стихов.

 

Николай Гумилев о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения Н.Гумилева.

 

Ведущий 3: Анна Ахматова вспоминала: «Он сначала только лечил душу путешествиями и стал настоящим путешественником.  В 1916 году он сказал: «Ты научила меня верить в Бога и любить Россию».

Николай Степанович не любил мои ранние стихи. Ho когда в 1911 Г. 25 марта он вернулся из Аддис Абебы и я прочла ему мои последние стихи, он сразу сказал: «Ты - поэт, надо делать книгу».

 

Ведущий 4: Перед нами выдержка из протокола приговора Николаю Гумилеву. «Гумилев Николай Степанович 35 лет, бывший дворянин, филолог, член коллегии издательства «всемирная  литература», женат, беспартийный, бывший офицер, участник Петроградской боевой контрреволюционной характера, желал бы иметь в распоряжении некоторую сумму для технических надобностей».

« Приговорить к высшей мере наказания  - расстрелу». Позднее выяснилось, что вины за поэтом не было.

 

Ведущий 3: М. А.Кузмин везде был своим - в кругу литераторов, художников, музыкантов, театральных деятелей. Это разносторонне одаренный человек: поэт, прозаик, критик, композитор и музыкант. А.Блок называл его высоким и прекрасным поэтом.

 

Ведущий 4: И в семье Вяч. Иванова его считали своим человеком. Отвели ему две комнатки, и он месяцами жил на Башне. На «средах» исполнял задушевные песни, написанные на собственные стихи. Слушатели обожали его пение. Вот как вспоминает об этом А.Белый: «... мы обращались к Кузмину: "Михаил Алексеевич, ну-ка сыграйте-ка, спойте-ка....» И Кузмин препокорно усаживался за рояль, чтобы петь, петь и петь до 4-х часов ночи». Впечатление усиливала необычная внешность Кузмина: огромные "византийские" глаза и «нечто столь древнее, что хотелось спросить его: «Скажите откровенно, сколько Вам лет?», но не решаешься, боясь получить в ответ "Две тысячи..." (из воспоминаний М.Волошина).

 

Михаил Кузмин о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения М.Кузмина.

 

Ведущий 5: Отношения А.Белого и Вяч. Иванова не всегда были безоблачными. Случались, по словам Белого, "моменты яркой ярости", сменявшиеся сердечной нежностью. Взаимные неудовольствия и расхождения во взглядах не мешали каждому из них ценить и восхищаться талантом другого.

 

Ведущий 6: Очень нравились Иванову рассказы А.Белого о московской жизни, он не раз просил: "Ну, Гоголек, начинай московскую хронику". Называл "Гогольком", потому что видел в его творчестве черты сходства с Н.В.Гоголем. И это меткое словечко, попавшее в цель, сохранилось, навсегда осталось с Белым.

А. Белый был человеком высочайшей эрудиции, не случайно А. Блок скажет о нем: «Он такой же, как всегда. Гениальный, странный».

 

Андрей Белый о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения А.Белого.

 

Ведущий 5: Те, кто встречался на Башне с Блоком, навсегда сохранили память о том, как звучала в авторском исполнении его лирика. Здесь он читал знаменитую, ставшую хрестоматийной «Незнакомку».

 

Ведущий 6: О том, как это происходило, рассказал в своих воспоминаниях К.И.Чуковский: «Я помню ту ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку», - кажется, вскоре после того, как она была написана им. Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова…мы, художники, поэты, артисты, возбужденные стихами и вином - а стихами опьянялись тогда, как вином, - вышли под белесоватое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый (он всегда загорал ранней весной), взобрался на большую железную раму, соединяющую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом, и мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами, и вдруг, едва только он произнес последнее слово, из Таврического сада, который был тут же, внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение....»

 

Видеофрагмент из фильма Л.Парфенова «Российская империя» о чтении А.Блоком  стихотворения «Незнакомка». Аудиозапись чтения автором.

 

Александр Блок о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока.

 

Ведущий 5: Иванов никогда не переставал восхищаться поэзией Блока, считал его первым из современных поэтов России, сравнивал с принцем Гамлетом, имея в виду благородство, красоту и трагизм его лирики.

 

Ведущий 6:   Невозможно перечислить всех поэтов - известных и начинающих, побывавших на Башне. Авторы многих мемуаров с искренней признательностью писали об этом приюте поэтов.

     Одним из них был Осип Эмильевич Мандельштам.

 

Ведущий 5: Дважды в жизни, дваждыа что - было. Лонникеи/. О в своем поэтическом  творчестве Мандельштам, великий поэт, человек небольшого роста, непоседливый, задиристый, с гордо вскинутой головой и длинными ресницами, в молодости жизнерадостный и легкомысленный, дважды в жизни этот странник, чувствующий себя как дома, в мировой культуре и бесприютный и бездомный на Родине, далекий от текущей политики и гражданских страстей, отважился на акт жертвен­ного мужества, ожидать от которого было как бы даже невозможно. В 1918 году героической и мудрой модой он прославил эту революцию и ее вождя, Ленина, а в 1933 году убийственными стихами заклеймил и осмеял наследника и палача революции.

 

Ведущий 6:  Стихи он писал с детства. В 1910 году в журнале «Аполлон» были впервые опубликованы его произведения, здесь же он знакомится с Н. Гумилевым, с Блоком, А. Ахматовой, входит в новое литературное течение – акмеизм.

 

Осип Мандельштам о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения О.Мандельштама.

 

Ведущий 5:  С.Городецкий учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. Его опубликованные книги стихов — символистские произведения с фольклорным уклоном. Но в 1910-е гг. Городецкий разошёлся с символистами и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов. В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам», среди которых были С. Есенин и Н.Клюев.

Он воевал, некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. В начале 20х годов много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную.

 

Сергей Городецкий о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения С.Городецкого.

 

Ведущий 6:  Максимилиан Волошин дебютировал как литературный критик. Его статьи утверждают художественные принципы модернизма, вводят новые явления русской литературы в контекст современной европейской культуры. «Волошин был необходим эти годы, — вспоминал Андрей Белый, — без него, округлителя острых углов, я не знаю, чем кончилось бы заострение мнений…». «Совопросником века сего» именовал его Ф. Сологуб, называли его и «поэтом-отвечателем».

 

Ведущий 5:  Стихов поначалу писалось немного, и почти все они были собраны в книге «Стихотворения. 1900-1910». «Руку настоящего мастера», «ювелира» увидел в ней рецензент В. Брюсов. После революции Максимилиан Волошин осел в Коктебеле. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту».

 

Ведущий 6:  В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).

 

Максимилиан Волошин о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения М.Волошина.

 

Ведущий 7: Всегда непредсказуемы были на Башне появления З.Гиппиус и Д.Мережковского.

Высшие взлеты и падения — полярный и постоянный диапазон поэзии Гиппиус. В своих стихах она безжалостно обнажает свою душу. Правдивость, искренность, «единственность» поэзии Гиппиус признавали и те, кто говорил об умозрительности, «сухости», холодной сдержанности ее стихов (написанных от мужского лица). В 1900-1910-х годах она — признанный литературный мэтр, хозяйка литературного салона.

 

Ведущий 8: Она всегда вела себя вызывающе-бесцеремонно, ее острых суждений, нелицеприятных оценок боялись и к ним прислушивались. В конце 1919 Гиппиус с Мережковским нелегально эмигрируют из России в Польшу, а с ноября 1920 станут жить в Париже. Но и здесь она организует литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа» (1927-1939), посетителями которых были Г. В. Иванов, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич, М. А. Алданов, А. М. Ремизов, И. А. Бунин, литературная молодежь.

 

Зинаида Гиппиус о себе. Выступление ученицы, выбравшей творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения З.Гиппиус.

 

Ведущий 7: Муж З.Гиппиус, Мережковский, был не менее колоритной фигурой. Мережковский дал литературе модернизма образец романного цикла как особой повествовательной формы. Именно благодаря Мережковскому с 1900-х существенно меняется статус исторического романа. «Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до конца большой художник, не до конца проницательный критик, не до конца богослов, не до конца историк, не до конца философ» – это высказывание А.Белого точно схватывает сущность жизненной и творческой драмы одного из создателей той блистательной и болезненной эпохи в истории русской культуры, которую ныне привычно именуют Серебряным веком».

 

Ведущий 8: Горячо приветствовав февральскую революцию 1917 и приход к власти Временного правительства, октябрьский переворот Мережковский категорически не принял. Для писателя это событие знаменовало разгул «хамства», воцарение «народа-Зверя», смертельно опасного для всей мировой цивилизации. В январе 1920 Мережковские тайно перешли приграничную линию фронта и навсегда покинули Россию.

 

Дмитрий Мережковский о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения Д.Мережковского.

 

Ведущий 7: Один из гостей на башне - Федор Сологуб. Свой поэтический дар будущий писатель ощутил в возрасте двенадцати лет. Журнал «Северный вестник» сыграл особую роль в биографии Сологуба. Именно в нём он стал широко публиковаться в 1890-е годы, псевдоним «Фёдор Сологуб» был придуман в редакции журнала.

 

Ведущий 8: К началу 1910-х годов Фёдор Сологуб стал полноправным участником литературной жизни России. Сейчас, на башне, он сух, строг, важен. Его писательская судьба нелегка, ведь полноправно он вошел в литературу, когда ему было за 40. Математик по образованию, он доказал в своем стихотворении, что жизнь – неизбежное, медленное приготовление к неизбежной смерти. Он считал, что искусству доступна только ложь, красивая и утешительная: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из нее сладостную легенду, ибо я – поэт».

 

Фёдор Сологуб о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.Сологуба.

 

Ведущий 7: Футуристы – одно из течений русского литературного модерна. Это направление, абсолютно отличное от всех предыдущих и последующих. Вместе с символистами и акмеистами они стали той эпохой, которая и получила название «Серебряный век» русской поэзии. И если у символистов была башня, у акмеистов кабаре «Бродячая собака», то у футуристов собрания и диспуты проводились несколько по-иному. Одни названия их манифестов – «Рыкающий парнас», «Дохлая луна», «Идите к черту!», «Крематорий здравого смысла» – говорят о бунтарском духе поэтов, желающих стать «глашатаями», «рогом», «лицом» своего времени.

 

Ведущий 8: Одним из них был Велимир Хлебников, «Председатель земного шара», как он сам себя назвал. В 1909 г. он вошел в круг поэтов-символистов. Хлебников стал бывать на «башне» на литературных «средах», где его переименовали на славянский лад в Велимира, посещал «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где познакомился с Ал.Толстым, О.Мандельштамом, Н.Гумилевым. Однако в символистских журналах стихи Хлебникова не печатали. Велимир был и сознавал себя чужаком в этом кругу, несмотря на старательное следование символистским канонам. В 1910 г. будучи уже сложившимся поэтом, Хлебников отошел от символизма.

 

Велимир Хлебников о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения В.Хлебникова.

 

Ведущий 7: Успех к И.Северянину пришёл после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913, предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков, даже скептически относившихся к футуризму.

 

Ведущий 8: Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало 1912). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским, Кручёных, Хлебниковым). Северянин был избран публикой «Королём поэтов» на выступлении в московском Политехническом музее в 1918 г.

 

Игорь Северянин о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения И. Северянина.

 

Ведущий 7: Но самым ярким представителем футуризма, без сомнения, явился Владимир Маяковский. Его талант, который нельзя принять однозначно,  раскрылся в поэтических произведениях. Обилие неологизмов, авторский синтаксис, лесенка, ставшая «визитной карточкой», и многие другие находки сделали тексты поэта сразу узнаваемыми.

 

Ведущий 8: По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Сложные отношения с возлюбленной, перемена в отношении к процессам, происходящим в стране, привели поэта к трагическому выбору.

 

Владимир Маяковский о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта. Сообщение интересных фактов биографии (1 минута) и выразительное чтение наизусть стихотворения В. Маяковского.

 

Ведущий 1: Вот такими неоднозначными были поэты серебряного века. Нашу гостиную можно было назвать «Поэтические индивидуальности Серебряного века».

 

Ведущий 2: Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство…
и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века!
Надежды и разочарование, взлеты и падения, обретения и потери…
А что ждало человека впереди! Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…

 

Ведущий 3: Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры.

 

Ведущий 4: Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

 

Ведущий 5: Так что же объединяло таких разных поэтов?

Все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном объединении России.

 

Ведущий 6: Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.

Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму.

 

Ведущий 7: Все они новаторы в области звуковой организации и ритмико - интонационной структуры поэтического произведения.

Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.....

 

Ведущий 8: Слышите колокольчик? Он звонит тише и тише. Серебряный век уходит дальше и дальше, оставляя нам свои стихи.

 


Серебряный век. Среды на башне

Серебряный век. Среды на башне

Ведущий 1: Особенностью дома был угловой выступ, похожий на башню с куполом

Ведущий 1: Особенностью дома был угловой выступ, похожий на башню с куполом

Она происходила из рода абиссинца

Она происходила из рода абиссинца

Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным задачам, способность к повседневной тщательной работе – стержневые компоненты личности

Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным задачам, способность к повседневной тщательной работе – стержневые компоненты личности

Ведущий 3: Анна Ахматова вспоминала: «Он сначала только лечил душу путешествиями и стал настоящим путешественником

Ведущий 3: Анна Ахматова вспоминала: «Он сначала только лечил душу путешествиями и стал настоящим путешественником

Ведущий 6: О том, как это происходило, рассказал в своих воспоминаниях

Ведущий 6: О том, как это происходило, рассказал в своих воспоминаниях

Он воевал, некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом

Он воевал, некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом

Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до конца большой художник, не до конца проницательный критик, не до конца богослов, не до конца историк,…

Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до конца большой художник, не до конца проницательный критик, не до конца богослов, не до конца историк,…

Велимир Хлебников о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта

Велимир Хлебников о себе. Выступление ученика, выбравшего творчество этого поэта

Ведущий 6: Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии

Ведущий 6: Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2022